Научная статья на тему 'Эволюция насилия и динамика компромисса: коэффициент кровопролитности как верификатор гипотезы техно-гуманитарного баланса'

Эволюция насилия и динамика компромисса: коэффициент кровопролитности как верификатор гипотезы техно-гуманитарного баланса Текст научной статьи по специальности «Психология»

540
46
Поделиться

Текст научной работы на тему «Эволюция насилия и динамика компромисса: коэффициент кровопролитности как верификатор гипотезы техно-гуманитарного баланса»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

мии преобладает над идеалами группоцентризма. Именно эта позиция может привести к итоговому принятию обеих групп и полноценной биэтнической идентичности.

Таким образом, есть два больших уровня проблемы: на первом из них человек ищет свое место среди сталкивающихся этносов, на втором - противостоит самой навязываемой дихотомии. Этот второй уровень подробно раскрыт также в работах М. Рут, в центре внимания которой - отстаивание личностью бирасового происхождения перед лицом дискриминации и отвержения со стороны мира, оберегающего обманчивую ясность представлений об этносе. Люди с биэтнической идентичностью являются таким образом маргиналами, однако маргинальность в современном мире является во многом движущим фактором развития общества. Конструктивные маргиналы оказываются создателями своих субкультур, особых идентичностей, разрушают привычные границы и конституируют новые пространства и критерии принадлежности. В поликультурном мире обращение к опыту людей с позитивной биэтнической идентичностью является ценным для формулирования нового понимания самой природы этнической идентичности. Важно, что хотя многие аспекты этничности усваиваются бессознательно, но от активной позиции личности зависит то, будет ли полиэтничность проблемой или ресурсом.

Итак, люди-посредники в целом описываются как преодолевающие дихотомии собственного мышления; преодолевающие страх одиночества и отвержения, с меньшей зависимостью от референтных групп; имеющие бикультурную компетентность, опыт жизни внутри разных культур; способные гармонично сочетать разные «голоса» своей личности.

Назаретян А.П., Ениколопов С.Н., Литвиненко В.А., Сердюкова О.О. (Москва) ЭВОЛЮЦИЯ НАСИЛИЯ И ДИНАМИКА КОМПРОМИССА: КОЭФФИЦИЕНТ КРОВОПРОЛИТНОСТИ КАК ВЕРИФИКАТОР ГИПОТЕЗЫ ТЕХНО-ГУМАНИТАРНОГО БАЛАНСА1

Исследование значительного числа локальных, региональных и глобальных кризисов антропогенного происхождения позволило выявить закономерную зависимость между тремя переменными: технологическим потенциалом, качеством культурных регуляторов и социальной устойчивостью. Эта зависимость обозначена как закон техно-гуманитарного баланса: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции необходимы для сохранения общества.

В формальном аппарате гипотезы различаются внешняя и внутренняя устойчивость. Первая - способность социума противостоять колебаниям природной и/или геополитической среды растет пропорционально технологическому потенциалу. При этом, однако, вторая - способность избегать катастроф, спровоцированных человеческой активностью, - снижается, если технологическое развитие не уравновешено совершенствованием культурных регуляторов, включая социальные ценности и нормы. Разбалансированное общество становится менее «дуракоустойчивым», т.е. более уязвимым по отношению к колебаниям массовых настроений и эмоций, капризам влиятельных лидеров и прочим случайным факторам.

Как показывает исторический опыт кризисных ситуаций, с нарушением

1Работа выполнены при поддержке РФФИ, грант № 04-06-80072.

Раздел IV. Психология и вызовы современности

техно-гуманитарного баланса происходит всплеск экологической и/или геополитической агрессии, который сопровождается социально-психологическим синдромом Предкризисного человека (Homo prae-crisimos): ощущением вседозволенности, безнаказанности, специфическим комплексом катастрофофилии и т.д. Результатом становится исчерпание ресурсов экстенсивного роста, завершающееся чаще всего надломом и катастрофическим разрушением общества. Тем не менее, в некоторых случаях, когда антропогенный кризис охватывал обширный географический регион с высоким уровнем культурного разнообразия, его обитателям удавалось найти кардинальный выход из эволюционного тупика. Это в каждом случае было обеспечено комплексом сопряженных преобразований: ростом удельной продуктивности технологий, информационного объема индивидуального и коллективного интеллекта, совершенствованием социальной организации и системы культурных ценностей.

Такие радикальные изменения, во многом необратимые, становились переломными вехами общечеловеческой истории. Описано не менее семи глобальных революций, следовавших за масштабными кризисами, вызванными деятельностью культурно разбалансированного общества.

Мы полагаем, что закон техно-гуманитарного баланса служил селективным механизмом на всем протяжении человеческой истории и предыстории: социумы с декомпенсированной агрессивностью последовательно выбраковывались из исторического процесса.

Для концептуальной и эмпирической верификации гипотезы используется ряд ее нетривиальных следствий. Одно из них состоит в том, что в долгосрочной ретроспективе, с последовательным ростом убойной силы оружия и демографической плотности, процент жертв социального насилия от численности населения не возрастал. Для проверки этого следствия введен индекс коэффициента крово-пролитности (Bloodshed Ratio (BR)). Индекс выражает отношение среднего числа преднамеренных убийств (k(At)) к численности населения (p(At)). Число преднамеренных убийств складывается из суммы военных жертв, жертв «мирных» политических репрессий и бытового насилия; именно последнее из слагаемых всегда составляло львиную долю общей суммы.

При сравнительном расчете коэффициента кровопролитности для различных культур и исторических эпох (с использованием доступных данных и специальных формул) обнаруживается неустойчивая тенденция, состоящая в снижении социального насилия на протяжении тысячелетий. Это парадоксальное наблюдение рассматривается как одно из косвенных подтверждений справедливости гипотезы.

Петрушин С.В. (Казань) ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ

«Любовь»... Это понятие вызывает больше лирические, нежели научные ассоциации, а тема любви гораздо больше проработана в литературе и в искусстве. Не в последнюю очередь это связано с крайне расширительной трактовкой понятия «любовь», что делает ее очень сложным объектом для психологических исследований.

Несмотря на общие источники социокультурного происхождения (мифы, книги, средства массовой коммуникации), единого, конвенциального понятия любви нет. Эта неясность порождает такие же неясные, противоречивые, а иногда и нереалистические ожидания между партнерами. В результате таких ожиданий порождаются неверные предсказания и неадекватные расчеты во взаимоотношениях, что