Научная статья на тему 'Эволюция концепта «Провинция» в английской комедии нравов XVIII века'

Эволюция концепта «Провинция» в английской комедии нравов XVIII века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боровлева М. Ю.

The given article considers the evolution of a concept «province» during the 18th century as the basic concept within English comedy of manners. The article offers analysis of plays by G. Farquhar, J. Addison, G Fielding, O. Goldsmith, R.B. Sheridan, so the present material allows to determine the character of this evolution within the concept and the paradigm of its development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CONCEPT - «PROVINCE» IN ENGLISH COMEDY OF MANNERS IN 18th с

The given article considers the evolution of a concept «province» during the 18th century as the basic concept within English comedy of manners. The article offers analysis of plays by G. Farquhar, J. Addison, G Fielding, O. Goldsmith, R.B. Sheridan, so the present material allows to determine the character of this evolution within the concept and the paradigm of its development.

Текст научной работы на тему «Эволюция концепта «Провинция» в английской комедии нравов XVIII века»

10. Wasserman E.R. The Pleasures of Tragedy //A Journal of English Literary History. Baltimore, 1947. XIV. P. 283-307.

11. См.: Поляков О.Ю. Развитие теории жанров в литературной критике Англии первой трети XVIII века (газетно-журнальная периодика). М., 2000. С. 17.

12. Зорин А.Л. Литературное направление как межнациональная общность: (Английский и русский сентиментализм). Автореф. дис... канд. филол. наук (10.01.08). М., 1982.

13. Rowe N. The Fair Penitent / Ed. by M. Goldstein. L., 1969. Prologue. P. 5-6.

14. Burns L. Op. cit. P. 70.

ON THE PROBLEM OF NICHOLAS ROWE’S TRAGIC STYLE O.Ye. Zagriyeva

This article deals with Nicholas Rowe’s (1674—1718) conception of tragedy and his characteristic style. The author examines the subject matter of his plays, the kind of didacticism, the response this playwright intended to evoke and the way he depicted his characters. The aim of the article is to argue that Rowe is an early sentimentalist.

© 2008 г.

М.Ю. Боровлева

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТА «ПРОВИНЦИЯ»

В АНГЛИЙСКОЙ КОМЕДИИ НРАВОВ XVIII ВЕКА

Меняющийся характер английской действительности конца XVII — начала XVIII века обусловил специфику развития концепта «провинция» в комедии нравов.

В эпоху Реставрации (хронологически датируемой 60-80-ми гг. XVII века) наблюдается четкое противопоставление столицы и провинции. В этот период складываются сами понятия «столица», «провинция», которые постепенно наполняются определенным смыслом и формируются в концепты.

Смысл концептов «столица» и «провинция» становится намного яснее с учетом исторического контекста, раскрывающего суть английской Реставрации.

Восстановление монархии в качестве реакции на годы пуританского правления породило всеобщее веселье и свободную разгульную жизнь. Легкомысленность, порочность и безнравственность двора и столичного общества явились образцом для подражания. Светские щеголи и остроумцы вели беззаботный образ жизни. Законодатели светской моды диктовали свои правила в отношении манер, вкусов и нравов. Малейшие отклонения от установленных порядков считались дурным тоном или «провинциальщиной».

В эпоху Реставрации ведущее место в английской комедии нравов занимает концепт «столица», включающий в себя такие понятия, как «двор», «придворное общество», «столичная аристократия» и т.п. и ассоциирующийся с утонченностью вкусов, изысканностью манер, удовольствием. Общим представлением о провинции, в данный период времени, является отрицательное смысловое наполнение концепта «провинция», связанное с глупостью, невежеством, неотесанностью, грубостью манер и нравов жителей сельской Англии.

В комедии Реставрации на первом плане фигурировали представители знати, аристократии, светские щеголи, джентльмены-остроумцы и т.п., ведущие распутный образ жизни. В свою очередь, герои-провинциалы, как правило, не являлись объектом изображения комедиографов и занимали второстепенные позиции, выступая в роли мужей-рогоносцев и обманутых дельцов.

Английская комедия, по мысли И.В. Ступникова, «как в зеркале отразила свой век», очень быстро отреагировала на общественные изменения. Разврат, грязная любовь к деньгам, моральное разложение стали основными темами драматургии. Комедия Реставрации пренебрегала буржуазными добродетелями. Бережливость, набожность, скромность и деловитость были объявлены нелепыми и смешными. Буржуа высмеивали и презирали. Роль обманутых мужей и неудачников приходилась на долю несчастных дельцов и провинциалов.

В конце XVII века трактат Дж. Колльера «Краткий обзор безнравственности и нечестивости английской сцены» стал своеобразным подведением итогов назревших перемен в общественной и театральной сферах. Он осудил комедию Реставрации за то, что она издевалась над почтенными людьми и добродетельным образом жизни и выставляла в качестве идеала непристойное поведение светских щеголей. Дж. Колльер нанес сокрушительный удар по устоявшимся традициям аристократического театра. Успех выступления Дж. Колльера был подготовлен назревавшим в обществе недовольством падения нравов английской комедии.

После публикации трактата Дж. Колльера необходимость театральной реформы становится очевидной. На сцене начали появляться новые герои, меняются тематика и сюжеты пьес.

В ответ на очерк Дж. Колльера о «безнравственности и нечестивости» английской театральной сцены Дж. Фаркер пишет трактат «Рассуждение о комедии в связи с положением английской сцены». Вслед за Дж. Колльером, Дж. Фаркер сумел почувствовать и отразить в своем трактате идеи, связанные с проблемами современной ему эпохи. В словах Дж. Фаркера звучит предложение о реформировании английской комедии. Он считал, в частности, что назначение комедии — осуждать порок и вознаграждать добродетель. В своем трактате драматург рекомендовал обратиться к новому герою, к новому социальному типу, предлагая обратить взоры к провинции.

Разнузданность нравов королевского двора, произвол и распущенность явились причиной поиска новой общественной силы, сумевшей сохранить нравственные ценности. В обществе назрела идея поиска нового идеала. Выбор пал на сельского сквайра и джентльмена, живущего в провинции, не обремененного порочным городским влиянием и ведущего праведный образ жизни. Таким образом, были созданы условия для смены базового концепта комедии нравов.

Творчество английского драматурга конца XVII — начала XVIII столетия Дж. Фаркера оказало влияние на содержание актуального слоя концепта «провинция», и во многом способствовало его выходу на первый план в английской комедии.

Дж. Фаркер стал одним из первых, кто наполнил концепт «провинция» совершенно иным смыслом. Если в комедиях Дж. Ванбру или У. Уичерли смысловая структура концепта «провинция» заключена в таких понятиях, как тупость, грубость, необразованность, что у Дж. Фаркера вышеуказанный концепт включает в себя такие понятия, как искренность, порядочность, добросердечие, душевность и т.д.

В ранних комедиях Дж. Фаркера можно обнаружить массу характерных примет, свойственных комедии Реставрации: действующие лица и сюжетные линии, проделки, обманы и хитрости. Драматург не создает «своих» персонажей, а пользуется хорошо выверенным подбором действующих лиц: манерный щеголь, похотливый распутник, светские джентльмены, интриганки и т.д. Вокруг этих центральных образов сгруппированы типичные черты комедии Реставрации: сложное переплетение сюжетных линий, запутанные интриги и переодевания, конфликт между сущностью и видимостью. Несмотря на внешнее сходство, мы можем обнаружить ряд существенных изменений, отличающих уже ранние комедии Дж. Фаркера от комедии Реставрации.

Уже в самых ранних комедиях главный герой Дж. Фаркера — мошенник и распутник — наделен совершенно новыми качествами: у него оказывается доброе сердце и совесть.

Дж. Фаркер представил на суд английского зрителя новых персонажей. В его комедиях появляются абсолютно новые герои — представители буржуазии, третьего сословия, — ранее не выходившие на подмостки театральной сцены. Честный и сердобольный Фэрбанк («Близнецы-соперники»), скромный и здравомыслящий Лоуэлл («Любовь и бутылка»), а также добропорядочные извозчики, кузнецы, крестьяне, конюхи и т.д. стали прообразами центральных провинциальных героев поздних комедий драматурга «Офицер-вербовщик» и «Хитроумный план щеголей».

Главное внимание Дж. Фаркер уделяет провинциальному образу жизни и провинциальным нравам. Провинция в комедиях драматурга становится обителью счастья, где герои могут вести естественную, добродетельную жизнь.

В поздних комедиях «Офицер-вербовщик» и «Хитроумный план щеголей» концепт «провинция» занимает ведущее место. Дж. Фаркер выводит на сцену в роли главных действующих лиц провинциальных героев, которые вознаграждаются за хорошие, моральные поступки и благородные мысли. Более того, действие его пьес переносится из «развратной» столицы в провинцию, где царит здоровая атмосфера «старой доброй Англии» и где о светской жизни знают мало или предпочитают вовсе ничего не знать.

Дж. Фаркер мастерски нарисовал провинциальный уклад жизни и окружающую среду, помогающую выявить подлинные и мнимые ценности жизни. В своих пьесах он показал, что нравственные и добродетельные люди живут, главным образом, в провинции. Только на лоне природы в человеке раскрываются самые лучшие качества, облагораживаются души. В условиях провинциальной среды

проявляются благородство и щедрость сержанта Кайта и капитана Плюма («Офицер-вербовщик»). Столичные щеголи — Эймуэлл и Арчер («Хитроумный план щеголей») — попав в провинцию, под влиянием окружающей обстановки избавляются от пороков, раскаиваются, нравственно перерождаются.

Дж. Фаркер чутко уловил, что столичные джентльмены-остроумцы в качестве героев комедии исчерпали симпатии зрителей и указал на иную социальную среду, которая может представить нового героя, отвечающего требованиям времени. В качестве образца истинного добродетельного героя выступили сельские сквайры и провинциальные дворяне.

Подобно Дж. Фаркеру, Дж. Аддисон ищет образ идеального героя в провинции. Впервые Дж. Аддисон обращается к провинциальной теме в журнале «Зритель». Именно здесь он создает образ сельского джентльмена сэра Роджера де Коварли, ставшего своеобразным нравственным идеалом для английского дворянства. В комедии «Барабанщик» основным объектом внимания автора стал «добродетельный человек», живущий в естественных условиях провинции. В понимании Дж. Аддисона провинциальное существование свободно от притворства, условностей, диктуемых столичной цивилизацией. Провинциальное сознание базируется на принципах морали, непреходящих нравственных ценностях. Сущность провинциальной натуры, по мысли драматурга, составляют такие категории как честность, открытость, непосредственность, естественность. По мнению драматурга, сельская Англия — обитель счастья, где люди можно вести естественную, добродетельную жизнь. Герои Дж. Аддисона явились прямым олицетворением принципов высокой нравственности и моральных ценностей. В художественном наследии автора концепт «провинция» находит свое дальнейшее развитие и закрепляется в качестве базового концепта английской комедии нравов.

Новая фаза в развитии английской литературы — просветительский реализм — обусловила специфику смыслового изменения концепта «провинция» в английской комедии нравов.

Г. Филдинг, как и его предшественники, обращается к провинциальному миру в поисках добродетельного героя и также находит его. В пьесе «Любовь в нескольких масках» свои симпатии драматург отдает чистой, открытой и наивной Вермилии и сельскому сквайру Уайзмору, способному трезво и критически мыслить. Уединенная жизнь в провинции освободила Уайзмора от светских фальшивых условностей, помогла найти настоящую любовь и дружбу. В пьесе «Дон Кихот в Англии» добродетельными героями-провинциалами являются порядочный и честный сэр Томас Лавленд, возлюбленные Доротея и Фейрлав, способные на бескорыстные, искренние отношения.

Но в своих комедиях драматург разрушает идиллическое представление о провинции как об обители добродетели. Филдинг с большей реалистичностью стремится воссоздать характеры и нравы провинциального общества. Так, провинциальный дворянин сэр Позитив Треп («Любовь в нескольких масках») и сельский сквайр Баджер («Дон Кихот в Англии») выступают в роли корыстных и расчетливых дельцов. Мистер и миссис Газл, доктор Дренч, адвокат Бриф («Дон Кихот в Англии») в погоне за деньгами прибегают к хитроумным уловкам.

В связи с этим актуальный слой концепта «провинция» претерпевает значи-

тельные изменения. Столице как символу приобретательства и порока автор противопоставляет деревенскую Англию — место, где «естественная добродетель» может найти себе приют. Согласно Г. Филдингу, отношения, построенные на принципе купли-продажи, толкают людей к забвению всех ценностей, кроме ценности денег. Драматург, обращаясь к провинции, пытается найти людей свободных от власти денег, живущих по «естественному закону сердца». Однако этическая дилемма «столица-провинция» у Г. Филдинга выражена более тонко. Вследствие этого художественное изображение провинции становится многокрасочным и этически гораздо убедительнее. Г. Филдинг уверен: порочные, корыстные, лицемерные, чванливые и т.п. люди населяют не только столицу, а провинциальная жизнь — не панацея от всех социальных и личностных пороков. Поэтому среди героев-провинциалов мы встречаем сэра Позитива Трепа, Баджера, Газла и им подобных.

Провинция не лишена пороков, поскольку человеческая природа, по убеждению драматурга, везде одинакова, поэтому в провинциальном обществе можно встретить обман, корысть, лицемерие, лесть. Тем не менее, Филдинг верит в возможность преобразования личности, связывая нравственное начало с неиспорченной и в целом «здоровой» провинциальной средой. Относительная близость к природе, менее искаженные светскими условностями формы жизни, более естественные отношения в семье и с соседями — все это создает благоприятные условия для появления в среде провинциального дворянства честных, благородных характеров. Таковы Уайзмор и Лавленд, таковы провинциальные барышни Доротея и Вермилия.

В «веселой» комедии О. Голдсмита «Она унижается, чтобы победить, или Ночь ошибок», по выражению Г.Н. Бояджиева, «воссоздается полноценная реалистическая комедия нравов», а вместе с этим наблюдается изменение актуального слоя концепта «провинция». При создании образов провинциальных героев О. Голдсмит опирается на опыт своих предшественников. Но в отличие от них создает полнокровные и хорошо разработанные характеры. Пьеса О. Голдсмита является благодатной почвой для формирования нового понимания, видоизменения и трансформации концепта «провинция». Наряду с изображением нравов и образа жизни провинциальных героев драматург ставит и решает проблему воспитания, которая оказывается тесно связанной с этической дилеммой «столица-провинция». Используя прием контраста, драматург приходит к выводу, что система воспитания, не искаженная светскими условностями, представляет собой достойный образец для подражания. Напротив, столичное влияние оказывает негативное воздействие, облекая воспитательную систему в уродливую форму. Эти взгляды автора раскрываются на образах Кэт Хардкасл и Тони Ламкина.

Противопоставляя провинциальные и столичные уклады жизни, автор акцентирует внимание на том, что сельские жители, попадая под влияние столичных условностей и правил, утрачивают простоту нравов и естественность в обращении с окружающими (миссис Хардкасл). Однако доверие к человеческой природе приводит к тому, что О. Голдсмит связывает положительное «здоровое» начало с провинцией. По мнению автора, относительная близость к природе, более естественные условия существования благоприятно воздействуют

на человека. Не случайно идеалом автора становится герой (мистер Хардкасл), живущий по законам провинциальной жизни и олицетворяющий «старую добрую Англию». Мистер Хардкасл — сторонник простоты нравов, ему присущи доброта, радушие и справедливость. По мнению О. Голдсмита, в «естественной» среде человек «исправляется», обретает свое «я», становится открытым, свободным от светских манер и нравов (Марло).

Актуальный слой концепта «провинция» в комедиях Р.Б. Шеридана значительно изменяется, наполняется новым содержанием в сравенении с раннепросветительской комедией. В отличие от Дж. Фаркера и Дж. Аддисона провинцию Шеридан считает не идеальным местом проживания простодушных, доверчивых и наивных людей. Провинциальная среда по Шеридану не является средоточием морального и добродетельного образа жизни. Среди провинциалов в комедиях Шеридана, за редким исключением, мы не встретим истинно нравственных и добродетельных героев. Действие пьес драматурга перенесено в курортные города Бат и Скарборо. Модный курорт — территория, на которой сосуществуют жители столицы и провинциалы. Р.Б. Шеридан в рамках единого художественного пространства показывает взаимовлияние и взаимодействие двух форм жизни. Такой прием позволяет автору показать, что провинциалы подвержены влиянию столичных пороков; в свою очередь, под воздействием окружающей атмосферы столичные жители способны встать на путь исправления и обрести добродетель, любовь, постоянство. Среди провинциальных героев, пройдя через испытания, истинно добродетельными остаются Джулия, Джек Абсолют и Аманда. Раскаялись и исправились под облагораживающим влиянием провинциальной добродетели Лидия Лэнгвиш, Ловлесс и Берентия. В комедиях Р.Б. Шеридана встречаются провинциальные герои, ведущие образ жизни, который, мало отличается от столичного; они перенимают принятые здесь правила и условности, стараются соответствовать моде и «законам света» (Боб Акр, миссис Малапроп, полковник Таунли). По мысли Р.Б. Шеридана, человеческой натуре и в столице, и в провинции, свойственно восприятие порочных сторон жизни. Именно поэтому в комедиях есть отрицательные образы — светские щеголи (лорд Фоппингтон) и «дурные» от природы провинциалы (сэр Энтони Адсолют, сэр Тэнбелли Кламси). Изображая различные проявления человеческой натуры, драматург сталкивает лицом к лицу провинциальные и столичные нравы: добродетель и порок, лицемерие и искренность.

При этом у Р.Б. Шеридана отсутствует четкое закрепление порока за столицей, а добродетели — за провинцией. Вслед за Г. Филдингом и О. Голдсмитом, он сознает, что само по себе проживание в деревне или провинциальном городке не вырабатывает иммунитета к столичным нравам. Удаленность от столицы создает благоприятные условия для формирования чистых душ, искренних, добродетельных натур, но результат не всегда соответствует ожиданиям. Провинциальные добродетели легко уступают столичным соблазнам. Однако Р.Б. Шеридан верил, что в основе человеческой природы лежит доброе, здоровое начало, которое поможет преодолеть слабости и соблазны и вернет человека на стезю добродетели.

Итак, концепт «провинция» в английской комедии нравов XVIII столетия изменялся.

В творчестве Дж. Фаркера происходит смена базового концепта комедии нравов «столица» на концепт «провинция». Именно он «открывает» провинцию как социокультурную среду, способную дать комедии нового положительного героя. Вслед за Дж. Фаркером Дж. Аддисон обращается к провинции в поисках идеала человеческого существования. В его эссеистике и комедии «Барабанщик» происходит закрепление базового концепта «провинция».

В комедиях Г. Филдинга концепт «провинция» утрачивает свою положительную однозначность и приобретает реалистические черты. Еще более трезвую оценку провинции и провинциалам дает О. Голдсмит. В его комедии концепт «провинция» оказывается связанным с проблемой воспитания, с проблемой развращающего влияния столицы на провинциальные нравы.

Идиллический образ провинции и провинциалов окончательно разрушается в творчестве Р.Б. Шеридана. Выводя действие своих пьес на «нейтральную» территорию, он показывает сложную систему взаимовлияния столицы и провинции, отмечает, что последняя не лишена пороков и несовершенств, а ее представители вовсе не обязательно благостные и добродетельные люди. Однако следует отметить, что О. Голдсмит и Р.Б. Шеридан при всей трезвости и критичности оценок провинциальных нравов все же считают провинциальную среду способной формировать цельные, неиспорченные натуры.

Таким образом, в начале XVIII века концепт «провинция» в английской комедии нравов утвердился в качестве базового концепта, но на протяжении столетия претерпел значительное изменение, его актуальный слой подвергся смысловым трансформациям в результате изменения мировоззренческих установок авторов.

EVOLUTION OF CONCEPT — «PROVINCE» IN ENGLISH COMEDY OF MANNERS IN 18th c.

M.U. Borovlyova

The given article considers the evolution оf a concept — «province» during the 18th century as the basic concept within English comedy of manners. The article offers analysis of plays by G. Farquhar, J. Addison, G. Fielding, O. Goldsmith, R.B. Sheridan, so the present material allows to determine the character of this evolution within the concept and the paradigm of its development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.