Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров А. В., Романович В. К.

В данной статье авторами проводится исследование цифровой экономики, как нового явления, которое привело к весомым переменам в маркетинговой политике многих предприятий, а также последствия для субъектов хозяйственной сферы деятельности. Рассматривается развитие и становление цифровой экономики, как отдельной экономической науки, входящей в состав современного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF MARKETING ACTIVITIES OF ENTERPRISES WITH THE APPEARANCE OF THE DIGITAL ECONOMY

In this article, the authors conduct a study of the digital economy as a new phenomenon that has led to significant changes in the marketing policy of many enterprises, as well as the consequences for business entities. The development and formation of the digital economy as a separate economic science that is part of modern marketing is considered.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

A.В. Петров, магистрант

B.К. Романович, д-р экон. наук, профессор Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

001:10.24412/2411-0450-2021-3-2-118-120

Аннотация. В данной статье авторами проводится исследование цифровой экономики, как нового явления, которое привело к весомым переменам в маркетинговой политике многих предприятий, а также последствия для субъектов хозяйственной сферы деятельности. Рассматривается развитие и становление цифровой экономики, как отдельной экономической науки, входящей в состав современного маркетинга.

Ключевые слова: цифровая экономика, маркетинг, маркетинговая деятельность, интернет, информационные технологии, рынок.

За последние десятилетия технологии очень прочно вошли в нашу жизнь, привнеся с собой множество значительных изменений. Развитие цифровых технологий, благодаря своим особенностям, существенно сказалось не только на деятельности предпринимателей, но и на жизни людей в целом [1].

Цифровые технологии обладают спектром уникальных свойств и качеств, которые связаны с поиском, владением, хранением и анализом информации. Благодаря многолетнему развитию данной технологии, значительно возросла не только важность и ценность информации как ресурса, но и послужила формированию нового определения в маркетинге - «цифровая экономика».

В современных реалиях, данное определение стойко вошло в нашу жизнь и приобрело популярность во всем мире, но до сих пор не существует единого трактования данного термина.

Несмотря на то, что каждый экономист и предприниматель предлагает свое собственное описание «цифровой экономики», существует два популярных понятия:

1. «Цифровая экономика» - это экономическая отрасль, которая охватывает все этапы по использованию ресурсов при формировании информационных продуктов и услуг, сформированных и разработанных с применением компьютерных

технологий, включая в себя последующие реализацию и обслуживание;

2. «Цифровая экономика» - это этап общественного производства, куда включают использование информационных технологий при ведении экономической деятельности в различных отраслях, где имеется наличие технологического обслуживания оборудования, обеспечения предприятия квалифицированными кадрами и формирования нормативно-правовых актов по сохранности информации.

Определение «Цифровая экономика» широко применяется в информационных системах не только Российской Федерации, но и многих других западных стран. Согласно протоколу заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президента России, цифровая экономика вошла в перечень основных направлений развития России в стратегическом ключе, до 2025 года. В данном документе закладываются указания, согласно которым, к 2024 году в России должны появиться не менее 10 крупных 1Т-компаний, способных составить конкуренцию на международной арене, а также, не менее 450 малых и средних предприятий с уклоном в цифровые технологии [2].

Согласно прогнозам специалистов, за счет развития и укрепления экономики в цифровом ключе, ВВП России к 2024 году, может вырасти на 4,2-8,9 трлн. руб. Однако, необходимо обратить внимание на те-

кущее положение дел в мире - пандемия коронавируса сильно ударила по экономике России, и темпы роста цифровизации экономики могут значительно сократить-

Цифровая экономика оказывает влияние на все сферы жизни общества. Широкое распространение сети интернет послужило увеличению масштабов торговой сферы, росту конкуренции на рынках и созданию новых рабочих мест. Влияние цифровой экономики на маркетинг, а также совершенствование экономической деятельности, принято рассматривать с позиции комплекса «4Р»:

- Продукт (Product):

Развитие информационных технологий привело к тому, что предпринимателям стало проще формировать новые продукты на основе исследований потребителей. Также важно отметить, что появилась возможность гораздо эффективнее управлять ассортиментом выпускаемой продукции за счет использования интернет-площадок и сайтов. Однако, необходимо учитывать тот фактор, что из-за возросшей конкуренции на рынке значительно снизился общий жизненный цикл товаров, так как компаниям необходимо выпускать свою продукцию как можно чаще.

- Цена (Price):

Данный параметр очень часто для многих предпринимателей стоит на первом месте. Ведь несмотря на то, какими инновационными качествами обладает продукт или как сильно он отличается в лучшую сторону от продукции конкурентов, высокая цена заведомо отпугивает большую часть потенциальных клиентов. Развитие цифровой экономики, а в частности цифровых технологий, привело к тому, что у предпринимателей появились новые пути по снижению стоимости производимого

ся. Текущая доля цифровой экономики в России составляет около 3,8%. Данный показатель отстает от значений США и Китая примерно в 2,5-3 раза.

продукта. С увеличением частоты выпускаемых продуктов на рынок, многие производители перешли к ежегодному выпуску производимых товаров, так как у них уже имеется сформированный портрет их потенциального потребителя. Таким образом, большинство выпускаемых товаров представляет собой лишь слегка улучшенный прошлогодний продукт, следовательно, снизились издержки на производство и разработку товаров для предпринимателей.

- Место (Place):

Важной особенностью цифровой экономики является то, что с ее возникновением, у предпринимателей появилась возможность по расширению области ведения своего бизнеса без значительных затрат. Развитие интернета, создание социальных сетей и появление торговых площадок не прошло бесследно. Предприниматели теперь территориально не ограничены в ведении своего бизнеса. Интернет-магазины, торговые площадки и социальные сети осуществили возможность реализации товаров и услуг по всему миру с рекордно низкими затратами по времени и средствам. Отпала необходимость в открытии локальных торговых помещений - достаточно разместить свой товар на торговой площадке или интернет-магазине.

- Продвижение (Promotion):

Также, в условиях цифровой экономики подверглась изменениям специфика каналов по распределению и продвижению продукции. У предпринимателей появилась возможность следить за всеми этапами покупательского интереса и адаптиро-

Таблица 1. Доля предприятий сферы цифровой экономики в ВВП страны (%) [3]

Россия Китай США

Расходы домохозяйств в цифровой среде 2,7 5,2 5,9

Инвестиции в компании цифровой сферы 2,3 2 5

Гос. расходы в сфере цифровизации 0,7 0,5 1,1

Экспорт информационно-коммуникационных технологий 0,3 5,4 1,2

Импорт информационно-коммуникационных технологий -2,2 -3,1 -2,1

Итого 3,8 10 11,1

вать свою рекламную компанию в соот- ного мнения и впечатлений от использова-ветствии с изменяющимися тенденциями ния выпускаемой на рынок продукции [4]. на рынке для того, чтобы привлечь к сво- В заключении необходимо отметить,

ему продукту максимально возможное что все большее число предпринимателей внимание. С появлением социальных сетей замечают реальную эффективность циф-и интернета в целом, появилась возмож- ровой экономики и интернет-маркетинга. ность рекламировать товар или услугу с Стремительное развитие информационных меньшими затратами на производственные технологий привело к изменению тради-издержки. Интернет создал новые методы ционных подходов по ведению бизнеса и по общению с потребителями, модерниза- открыло новые и, что самое важное, эф-ции рекламной компании с учетом отзы- фективные пути по ведению коммерческой вов в интернете, а также изучения реаль- деятельности.

Библиографический список

1. Горштейн М. Современный маркетинг. - М.: Дашков и К, 2017. - 404 с.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р: об утверждении прилагаемой программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.03.2021)

3. РБК: Цифровая экономика увеличит к 2025 году ВВП России на 8,9 трлн руб: медиа-холдинг РосБизнесКонсалтинг / РБК Технологии и медиа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/technology_and_media/05/07/2017/595cbefa9a7947374ff375d4 (дата обращения: 20.03.21).

4. Осипова Е. Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью, 2018 - 377 с.

EVOLUTION OF MARKETING ACTIVITIES OF ENTERPRISES WITH THE APPEARANCE OF THE DIGITAL ECONOMY

A.V. Petrov, Graduate Student

V.K. Romanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian University of Cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. In this article, the authors conduct a study of the digital economy as a new phenomenon that has led to significant changes in the marketing policy of many enterprises, as well as the consequences for business entities. The development and formation of the digital economy as a separate economic science that is part of modern marketing is considered.

Keywords: digital economy, marketing, marketing activities, internet, information technology, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.