Научная статья /Research article Эволюция молдавско-румынских отношений: вчера, сегодня, завтра
З. Д. Тодуа
Депутат Парламента Республики Молдова (2010-2014 гг.)
Аннотация. Отношения между Молдавией и Румынией - это уникальная история двух родственных народов, которые многими воспринимается как один. Образовавшись в XIV в., княжества Валахия и Молдавия на определенном этапе должны были составить единое государство. И, если бы им сопутствовало немного везения, так бы и произошло. Причем, единое государство могло быть названо Румынией, но, вполне обосновано, могло стать и Молдавией. В результате продолжительного соперничества Российской и Османской империй, после очередной русско-турецкой войны, по Бухарестскому мирному договору в 1812 г. Бессарабия -междуречье Прута и Днестра - отошла к России. С этих пор в течение 200 лет Бессарабия находилась под контролем и влиянием России, в последствии - Советского Союза. Распад СССР в 1991 г. не привел к объединению Румынии и Молдавской ССР. И на это были и есть весомые причины. Тем не менее многие и в дальнейшем рассчитывали и даже были убеждены, что история отношений Румынии и Молдовы непременно завершится объединением, как история двух Германий - ФРГ и ГДР. Однако вопреки подобным прогнозам на карте мира по-прежнему существует Республика Молдова. У неё немало внутренних проблем и противоречий, но она есть, и она развивается. Как бы то ни было, пока история взаимоотношений Румынии и Молдовы развиваются по сценарию отношений Германии и Австрии.
Ключевые слова: Молдова, Румыния, унионисты, «молдовенисты», национальная идентичность, кризис, менталитет, традиции, сценарии, перспектива.
Для цитирования: Зураб Тодуа. Эволюция молдавско-румынских отношений: вчера, сегодня, завтра // Постсоветские исследования, 2024; 2(7): 150-165.
Evolution of Moldovan-Romanian relations: yesterday, today, tomorrow
Zurab Todua
Member of the Parliament of the Republic of Moldova (2010-2014)
Abstrad. Moldovian and Romanian relations is unique story between two relate nations. Many people still think that it is one. Valakhia and Moldova kingdoms were found in XIV century at certain stage should be one state. And if only they had a little bit of luck, it should be happened. It is interesting that unique state might be called Romania, but logically, it should have name Moldova. As a result of the long-term rivalry between the Russian and Ottoman empires, after another Russian-Turkish war, according to the Treaty of Bucharest in 1812, Bessarabia - the area between the Prut and Dniester rivers - ceded to Russia. From then on, for 200 years, Bessarabia was under the control and influence of Russia, and later of the Soviet Union. The collapse of the USSR in 1991 did not lead to the unification of Romania and the Moldavian SSR. And there have been good reasons for this. Nevertheless, many experts continued to count and were even convinced that the history of relations between Romania and Moldova would certainly end in unification, like the history of the two Ger-manys - the Federal Republic of Germany and the German Democratic Republic. However, contrary to such forecasts, the Republic of Moldova still exists on the world map. It has many internal problems and contradictions, but it exists, and it is developing. Be that as it may, so far the history of relations between Romania and Moldova is developing according to the scenario of relations between Germany and Austria.
Key words: Moldova, Romania, history, Moldova, Romania, unionists, "мoldovenists", national identity, crisis, mentality, traditions, scenarios, perspective
For citation: Zurab D. Todua. Evolution of Moldovan-Romanian relations: yesterday, today, tomorrow // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 2(7): 150-165. (In Russ.)
Введение.
В последние два года Республика Молдова (РМ) часто попадает на станицы мировых СМИ. И это не только потому, что граничит с Украиной. С 2009 г., после утраты власти Партией коммунистов (ПКРМ) новое руководство страны провозгласило своей стратегической целью вступление в ЕС. За прошедшие 15 лет на этом пути удалось достичь определенных успехов. В 2014 году Молдова подписала с ЕС Соглашение об ассоциации и получила безвизовый режим. В 2023 г. РМ вместе с Украиной получила статус кандидата в члены ЕС.
Вместе с тем этот внешнеполитический курс сопровождается постепенной утратой суверенитета и нарастанием внутренних проблем. В частности, Соглашение об ассоциации вступило в противоречие с Зоной свободной торговли, которая действовало в рамках торгово-экономических связей с Россией и СНГ. Это привело к частичному разрыву экономических связей и резкому ухудшению уровню жизни населения. Не спадает напряжение в отношениях Кишинева с Приднестровьем и Гагаузской автономией. Некоторые представители правящей Партии действия и солидарности (PAS) считают, что автономию Гагаузии надо упразднить, а приднестровскую проблему «урегулировать» при помощи Украины, пользуясь тем, что Москва (как им кажется) помешать этому не сможет [Нантой].
Молдавия небольшая страна. Однако в силу целого ряда здесь пересеклись интересы многих государств: России, США, Великобритании, Турции, Германии, Румынии, Украины. Интерес к Молдове возрос многократно в связи с началом вооружённого конфликта между Россией и Украиной1. Это объяснимо: граница между Молдовой и Украиной простирается почти на тысячу километров. Военные действия обострили противоречия и внутри страны. Симпатии населения Молдовы разделились примерно поровну - в пользу Украины и России.
1 Несмотря на то, что конфликт продолжается уже два года, ни Россия, ни Украина не объявили друг другу состояние войны Официальное название в России -
Важнейшим аспектом внешней и внутренней политики Молдову являются её отношения с Румынией, которые на протяжении веков прошли необычную эволюцию.
Следует отметить, что история отношений двух стран изучена вполне основательно. В XX в. в Румынии и в Молдавии этой теме были посвящены сотни, если не тысячи исследований. В Молдавской ССР - это была приоритетная тема. Основная задача историков состояла в том, чтобы обосновать закономерность отдельного от Румынии существования молдавского языка и молдавской нации и, соответственно молдавской государственности, которая на тот момент входила в состав
Советского Союза на правах союзной республики [Брысякин 1969, Лазарев 1974, Царанов 2002].
В Румынии, наоборот в межвоенный период (1918-1940 гг.) стремились доказать закономерность пребывания Бессарабии (территория между Прутом и Днестром) в составе Румынии [1о^а]. В послевоенный период к теме подходили в целом сдержано, учитывая союзные отношения с СССР.
После 1991 г. ситуация изменилась. В румынской историографии, как и следовало ожидать, возобладала точка зрения о том, что Молдова и Бессарабия являются исторической частью «румынских» территорий, а Молдавская АССР (образована в 1925 г.) и МССР (1940 г.) является проектом И. Сталина.
В Республике Молдова историки разделились на два лагеря. Часть перешла на позиции коллег из Румынии [Драганев 2001]. Другая часть осталась на позициях «молдо-венизма» - существования молдавского языка, нации и государства [Стати 2002, Ре-пида 2008, Царанов 2002]. Своя отдельная историческая школа стала формироваться и в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике [Шорников 1997].
Понятно, что и в Румынии, и в Молдавии, и в Приднестровье на процесс исследования
Специальная военная операция (СВО). В Украине это называют «агрессией» и «вторжением».
темы самое серьезное влияние оказывала политическая конъюнктура. Весьма немногим авторам нового времени удалось избежать соблазна не поддаться искушению соответствовать требованиям исторической эпохи. Тем не менее таким профессиональным, маститым и заслуженным авторам, как В. Цара-нов, С. Брысякин, Л. Репида, П. Шорников, Н. Йорга и некоторым другим, удалось насколько это было возможно объективно, изложить основные события истории Румынии и Молдавии.
Предыстория вопроса.
В исследовании вопроса об эволюции молдавско-румынских отношений никак не обойтись без краткой предыстории вопроса. Это необходимо для понимания современных реалий в отношениях двух стран и, вместе с тем, для выявления «проблемных зон» в прошлом и настоящем. Не вдаваясь в излишние подробности, обозначим наиболее важные вехи в истории Румынии и Молдавии.
Независимое Молдавское княжество образовалось в 1359 году. Ранее, в 1330 году появилось княжество Валахия (карта 1). В дипломатической переписке, документах и исторических исследования их часто называли Дунайскими княжествами. Практически сразу после появления эти княжества стали подвергаться давлению со стороны более сильных соседей - Османской империи, Польши и Венгрии.
В середине XV века в вассальную зависимость от Османской империи попадает сначала Валахия, а затем, после смерти самого именитого и талантливого молдавского господаря Штефана III Великого (1504), которому почти полвека удавалось отбиваться от притязаний Стамбула на свои земли, и Молдавия.
XV и XVI века для Валахии и Молдавии прошли под гнетом Османской империи. Помимо ежегодной дани и разнообразных поборов, которые сдерживали экономическое развитие края, еще два фактора способствовали росту недовольства в княжествах: абсолютное неприятие ислама, стремление защитить свою христианскую православную веру, и отсутствие у Стамбула привлекательного проекта будущего. Неудивительно, что в
обоих княжествах знать постепенно стала искать поддержки за рубежом. Польша для этой цели не годилась - она быстро слабела, и, кроме того, будучи католической страной, не могла быть привлекательной для Валахии и Молдавии.
В XVII веке молдавские господари с Москвой связывают надежды на избавление от османского господства и религиозного гнета. Несколько раз - в 1656, 1674, 1683 гг. и в дальнейшем Молдова обращается к русским царям с просьбой принять
княжество в русское подданство.
В XVIII веке крепнущая русская держава стала теснить Османскую империю в Причерноморье. Княжества Молдавия и Валахия превратились в театр военных действий. В результате серии русско-турецких войн Стамбул утратил свои прежние позиции на Кавказе, в Крыму, на северном побережье Черного моря. На рубеже XVIII и XIX веков настал черед Балкан. В 1812 году после очередной русско-турецкой войны был заключен Бухарестский мирный договор, по которому Российская империя приобретала часть Молдавского княжества, территорию между Прутом и Днестром - Бессарабию (карта 2).
После образования княжеств в XIV в., завоевания их Османской империей, 1812 год -один из самых важных, можно сказать - ключевых, в истории отношений Румынии и Молдовы. Если ранее Молдавское княжество по многим позициям лидировало в тандеме Валахия - Молдова, то теперь после утраты половины территории, её положение выглядело весьма бледно. Центр формирования будущей румынской нации сместился в Валахию и её столицу - Бухарест.
Хорошо известно (и довольно затерто) расхожее выражение о бесполезности сослагательного наклонения. Тем не менее, здесь его применить необходимо. Если бы у России тогда хватило сил взять не только Бессарабию, но всю Молдавию, а может и Валахию, и выйти на берега Дуная, то центром формирования нации могла стать именно Молдавия. Тогда Валахии пришлось бы отстаивать свое право на самость, если бы, конечно, в этом была бы потребность. И, возможно сейчас не было бы споров на тему румынского и молдавского языка. Но в 1812 г. перед Российской империей стояла более
важная задача - сосредоточить все силы для отражения надвигающейся агрессии наполеоновской Франции. Проблема освобождения единоверцев на Балканах была отодвинута на второй план. С 1812 г. Бессарабия на 200 лет вошла в сферу влияния России, и во многом такое положение дел продолжает сохраняться и в настоящее время.
Тем временем влияние России в Дунайских княжествах продолжало усиливаться. После очередной русско-турецкой войны 1828-1929 гг. по Андрианопольскому мирному договору над Дунайским княжествами был установлен протектора России. Губернатором обоих княжеств и главой военной администрации был назначен генерал П.Д. Киселев (1788-1872 гг.).
Генерал Киселёв находился на этом посту всего шесть лет. Однако оставил глубокий след в истории будущей Румынии. Под его руководством было проведено административное переустройство Валахии и Молдавии. Он стал инициатором и главным автором «Органического регламента» - свода законов, ставшего первой Конституцией Дунайских княжеств. Впервые в их истории было предусмотрено разделение ветвей власти, расписаны права и обязанности различных категорий населения. Генерал П.Д. Киселев заложил основы регулярной румынской армии. Он же предложил румынам в качестве национального флага сине-желто-красный триколор. По существу, европейское влияние в этот уголок континента пришло из России [Тодуа 2009: 285].
Благотворное влияние административного таланта Павла Киселёва на общественно-политическую и экономическую жизнь княжеств было настолько велико, а радикальное отличие от нравов турецких чиновников столь впечатляюще, что в Бухаресте было принято решение увековечить память о русском генерале. По специально организованной народной подписке в Валахии и Молдавии были собраны деньги для того, чтобы установить П. Киселеву памятник в Бухаресте. На встрече с Киселёвым депутация от общественности поинтересовалась у генерала его мнением относительно места расположения памятника. На это П. Киселев ответил: «Если уж вы собрали деньги, то вме-
сто памятника - кто знает, какая его постигнет судьба - предлагаю вам на эти деньги построить бульвар в вашей столице и, если румыны действительно хотят как-то помнить обо мне, окрестите его моим именем...». Так в Бухаресте появилось шоссе генерала Киселёва, которое существует и по сей день [То-дуа 2009: 287].
В 1859 г. на основе Валахии, Трансильва-нии и оставшейся части Молдовы образовалась Румыния. Россия поддержала появление нового государства в Юго-Восточной Европе. После русско-турецкой войны 18771878 гг. Румыния, вместе с Болгарией и Сербией, обрела независимость.
Попытка создания «Великой Румынии» Бессарабский вопрос.
Ещё одним ключевым моментом в истории отношений Румынии и Молдавии является попытка создания «Великой Румынии». Воспользовавшись распадом Российской империи, Румыния в 1918 г. ввела свои войска в Бессарабию.
Пребывание в составе королевской Румынии в памяти жителей Бессарабии отложилось именно как оккупация [сборник статей]. Несмотря на все попытки Бухареста освоить этот край и добиться лояльности от местного населения. В 20-30 гг. прошлого века Румыния переживала сложный период своей истории, который сопровождался перманентным экономическим кризисом и политической нестабильностью. У Бухареста просто не хватало средств, времени и компетентных кадров для того, чтобы заниматься планомерным развитием Бессарабии, равно, как и других регионов страны. В итоге задача обеспечения порядка и стабильности легла на жандармов и армию.
Все 22 года в составе Румынии в Бессарабии действовало военное положение. Правительству пришлось держать здесь половину всего корпуса жандармов. Местное население не раз поднимало восстания, которые жестоко подавлялись, вызывая осуждение европейской общественности.
Москва не признавала отторжения Бессарабии и настаивала на её возвращении в состав Советского Союза [Виноградов 1996]. В международных отношениях межвоенного времени эта тема получила известность как Бессарабский вопрос.
Важнейшим следствием этих 22 лет в истории Бессарабии и Молдавии стала негативная память населения о периоде пребывания в составе Румынии. Причём время не смогло стереть из воспоминаний эти впечатления. Рассказы о том, как тяжело было жить «под румынами» передаются из поколения в поколение до сих пор.
26 июня 1940 г. Советский Союз предъявил ультиматум Румынии, предложив в кратчайшие сроки очистить Бессарабию. Осознавая бессмысленность сопротивления Бухарест принял требования Москвы. Однако здесь надо отдать должное традиционно сильной румынской дипломатии. Руководство Румынии в ответной ноте сумело закрепить выгодный для себя правовой статус данного процесса. В документе было выражено согласие не на «возвращение» территорий, которые Советский Союз считал принадлежащими себе, опираясь на исторические и международно-правовые основания, а на вынужденную «эвакуацию» румынский войск и администрации [Тодуа 2013: 122].
Эта формулировка оставляет Бухаресту «окно» для потенциального реванша в будущем.
Румыния в войне против СССР 1941 -1945 гг.
Проигранное соперничество за Бессарабию предопределило участие Румынии в войне против СССР на стороне гитлеровской Германии. Населению это подавалось как необходимость «освобождения оккупированных СССР территорий». К слову, примерно также участие во Второй мировой войне нередко преподносится и в наше время [Shumann, Negra: 24]. Правда, диктатор Румынии маршал Антонеску единодушно осуждается за то, что отдал приказ войскам не остановится на Днестре, а идти дальше, вглубь территории СССР, вместе с войсками фашистской Германии.
Ион Антонеску был ревностным союзником Германии. Он выжимал из Румынии всё, что было возможно. Из 10 млн т нефти, которые в 1941-1944 гг. ежегодно получала Германия и её союзники, 8,7 млн т (!) поставляла Румыния. При населении в 13.5 млн человек Румыния мобилизовала в армию 1,1 млн солдат. Безвозвратные потери на всех фронтах Второй мировой оцениваются примерно 600
тыс. человек, в том числе на Восточном фронте - 480 тыс.
Участие в военных действиях на советско-германском фронте превратилось для румынских армий в настоящую катастрофу. После Сталинградской битвы настроения в Румынии радикально изменились. Справедливости ради, следует отметить, что они и ранее не были чрезмерно воинственными. 23 августа 1944 г. в Бухаресте произошел военный переворот, который возглавил молодой король Михай I. Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и, благодаря этому, по итогам войны сумела сохранить за собой Трансильванию. О притязаниях на Бессарабию в 1945 г., понятное дело, в Бухаресте никто не помышлял.
В современной Румынии фашистский режим Антонеску осуждён, также, как и участие Румынии в массовом истреблении евреев, цыган, представителей других национальностей [Назария С. 2005].
1991 год: почему объединение Румынии и Молдовы не состоялось?
После обретения Молдавией независимости очень многие политики, эксперты, журналисты внутри страны и ща её пределами были уверенны, что объединение Молдавии с Румынией произойдет очень скоро. Сторонники объединения полагали, что это неизбежно. Они исходили из того, что в Молдавии проживают румыны, и что они, румыны, после объединения Германии, остались единственной в Европе разделённой нацией.
Сторонников объединения вдохновлял тот факт, что в 1989 г. в Румынии был свергнут режим Н. Чаушеску [Тодуа 2021] и страна пошла по демократическому пути развития. В Бухаресте поддерживали это стремление и разрабатывали планы поддержки унионистских настроений в Молдавии. В начале 1990-х гг., казалось, не будет никаких серьезных препятствий для объединения. Тем не менее, ни в 1991 г., ни в последующие годы оно не состоялось. На рубеже веков эта тема вообще отошла на второй план под влиянием других, более актуальных проблем.
После вступления Румынии в ЕС, в 2007 г. вопрос об объединении снова стал обсуждаться на разных уровнях в Бухаресте и Ки-
шиневе. Особую активность проявил президент Румынии Т. Бэсеску. Он оседлал эту тему, предлагал руководству Молдавии взять на себя защиту её интересов в ЕС, вместе «войти в Европу», создать конфедерацию двух государств.
В качестве инструмента давления на официальный Кишинев руководство Румынии пыталось использовать процесс получения жителями Молдавии румынского гражданства. На сегодняшний день число граждан РМ, ставшими обладателями паспортов Румынии приближается к миллиону. Тем не менее, это никак не отражается на положении двух государств. Более того, румын вполне закономерно расстраивает тот факт, что большинство уроженцев Республики Молдова рассматривают румынский паспорт лишь только как возможность свободного перемещения и трудоустройства в странах Европейского Союза. Никакой особой политической активности новые граждане Румынии не проявляют. На выборах парламента или президента Румынии из упомянутого миллиона человек голосует не более двух-трех десятков тысяч [Беседа].
Анализ проблемы подводит к следующим выводам. Объединения Румынии и Молдовы не произошло по следующим причинам:
1. Сильные настроения против объединения в Молдавии, особенно в селах и небольших городах. Осознание себя большинством молдаван отдельной нацией, продолжающиеся дискуссии на тему румынский/молдавский язык.
2. Негативное отношение к теме объединения национальных сообществ (меньшинств), которые составляют 30-35% населения Республики Молдова.
3. Негативная память о межвоенном периоде (1918-1940 гг.).
4. Наглядный пример запрутской Молдовы, где уровень жизни населения заметно ниже по сравнению с остальной частью Румынии.
5. Отношение румын к молдаванам на бытовом уровне, как к заблудшим «младшим братьям».
6. Интересы политической элиты РМ.
По данным различных социологических
опросов в 1990-е и 2000- гг. сторонниками
"унири" в Молдавии было около 7-12% от всего состава населения. Политические партии, выступающие с откровенно унионист-ских позиций, никогда не проходили в парламент. В то же время затяжной период политической и экономической нестабильности привел к тому, что в последние годы число сторонников объединения увеличилось примерно до 15-20%. По мнению экспертов это связано с тем, что некоторая часть людей, устав от потрясений переживаемого времени, теряет надежду в перспективы проекта молдавской государственности.
Румыния и Молдова: нации, язык, государства.
Формирование румынской нации происходило на основе народов, населяющих Валахию, Молдавию и частично Трансильва-нию в XIX в. Решающим периодом в этом процессе стала вторая половина XIX в., когда жители различных регионов Валахии и Молдавии, объединенные границами единого государства, стали ощущать себя румынами. Другим значительным этапом в формировании румынской нации и румынского самосознания стало создание «Великой Румынии» в 1918 году, когда к королевству были присоединены Трансильвания и Бессарабия (Карта 3).
Складывание румынской нации происходило в сложных условиях, когда более сильные соседние государства претендовали на территории, которые в Бухаресте считали «своими». Многократная смена власти в Трансильвании и Бессарабии осложняла процесс формирования румынской нации. Тем не менее, в прошлом веке он, в основном, завершился в определенных после Второй мировой войны границах.
Проблемы и трудности, с которыми сталкивалась Румыния, как государство с момента своего создания в 1859 г., а также постоянное изменение границ, естественным образом привели к тому, что вопрос нации, языка и государства являются чрезвычайно
чувствительными, чтобы не сказать, болезненными (Карта 4). 1
И это вполне объяснимо. Страна не обладает прочной экономикой и сильной армией. С соседями - Украиной, Венгрией, Болгарией, - сохраняются территориальные трения и разногласия. Венгрия, например, в той или иной форме владела Трансильванией 8 веков. А тут еще Республика Молдова, при наличии так называемой запрутской Молдовы - той самой части бывшего Молдавского княжества с центром в Яссах, которая осталась после раздела 1812 г. Можно понять, почему так неспокойно и нервно в Румынии реагируют на разговоры о существовании молдавской нации, языка и государства.
Присоединение Бессарабии к Российской империи привело к тому, что местное население в течение почти 200 лет, с незначительными перерывами, развивалось отдельно -сначала от запрутской Молдовы, затем и от Румынии. Пребывание в составе России означало отмену прежних поборов и дани, а также притеснений по религиозному признаку. У местного населения появилась возможность развития в составе и под защитой государства, которое находилось на более высокой ступени экономического и культурного развития, нежели Оттоманская империя. Жители региона в подавляющем большинстве положительно отнеслись к этому событию.
Вместе с тем, произошел отрыв Бессарабии от основной части Молдавии. Она стала развиваться отдельно. Можно утверждать, что в XIX-XX вв. молдаване днестровско-прутского междуречья оформились как отдельная нация, сначала на этническом уровне, потом на политическом, с образованием Молдавской ССР.
Это явно не народность, а именно нация, которая сформировалась под влиянием исторических обстоятельств и социально-экономических условий в результате развития в составе Российской империи и затем Советского Союза в отрыве от основной части ро-маноязычного (румынского) населения, проживающего за рекой Прут. В Бессарабии, а
затем в Молдавской ССР молдаване были связаны единой территорией, экономикой, языком, культурой и национальным самосознанием.
Молдаване Бессарабии по объективным причинам не принимали и не могли принять участия в формировании румынской нации. Формирование румынской нации происходило отдельно.
22 года пребывания Бессарабии в состав Румынского королевства не привели к радикальным переменам обозначившихся особенностей местного населения. Наоборот, неспособность Румынии освоить этот край, и проявленная при этом жестокость, закрепили у бессарабских молдаван негативное восприятие румын и «румынизма». Румыния не смогла «переварить» Бессарабию и ассимилировать местное население, в том числе и потому, что обнаружились колоссальные отличия в менталитете, традициях, культуре, и национальном самосознании между румынами и молдаванами.
Безусловно, румыны и молдаване — это две родственные нации. При этом следует констатировать, что как у сторонников признания молдаван румынами, так и у сторонников признания их молдаванами, отличными от румын, есть множество своих сильных аргументов. Исторических, языковых, культурных и прочих.
Тем не менее, ошибкой будет считать, что молдаване - это румыны, не имеющие никаких собственных отличий, и что название молдавский язык и молдавская нация на самом деле не имеют право на существование и являются румынским языком и румынской нацией. Так же ошибочно утверждение, что это две разных нации и два разных языка.
Молдаване и румыны - это родственные нации, сформировавшиеся на основе родственных народностей, говорящие фактически на одном языке (румыны - на румынском, молдаване - на молдавском варианте румынского языка) с общей исторической культурой, и, в определенной степени, с общими традициями.
1 Автор не раз убеждался в этом лично во время дискуссий с румынскими коллегами историками и политиками на различных конференциях в Бухаресте, Си-биу, Брашове.
Вместе с тем молдаване и румыны обладают разной на протяжении последних 200 лет историей и в этой связи - разным менталитетом, культурой, традициями и национальным самосознанием вследствие отдельного развития бессарабских молдаван от за-прутских молдаван и валахов, а также экономического, политического и культурного влияния России и СССР [Тодуа 2013: 200201].
Особо следует выделить национальное самосознание молдаван. Оно оказалось чрезвычайно сильным и устойчивым к влиянию извне. Несмотря на годы мощнейшей прору-мынской пропаганды, обещания всевозможных благ в составе «объединенной Европы», предоставление румынского гражданства. Молдаване по-прежнему считают себя молдаванами, хотя это выводит из себя отдельных представителей молдавской интеллигенции (считающей себя румынами) и радикальных националистов.
Если бы в Молдавии было бы массовое стремление к объединению, сотни тысяч людей вышли бы на центральную площадь Кишинева еще в начале или середине 1990-х гг. Никакие преграды и запреты их бы не остановили. Но в том-то и вопрос, что никакого массового движения за объединение не было, и нет. Ни в 1990-е гг., ни теперь. Расчеты сторонников объединения на национальный порыв начала 1990-хгг. и повторение германского сценария, когда в Берлине миллионы людей вышли на улицы и под вспышки сотен фото и кинокамер смели бетонную стену, не оправдался. Более того, с 1991 г. история Румынии и Молдавии пока развивается по сценарию Германии и Австрии.
Молдаване и тогда и теперь готовы съездить в Румынию за покупками, на отдых или в гости, к друзьям или родственникам, не против приобретения румынского паспорта из прагматичных соображений, могут горячо поспорить о политических событиях в Молдавии и за её пределами, но выскажутся против предложения объединиться. Прежде всего, в силу своего национального самосознания, которое выработалось на протяжении прошедших 200 лет.
Таким образом, несмотря на усилия части представителей местной интеллигенции, которая считает себя румынской, несмотря
на пропаганду СМИ Молдавии, и Румынии и финансовую поддержку Румынией СМИ, общественных организации и политических объединений в Молдавии на протяжении более чем 30 лет, румынами пока считают себя меньшинство. Это подтверждают и данные различных опросов.
С образованием Румынии название государства и этноним Валахия безболезненно отошел в область исторической памяти. С Молдавией все обстоит иначе. Видимо потому, что жизненная энергия, культурная основа, генетическая память народа прочнее и основательнее.
Но время идет. Растет новое поколение молдаван, воспитанное на румынских учебниках и книгах. По ним в школах и ВУЗах Молдавии учат румынский язык и историю румын. Румынские стандарты обучения истории, литературе, географии и другим предметам действуют в учебных заведениях страны. И так продолжается до настоящего времени. Благодаря этому новые поколения граждан Молдавии, родившиеся после 1991 г. мало, знают об истории своей страны. А то, что знают, считают румынской историей. О всемирной истории у них также довольно искаженное представление. Только настойчивые и любознательные поймут, почему их отцы и деды отрицательно относились к идее объединения в 1930-е, 1970-е и 1990-е гг. прошлого века.
Перспектива (вместо заключения).
В 2009 г. парламент РМ отменил закон, согласно которому чиновникам и лицам, занимающим высшие государственные посты запрещено обладание гражданством другого государства. С тех пор все президенты, премьер-министры, председатели парламента, за редким исключением, является гражданами Молдавии и Румынии. Большинство депутатов от правящей в Молдавии партии PAS обладают румынским паспортом. На выборах президента Румынии осенью 2019 г. в ту пору глава правительства РМ М. Санду сделала сэлфи на пороге посольства Румынии, куда, будучи гражданкой этого государства, направлялась голосовать. Между прочим, процедура получения гражданства Румынии предусматривает клятву на верность.
В Молдавии ни для кого ни секрет, что большинство представителей нынешнего руководства страны являются сторонниками идеи унионизма - объединения, точнее - растворения Молдовы в Румынии. Однако отрицательное отношение к этой идее большинства населения сдерживает порывы правящей партии. Тем более в текущем году предстоят президентские, а в следующем - парламентские выборы. Сторонники «унири» перед выборами стараются не афишировать свои взгляды, дабы не потерять голоса избирателей.
Вероятнее всего истоки унионизма лежат в комплексе неполноценности некоторой части молдавской интеллигенции. Они не считают нужным гордиться своей страной (говорят, что не за что), и с готовностью принимают систему ценностей соседнего государства. Одним из очевидных признаков этого комплекса неполноценности является абсолютно безосновательная надежда на благотворное влияние вступления Молдовы в Евросоюз. Причем не в качестве полноценного члена, а как нахлебника. С легкой руки либералов вступление в ЕС преподносится как панацея от всех проблем и бед, и как источник нескончаемого потока дармовых денег.
В силу различных исторических обстоятельств в Молдавии не сформировался устойчивый слой населения, занятых интеллектуальным трудом. В начале XIX в. молдавское княжество было разделено между Российской империей и Турцией. Позднее часть молдавской знати приняло участие в формировании румынского государства, при этом сыграло важную роль в создании румынской культуры и румынского литературного языка. Другая часть населения Молдовы попала под влияние русской цивилизации, русского культурного поля.
В XX в., территория Молдавии, наряду с другими государствами, оказалась в водовороте бурных событий мирового масштаба: революции, перевороты, мировые войны, изменение границ, и сопутствующие всему этому жертвы, миграция населения, репрессии тех или иных властей. Только в 1960-197-х гг., во времена нескольких десятилетий стабильного существования в составе СССР в Молдавии смогла, наконец, сформироваться интеллигенция в первом поколении.
В период распада СССР национальное возрождение молдаван приобрело ярко выраженные румынизированные черты, прежде всего за счет возвращения латинской графики языку, ожесточенных дискуссий вокруг названия языка и молдавской национальной идентичности. В обществе и, особенно в среде интеллигенции, произошел глубокий раскол. Некоторая часть приняла румынские ценности, другая - осталась на позициях молдавской национальной идентичности.
Тем не менее, против объединения настроена, прежде всего, молдавская провинция, в которой с 20-30 годов прошлого века укоренилось недоверие к Румынии. Именно поэтому, чтобы устать унионистом, нужно оторваться от своих корней. Настоящий унионист с плохо скрываемым презрениям относится к молдавскому селу. Однако молдавская провинция, это серьезная сила. Молдова - это страна небольших городов и сел. Молдавская провинция питает молдавскую культуру, менталитет, традиции.
И всё же главное препятствие унионизму кроется в гармоничном сочетании достижений второй половины XX века и лучших страниц глубинной истории.
1. В период расцвета Молдавской ССР в 1960-1980 гг. небывалых высот достигла молдавская промышленность. Сотни современных предприятий выпускали качественную продукцию. В том числе трактора, холодильники, морозильники, насосы различных видов, электроприборы и прочее. В Молдавии была создана развитая электронная промышленность, предприятия которой выпускали различные детали и компоненты для авиационной и космической техники.
2. В этот период по настоящему передовым стало молдавское виноделие. Вина и коньяки, созданные в Молдавии, приобрели мировую известность. Многие марки превосходили известные зарубежные образцы. Свои позиции молдавское виноделие сохранило и по сей день.
3. В МССР были созданы передовые животноводческие комплексы, гигантские плантации виноградников и фруктовых садов.
4. Своими достижениями мирового уровня прославилась молдавская наука. Ака-
демия Наук МССР и государственный Университет по праву входили в число лучших на всем пространстве Советского Союза. («Проевропейские» власти ликвидировали Академию наук, как наследие «тоталитарного» советского режима).
5. Социальные достижения Молдавии в 1960-1980-е гг. - бесплатное высшее и среднее образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, покупательная способность и в целом уровень жизни людей - сегодня выглядят нереальными и недостижимыми.
6. В Кишиневе сформировалась уникальная городская культура, представлявшая собой сплав всевозможных достижений и лучших проявлений людей разных национальностей.
7. Наконец, письменное наследие. Летописи Молдавии представляет собой настоящее историческое и литературное сокровище. Особое явление - молдавские монастыри и их вклад в сохранение православной веры после падения Византийской империи в 1453 г.
Россыпь этих богатств была создана и бережно сохранена поколениями людей на территории, которую ныне населяют около 4 млн. человек (включая Приднестровье) -молдаване, русские, украинцы, гагаузы, болгары, евреи и представители других национальностей. Вряд ли это было возможно, если бы не взаимодействие, поддержка, взаимопроникновение и обогащение молдавской культуры и культуры других народов.
Небывалый социально-экономический и культурный взлет Молдавии в 1960-1980-е
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Gheorghe Suman si Cristian Negra. Vanátori de munte. Tacticá si strategia. Revista de Istorie
Militará Romaneascá §i Internacional^. 24 p. IorgaN., Buzatu G., Spinei V., Chirica V., Mihailescu-Birliba V., IonizaI., ... & Rezachevici C. Istoria
romanilor. Ed. Enciclopedicá. (1988). Siscanu E. Regimul totalitar bolsevic in RSS Moldoveneasca (1940 - 1952). Chisinau, 1998. Беседа автора с чиновником госаппарата Румынии, октябрь 2019.
Брысякин С.К., Сытник М.К. Торжество исторической справедливости. 1918 и 1940 годы в
судьбах молдавского народа. Кишинев, 1969. Виноградов В.Н., ЕрещенкоМ.Д., СеменоваЛ.Е., Покивайлова Т.А. Бессарабия на перекрестке
европейской дипломатии. Документы и материалы. Москва. 1996. Драгнев Д. История румын с древнейших времен до наших дней. Кишинев. 2001. Забытый агрессор. Румынская оккупация Молдавии и Транснистрии. Сборник статей. Москва. 2000.
гг. являлся закономерным итогом развития республики в составе Советского Союза и общим результатом 200-летнего влияния русской цивилизации.
Румыны и молдаване сохраняют возможность полного слияния в одном государстве. И вместе с тем сохраняют, отличия, и условия, которые дают основания полагать, что молдаване способны сохранить свою собственную национальную, языковую, ментальную идентичность. Хорошо это или плохо и нужно ли это вообще - решать гражданам Молдавии. Положить конец этим спорам может и должен только сам народ.
В очень непростой и, прямо скажем, необычной судьбе Молдавии есть какой-то мистический смысл. Несмотря на сложную средневековую эпоху с её бесконечными войнами и потрясениями. Несмотря на ассимиляцию и русификацию в XIX в. и затем новые испытания в веке XX в., Молдавия сохранилась.
Исчезли с карты мира либо растворились в более сильных государствах, многие народы и страны. Выпали из повседневного обихода исторические названия, в том числе, Валахия, Мунтения, Семиградье и другие. Часть названий и понятий, такие, например, как Трансильвания, сохранили лишь свое географическое значение.
А Молдавия живёт! Кажется, само провидение оберегает её от растворения и исчезновения и вновь предоставляет шанс молдавскому государству и обществу на Будущее (Карта 5).
Лазарев А.М. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишщинев, 1974.
Назария С. Холокост. Страницы истории. Кишинев, 2005.
РепидаЛ.Е. Суверенная Молдова: история и современность. - ИПФ Центральная тип., 2008. Стати В. История Молдовы. Кишинев. 2002.
СтепанюкВ. Государственность молдавского народа: Ист., полит. и правовые аспекты/Виктор
Степанюк //Ch.: ISFE-P.II Tipografia Centrala. 2006. Тодуа З. Битва за Молдову. Государственники и унионисты на рубеже XX-XXI вв. Кишинев. 2013.
Тодуа З. Молдавия и молдавские коммунисты. Москва. 2009. 285 с. Тодуа З. Последние дни Николае и Иона Чаушеску. Москва. 2021.
Царанов В. Очерки социально-экономического развития Молдовы (1940 - 1960). Кишинев. 2002.
Царанов В. Проблемы истории Молдавии. Кишинев. 2007.
REFERENCES
Beseda avtora s chinovnikom gosapparata Rumynii, oktyabr' 2019. Eto razve literatura? Brysyakin S.K., Sytnik M.K. Torzhestvo istoricheskoj spravedlivosti. 1918 i 1940 gody v sud'bah
moldavskogo naroda. Kishinev, 1969. Caranov V. Ocherki social'no-ekonomicheskogo razvitiya Moldovy (1940 - 1960). Kishinev. 2002. Caranov V. Problemy istorii Moldavii. Kishinev. 2007.
Dragnev D. Istoriya rumyn s drevnejshih vremen do nashih dnej. Kishinev. 2001.
Gheorghe Suman si Cristian Negra. Vanatori de munte. Tactica si strategia. Revista de Istorie
Militara Romaneasca §i International. 24 p. IorgaN., Buzatu G., Spinei V., Chirica V., Mihailescu-Birliba V., IonifaI.,... & Rezachevici C. Istoria
romanilor. Ed. Enciclopedica. (1988). Lazarev A.M. Moldavskaya sovetskaya gosudarstvennost' i bessarabskij vopros. Kishshchinev, 1974. Nazariya S. Holokost. Stranicy istorii. Kishinev, 2005.
RepidaL.E. Suverennaya Moldova: istoriya i sovremennost'. - IPF Central'naya tip., 2008. Siscanu E. Regimul totalitar bolsevic in RSS Moldoveneasca (1940 - 1952). Chisinau, 1998. Stati V. Istoriya Moldovy. Kishinev. 2002.
Stepanyuk V. Gosudarstvennost' moldavskogo naroda: Ist., polit. i pravovye aspekty/Viktor Stepa-
nyuk //Ch.: ISFE-P.II Tipografia Centrala. 2006. Todua Z. Bitva za Moldovu. Gosudarstvenniki i unionisty na rubezhe XX-XXI vv. Kishinev. 2013. Todua Z. Moldaviya i moldavskie kommunisty. Moskva. 2009. 285 s. Todua Z. Poslednie dni Nikolae i Iona CHaushesku. Moskva. 2021.
Vinogradov V.N., Ereshchenko M.D., Semenova L.E., Pokivajlova T.A. Bessarabiya na perekrestke
evropejskoj diplomatii. Dokumenty i materialy. Moskva. 1996. Zabytyj agressor. Rumynskaya okkupaciya Moldavii i Transnistrii. Sbornik statej. Moskva. 2000.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Зураб Тодуа, историк, политолог, автор Zurab Todua, historian, political scientist,
книг по истории постсоветского простран- author of books on the history of the post-Soviet ства, депутат Парламента Республики Мол- space, member of the Parliament of the Republic дова (2010-2014). E-mail: todua.2012@yan- of Moldova (2010-2014). E-mail: dex.ru todua.2012@yandex.
Тодуа З. Д. Эволюция молдавско-румынских отношений: вчера, сегодня, завтра ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта 2.
Тодуа З. Молдавия и молдавские коммунисты. Москва, 2009.
Карта 3.
Тодуа З. Молдавия и молдавские коммунисты. Москва, 2009.
Карта 4.
Тодуа З. Молдавия и молдавские коммунисты. Москва, 2009.
Карта 5.
Тодуа З. Молдавия и молдавские коммунисты. Москва, 2009.