Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРАЗДНИЧНЫХ ВЫПУСКОВ ГАЗЕТ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ (1953-1984 ГГ.)'

ЭВОЛЮЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРАЗДНИЧНЫХ ВЫПУСКОВ ГАЗЕТ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ (1953-1984 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ УКРАИНА / ПРОПАГАНДА / ГАЗЕТА / ГРАФИКА / КАРИКАТУРА / ШАРЖ / ОБЩЕГРАЖДАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федосов Егор Андреевич

Объектом исследования выступают выпуски периодических изданий УССР «Правда Украины» (Киев) и «Рабочая газета» (Киев), приуроченные к наиболее массово отмечаемым общегражданским праздникам советского времени: Новому году, Первомаю и Великому Октябрю. Всего рассматривается графическая модель около 180 номеров, охватывающих период 1953-1984 гг. Раскрываются подходы к заполнению газет различными визуальными элементами, к числу которых следует отнести рисунки на передовицах, карикатуры, шаржи и иные декоративные вставки. Характер образно-символического ряда, анализируемого на продолжительном хронологическом отрезке, наглядно показывает эволюцию ключевых политических категорий, их актуальность, разнообразие и внутреннюю взаимосвязь с учетом региональной специфики, продиктованной местом издания газет. Схема визуализации каждого из праздников закономерно различалась по своим акцентам. Так, первомайские и особенно ноябрьские торжества практически неизменно сопровождались образом В.И. Ленина, тогда как политический символизм новогодних празднеств чаще всего заключался в изображении кремлевских башен. В разные годы фоном, формировавшим сюжет праздничных рисунков, могли выступать индустрия или космос, интернациональная колонна трудящихся или семья. При этом повторяемость тех или иных композиционных и смысловых элементов представляется не только показателем их значимости, но и, по прошествии времени, признаком недостатка новых идей. Параллельно политическая сатира, представленная внешнеполитическими карикатурами, в праздничных номерах постепенно уступала место юмористическим шаржам на внутренние бытовые темы. Национальная специфика изобразительных материалов прослеживалась нечасто, только в отдельных типах визуальных образов, а также в сопутствующих текстах на украинском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Федосов Егор Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF GRAPHICS IN NEWSPAPER HOLIDAY ISSUES IN THE SOVIET UKRAINE (1953-1984)

The article focuses on the issues of the Soviet Ukrainian periodicals Pravda Ukrainy(Kyiv) and Rabochaya gazeta (Kyiv), timed to the most popular Soviet public celebrations: New Year, May Day, and October Revolution Day. The author analyses the graphics of about 180 newspapers of 1953-1984 to determine the approaches to selecting visual elements (front page drawings, caricatures, cartoons and other decorative sketches). The chronology of newspaper images and symbols clearly shows the evolution of key political categories, their relevance, diversity, and interrelation, depending on the regional specificity of the newspaper. The visualization scheme naturally differed for each celebration. For example, the May Day or, especially, October Revolution Day newspaper issues invariably published portraits of Vladimir Lenin, while the political symbolism of New Year holiday referred to the Kremlin towers. In different years, the background that formed the plot of holday illustrations was industry or space exploration, international workers' parade or family life. The repetition of compositional and semantic elements not only emphasized their significance, but, in time, began to indicate the lack of new ideas. Meanwhile, the political satire, represented by foreign policy caricatures, gradually gave way to humorous cartoons related to domestic casual topics. The national specificity of visual symbolism could be found only in some types of visual images, as well as in accompanying texts in Ukrainian.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРАЗДНИЧНЫХ ВЫПУСКОВ ГАЗЕТ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ (1953-1984 ГГ.)»

УДК 94(47+57):741.5"1953/1984" UDC

DOI: 10.17223/18572685/69/15

Эволюция графической модели праздничных выпусков газет Советской Украины (1953-1984 гг.)*

Е.А. Федосов

Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 E-mail: e.a.fedosov@yandex.ru

Авторское резюме:

Объектом исследования выступают выпуски периодических изданий УССР «Правда Украины» (Киев) и «Рабочая газета» (Киев), приуроченные к наиболее массово отмечаемым общегражданским праздникам советского времени: Новому году, Пер-вомаю и Великому Октябрю. Всего рассматривается графическая модель около 180 номеров, охватывающих период 1953-1984 гг. Раскрываются подходы к заполнению газет различными визуальными элементами, к числу которых следует отнести рисунки на передовицах, карикатуры, шаржи и иные декоративные вставки. Характер образно-символического ряда, анализируемого на продолжительном хронологическом отрезке, наглядно показывает эволюцию ключевых политических категорий, их актуальность, разнообразие и внутреннюю взаимосвязь с учетом региональной специфики, продиктованной местом издания газет. Схема визуализации каждого из праздников закономерно различалась по своим акцентам. Так, первомайские и особенно ноябрьские торжества практически неизменно сопровождались образом В.И. Ленина, тогда как политический символизм новогодних празднеств чаще всего заключался в изображении кремлевских башен. В разные годы фоном, формировавшим сюжет праздничных рисунков, могли выступать индустрия или космос, интернациональная колонна трудящихся или семья. При этом повторяемость тех или иных композиционных и смысловых элементов представляется не только показателем их значимости, но и, по прошествии времени, признаком недостатка новых идей. Параллельно политическая сатира, представленная внешнеполитическими

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-7800083, https://rscf.ru/project/22-78-00083.

карикатурами, в праздничных номерах постепенно уступала место юмористическим шаржам на внутренние бытовые темы. Национальная специфика изобразительных материалов прослеживалась нечасто, только в отдельных типах визуальных образов, а также в сопутствующих текстах на украинском языке.

Ключевые слова: Советская Украина, пропаганда, газета, графика, карикатура, шарж, общегражданские праздники

The evolution of graphics in newspaper holiday issues in the Soviet Ukraine (1953-1984)*

Egor A. Fedosov

Tomsk State University 36 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia E-mail: e.a.fedosov@yandex.ru

Abstract

The article focuses on the issues of the Soviet Ukrainian periodicals Pravda Ukrainy (Kyiv) and Rabochaya gazeta (Kyiv), timed to the most popular Soviet public celebrations: New Year, May Day, and October Revolution Day. The author analyses the graphics of about 180 newspapers of 1953-1984 to determine the approaches to selecting visual elements (front page drawings, caricatures, cartoons and other decorative sketches). The chronology of newspaper images and symbols clearly shows the evolution of key political categories, their relevance, diversity, and interrelation, depending on the regional specificity of the newspaper. The visualization scheme naturally differed for each celebration. For example, the May Day or, especially, October Revolution Day newspaper issues invariably published portraits of Vladimir Lenin, while the political symbolism of New Year holiday referred to the Kremlin towers. In different years, the background that formed the plot of holday illustrations was industry or space exploration, international workers' parade or family life. The repetition of compositional and semantic elements not only emphasized their significance, but, in time, began to indicate the lack of new ideas. Meanwhile, the political satire, represented by foreign policy caricatures, gradually gave way to humorous cartoons related to domestic casual topics. The national specificity of visual symbolism could be found only in some types of visual images, as well as in accompanying texts in Ukrainian.

* The research is supported by Russian Science Foundation Grant (Project № 22-7800083), https://rscf.ru/en/project/22-78-00083.

Keywords: Soviet Ukraine, propaganda, newspaper, graphics, caricature, cartoon, public celebrations

В настоящее время одним из атрибутов массовых общегражданских празднеств остаются публичные или телевизионные политические послания, где зачастую озвучиваются тезисы и о ценностных основах государства, и о текущем его курсе. В советскую эпоху в качестве наглядного канала их трансляции наряду с другими средствами визуальной пропаганды выступали праздничные выпуски газет, графическая модель которых обладала своим особым образно-символическим рядом. Претерпевая изменения на протяжении времени, её композиционные и смысловые элементы отражали актуальность, разнообразие и эволюцию ключевых идеологем.

Руководствуясь практическими задачами улучшения восприятия газетной информации, в СССР исследователи касались и вопроса насыщения полос иллюстративными материалами [2; 12]. При этом сами по себе праздники позиционировались в качестве формы выражения «гражданской обрядности», призванной закреплять советский образ жизни. На основе результатов социологического опроса1 утверждалось, что они служат средством восполнения эстетических и художественно-эмоциональных запросов, а почти шестой части опрошенных в первую очередь нравилось именно художественное оформление, сопровождавшее торжества [3: 115; 10: 60]. Постсоветская историография, применительно к исследованию закономерностей влияния изображений, шрифтов, цветов и т. п. на прочтение различных информационных сообщений, активно разрабатывает понятие «креолизованного текста», главное свойство которого заключается в комплексном сочетании вербальных и невербальных элементов, призванных усиливать общее воздействие на адресата [1; 6]. Типичным примером «креолизации» следует считать и специфически украшенные праздничные выпуски газет. На их идеолого-пропа-гандистскую роль также указывали современные авторы в работах, анализирующих практику ноябрьских торжественных мероприятий довоенного и военного периода или специфику связанного с ними визуального языка [5; 11; 13]. Отдельные публикации обращались и к рисункам, размещённым на страницах региональной периодики к Новому году или Дню Победы [4; 9].

В данном исследовании рассматриваются малоизученные общественно-политические периодические издания УССР («Правда Украины» и «Рабочая газета»2) с точки зрения визуального оформления выпусков, приуроченных к наиболее массово отмечаемым общегражданским праздникам: новогодним, первомайским и ноябрьским. Всего проа-

нализировано около 180 таких номеров, охвативших период 19531984 гг.3 Избранные хронологические рамки представляют интерес по целому ряду причин. С одной стороны, с конца 1950-х гг. советские газеты начинали переживать оформительский бум [12: 101-102, 108], в результате чего усилился акцент и на графическую составляющую. С другой стороны, появление телевидения и развитие фотосъёмки несколько снижало былое наглядно-агитационное значение графики. В общегосударственном контексте период характеризуется появлением признаков идеологического кризиса в СССР и проявлением националистического фактора в связи с тенденциями «украинизации». Поэтому представляется целесообразным проследить, как газеты Советской Украины менялись на фоне данных функциональных и мировоззренческих сдвигов. Предполагается выявить подходы к заполнению полос различными изобразительными компонентами и определить их образно-символическое содержание с учётом региональной специфики, продиктованной местом выпуска периодических изданий.

Особое новогоднее и первомайское оформление обычно имели номера соответственно за 1 января и 1 мая, хотя иногда тематические иллюстрации публиковались ещё накануне [7: 1961. 31 дек.; 8: 1959. 30 апр.]. В случае же с Великим Октябрём чаще всего декорировался выпуск за 6 ноября и гораздо реже непосредственно за 7-е число, как это было, например, в юбилейные 1967 и 1977 гг. В целом в структуре праздничных газет можно выделить следующие основные типы графики: «передовой» рисунок (коллаж); карикатура на международную тему; шарж на внутренне-бытовую тему. При этом на протяжении рассматриваемого периода место и роль каждого из перечисленных компонентов менялась.

С конца 1950-х гг. рисунок, ранее появлявшийся лишь эпизодически и занимавший сравнительно небольшую площадь первой страницы, начал превращаться в регулярное, исполненное в броском плакатном стиле обрамление передовиц. В «Рабочей газете» встречаются примеры колоризации данных изображений: в красный цвет - на Первомай или Великий Октябрь [8: 1965. 1 мая; 1976. 7 нояб.; 1980. 6 нояб.], в синий - на Новый год [8: 1964. 1 янв.; 1965. 1 янв.; 1969. 1 янв.]. Существенная доля «передовых» рисунков принадлежала авторству художников-оформителей, очевидно, работавших на регулярной основе. В 1960-е гг. к их числу следует отнести А. Свинцова, Н. Фомичева, П. Денисова, Л. Туровецкого, работы которых обнаруживаются в обоих рассматриваемых изданиях. С 1970-х гг. «Правду Украины» иллюстрировали в основном В. Лукьянец, В. Стерлев, А. Рязанова, тогда как в «Рабочей газете» сложнее выявить постоянных авторов (зачастую они не указывались).

Карикатуры активнее публиковались до середины 1960-х гг. Это могли быть достаточно крупные, размещённые на последних страницах праздничных номеров, многофигурные коллективные «портреты» Запада. В новогодних и первомайских сюжетах они формировались из социально-политического типажа капиталиста или колониалиста, национально-символических фигур американского Дяди Сэма или британского Джона Булля, а также милитаризированных или фашизированных персонажей, посредством которых обличались главные угрозы холодной войны [7: 1954. 1 янв.; 1961. 1 мая; 8: 1962. 1 янв.; 1966. 1 мая]. Для ноябрьских праздников характерно и высмеивание уже ранее «битых» противников Страны Советов [7: 1957. 6 нояб.; 1960. 6 нояб.; 8: 1972. 5 нояб.]. Постепенно само появление карикатур становилось редкостью, а отрицательные образы переставали отличаться вариативностью, примером чего может служить повторявшаяся с перерывами сатира на заокеанского «Санта-Клауса», который приносил войны и кризисы вместо подарков [8: 1966. 1 янв.; 1977. 1 янв.; 1980. 1 янв.].

Дружеские или юмористические шаржи на всём протяжении рассматриваемого периода оставались постоянными спутниками газет, прежде всего новогодних. Иногда в такой манере изображались реальные представители рабочего класса, преуспевшие в труде [8: 1959. 1 янв.; 1 мая; 1973. 1 мая], но смысл большинства сюжетов представлял собой сугубо бытовую изошутку, лишённую каких-либо явных социальных подтекстов или политических оценок. Наконец, также следует отметить отдельные графические элементы, а именно различные рамки, орнаменты, декоративные шрифты или целые символические вставки, которые обрамляли страницы праздничных номеров. Подобные приёмы в большей степени характерны для «Рабочей газеты», а в «Правде Украины» распространились только на рубеже 1970-1980-х гг.

Далее подробнее рассмотрим сюжетные особенности «передовых» плакатных рисунков, определявших идейно-символическое лицо газетного выпуска, приуроченного к советскому празднику. В целом их содержание представляет собой комбинацию универсально-смысловых и ситуативно-актуальных элементов. Для Нового года, помимо ёлок и снежинок, относительно сквозной характер носило изображение башни Кремля и рубиновой звезды, которые, с одной стороны, ассоциировались с боем курантов, а с другой - олицетворяли сердце политической жизни страны, откуда исходят все её начинания. Среди наиболее символичных следует выделить работу В. Лукьянца, где на фоне кремлёвских часов пожилой рабочий вручал молодому вымпел с профилем В.И. Ленина и эмблемой серпа и молота, словно трудовую эстафету от уходящего к грядущему году [7: 1971. 1 янв.] (рис. 1).

274

Рс^ноенио 2022^. № 69

Рис. 1. Худ. В. Лукьянеп Правда Украины. 1971. 1янв.

Кроме центральоыхфигнр, наноле^поь^иь пролетарскими чертами, в других ново-ыыо,£^ик^ь: сюжетаа оанкр сржвртстловихи и нектя ивдкстрхаанная средам, очерчен^ силуэтами заводов, строек, башенных ррааоо и а. п.Лрлипкра0 т^^мой оьмечена встрриь но-Пь Р970 гж.взаомеьооанных подготовкой мероприятий к столетию вожоо рнкооюциы. ИкобрРЖДРИе иной политической символики (серпа и молота, герба,флагь) носино нк^^ларный ра|вор-тер,хоод и несколькп (^«схоо о^"нен^(^1Ьхок2 в «Правде Украины» 1970-х гг. С 1960-х гг. н визуальный обироо кролно жошёа саж-вооиижскик аерсоаожМадьчиыНовый Грд, также ставший проводником социально-пгиитичеспкх омыслхи наох^ 2-) оддумкн художников, он представал в скафандре канмоховта олн оомбиьозоик .р^СЗ^чнг-) [7: ЯРаД.1 янс.кИ^Д.Р р^и^.] Ьь^>—2),лл2н ос ёлку с р^^дписями, перечислявшими цели ооммуокстическогообщдькра оо прср граммы,

принятой

XXII Съездом КПСС [8: 1963 1 янв.]. Объекты, отсылавшие читателей к космической теме, которые с 1959 г. появлялись как знак уже свершившихся и будущих успехов страны, после 1966 г. практически исчезли с первых страниц новогодних номеров, очевидно, утратив свою былую информационно-идеологическую новизну. Лишь эпизодически в газетах появлялись сюжеты с личностно-семейным [7: 1963. 1 янв.; 8: 1965. 1 янв.] или глобально-международным подтекстом [7: 1961. 1 янв.].

В праздничных рисунках к Первомаю приёмы визуализации идеи интернационализма закономерно получили основополагающее и сквозное хажде-ние. В 1950-1960-е пр одн и.авило,

кис. 2о Автор не укрсарн Правы а Укр айны. 1977.1 япв.

это была колонна демонстрантов, которая внешними чертами, национальными костюмами или сопутствующими надписями на разных языках олицетворяла народы СССР или всего мира в целом. Подобные сюжеты отличает высокая детализация, в части из них международное единство конкретизировалось или собирательно, через представителей трёх основных рас человечества [7: 1960. 1 мая], или прямой отсылкой к союзникам СССР, как, например, хорошо узнаваемый кубинец с характерной бородой и в берете [8: 1964. 1 мая]. К концу рассматриваемого периода данные смыслы стали чаще вкладываться в более отвлечённое изображение земного шара. Несмотря на то, что главными героями праздника являлись трудящиеся, здесь даже несколько реже, чем в новогоднем оформлении, использовался индустриальный фон. В этой связи весьма необычна первая страница праздничного выпуска «Правды Украины» за 1966 г., состоящая из двух зрительных пространств. Одно выстраивалось внизу страницы вокруг типичной картины интернационального шествия, но другое, верхнее, занимала панорама завода и гидроэлектростанции с крупной шрифтовой фигурой «Пятилетка». В целом высока была сюжетная роль образов вождей коммунистического движения, представленных Лениным, а иногда также Марксом и Энгельсом. В 1960-1970-е гг. художники, рисовавшие для «Правды Украины», уделяли немалое внимание и коллективному портрету советского народа, стремясь зафиксировать всю полноту его социального многообразия (рис. 3). Газетой активно изображалась, особенно в 1970-е гг., символика СССР, а серп и молот порой становились не просто символическими

Рис. 3. Худ. В. Лукьянец. Правда Украины. 1972. 1 мая.

штрихами к композиции, а особыми структурирующими её элементами [7: 1971. 1 мая; 1974. 1 мая]. При этом виды Кремля нечасто встречаются в череде первомайских политических метафор. К числу ситуативных или эпизодических визуальных контекстов следует отнести космический, который актуализировался в основном только «Рабочей газетой», а также семейный, где порой весьма символично подчёркивалась историческая преемственность праздника: от маёвок первых коммунистов к всенародным торжествам, объединявшим молодое и старшее поколения [7: 1967. 1 мая].

Применительно к празднованию Великого Октября следует отметить ключевое значение ленинианы - в частности, в «Правде Украины» практически ни один передовой рисунок рассматриваемого периода не остался без образа вождя революции. Он выполнял как политическую,так и коммеморативную функцию, поскольку около двух третей сюжетов помимо Ленина содержали ещё историческую зарисовку, отсылавшую читателей к событиям 1917 г. Также примерно в половине случаев демонстрировались индустрия или космос как главные области достижений Страны Советов (рис. 4). Именно здесь отсылки к космической теме продержались дольше всего - до 1975 г., что объяснимо некоторой ретроспективностью самого смысла праздника, когда отмечаются не только актуальные, но и ранее достигнутые прорывы.

Наиболее показательно и детально подобный подход реализован в работе К. Николаенко, подготовленной для «Правды Украины» к 50-летию Октябрьской революции и состоявшей из нескольких агитационно-художественных миниатюр, которые отражают ключевые

Рис. 4. Худ. П. Денисов. Рабочая газета. 1964. 6 нояб.

вехи советской истории. После идущих за Лениным революционных рабочих, солдат и матросов читатель газеты мог сначала остановить взгляд на красноармейцах Гражданской войны, затем - на стройках индустриализации и фронтовых атаках Великой Отечественной войны и, наконец, прийти к «сегодняшнему» дню, героями которого являются трудящиеся, обратившие свои взоры в даль неба, куда устремился космический корабль [7: 1967. 7 нояб.] (рис. 5).

Композиция обрамляла стихотворение с характерным названием «Подвиг». На данном рисунке, как и на многих других, посвя-щённых Октябрю, присутствовала символика ССС Р. Изображение многоликого в социальном и национальном плане собирательного образа советских людей встречалось несколько реже. Мессаунаросная теманисс фигунтровалн лише о единичных случаях, например, на рисунке за 1960 г., создававшемся в атмосфере пвеого мощзьго аиозн деколониза°ив, вдохнавл^нооо идеями Октября. Данный сюжет необычен ещё и тем, что центральная роль в нем отведена действующим политическим фигурам: шествие здесь возглавлял Н.С. Хрущёв, а рядом с ним запечатлён Фидель Кастро [7: 1960. 6 нояб.].

Региональные особенности визуализации праздников прослеживаются в газетах Советской Украины в основном в 1960-е гг. - первой половине 1970-х гг. При этом большее число национально окрашенных образов встречается в «Правде Украины», а в «Рабочей газете» изображениям чаще сопутствовали краткие тексты на украинском языке: различные поздравления, стихи или пожелания согражданам. В частности, в первом номере наступившего года художник-офор-

Рис. 5. Худ. К. Николаенко. Правда Украины. 1967. 7 нояб.

2022. № 69

митель разместил на огромной шестерёнке надпись по-украински «З Новим роком!» [8: 1973. 1 янв.]. С визуальной точки зрения более показательны передовые рисунки к ноябрьским и особенно первомайским торжествам, на которых примерно в четверти случаев часть главных героев представала в народных костюмах, украшенных характерной вышивкой и иными подобными элементами [8: 1960. 1 мая; 1969. 1 мая] (рис. 6). Обычно это были женские образы, которые олицетворяли тружениц сельского хозяйства и тем подчёркивали роль житницы, закреплённую за Украиной в семье советских республик. Впрочем, иногда имел место более отвлечённый подход к визуализации, синонимичный скорее весне в целом, чем какой-либо конкретной социальной функции. Как представляется, наибольший акцент на этническую составляющую б ыл достигнут в работе художника П. Денисова, где среди многоликой колонны демонстрантов по внешним деталям можно различить жителей разных регионов УССР, а также прочитать политические лозунги на украинском языке [8: 1961. 1 мая].

В целом анализ графической модели газет Советской Украины указывает на несколько тенденций. В ходе рассматриваемого периода прежде всего менялся характер передовых рисунков. Контекстуальная многослойность их содержания постепенно превращалась в более отвлечённый символизм: плакатность стиля вытеснялась открыточностью, смыслополагание сменялось иллюстративностью. Исключением можно считать лишь отдельные праздничные номера 1982-1983 гг., оформленные художниками А. Рязановой и И. Скаков-ским и манерой повторявшие опыт 1960-х гг. [7: 1982. 1 янв.; 1983. 1 мая; 8: 1982. 1 мая; 1983. 1 янв.]. Параллельно снижалась роль острых международных карикатур в пользу довольно аполитичных бытовых шаржей. Всё вышеперечисленное можно считать наглядным

Рис. 6. Худ. П. Денисов. Рабочая газета. 1960. 1 мая.

свидетельством кризиса идей в создании печатных форм визуальной пропаганды, а также отсутствия оригинальных приёмов и образов. Кроме того, графика зачастую вообще не использовалась, уступив место фотоподборкам или фотоколлажам. Что касается национальной специфики, то в визуальных материалах газет она прослеживалась нерегулярно, лишь в отдельных образах, наделённых соответствующим внешним колоритом, а также, как в случае с «Рабочей газетой», в сопутствующих текстах на украинском языке. Представляется, что дальнейшее изучение региональных особенностей газетных иллюстраций перспективно выстроить через сравнительный анализ, сопоставив их с аналогами как из общесоюзной печати и прессы других союзных республик, так и из украиноязычной периодики, выходившей в УССР.

Примечания

1. Опросы проводились среди жителей Ивано-Франковской области УССР.

2. «Правда Украины» (Киев) - печатный орган ЦК КПУ, Верховного совета и Совета министров УССР, выходила с 1938 г. шесть дней в неделю на русском языке. «Рабочая газета» (Киев) - печатный орган Украинского республиканского совета профсоюзов (с 1963 г. - ЦК КПУ), выходила с 1957 г. шесть дней в неделю на русском языке с использованием украинского.

3. Использовался фонд периодики Научной библиотеки ТГУ: «Правда Украины» - фронтально с 1953 по 1984 г. (отсутствуют выпуски за 1 января 1967 и 1974 гг.); «Рабочая газета» - фронтально с 1959 по 1984 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 194 с.

2. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М.: Изд-во МГУ, 1984. 152 с.

3. Закович Н.М. Советская обрядность и духовная культура. Киев: Наукова думка, 1980. 221 с.

4. Клинова М.А., Трифонов А.В. Великая Отечественная война: коммемора-тивные практики и образы в газетной периодике (1946-1965 гг.) // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 36-45. DOI: 10.30759/1728-9718-2021-2(71)-36-45

5. Красильникова Е.И. «Мы помним день 7 ноября». Октябрьские торжества в Сибири: коммеморативный аспект (1920-1945). Новосибирск: Золотой колос, 2017. 226 с.

6. Креолизованный текст: смысловое восприятие / отв. ред. И.В. Вашунина. М.: Институт языкознания РАН, 2020. 206 с.

7. Правда Украины (Киев).

8. Рабочая газета (Киев).

9. Скуридина С.А., Вохминцева А.В. Новогодний выпуск регионального издания как социокультурный источник (на примере районной общественно-политической газеты «Вести Придонья» г. Павловск Воронежской области) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2022. № 2 (45). С. 127-133. DOI: 10.36622/A0MPJ.2022.16.29.018

10. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. М.: Наука, 1985. 192 с.

11. Ушакин С.А. Медиум для масс - сознание через глаз: фотомонтаж и оптический поворот в раннесоветской России. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. 328 с.

12. Цыганов О.В. Режиссура газетного номера. М.: Мысль, 1968. 190 с.

13. Шаповалов С.Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 1918-1930-е гг. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 125 с.

REFERENCES

1. VoroshiLova, M.B. (2013) Politicheskiy kreolizovannyy tekst: klyuchi k prochteniyu [Political creoLized text: Keys to understanding]. Ekaterinburg: USPU.

2. GaLkin, S.I. (1984) Oformlenie gazety i zhurnala: ot elementa k sisteme [Newspaper and magazine design: From element to system]. Moscow: Moscow State University.

3. Zakovich, N.M. (1980) Sovetskaya obryadnost'i dukhovnaya kul'tura [Soviet ritual and spiritual culture]. Kyiv: Naukova dumka.

4. KLinova, M.A. & Trifonov, A.V. (2021) The Great Patriotic War: commemorative practices and images in newspaper periodicals (1946-1965). Ural'skiy istoricheskiy vestnik. 2(71). pp. 36-45 (in Russian). DOI: 10.30759/1728-9718-2021-2(71)-36-45

5. KrasiLnikova, E.I. (2017) "Mypomnim den'7noyabrya" Oktyabr'skie torzhestva v Sibiri: kommemorativnyy aspekt (1920-1945) ["We remember 7th November." The October ceLebrations in Siberia: A commemorative aspect (1920-1945]. Novosibirsk: ZoLotoy koLos.

6. Vashunina, I.V. (ed.) (2020) Kreolizovannyy tekst: smyslovoe vospriyatie [CreoLized text: semantic perception]. Moscow: Institute of Linguistics of RAS.

7. Pravda Ukrainy. (Kyiv).

8. Rabochaya gazeta. (Kyiv).

9. Skuridina, S.A. & Vokhmintseva, A.V. (2022) New Year's edition of the regional edition as a socio-cultural source (on the example of the regional socio-political newspaper "Vesti Pridonya", Pavlovsk, Voronezh region). Aktual'nye voprosysovremennoy filologii izhurnalistiki. 2(45). pp. 127-133. DOI: 10.36622/ A0MPJ.2022.16.29.018

10. Tultseva, L.A. (1985) SovremennyeprazdnikiiobryadynarodovSSSR [Modern holidays and rituals of the ethnic groups of the USSR]. Moscow: Nauka.

11. Ushakin, S.A. (2020) Medium dlya mass -soznanie cherezglaz:fotomontazh iopticheskiypovorot v rannesovetskoyRossii [Medium for the masses - consciousness through the eye: photomontage and optical turn in early Soviet Russia]. Moscow: Muzey sovremennogo iskusstva "Garazh."

12. Tsyganov, O.V. (1968) Rezhissuragazetnogo nomera [Directing a newspaper issue]. Moscow: Mysl'.

13. Shapovalov, S.N. (2012) Genezis sovetskikh gosudarstvennykh prazdnikov na Kubani v 1918-1930-e gg. [The genesis of Soviet public celebrations in Kuban in the 1918-1930s]. Krasnodar: Kuban State University

Федосов Егор Андреевич - кандидат исторических наук, ассистент кафедры российской истории Томского государственного университета (Россия).

Egor A. Fedosov - Tomsk State University (Russia).

E-mail: e.a.fedosov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.