Научная статья на тему 'Эволюция форм и методов государственной поддержки молодежи в решении жилищного вопроса в 1980-1990-е гг'

Эволюция форм и методов государственной поддержки молодежи в решении жилищного вопроса в 1980-1990-е гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
194
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеленин Алексей Анатольевич

Зарождение и развитие движения молодежных жилищных комплексов (МЖК) в Западной Сибири показано на примере Новосибирской и Кемеровской областей. Проанализированы специальные программы, призванные помочь молодежи в приобретении доступного жилья, принятые в 1980-1990-е гг. Рассмотрен опыт работы Союза МЖК России, который ценен как для решения социально значимых задач, так и в плане разработки мероприятий государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Forms and Methods of the State Support of Young Men to Decide a Housing Question in 1980-1990th

Rise and development of youth housing complexes (YHC) movement in Western Siberia is shown on an example of Novosibirsk and Kemerovo Regions. The special programs accepted in 1980-1990th and aimed to help youth in purchase of the accessible habitation are analysed. An operational experience of the Russian Union of youth housing complexes (YHC) valuable both for the decision of socially significant problems, and development of state-private partnership actions is considered.

Текст научной работы на тему «Эволюция форм и методов государственной поддержки молодежи в решении жилищного вопроса в 1980-1990-е гг»

А.А. Зеленин

Эволюция форм и методов государственной поддержки молодежи в решении жилищного вопроса в 1980-1990-е гг.

В решении пресловутого жилищного вопроса в нашей стране отчетливо прослеживаются два подхода. Традиционно в старой России проблема крыши над головой решалась самим подданным, который строил дом или снимал «угол». В годы советской власти бремя жилищного обеспечения взяло на себя государство, но делало это не всегда эффективно.

В постановлении ЦК КПСС, давшем начало строительству знаменитых «хрущевок», отмечалось: «Быстрый рост населения и опережающее развитие промышленности, несмотря на непрерывно возрастающий объем жилищного строительства, привели к тому, что проблема жилья все еще продолжает оставаться одной из самых острых. Население многих городов, рабочих поселков и сел испытывает нужду в благоустроенных жилищах. Значительное коли -чество семейств еще проживает в ветхих домах... Партия и Правительство систематически занимаются изысканием дополнительных средств и материальных ресурсов для максимального развития жилищного строительства в стране...» [1].

Достаточно быстро выяснилось, что «средств и материальных ресурсов» для решения столь масштабной задачи не хватает. Было принято единственно возможное решение - привлечь средства граждан. В 1962 г. в СССР вновь были разрешены жилищностроительные кооперативы (ЖСК) [2-3]. Так в первой половине 1960-х гг. оформились два направления решения жилищного вопроса - государственное и кооперативное.

Несмотря на то, что государственное жилищное строительство в СССР велось темпами, которых в современной России достичь пока не удается, жилья по-прежнему остро не хватало. Причин было много, и одна из главных - острая нехватка кадров в строительной отрасли.

В начале 1970-х гг. шло активное обсуждение третьего пути решения жилищного вопроса, с применением известного метода народной стройки. Предполагалось, что при государственном финансировании и материально-техническом обеспечении заинтересованные лица вели бы строительство жилья для себя. В 1971 г. в подмосковном Калининграде зародилось движение молодежных жилищных комплексов (МЖК). В 1980 г. в Свердловске началось строительство самого известного в СССР МЖК-1 [4].

Развитие движения МЖК было обусловлено тем, что в начале 1980-х гг. более 25 млн горожан ютились

в общежитиях, бараках, снимали комнаты. На одного человека приходилось 15 кв. м общей площади жилья. Рабочие общежития страны в начале 1980-х гг. населяли в основном молодые люди до 30 лет, часто менявшие место работы в поисках жилья и лучших условий, что обходилось народному хозяйству в миллиарды рублей.

После выхода в 1985-1986 гг. постановлений правительства по МЖК молодежная инициатива получила распространение практически во всех регионах страны и стала основным способом решения жилищной проблемы для наиболее инициативных групп молодежи. Появилась возможность самостоятельно организовывать жизнедеятельность внутри жилищных комплексов, ориентировав ее на полное удовлетворение социальных потребностей людей.

Движение МЖК возникло в виде инициативных групп под патронажем комитетов ВЛКСМ на базе одного или нескольких предприятий, которые брали на себя обязанности по строительству жилых домов, объектов соцкультбыта для молодежи и силами молодежи на средства предприятий - дольщиков МЖК.

Строительство МЖК осуществлялось по решениям соответствующих министерств и ведомств, согласованным с исполкомами местных советов, преимущественно в восточных районах страны при непосредственном трудовом участии молодежи. Министерствам было разрешено объединять в порядке долевого участия капитальные вложения на строительство указанных комплексов.

В 1986 г. Госстроем СССР, Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР, Стройбанком СССР, Минжилкомхозом РСФСР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ было утверждено Положение о молодежном жилом комплексе, в состав которого входили жилые дома и объекты соцкультбыта [5].

В Западной Сибири МЖК начали создавать в первой половине 1980-х гг. В апреле 1985 г. по решению комитета ВЛКСМ и администрации шахты «Распадская» создан первый в Кузбассе комсомольско-молодежный строительный отряд МЖК в составе 80 человек, который в первый же месяц работы выполнил норму на 280%. Тогда же в Кемерове были сформированы МЖК «Комсомольский» и «Аист», в Осинниках - отряд МЖК на шахте «Капитальная», начато строительство двух домов силами эмжековцев объединения «Прокопьевскуголь». В 1986 г. первые 60 семей МЖК «Комсомольский» стали новоселами.

Этот комплекс стал и первым опытом организации «эмжековского» самоуправления [6, л. 23-28; 7, л. 70-72].

В Томском горкоме ВЛКСМ действовал штаб движения «Ударные комсомольские стройки города Томска - МЖК».

В 1985-1987 гг. в Новосибирске начали работу несколько МЖК, созданных на основании решений горисполкома. Основным критерием предоставления членам МЖК квартиры являлась отработка трудовой программы. Ее продолжительность определялась договором-обязательством между бойцом, предприятием, направляющим его, и МЖК и составляла от 1,5 до 3 лет, в зависимости от строящейся квартиры. Бойцы МЖК работали на кирпичном заводе №9, ДСК-1, ЖБИ-4, ЖБИ-5 и других предприятиях стройиндустрии Новосибирска и области [8].

Движение МЖК быстро развивалось в Кемеровской области, где за 1985-1987 гг. в 14 городах и 6 сельских районах было построено 2469 квартир, 14 объектов соцкультбыта [9, с. 182-183]. В 1987 г. в Кемерове прошел первый областной фестиваль участников МЖК.

В 1988 г. для ведения методической работы, обобщения и распространения опыта, подготовки кадров, развития других видов деятельности, направленных на совершенствование движения МЖК в области с последующим переводом его работы на принцип хозяйственного расчета, при областном комитете ВЛКСМ был создан Центр МЖК. Совместным решением бюро ОК ВЛКСМ и Кузбасского производственного строительного объединения «Кузбассгражданстрой» образована молодежная строительная организация «МЖК-строй» [10, л. 71; 11, л. 20-21]. В активный период деятельно сти (1985-1991 гг.) МЖК Кемеровс -кой области помимо жилья ввели в строй 50 объектов социального, культурного и бытового назначения.

В начале 1990-х гг. в условиях перехода к рыночной экономике произошло резкое сокращение централизованных капитальных вложений. Государственные предприятия - дольщики из-за начавшегося инфляционного процесса не смогли компенсировать резкое удорожание строительства. Особенно сложное положение было там, где предприятия-дольщики относились к числу конверсионных.

В 1990-е гг. с началом экономических реформ положение молодежи по всем направлениям резко ухудшилось. Вопросом, который так и не удалось решить в рамках советской системы, оставалось жилье. Практически отсутствовала перспектива его получения или приобретения, что отрицательно влияло на репродуктивное поведение молодой семьи, ухудшало демографическую ситуацию. Вступив в рыночную экономику, государство освободилось от обязательств предоставления гражданам жилплощади, как это было в СССР. Строительство доступ-

ного социального жилья быстро сокращалось, цены на квартиры росли, предлагаемые банками механизмы кредитования для приобретения жилья были недоступны для молодежи.

С конца 1991 г. прекратилось финансирование на большинстве МЖК. Часто отработавшие трудовую программу и вернувшиеся на основное место работы члены МЖК по 2-3 месяца находились в административных отпусках.

С 1992 г. в строительстве МЖК сложилась критическая ситуация, нарушились связи по снабжению строительных объектов материалами и оборудованием. Из-за ограниченности в средствах организации МЖК были не в состоянии оплатить уже выполненные работы. Подрядные строительные организации снимали технику и рабочих и переводили их на другие, обеспеченные финансированием объекты. В связи с сокращением рабочих мест предприятия отказывались принимать на работу сотрудников, в свое время перешедших на строительные объекты согласно заключенным договорам.

В федеральном бюджете на 1993 г., а также в программе «Жилище» в порядке возмещения из республиканского бюджета РФ было предусмотрено выделение средств в пределах разницы в процентных ставках по льготным кредитам на строительство МЖК в размере 27 и 54 млрд руб. соответственно, государство признало долг перед эмжековцами, сложившийся по договорам-обязательствам, как государственный долг [12, 13]. В 1993 г. на завершение строительства МЖК в России было выделено всего 7 млрд руб., из которых МЖК Новосибирска получили 300 млн руб., МЖК Кемеровской области - 343 млн руб., что никак не решило проблемы «незавершенки» (объекты, начатые до 1 января 1992 г.). Некоторые сдвиги произошли в 1994 г., когда было выделено 1,7 млрд руб. В Кемеровской области силами семи МЖК сдано 760 квартир. Строительство объектов соцкультбыта прекратилось, многие строители остались без жилья. В 1996 г. 1500 отработавших бойцов не получили квартир.

При решении вопроса о выделении государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета финансовые ресурсы направлялись в первую очередь на объекты, получавшие финансовую поддержку местного бюджета в пределах не менее 50% от общей потребности незавершенного строительства, начатого до 1.01.1992 г. [14].

В Кузбассе для ликвидации «незавершенки» требовалось без учета объектов соцкультбыта 123585 млн руб. (в ценах 1996 г.) [15]. Областной бюджет не располагал такими средствами и смог выделить 2 млрд руб. на компенсацию затрат по объектам МЖК, начатым до 1.01.1992 г. [16].

Аналогичная ситуация была и в других регионах Западной Сибири. Администрация Новосибирской области постановила выделить средства на

завершение строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.1992 г., из расчета 50% потребности, учитывая, что 50% предусмотрены федеральным бюджетом. Для содействия в завершении строительства был создан экспертный совет [17]. Тогда же была принята первая в Новосибирской области программа содействия молодежи в решении жилищной проблемы.

В начале 1990-х гг. участники МЖК - молодые семьи с детьми, не имевшие подсобного хозяйства, проживавшие в общежитиях, - относились к малоимущим и могли рассчитывать на помощь местных фондов развития жилищного строительства «...для использования средств этих фондов на строительство жилья социального назначения...», «...выплату компенсаций (субсидий) малоимущим и иным группам населения для оплаты строительства, приобретения и содержания жилья...» [18]. Первое решение в этом направлении в Новосибирской области было принято в 1994 г., однако трудности финансирования не позволяли широко развернуть этот процесс [19].

С началом кризиса системы МЖК содействие молодежи в решении жилищного вопроса стало осуществляться по линии специальных программ, связанных со льготным кредитованием и ипотекой. По данным всероссийских социологических обследований в начале 2000-х гг., 23,6% семей, не отказываясь от помощи государства, в которую они не верили, считали, что жилищная проблема - дело «мое и моей семьи». 23,3% опрошенных оказание поддержки молодым семьям назвали долгом государства. Только 3% респондентов надеялись исключительно на себя, около 25% -в основном на себя, и столько же - на государство. Примерно каждый пятый был готов работать в МЖК. В регионах Западной Сибири около половины молодых семей готовы решать свои жилищные проблемы по рыночным правилам при частичном содействии государства, и лишь 5-6% - ждали прямой помощи государства [20].

Жилищный вопрос стал центральным в молодежной прессе. Новосибирские газеты писали: «Если негде жить, о какой семье может идти речь? .и каждое утро, спеша на работу или в университет, они только и думают: «Квартира. Квартира. Квартира.» Хоть и говорят, что с милым рай и в шалаше, проблема с жильем все-таки остается открытой. Но как, где, а главное, на что купить квартиру, не знают ни молодые, ни их родители. Ведь выложить вот так миллион и больше вряд ли под силу обычным студентам... Если твой папа не олигарх и не миллионер, можно ли вообще купить квартиру?» [21]. Аналогичную озабоченность высказывали и молодые жители Кузбасса [22].

Уже в середине 1990-х гг. время диктовало необходимость принятия специальных программ, призванных помочь молодежи в приобретении доступного жилья. По инициативе комитетов по строительству, экономике и по делам молодежи администрации Новосибир-

ской области, организаций МЖК была разработана программа «Создание механизма решения проблем молодежи по строительству жилья и обеспечению занятости» [23], основными участниками которой стали коллективы МЖК, созданных на их основе производственных и предпринимательских структур, а также других молодежных организаций, способствующих решению проблем молодежи. Целью программы являлось содействие решению жилищной проблемы через строительство молодежных комплексов и увеличение рабочих мест путем организационно-экономической поддержки молодежного предпринимательства, создания стимулов привлечения молодежи для работы в сфере производства. Программа была рассчитана на 5 лет (1994-1998 гг.) с выходом по уровню ввода жилья для молодых семей в 1997 г. на 1000 квартир в год. Однако данная программа ставила не всегда реальные для того времени практические задачи. Так, предполагалось при минимуме финансовых ресурсов и кризисе строительной отрасли «в минимальные сроки организовать строительство жилья на новых принципах». В отсутствие федеральной законодательной базы ставилась задача «отработки организационно-правовых основ создания товариществ собственников жилья -кондоминиумов», которые должны были выступать в качестве организованного коллективного заказчика строительства жилья, а впоследствии - распорядителя его эксплуатации.

МЖК явно были не в состоянии ввести «в практику строительства новые отношения среди участников инвестиционно-строительного процесса» и особенно организовать его «по принципу работы на конечный результат». Нереальным было и создание «основ структурной и технологической перестройки всего строительного комплекса, обеспечивающего существенное сокращение сроков и затрат строительства жилья на всех его стадиях, достижение уровня стоимости жилья, доступного для его приобретения человеком со средним уровнем дохода». Эта задача в полном объеме не решена и сегодня.

Программа предполагала, что инвесторами жилищного строительства станут молодые семьи, что в первой половине 1990-х гг. в условиях глубокого социально-экономического кризиса выглядело утопичным. Для финансирования намеченных мероприятий предусматривались бюджетные ассигнования, целевые инвестиционные и льготные кредиты, привлеченные средства молодежи, собственная реинвестируемая прибыль. В целом предполагалось, что финансовокредитный механизм обеспечит самофинансирование программы. Планируемая прибыль от коммерческой реализации жилья молодым семьям должна была направляться на дотации на снижение процентов по жилищным кредитам. Экономическая ситуация в стране и области в середине 1990-х гг. не позволила выполнить программу.

Однако уже в середине 1990-х гг. начинает складываться система государственной поддержки граждан в решении жилищного вопроса в Кемеровской области. В 1994 г. для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, создается государственное хозрасчетное предприятие Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области, учредителем которого стало Главное управление капитального строительства по Кемеровской области [24]. Предпри-ятиям-заказчикам, строящим жилье, было предложено разместить на договорной основе средства в фонде, с возможностью получения льготных краткосрочных кредитов. Фонд был освобожден от уплаты налога на прибыль, налога на имущество в части, направляемой в областной бюджет.

В мае 1994 г. в Кемеровской области принята региональная программа «Жилье», в рамках которой работникам бюджетной сферы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялись субсидии на срок до 10 лет [25]. Кризисная ситуация в области не позволяла набрать быстрые темпы реализации программы. В 1995 г. получили квартиры 108 семей, или 9% от числа состоящих на учете [26]. Кроме того, на первых этапах реализации региональной программы жилищного обеспечения молодая семья не обозначалась как особая категория граждан, нуждающихся в первоочередном внимании государства.

В этот же период, в 1994-1997 гг., Комитетом по делам молодежи администрации Новосибирской области, органами по делам молодежи городов и районов проводилась работа в рамках ФЦП «Молодежь России» [27]. Комитет совместно с Новосибирским отделением Союза МЖК России выступил инициатором и координатором ряда программ, направленных на разработку механизмов решения жилищных вопросов для молодежи при увязке их с проблемой занятости.

От федеральных структур удалось получить полномочия и средства на разработку и реализацию на базе Новосибирской области нескольких экспериментальных проектов и программ, таких как «Программа строительства жилья и обеспечения занятости молодежи», «Отработка механизма функционирования кондоминиума на базе МЖК», «Организационная модель бизнес-школы». Паритетное финансирование из федерального и областного бюджетов на завершение строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.1992 г., позволило в 1995-1997 гг. получить ассигнования на ввод более 30000 кв. м жилья в шести МЖК Новосибирска. Однако закрытие долгов начала 1990-х гг. не означало возрождения движения, которое к концу 90-х в целом себя исчерпало.

Несмотря на отсутствие существовавшей в 1980-е гг. организационно-экономической основы, движение МЖК сегодня продолжает существовать в разных формах. Более всего это похоже на «рас-

крученный» в свое время бренд, за которым стоят предприятия и организации различной формы собственности, заинтересованные в финансировании жилищного строительства. Популярность бренда «МЖК» активно используется и в сфере молодежной политики. Так, в Екатеринбурге реализуется программа «МЖК - Молодежь. Жилье. Кредит».

В настоящее время интересы движения представляет Союз МЖК России, объединяющий в своих рядах 112 организаций МЖК из 55 регионов России и сотрудничающий с организациями МЖК стран СНГ. Союз ставит перед собой весьма масштабные задачи привлечения бюджетных и внебюджетных источников финансирования программ обеспечения жильем молодых семей, участия в реализации ГМП, развития местного самоуправления и реформы ЖКХ, а также международного сотрудничества. Союз МЖК России позиционирует себя прежде всего как молодежная общественная организация, которая стремится участвовать в государственной молодежной политике. На наш взгляд, задачи, поставленные Союзом МЖК России в экономический области, так же как и в области политической, превышают его реальные возможности. Значительная часть программных требований выглядит декларативно: «. формирование условий для повышения социальной активности и организованности молодежи; разработка. механизма более широкой государственной поддержки молодых семей и молодых граждан. формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала субъектов Федерации.» и т.п. [28].

Работа современных кредитных программ, ипотеки, по мнению бывших строителей МЖК, не исключает и возрождение «народной стройки». «В настоящее время есть реальные силы, способные возродить строительство жилья методом народной стройки, -пишет в «Вечернем Новосибирске» строитель МЖК-1 в Новосибирске В.С. Колесниченко, - власти иногда дают прорваться им на рынок, но только для того, чтобы они прорвали их же чиновничью блокаду и провели самые бюрократические этапы согласований, но потом в одночасье обрушить их, присвоить результаты их труда и все вложения инвесторов» [29]. Интерес к МЖК как к «честной стройке» подогревается многолетними скандалами вокруг обманутых вкладчиков инвестиционных компаний, но интерес этот уже больше из области ностальгии. С середины 1990-х гг. жилищная проблема решается в основном в рамках программно-целевого подхода, в котором наиболее перспективным является практика льготного бюджетного кредитования молодежи.

Что касается МЖК, то это движение изначально задумывалось как вынужденный и альтернативный способ (как существовавшему советскому варианту,

так и мировому опыту) решения жилищной проблемы молодежи. Времени относительной экономической стабильности для реализации этой идеи в 1980-е гг. явно не хватило. Движение МЖК, начав решать проблему, существенным образом не повлияло на обеспеченность молодежи жильем. МЖК как порождение советской экономической системы не могли существовать в условиях рыночной экономики. Их постигла судьба всех предыдущих попыток модернизации планового хозяйства - хозрасчета, подсобных хозяйств предприятий, «экономной экономики» и пр. При этом эксперимент МЖК нельзя назвать провальным. Молодые строители собственного жилья, при организационной поддержке комсомола и финансовой - государства, на практике продемонстрировали возможность самостоятельного решения важнейшего для молодого поколения вопроса. В этом основное

значение движения МЖК, причина его популярности среди молодежи.

Идеология МЖК, содержавшая принципы коллективного труда, совместного проживания и организации досуга, самоуправления по месту жительства, не стала массовой. Со сменой общественно-политического устройства коллективистская мораль уступила место индивидуализму, характерному для либеральной рыночной системы. МЖК не стали моделью общественно-политической организации по месту жительства, но тем не менее оставили след не только в топографии сибирских городов одноименными районами, но и позитивной оценкой в общественном сознании. Опыт МЖК ценен как в плане опыта организации молодежи для решения социально значимых задач, так и в плане разработки мероприятий государственно-частного партнерства.

Библиографический список

I. О развитии жилищного строительства в СССР : Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 июля 1957 г. №931 // СП СССР. - 1957. - №9. - Ст. 102.

2.. Об индивидуальном и кооперативном строительстве : Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 1 июня 1962 г. №561 // СП СССР. - 1962. - №12.

- Ст. 93.

3. О дальнейшем развитии кооперативного жилищного строительства : Постановление Совета министров СССР от 19 ноября 1964 г. // СП СССР. - 1964. - №25.

- Ст. 147.

4. Поршнева, Л. МЖК жил, МЖК живы, МЖК будут жить / Л. Поршнева // Строительство. - 2002. - №2-3.

5. Положение о молодежном жилом комплексе. Утв. 16.06.1986 №35-Д. // Информационная система «Консультант Плюс».

6. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО).

- Ф. Р-790. - Оп. 1а. - Д. 1446.

7. ГАКО. - Ф. П-126. - Оп. 44. - Д. 21.

8. Информация о состоянии строительства незавершенных объектов МЖК и ситуации с обеспечением молодежи жильем. Приложение №1 к постановлению администрации Новосибирской области от 10.08.94 №322 // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.

9. Зеленин, А.А. Движение молодежных жилых комплексов в Кузбассе во второй половине 80-90-х годов / А.А. Зеленин // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России : матер. Всерос. науч. чтений, 26-28 октября 1999 г. - Кемерово, 1999.

10. ГАКО. - Ф. П-126. - Оп. 44. - Д. 21.

II. ГАКО. - Ф. П-126. - Оп. 44. - Д. 33.

12. О введении в действие Закона РФ «О республиканском бюджете РФ на 1993 год» : Постановление ВС РФ №4968-1 от 14 мая 1993 г. // Российская газета.

- 1993. - №103.

13. О государственной целевой программе «Жилище» : Постановление Совета министров Правительства РФ №595 от 20 июня 1993 г. // Информационная система «Консультант Плюс».

14. Письмо Комитета РФ по делам молодежи №КР-19/170-6/43 от 24.02.1994 г. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.

15. Кузнецкий край. - 1996. - 26 янв.

16. О завершении строительства объектов МЖК, начатых до 01 января 1992 г. и программе «Создание механизмов решения социально-экономических проблем молодежи, строительства жилья и обеспечение занятости : Распоряжение администрации Кемеровской области №416-р от 27 мая 1996 г. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.

17. О завершении строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.92, и программе «Создание механизма решения социально-экономических проблем молодежи, строительства жилья и обеспечения занятости : Постановление администрации Новосибирской области от 10 августа 1994 г. №322 // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.

18. О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы : Указ Президента РФ №2281 от 24 декабря 1993 г. // САПП. - 1993. - №52.

- Ст. 5132.

19. Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Новосибирской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья : Постановление администрации Новосибирской области от 16.05.94 г. №172 // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.

20. Информационные материалы Министерства образования РФ. 2003 г. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.

21. Николаевская, М. Новые квартиры для нас! / М. Николаевская // Крыша. - 2005. - 15 нояб.

22. МК в Кузбассе. - 2004. - 22 сент. (№ 38).

23. Приложение №5 к постановлению администрации Новосибирской области от 10.08.1994 г. №322 «О завершении строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.92» и программе «Создание механизма решения социально-

экономических проблем молодежи, строительства жилья и обеспечения занятости» // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.

24. О Фонде развития жилищного строительства Кемеровской области : Распоряжение администрации Кемеровской области от 01.04.1994 г., №269-р. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.

25. О реализации региональной программы «Жилье» : Распоряжение администрации Кемеровской области от 20.05.1994 г. №416-р. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.

26. Пресса Кемеровской области о молодежи. - Вып. 14.

- Кемерово, 1996.

27. «Молодежь России» : Федеральная целевая программа, утв. Постановлением Правительства РФ №1279 от 25.11.1994 г. и Указом Президента РФ №716 от 15.05.1996 г. «О президентской программе «Молодежь России» // СЗ РФ. - 1994. - №22. - Ст. 2459.

28. Основные направления деятельности Союза МЖК на 2003-2005 гг. [Электронный ресурс] http://www.soyuz-mgk. ги/аЪоиШеуаи.Мт

29. Вечерний Новосибирск. - 2007. - 26 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.