Научная статья на тему 'Эволюция и идейные установки пангерманского движения'

Эволюция и идейные установки пангерманского движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Германия / Австрия / национальный миф / национализм / пангерманизм / Germany / Austria / national myth / nationalism / Pan-Germanism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольга Константиновна Павлова, Максим Михайлович Куренков

Статья посвящена изучению такого идеологического и политического явления, как пангерманизм. В рамках исследования рассматриваются исторические предпосылки к формированию, периоды развития, особенности и идейные установки этого движения. Отдельному рассмотрению и анализу подвергается каждый этап эволюции данной идеологии. Актуальность исследования обусловлена тем, что в Германии и Австрии, странах, для которых тема национализма является глубокой исторической травмой и стигмой, в последние годы наблюдается рост правых настроений, а в парламентах твёрдые позиции занимают партии правого толка (Альтернатива для Германии и Австрийская партия свободы, соответственно). Это побуждает обратиться к истокам проблемы национализма в истории немецкоязычного региона. Теоретическая значимость данной работы обусловлена необходимостью проведения комплексного и структурированного изучения феномена пангерманского национализма как одного из важнейших факторов жизнедеятельности немецкого общества, немецкой политики и международных отношений в XIX – первой половине XX столетия. В результате исследования автор пришёл к выводу, что пангерманизм сформировался на фундаменте немецких национально-политических мифов, возникших на основе точек бифуркации (переломных и наиболее драматичных моментов германской истории): героических сюжетах о борьбе свободного народа под руководством легендарного правителя против более сильного врага в лице латино-романской цивилизации. На этой почве возникло пангерманское движение, которое прошло долгий путь в своём развитии, трансформировавшись из народной, прогрессивной и демократической идеи времён немецкой раздробленности в националистическую, шовинистическую, милитаристскую и экспансионистскую доктрину, достигшей своего радикального зенита в годы национал-социалистической диктатуры 1933–1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution and ideological guidelines of the Pan-German movement

This paper is devoted to the study of such ideological and political phenomenon as Pan-Germanism. Historical backgrounds to formation, periods of development, features and ideological guidelines of this movement are considered in the frames of the research. Every evolution stage of this ideology is under specific consideration and analysis. The relevance of the study stems from the fact that there is the increasing of right sentiments and right-wing parties have strong positions in parliaments recent years in Germany and Austria (Alternative for Germany and Freedom party of Austria, accordingly), the states for which the topic of nationalism is deep historical trauma and stigma. That encourages to go back to the origins of the nationalism problem in the history of German-language region. The theoretical significance of this work is based on the need to make a complex and structured study of the Pan-German nationalism phenomenon as one of the main factors of the existence of German society, German politics and international relations in the XIX – beginning of the XX century. As a result of the study, the author came to the conclusion that Pan-Germanism formed on the base of German national-political myths, emerged on the foundation of the bifurcations points (the turning and the most dramatic moment of German history): heroic plots about the struggle of free people under command of the legendary ruler against more powerful enemy in the face of Latin-Romanesque civilization. The Pan-German movement which went a long way in its development, transforming from people’s, progressive and democratic idea of the time of German disunity into nationalistic, chauvinistic, militaristic and expansionist doctrine, achieved its radical zenith in the years of National Socialist dictatorship during 1933–1945, emerged on this ground.

Текст научной работы на тему «Эволюция и идейные установки пангерманского движения»

УДК:94 (100)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-3-65-73

Дата поступления (Submitted) 3.02.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 6.03.2024

Эволюция и идейные установки пангерманского движения

ОЛЬГА КОНСТАНТИНОВНА ПАВЛОВА

доктор исторических наук, профессор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. 195251, Российская Федерация, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, e-mail: pavlovaok55@mail.ru

МАКСИМ МИХАЙЛОВИЧ КУРЕНКОВ

студент 1 курса магистратуры Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. 195251, Российская Федерация, Санкт-Петербург, ул.

Политехническая, 29,

e-mail: maximkurenkov22@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению такого идеологического и политического явления, как пангерманизм. В рамках исследования рассматриваются исторические предпосылки к формированию, периоды развития, особенности и идейные установки этого движения. Отдельному рассмотрению и анализу подвергается каждый этап эволюции данной идеологии. Актуальность исследования обусловлена тем, что в Германии и Австрии, странах, для которых тема национализма является глубокой исторической травмой и стигмой, в последние годы наблюдается рост правых настроений, а в парламентах твёрдые позиции занимают партии правого толка (Альтернатива для Германии и Австрийская партия свободы, соответственно). Это побуждает обратиться к истокам проблемы национализма в истории немецкоязычного региона. Теоретическая значимость данной работы обусловлена необходимостью проведения комплексного и структурированного изучения феномена пангерманского национализма как одного из важнейших факторов жизнедеятельности немецкого общества, немецкой политики и международных отношений в XIX - первой половине XX столетия. В результате исследования автор пришёл к выводу, что пангерманизм сформировался на фундаменте немецких национально-политических мифов, возникших на основе точек бифуркации (переломных и наиболее драматичных моментов германской истории): героических сюжетах о борьбе свободного народа под руководством легендарного правителя против более сильного врага в лице латино-романской цивилизации. На этой почве возникло пангерманское движение, которое прошло долгий путь в своём развитии, трансформировавшись из народной, прогрессивной и демократической идеи времён немецкой раздробленности в националистическую, шовинистическую, милитаристскую и экспансионистскую доктрину, достигшей своего радикального зенита в годы национал-социалистической диктатуры 1933-1945 гг.

Ключевые слова: Германия, Австрия, национальный миф, национализм, пангерманизм

Evolution and ideological guidelines of the Pan-German movement

OLGA KONSTANTINOVNA PAVLOVA

Doctor of Historical Sciences, Professor Graduate School of International Relations Institute of Humanities Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University.

195251, Russian Federation, Saint-Petersburg, Polytechnitcheskaya st., 29,

e-mail: pavlovaok55@mail.ru

MAXIM MIKHAILOVICH KURENKOV

1st year Master student, Graduate School of International Relations

Institute of Humanities Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University.

195251, Russian Federation, Saint-Petersburg, Polytechnitcheskaya st., 29,

e-mail: maximkurenkov22@gmail. com

Abstract. This paper is devoted to the study of such ideological and political phenomenon as Pan-Germanism. Historical backgrounds to formation, periods of development, features and ideological guidelines of this movement are considered in the frames of the research. Every evolution stage of this ideology is under specific consideration and analysis. The relevance of the study stems from the fact that there is the increasing of right sentiments and right-wing parties have strong positions in parliaments recent years in Germany and Austria (Alternative for Germany and Freedom party of Austria, accordingly), the states for which the topic of nationalism is deep historical trauma and stigma. That encourages to go back to the origins of the nationalism problem in the history of German-language region. The theoretical significance of this work is based on the need to make a complex and structured study of the Pan-German nationalism phenomenon as one of the main factors of the existence of German society, German politics and international relations in the XIX - beginning of the XX century. As a result of the study, the author came to the conclusion that Pan-Germanism formed on the base of German national-political myths, emerged on the foundation of the bifurcations points (the turning and the most dramatic moment of German history): heroic plots about the struggle of free people under command of the legendary ruler against more powerful enemy in the face of Latin-Romanesque civilization. The Pan-German movement which went a long way in its development, transforming from people's, progressive and democratic idea of the time of German disunity into nationalistic, chauvinistic, militaristic and expansionist doctrine, achieved its radical zenith in the years of National Socialist dictatorship during 1933-1945, emerged on this ground.

Keywords: Germany, Austria, national myth, nationalism, Pan-Germanism

Вступление

Пангерманизм - одно из самых знаменательных и судьбоносных идеологических и философско-политических явлений XIX-XX столетий. Овладев умами не только мыслителей-теоретиков, но также политиков-практиков и народных масс, он стал двигателем массивных механизмов исторических процессов и предопределил ход развития человечества в наиболее драматичные периоды его существования. История пангерманизма - это сюжет о силе влияния идеи, способной менять судьбы миллионов людей, свергать режимы, передвигать границы, строить одни государства и разрушать другие; это трагедия об идее, семена которой могут дать неожиданно ужасающие плоды.

От мифа к идее

Пангерманское движение зародилось в первой половине XIX века, однако предпосылки к его формированию уходят корнями глубоко в историю. Как и другие «родственные» ему разновидности национализма, пангерманизм строился на двух столпах: национальном мифе и исторических точках бифуркации - особо важных поворотных моментах в жизни немецкого народа, на основе которых и формировался миф.

Коренным мифом пангерманизма была идея о постоянной борьбе свободного, но в то же время разделённого немецкого народа, который периодически подвергается вторжениям мощного иноплеменного захватчика, стремящегося покорить этот народ, забрать его независимость и навязать свою волю. Исторически этим враждебным пришельцем для немцев была латинская цивилизация, меняющая свои образы в разные периоды времени. В рамках длительного антаго-

низма германского и латино-романского миров можно выделить три крупных точки бифуркации, породившие немецкий национальный миф и в итоге предопределившие возникновение и развитие идеологии пангерманизма.

Первую из них можно обнаружить уже в эпоху Античности, в 9 году, когда объединённое войско варваров под командованием молодого вождя племени херусков Арминия разгромило римлян в Тевтобургском лесу, вынудив последних навсегда оставить контролируемую ими около 20 лет Германию и отступить за Рейн, ставший естественной границей двух цивилизаций. Это событие стало началом формирования пан-германского мифа. Арминий, образ которого пережил определённые метаморфозы (например, по прошествии времени его имя было больше адаптировано под немецкую культуру и стало звучать как «Германн») и идеализацию, достаточно быстро превратился в легендарный символ немецкой несгибаемости перед более сильным врагом и борьбы за народную свободу. В дальнейшем, в разные исторические периоды, к его фигуре обращались деятели культуры и политики, стремившееся сделать Арминия знаменем своей пропаганды [1] (в том числе вождя херусков чтили нацисты [2, с 107-108], а Гитлер назвал героя Тевтобурга «первым архитектором немецкой свободы» [3]).

С приходом Средних веков и христианизацией Германии новым обличием латинской угрозы, постоянно нависавшей над немецкими землями, словно дамоклов меч, оказалась католическая церковь. Изначально активно сотрудничавшие с римскими папами германские короли со временем стали желать избавиться от диктата вер-

ховных понтификов, имевших стремление контролировать светских правителей, и проводить независимую от одобрения из Рима политику. Одним из наиболее известных сюжетов борьбы немецких правителей против Папства было противостояние императора Генриха IV и папы Григория VII за право инвеституры (введения в сан) священников. Также нельзя не упомянуть конфликты между Римом и императором из династии Гогенштауфенов, Фридрихом Барбароссой. Последний (вероятно, благодаря большому количеству войн за своё правление и курсу на укрепление Священной Римской империи), как и Арминий, вошёл в немецкую историю в качестве мифологизированной героической фигуры, защищающей Германию от внешних врагов. С именем Барбароссы связана легенда о короле под горой, согласно которой император не умер, а спит глубоким сном под горой Кифхойзер, ожидая пробуждения в тот час, когда его стране понадобится помощь [4, с. 160-161].

Продолжительная борьба немецких королей и римских пап в итоге привела к возникновению второй точки бифуркации - Реформации, начатой Мартином Лютером и значительно повлиявшей на национальное самосознание германского народа. Главными её достижениями в контексте обсуждаемой темы стали создание немецких национальных протестантских церквей и приобщение народа к Священному Писанию, переведённому на немецкий язык, что формировало у немцев осознание себя как отдельной нации [5, с. 128-130]. Несмотря на то, что протестантизм закрепился далеко не на всех германских территориях, в будущем лидирующей и объединяющей силой немецкого народа под эгидой пангерманизма станет именно протестантская Пруссия.

Третьей точкой бифуркации и финальным аккордом становления пангерманизма стал период Наполеоновских войн. Начиная с XV века, Франция представляла собой новое олицетворение латино-романской угрозы, постепенно расширяясь на восток за счёт раздробленной и фрагментированной Германии и ведя борьбу с Австрией, главенствующей страной в Священной Римской империи. Своего зенита французская «опасность» достигла в годы правления Наполеона I, который разбил, ослабил и принудил к невыгодным условиям Австрию и Пруссию, а также установил своё господство над остальными немецкими государствами. Вместе с прогрессивными завоеваниями революции конца XVIII столетия император французов принёс в Германию лишения и эксплуатацию, унижавшую достоинство немцев [6, S. 115]. А потому, как только мёртвая хватка империи Наполеона после болезненного поражения в российской компании стала ослабевать, осенью 1813 года Германия единым фронтом поднялась против Франции. Это событие получило в немецкой историогра-

фии наименование Освободительной войны и стало фактическим моментов рождения идеи о всегерманском единстве. Несмотря на то, что тогдашние немцы по-прежнему сражались в первую очередь за свою отдельную страну и своего монарха, они, тем не менее, были сплочены единой целью спасти всю Германию от захватчика, впервые почувствовав себя единой нацией [7, с. 234].

Идеология народа и элит

Краткосрочный период немецкого единства завершился в 1815 году, когда на Венском конгрессе великие державы Европы по-своему решили судьбу континента. Германию было решено сохранить конгломератом государств разного размера, объединённых в некое подобие мягкой конфедерации, Германский союз, во главе которого встал австрийский император. Однако, несмотря на торжество реакции, семена пангерманской идеи, посаженные в головы немцев, было уже невозможно выкорчевать.

XIX столетие по истине можно назвать эпохой расцвета национализма, временем, когда целые народы переживали национально-культурный подъём и даже возрождение. Не обошло это стороной и Германию. Идея французской революции в совокупности с воодушевления от всеобщей борьбы с давним врагом оставили неизгладимый след на немецком народе. Началась история пангерманизма.

Первым периодом существования пангерманского движения можно обозначить промежуток с 1815 по 1848 год, который в немецкой исторической науке принято называть Vormärz (буквально «домартовский», поскольку революция 1848-1849 гг. в Германии именуется Мартовской). Здесь важно отметить некоторые особенности раннего пангерманизма:

1. «Романтический» характер идеологии, свойственный тому времени. Изначально пангерманизм ставил своей целью только объединение всех немецкоговорящих земель в единое государство. До объединения Германии ему не были свойственны радикальные шовинистические амбиции, с которыми принято ассоциировать пангерманизм.

2. Народный характер движения. Ранний пангерманизм был идеей, широко распространенной в народной среде, и шёл «снизу». Его главными носителями и распространителями были либеральные политики, мыслители-гуманисты и деятели искусства. Реакционные элиты немецких государств, мысля в пределах лишь своей страны и желая удержать власть, смотрели на пангерманизм с опаской и стремились не дать его последователям преуспеть.

Первородный пангерманизм в основном выражался в проведении т. н. «празднеств», которые фактически представляли собой народные политические манифестации с требованиями объединения Германии, гарантий конституци-

онных прав и свобод, демократизации государственной системы и прекращения политических репрессий. Наиболее известными «празднествами» стали Ватбургское (1817 г.), проведённое около 500 студентами и либеральными профессорами многих немецких высших учебных заведений; и Габмахское (1832 г.), участниками которого стали уже от 20 до 30 тыс. человек и во время проведения которого в качестве знамён использовались хорошие узнаваемые сегодня чёрно-красно-жёлтые полотна [7, с. 238].

В этот же период на волне нарастающего общенемецкого национального-культурного подъёма родились, пожалуй, наиболее патриотичные и сакральные для немцев того времени песни: Die Wacht am Rhein («Стража на Рейне»), вновь превратившая Рейн в природную границу двух противоборствующих цивилизаций и чётко обозначившая дух германо-французского антагонизма; и написанная Гофманом фон Фаллерсле-беном Deutschlandlied («Песнь немцев»), третий куплет которой сегодня - официальный гимн ФРГ. Последняя играла особую роль для немецкой нации, став гимном для народа, у которого ещё нет своего государства и обозначив границы последнего в случае его создания: от пролива Малый Бельт на севере до реки Эч на юге и от реки Маас на западе до реки Мемель на востоке [7, с. 239].

Вторым этапом пангерманизма и кульминацией его народной «разновидности» стали события Мартовской революции 1848-1849 гг., когда все немецкие государства были охвачены массовыми народными волнениями и восстаниями с требованиями демократизации политической жизни и объединения в единое государство. В немецких городах революционно настроенное население в качестве знамён использовало чёр-но-красно-жёлтые флаги, цвета которых прочно закрепились как символы немецкого единства.

Выразителем надежд и чаяний народных масс стало собравшееся с целью составления общегерманской конституции в мае 1848 года во франкфуртской Паульскирхе (церкви Святого Павла) Национальное собрание, членами которого являлись представители от всех немецких государств. По своей сути это был первый в истории Германии полноценный парламент. Наиболее острым и сложным камнем преткновения во время работы Национального собрания, который фактически раскалывал немецкое политическое и интеллигентное общество, был вопрос о центре объединения Германии. На этот счёт существовала две концепции: великогер-манская и малогерманская. «Великогерманцы» отстаивали идею объединения немецких земель под началом Австрии, в то время как «малогер-манцы» выступали за объединение под эгидой Пруссии с исключением из этого процесса Дунайской монархии Габсбургов [8, с. 275].

На первый взгляд кажется, что первый ва-

риант должен был быть более предпочтительным, так как предполагал включение в будущую объединённую Германию все немецкоязычные территории (если не брать в расчёт Швейцарию, давно дистанцировавшуюся от германского мира). Однако существовали некоторые причины, благодаря которым малогерманский путь выглядел более желательным:

1. Австрия значительно уступала Пруссии в вопросе экономического развития. В то время как Вена под властью Меттерниха постепенно всё больше консервировалась и впадала в состояние архаизации, Берлин активно шёл по пути промышленной революции и имел серьёзные предпосылки стать одной из наиболее передовых стран Европы, что, несомненно, играло свою роль в направлении симпатий немцев [8, с. 276].

2. Но наиболее существенная и проблемная причина заключалась в национальном вопросе. Австрийская империя представляла собой полиэтническое государство с богатым разнообразием населяющих её народов: помимо самих немцев на её территории проживали итальянцы, чехи, словаки, поляки, русины, венгры, румыны, словенцы, хорваты и сербы. Среди этого национального многообразия доля немецкого населения едва ли достигала 25 %. Вхождение в состав единой Германии всей Дунайской монархии означало создание сложного государственного образования с большой долей ненемецкого населения, что полностью противоречило идее о национальном германском государстве и создавало множество проблем по интеграции иноплеменных территорий (особенно учитывая все волнения и восстания, происходившие на них в период 1848-1849 гг.). Практически мононациональная Пруссия (за исключением районов с компактным проживанием поляков в некоторых восточных провинциях) выглядела гораздо более привлекательным вариантом для становления ядром общего немецкого государства [8, с. 276].

Была и компромиссная версия великогерман-ского плана: включение в процесс объединения только те земли Дунайской монархии, которые непосредственно входили в состав Германского союза (непосредственно Австрия с входящими в её состав италоязычным Южным Тиролем и Словенией, а также Чехия, находящаяся на протяжении веков под значительным германским влиянием). В этом случае этническое «разбавление» немцев в едином государстве имело бы гораздо меньшие объёмы. Однако такой сценарий предполагал ликвидацию империи Габсбургов и отсечение от неё большого числа территорий, с чем австрийские власти категорически не были согласны. Кроме того, возникал вопрос о том, кто из двух монархов станет немецким правителем: австрийский или прусский. Здесь дополнительную сложность привносил династический

принцип. Габсбурги, веками обладая имперским титулом и господствую в Германии, не были готовы склониться перед прусскими Гогенцоллер-нами [8, с. 275-276].

В конце концов, по итогам долгих прений возобладала идея «малой Германии». В 1849 году Национальное собрание предложило прусскому королю Фридриху Вильгельму IV стать императором для всех немцев. Однако тот, принципиально не желая принимать корону из рук революционеров и опасаясь возможно негативной реакции России и Австрии, как хранителей старого порядка в Европе, отказался от предложения. Вскоре революция была подавлена, а Франкфуртское собрание прекратило свою деятельность. На некоторое время реакция вновь восторжествовала, народный пангерманизм потерпел поражение, а объединение немецких земель было отложено. Немецкие историки окрестили это событие «годом крушения надежд» [9, S. 17].

В рамках третьего этапа своей эволюции (1850-1890 гг.) пангерманизм, сохраняя значимость в народном сознании, распространил своё влияние также на элиты немецких государств, превратившись в общеклассовую идею. Его отличительной чертой в этот период стала некоторая «консерватизация» и трансформация в более умеренную идеологию, идущую теперь «сверху». Идея пангерманизма была взята на вооружение правящими кругами Пруссии и превратилась в эффективный инструмент по объединению атомизированного немецкого мира и создания мощной державы в центре европейского континента. Совершить эту миссию и исполнить мечту германского народа о жизни в одной общей стране предстояло прусскому министру-президенту Отто фон Бисмарку.

Будучи талантливым политиком и искусным дипломатом, тонко чувствующим суть тогдашней мировой политики, «железный канцлер» умело воспользовался изменившимся политическим климатом Европы после Крымской войны, фактически окончательно положившей конец реакционному порядку на континенте и менее чем за 10 лет путём ловких договорённостей, хитрых уловок и силы оружия (по принципу «железа и крови») объединил Германию. Для этого Бисмарку понадобилось провести три маленьких победоносных войны:

1. Войну с Данией 1864 г., по итогам которой в «созвездие» немецкого мира перешли спорные территории Шлезвига и Гольштейна, находившееся под властью Копенгагена.

2. Война с Австрией 1866 г., в результате которой Вена навсегда утратила своё лидерство в Германии и была вынуждена удалиться из региона, а все немецкие страны севернее реки Майн объединились вокруг Пруссии в федеративное государство Северогерманский союз.

3. Война с Францией 1870-1871 гг. - финаль-

ный аккорд бисмарковского и всенемецкого триумфа. Главным достижением победы «железного канцлера» в этом конфликте стало вхождение южногерманских государств в состав равноправной немецкой федерации [10, S. 386], ставшей Германской империей под властью кайзера-короля Пруссии. Бонусом к этому успеху стало присоединение к новообразованному государству по итогам войны Эльзаса-Лотарингии.

Таким образом, Отто фон Бисмарк адаптировал изначально носивший демократический характер пангерманизм к консервативной «прусской специфике» и использовал его как движущую силу для объединения немецких земель в одно государство. В созданной в 1871 году Германской империи реализовалось своего рода уникальное явление - симбиоз прогрессивной идеи и авторитарно-демократической страны. В отношении к поверженной Австрии (с 1867 года Австро-Венгрии) Бисмарк проявил определённую благосклонность: он не стал сильно ослаблять Дунайскую монархию или разрушать её и включать её германоязычную часть в состав немецкой федерации. Вместо этого «железный канцлер» способствовал превращению империи Габсбургом в младшего партнёра и верного союзника Берлина, что оправдало себя: вплоть до конца Первой мировой войны Вена была надёжным опорой Германии в Европе. В центре континента действовал слаженный дуэт двух немецких императоров.

Пангерманский союз

Четвёртый период истории пангерманизма (1890-1918 гг.) стал для этой идеологии переломным. Движения в своей сути осуществило окончательный разрыв с идеями умеренного романтического национализма и демократии и постепенно трансформировалось в шовинистическую, расистскую, милитаристскую и империалистическую доктрину. Ключевую роль в метаморфозах этой идеологии сыграли многочисленные т. н. «союзы» [11, S. 7] - массовые общественно-политические организации, которые не являлись политическими партиями в привычном понимании и не принимали участия в деятельности парламента, являясь при этом, однако, несмотря на относительно небольшое число членов, главными источниками пангерманский идей во Втором рейхе и значительно влияя на формирование общественного мнения кайзеровских поданных. Состояли эти объединения в основном из представителей финансовой элиты, колонистов, учёных, интеллигенции.

Наиболее крупной, известной и влиятельной организацией из подобных был Пангерманский союз (Alldeutscher Verband). Фундаментом для его создания стало амбициозное немецкое колониальное движение, а формальным поводом - недовольство колониальной политики кайзеровских властей, а именно заключённым в

1890 году между Германией и Великобританией договором об обмене территориями, по которому Берлин отказался от некоторых земель в Восточной Африке и от претензий на Занзибар, получив взамен остров Гельголанд в Северном море [12, с. 39-40]. В ответ на это событие в 1891 г. собрание видных немецких промышленников, землевладельцев, университетских профессоров и публицистов учредило Пангерманский союз. Главными фигурами движения на момент его создания стали крупный предприниматель Альфред Гугенберг и один из пионеров немецкого колониального движения Карл Петерс. Изначальными целями союза, сформулированными его деятелями, были: «оживление национального самосознания», поддержка немецких национальных интересов во всех странах и поощрение «дееспособной» политики Германии в Европе и за океаном (то есть, в колониях). Под этими довольно расплывчатыми формулировками прятались агрессивные экспансионистские амбиции, которыми теперь был наполнен пангерманизм.

Однако полноценная политическая программа союза, составление которой было предметов серьёзных споров, была утверждена гораздо позже момента появления организации. Окончательно доктрина движения была сформулирована уже в 1900-1910-х гг., когда лидером пангерманского союза стал Генрих Класс. Именно с его именем связано прочное внедрение в пангерманскую идеологию идей национальной исключительности и превосходства немцев над другими народами, откровенного расизма, псевдонаучных расовых теорий, мистическими и околоязыческими мотивами, которыми в дальнейшем вдохновятся нацисты [12, с. 43]. В своём труде «Если бы я был кайзером» Класс сформулировал следующие программные пункты союза:

1. Ликвидация в Германии всех демократических институтов и прав, в первую очередь всеобщего избирательного права; установление диктаторского режима; непримиримая борьба с т. н. «врагами государства» [13, S. 192] (в первую очередь под ними понимались социал-демократы); консолидация всех классов немецкого общества (что очень напоминает будущую фашистскую идею о об общественном солидаризме.) При этом следует заметить, что отношение радикальных пангерманистов к кайзеровской власти было неоднозначным и варьировалось от умеренно положительного к оппозиционному.

2. Активная милитаризация Германии: создание мощных армии и флота, способных бросить вызов любой сухопутной и морской силе в мире.

3. Открытый и агрессивный антисемитизм и славянофобия. Евреи, с точки зрения Класса, были главными врагами немецкого народа и его интересов [13, S. 192]. Эта необоснованная теория заговора не была новаторской идеей не только для национал-социалистов, но и для пан-

германистов, а являлась наследием трудов более ранних публицистов националистического толка XIX столетия (например, Жозефа Гобино).

4. Притеснение, подавление и германизация национальных меньшинств (в первую очередь имелось в виду польское население восточных окраин Рейха) [13, S. 192].

5. Создание «Великой Германии» с включением в её состав оставшиеся за пределами Рейха немецкоязычных территорий (а в перспективе всех земель, населённых народами, говорящими на языках германской группы); подчинение воле Берлина стран Европы и утверждение могучей империи в центре региона.

6. Завоевание жизненного пространства на Востоке: расчленение России и аннексия её западных областей с дальнейшей немецкой колонизацией. Считалось, что Петербург не достоин управлять столь ценными с точки зрения объёмов продовольствия землями. При этом предполагалось, что жизненное пространство для немецкой нации должно быть очищено от «менее цивилизованного» коренного населения (что вновь говорит о том, что эти идеи не были разработкой Гитлера и его соратников).

7. Передел мира в пользу Берлина и создание обширной колониальной империи за счёт других держав.

В годы Первой мировой войны на волне мощного патриотического подъёма в немецком обществе Пангерманский союз развернул особо бурную деятельность. Деятели движения приветствовали конфликт с большим одобрением и рассматривали его как способ достижения всех поставленных ими целей. От пангерманистов к кайзеровскому правительству одна за другой стали поступать смелые и амбициозные прокламации с требованиями самого радикального и коренного передела в Европе и мире. Однако рейхсканцлер Бетман-Гольвег, являясь достаточно умеренным политиком, будучи ограниченным наложенными на него обязанности и полномочиями, понимал, что перспектива реализации всех предлагаемых планов маловероятна. По этой причине глава германского правительства ограничился относительно «скромной» захватнической программой, согласно которой предполагалось:

1. Включение Люксембурга в состав Германии на правах члена федерации.

2. Превращение Бельгии в немецкого сателлита.

3. Ликвидация геополитической угрозы со стороны Франции и низведение её до статуса слабой и зависимой страны через аннексии, контрибуции и иные средства.

4. Создание Центральноевропейского союза - интеграционного экономического объединения европейских государств с доминирующим положением в нём Германии.

5. Осуществление колониального передела

в пользу Берлина: в первую очередь приобретение новых земель на африканском континенте с целью соединить разрозненные немецкие колонии в единую территорию.

Перехваченное знамя

Итоги Первой мировой войны стали большим ударом для немецкого мира. Дунайская монархия Габсбургов, не выдержав суровых испытаний и вызовов глобального конфликта, рухнула под тяжестью своих внутренний проблем, а Австрия уменьшилась до практически моноэтнического небольшого альпийского государства (при этом немецкоязычные Южный Тироль и Судетская область отошли Италии и новообразованной Чехословакии). Германия, в свою очередь, потеряла в совокупности 13,5% своей довоенной территории, на которой проживало 10,5% её изначального населения (в том числе были утрачены земли, населённые преимущественно немцами, например, город Данциг), а также лишилась всех своих колоний и концессий.

Оба германских государства в реалиях новой Версальско-Вашингтонской системы фактически были превращены в международных изгоев. На них, по Версальскому и Сен-Жерменскому договорам, были наложены жёсткие ограничения в области экономики и военной сфере. Но самым болезненным из них был запрет на объединение и даже какие-либо формы интеграции между Берлином и Веной.

На своём пятом этапе эволюции (1918-1933 гг.) пангерманское движение существовало в реалиях нестабильной Веймарской республики. Это было время резкой поляризации и радикализации общества, которые усиливались по мере нарастания кризисных явлений в государстве (особенно после начала Великой депрессии в 1929 году). Пангерманисты были яростными противниками Веймарской республики. Для них она была не только не желаемым демократическим режимом, но и символом унизительного поражения и подчинения воле стран Антанты, а потому пангерманисты использовали все возможные ресурсы для дискредитации Веймара и настраивании общества против него. Здесь значимую роль сыграл Гугенберг, владеющий через свой концерн половиной всех СМИ тогдашней Германии.

Однако веймарская эпоха стала, между тем, временем заката популярности Пангерманского союза. В изменившихся реалиях немецкой действительности народную популярность вместо относительно некрупных общественно-политических объединений завоевали политические партии, возглавляемые поколением молодых политиков и активно взаимодействующих с народом через современные для того времени средства пропаганды и массовые мероприятия. Одной из таких партий, которой было суждено навсегда изменить историю Германии и мира, оказалась Национал-социалистическая немец-

кая рабочая партия (НСДАП).

Как уже было замечено выше, нацисты не были пионерами в области шовинистических и милитаристских воззрений. Они лишь подчерп-нули идеи своих предшественников и довели их до радикального абсолюта. Ядром идеологии НСДАП стал расовый национализм, основанных на антинаучных теориях, и радикальный пангерманизм. Эти постулаты были зафиксированы в партийной программе, т. н. «25 пунктах»:

«1. Мы требуем объединения всех немцев в Великую Германию на основе права народов на самоопределение.

2. Мы требуем равноправия для немецкого народа наравне с другими нациями и отмены положений Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров.

3. Мы требуем жизненного пространства: территорий и земель (колоний), необходимых для пропитания нашего народа и для расселения его избыточной части.

4. Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течёт немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесён к немецкой нации, а также являться гражданином Германии.»

Приход национал-социалистов к власти в 1933 году ознаменовал начало шестого и заключительного этапа развития пангерманского движения (1933-1945 гг.). Создав прочную опору для своего правления, ликвидировав демократические институты Веймарской республики и начав строить Третий рейх, Гитлер и его соратники сразу же начали реализовать на практике идеи сросшихся между собой пангерманизма и национал-социализма. В внутренней политике это проявилось, например, в издании Нюрнбергских расовых законов 1935 года («Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране немецкой крови и чести»), которые лишали евреев немецкого гражданства и запрещали им заключать браки и вступать в связи с немцами; а также «Закона о восстановлении профессионального чиновничества» 1933 года, запрещавший ограничивавшего право евреев находиться на государственной службе в Рейхе. Это создало законодательную основу для дискриминации еврейского населения Германии, которая позже перерастёт в политику Холокоста (а также геноцида других народов, в частности, славянских).

Во внешней политике за весьма непродолжительный период своего правления нацисты сумели реализовать изначальные планы пангерманистов по соединению немцев в границах одного государства. В 1938 году произошёл аншлюс Австрии (что фактически реализовало идею о Великой Германии, поднятую ещё в XIX веке), а также у Чехословакии, по условиям Мюнхенского соглашения, была отнята Судетская область.

Здесь стоит сказать, что, несмотря на запрет нацистами всех остальных партий и движений, не входящих в структуру НСДАП, Пангерманский союз, ввиду идейной близости к национал-социалистам, продолжил своё существование, постепенно увядая в их в тени. Однако гитлеровцы, не желая делить власть ни с кем, искали подходящий повод для ликвидации организации. Такой нашёлся в 1939 году. Нацистское правительство заявило, что цель существования объединения выполнена (ведь немцы теперь едины в одном Рейхе), и распустило Пангерманский союз.

Однако радикальный пангерманизм, как было сказано выше, предполагал экспансию не только в сторону немецкоязычных территорий, а потому нацисты не остановились на достигнутом. За Судетской областью последовала вся Чехия. А после в стремлении реализовать все свои пангерманские амбиции, национал-социалисты начали Вторую мировую войну, оккупировали значительную часть Европы, в том числе и территории Советского Союза, рассматриваемые Гитлером как жизненное пространство, будущая немецкая колония. Однако, как известно, этим планам не суждено было сбыться.

Заключение

Поражение Третьего рейха во Второй мировой войне фактически уничтожило идею пангерманизма как таковую. Немецкий мир «сузился» ещё больше: Германия потеряла все свои территориальные завоевания, достигнутые при нацистах, и даже лишилась довоенных земель (территории Литература и источники

восточнее Одера-Нейсе), на какое-то время вовсе потеряв суверенитет, подвергнувшись разделению на два государства и став пешкой в большой шахматной партии Холодной войны; большое число немецкого населения и немецких диаспор были насильно выселены с мест своих проживаний (Судеты, Силезия, Восточная Померания и т. д.). Кроме того, немцы стали носителями стигмы виновников самой страшной войны в истории человечества, которую они носят и пытаются преодолеть и по сей день.

Пангерманизм дискредитировал себя наличием радикальных, антигуманных идей и слиянием с нацизмом, а также стал ассоциироваться с преступными деяниями гитлеровцев, а потому фактически стал запретной идеей. В Германии был проведён процесс денацификации, способствовавший переориентированию ценностных идеалов населения; а в Австрии на смену теперь стигматизированной немецкой идентичности, в попытках преодолеть и дистанцироваться от вины, пришла австрийская гражданская идентичность, подчёркивающая обособленность Австрии от Германии. Сегодня, несмотря на рост правых настроений в обоих немецких государствах и наличие твёрдых позиций в их парламентах у партий правого толка (Альтернатива для Германии и Австрийская партия свободы, соответственно), пангерманизм является маргинальной идеологией, разделяемой лишь немногочисленными группами националистов, не имеющих широкой народной поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Парфенов В.Н. Арминий и «германский миф». К логике политического мифотворчества // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=17822583 (дата обращения: 20.12.2023).

2. Киряева А.А. Образ Арминия Херуского в немецких почтовых открытках первой половины XX века // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 9(49). С. 103-109.

3. Волошин Д.А. «Неудобная тема»: древние германцы и Римская империя в брошюре Гельмута Берве «Imperium Romanum» // Концепт. - 2013. - № 7(23). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ neudobnaya-tema-drevnie-germantsy-i-rimskaya-imperiya-v-broshyure-gelmuta-berve-imperium-romanum (дата обращения: 20.12.2023).

4. Глушанин Е.П. (ред.). История Германии. В 3 т. Т. 1: С древнейших времён до создания Германской империи. Москва: КДУ, 2008. 544 с.

5. Щирский А.И. Реформация и её историческое значение (К 500-летию начала Реформации) // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2, № 2(24). С. 127-130.

6. Ruerup R. Deutschland im XIX. Jahrhundert. 1815-1871. Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992. 274 S.

7. Петренко С.П. Германия в первой половине XIX века: формирование нации и национальной символики // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. № 2. С. 234-241.

8. Петренко С.П. Германия в третьей четверти XIX века: путь к национальному единству // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. № 2. С. 274-280.

9. Zolling P. Deutsche Geschichte von 1871 bis zur Gegenwart: Wie Deutschland wurde, was es ist. München; Wien: Carl Hanser Verlag, 2005. 362 S.

10. Haffner S. Preussen ohne Legende. Hamburg: Verlag Gruner + Jahr Ag & Co, 1979. 358 S.

11. Eschenburg T. Das Jahrhundert der Verbände: Lustund Leid organisierter Interessen in der deutschen Politik. Berlin: Siedler, 1989. 136 S.

12. Солодникова С.В. Эволюция политической программы Пангерманского союза на рубеже XIX-XX веков // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 3. С. 39-46.

13. Frymann D. (Claß). Wenn ich der Kaiser wär - Politische Wahrheiten und Notwendigkeiten. Leipzig: Dietrichsche Verlagsbuchhandlung, 1913. 247 S.

References

1. Parfenov V.N. Arminiii„germanskiimif". Klogikepoliticheskogo mifotvorchestva [Arminius and the «Germanenmythos». Towards the logic of the creation of political myths] Sovremennyeproblemy naukii obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no 3. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17822583 (Accessed 20 December 2023).

2. Kiryaeva A.A. ObrazArminiya Kheruskogo v nemetskikh pochtovykh otkrytkakh pervoipolovinyXX veka [The image of Arminius Herus-ki in German postcards of the first half of the 20th century] Skif. Voprosy studencheskoi nauki [Skythian. Student science issues], 2020, no 9(49), pp. 103-109.

3. Voloshin D.A. «Neudobnaya tema»: drevnie germantsy i Rimskaya imperiya v broshyure Gel'muta Berve «Imperium Romanum» ["An

inconvenient topic": the ancient Germans and the Roman Empire in a pamphlet of Helmut Berwe «Imperium Romanum»] Kontsept [Concept], 2013, no 7(23). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/neudobnaya-tema-drevnie-germantsy-i-rimskaya-imperiya-v-bro-shyure-gelmuta-berve-imperium-romanum (Accessed 20 December 2023).

4. Glushanin E.P. Istoriya Germanii. V 31. T. 1: S drevneishikh vremen do sozdaniya Germanskoi imperii [History of Germany. In 3 vol. Vol. 1: From the ancient times to creation of German empire]. Moscow: KDU Publ., 2008. 544 p.

5. Shchirskii A.I. Reformatsiya i ee istoricheskoe znachenie (K 500-letiyu nachala Reformatsii) [Reformation and its historical significance (On the 500th anniversary of the beginning of the Reformation)] Evraziiskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association], 2017, vol. 2, no 2(24), pp. 127-130.

6. Ruerup R. Deutschland im XIX. Jahrhundert. 1815-1871. Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992. 274 S.

7. Petrenko S.P. Germaniya v pervoi polovine XIX veka: formirovanie natsii i natsional'noi simvoliki [Germany in the first half of the 19th century: the formation of a nation and national symbols] Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chekhova [Herald of the A. P. Chekhov Taganrog Institute], 2010, no 2, pp. 234-241.

8. Petrenko S.P. Germaniya v tret'ei chetverti XIX veka: put' k natsional'nomu edinstvu [Germany in the third quarter of the 19th century: the path to national unity] Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chekhova [Herald of the A. P. Chekhov Taganrog Institute], 2011, no 2, pp. 274-280.

9. Zolling P. Deutsche Geschichte von 1871 bis zur Gegenwart: Wie Deutschland wurde, was es ist. München; Wien: Carl Hanser Verlag, 2005. 362 S.

10. Haffner S. Preussen ohne Legende. Hamburg: Verlag Gruner + Jahr Ag & Co, 1979. 358 S.

11. Eschenburg T. Das Jahrhundert der Verbände: Lustund Leid organisierter Interessen in der deutschen Politik. Berlin: Siedler, 1989. 136 S.

12. Solodnikova S.V. Evolyutsiya politicheskoi programmy Pangermanskogo soyuza na rubezhe XIX-XX vekov [The evolution of the political program of the Pan-German League at the turn of the XIX-XX centuries] Vestnik VGU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya [Herald of the VSU. Series: History. Political science. Sociology], 2014, no 3, pp. 39-46.

13. Frymann D. (Claß). Wenn ich der Kaiser wär - Politische Wahrheiten und Notwendigkeiten. Leipzig: Dietrichsche Verlagsbuchhandlung, 1913. 247 S.

© «KMO», 2024 © naB^OBa O.K., KypeHKOB M.M., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.