Научная статья на тему 'Эволюция государственно-конфессиональных отношений в современном белорусском обществе'

Эволюция государственно-конфессиональных отношений в современном белорусском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
404
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция государственно-конфессиональных отношений в современном белорусском обществе»

Эволюция государственноконфессиональных отношений в современном белорусском обществе

И. А. Попов

Современная религиозная ситуация в Беларуси имеет многоплановый характер. В ней тесно переплетены объективный и субъективный факторы, исторические и современные тенденции, конфессиональные и национальные особенности. Специфика религиозной ситуации в Беларуси определяется, в первую очередь, ее геополитическим положением на стыке западной и восточной цивилизаций, поочередным доминированием православия и католицизма, поликонфессиональностью, активным распространением протестантских и неопротестант-ских вероисповеданий.

Для предотвращения межрелигиозных конфликтов и сохранения нормальных взаимоотношений между религиозными организациями, верующими и неверующими гражданами необходимо особое внимание государства к регулированию

конфессиональных отношений, построению оптимальной модели органов государственной власти. На протяжении второй половины XX в. в Беларуси в зависимости от исторической обстановки неоднократно изменялись задачи, структура и содержание деятельности таких органов, регулирующих конфессиональную сферу. В жизни страны произошли качественные и количественные изменения, связанные с распадом СССР и, соответственно, с разрушением прежней модели государственного управления, в том числе в сфере регулирования конфессиональных отношений. Одновременно с пересмотром ориентиров государственной внутренней и внешней политики атеизм утратил те доминирующие позиции в духовной жизни, которые он занимал в советском государстве на протяжении более чем семи десятилетий. Конфессиональное развитие независимого белорусского государства с начала 90-х гг. XX в. стало осуществляться в рамках собственных государственнотерриториальных границ, и логика развития событий потребовала совершенствования сформировавшейся в 90-е гг. и скорректированной в 2001-2002 гг. государственной политики в сфере свободы совести. В результате государство и общество объективно подошли к формированию современной европейской модели государственно-конфессиональных отношений с учетом отечественной специфики и исторических традиций конфессиональных отношений, сложившихся на белорусской земле.

Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 80-х гг. прошлого века, о чем свидетельствуют социологические исследования. По данным Комитета по делам религий и национальностей, если в 1989 г. к числу атеистов относили себя 65,0% опрошенных, то в 1994 г. их насчитывалось 32,0%, т. е. на 30% меньше. Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих: с 22% до 43,4% в 1994 г. Исследования, проведенные в 1994 и 1997 гг., показали, что абсолютное большинство респондентов, считающих себя верующими, отождествляли себя с той или иной конкретной религией1. Проведенное в 1998 г. Институтом социологии Национальной академии наук (НАН) исследование основных тенденций, специфики и динамики развития религиозной ситуации дает основание для вывода о том, что в настоящее время верующими признают себя 37,5% опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить свое отношение к религии. Это означает, что более половины населения республики в той или иной мере испытывают влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития2.

В исследованиях динамики и специфики религиозности населения, предпринятых в 1998-1999 гг. Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, выделяются четыре основных типа мировоззрения респондентов в связи с религией: религиозный, квазирелигиозный, внерелигиозный и безрелигиозный3. При этом показателен следующий момент. На вопрос анкеты: «Не могли бы Вы идентифицировать себя с той или иной конфессией независимо от факта личной веры?» - 62,8% опрошенных соотнесли себя с православием, 10,0 - с католицизмом, 0,5% назвались просто христианами. На тот период верующими считали себя 47,5% и одновременно идентифицировались с той или иной конфессией почти 80,0% респондентов4. Анализ результатов опроса, организованного Институтом социологии НАН Беларуси в 1998 г., также подтверждает указанную тенденцию и показывает, что в республике имеет место возрастание внецерковной религиозности. При этом, по данным Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, за последние 12 лет количество

религиозных общин возросло с 1095 до 2829, а с учетом организаций общеконфессионального значения - до 2971, т. е. почти в 3 раза. Значительно, с 8 до 25, возросло и количество зарегистрированных конфессий и направлений5.

За последнее десятилетие наблюдается существенный рост количества всех христианских общин, однако в разных пропорциях. Лидирующее место занимает Белорусская православная церковь объединяющая 10 епархий; на 1 января 2005 г. зарегистрировано 1315 ее приходов, действует 1092 храма и строится еще 162. В приходах служат 1264 священнослужителя. Функционируют 25 мужских и женских монастырей, 13 братств, 8 сестричеств, в приходах работают более 400 воскресных школ. Кадры священнослужителей проходят подготовку в 5 учебных заведениях, в том числе в Минских духовных академии и семинарии.

Стабильные и конструктивные отношения сложились у государства с другой традиционной конфессией - Римско-католической церковью (РКЦ). По состоянию на 1 января 2005 г. она насчитывает 433 общины, объединенные в 4 епархии; имеет 410 культовых зданий, где осуществляют службу 350 священнослужителей. Новым явлением стала регистрация католических общин в восточных областях. Фактически началось возрождение белорусского костела на территории, где он был закрыт в конце 30-х гг. Подготовку кадров для костела из числа белорусских граждан ведут Гродненская и Пинская высшие духовные семинарии.

В последние годы заметно возросло число протестантских конфессий: с 1988 г. по настоящее время - с 3 до 15, т. е. в 5 раз, а количество религиозных общин увеличилось с 221 до 955, т. е. в 4,3 раза.

Как указывалось выше, устойчивый конфессиональный мир является одним из важнейших факторов социально-политической стабильности в Беларуси. Наряду с этим в условиях религиозной непросвещенности части населения создается опасность существенных искажений религиозного сознания под влиянием различных религиозных суррогатных объединений, представители которых продолжают предпринимать попытки развернуть свою деятельность в Беларуси. Ситуация усложняется внедрением в религиозно-общественную жизнь новых, а также ранее не распространенных в Беларуси конфессиональных направлений. Не только государство, но и представители исторически традиционных конфессий усматривают в этом угрозу духовной и этнокультурной самобытности белорусского народа, интересам безопасности общества.

Исходя из анализа конфессиональной ситуации, можно сделать вывод, что в настоящее время тенденции ее развития в Республике Беларусь во многом преемственны, прогнозируемы и регулируемы, имеют позитивную направленность. Для сохранения их позитивного характера важно оптимизировать на теоретическом и практическом уровнях модели государственной управленческой системы, включающей нормативноправовую базу и управленческие органы, регулирующие конфессиональную сферу. С известной долей условности можно выделить три модели отношений государства и конфессий (церквей), имевшие место в историческом развитии белорусского государства в советский и постсоветский периоды.

1. Светское государство с тотальным принципом отделен-ности государственной сферы от церковной: государства от церкви и школы от церкви. В этих условиях ведущими процессами государственно-конфессиональных отношений являлись процессы секуляризации, идеологического диктата, объявившего религию анахронизмом, а единственно правильным мировоззрением - атеистическое, со всеми вытекающими последствиями.

Во второй половине 80-х гг. после смены политического курса в так называемый перестроечный период стали возможными перемены в государственно-конфессиональных отношениях. Провозглашенный новым партийно-государственным руководством курс на вхождение страны в мировое сообщество, реализация идеологических принципов «нового мышления» требовали преодоления административного произвола в отношении верующих и религиозных организаций. Однако «новый курс» проводился прежними методами, и в силу огромной инертности административно-бюрократическая машина не спешила сдавать позиции. Государство все еще испытывало жесткую зависимость от «антиклерикальной» идеологии правящей партии, что отрицательно воспринималось большинством духовенства и верующих граждан.

2. Либеральная модель, близкая к североамериканскому варианту. Эта модель сложилась в условиях, когда Беларусь, провозгласив свою независимость, впервые после длительного периода «богоборчества» приступила к строительству цивилизованных отношений с церковью. В Республике Беларусь, как и в других странах СНГ и Восточной Европы, модель государственно-церковных отношений характеризовалась законодательным отделением церкви от государства, закреплением равенства религиозных организаций и либеральным законодательством о свободе совести.

Для либеральной модели был характерен быстрый и нерегулируемый рост религиозности, организационно выраженный увеличением количества религиозных организаций и появлением новых конфессий, в том числе не характерных для духовной сферы белорусского общества, вплоть до появления разного рода псевдорелигиозных, неокультовых и деструктивных религиозных направлений (групп). Принятый в 1992 г. и существенно скорректированный в 1995 г. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» гарантировал права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии. Кроме того, он регулировал отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций и объединений, и содержал конкретные положения, гарантировавшие право любого гражданина республики на свободу вероисповедания6.

Взаимоотношения религиозных организаций и государства осуществлялись при приоритете последнего, что объяснялось наличием в распоряжении государства реальных средств, обеспечивавших религиозным организациям условия деятельности, а также тем, что контроль и надзор за исполнением законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях лежал на государственных органах.

В связи с упразднением института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР было принято постановление Совета Министров Белорусской ССР7, в соответствии с которым создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР, а исполкомам областных Советов народных депутатов рекомендовалось создать временные структурные подразделения для осуществления функций, предусмотренных законодательством, укомплектовав их работниками института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР по областям. В январе 1997 г. Совет по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь был упразднен и вместо него создан Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь. Тем самым повысился статус республиканского органа, регу-

лирующего конфессиональную сферу, и его функции распространились на сферу национальных отношений. Расширились функции органов по делам религий в областях и г. Минске.

Характеризуя десятилетний период либерального конфессионального развития, следует отметить, что он актуализировал вопрос об осуществляемой извне духовной религиозной экспансии, ее опасности, выраженной в деформации духовнонравственных устоев белорусского общества и необходимости государственного регулирования данного процесса. Необходимость в этом осознавалась не только государством, но и руководством ряда традиционных конфессий. Практика работы в сфере конфессиональных отношений показала, что в последние годы либеральная модель государственно-церковных отношений перестала себя оправдывать, так как ее сохранение могло привести к обострению религиозной ситуации, усилению межконфессионального соперничества, политизации отдельных религиозных организаций и прозелитизму.

В обществе начало укрепляться осознание необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере государственно-конфессиональных отношений и изменений законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях в сторону более эффективного сотрудничества государства с исторически традиционными конфессиями и создания эффективного механизма противодействия деятельности деструктивных, тоталитарных организаций. Идея формального равенства вероисповеданий, «свободного рынка религий» по образцу США пришла в противоречие не только с идеей справедливости, но и современным опытом установления взаимоотношений между государством и религиями.

3. Современная модель отношений государства и церкви. Данная модель, близкая к европейской, формируется в течение последних четырех лет. Государство остается по своему характеру светским, хотя в Конституции уже отсутствует прямая норма об отделенности государства от церкви и школы от церкви. Государственные органы по-прежнему осуществляют контроль за соблюдением законодательства религиозными организациями, но наряду с функцией контроля актуализирована функция конструктивного взаимодействия с конфессиональными структурами в осуществлении государством социальной политики. В отношениях государства с религиозными организациями выстраивается система приоритетов при сохранении равенства всех религий перед законом.

Указанная трансформация, в первую очередь, связана с изменением законодательства. Принятый в октябре 2002 г. Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-3 «О свобо-

о

де совести и религиозных организациях»8 уже не сводит духовный выбор только к выбору конфессиональному, оставляя за индивидом свободу совести в виде атеистического выбора. Кроме того, новый Закон законодательно отразил исторический факт традиционности на территории Беларуси православия, католицизма, иудаизма, мусульманства и лютеранства. Что еще более важно, он развил конституционное положение о том, что при прежних условиях равенства религий перед законом отношения государства с религиозными организациями отныне строятся с учетом влияния последних на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Таким образом, принцип равенства конфессий перед законом дополнился принципом их разновеликости, что послужило базой законодательному положению о возможности государства вступать с конфессиями в особые отношения, оформленные рамками договора. При этом светский характер государства и, в частности, его системы образования не изменились.

Еще до принятия названного Закона в рамках проведения реформы органов государственного управления Указом Пре-

зидента Республики Беларусь от 27 ноября 2001 г. № 707 «О Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь»9 был учрежден орган, являющийся правопреемником Государственного Комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь. (Положение о Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 «Вопросы Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь10.) Так сформировалась правовая основа, значительно расширяющая сферу компетенции органов по делам религий и национальностей. Например, на основании ст. 22 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» и п. 10 Положения о Комитете по делам религий и национальностей при Комитете могут создаваться экспертные и консультативные советы из числа работников центрального аппарата Комитета, представителей других республиканских органов государственного управления, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Комитета. Как результат, в конце 2001 г. областные и Минский городской исполнительный комитеты собственными решениями утвердили структурные подразделения, к числу которых относятся органы по делам религий и национальностей.

Новая законодательная база стала основой более тесного и быстрого сближения государства с традиционными конфессиями в вопросах взаимодействия в решении ряда социальных проблем, при содействии им в осуществлении социально значимой деятельности и оказании различного рода помощи. Особенно тесное и конструктивное сотрудничество сложилось у государства и Белорусской православной церкви, всегда стоявшей на позициях защиты государственности, патриотизма, уважения законности и воспитания высокой нравственности на основе библейских положений и славянской культуры. При этом отношения, приобретшие форму договорных, с соблюдением взаимных интересов обеих сторон, не направлены против других существующих конфессий, а государство сохраняет за собой конституционное право дополнительного выбора новых социальных партнеров.

В настоящее время система управленческих органов сохраняет организационные черты советской модели, отличаясь от нее характером управленческих функций. Если в период советской атеистической истории основной функцией органов регулирования государственно-церковных отношений были контрольная и регулирующая, то в современный период, при сохранении последних, большое значение приобретают организационная, информационно-аналитическая, прогнозирующая и координирующая функции. При этом управление объектом осуществляется в общем комплексе конфессиональных и этнических отношений.

Таким образом, можно утверждать, что в Республике Беларусь к настоящему времени сложилась близкая к оптималь-

ной система органов по делам религий и национальностей и созданных при них общественных формирований, целью деятельности которых является регулирование конфессиональной сферы и осуществление политики государства в области обеспечения гражданам свободы совести и выбора религии.

Современная модель отношений государства и церкви является национальной белорусской моделью. Ее составляющими элементами выступают созданное правовое поле и трансформированная система органов по делам религий и национальностей. Модель, учитывающая национальный и мировой опыт государственного строительства, особенности социально-политической ситуации в стране, тенденции и перспективы ее развития в республике, интересы общества и личности, построена на приоритете государственных интересов, светском характере белорусского государства и ориентирована на защиту нравственных и духовных традиций белорусского народа от чужеродной экспансии. Средством реализации функционирования данной модели служат контроль со стороны государства за соблюдением религиозными организациями законодательства и конструктивное взаимодействие с конфессиями, с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Формирование системы государственно-церковных отношений не закончено, она находится в стадии совершенствования, определения стратегических приоритетов и тактики взаимодействия с разными религиозными организациями в многоконфессиональном белорусском обществе.

1 См.: Земляков Л. Е. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь // Автореф. дис... д-ра полит. наук. - Минск, 2000. - С. 19; Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социологические исследования. - 1998. -№ 9. - С. 96.

2 См.: Социологическое исследование основных тенденций, специфики и динамики развития религиозной ситуации в Беларуси. -Минск, 1998.

3 См.: Исследования особенностей развития межэтнических отношений, динамики и специфики религиозности населения в условиях независимого развития Республики Беларусь. - Минск, 1999.

4 См.: Земляков Л. Е. Указ. соч. - С. 20; Новжава Л. Г. Амаль па-лова жыхароу БеларуЫ л1чаць сябе верншам1 // Звязда. - 1999. -21 студзеня. - С. 5.

5 См.: Текущий архив Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

6 См.: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 2. -Ст. 18.

7 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 1991 г. № 318 «О создании в республике государственных органов по делам религий» // Собрание постановлений Правительства БССР. - 1991. - № 23. - Ст. 289.

8 См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 123. - 2/886.

9 Там же. - 2001. - № 112. - 1/3270.

10 Там же. - 2002. - № 19. - 5/9914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.