ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Эволюция миграционных процессов на постсоветском пространстве и его
особенности Абдыкеримова А. А.1, Джоробекова А. Э.2
'Абдыкеримова Алия Алмазбековна / Abdykerimova Aliya Almazbekovna — аспирант, кафедра политологии,
2Джоробекова Айнур Эшимбековна /Djorobekova Ainur Eshimbekovna - кандидат исторических наук, профессор,
кафедра истории и регионоведения, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика,
Аннотация: в статье с целью описания характера миграционной ситуации на территории стран бывшего Советского Союза рассмотрены 5 его этапов. Анализ эволюции миграционных процессов на постсоветском пространстве показывает его качественные изменения в последнее время. Миграция вначале имела хаотичный и вынужденный характер, но со временем она приобрела более определенные формы. В свою очередь, государства активизировали свои усилия по регулированию миграционных процессов, обусловленные тенденцией усиления межстранового сотрудничества в различных областях и большей координации политики на фоне интеграционных процессов в регионе. Ключевые слова: миграция, нелегальная миграция, миграционные потоки, вынужденная миграция, миграционная политика, мигрантофобия.
УДК 323.1:325.1
Вот уже больше двух десятилетий назад, как страны, входившие когда-то в СССР, получили независимость. В одночасье внутригосударственные связи превратились в межгосударственные отношения, а внутристрановая миграция населения стала международной, по большей части вынужденной и хаотичной. Сегодня же миграция приняла более определенный и целенаправленный характер, во многом обуславливая социально-экономическое развитие всего региона.
При этом отсутствие опыта управления международными миграционными потоками привело к появлению лакун нормативного регулирования миграции, в частности отсутствию четкого правового статуса мигрантов и закрепленных за ними прав, в результате чего на постсоветском пространстве возник целый ряд проблем, в первую очередь нелегальная миграция. Поэтому на протяжении долгого времени межстрановое сотрудничество в этой области сводилось исключительно к борьбе с нелегальной миграцией. И только в середине 2000-х был запущен процесс разработки механизмов сотрудничества в области управления миграцией, создания законодательной базы, которая бы отвечала современным реалиям, а также гармонизации уже существующего законодательства (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int).
Для того чтобы лучше понять современные миграционные процессы на постсоветском пространстве, необходимо рассмотреть их эволюцию и отличительные черты.
Так, для описания характера миграционной ситуации на территории стран бывшего Советского Союза можно выделить несколько этапов, каждому из которых присущи свои движущие факторы миграции и структура миграционных потоков:
1) Первый этап (1991-1995 гг.): непосредственно связан с последствиями распада СССР. Образование новых независимых государств происходило, в основном, по принципу этнической консолидации, что было сопряжено с целым рядом факторов, которые провоцировали миграцию населения. В частности, рост национализма, этническая дискриминация, нарушение гражданских прав и свобод. Следовательно, основным мотивом мигрантов была боязнь остаться в новом государстве в качестве этнического меньшинства. Кроме того, население стремилось покинуть крайне нестабильные политические регионы и зоны военных конфликтов. Таким образом, можно сделать вывод, что миграция на данном этапе зачастую носила вынужденный характер.
Россия превратилась в центр притяжения миграционных потоков, около 6 млн. человек переехали в Россию из соседних стран, при этом более 70 % из них были русскими по национальности. И, несмотря на то, что этнические меньшинства также активно выезжали из России в государства, где они были титульными нациями, соотношение выезжавших из России и въезжавших в страну равнялось 1:4 (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int).
Важнейшей чертой данного этапа стала масштабная эмиграция в страны дальнего зарубежья. Так, в этот период из стран СНГ выехало более 1,5 млн. человек, преимущественно в Германию (52 %), Израиль (28 %) и США (15 %). Необходимо отметить, что эмиграция в эти государства также носила
этнический характер - более 80 % выезжавших имели еврейские и немецкие корни (Международная организации по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int/russian/publications/CARMP).
Также, в 1991-1995 гг. получила широкое распространение экономическая миграция, которая была вызвана тяжелой социально-экономической ситуацией на всем постсоветском пространстве. Экономическая миграция в зарубежные страны была эпизодической, позволяя мигрантам заработать деньги для обеспечения своего существования и вернуться на родину. Учитывая отсутствие опыта работы за рубежом, многие выбирали неформальные способы зарабатывания, например, покупка небольшого количества потребительских товаров с целью их перевозки через границу и продажи в своей стране (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int).
2) Второй этап (1996-2001 гг.): сокращение масштабов вынужденной миграции, вследствие относительного улучшения политической и социально-экономической ситуации; ликвидации или замораживания вооруженных конфликтов; ослабления дискриминационных тенденций в обществе и исчерпания источников вынужденной миграции - большинство из тех, кто хотел уехать, уехали на первом этапе.
Вместе с тем, все большую роль стали играть экономические мотивы миграции. Если в экономике России наблюдались позитивные сдвиги, то того же нельзя было сказать об экономике других стран СНГ, в которых безработица стала настоящим бичом общества. На этом фоне значительно возрос поток мигрантов в Россию, которые либо стремились обосноваться в ней на постоянной основе, либо приезжали на временные заработки. Для многих домохозяйств экономическая миграция была чуть ли не единственной возможностью выжить в непростых экономических условиях. Доходы работавших за рубежом мигрантов представляли собой значительную часть бюджета их семей: 25-30% в Армении, около 40% на Украине, 70-80% в Таджикистане, 40-50% в Молдове (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int/).
Данный этап характерен распространением феномена нелегальной трудовой миграции в Россию. Это было обусловлено сочетанием безвизового режима, облегчавшего пересечение границы, и сложностью и бюрократизированностью процессов регистрации и приема на работу иностранных граждан. Большинство мигрантов, которым было необходимо кормить свои семьи, не хотели проходить через множество запутанных и длительных процедур, и в конечном счете отдавали предпочтение полулегальному или нелегальному статусу. Работодателям, в свою очередь, также был выгоден нелегальный рынок труда, принимая во внимание длительность процедуры оформления разрешений на привлечение иностранных граждан и постоянно растущее предложение рабочей силы из стран СНГ, зачастую готовой на любые условия.
Временные поездки граждан бывших союзных республик имели большое значение для формирования малого и среднего предпринимательства, а также для развития смежных отраслей экономики - рост сети мелкооптовых и розничных торговых предприятий; появление чартерных авиакомпаний; увеличение объемов международных транспортных перевозок и т. д.
Интересно, что активное участие титульных наций Центральноазиатских и Закавказских республик в миграционных процессах после распада Советского Союза значительно отличается от советского периода, когда их мобильность была крайне низкой. Так, 88% киргизов проживали в свой республике и 98% в центральноазиатском регионе; что касается других национальностей, то соотношение было такое: узбеки - 85% и 97%; туркмены - 93% и 98%; таджики - 75% и 9% (Международная организация по миграции: [сайт]. URL: // http://moscow.iom.int).
3) Третий этап (2002-2006 гг.): непосредственно связан с повсеместной тенденцией более жесткого отношения к мигрантам и к миграции в целом после терактов 11 сентября 2001 г. На постсоветском пространстве в рамках борьбы с угрозами национальной безопасности произошло смещение в сторону силового подхода к регулированию миграционных процессов. Россия, как основная страна-реципиент, направила все усилия на ликвидацию нелегальных форм миграции и ужесточение административных мер против нелегальных мигрантов, что, однако, не принесло желаемых результатов по причине процветавшей коррупции в правоохранительных органах. Одной из основных мер, предпринятых Россией на этом направлении, было делегирование полномочий по контролю за миграцией Министерству внутренних дел, которое всегда выполняло исключительно функции силового ведомства (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int). Подобное решение спровоцировало формирование в обществе негативного отношения к мигрантам, которые теперь по определению считались правонарушителями. Одновременно с этим, мигрантофобия и ксенофобия развивались у населения из-за деятельности средств массовой информации по нагнетанию межнациональной обстановки и разыгрыванию политиками национальной карты для увеличения своей популярности. В результате, в российском обществе сформировался крайне негативный образ мигранта из ближнего зарубежья, искоренить который уже было невозможно.
В то же время притягивающие факторы миграции в Россию сохраняли свою актуальность для мигрантов, поскольку экономическая ситуация на родине все еще оставляла желать лучшего. Кроме того, к этому времени уже были налажены миграционные сети, которые значительное облегчали пребывание в чужой стране. Таким образом, государственная политика России, направленная на борьбу с нелегальной миграцией, не только не решила проблему теневого рынка труда, но и привела к утрате государством контроля над миграционными процессами.
На этом этапе уже можно говорить об этно-профессиональной сегментации российского рынка труда и образовании «этнических ниш занятости» мигрантов. (Международная организации по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int).
Третий этап также характеризуется появлением новых центров притяжения мигрантов и новых направлений миграционных потоков. В частности, в начале 2000-х гг. активно развивающийся Казахстан стал привлекать все больше мигрантов из Центральной Азии. Более того, в силу географического положения Украины и Молдовы изменилась их роль в миграционных процессах. Если раньше для этих стран было свойственно только восточное направление миграционного потока, то в начале 2000-х гг. близость Европейского Союза все чаще давала о себе знать, что привело к формированию западного направления миграционного потока.
4) Четвертый этап (2007-2011 гг.): обусловлен кардинальным изменением миграционной политики России, которое произошло вследствие осознания серьезности демографического кризиса в стране и потенциала международной трудовой миграции для его решения. Отныне бывшие республики Советского Союза рассматриваются как основные партнеры в этой области. В этой связи, была изменена система трудоустройства и постановки на учет мигрантов из государств СНГ, с которыми Россия имеет безвизовый режим. Подобные меры способствовали увеличению законно пребывающих в России мигрантов из СНГ: только в 2007 г. на миграционный учет было поставлено примерно 7 млн. граждан ближнего зарубежья. (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int).
Рост миграционных потоков, в свою очередь, привел к росту финансовых потоков, которые имели большое значение для экономики стран-доноров. Так, по данным за 2007 г., денежные переводы мигрантов составляли существенную часть ВВП: 36,2% - в Таджикистане, 36,2% - в Молдове, 27,4% -в Кыргызстане (Всемирный банк: [сайт]. URL:// http:// siteresources.worldbank.org).
В 2008 г. разразился мировой экономический кризис, повлекший за собой сокращение производства и спад спроса на рабочую силу. Для сокращения масштабов безработицы Россия предприняла попытки сократить приток мигрантов на свою территорию. Например, в 2009 г. была в 2 раза сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы, что привело к сокращению числа официально работающих граждан СНГ - в 2009 г. - на 8%, в 2010 г. - еще на 15% (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int).
В целом, кризис оказал негативное влияние на миграционную обстановку на постсоветском пространстве. Во-первых, произошел возврат к доминированию нелегальных форм занятости мигрантов, который был выгоден работодателям для поддержания конкурентоспособности при снижении спроса. Во-вторых, еще большее распространение получили антимигрантские настроения. В условиях ухудшения благосостояния и повышения уровня безработицы россиянам нужно было найти виновных, и они нашли их в лице трудовых мигрантов из СНГ, которые якобы занимали рабочие места граждан России.
Важно, что на фоне мигрантофобии со стороны населения государство не предприняло жестких мер по высылке мигрантов на родину или ограничению возможности привлечения иностранной рабочей силы, что свидетельствует о понимании важности фактора трудовой миграции для социально-экономической и политической стабильности на постсоветском пространстве. Кроме того, в этот период было впервые озвучено, что мигранты способствуют не только развитию экономики своих стран, но и развитию экономики России - мигранты вносят в экономику России примерно 6-8% ВВП (Международная организация по миграции: [сайт]. URL:// http://moscow.iom.int).
5) Пятый этап (2012 г. - настоящее время): выделяется вследствие структурных изменений на постсоветском пространстве, связанных с формированием Единого экономического пространства, которое окончательно институционализирует межгосударственную миграционную политику. Так, с 1 января 2012 г. вступили в силу Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (прекратило действие с момента вступления в силу 01.01.2015 г Договора о Евразийском экономическом союзе (Справочно-правовая система «Консультант Плюс».: [сайт]. URL:// http:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc), в который, по сути, были перенесены его основные положения) и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств. Оба они имели большое значение: первое - способствовало либерализации доступа на рынок труда граждан стран-членов ЕЭП и закреплению за мигрантами и членами их семей
106
определенного набора прав; второе - зафиксировало общие принципы борьбы с нелегальными миграционными потоками на межгосударственном уровне.
Таким образом, проследив эволюцию миграционных процессов на постсоветском пространстве, можно отметить, что в течение четверти века они подверглись качественным изменениям. Если на начальном этапе миграция имела хаотичный и вынужденный характер, при этом будучи практически не регулируемой со стороны государства, то со временем она приобрела более определенные формы, а государства, осознав всю значимость миграции для социально-экономического развития каждой отдельной страны и благосостояния всего региона, активизировали свои усилия по регулированию миграционных процессов. Во многом это было обусловлено общей тенденцией к усилению межстранового сотрудничества в различных областях и большей координации политики на фоне интеграционных процессов в регионе.
Литература
1. Ивахнюк И. В. Аналитический доклад по итогам международного научно-практического семинара «Миграция на постсоветском пространстве: тенденции, последствия и перспективы» / И. В. Ивахнюк // Сайт Международной организации по миграции. Режим доступа: http://moscow.iom.int/russian/publications/CARMP/iomrf%20pub/Analiticheskij%20doklad_Mi gracija_na_postsovetskom_prostranstve_MGU_2012.pdf (дата обращения 12.03.2016).
2. Ratha D., Mohapatra S., Vijayalakshmi K. M., Xu Z. Migration and Development Brief 3. Development Prospects Group, Migration and Remittances Team / D. Ratha, S. Mohapatra, K. M. Vijayalakshmi, Z. Xu // The World Bank site. Mode of access: http://siteresources.worldbank.org/EXTDECPROSPECTS/Resou rces/476882-1157133580628/BriefingNote3.pdf/ (дата обращения: 13.03.2016).
3. Приложение № 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе. - Сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=186332;fld=134;dst=101017;rnd=189271.016665463102981448;;ts=01892714802498663775623/ (дата обращения: 14.03.2016).
Проявления террористической и экстремистской деятельности в Центральной Азии Мамытов Т. Б.
Мамытов Токон Болотбекович /Mamytov Tokon Bolotbekovich - кандидат политических наук, профессор,
докторант,
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: террористическая и экстремистская деятельность в Центральной Азии с каждым годом становится опасным явлением. В статье рассматриваются некоторые религиозные движения и группировки, которые осуществляли террористическую и экстремистскую деятельность на территории Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана, а также рассмотрены некоторые члены этих группировок.
Ключевые слова: террористическая деятельность, экстремистская деятельность, религиозные движения, члены группировок.
УДК: 54(581) +327.28
С момента своего основания в 1990-1995 годы экстремистскую и террористическую деятельность в Центральной Азии активно организовывали и осуществляли «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и «Исламская партия Восточного Туркестана» (ИПВТ).
На первом этапе 1990-2000 годы и «Исламское движение Узбекистана», и «Исламская партия Восточного Туркестана» переживали следующие моменты:
- формирование и укрепление своих структур;
- определение и выбор религиозно основанной и мотивированной идеологии;
- решение финансовых и технических вопросов;
- попытки выхода на международную арену джихадизма;
- поиск союзников и покровителей;
- акцентирование своей деятельности на противодействие властям.
В 2010-2015 годы «Исламское движение Узбекистана» и «Исламская партия Восточного Туркестана»: