Научная статья на тему 'Эволюция креста в отечественных и зарубежных ставрографических традициях'

Эволюция креста в отечественных и зарубежных ставрографических традициях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
701
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТ / ХРИСТОГРАММА (ХРИЗМА) / СРЕДОКРЕСТИЕ / СТАВРОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / CROSS / CHRISM / MIDDLE-CROSSING / STAVROGRAPHIC ASPECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куприянова Ольга Иосифовна

В статье рассмотрено развитие символики креста, начиная с периода катакомбного христианства до XVIII в., включая как ставрографический аспект, так и ювелирно-декоративные особенности отдельных форм креста, основанные на православном восприятии символа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the development of the cross symbolism, starting from the period of catacombs Christianity until the 18th century, including the stavrographic aspect, as well as jewelry and decorative features of the individual shapes of the cross, based on the orthodox perception of the symbol.

Текст научной работы на тему «Эволюция креста в отечественных и зарубежных ставрографических традициях»

Ольга КУПРИЯНОВА

ЭВОЛЮЦИЯ КРЕСТА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТАВРОГРАФИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ

В статье рассмотрено развитие символики креста, начиная с периода катакомбного христианства до XVIII в., включая как ставрографический аспект, так и ювелирно-декоративные особенности отдельных форм креста, основанные на православном восприятии символа.

The article describes the development of the cross symbolism, starting from the period of catacombs Christianity until the 18th century, including the stavrographic aspect, as well as jewelry and decorative features of the individual shapes of the cross, based on the orthodox perception of the symbol.

Ключевые слова:

крест, христограмма (хризма), средокрестие, ставрографический аспект; cross, chrism, middle-crossing, stavrographic aspect.

«...Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать... чтобы не упразднить КРЕСТА Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия...»

(Кор1, 17-18) Крест есть богатство, драгоценнейшее всякого другого богатства. Прп. Феодор Студит

а ля православного человека кресты были и остаются зримым символом Царства Небесного, вечной жизни и райского дерева. Изучение символики креста развивалось в двух влениях — богословском и историческом (ставрографиче -ском), включавшем в себя источниковедение, эпиграфику, цер -ковную археологию, этнографию и историю искусства. Сегодня, как и в недавнем прошлом, есть необходимость вновь обратиться к кресту — главному символу христианства, ставшему символом спасения, иконой любви, средоточием духовных и культурных смыслов.

Ставрографией занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, и в первую очередь следует указать на работы заме чательного ученого С.В. Гнутовой, на которые опирается и автор данной статьи1.

Сегодня нередко задают вопрос: какая форма креста является пра -вильной, «православной»? Часто спрашивают, может ли крест быть украшением? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к истории креста.

Главный символ христианства имеет большое число разновид -ностей. С давних времен вошел в обиход обычай носить крест на своем теле (тельник). На Руси с домонгольского времени известны кресты - тельники небольшого размера, предназначенные для ноше -ния под одеждой; наперсные кресты; кресты - энколпионы, содер -жащие частицы святых мощей; кресты напрестольные, воздвизаль -ные, запрестольные выносные и др.

В археологических раскопках обнаружено большое число четырех -

1 Ставрографический сборник. Кн.Ш. Крест как личная святыня. М. П. Древлехранилище /сост., научн. ред. и вступ. статья С.В. Гнутовой. — М., 2005.

КУПРИЯНОВА

Ольга

ИоФифовна — доцент

Прови^авного института святого Иоанна Богослова др^итаЯ™

конечных крестов - тельников Х1—Х11 вв., изготовленных из металла или камня, в т.ч. янтаря. Их формы разнообразны. Помимо самых простых, встречаются крестики с закругленными, расширенными, ром -бическими, трехлопастными концами, с дополнительными перекрестиями на кон -цах, с круглым, квадратным или ромби -ческим средокрестием, а также крестики типа процветшего креста с исходящими завитками.

На Русь традиция крестов - тельников пришла из Византии, где техника изготов -ления нательных крестов из золотых, сере -бряных и бронзовых пластин получила широкое распространение еще в ранне христианский период. В славянских зем -лях, например на территории Македонии, в Скопье, находят кресты VI в., испол -ненные путем вырубки из металлической пластины, равноконечные и имеющие расширяющиеся концы, украшенные глазковым орнаментом и пробитые в двух местах — вверху и внизу. Необычно их предназначение — они являлись приве -сами к бронзовым палочкам, служившим, по видимому, в качестве ручек для письма на табличках1.

В ранневизантийских могильниках находят нательные золотые и серебря ные кресты без изображений с гладкими трубчатыми или гранеными (иногда восьмигранными) полыми ветвями, рас -ширяющимися от центра, и часто имею щие в средокрестии вставку кабошон из смальты, пасты или полудрагоценного камня (драгоценные камни 2 - й группы), они датируются VI в.

Технология изготовления подобного типа крестов несколько схожа с техни -кой изготовления креста Константина Великого. Такие кресты исполнялись из тонких пластин золота или серебра путем вырезания по форме, ковки и кре пления одной детали к другой. Подобные кресты находят в основном на восточ -ных территориях Византийской импе рии между Турцией и Кипром. Судя по археологическим и нумизматическим находкам, эти кресты, как и связанные с ними комплексы, относятся ко времени императоров Юстина I и Юстиниана2.

1 Уваров А.С. Христианская символика. — М., 2001, с. 116-117.

2 2000 крстови од Македонща. Скоще. Кат. 6. Золотой крест VI века из Неготино. 3,5—2,6; Кат. 14, 17, 18, 19.

Известны подобные кресты и на терри -тории Болгарии и Македонии3.

В раннехристианский период большое распространение получил тип креста, соединяющийся с именем Христа, — крест Константина. В средокрестии найденного в Крыму креста Константина размещен раннехристианский символ — хризма, начальные буквы имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения, а именно I (йот) и Х (хи). Из многих хри -стианских мотивов она обладает четко выраженными датирующими призна ками. Позднее находят крест, где пред -ставлен тот тип монограммы Христа, который комбинирует первые буквы имени Христа — Х (хи) и Р (ро) — и имену ется Константиновой монограммой, или христограммой (хрисмон). Именно такой крест, согласно свидетельству Евсевия Кесарийского, увидел Константин перед битвой на Мильвийском мосту 28 октября 312 г.

Св. Иоанн Кронштадтский в своем труде «О Кресте Христовом» так описывает явление креста императору Константину: «Крест Христов, зарытый в землю по сня -тии с него животворящего тела Господа, был обретен и просиял, как солнце, чрез три века после того, при благочестивом царе Константине. Он был извлечен из земли св. царицею Еленою, матерью царя Константина, на украшение и славу всей Церкви. В это же время множество крестов и его изображений сделал Константин, который теперь в кресте полагал всю свою славу и, вместе с Апостолом, ничем не хвалился, как только крестом»4.

Христограмма воспринималась как личный знак императора и стала симво лом триумфа, получив широчайшее рас -пространение после издания Миланского эдикта, даровавшего в 313 г. свободу веро -исповедания христианам и возвращав -шего им все конфискованные церкви и церковное имущество.

Иногда христограмма дополнялась аль фой и омегой — буквами апокалиптиче ского имени Христа, которое упомянуто в Откровении Иоанна Богослова: «Я есмь

3 Банк А.В. Византийское искусство в собрани -ях Советского Союза. — Л. - М., 1966.

4 Сергиев И. Св. прав. Иоанн Кронштадтский.

О Кресте Христовом (против раскольников). — СПб., 1896. Цит. по: Ставрографический сборник. Кн. III: Крест как личная святыня. — М., 2005, с. 31-32.

Альфа и Омега, начало и конец» (Апок. I, 8: 21.6). Как считает французский иссле -дователь Ж. Лоран, «Константиновская монограмма уже не употреблялась в сере дине V в., она уступила место монограм -мическому кресту»1, т.е. типу монограммы, комбинирующей крест и букву Р (ро).

В этот же период, в IV—V вв., часто встречается христограмма в венке, что можно видеть особенно на саркофагах в Риме, Равенне, Галлии, Испании, а также Херсонесе2. Монограмма имени Христова и изображение креста нередко соединя лись с другими символическими знаками, например с изображениями якоря, рыбы, голубя, венка, ветвей и др. Но с течением времени можно заметить, что монограм мический крест все более приближается по форме к начертанию простого креста и, наконец, совсем уступает ему место и утверждается в церкви.

В римских катакомбах, служивших усы пальницами и вместе с тем тайными убе жищами христиан первых трех веков во времена гонений, изображения крестов встречаются на гробовых каменных пли тах, на подсвечниках, которыми осве -щались эти темные и глубокие пещеры и извилистые ходы в подземные церкви, также на саркофагах или мраморных арках, наружные стороны которых укра -шены скульптурными изображениями из истории Ветхого и Нового Заветов. На многих раннехристианских памятниках можно встретить сочетания изображе -ния креста, пальмы (символ рая) и моно граммы Христа, что обозначало весть об искуплении и воскресении.

Все это свидетельствует о том, что начер тание христограммы и креста было в широ ком употреблении у христиан со времен императора Константина Великого. Еще археолог Росси отмечал, что на римских надгробных памятниках почти совсем не встречается открытое начертание креста вплоть до IV в.

Монограмма как знамение Христово употреблялась христианами и в частной жизни. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на дверях

1 Хрушкова Л.Г. О начале христианского Херсонеса Таврического: крестовидная церковь на главном кладбище // Сугдейский сборник, вып. 2. - Киев - Судак, 2005, с. 415.

2 Dinkier E., Dinkier von Schubert T. Kreuz I. Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. — Stuttgart,

1995, s. 23—219.

жилищ, кольцах, лампах, на домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных меда -льонов с начертанием христограммы. Женщины и дети носили на шее меда льоны с частицами мощей св. мучеников или Древа Креста Господня, и на этих медальонах изображалась монограмма с именем Христовым.

В IV в. изображения креста наполнили храмы и жилища, ими украшали предметы домашнего обихода и военные уборы, предметы сакральные и вполне бытовые, так что св. Иоанн Златоуст писал об этом: «...крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пир шествах, на сосудах серебряных и золо -тых, на драгоценных камнях, на стенной живописи. так наперерыв все восхищают этот удивительный дар»3. Без сомнения, св. Иоанн Златоуст говорит здесь о чет вероконечном кресте, о самой простой форме креста, ибо другие виды креста тогда не были известны.

Но с развитием христианской культуры разнообразились и формы креста. Наряду с греческим (равноконечным) появились кресты латинский (с удлиненным ниж ним концом), Андреевский (х образный), шести и восьмиконечный, процветший и т.д.

На Русь крест приходит с принятием христианства и становится, прежде всего, предметом личного благочестия. Крест тельник надевался на шею при крещении и оставался с верующим до конца жизни. Производство меднолитых четырехконеч ных нательных крестов известно на Руси с XII в., особенное развитие оно получило в Киеве, Новгороде, Владимире, а с Х^—ХУ вв. также в Твери, Старице и Москве. На литых тельниках встречаются различные изображения — Голгофский крест, Распятие, Спас Нерукотворный, св. арх. Михаил, святые Николай Чудотворец, Никита мученик и др.

Наблюдается довольно четкая зависи мость облика крестов от места их изго товления. Например, в Новгороде в XVI—XVII вв. концы у тельников были трехлопастными, причем крайние лопа

3 Св. Иоанн Златоуст. Творения. — СПб., 1904, т. X, с. 500.

сти соединялись друг с другом, обра зуя замкнутый контур креста, близкий к квадрифолию (аналогичную форму имеет Людогощенский крест XIV в.). В Ярославле в то же время изготавливали тельники с несомкнутыми лопастями и с исходящими от средокрестия лучами штралами. В XVП—XVШ вв. распространились процветшие кресты с удлиненным вертикальным древом. Тельники часто украшались эмалью.

В Древней Руси был популярен так назы -ваемый корсунский крест, названный так по первоначальному месту изготовления — Корсуни (Херсонесу). Это небольшой каменный крестик с серебряной оправой концов, которые соединялись друг с дру гом проволочками, напоминающими цепочки. Оправа нередко украшалась ска нью, накладными розетками, жемчугом, драгоценными камнями; в центре креста помещалась накладка с распятием. В со -временной музейной практике «корсун -чиками» называются также маленькие равноконечные каменные (иногда костя ные, стеклянные, но не литые) кресты без оправы. Корсунские кресты бытовали на Руси вплоть до XVII в.

Наперсные мощевики энколопионы появились в Византии не позднее IV в. и первоначально имели форму ящичка -ковчега. На Руси они были известны уже в домонгольский период. Обычно это меднолитые двустворчатые кресты энколопионы, но встречались и сделанные из драгоценных металлов. Они ориентиро -вались на константинопольские образцы и украшались лицевыми изображениями (в центре лицевой створки обычно поме щалось распятие), исполненными в тех никах литья, резьбы, чеканки, черни или эмали. Формы энколопионов довольно разнообразны: некоторые кресты имеют

на концах круглые диски клейма, иногда концы креста расширяются или получают трехлопастное завершение, в XIV—XVI вв. крест -мощевик часто приобретал очерта -ния квадрифолия.

Начиная с XV в. энколпионы вытесня -ются плоскими двусторонними крестами, а затем и односторонними крестами типа наперсных. Крупные наперсные кресты мощевики в XVII—XVШ вв. носили монахи. Кресты наперсные, с оглавием ушком для шнура по основному своему предназначению служат знаком священ ного сана; они носятся священнослужи телями поверх облачения. Архиерейские и архимандричьи кресты изготавливали из золота и серебра, с драгоценными кам -нями и эмалевыми вставками, с XVIII в. их оглавие выполняли в форме короны. Однако и в Древней Руси, и в крестьян ском обиходе нового времени бытовали небольшие наперсные кресты, носи мые мирянами. Чаще всего такие кресты выглядели как крупные (6—7 см) тельники, но известны и дорогие кресты, украшен -ные драгоценными камнями. Наперсные кресты нередко привешивали к иконам. Поскольку за ними признавали особую охранительную силу, их помещали над входом, закладывали под угол дома при начале строительства, ставили на бож ницу, клали на грудь покойного, а затем прикрепляли к надмогильному кресту.

Таким образом, рассмотренная эволю ция креста в отечественных и зарубежных ставрографических традициях на при -мере лишь некоторых его разновидностей дает нам возможность соприкоснуться с внешней стороной ставрографической традиции, но лишь соединение с бого -словской основой дает возможность отве -тить на вопрос, поставленный в самом начале статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.