Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)'

ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
градорегулирование / система градорегулирования / документы проектирования / градостроительный регламент / urban regulation / urban system / urban planning / urban

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Санникова Н.Д.

Работа отражает основные направления трансформации локальной системы градорегулирования Санкт-Петербурга с учетом уникальной культурной и архитектурной специфики города. Также были выявлены основные переломные моменты изменения локальной системы градорегулирования и их различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF LOCAL SYSTEMS CITY REGULATION: IDEOLOGY, IMPLEMENTATION, CONSEQUENCES (USING EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

The work reflects the main directions of transformation of the local system of urban regulation of St. Petersburg, taking into account the unique cultural and architectural specifics of the city. The main turning points of the change in the local system of urban regulation and their differences were also identified.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)»

УДК 35

Санникова Н.Д.

студент

факультет городского и регионального развития Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва, Россия)

ЭВОЛЮЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Аннотация: работа отражает основные направления трансформации локальной системы градорегулирования Санкт-Петербурга с учетом уникальной культурной и архитектурной специфики города. Также были выявлены основные переломные моменты изменения локальной системы градорегулирования и их различия.

Ключевые слова: градорегулирование, система градорегулирования, документы проектирования, градостроительный регламент.

Петербург выделился среди городов, не напоминая ни западноевропейские города, ни древнерусские населенные пункты, возникшие до XVШ века. Уникальность Петербурга проявилась в использовании регулярных планов застройки, применении кирпича в строительстве и введении новых типов зданий. Отличительной чертой архитектуры города стала ее ориентация на современные тогда европейские архитектурные стили [1, с. 5]. Так, в 1737 году было сформировано направление градостроительного развития Санкт-Петербурга, которое продолжало действовать до 1761 года [2, с. 181]. Однако, после смерти Петра I в строительстве Петербурга начался застой. Начало новой эры в архитектурной стратегии Санкт-Петербурга отмечается основанием Комиссии по строительству Санкт-Петербурга. Это учреждение

было создано в 1737 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. П.М. Еропкин был главным архитектором и занимался созданием нового генерального плана Санкт-Петербурга. Именно П. Еропкин создал новый жилой район на окраине левобережья - Коломну. Теперь кварталы стали органично вписанными в изгибы реки, учитывали природный ландшафт города. Было запрещено строительство деревянных построек, потому что в приоритете было строительство высотных сооружений, дома были кирпичными. Франческо Бартоломео. После 1761 года в Санкт-Петербурге начался период комплексного преобразования застройки в уже сложившейся планировочной системе [2, с. 181]. В этот период действовала ведомственная система проектирования и строительной деятельности, это были такие органы как коллеги и канцелярии. Также действовала общегородская система проектно-строительной деятельности, которая была сформирована в рамках Главной Полицмейстерской Канцелярии. В случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, требовавших специального контроля, создавались специальные административные комиссии. Так, например, эти градостроительно-административные комиссии были распространены в период пожаров в Санкт-Петербурге, когда возникала потребность в оперативном решении данного вопроса. Период с 1816 по 1870-ые годы характеризуется новым вектором развития локальной системы градорегулирования после периода стагнации. Были сформированы ключевые нормативно-правовые акты данного периода - Устав строительный, то есть кодифицированный свод правил в области нормативного регулирования в сфере строительства. Также были созданы специальные строительные отделения при губернских правлениях, в которые входили ведущие архитекторы этого времени. Несмотря на большое количество преобразований в этот период сложившаяся система имела ряд весомых недостатков. Так, градостроительные регламенты варьировались в зависимости от объема требований и ограничений, которые определялись типом, местоположением и функциональным предназначением строящегося объекта.

В период с 1880-е по 1930-е года большое влияние на совершенствование системы градорегулирования оказали съезды русских зодчих, проводившиеся в этот период времени в Санкт-Петербурге и в Москве. Для их участия привлекался широкий круг заинтересованных лиц, в том числе архитекторы, государственные лица, представители губернских правлений и другие. В качестве ключевых целей перед ними стояла задача обсуждения текущей градостроительной политики, определение ключевого вектора развития, текущих проблем и трудностей в этой области и иных вопросов государственной важности. I съезд русских зодчих состоялся в Москве в декабре 1892 года. Подобный инструмент публичных слушаний и обсуждений позволил посмотреть на текущие проблемы в области системы градорегулирования более комплексно, с более обширной точки зрения. Одной из ключевых проблем в этой области являлось несовершенство и устаревание нормативно-правовой базы. Строительный Устав также давал широкие полномочия Городской Думе. Согласно Уставу, Городская Дума имела право заниматься рассмотрением предложений по модификации городского планирования или созданию новых планов. Однако, Указ № 9749, изданный Правительствующим Сенатом в 1909 году, существенно сокращал эти полномочия. В указе уточнялось, что, несмотря на возможность Городских Дум обсуждать изменения в урбанистическом планировании, такие модификации должны были ограничиваться лишь изменениями в расположении кварталов, площадей, улиц внутри городских границ [3, с. 12]. Таким образом, можно увидеть противоречие ряда норм в области полномочий и компетенций, так как нельзя рассматривать норму, содержащуюся в Указе Правительствующего Сената как толкование нормы Строительного Устава, имеющего большую юридическую силу по своей природе.

Таким образом, съезды зодчих в XX веке сыграли важную роль в развитии градостроительной мысли и практики, а также в изменении и пересмотре традиционных норм и стандартов, так как позволили комплексно

взглянуть на сложившееся нормативно-правовое регулирование данной отрасли и дали толчок к пересмотру Строительного Устава.

В 1938 году была предпринята попытка централизовать управление строительством. Так, был учрежден Комитет по вопросам строительства при СНК СССР, позже полномочия перешли к Наркомату по строительству. Комитету по вопросам строительства при СНК СССР предшествовал Наркомат коммунального хозяйства РСФСР [4, с. 2]. Градостроительная политика в Ленинграде осуществлялась учреждениями и средствами градорегулирования. Градостроительная политика в свою очередь была целенаправленной деятельностью государства, исходя из основных потребностей государства в конкретный период времени, в первую очередь промышленных и экономических. В 1935 году Городская комиссия по планированию Ленинграда приняла «Правила о порядке застройки г. Ленинграда», которые во многом были аналогичны «Правилам о порядке застройки г. Москвы». Основным отличием было то, что в Ленинграде застройку контролировал Ленсовет вместо Моссовета.

Говоря о преемственности в вопросе системы градорегулирования стоит отметить, что ключевые аспекты нашего строительного кодекса были разработаны в основном в XVII и XVIII веках. Эти элементы стали основой для последующей кодификации, которая в сочетании со Сводом привела к созданию Строительного Устава 1832 года [5, с. 13-18].

Многие формы публичных слушаний и обсуждения существующих проблем в области градостроительного регулирования способствовали формированию консолидированного сообщества, позволившего комплексно взглянуть на сложившуюся ситуацию и привнести новые идеи. Так, например, одним из важных результатов съезда зодчих в XIX веке стало решение о создании профессиональной организации архитекторов, которая стала предшественницей нынешнего Союза архитекторов России. Это событие значительно способствовало повышению статуса архитектурной профессии в России и сплочению архитектурного сообщества.

Если обратиться к анализу ключевых нормативно-правовых актов, то можно проследить совершенствование законодательной системы в области градостроительного регулирования. Так в Строительном уставе заметен бланкетный характер изложения норм, большое количество абстрактных норм, трудно применимых на практике и требующих большей конкретности. Можно увидеть и противоречие ряда норм в области полномочий и компетенций, относящихся к Городской Думе в части вопросов рассмотрения предложений об изменениях в плане городского поселения, так как нельзя рассматривать норму, содержащуюся в Указе Правительствующего Сената как толкование нормы Строительного Устава, имеющего большую юридическую силу по своей природе. Длительный период времени весомой проблемой являлось отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей регулирование в ряде областей -экологические и санитарно-гигиенические нормы в области строительства, а также отсутствовали нормы в области санитарно-гигиенических требований к жилым помещениям, что являлось весом упущением, требующим доработки. Сейчас же подобные нормативы закрепляются на законодательном уровне в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и носят обширный описательный характер.

Как следствие, весомая часть существующей системы градорегулирования Санкт-Петербурга имеет устоявшийся характер, а устранение существующих недостатков - это вопрос времени, так как наблюдается положительная тенденции совершенствования законодательной системы, в том числе федерального уровня, так как без развития верхне уровневой системы градорегулирования невозможно совершенствование и локальной системы в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барановский, Г. В. Основы строительного уложения / Г. В. Барановский //Вестник архитектуры, домовладения и санитарного зодчества .-1903. № 5-8. С. 13-18;

2. Вайтенс, А. Идеи российских зодчих и инженеров о развитии средств градорегулирования в Санкт-Петербурге в начале XX в. / А. Вайтенс. — Текст : непосредственный // Вестник гражданских инженеров № 6 (59). — Санкт-Петербург : , 2016. — С. 10-18;

3. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера. - СПб.: «Белое и Черное», 2003;

4. Косенкова, Ю.Л. Наркомат коммунального хозяйства РСФСР в системе управления градостроительством 1930-х годов: черты преемственности // Academia. Архитектура и строительство. 2022. № 4;

5. Семенцов. С.В. Градостроительная деятельность Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге: необходимость ликвидации последствий пожаров и развитие наследия Петра Великого. 1736-1740 гг // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2014. № 1

Sannikova N.D.

Higher School of Economics (Moscow, Russia)

EVOLUTION OF LOCAL SYSTEMS CITY REGULATION: IDEOLOGY, IMPLEMENTATION,

CONSEQUENCES (USING EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

Abstract: the work reflects the main directions of transformation of the local system of urban regulation of St. Petersburg, taking into account the unique cultural and architectural specifics of the city. The main turning points of the change in the local system of urban regulation and their differences were also identified.

Keywords: urban regulation, urban system, urban planning, urban.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.