Научная статья на тему 'Эволюция конституционных прав и свобод человека и гражданина'

Эволюция конституционных прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11577
1136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция конституционных прав и свобод человека и гражданина»

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального

строительства

ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Е.В. Киричек

(доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД России, кандидат юридических наук)

Становление прав и свобод человека и гражданина является результатом длительного исторического развития. Как ни парадоксально, но одной из главных причин возникновения прав человека являются различные угрозы его нормальной жизнедеятельности и стремление эффективно им противостоять. Жизнь человека на протяжении тысячелетий подвергалась опасности. В ответ рождались и утверждались гуманистические идеи равенства людей, защиты от дискриминации, насилия и т.д. Нравственные, философские, христианские начала прав человека формировались параллельно с правовыми воззрениями на него как участника социальной жизни. В теории и практическом воплощении каждая исторически данная система права в той или иной степени включала в себя юридическую концепцию личности как субъекта права и соответствующие представления о ее правах и обязанностях, их гарантиях: от примитивных и ограниченных до высокоразвитых. Права человека есть необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права вообще, субъективно-исторический аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека без и вне его1.

Прежде чем овладеть общественным сознанием и стать предметом законодательного регулирования, идея прав чело-

1 Нерсесянц В. С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. - М., 1989. -С. 22.

века должна была возникнуть на уровне теории. А для этого необходимы соответствующие социальные, экономические и политические предпосылки. Теоретически, эту идею подготавливали представления о человеке как о существе, обладающем свободой воли, представления о равенстве людей (эгалитаризм) и единстве человечества (универсализм). Зарождение и развитие данной идеи определялось генезисом такой общественной системы, функционирование которой обеспечивается наличием у индивидов гарантированной возможности выбора и социального пространства свободы; системы, в которой выгоднее взаимное соблюдение, чем нарушение того, что называется правами человека. Ее формирование связано с появлением демонополизированного (плюралистического) механизма распределения благ, при котором существует множественность независимых от государства источников доходов. Наличие такого механизма связано с возникновением эквивалентного обмена, производящей экономики, с индивидуализацией имущества, разделением труда. Права человека, таким образом, являются продуктом определенного типа социальных отноше--2 ний .

Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития дополнительных свобод, хотя бы классово ограниченных, но все же расширяющихся от одной общественно-

2 Багдасаров В.Ю. Права человека в Российской империи: Вопросы истории отечественной мысли.

- Ставрополь, 1996. - С. 8.

1/2006

исторической формации к другой. Этот важнейший аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии в ходе естественно-исторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря. Средневековый крепостной свободнее античного раба. Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества. И хотя развитие человечества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс пробивает себе дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития .

Права человека, их генезис - одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. В различные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов, заинтересованных в обосновании и оправдании существующего классового распределения прав и обязанностей в обществе, от исторического этапа социального развития. Права человека - сложное многомерное явление; их становление связано с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека.

Вопрос о том, что лежит в основе прав человека, никогда не решался однозначно. Так, согласно доминирующим христианско-религиозным взглядам «эти права были предначертаны Создателем при сотворении мира», и неверно говорить, что их «даруют» какие-либо институты - государства или международные организации. Эти структуры лишь осуществляют предначертание Господне - написанный в сердцах закон»2. Данте в конце XIII века писал, что Бог вложил в природу человека свободу, которая заключа-

1 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. -Е.А. Лукашева. - М., 2001. - С. 14.

2 Папа Иоанн - Павел II. Права человека // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 7. - М., 1995. - С. 5.

ется в жизни для самих себя3. В светской же мысли передовую, прогрессивную роль сыграла и во многом ее сохраняет естественно-правовая концепция, многие из родоначальников и виднейших представителей которой жили и работали в странах, где начинались буржуазные революции (Б. Спиноза - в Голландии, Д. Локк - в Англии, Вольтер и Ж.-Ж. Руссо -во Франции, Б. Франклин и Т. Джефферсон - в США). Они не только критиковали феодализм, но и обосновывали необходимость господства права в отношениях между индивидом и государством, настоятельно утверждали идею общественного договора как фундамента происхождения и легальности функционирования институтов власти. Согласно концепции естественного права первоочередным источником прав человека служит сама его биосоциальная природа, а они, соответственно, выступают в качестве прирожденных и неотчуждаемых, а не дарованных (октроированных) правителями4. В свою очередь, выраженные в фундаментальных правах человека идеи свободы, равенства (равноправия), социальные возможности служат утверждению его достоинства, позволяют обеспечивать полноценную жизнь, обоснованно притязая на необходимый для этого объем благ.

Исследователи проблемы подчеркивают, что признание прав человека есть признание достоинства, которое является его абсолютным свойством, воплощающим постоянство человеческой сущности, сохраняемой благодаря передаче по наследству строго определенных и сущност-но неизменных физиологических, психологических и душевных качеств человека5. В любом государственно-организованном обществе утверждение и непререкаемость названного свойства достигается посредством практического осуществления прав человека, которые по мере общественного

3 Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. - М., 1990. -С. 68.

4 См.: Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. - 1994. - № 2. - С. 144152.

5 Ковалев М.И. Генетика человека и его права // Государство и право. - 1994. - № 1. - С. 22.

прогресса так или иначе неизменно распространялись на весь более широкий круг субъектов. Исторический процесс никогда не проходил гладко, сопровождался острыми социальными битвами за права и свободы. Он показывает, что каждому поколению, как справедливо отмечено, нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечество еще не оказалось в ситуации, когда не требуется усилий для охраны и защиты прав человека. Всякое поколение соответствующим образом отвечает на неизменный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека1.

Зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение. Само же употребление слова «свобода», как утверждают, появилось в XXIV в. до н.э., когда правитель государства Шумер установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых услуг первосвященниками2.

Первые же представления о равенстве возникли очень рано: принцип талиона, жребий как равенство перед судьбой3.

1 Общая теория прав человека. - М., 1996. - С. 3.

2 Дорсен Н. Природа и пределы гражданских свобод в США // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. - М., 1994. -С. 271.

3 Нерсесянц В.С. Права человека в истории поли-

тической и правовой мысли (от древности до 1789

года) // Права человека в истории человечества и современном мире. - М., 1989. - С. 23.

К изучаемой идее более осознанно стали подходить древнегреческие мыслители, что объясняется определяющей ролью торговли в древних средиземноморских культурах. Первым шагом было преодоление замкнутости и трайбализма (жесткого деления на своих и чужаков), характерных для ранних обществ. Купец был первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами, чаще всего через институт гостеприимства. Племенная автаркия разрушалась через предоставление прав отдельным личностям. Торговля снижала значение архаичного коллектива для жизни и самообеспечения индивида. Этот процесс наиболее интенсивно стал проходить во II тыс. до н.э .

Объективная ценность человека для других обусловлена его отличиями и способностью предоставлять блага, которые другие люди либо не могут предоставить, либо могут это сделать в весьма ограниченных размерах. Как писал Ф. Хайек: «...людям нужно было стать разными, прежде чем они могли стать сво-бодными»5.

Поэтому права появляются в первую очередь у «непохожих» индивидов. Следовательно, становление всеобщих прав человека связано с развитием такой социальной системы, которая обеспечила бы максимальную дифференциацию труда и максимальное разнообразие общественно необходимых благ, производственный и потребительский плюрализм.

Идею и практику свободы и прав гражданина дала наиболее открытая из всех известных древних цивилизаций -Афины, которые изначально возникли и существовали в форме взаимодействия различных культур, государств, этносов. Хотя есть основания полагать, что нечто подобное имело место и ранее в некоторых районах Древнего Египта (третья династия, XXVIII в. до н.э.), Китая, Финикии, там, где существовали сильные частные хозяйства, развивалась коммерция и в ряде случаев сильное купечество могло

4 Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М., 1992. - С. 72.

5 Там же. - С. 141.

противостоять при помощи сохранившихся общинно-демократических институтов деспотическим наклонностям монархов1.

Попытка античного сознания идентифицировать человека со всем человечеством, прорваться за рамки узкосоциальной, узкогосударственной антропологии отразилась во взглядах Протагора (ок. 490-420 г. до н.э.), Диогена Синопского (ок. 412-323 г. до н.э.) и особенно в естественно-правовых концепциях стоиков с 4 века до н.э. Стоицизм, в свою очередь, повлиял на христианство, сыгравшее важнейшую роль в формировании идеи прав человека2.

В целом античное сознание не знало идеи прав человека (только права гражданина). Это выражалось в том, что а) индивид не мыслился вне социума и пользовался социальными возможностями исключительно как член государства, б) конфликт между общественно-государственным и индивидуальным интересом всегда решался в пользу первого, власть большинства (народного собрания) не была ограничена (хотя в Древнем Риме и Греции появились зачатки разделения властей на практике и в теории «смешанных властей»), в) римский мир не наделил индивида правами человека, так как до конца и не признал за ней свободы воли, человеческие поступки были детерминированы фатумом (судьбой), г) люди не признавались равными в расовом отношении и, следовательно, политически, юридически, религиозно3.

В период средневековья свобода была крайне ограничена, поскольку феодальное общество - общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничить права монархии, соединить ее с сословным представительством, определить для монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства, горожан и свободных крестьян заверши-

1 Багдасаров В.Ю. Указ. раб. - С. 11.

2 Там же. - С. 11.

3 Там же.

лось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов или не желающих их выполнять. Она провозгласила неприкосновенность имущества, назначение наказания только по приговору суда, право покидать страну и свободно возвращаться обратно и др4.

В период становления буржуазного строя в Англии в 1679 г. принимается Ха-беас корпус акт, который вводит процедуру освобождения арестованных из тюрьмы в тех случаях, когда по закону они могут быть взяты на поруки, устанавливает гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности, сроки давности и другие гарантии защиты прав личности5.

Значительное развитие права человека получают в Билле о правах, принятом Англией в 1689 г6. Этот документ установил свободу слова, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю, запретил жестокие наказания, установил ряд правил участия присяжных в судебном заседании.

Все эти документы сыграли выдающуюся роль в истории прав человека. Они заложили основы концепции процессуальных гарантий, «надлежащей процедуры» и связанности государственной власти по отношению к личности.

Однако не стоит забывать и о неравнозначной роли разных религий и идеологий в упомянутых процессах. В протестантизме деятельное отношение к мирской жизни объявлялось обязанностью перед Богом, из которой и выводились права человека. Прожить жизнь - это не только право, которому корреспондируются обязанности государства и третьих лиц, но и долг перед Богом. От всего, что препятствует исполнению этого долга, человек должен быть огражден. Мнение о том, что

4 Международные акты о правах человека: Сб. док. / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М., 1998. - С. 3-5.

5 Там же. - С. 5-13.

6 Там же. - С. 14-18.

социальным инструментом такого ограждения от чьих-либо произвольных действий должен стать закон, одними из первых высказали английские протестанты. В Англии уже XIII-XV вв. создавались политические теории монархии, ограниченной законом1.

Следует особо обратить внимание, что к такому мнению приводит выведение права из обязанностей перед Богом. Если же источник прав видеть в обязанности перед светской или духовной властью, что часто делается клерикалами и монархистами, то получается своеобразная опекунская модель «естественных прав»: ответственность человека перед некоторыми социальными силами (монархом и церковью) теоретически безгранична, и по определению данные социальные силы имеют божественно санкционированное право на установление, определение, отмену и нарушение прав человека, которые вторичны, поскольку проистекают не прямо от Бога, а опосредованно, через личность монарха или институт церкви.

Не только идейно, но и практически категория обязанности сыграла важную роль в становлении прав человека и гражданина. Часто крестьяне и городские жители требовали от сеньоров издания актов, четко устанавливавших размеры и виды повинностей. С одной стороны, фиксированная повинность есть обязанность платить и выполнять определенные работы, а с другой - эта обязанность содержала в себе право не исполнять сверхнормативные требования. К тому же четкие установления ограничивали произвол и позволяли, действительно, проявиться свободе воли как важнейшей психологической предпосылке прав человека и гражданина. Ведь свобода воли возможна только в мире причинности и основана на возможности предвидеть результаты своей деятель-ности2.

Огромное значение в данный момент времени имели концепции Страшного суда и Чистилища, широко распростра-

1 Пугачев В.В. От прав гражданина к правам человека. // Российский бюллетень по правам человека.

- М., 1991. - С. 76.

2 Багдасаров В.Ю. Указ. раб. - С. 15-16.

нившиеся с XII века. Идея Страшного суда демонстрировала уважение к достоинству личности. Бог обращает внимание на человека, он достоин быть судимым. В Чистилище каждый независимо от социального положения претерпевает наказание (равенство ответственности) в соответствии со своими грехами. Эти доктрины Берман назвал «великой вселенской демократией»3.

Прежде чем перейти к анализу непосредственно прав человека, следует указать на черты западноевропейского общества, которые оказали существенное влияние на формирование рассматриваемой идеи: отсутствие государств настолько централизованных, чтобы полностью подчинить себе все категории населения, так называемая феодальная анархия; противостояние светской власти и духовной в лице католической церкви, отразившееся в концепции - «двух мечей»; индивидуалистические трактовки христианства; теория и практика, разделявшие политическую и экономическую власть; традиции городских вольностей, заложившие основы самоуправления, политических и личных прав; договорные вассально-сеньориальные отношения, закреплявшие представления о взаимосвязанности прав и обязанностей; рыцарская культура с ее элементами самосознания личности; и, что особенно важно, плюрализм юрисдикции, возможность обращения за защитой к параллельным правовым системам (церковная, королевская, сеньориальная, коммунальная), ограниченность власти каждой

4

правовой системы .

Отсутствие каких-либо из указанных факторов не говорит о невозможности проявления идеи прав человека. Так, например, подчинение церкви государству в Англии не уничтожило эту идею.

Об ограничении власти и свободе граждан говорили Марсилий Падуанский (1280-1343 гг.), Б. Спиноза (1632-1677 гг.), Ч. Чонси (1705-1787 гг.). Свой вклад в создание теоретических основ идеи прав человека внесли Дж. Хэмпдэн, Дж. Лильберн

3 Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1994. - С. 170.

4 Багдасаров В.Ю. Указ. раб. - С. 18.

(1618-1657 гг.), Р. Вильямс (1603-1683 гг.), Дж. Мильтон (1608-1674 гг.), Дж. Мэйхью (172-1766 гг.), С. Пуффендорф (1632-1694 гг.), Дж. Уайз (1652-1725 гг.), левеллеры, индепенденты и другие1.

Одним из первых в конце XVII века заговорил о правах человека английский мыслитель Джон Локк2 (1632-1704 гг.) в работах «О гражданском правительстве», «Два трактата о правлении», считавший, что всем с рождения принадлежит право на жизнь, на собственность и свободу. Гарантами этих прав являются твердые законы и разделение властей. Сторонники Джона Локка по школе естественного права обосновывали свои теории ссылками на природу или Бога. Но в данном случае важна не безупречность обоснования прав человека, а то, что этот вопрос был понят как социально значимый, человечество поднялось до уровня самосознания, которое признает ценность каждого «Я» и равноценность интересов людей.

Европейская традиция апелляции к правам и привилегиям свободных людей была воспринята и развита в Новом свете. Это отразилось в принятии таких документов, как колониальная Хартия Вирджинии 1606 года; «Свод свобод» Массачусетса, автором которого был Н. Уорд (1578-1652 гг.); «Законы и свободы Массачусетса» 1648 года, многие положения которого вошли впоследствии в Билль о правах (1791 года); Хартия Пенсильвании и другие хартии; Закон о веротерпимости штата Мэриленд (1649 г.); Декларация прав Вирджинии 1776 года, составленная Дж. Мэдисоном3; особые билли о правах,

1 Багдасаров В.Ю. Указ. раб. - С. 18; См. также: История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. - М., 1996. - Вып. 2; Саидов А.Х. Международное право прав человека: Учеб. пособие / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2002. - С. 200;

2 См.: Локк Дж. Избранные философские произведения. - М., 1960. - Т. 2. - С. 8, 16, 34, 50, 116.

3 Эта Декларация была первым государственным

определением прав человека. К. Маркс, оценивая данный исторический документ, писал, что Америка - это страна, «где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 16. -С. 17.

принятые в период с 1776 по 1783 гг. в штатах Мэриленд, Пенсильвания, Северная Каролина, Вермонт, Массачусетс, Де-лавер, Нью-Гэмпшир; Закон Вирджинии о религиозных свободах (1786 г.). Приговоры судов присяжных создавали прецедентную базу для защиты прав. Так, вердикт 1735 года, вынесенный судом присяжных Нью-Йорка, лег в основание процесса становления свободы печати4. Вышесказанное свидетельствует о наличии в добуржуазном периоде глубоких корней идеи прав человека.

Первым юридическим документом в истории, который провозгласил всеобщие права человека, считается Билль о правах (июнь 1776 г.), принятый конгрессом народных представителей штата Вирджиния в Северной Америке. Следующим документом стала Декларация независимости (июль 1776 г.), принятая Континентальным конгрессом тринадцати североамериканских колоний. Затем Конституция США (1787 г.) и знаменитые десять поправок, известные как Билль о правах (1791 г.). То, что идея прав человека в эпоху американского Просвещения сосуществовала с рабством и с дискриминацией женщин, еще не говорит о том, что ее нельзя считать идеей всеобщих прав. Здесь следует отличать идею от практики. К тому же для международной идеи прав человека характерен так называемый «двойной стандарт», внутри государства в действительности права человека урезаются и могут отрицаться даже в теории, а на внешнеполитической арене к собственной выгоде провозглашаются неограниченными, и общечеловеческими.

Важным новшеством являлось включение права каждого человека на стремление к счастью, поскольку счастье воспринимается каждым субъективно и, следовательно, стремиться к нему можно лишь на основе индивидуального выбора.

Эти документы закрепляли ряд традиционных английских прав и свобод, процессуальные гарантии, использовали

4 Дорсен Н. Природа и пределы гражданских свобод в США // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. - М., 1994. -С. 273.

теоретические достижения школы естественного права, такие, как неотъемлемые права, автономия, изначально присущая человеку, разделение властей, принцип государства с ограниченной властью, народный суверенитет, принцип реализации свободы через экономическую самостоятельность. Истоки американской концепции прав человека исследователи находят и в религиозно-этических нормах, и в принципах римского права.

Среди теоретиков прав человека следует отметить Т. Пейна (1737-1809 гг.). Благодаря его работам, особенно труду «Права человека», широкие слои общества ознакомились с идеями Французской революции.

К концу 80-х гг. XVIII века во Франции мысль о необходимости декларации прав человека высказывали избиратели Немурского и Парижского генералитетов. Образец перечня прав содержался в одном из наказов Учредительному Собранию1.

В 1789 году в ходе Великой французской революции была провозглашена «Декларация прав человека и гражданина». В ней абсолютизировались права человека. Им приписывались атрибуты, до того принадлежавшие Богу: вечность и священность. «Неотчуждаемыми» и «неотделимыми» правами человек наделялся не от природы или Бога, как предпочитали писать в американских документах, а перед лицом и под покровительством Верховного Существа. Несмотря на религиозные тонкости, объединяло все первые документы определение прав человека в качестве «самоочевидных» и «бесспорных», а также априорность. Однако нельзя представлять дело так, будто высшая ценность была волюнтаристски приписана правам человека деятелями Просвещения. Это качество идея прав человека унаследовала от идей и практики предшествующих поколений. Западная традиция права, особенно с XII века, «основывалась на вере в существование закона, стоящего даже превыше права высшей политической вла-сти»2.

1 Ковалевский М.М. Учение о личных правах. -М., 1906. - С. 18.

2 Берман Г.Ж. Указ. раб. - С. 37.

Благодаря Французской революции закрепилась традиция внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

Реализация модели общества, предложенной классическим либерализмом, породила проблемы, которые требовали пересмотра взглядов на взаимоотношения личности и государства. Последнее начинало мыслиться в качестве более активного субъекта обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Политика строгого невмешательства привела к известному «парадоксу свободы»: чем больше свободы предоставлено, тем меньше ее становится. Бесконтрольная хозяйственная деятельность, неограниченная свобода договора, запрет профессиональных объединений (в том числе и предпринимательских) вели к экономическому подавлению многих. Общественная мысль и практика повернулись к государству, которое должно было принять участие в создании системы социальной защиты.

Общество с древних времен при помощи родоплеменных, территориально-производственных, церковных, муниципальных, государственных институтов пыталось решить проблему социальной защищенности лиц, которые по тем или иным причинам не могли себя обеспечить. Но почти до XIX века эта помощь в лучшем случае предполагала лишь косвенное право индивида на материальную поддержку в форме обязанности какого-либо из указанных институтов перед публичными институтами.

С середины XIX века по Европе прокатилась волна социального законодательства: пенсии по старости и инвалидности, страхование несчастных случаев, страхование по болезни. Все это явилось началом формирования второго поколения прав человека, без которых изменившаяся социальная система становилась неэффективной. Зарождалась позитивная концепция прав человека.

В XX веке начался новый этап в истории прав человека, который характери-

зовался коллективными международными действиями. По-настоящему новая фаза наступила после второй мировой войны. Десятого декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую Декларацию прав челове-ка1, которая стала первым в истории универсальным документом. Она ознаменовала новую эру в развитии межгосударственных отношений. Этот документ содержит перечень как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных прав человека, обеспечение которых - задача, «к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей, согласно Уставу ООН, рекомендательный характер. Однако при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договорами в нормотворческом процессе значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве обязательной правовой нормы. За годы, прошедшие после принятия Всеобщей декларации, были приняты многие международные документы по правам человека, развивающие содержащиеся в Декларации принципы и нормы, которые получили всеобщее признание. Таким образом, провозглашенные во Всеобщей декларации права и свободы в настоящее время признаются участниками международных отношений как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, корпоративных образований, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена консолидированная воля свыше 200 государств планеты, убедительно продемонстрировано полувековой практикой его действия в качестве обязательных обычных или договорных юридических норм.

1 Международные акты о правах человека: Сб. док.

- М., 2000. - С. 39-44.

Они нашли свое подтверждение и развитие в международных Пактах о правах человека (Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, включая соответствующие факультативные протоколы к нему, и др.)2 и в других универсальных и региональных соглашениях, которые в совокупности представляют собой Международный Билль о правах человека. В них закреплены естественные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому, независимо от того, где и в каком государстве он проживает. Они не могут определяться исключительно государством, а должны базироваться на основе Всеобщей декларации, пактов о правах человека и других международных документов. В результате обычной и договорной практики зафиксированный в этих документах перечень прав и свобод стал обязательным для всех стран мира, и каждое государство - участник международных отношений обязано закрепить эти права в своем законодательстве и осуществлять их на практике . Многие из этих документов были направлены также против практики тоталитарного социализма с ее массовыми нарушениями прав человека. Во время распада колониальной системы к этим международным актам стали примыкать региональные хартии о правах человека (например, африканская). С 50-х гг. XX столетия в связи с процессами интеграции государств, созданием разного рода межгосударственных объединений, сообществ, союзов этими объединениями стали приниматься свои декларации и хартии о правах человека (например, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.)4.

Западногерманский ученый К. Штерн пишет: «Основные права, закрепленные в конституциях государств, базируются на

2 Там же. - С. 44-77.

3 Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высш. воен. учеб. заведений / Отв. ред. В. А. Карташкин. - М., 2001. - С. 5.

4 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М., 1998. - С. 95.

правах человека: они вбирают в себя содержащиеся в них личностное и естественно-правовое начало. В качестве существенно нового элемента выступает позитивно-правовая институализация. Государственно-правовое признание и гарантированность означают большой прорыв в идее прав человека... Заимствованные из постулатов и деклараций как права естественные, они становятся правами в юридическом смысле»1.

Ряд демократических государств не только регламентирует на конституционном уровне значительный комплекс прав и свобод человека и гражданина, подчеркивает их незыблемый характер, но и официально провозглашает принцип приоритета международных норм-стандартов о правах человека над национальным законодательством. Так, Основной Закон ФРГ (1949 г.), называя уважение и защиту человеческого достоинства обязанностью всякой власти, признавая неприкосновенные и неотчуждаемые права человека (ст. 1), гласит: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории» (ст. 25)2. По Конституции Испании (1978 г.) достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей есть основа политического порядка и социального мира. Со всей определенностью указывается, что «входящие в Конституцию положения об основных правах и свободах должны толковаться в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международными договорами и соглашениями по этим вопросам, которые ратифицированы Испанией» (ст. 10), что международные договоры Испании «составляют часть ее внутреннего законодательства» (ст. 96)3. В соответствии со ст. 10

1 Государственное право Германии. - М., 1994. -Т. 2.- С. 168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Конституции зарубежных государств. Учеб. пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М., 2000. - С. 68, 76.

3 Там же. - С. 174-175, 193.

Конституции Итальянской Республики (1947 г.) «Правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права. Правовое положение иностранцев регулируется законом в соответствии с международными обычаями и договорами»4. В связи с этим нельзя обойти вниманием знаменательный факт. В аналогичном ракурсе стала строиться политико-правовая практика, начиная с России, целого ряда стран СНГ, а также Балтии, Восточной Европы, имевших коммунистическую ориентацию5. Их основные внутригосударственные законы, как правило, подробно формулируют права и свободы человека и гражданина. Эти законы, утверждая политический плюрализм, духовную свободу, частную собственность, в немалой степени воспринимают лучшие достижения стран с развитой системой народовластия, рыночной экономикой, обеспеченной социальной сферой. Всестороннее сближение государств с демократическим устройством последовательно влечет унификацию фундаментальных положений о правах человека и гражданина.

Дальнейшая история прав человека связана с конкретизацией положений, их углублением и расширением, приданием им статуса юридически обязательных, реализацией на государственном уровне, с организацией международного контроля, включая региональный, за их соблюдением и защитой.

Глобализация общественных процессов, унификация мира, прогресс в области коммуникаций и средств массовой информации создают условия не только для освобождения личности, но и для возникновения гипертрофированного государственного контроля и неоправданной концентрации власти. Происходит экономическое подавление слабых государств сильными. Научно-технический прогресс породил глобальные экологические про-

4 Там же. - С. 133.

5 См.: О правах и основных свободах человека: Конвенция Содружества Независимых Государств // Российская газета. - 1995. - 23 июня; Международные акты о правах человека. Сб. док. - М., 2000. - С. 711-719.

блемы1. Вышеуказанные процессы обусловили появление третьего поколения прав человека. Это подтвердило положение о том, что соблюдение прав человека не только нравственная проблема, но и проблема самосохранения мировой социальной системы.

Институт прав и свобод человека и гражданина не был чужд правовой системе российского общества до второй половины XVIII века, то есть до появления в идеологическом обороте российского общества элементов западноевропейского либерального мировоззрения, использующего понятие «права человека».

Справедливость данных утверждений может быть подтверждена некоторыми историческими сведениями.

В XVI веке в России было известно право печалования, то есть право на заступничество со стороны Церкви за тех, кто притесняется светскими властями. Возможность легального противостояния официальным властям, в том числе и в вопросе защиты личных интересов, является одним из обязательных условий функционирования института прав и свобод человека и гражданина. Наличие права печалования позволяет говорить о некоторых зачатках системы плюрализма юрисдикции2.

Со второй половины XVII века в России одними из носителей идеи всеобщего равенства являлись старообрядцы. Это один из тех нередких случаев, когда прогрессивные идеи облекаются в консервативную форму. Необходимо отметить, что значение старообрядчества для освободительного (англ. - либерального) движения заключалось не только в том, что среди последователей протопопа Аввакума было значительное число представителей третьего сословия (купцы, ремесленники), но и в том, что движение претендовало по ряду позиций на независимость от власти3.

1 См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. - М., 2002. - С. 40-76.

2 Багдасаров В.Ю. Указ. раб. - С. 25.

3 Там же. - С. 25-26.

Симеон Полоцкий (1629-1680) выступал за равный для всех суд. Ю. Крижа-нич (1618-1683) утверждал, что достижение свободы возможно только там, где каждый человек пользуется своим трудом и распоряжается своим имуществом. А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680) считал необходимым предоставление городам некоторых политических и экономических прав. И.Т. Посошков (1652-1726) говорил о необходимости ряда процессуальных гарантий прав личности, о принципах равенства, состязательности при осуществлении правосудия. В.Н. Татищев (1686-1750) считал, что неволя и рабство противоречат христи-

4

анству .

Специфика развития идеи прав человека и гражданина в России определялась особенностями освободительного процесса, основная задача которого состояла в упразднении крепостного права. Против крепостничества выступали Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, П.С. Батурин, А.Н. Радищев, ЯП. Козельский, декабристы, ряд государственных деятелей, в том числе Е.Ф. Канкрин, П. Д. Киселев, Н.С. Мордвинов, Г. Розенкампф, М.М. Сперанский и другие. Один из многочисленных проектов освобождения крестьян был составлен даже А.А. Аракчеевым. Но и после отмены крепостного права, вплоть до

1917 года, отстаивание прав личности было сопряжено с идеологическим и практическим преодолением пережитков феодализма. Теория прав человека столкнулась с широко распространенным мнением о том, что собственность крестьян должна носить особый статус и существовать в ином правовом режиме, будучи неполной условной собственностью. На практике это выразилось в культивировании подворного и общинного землевладения, при котором никто не имел индивидуального права на земельный фонд5. Это было лишь общественно-правовым требованием к государству на обеспечение землей. Частное право не отделялось от публичного. Госу-

4 См: Исаев И.А., Золотухин Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. -М., 1995. - С. 152, 157,166, 171, 175.

5 Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914 гг. - Париж, 1990. - С. 206.

дарственное наделение землей вытекало не из признания за каждым крестьянином индивидуальных прав, а являлось административной мерой против пролетаризации крестьянства. Это сдерживало процесс индустриализации. Зависимость личности от общины мешала развитию права распоряжения своими наделами, ограничивала свободу передвижения. Крестьяне были стеснены паспортной системой, до 1904 года для них предусматривались телесные наказания и т. д.

Характерной чертой российской общественной мысли можно считать внедрение идеи прав человека сверху, что с объективной стороны объясняется ролью государства в проведении модернизации, отсутствием развитого гражданского общества, а с субъективной - прозападными интеллектуальными устремлениями элиты.

Уже идеи Екатерины II (1762-1796) включали элементы негативной концепции прав личности. В «Проекте Законов о Правах Жителей или Людей Среднего Рода» она высказала мнение, что у людей должна существовать независимая от государства область деятельности: «Если бы на все просить дозволения, то не было бы права». Правда, относились эти идеи лишь к привилегированному сословию - к дворянству и к городской верхушке. Одним из первых защитников таких идей в России был А. Н. Радищев (1749-1802). Эти идеи он использовал для развития представлений о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй1. Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала Жалованная грамота дворянству (1785г.)2, которая признавала право дворян распоряжаться своей судьбой, выбирать род занятий. Важным достижением было запреще-

1 Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. - М., 1949. - С. 130, 176,177, 437.

2 Российское законодательство Х-ХХ веков. - М., 1987. - Т. 5.

ние применять к дворянам телесные наказания.

Своеобразно трактовал права человека один из виднейших и наиболее радикально настроенных декабристов - П.И. Пестель. Используя либеральную терминологию, говоря о благе отдельных лиц, он личные права приравнивал к удовлетворению материальных нужд и охране безопасности3. Так и В.Г. Белинский в поздний период творчества, восприняв идею особого развития России, высказал аналогичную мысль: если в России все

4

сыты, то права не нужны .

Традицию освободительных реформ сверху продолжил Александр II (18551881). После реформы 1861 года5 крестьяне получили личную свободу, а дворяне окончательно освободились от обязанностей государственных агентов с фискальными и административными функциями. Освобождение крестьян, а следовательно, появление свободного товаропроизводителя, укрепление новых экономических отношений требовали создания новой судебной системы для их защиты.

В результате судебной реформы 1864 г. была установлена всеобщая правоспособность с некоторыми изъятиями; суд отделялся от администрации; личность обретала ряд процессуальных гарантий; укреплялся институт правопритязания. М. Гернет считал верным взгляд на ст. 1 Устава уголовного судопроизводства «как на выражение до некоторой степени HABEAS CORPUS русского гражданина»6.

Большую роль в формировании отношения бюрократии к правам человека

3 Пестель П.И. Русская Правда. Наказ Временному Верховному Правлению. - СПб., 1906. - С. 7.

4 Секиринский С.С., Филипова Т.А. Указ. раб. - С. 59.

5 См.: О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта (1861 г., февраля 19): Манифест // Хрестоматия по истории государства и права СССР. - М., 1990. - С. 382388.

6 Гернет М. Гарантии личной свободы и Устав уголовного судопроизводства // Вопросы права. -1904. - № 48. - С. 32; Учреждение судебных установлений (1864 г., ноября 20): Манифест // Хрестоматия по истории государства и права СССР. -С. 406-420.

сыграла традиция юридического образования, закладывавшая основу правосознания чиновников гражданской службы1.

Важное место в науке занимало учение о правах человека Б.Н. Чичерина (1829-1904). Из метафизической посылки о стремлении человека к свободе он выводил право человека делать все возможное для продолжения своего существования. Он писал: «Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность, как сказано, есть корень и определяющее начало всех общественных отношений.»2.

По его мнению, политические права призваны обеспечивать частные права, которые являют собой истинную область свободы. Свобода по своей природе индивидуалистична. Право собственности и свобода труда составляют фундамент всякой свободы3.

Во второй половине XIX века после создания земских учреждений и городских дум (реформы управления) общество было привлечено к решению некоторых хозяйственных вопросов местного значения. В период правления Александра III (1881-1896) закрепились новые общественные отношения. При укоренявшемся гражданском строе появилась некоторая

1 Хойман С. Взгляд на дореволюционную Россию // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. - М., 1994. - С. 135.

2 Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. 3: Новое время. - М., 1874.; Чичерин Б.Н. Собственность и государство. - М., 1882. - Ч. 1. -С. 16; Градовский А.Д. Общее государственное право. - СПб., 1885; Ковалевский М.М. Декларации прав человека и гражданина // Юридический вестник. - 1889. - Т. VIII. - С. 445-477; Каре-ев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т. III: История XVIII века. - СПб., 1893. Рад-циг С.Г. Декларация прав 1789 г. и ее источники // Журнал министерства народного просвещения. -1914. - Ноябрь.

3 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. -Указ. соч. - С. 16.

4 Положение о губернских и уездных земских уч-

реждениях (1864 г., января 1); Положение о гу-

бернских и уездных земских учреждениях (1890 г., июня 12); Городовое положение (1892 г., июня 11):

Манифест // Хрестоматия по истории государства и права СССР. - М., 1990. - С. 406-420, 427-430.

свобода обсуждения, хотя еще не обеспеченная публичным правом.

С конца XIX века группы земских деятелей, адвокатов, литераторов стали чаще поднимать вопрос о правах личности, составляли проекты основных законов, включающие в себя положения и целые главы о правах граждан. По мнению Б.С. Эбзеева, «общественное сознание было готово воспринять самые высокие по тем временам стандарты прав и свобод человека и гражданина, а в некоторых отношениях даже опережало их»5.

Однако происшедшие изменения в государственной и общественной жизни еще не обеспечивали равноправия граждан. В России сохранилось сословное деление общества: с привилегированным положением дворянства и с ограничением прав крестьян и других слоев населения. Неравноправным было положение женщин. Не были признаны и закреплены права граждан на свободу слова, печати, собраний, общественных союзов. Ясно одно: принципы естественного права не стали нормой для российского общества и во второй половине XIX в. Возможно, поэтому не случайно сложилось критическое отношение прогрессивных деятелей России к праву и закону. Право и закон воспринимались лишь как ограничители действий человека, а не как средство защиты его прав. И здесь уместно вспомнить великого русского писателя Л. Н. Толстого (1828-1910), который оценивал право как зло, препятствующее нравственному развитию народа, и призывал жить не по закону, а по совести6.

В ходе революции 1905-1907 гг. проблема прав человека приобрела практическое значение. Права подданных провозгласил Манифест от 17 октября 1905 года. Следует признать, что большая часть русского общества в 1905 г. утверждало, что манифест есть конституция7.

5 Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. - М., 1992. - С. 63.

6 Бутылин В.Н. Развитие законодательной основы правового положения человека и гражданина в России // Отечественные органы внутренних дел: история и современность: Труды Академии управления МВД РФ. - М., 2000. - С. 129-130.

7 Струве П. Два забастовочных комитета // Поляр-

По мнению некоторых авторов1, первую Конституцию России представляли Основные государственные законы, принятые 23 апреля 1906 года. В текст этих законов был включен широкий перечень прав подданных и их гарантий: неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, выбора места жительства, свобода печати, слова, собраний, союзов, свобода веры и т.д. (гл. 8 «О правах и обязанностях российских подданных»)2. Правительственная власть с ее неуловимыми критериями «видов правительства», «дозволенного и недозволенного», «преступного и непреступного» оставалась высшим судьей в сфере свобод. Ограничения личных (индивидуальных) прав и свобод власти мотивировалось то «государственной необходимостью», то «требованиями общего порядка безопасности». Поводом для всякого рода стеснений свободы личности и даже применения к ней уголовной кары часто было несовершение того или иного преступления, а так называемая политическая не-благонадежность3.

Вопросы, связанные с правами личности, часто затрагивались в ходе работы Государственной думы4, в которой обсуждался проект закона о неприкосновенности

ная звезда. - 1905. - № 3. - С. 225; Нечаев В. Манифест 17-го октября и форма правления // Полярная звезда. - 1906. - № 4. - С. 294; Пажитнов К.К. вопросу о русской конституции // Образование. -1906. - № 12. - С. 95, 98; Кистяковский Б. Конституция дарованная и конституция завоеванная // Полярная звезда. - 1906. - № 11. - С. 747; Гессен

B. Самодержавие и манифест 17 октября // Полярная звезда. - 1906. - № 9. - С. 631.

1 Дзидзоев Р.М. Первый конституционный документ России // Государство и право. - 1997. - № 6.

- С. 113-114.

2 Об усовершенствовании государственного порядка (1905 г., октября 17): Манифест // Государство Российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней: Сб. док. - М., 1996. -

C. 254-255.

3 Скрипилев Е.А. Права человека в истории России // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Мат. междунар. науч. конф., посвящ. 50-летию Всеобщей декларации прав человека. - М.: МНЭПУ, 1999. - С. 38.

4 Учреждение Государственной Думы (1906 г., февраля 20) // Хрестоматия по истории государства и права СССР. - М., 1990. - С. 442-444.

личности. Государственная дума третьего созыва (1907-1912 гг.) приняла законы, затрагивающие социальные права, а именно об отдыхе торговых служащих и страховании рабочих.

С началом работы Государственной думы определился новый этап взаимодействия государства и общества, в том числе и по вопросу о правах. Показательно, что в

1918 году среди депутатов Учредительного собрания, несмотря на запрет кадетской партии, около 75 % выступали за парламентскую демократию и права человека5.

Реальные успехи в утверждении прав и свобод граждан России были достигнуты в результате совершения в 1917 г. Февральской революции. Самодержавная монархия пала. Образованное в ходе революции Временное правительство поспешило законодательно оформить права и свободы граждан свободной России. В результате чего была принята Декларация Временного правительства от 2 марта 1917 г., которая провозгласила ряд положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина (свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования и т.д.)6.

Можно сказать, что в России была пред принята попытка создания демократического правового государства с фундаментальными правами и свободами личности .

Практика строительства Российского социалистического государства показывает, что некоторые права и свободы трудящихся, которые советская власть провозгласила сразу же после Октябрьской революции, закреплялись и реализовывались в процессе развития Советского государства, хотя многим из них были присущи черты фрагментарности (например, законодательное регулирование по-

5 Джувилер П. Россия в движении // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. - М., 1994. - С. 60.

6 Хрестоматия по истории государства и права СССР. - М., 1990. - С. 460-461.

7 Скрипилев Е. А. Права личности в России до октября 1917 г. // Права человека накануне ХХ! века.

- С. 127.

литических прав и свобод советских граждан). Так, 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята Конституция (Основной закон) РСФСР1. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т.е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции. Мужчины и женщины были уравнены в правах. Это было достижением пролетарской культуры. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины2.

Следующая Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая 11 мая 1925 г., закрепляла вхождение РСФСР в состав образованного в 1922 г. вместе с другими независимыми республиками Союза Советских Социалистических Республик и сохраняла отмеченные выше характерные черты для Конституции 1918 года.

Пятого декабря 1936 г. была принята так называемая Сталинская конституция -Конституция (Основной закон) СССР, считающаяся самой демократичной по сравнению со своими предшественницами. Позднее, 21 января 1937 г., в РСФСР была принята новая Конституция (Основной закон) РСФСР, полностью основывавшаяся на союзной. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социальноклассовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».

1 Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. - М., 1997. - С. 726-729.

2 См.: Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Завадская. - М., 2001. -

С. 17-19.

Определенным шагом в развитии прав и свобод человека и гражданина явились Конституция СССР 1977 г. и, соответственно, Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г., в которые были включены разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовались только понятия «права и свободы граждан». Лишь после принятия Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларации прав и свобод человека, а затем и принятия Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен - дан в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл. 6).

В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст.ст. 17-64). Их огромное влияние на общественное развитие, на признание свободы личности и ее достоинства показывает, почему важно знать истоки и корни тех ценностей, которые были рождены в борьбе и муках и для утверждения которых было принесено столько жертв. Сохраняя в качестве исходных начал принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина , Конституция РФ вместе с тем, по сравнению с прежней, содержит некоторые новые подходы к правовому оформлению института, юридически более точно раскрывает содержание многих основных прав и свобод. Прежде всего следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции Российской Федерации.

3 Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России (1970-80-е и начало 90-х годов). -М.: Научная книга, 1999. - С. 241-246.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 Конституции Российской Федерации к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Принятие Конституции России потребовало интенсивной работы в области законотворчества, приведения законодательства в соответствие с конституционными принципами. В этом направлении проделана значительная работа. Приняты Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях; федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О национально-культурной автономии», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об Общественной палате Российской Федерации» и многие другие. Ряд условий-рекомендаций Россия уже выполнила, внеся соответствующие изменения в свое законодательство. Другие рекомендации будут выполняться постепенно - по мере созревания социальноэкономических, политических, государственно-правовых условий.

Появился в России и реальный механизм защиты конституционных прав и свобод граждан. Действенным средством такой защиты стал Конституционный Суд, принимающий и рассматривающий жалобы граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод. Большие надежды российское общество возлагает и на институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, введенный федеральным конституционным законом в 1997 г.

Важным шагом в приближении норм отечественного законодательства к общепризнанным международным стандартам в области прав человека и гражданина явилось вступление России в Совет Евро-

пы 15 января 1996 г. В конце февраля 1996 г. был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» № 19-ФЗ1. Среди условий-рекомендаций присоединения России к Совету Европы значились: ратификация в течение года Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также протоколов к ней, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Среди первоочередных мер, касающихся защиты прав и свобод, названы такие, как запрещение пыток и бесчеловечного или уничижающего обращения, защита национальных и языковых меньшинств. Граждане России получили право на обращение в Европейский Суд по правам человека2.

История прав человека свидетельствует о том, что сформировавшиеся в русле естественно-правовых идей представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в основе и современных положений о правах человека и гражданина, современных концепций о правовом статусе человека и гражданина, о господстве права и верховенстве закона, о гражданском обществе и правовом государстве.

Этот естественно-правовой подход (в современной модификации) нашел свое признание в новой Конституции Российской Федерации, согласно которой именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Богатый опыт прошлого позволяет лучше понять как логику формирования и развития идей прав и свобод человека и гражданина, так и наши собственные сложности и проблемы на пути к практическому воплощению этих общечеловеческих ценностей в современных условиях.

Сегодня российская наука пытается строить суждения на фундаменте общечеловеческих ценностей. Поэтому права человека как социальная категория приобретают, образно говоря, второе дыхание.

1 СЗ РФ. - 1996. - № 9. - Ст. 774.

2 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2001. - С. 106.

Стимулом служат принятые Декларация прав и свобод человека и гражданина в РСФСР1, Конституция Российской Федерации, многие другие документы.

Конечно, от конституционного установления прав человека до их реализации -большое расстояние, но исторический опыт свидетельствует, что без их конституционного закрепления, пролагающего дорогу к равенству и свободе, устранению всех различий, до правовой действительности - еще дальше.

1 О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1991. - № 52. - Ст. 1865.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.