Научная статья на тему 'Эволюция мировоззрения Ференца Листа на фоне интеллектуального климата эпохи'

Эволюция мировоззрения Ференца Листа на фоне интеллектуального климата эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
631
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРЕНЦ ЛИСТ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРООЩУЩЕНИЕ / «ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД» МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГЕРМЕНЕВТИКА / КУЛЬТУРНЫЙ СТИЛЬ / СЕНСИМОНИЗМ / "СИНТЕЗ ИСКУССТВ" / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / ДОКТРИНА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Есман О. С., Калинина Г. Н.

Данная статья посвящена осмыслению некоторых мировоззренческих поисков Ференца Листа (венгерского музыканта, великого виртуоза-пианиста, дирижёра и композитора, творившего на границах культурных стилей ХIХ века). Авторы предпринимают попытку путем погружения в автобиографический контекст выявить некоторые важные факторы и мотивы, которые так или иначе оказали влияние на формирование важных мировоззренческих оснований, определяющим образом сказавшихся на эволюции Листа не только как музыканта, но и как педагога и публициста, человека своего времени, впитавшего в себя «дух» и интеллектуальный климат эпохи. Внимание концентрируется на парижском периоде жизни и творчества Листа, когда пианист был вовлечен в атмосферу социалистических идей сенсимонистов и в определенном плане разделял некоторые доктринальные идеи этого движения. На его фоне художник озадачивается поисками своего собственного места и предназначения в обществе, прибегая для этого ко всем доступным ему языковым системам, выражая свои взгляды в слове, в музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF IDEOLOGY OF FRANZ LISZT ON THE BACKGROUND OF THE INTELLECTUAL CLIMATE OF THE ERA

This article is devoted to understanding some philosophical searches Franz Liszt-Franz Liszt (Hungarian musician, the great virtuoso-pianist, conductor and composer, who created the boundaries of cultural styles of the nineteenth century). The authors attempt to by immersion in an autobiographical context reveal some important factors and motives, which in one way or another, influenced the formation of important philosophical reason, decisively affected the evolution not only as a musician but also as a pedagogue and publicist, man of his time, drawing on the "spirit" and the intellectual climate of the era. Focuses on the Parisian period of life and creativity of the leaf, when the pianist was involved into the atmosphere of Socialist ideas and sensimonistovi in some respects, shared some doctrinal ideas of this movement. On its background artist puzzled searches its own place and purpose in society.

Текст научной работы на тему «Эволюция мировоззрения Ференца Листа на фоне интеллектуального климата эпохи»

УДК 130.2

ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА НА ФОНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛИМАТА ЭПОХИ

ОС. Есман1), Г.Н. Калинина2)

1,2) Белгородский государственный институт искусств и культуры 1) e-mail: [email protected] 2) e-mail: [email protected]

Данная статья посвящена осмыслению некоторых мировоззренческих поисков Ференца Листа - (венгерского музыканта, великого виртуоза-пианиста, дирижёра и композитора, творившего на границах культурных стилей XIX века). Авторы предпринимают попытку путем погружения в автобиографический контекст выявить некоторые важные факторы и мотивы, которые так или иначе оказали влияние на формирование важных мировоззренческих оснований, определяющим образом сказавшихся на эволюции Листа не только как музыканта, но и как педагога и публициста, человека своего времени, впитавшего в себя «дух» и интеллектуальный климат эпохи.

Внимание концентрируется на парижском периоде жизни и творчества Листа, когда пианист был вовлечен в атмосферу социалистических идей сенсимонистов и в определенном плане разделял некоторые доктринальные идеи этого движения. На его фоне художник озадачивается поисками своего собственного места и предназначения в обществе, прибегая для этого ко всем доступным ему языковым системам, выражая свои взгляды в слове, в музыке.

Ключевые слова: Ференц Лист, мировоззрение, мироощущение, «Парижский период» музыкальное искусство, герменевтика, культурный стиль, сенсимонизм, «синтез искусств», общественные идеалы, доктрина, творчество.

Но если музыка нас оставит Что будет с нашим миром?...

(Виктор Гюго).

Осуществляя проекцию на композиторское наследие Ференца Листа, имя которого вошло в сокровищницу мирового музыкального наследия, важно уточнить, по меньшей мере, два аспекта, существенных для содержательного понимания нашей статьи.

Во-первых, Ференц Лист (1811-1886) работал во многих амплуа: начинал с карьеры пианиста-виртуоза, печатался в журналах, со времен Веймарского периода посвятил себя композиторскому творчеству, наконец, преподавал. Убеждения музыканта менялись на протяжении жизни, что не без некоторого основания создавало питательную почву критикам и оппонентам по творчеству.

Во-вторых, в рассматриваемый нами (так называемый «Парижский период» будущий великий композитор, музыка которого и сегодня завораживает нас своими удивительно глубинными мотивами и проникает в душу человека, не ощущал себя таковым, и, говоря просто, - не достиг еще вершин своего дарования. Но совершенно очевидно то обстоятельство, что темы, вопросы, терзания и сомнения, поиски себя и многие иные аспекты реальной жизни, волновавшие и тревожащие пианиста, вовлеченные в орбиту его мировосприятия и мироощущения, выражались в музыке. По сути, мы попадаем в сферу эстетического как «специфического проявления

ценностного отношения между человеком и миром, в сферу эстетики - философской науки «о чувственном знании» 1.

С данных позиций примечательно, что события 1830 года нашли свое отражение в неоконченной «Революционной симфонии». Это первый опыт симфонической программной музыки - так горячо пропагандируемой композитором в дальнейшем. Название сочинения говорит само за себя. Три основных темы, используемых в симфонии отражают стремление к свободе и независимости. Славянская тема - на основе чешкой гуситской песни «Пусть нам блаженная надежда будет утешением» времен Яна Жижки - национального героя Чехии. Так же Лист использует немецкий и французский музыкальный материал: лютеровский хорал «Господь - могучий наш оплот» и знаменитую Марсельезу Хорошо и точно об этом высказывается Я.И. Мильштейн, отмечая, что «После обнаружения и обнародования эскизов революционной симфонии уже невозможно сомневаться в том, что Лист был знаком с сенсимонизмом до июльских дней»2. По всей видимости, нет смысла не сглашаться, с тем, что в движении художник пытался найти себя, свое место и предназначение для будущего общества. Лист стремился выразить взгляды в слове, в музыке - во всех, доступных ему языковых системах.

Для концептуального понимания оснований и многоаспектности генезиса системы мировоззренческих взглядов Ференса Листа важен автобиографический контекст, его смыслы и коннотации, в русле чего мы должны если не распахнуть, то, во всяком случае, «приоткрыть дверь», за которой бурлила своими страстями, желаниями и надеждами культурная жизнь Франции. Прежде всего, потому, что, на наш взгляд, без погружения в культурно-историческую атмосферу конкретной эпохи, минуя «дух» времени и его проблематику, не возможно составить целостное представление о генезисе мировоззрения Мастера.

В этом плане отметим, что июльскую революцию во Франции 1830 года Ференц Лист встречает в Париже. Молодому музыканту всего девятнадцать лет, и он, охваченный всеобщим энтузиазмом, с восторгом воспринимает происходящие события. Это время выхода из кризиса: 1827 год - один из переломных моментов жизни, когда умирает отец Адам Лист. Именно отец привез двенадцатилетнего пианиста, поражавшего всех своим талантом, в столицу Франции. Здесь юный виртуоз надеялся поступить в консерваторию, возглавляемую самим Керубини, но решительный отказ нарушил все планы. (Как пишет Я.И. Мильштейн, Листа не приняли в консерваторию по причине иностранного гражданства). Лист-старший организует выступления сына в салонах, что приносит доход, а так же способствует известности юноши3, который в это время продолжает свое обучение, совершенствуясь как профессионал. Так, например, он берет уроки у капельмейстера Итальянской оперы Фердинандо Паэра по инструментовке, у профессора Парижской консерватории Антонина Рейха по гармонии и контрапункту. Примечательно, что преподавателя по фортепиано после уроков с К. Черни в Вене у Листа не было. За занятиями на фортепиано в этот период следил отец Листа, получающий общие рекомендации из переписки с К. Черни. Кроме того, Лист-младший сам изучал метод Калькбреннера. Помимо исполнительской деятельности, музыкант занимается сочинительством. Уточним, что до настоящего

1 Данилов А.А. Краткий исторический словарь. М, 2014. С. 115.

2 Мильштейн Я.И. Ф. Лист: в двух томах. М.: Музыка, 1956, 1971. С. 96.

3 Как только появляется возможность, отец Листа организует выступление на концертной эстраде для сына. Адаму Листу не нравились атмосфера салонов и условия, в которых работали музыканты. 7 марта 1824 года состоялся первый публичный концерт Ф. Листа в Париже (зал Итальянского оперного театра).

времени из юношеских композиторских работ сохранились опера «Дон Санчо, или Замок любви» и несколько произведений для фортепиано, которые пианист мог исполнять на концертах. Преимущественно это пьесы, удовлетворявшие потребности салонной публики того времени. Сочинения очень виртуозны, демонстрируют тяготение автора к концертности и яркости, так же присущей зрелому Листу. При том, однако же, что перед нами еще не художественные образцы лучших листовских вдохновений. (Его ранние сочинения в большей мере интересны лишь с точки зрения эволюции фортепианного письма композитора). Зрелые произведения будут написаны Листом после парижского периода.

Из юношеских работ особо выделяются «Двенадцать этюдов» ("Etudes pour le piano en douze exercices"), которые в дальнейшем они будут переработаны автором (редакции 1838 и 1851 гг.), в окончательном варианте получив название «Трансцендентные этюды» или «Этюды высшего исполнительского мастерства"» Двенадцать произведений 1826 года - это технические упражнения, напоминающие работы К. Черни, в последней редакции оформятся в высокохудожественные этюды, используемые сегодня в музыкальной практике.

После нескольких концертных турне по Франции, Англии, Швейцарии отец и сын едут в Булонь с целью восстановления сил. Здесь 28 августа 1827 года умирает Адам Лист и юноша погружается в глубокий душевный кризис, выход из которого совпадает с известными событиями июльской революции (1830 г.). Надо сказать, поскольку сам Лист делил свою жизнь на пять актов подобно классической трагедии4, данный жизненный и творческий период он рассматривает как очередной «жизненный акт». Поэтому отнюдь не случайно именно на этом жизненном отрезке специалисты отмечают: музыкант увлекается социалистическими учениями: ему интересны идеи сенсимонистов и аббата Леменне. В частности, исследователь Я.И. Мильштейн, посвятивший Ф. Листу двухтомную работу, пишет о том, что предположительно знакомство с учением Сен-Симона произошло во время кризиса. Возможно, пианист бывал на лекциях Базара, одного из последователей Сен-Симона, в 1829 году. Кроме того, идеи философии сенсимонистов печатались в известных изданиях "Producteur" и "Globe". Листа интересовали вопросы социального устройства, степени значимости искусства для социума, положение художника в обществе.

В данном контексте уместна небольшая историко-культурная экспликация, поясняющая существо основных социальных и культурных позиций сторонников данного движения, ратующих за некую всемирную ассоциацию, объединение людей и братскую любовь: «...человечество призвано составить отныне одну семью и развить свои силы только в мирном направлении»5. Общество должно стремиться к общему благу, важно «.переступить круг чувств, идей и интересов, среди которых мы живем, и вступить в круг, начертанный Сен-Симоном для будущего общества»6. Для реализации декларированных идей на практике предлагался обновленный подход к институту воспитания. Философы описывают в «Изложении учения Сен-Симона»1828-29 гг. два типа воспитания: общее (нравственное) и специальное (профессиональное). Второе предполагает передачу специальных знаний соответственно выбранным категориям труда: согласно сенсимонистам общество будущего должно делиться на

4 Вартанов С.Я. Сцены из «Фауста», или загадка сонаты Листа h-moll // Фортепиано. ЭПТА, 2008, № 1, № 2. С. 26.

5 Изложение учения Сен-Симона / под общ. ред. В.П. Волгина. М.: Издательство академии наук СССР, MCMLXI. С. 140-141. URL: istmat.infol.note/ 28574

6 Там же, с. 135.

людей искусства (их черта - симпатия), ученых (рационализм) и промышленников (материальная деятельность).

Нравственному же воспитанию, как считают сенсимонисты, до сих пор уделялось малое внимание. Недостаток воспитания нравственности («чувств общих и возвышенных» ведет к разрыву общественных связей. Человечество сталкивается с регрессом, движением к «дикой жизни», грубому эгоизму. Тогда промышленник и ученый работают ради собственного обогащения (физического и умственного), а не ради развития человечества. Цель воспитания состоит в том, чтобы привести чувства и поступки каждого члена общества в гармонию с общественными потребностями. Что же до сих пор удерживало человека в рамках морали и нравственности? Закон. Но он может запретить, угрожать наказанием, не имея силы добра. Закон - есть насилие, он может лишь сломать волю человека. Индивидуальность или совесть удерживают человека в рамках морали, но это черта природная, стихийная. Разумеется, такими вопросами задавались не только сенсимонитсты, - значительная часть мыслителей, деятелей сферы культуры, искусства, да и «просто мирян» была вовлечена в орбиту схожих проблем. Не были, как мы убеждаемся, они чужды и Ференцу Листу, тревожа, беспокоя его мысли и душу.

Особая миссия в нравственном формировании общества возлагалась на институт католической церкви (проповедь, катехизис, исповедь) - в границах соответствия учения в плане гармонии католической идеологии потребностям человека. Предполагалось, что «человек будущего» должен извлекать пользу из нравственного обучения в течение всей жизни, общество при этом обязано позаботиться о том, чтобы в таком обучении у него не было недостатка. Старые знания по мере становления и взросления могут не пройти проверку временем в соответствии с новыми жизненными факторами. И здесь сенсимонисты говорят о важности чувства наряду с рациональностью. «Для того, чтобы индивид согласился окунуться в начертанный для него круг, недостаточно, чтобы ему были известны цель общества и средства к ее достижению; необходимо, чтобы эта цель, эти средства являлись для него предметом любви и желания» .

Особый интерес лично для нас представляют воззрения сенсимонистов на сферу искусства и на роль творчества для человека, на миссию художника-мастера, творца. Представители данного движения подчеркивали весомую роль людей искусства в преобразовании общественного устройства и человека. Эти идеи, конечно, привлекали многих, в том числе они импонировали Листу. Согласно сенсуалистам, ученые могут констатировать факт необходимости, но они не способны вызвать чувства, любовь. Именно творческие люди, обладающие симпатией, способны давать импульс, необходимость. Общество всегда поддавалось увлечению благодаря различным формам выражения чувств. Умозаключения же были косвенными, второстепенными средствами: «.. .не существует общества там, где нет желанной цели, где объединенных индивидуумов не ведут, не направляют, не увлекают наиболее пылко стремящиеся к достижению указанной цели» .

Здесь, как нам представляется, мировоззренческие контексты творческого наследия композитора, ставшего достоянием мировой художественной культуры, перекликаются с герменевтикой оригинального русского философа Густава Шпета, по праву отдававшего искусству приоритетную роль в воспитании, облагораживании

7 Изложение учения Сен-Симона / под общ. ред. В.П. Волгина. М.: Издательство академии наук СССР, MCMLXI. С. 148. URL: istmat.infol.note/ 28574

8 Там же, с. 150.

человека, в развитии его внутреннего мира, морального и душевного облика. Это с одной стороны. С другой же стороны, в вопросе относительно синтетичности искусства (дискутируемой и неоднозначной темы даже с высоты сегодняшнего дня) мы не находим у них явной общности позиций.

Скажем, если мы обратимся к шпетовским текстам и контекстам, образующим собой его философско-герменевтический дискурс, то увидим, что в цикле работ мыслитель резко критикует идею «синтеза искусств» как «кощунственную» и чуждую всемирной культуре. Как отмечают исследователи, «...помещая театральное искусство в сферу художественного творчества, Шлет оппонирует направлению, отрицавшему принадлежность театра к искусству. Отсюда понятно, почему выдвинутая символистами идея «синтеза искусства и жизни» не только не встречает у Шпета поддержки как чуждая существу понимания театра, но и вызывает острую критическую реакцию на данную идею как на принципиально неприемлемую9. Ключевые аспекты полемики вокруг спорной формулы: «искусство есть жизнь» или «жизнь - искусство, «создание» из жизни искусства» отражена в шпетовских «Эстетических фрагментах», Такую позицию в духе декаденства, он называет «фатовством и пошлостью»10. Лист, напротив, склонен к идее «синтеза искусств». (Но этот аспект не самоцель нашей статьи, а предмет отдельного разговора).

Вернемся, однако же, следуя логике наших рассуждений, к Ференцу Листу, который, будучи разочарованным послереволюционной ситуацией, приходит к мысли о необходимости преобразовать социум. Он продолжает идею стремления к единению, создания ассоциаций. Воспитательно-нравственную функцию музыкант отводит, конечно же, искусству. Отсюда некоторая жреческая роль творческого человека и тяготение к синтезу различных видов искусств. Позже идея общности, единости искусства ярко воплотится в музыке, в частности в цикле «Годы странствий»: «Мыслитель» вдохновленный скульптурой Микеланджело, «Соната-фантазия по прочтении Данте», «Обручение» по картине Рафаэля, Сонеты Петрарки и т.д.

Показательно, что в 1835 году Лист опубликовал эссе "De la situation des artistes, et de leur condition dans la societe" ("О положении художников и об условиях их существования в обществе"). Работа была напечатана шестью частями в течение мая-октября 1835 года. В ноябре того же года вышло значительное дополнение. Пианиста, видевшего низкое положение музыканта в обществе, интересовали идеи социализма. В последней, шестой части "De la situation..." он призывает к объединению, объявляет о необходимости создания социального движения музыкантов. Такому обществу автор эссе назначает функции выдвижения проектов, направленных на поощрение музыкального искусства. Но в восьми постулируемых пунктах шестой части "De la situation..." мы читаем не просто развитие искусства ради искусства. Для музыканта очень важна воспитательная роль музыки. Она (и искусство вообще) - сила, связующая людей, способная вдохновить, повести за собой. Для общества важно воспитать настоящих патриотов и граждан, радеющих не только о собственном благополучии. По Листу искусство способно и должно выполнять функцию воспитания, он настаивает на введении музыкального образования в школах, где с детства должны исполнять специально подобранные «гражданские» песни.

9 Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Проблема театрального искусства (синтез искусств) в герменевтике Г.Г. Шпета // Научный диалог: Молодой ученый. Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической конференции 22 января 2017 г. Изд. ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2016. С. 23.

10 Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. С. 352.

Весьма интересна и оригинальна разработанная композитором система («Восемь требований») будущей ассоциации музыкантов Листа:

1) каждые пять лет проводить конкурс работ в основных музыкальных жанрах;

2) музыкальное образование в школах, введение «религиозных» (моральных и гражданских) песен, специально сочиненных для того, чтобы их исполняли дети;

3) реформа церковной музыки;

4) фестивали симфонической музыки, устраиваемые государством;

5) активное поощрение оперной, концертной и камерной музыки;

6) создание новой, отличающейся от существующей, музыкальной школы с отделениями в провинциях;

7) курсы по истории музыки и эстетике в этой школе или школах;

8) недорогие издания величайших музыкальных произведений прошлого и настоящего, научных исследований и диссертаций, которые исследуют и объясняют их.

Строго говоря, устремленность к единению людей у Листа, как и у сенсимонистов, должно быть опосредовано братской любовью. Так, социалистические идеи перекликаются с христианским учением. Церковную музыку пианист предлагает реформировать (п. 3). Внимание к музыке гражданского направления, так и внимание к реформации музыки церковной подтверждает стремление Листа к демократизации искусства. Оно должно воспитывать индивидуумов всех классов общества с детских лет (п. 2, 6, 7), должно быть доступно (п. 1, 4, 5, 8). Мысль о значимости искусства в воспитании человека, личности напоминает о постулатах сенсимонизма, достаточно хорошо нам известных сегодня.

То есть, сама атмосфера, царившая во французских салонах того времени, способствовала приобщению к основным социальным учениям, что, собственно, и произошло: вольно или невольно, отчасти не отдавая себе отчет, Лист оказался сопричастным к течению сенсимонистов. Хотя, скорее всего, нельзя с полным основанием говорить о том, что будущий музыкальный гений был хорошо и глубоко знаком с ведущими доктринальными идеями сенсимонистов (при том, разумеется, некоторые из них он склонен был принять и отчасти разделял и приветствовал, отразив таковые в музыкальных мотивах и образах).

В целом же мы, предпринимая попытку проследить основные мотивы эволюции мировоззренческих оснований Ференца Листа в парижский период его жизни и творчества, приходим к обобщению о существенном влиянии доктринальных идей и идеологии сенсимонизма, оказавшихся весьма привлекательными в плане творчества, искусства, миссии человека. И, во-вторых, в данный период формирование концептов-образов, воплощенных в музыкальном дискурсе Листа-копмозитора, протекает на контексте интеллектуального климата эпохи, на богатом фоне социальных, политических, идеологических и культурных перипетий общественного устройства. Именно контекст и атмосфера эпохи во многом «диктуют» общий фон и смысловой каркас культурных практик, в том числе и в сфере искусства, которое, со своей стороны, выполняет важную общественную миссию, «приводя тем самым человека к адекватному восприятию «картины мира»11. И вновь Ференц Лист и его прекрасная музыка оказывается для нас своевременен и желаем.

11 Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Наука. Искусство. Культура / Научный рецензируемый журнал БГИИК. Вып. 1 (13). Белгород, 2017. С. 116.

Список литературы

1.Вартанов С.Я. Сцены из «Фауста», или загадка сонаты Листа h-moiy/Фортепиано. - ЭПТА, 2008, № 1, 2.

2.Данилов А.А. Краткий исторический словарь. - М, 2014.

3.Изложение учения Сен-Симона / под общ. ред. В.П. Волгина. - М.: Издательство академии наук СССР, MCMLXI. - 258 с. - URL: istmat.infol.note/ 28574

4.Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Проблема театрального искусства (синтез искусств) в герменевтике Г.Г. Шпета // Научный диалог: Молодой ученый: Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической конференции 22 января 2017 г. - Изд. ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2016. - 56 с.

5.Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Коммуникативное измерение мира и человека // Наука. Искусство. Культура / Научный рецензируемый журнал БГИИК. - Вып. 1(13). - Белгород, 2017. -С. 110-116.

6.Мильштейн Я.И. Ф. Лист: в двух томах. - М.: Музыка, 1956, 1971. - 598 с.

7.Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 602 с.

8.Locke R.P. Liszt on the Artist in Society // Franz Liszt and his world: Princeton univercity, 2006. - С. 291302.

EVOLUTION OF IDEOLOGY OF FRANZ LISZT ON THE BACKGROUND OF THE INTELLECTUAL CLIMATE

OF THE ERA

O.S. Esman1}, G.N Kalinina2)

1,2) Belgorod state institute of arts and culture 1) e-mail: [email protected] 2) e-mail: [email protected]

This article is devoted to understanding some philosophical searches Franz Liszt-Franz Liszt (Hungarian musician, the great virtuoso-pianist, conductor and composer, who created the boundaries of cultural styles of the nineteenth century). The authors attempt to by immersion in an autobiographical context reveal some important factors and motives, which in one way or another, influenced the formation of important philosophical reason, decisively affected the evolution not only as a musician but also as a pedagogue and publicist, man of his time, drawing on the "spirit" and the intellectual climate of the era. Focuses on the Parisian period of life and creativity of the leaf, when the pianist was involved into the atmosphere of Socialist ideas and sensimonistovi in some respects, shared some doctrinal ideas of this movement. On its background artist puzzled searches its own place and purpose in society.

Keywords: Franz Liszt, Outlook, attitude, "Parisian period" art music, hermeneutics, cultural style, sensimonizm, "synthesis of the arts, social ideals, doctrine, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.