Научная статья на тему 'Эволюция концептуальных подходов к формированию общерегиональной зоны свободной торговли в Восточной Азии'

Эволюция концептуальных подходов к формированию общерегиональной зоны свободной торговли в Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
181
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восточная Азия / АСЕАН+1 / АСЕАН+3 / АСЕАН+6 / РВЭП / Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве. / East Asia / ASEAN+1 / ASEAN+3 / ASEAN+6 / RCEP / Transpacific partnership.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция концептуальных подходов к формированию общерегиональной зоны свободной торговли в Восточной Азии»

Костюнина Г.М. д.э.н. профессор МГИМО galina_kostynina@yahoo. com Баронов В.И.

к.ю.н., заслуженный юрист РФ, профессор, МГУУ baronov46@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Ключевые слова: Восточная Азия, АСЕАН+1, АСЕАН+3, АСЕАН+6, РВЭП, Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

Keywords: East Asia, ASEAN+1, ASEAN+3, ASEAN+6, RCEP, Transpacific partnership.

Восточная Азия вступила на путь развития интеграционных процессов гораздо позднее других регионов мира (не считая АСЕАН, созданной во второй половине 1960-х годов). К началу второго десятилетия XXI века Восточная Азия добилась немалых успехов в экономической интеграции благодаря росту количества интеграционных соглашений. Большинство соглашений отличаются глубокой интеграцией, в том числе включают нормы содействия торговле, либерализации услуг и инвестиций, гармонизации технических стандартов и правил, и развития экономического сотрудничества.

Факторы, влияющие на интеграционные процессы в Восточной Азии

Если в 2000 г. функционировало 3 зоны свободной торговли в регионе, то в 2017 г. - 170. Ниже приведена табл. 1 по количеству интеграционных соглашений в странах Восточной Азии на июль 2017 г.

Таблица 1

Соглашения о зоне свободной торговли в Восточной Азии в 2017 г.

Регион Переговорный процесс Подписаны, но не вступили в силу Подписаны и вступили в силу Итого

Рамочное соглашение Переговоры завершились

Северо-Восточная Азия 2 35 3 69 108

Юго-Восточная Азия 2 46 8 101 158

Восточная Азия 4 81 11 170 266

Источник: Составлено на основе данных ARIC Database. - http://aricdatabase/integration indicators.

Как видно из табл.1, общее количество соглашений составляет 266, по 81 интеграционному проекту переговоры завершились и еще 11 проектов подписано, но не вступило в силу. Лидерами по количеству действующих РТС являются Сингапур (20), Китай (16) и Республика Корея (16). Если подсчитать количество интеграционных объединений в расчете на одно государство, то данный показатель плотности действующих интеграционных объединений составляет 18.

Региональным интеграционным центром Восточной Азии является АСЕАН как объединение, прошедшее путь от зоны преференциальной торговли к зоне свободной торговли и АСЕАНовскому сообществу как экономическому, политическому и социокультурному, созданному в конце 2015 г.

Экономическими и политическими лидерами региона являются Япония и Китай, которые по образному выражению сформировали в регионе модель «втулки» и «спиц» в формате т.н. велосипеда - два центра и спицы (другие страны Восточной Азии) вокруг них - на основе подписания соглашений (или продолжения переговоров) о зонах свободной торговли.

Восточную Азию отличают самые быстрые темпы роста ВВП, которые ежегодно составляют в среднем 6,1% в период 1989-2015 гг., что выше среднемирового показателя (5,8%). Этот регион включает в себя самую динамично развивающуюся экономику мира - Китай (6,9% по итогам 2016 г.), а также ряд других государств с меняющейся моделью экономического развития, нацеленной на рост производства и рост внутреннего спроса в Азии, как например, Вьетнам (6,68%), Филиппины (5,91%), Индонезия (4,97%) и Малайзия (4,79%): по итогам 2016 г.

Основой динамичного экономического роста стало развитие глобальных производственных цепочек, быстрый рост спроса в США, особенно в период оживления экономики после азиатского финансового кризиса. Динамичный

1 APEC Regional Trends Analysis: Globalization: The Good, the Bad, and the Role of Policy / APEC PSU. 2017. - P. 18.

222

экономический рост, реформирование экономической структуры и трансформация из отсталого региона в высокоразвитый регион за исторически короткий период в 50 лет стимулировали превращение Восточной Азии в глобальную «промышленную фабрику» и активизировали интеграционные процессы. И это несмотря на нехватку природных ресурсов и высокий уровень бедности. Немалая роль в этом принадлежит Японии, которая оказала экономическое содействие в становлении и развитии промышленной базы и научно-технической сферы многих стран Восточной Азии, в том числе, благодаря переводу отдельных видов трудоемких производств японских ТНК сначала в азиатские новые индустриальные страны (НИС) первой волны (Сингапур, Гонконг, Республика Корея и Тайвань), впоследствии - в НИС второй волны (Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия), обладавшие дешевой и одновременно квалифицированной рабочей силой. Данная модель «догоняющего» развития получила название «стаи диких гусей» (wild flying geese), когда во главе стаи находится главный гусь - Япония, а далее с определенным (а именно, временным) интервалом летят другие «гуси» - страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Согласно модели, развивающиеся страны зависят от ввоза высокотехнологичной продукции из развитых государств. Благодаря экономическому содействию Японии развивающиеся страны создали национальную промышленность на основе импортозамещения производства трудоемких товаров, применения отработанных технологий и содействия экспорту промышленной продукции. Структура промышленности менялась от акцента на трудоемкие отрасли к акценту на капиталоемкие отрасли (сталелитейная отрасль) и на техноемкие отрасли (электроника и машиностроение).

Эволюция промышленной структуры стимулировала рост экономической взаимозависимости между странами. В условиях сохранения торговых ограничений экономическая интеграция выступает результатом формирования региональной производственной сети в сферах электроники и машиностроения, в которых конечная продукция собирается и вывозится из стран с избыточной дешевой рабочей силой, а компоненты и части ввозятся из стран с высокими технологиями и развитыми человеческими ресурсами. Экономическая взаимозависимость, основанная на производстве, и емкий рынок объясняют динамичность внутрирегиональной и внутрифирменной торговли в Восточной Азии в последние два с половиной десятилетия.

Наиболее развитая глобальная цепочка поставок (ГЦП) сложилась в Восточной Азии, при этом в Юго-Восточной Азии соотношение между внутрирегиональными и внерегиональными рамками участия в ГЦП более сбалансированно, чем в Северо-Восточной Азии, где преобладают внерегиональные связи в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), которые сконцентрированы в производстве продукции с меньшей степенью обработки и в странах с низкими торговыми издержками и более низкими среднедушевыми доходами1.

В разрезе по странам наиболее активно участвуют в ГЦП Вьетнам (доля стоимости, произведенной за рубежом, равна 31,0% в 2015 г.), Тайвань (25,4%), Малайзия (25,3%) и Таиланд (24,7%). Что касается региональных экономических и политических лидеров, то их участие более умеренное. Так, у Китая доля стоимости, произведенной за рубежом, составляет 14,1%, у Японии - 12,1% в 2015 г.2. Данная тенденция отражает расширение офшорной деятельности компаний по производству полуфабрикатов, что вызвано оттоком прямых инвестиций.

Для содействия производству и экономическому росту важны

(1) динамичность развития внешней торговли; Так, совокупный товарооборот восточноазиатских государств увеличился с 1611,5 млрд. долл. до 5309,2 млрд. долл., или в 3,3 раза за 2000-2015 гг., а доля взаимной торговли в совокупном товарообороте - с 50,7 до 52,4% соответственно;

(2) углубление участия в международном разделении труда, что подтверждает рост экспортной квоты по товарам и коммерческим услугам с 69,4 до 73,1% за 2000-2015 гг.

Торговая взаимозависимость в Восточной Азии основана на торговле промежуточной продукцией, удельный вес которой во взаимной торговле равен 58%, а доля торговли конечной продукцией - 42%. Таким образом, в торговле конечной продукцией основными потребителями выступают внерегиональные государства - США и страны Евросоюза. Динамика внешней торговли в таких условиях зависит от внерегионального конечного спроса, который может сокращаться в результате кризисов и его последствий. Это проявилось как в 1997-1998 гг. во время азиатского финансового кризиса, так и в 2008-2009 гг. в период глобального финансового кризиса, затронувших в том числе американскую и европейские экономики. Отсюда встала важная задача переориентации экспортных поставок на внутренний и региональный рынки. Для увеличения внутреннего спроса следует решить многочисленные социальные проблемы (например, повысить пенсионное обеспечение), что представляется сложным в условиях ограниченности финансовых ресурсов во многих развивающихся странах Восточной Азии. Проще стимулировать внутрирегиональный спрос на основе расширения сети интеграционных соглашений. В таких условиях еще более возрастает значение проектов в рамках АСЕАН+, постепенного сокращения зависимости от американского и европейского рынков сбыта.

В итоге, можно сказать, что Восточная Азия достаточно успешно отходит от экономической зависимости от стран ЕС и США и все в большей степени концентрируется на внутрирегиональных связях (подтверждение тому -возобновление экономического роста и увеличение доли внутрирегиональной торговли). Это является мощным стимулом в инициировании интеграционного проекта на общерегиональном уровне.

1 Asian Economic Integration Report 2016. ADB. 2016. - P. 139.

2 Ibid., p. 25.

История концептуальных подходов к формированию восточноазиатского

интеграционного объединения

С начала 1980-х гг. премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад выступал за «азианизацию Азии», провозгласив политику «на Восток» (Look East), согласно которой азиатские развивающиеся страны должны принять японскую модель экономического развития, а Япония - стать центром регионального экономического сотрудничества. В 1990 г. он разработал план Восточноазиатской экономической группировки в составе Гонконга, Индонезии, Китая, Малайзии, Республики Корея, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Филиппин, Японии, т.е. только стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Проект вызвал неоднозначные отклики в регионе и за его пределами - главным оппонентом стали США, а также Индонезия (в АСЕАН не было единого мнения по этому поводу). Главной причиной отказа от предложения М. Махатхира называлась возможность раздела Тихоокеанского бассейна в политическом и в экономическом плане (чуть позже японские предприниматели заявили, что это НАФТА разделяет Тихий океан).

Проект Восточноазиатской экономической группировки получил второе дыхание спустя десять лет - президент Филиппин предложил сформировать Восточноазиатскую зону свободной торговли на основе (1) создания Северо-Восточноазиатской зоны свободной торговли (СВАЗСТ) в составе Японии, Республики Корея и Китая (которые ведут переговоры с 2013 г.); (2) объединения СВАЗСТ с АСЕАН. Возрождение проекта во многом связано с последствиями азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., когда стало ясно, что АТЭС не может ни противостоять новым финансовым потрясениям, ни предложить странам-членам конкретные проекты по ликвидации их последствий.

Было разработано несколько сценариев формирования Восточноазиатской зоны свободной торговли: (1) создание единой зоны свободной торговли в составе 13 или 15 стран; (2) создание сети зон свободной торговли между АСЕАН и КНР, между АСЕАН и Японией, между АСЕАН и Республикой Корея, между Японией и Республикой Корея, между Японией и КНР, между КНР и Республикой Корея; (3) объединение стран ЮВА в формате АСЕАН и СВА в формате СВАЗСТ в общерегиональную зону свободной торговли.

Наиболее приемлемым оказался первый проект формирования единой зоны свободной торговли, а значит, общего регионального рынка. Правда, с точки зрения реальной реализации - самый сложный вариант.

В осуществлении проекта были заинтересованы многие страны региона, прежде всего Япония, предложившая сформировать Восточноазиатскую зону свободной торговли в составе 15 стран, т.е. АСЕАН, Японии, Китая, Республики Корея, Тайваня и Гонконга. Таким образом, проект должен был объединить 2 млрд. чел. (или 1/3 населения мира).

Восточноазиатская зона свободной торговли могла бы быть создана до 2010 г., на этой дате настаивала Япония, которая стремилась завершить ее до либерализации в АТЭС, а значит, сместить акцент на региональное сотрудничество. В эти годы Япония все больше акцентировалась на экономическом сотрудничестве со странами Восточной Азии, включая Китай1. Главным импульсом для изменения японской позиции стало намерение Китая сформировать зону свободной торговли с АСЕАН (договоренность была достигнута в ноябре 2001 г.). В течение 2004-2010 гг. АСЕАН были подписаны соглашения с основными торговыми партнерами по модели АСЕАН+1, а именно помимо с Китаем, также с Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией и Новой Зеландией.

После азиатского финансового кризиса был создан диалоговый механизм АСЕАН+3 (1999 г.) в составе 10 стран АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея. Его цель состоит в расширении взаимного экономического сотрудничества, возможном формировании зоны свободной торговли, решении вопросов безопасности и экологии.

Истоки создания АСЕАН+3 берут начало с 1990 г., когда по инициативе М. Махатхира был создан Форум Вос-точноазиатского экономического сотрудничества, но его становление как региональной организации не произошло (состоялось лишь несколько саммитов). Именно механизм АСЕАН+3 стал начальным этапом зарождения восточно-азиатского регионализма. Свою лепту внес и азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., последствия которого подтвердили необходимость расширения финансового сотрудничества, региональной солидарности и повышения его роли в международных отношениях.

Первый саммит лидеров стран АСЕАН и 3 стран Северо-Восточной Азии прошел в 1997 г. в Куала-Лумпуре, а окончательное оформление произошло в 1999 г., когда и был создан АСЕАН+3. Основной акцент был сделан на развитии финансового сотрудничества в рамках Чиангмайской инициативы (ЧМИ) и Инициативы по азиатским рынкам облигаций. Чиангмайская инициатива выдвинута в 2000 г. в формате подписания двусторонних своп-соглашений. Ее цели состоят в формировании общерегиональной системы защиты от финансовых потрясений. В 2008-2009 гг. была проведена реструктуризация механизма системы и ее перевод в многосторонние рамки. Это позволило избежать дублирования и сократить издержки. Объем финансовых ресурсов ЧМИ составляет 120 млрд. долл. и формируется за счет средств Японии, Китая, Республики Корея и АСЕАН. Что касается Инициативы по азиатским рынкам облигаций, то она действует с 2002 г. и призвана содействовать развитию рынков национальных валют, укреплению инфраструктуры финансовых рынков Азии, расширению доступа к региональным рынкам азиатских инвесторов. Она нацелена на развитие более эффективных, диверсифицированных и ликвидных рынков капитала в регионе, удовлетворение инвестиционных потребностей и достижение динамичного экономического роста.

В целом, в рамках АСЕАН+3 сотрудничество ведется более чем в 20 сферах, главным образом, в финансовой сфере. Основной недостаток этого диалогового механизма кроется в отсутствии секретариата, хотя этими вопросами занимается соответствующая структура секретариата АСЕАН.

1 Еast Asia Free Trade Area Before 2010 // Japan Times. 2002. - April 14.

224

В 2005г. состоялся первый Восточноазиатский саммит (ВАС, East Asia Summit, EAS) в столице Малайзии, г. Куала-Лумпур в составе 16 государств - АСЕАН-10, Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии. С 2011 г. состав ВАС расширился до 18 государств благодаря присоединению Российской Федерации и США.

ВАС - многосторонний институт, основанный на принципе консенсуса, но пока слабо институционализированный (не имеет собственного секретариата, его функции выполняет секретариат АСЕАН). По сути, он является диалоговым механизмом по решению стратегических вопросов (именно так было записано в итоговых документах первого саммита в 2005 г. в Куала-Лумпуре). Стратегический интерес был определен как необходимость формирования Вос-точноазиатского экономического сообщества (ВАЭС) к 2020 г. Критериями членства в ВАС является наличие статуса партнера по диалогу с АСЕАН, подписание Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, тесное сотрудничество со странами АСЕАН.

В апреле 2006 г. с важной инициативой выступила Япония, предложившая подписать соглашение о Восточно-азиатском экономическом партнерстве (или Всеобъемлющее экономическое партнерство стран Восточной Азии (Comprehensive Economic Partnership for East Asia, CEPEA), получившей название Инициативы Никаи. Суть предложения состоит в формировании азиатского аналога ОЭСР. Данное предложение вызвало неоднозначную реакцию среди государств-партнеров Японии по Восточноазиатскому саммиту. Если Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Индия, руководство АСЕАН его поддержали, то Китай, Республика Корея и отдельные страны АСЕАН проявили сдержанность.

В целом, план или программа формирования ВАЭС так и не были разработаны. Но в качестве инструментов его формирования дискутировались два интеграционных проекта - АСЕАН+3 и АСЕАН+6.

Модель АСЕАН+3 (инициатива Китая) предполагала создание Восточноазиатской зоны свободной торговли (East Asia Free Trade Agreement, EAFTA) в составе 10 государств АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея на основе поэтапного подписания соглашений между АСЕАН и отдельными странами Северо-Восточной Азии по модели АСЕАН+1 (которые уже действуют) и в последующем подписании общего соглашения об интеграции.

По оценкам, формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли по модели АСЕАН+3 могло стимулировать прирост совокупного ВВП стран-участниц на 1,2 п.п. в среднем ежегодно, при этом большего эффекта достигли бы страны АСЕАН - рост составил бы 3,6 п.п., тогда как для трех стран Северо-Восточной Азии - 0,9 п.п. в среднем ежегодно1.

Вторая модель АСЕАН+6 (инициатива Японии) предполагала подписание соглашения о сближении экономического сотрудничества в Восточной Азии (Closer Economic Partnership in East Asia, CEPEA) в целях создания зоны свободной торговли среди 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита. Данная модель исходила из подписания двусторонних соглашений между АСЕАН и шестью другими странами ВАС на первом этапе и на втором - подписание общерегионального интеграционного соглашения. Ее экономический эффект состоит в содействии ежегодному приросту их совокупного ВВП на 1,3 п.п., а в странах АСЕАН - на 3,83 п.п.2

Сначала модели АСЕАН+3 и АСЕАН+6 считались альтернативными, но впоследствии (после принятия решения на саммите АСЕАН в 2009 г.) они были признаны взаимодополняющими и постепенно расширяющими членский состав будущего Восточноазиатского сообщества (т.е. переход от АСЕАН+1 к АСЕАН+3 и к АСЕАН+6). Это было подтверждено в 2009 г. на встрече министров экономики Ассоциации.

Главная проблема заключается в том, что модели формирования Восточноазиатской зоны свободной торговли не имеют в качестве основы политики объединения Восточной Азии. Такая политика проводилась в Европе в первые послевоенные годы, когда была настоятельная необходимость подъема европейских экономик, пострадавших от фашистской агрессии. По мнению известных экономистов А. Танака и А. Фукушима, между финансовыми (в рамках Чиангмайской инициативы) и торговыми инициативами отсутствует координация, поэтому в Восточной Азии наблюдается регионализация без политики регионализма3.

Несмотря на разработанные модели формирования ВАЭС, принять конкретного решения на саммитах ВАС так и не удалось. Было решено провести лишь исследование целесообразности ВАЭС, а также рекомендовано ускорить создание АСЕАНовского Сообщества к 2015 г. вместо 2020 г.

В итоге, концепции АСЕАН+3 и АСЕАН+6 эволюционировали в проект Соглашения о Региональном Всеобъемлющем экономическом партнерстве, РВЭП (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP). В 2011 г. на 19 Саммите АСЕАН были утверждены рамочные основы РВЭП, которые определили общие принципы по углублению участия АСЕАН в зонах свободной торговли с партнерами по диалогу. В августе 2012 г. на встрече министров экономик 16 стран приняли Руководящие принципы и утвердили цели переговоров по подписанию соглашения РВЭП, а первый раунд переговоров состоялся в мае 2013 г.

На долю стран-участниц проекта РВЭП приходится 45% населения мира с совокупным ВВП в 21,3 трлн. долл., т.е. в случае подписания и ратификации соглашения будет сформирована самая крупная в мире комплексная зона свободной торговли.

1 Estrada G., Park D., Park I., Park S. ASEAN's Free Trade Agreements with the People's Republic of China, Japan and the Republic of Korea: A Quantitative and Qualitative Analysis / Asian Developmеnt Bank, WP #75. 2011. - March. - P. 19.

2 Ibid., p. 22.

3 Fukushima A. Japan's Perspective on East Asian Regionalism / CSIS WP. 2006. - November; Tanaka A. Prospects for East Asia Community. In Challenges to Trilateral Cooperation: The Trilateral Commission. Tokyo Plenary Meeting. 2006. April 22-26.

Проект соглашения, инициатором которого выступает Китай, включает условия по содействию торговле и инвестициям, по повышению прозрачности, по экономическому и техническому сотрудничеству, по защите прав интеллектуальной собственности, по конкурентной политике и по механизму разрешения споров.

В сфере торговли товарами планируется устранить таможенные пошлины и нетарифные барьеры на практически всю взаимную торговлю товарами для формирования зоны свободной торговли. Соглашение будет включать общие правила страны происхождения товаров, разработку региональных стандартов, гармонизацию лицензирования и таможенных процедур, общий подход к тестированию и оценке соответствия.

В торговле услугами намечено ликвидировать ограничения и дискриминационные меры с учетом обязательств стран-членов перед Генеральным соглашением по торговле услугами в рамках ВТО и обязательств в рамках зон свободной торговли АСЕАН с партнерами по диалогу.

В области инвестиций соглашение намерено сформировать либеральный и конкурентный инвестиционный климат в регионе с учетом стимулирования притока инвестиций, содействия инвестициям, защиты прав и интересов инвесторов, либерализации допуска иностранных инвестиций из стран-партнеров.

По состоянию на лето 2017 г. на основе проведения 18 раундов переговоров достигнуты следующие договоренности: (1) устранение таможенных пошлин на 65% товаров взаимной торговли с даты вступления в силу + еще на 15% в течение 10 лет; (2) либерализация сферы услуг на основе подписания соглашений о взаимном признании.

Стимулами в создании РВЭП выступают динамичный экономический рост многих стран региона, прежде всего Китая и Индии, высокая экономическая и инвестиционная взаимозависимость, завершение формирования в основном Экономического сообщества АСЕАН (окончательное формирование намечено на 2025 г.). Но есть и немало проблем на пути общерегиональной зоны свободной торговли в Восточной Азии: дифференциация уровней экономического развития и среднедушевых доходов между странами-членами, слаборазвитое межгосударственное сотрудничество, неразвитость финансовых и политических институтов, слабая координация их действий, разнородность исторических, политических, экономических и культурологических факторов, и национальных приоритетов.

По многочисленным экспертным оценкам, сложившийся уровень торгово-политического сотрудничества в Восточной Азии соответствует уровню Евросоюза в начале 1980-х годов, сотрудничество динамично развивается, причем более быстрыми темпами по сравнению с Европой или Северной Америкой. Однако, сохраняется очень важное «но», а именно глубина интеграционных соглашений (охват сфер взаимного сотрудничества) в Восточной Азии, несомненно, ниже, чем в Европе или Северной Америке. Восточная Азия значительно отстает от ЕС по уровню развития межгосударственного сотрудничества и региональных институтов. Если европейские государства отличаются однородностью, то восточноазиатские страны, напротив, разнородностью по историческим, политическим, экономическим и культурологическим факторам и национальным приоритетам. Именно это является основным барьером на пути консолидации стран региона, интенсификации сотрудничества и интеграционных тенденций в Восточной Азии. Опыт Евросоюза доказывает важность схожести политических, социальных и культурологических факторов, их преобладающей роли в наведении мостов между разными государствами региона.

Оценивая экономическую целесообразность и эффективность общерегиональной ЗСТ, следует помнить о специфике внутрирегиональной торговли в Восточной Азии. Основу товарной структуры торговли составляет промышленная продукция, в отношении ввоза которой действуют менее высокие ставки таможенных пошлин, чем на аграрную продукцию. По данным ВТО, в Восточной Азии средневзвешенный уровень таможенно-тарифного обложения промышленной продукции по режиму наибольшего благоприятствования равен 5,46% при дифференциации от 0% в Сингапуре, Гонконге и Макао до 9,0% в Китае1. С точки зрения бизнеса, тарифные преференции не так и важны. Так, по опросу 609 компаний Японии, Республики Корея, Филиппин, Сингапура и Таиланда, 40% их числа готовы использовать эти преференции в будущем2. Подобный не очень высокий показатель связан с необходимостью соблюдения правил происхождения товаров и соответствующих административных формальностей. Поэтому соглашение не может ограничиться только таможенной либерализацией и должно охватывать более широкий круг сфер взаимных экономический связей.

Таким образом, концепция общерегиональной зоны свободной торговли в Восточной Азии эволюционировала от проекта М.Махатхира по Восточноазиатской экономической группировке к моделям АСЕАН+3 и АСЕАН+6, которые в итоге были объединены в интеграционный проект Регионального всеобъемлющего экономического партнерства, по которым продолжается переговорный процесс между 16 государствами. Формирование самой крупной в мире зоны свободной торговли в Восточной Азии является кратко- или среднесрочной перспективой. Этому благоприятствуют интегрирующие факторы (динамичный экономический рост, повышение совокупного и взаимного товарооборота, углубление торговой и инвестиционной взаимозависимости), хотя сохраняются и дезинтегрирующие факторы (дифференциация уровней экономического развития между странами-членами, по объему ВВП и среднедушевых доходов, исторические и культурологические различия, а также политические противоречия, слаборазвитое межгосударственное сотрудничество, неразвитость финансовых и политических институтов, слабая координация их действий).

1 WTO Tariff Profiles 2016. - Geneva, 2016. - P. 5-8.

2 Fukushima A. Japan's Perspective on East Asian Regionalism / CSIS WP. 2006. - November. - Р. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.