А.А. Зеленин
Эволюция форм и методов государственной поддержки молодежи в решении жилищного вопроса в 1980-1990-е гг.
В решении пресловутого жилищного вопроса в нашей стране отчетливо прослеживаются два подхода. Традиционно в старой России проблема крыши над головой решалась самим подданным, который строил дом или снимал «угол». В годы советской власти бремя жилищного обеспечения взяло на себя государство, но делало это не всегда эффективно.
В постановлении ЦК КПСС, давшем начало строительству знаменитых «хрущевок», отмечалось: «Быстрый рост населения и опережающее развитие промышленности, несмотря на непрерывно возрастающий объем жилищного строительства, привели к тому, что проблема жилья все еще продолжает оставаться одной из самых острых. Население многих городов, рабочих поселков и сел испытывает нужду в благоустроенных жилищах. Значительное коли -чество семейств еще проживает в ветхих домах... Партия и Правительство систематически занимаются изысканием дополнительных средств и материальных ресурсов для максимального развития жилищного строительства в стране...» [1].
Достаточно быстро выяснилось, что «средств и материальных ресурсов» для решения столь масштабной задачи не хватает. Было принято единственно возможное решение - привлечь средства граждан. В 1962 г. в СССР вновь были разрешены жилищностроительные кооперативы (ЖСК) [2-3]. Так в первой половине 1960-х гг. оформились два направления решения жилищного вопроса - государственное и кооперативное.
Несмотря на то, что государственное жилищное строительство в СССР велось темпами, которых в современной России достичь пока не удается, жилья по-прежнему остро не хватало. Причин было много, и одна из главных - острая нехватка кадров в строительной отрасли.
В начале 1970-х гг. шло активное обсуждение третьего пути решения жилищного вопроса, с применением известного метода народной стройки. Предполагалось, что при государственном финансировании и материально-техническом обеспечении заинтересованные лица вели бы строительство жилья для себя. В 1971 г. в подмосковном Калининграде зародилось движение молодежных жилищных комплексов (МЖК). В 1980 г. в Свердловске началось строительство самого известного в СССР МЖК-1 [4].
Развитие движения МЖК было обусловлено тем, что в начале 1980-х гг. более 25 млн горожан ютились
в общежитиях, бараках, снимали комнаты. На одного человека приходилось 15 кв. м общей площади жилья. Рабочие общежития страны в начале 1980-х гг. населяли в основном молодые люди до 30 лет, часто менявшие место работы в поисках жилья и лучших условий, что обходилось народному хозяйству в миллиарды рублей.
После выхода в 1985-1986 гг. постановлений правительства по МЖК молодежная инициатива получила распространение практически во всех регионах страны и стала основным способом решения жилищной проблемы для наиболее инициативных групп молодежи. Появилась возможность самостоятельно организовывать жизнедеятельность внутри жилищных комплексов, ориентировав ее на полное удовлетворение социальных потребностей людей.
Движение МЖК возникло в виде инициативных групп под патронажем комитетов ВЛКСМ на базе одного или нескольких предприятий, которые брали на себя обязанности по строительству жилых домов, объектов соцкультбыта для молодежи и силами молодежи на средства предприятий - дольщиков МЖК.
Строительство МЖК осуществлялось по решениям соответствующих министерств и ведомств, согласованным с исполкомами местных советов, преимущественно в восточных районах страны при непосредственном трудовом участии молодежи. Министерствам было разрешено объединять в порядке долевого участия капитальные вложения на строительство указанных комплексов.
В 1986 г. Госстроем СССР, Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР, Стройбанком СССР, Минжилкомхозом РСФСР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ было утверждено Положение о молодежном жилом комплексе, в состав которого входили жилые дома и объекты соцкультбыта [5].
В Западной Сибири МЖК начали создавать в первой половине 1980-х гг. В апреле 1985 г. по решению комитета ВЛКСМ и администрации шахты «Распадская» создан первый в Кузбассе комсомольско-молодежный строительный отряд МЖК в составе 80 человек, который в первый же месяц работы выполнил норму на 280%. Тогда же в Кемерове были сформированы МЖК «Комсомольский» и «Аист», в Осинниках - отряд МЖК на шахте «Капитальная», начато строительство двух домов силами эмжековцев объединения «Прокопьевскуголь». В 1986 г. первые 60 семей МЖК «Комсомольский» стали новоселами.
Этот комплекс стал и первым опытом организации «эмжековского» самоуправления [6, л. 23-28; 7, л. 70-72].
В Томском горкоме ВЛКСМ действовал штаб движения «Ударные комсомольские стройки города Томска - МЖК».
В 1985-1987 гг. в Новосибирске начали работу несколько МЖК, созданных на основании решений горисполкома. Основным критерием предоставления членам МЖК квартиры являлась отработка трудовой программы. Ее продолжительность определялась договором-обязательством между бойцом, предприятием, направляющим его, и МЖК и составляла от 1,5 до 3 лет, в зависимости от строящейся квартиры. Бойцы МЖК работали на кирпичном заводе №9, ДСК-1, ЖБИ-4, ЖБИ-5 и других предприятиях стройиндустрии Новосибирска и области [8].
Движение МЖК быстро развивалось в Кемеровской области, где за 1985-1987 гг. в 14 городах и 6 сельских районах было построено 2469 квартир, 14 объектов соцкультбыта [9, с. 182-183]. В 1987 г. в Кемерове прошел первый областной фестиваль участников МЖК.
В 1988 г. для ведения методической работы, обобщения и распространения опыта, подготовки кадров, развития других видов деятельности, направленных на совершенствование движения МЖК в области с последующим переводом его работы на принцип хозяйственного расчета, при областном комитете ВЛКСМ был создан Центр МЖК. Совместным решением бюро ОК ВЛКСМ и Кузбасского производственного строительного объединения «Кузбассгражданстрой» образована молодежная строительная организация «МЖК-строй» [10, л. 71; 11, л. 20-21]. В активный период деятельно сти (1985-1991 гг.) МЖК Кемеровс -кой области помимо жилья ввели в строй 50 объектов социального, культурного и бытового назначения.
В начале 1990-х гг. в условиях перехода к рыночной экономике произошло резкое сокращение централизованных капитальных вложений. Государственные предприятия - дольщики из-за начавшегося инфляционного процесса не смогли компенсировать резкое удорожание строительства. Особенно сложное положение было там, где предприятия-дольщики относились к числу конверсионных.
В 1990-е гг. с началом экономических реформ положение молодежи по всем направлениям резко ухудшилось. Вопросом, который так и не удалось решить в рамках советской системы, оставалось жилье. Практически отсутствовала перспектива его получения или приобретения, что отрицательно влияло на репродуктивное поведение молодой семьи, ухудшало демографическую ситуацию. Вступив в рыночную экономику, государство освободилось от обязательств предоставления гражданам жилплощади, как это было в СССР. Строительство доступ-
ного социального жилья быстро сокращалось, цены на квартиры росли, предлагаемые банками механизмы кредитования для приобретения жилья были недоступны для молодежи.
С конца 1991 г. прекратилось финансирование на большинстве МЖК. Часто отработавшие трудовую программу и вернувшиеся на основное место работы члены МЖК по 2-3 месяца находились в административных отпусках.
С 1992 г. в строительстве МЖК сложилась критическая ситуация, нарушились связи по снабжению строительных объектов материалами и оборудованием. Из-за ограниченности в средствах организации МЖК были не в состоянии оплатить уже выполненные работы. Подрядные строительные организации снимали технику и рабочих и переводили их на другие, обеспеченные финансированием объекты. В связи с сокращением рабочих мест предприятия отказывались принимать на работу сотрудников, в свое время перешедших на строительные объекты согласно заключенным договорам.
В федеральном бюджете на 1993 г., а также в программе «Жилище» в порядке возмещения из республиканского бюджета РФ было предусмотрено выделение средств в пределах разницы в процентных ставках по льготным кредитам на строительство МЖК в размере 27 и 54 млрд руб. соответственно, государство признало долг перед эмжековцами, сложившийся по договорам-обязательствам, как государственный долг [12, 13]. В 1993 г. на завершение строительства МЖК в России было выделено всего 7 млрд руб., из которых МЖК Новосибирска получили 300 млн руб., МЖК Кемеровской области - 343 млн руб., что никак не решило проблемы «незавершенки» (объекты, начатые до 1 января 1992 г.). Некоторые сдвиги произошли в 1994 г., когда было выделено 1,7 млрд руб. В Кемеровской области силами семи МЖК сдано 760 квартир. Строительство объектов соцкультбыта прекратилось, многие строители остались без жилья. В 1996 г. 1500 отработавших бойцов не получили квартир.
При решении вопроса о выделении государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета финансовые ресурсы направлялись в первую очередь на объекты, получавшие финансовую поддержку местного бюджета в пределах не менее 50% от общей потребности незавершенного строительства, начатого до 1.01.1992 г. [14].
В Кузбассе для ликвидации «незавершенки» требовалось без учета объектов соцкультбыта 123585 млн руб. (в ценах 1996 г.) [15]. Областной бюджет не располагал такими средствами и смог выделить 2 млрд руб. на компенсацию затрат по объектам МЖК, начатым до 1.01.1992 г. [16].
Аналогичная ситуация была и в других регионах Западной Сибири. Администрация Новосибирской области постановила выделить средства на
завершение строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.1992 г., из расчета 50% потребности, учитывая, что 50% предусмотрены федеральным бюджетом. Для содействия в завершении строительства был создан экспертный совет [17]. Тогда же была принята первая в Новосибирской области программа содействия молодежи в решении жилищной проблемы.
В начале 1990-х гг. участники МЖК - молодые семьи с детьми, не имевшие подсобного хозяйства, проживавшие в общежитиях, - относились к малоимущим и могли рассчитывать на помощь местных фондов развития жилищного строительства «...для использования средств этих фондов на строительство жилья социального назначения...», «...выплату компенсаций (субсидий) малоимущим и иным группам населения для оплаты строительства, приобретения и содержания жилья...» [18]. Первое решение в этом направлении в Новосибирской области было принято в 1994 г., однако трудности финансирования не позволяли широко развернуть этот процесс [19].
С началом кризиса системы МЖК содействие молодежи в решении жилищного вопроса стало осуществляться по линии специальных программ, связанных со льготным кредитованием и ипотекой. По данным всероссийских социологических обследований в начале 2000-х гг., 23,6% семей, не отказываясь от помощи государства, в которую они не верили, считали, что жилищная проблема - дело «мое и моей семьи». 23,3% опрошенных оказание поддержки молодым семьям назвали долгом государства. Только 3% респондентов надеялись исключительно на себя, около 25% -в основном на себя, и столько же - на государство. Примерно каждый пятый был готов работать в МЖК. В регионах Западной Сибири около половины молодых семей готовы решать свои жилищные проблемы по рыночным правилам при частичном содействии государства, и лишь 5-6% - ждали прямой помощи государства [20].
Жилищный вопрос стал центральным в молодежной прессе. Новосибирские газеты писали: «Если негде жить, о какой семье может идти речь? .и каждое утро, спеша на работу или в университет, они только и думают: «Квартира. Квартира. Квартира.» Хоть и говорят, что с милым рай и в шалаше, проблема с жильем все-таки остается открытой. Но как, где, а главное, на что купить квартиру, не знают ни молодые, ни их родители. Ведь выложить вот так миллион и больше вряд ли под силу обычным студентам... Если твой папа не олигарх и не миллионер, можно ли вообще купить квартиру?» [21]. Аналогичную озабоченность высказывали и молодые жители Кузбасса [22].
Уже в середине 1990-х гг. время диктовало необходимость принятия специальных программ, призванных помочь молодежи в приобретении доступного жилья. По инициативе комитетов по строительству, экономике и по делам молодежи администрации Новосибир-
ской области, организаций МЖК была разработана программа «Создание механизма решения проблем молодежи по строительству жилья и обеспечению занятости» [23], основными участниками которой стали коллективы МЖК, созданных на их основе производственных и предпринимательских структур, а также других молодежных организаций, способствующих решению проблем молодежи. Целью программы являлось содействие решению жилищной проблемы через строительство молодежных комплексов и увеличение рабочих мест путем организационно-экономической поддержки молодежного предпринимательства, создания стимулов привлечения молодежи для работы в сфере производства. Программа была рассчитана на 5 лет (1994-1998 гг.) с выходом по уровню ввода жилья для молодых семей в 1997 г. на 1000 квартир в год. Однако данная программа ставила не всегда реальные для того времени практические задачи. Так, предполагалось при минимуме финансовых ресурсов и кризисе строительной отрасли «в минимальные сроки организовать строительство жилья на новых принципах». В отсутствие федеральной законодательной базы ставилась задача «отработки организационно-правовых основ создания товариществ собственников жилья -кондоминиумов», которые должны были выступать в качестве организованного коллективного заказчика строительства жилья, а впоследствии - распорядителя его эксплуатации.
МЖК явно были не в состоянии ввести «в практику строительства новые отношения среди участников инвестиционно-строительного процесса» и особенно организовать его «по принципу работы на конечный результат». Нереальным было и создание «основ структурной и технологической перестройки всего строительного комплекса, обеспечивающего существенное сокращение сроков и затрат строительства жилья на всех его стадиях, достижение уровня стоимости жилья, доступного для его приобретения человеком со средним уровнем дохода». Эта задача в полном объеме не решена и сегодня.
Программа предполагала, что инвесторами жилищного строительства станут молодые семьи, что в первой половине 1990-х гг. в условиях глубокого социально-экономического кризиса выглядело утопичным. Для финансирования намеченных мероприятий предусматривались бюджетные ассигнования, целевые инвестиционные и льготные кредиты, привлеченные средства молодежи, собственная реинвестируемая прибыль. В целом предполагалось, что финансовокредитный механизм обеспечит самофинансирование программы. Планируемая прибыль от коммерческой реализации жилья молодым семьям должна была направляться на дотации на снижение процентов по жилищным кредитам. Экономическая ситуация в стране и области в середине 1990-х гг. не позволила выполнить программу.
Однако уже в середине 1990-х гг. начинает складываться система государственной поддержки граждан в решении жилищного вопроса в Кемеровской области. В 1994 г. для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, создается государственное хозрасчетное предприятие Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области, учредителем которого стало Главное управление капитального строительства по Кемеровской области [24]. Предпри-ятиям-заказчикам, строящим жилье, было предложено разместить на договорной основе средства в фонде, с возможностью получения льготных краткосрочных кредитов. Фонд был освобожден от уплаты налога на прибыль, налога на имущество в части, направляемой в областной бюджет.
В мае 1994 г. в Кемеровской области принята региональная программа «Жилье», в рамках которой работникам бюджетной сферы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялись субсидии на срок до 10 лет [25]. Кризисная ситуация в области не позволяла набрать быстрые темпы реализации программы. В 1995 г. получили квартиры 108 семей, или 9% от числа состоящих на учете [26]. Кроме того, на первых этапах реализации региональной программы жилищного обеспечения молодая семья не обозначалась как особая категория граждан, нуждающихся в первоочередном внимании государства.
В этот же период, в 1994-1997 гг., Комитетом по делам молодежи администрации Новосибирской области, органами по делам молодежи городов и районов проводилась работа в рамках ФЦП «Молодежь России» [27]. Комитет совместно с Новосибирским отделением Союза МЖК России выступил инициатором и координатором ряда программ, направленных на разработку механизмов решения жилищных вопросов для молодежи при увязке их с проблемой занятости.
От федеральных структур удалось получить полномочия и средства на разработку и реализацию на базе Новосибирской области нескольких экспериментальных проектов и программ, таких как «Программа строительства жилья и обеспечения занятости молодежи», «Отработка механизма функционирования кондоминиума на базе МЖК», «Организационная модель бизнес-школы». Паритетное финансирование из федерального и областного бюджетов на завершение строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.1992 г., позволило в 1995-1997 гг. получить ассигнования на ввод более 30000 кв. м жилья в шести МЖК Новосибирска. Однако закрытие долгов начала 1990-х гг. не означало возрождения движения, которое к концу 90-х в целом себя исчерпало.
Несмотря на отсутствие существовавшей в 1980-е гг. организационно-экономической основы, движение МЖК сегодня продолжает существовать в разных формах. Более всего это похоже на «рас-
крученный» в свое время бренд, за которым стоят предприятия и организации различной формы собственности, заинтересованные в финансировании жилищного строительства. Популярность бренда «МЖК» активно используется и в сфере молодежной политики. Так, в Екатеринбурге реализуется программа «МЖК - Молодежь. Жилье. Кредит».
В настоящее время интересы движения представляет Союз МЖК России, объединяющий в своих рядах 112 организаций МЖК из 55 регионов России и сотрудничающий с организациями МЖК стран СНГ. Союз ставит перед собой весьма масштабные задачи привлечения бюджетных и внебюджетных источников финансирования программ обеспечения жильем молодых семей, участия в реализации ГМП, развития местного самоуправления и реформы ЖКХ, а также международного сотрудничества. Союз МЖК России позиционирует себя прежде всего как молодежная общественная организация, которая стремится участвовать в государственной молодежной политике. На наш взгляд, задачи, поставленные Союзом МЖК России в экономический области, так же как и в области политической, превышают его реальные возможности. Значительная часть программных требований выглядит декларативно: «. формирование условий для повышения социальной активности и организованности молодежи; разработка. механизма более широкой государственной поддержки молодых семей и молодых граждан. формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала субъектов Федерации.» и т.п. [28].
Работа современных кредитных программ, ипотеки, по мнению бывших строителей МЖК, не исключает и возрождение «народной стройки». «В настоящее время есть реальные силы, способные возродить строительство жилья методом народной стройки, -пишет в «Вечернем Новосибирске» строитель МЖК-1 в Новосибирске В.С. Колесниченко, - власти иногда дают прорваться им на рынок, но только для того, чтобы они прорвали их же чиновничью блокаду и провели самые бюрократические этапы согласований, но потом в одночасье обрушить их, присвоить результаты их труда и все вложения инвесторов» [29]. Интерес к МЖК как к «честной стройке» подогревается многолетними скандалами вокруг обманутых вкладчиков инвестиционных компаний, но интерес этот уже больше из области ностальгии. С середины 1990-х гг. жилищная проблема решается в основном в рамках программно-целевого подхода, в котором наиболее перспективным является практика льготного бюджетного кредитования молодежи.
Что касается МЖК, то это движение изначально задумывалось как вынужденный и альтернативный способ (как существовавшему советскому варианту,
так и мировому опыту) решения жилищной проблемы молодежи. Времени относительной экономической стабильности для реализации этой идеи в 1980-е гг. явно не хватило. Движение МЖК, начав решать проблему, существенным образом не повлияло на обеспеченность молодежи жильем. МЖК как порождение советской экономической системы не могли существовать в условиях рыночной экономики. Их постигла судьба всех предыдущих попыток модернизации планового хозяйства - хозрасчета, подсобных хозяйств предприятий, «экономной экономики» и пр. При этом эксперимент МЖК нельзя назвать провальным. Молодые строители собственного жилья, при организационной поддержке комсомола и финансовой - государства, на практике продемонстрировали возможность самостоятельного решения важнейшего для молодого поколения вопроса. В этом основное
значение движения МЖК, причина его популярности среди молодежи.
Идеология МЖК, содержавшая принципы коллективного труда, совместного проживания и организации досуга, самоуправления по месту жительства, не стала массовой. Со сменой общественно-политического устройства коллективистская мораль уступила место индивидуализму, характерному для либеральной рыночной системы. МЖК не стали моделью общественно-политической организации по месту жительства, но тем не менее оставили след не только в топографии сибирских городов одноименными районами, но и позитивной оценкой в общественном сознании. Опыт МЖК ценен как в плане опыта организации молодежи для решения социально значимых задач, так и в плане разработки мероприятий государственно-частного партнерства.
Библиографический список
I. О развитии жилищного строительства в СССР : Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 июля 1957 г. №931 // СП СССР. - 1957. - №9. - Ст. 102.
2.. Об индивидуальном и кооперативном строительстве : Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 1 июня 1962 г. №561 // СП СССР. - 1962. - №12.
- Ст. 93.
3. О дальнейшем развитии кооперативного жилищного строительства : Постановление Совета министров СССР от 19 ноября 1964 г. // СП СССР. - 1964. - №25.
- Ст. 147.
4. Поршнева, Л. МЖК жил, МЖК живы, МЖК будут жить / Л. Поршнева // Строительство. - 2002. - №2-3.
5. Положение о молодежном жилом комплексе. Утв. 16.06.1986 №35-Д. // Информационная система «Консультант Плюс».
6. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО).
- Ф. Р-790. - Оп. 1а. - Д. 1446.
7. ГАКО. - Ф. П-126. - Оп. 44. - Д. 21.
8. Информация о состоянии строительства незавершенных объектов МЖК и ситуации с обеспечением молодежи жильем. Приложение №1 к постановлению администрации Новосибирской области от 10.08.94 №322 // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.
9. Зеленин, А.А. Движение молодежных жилых комплексов в Кузбассе во второй половине 80-90-х годов / А.А. Зеленин // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России : матер. Всерос. науч. чтений, 26-28 октября 1999 г. - Кемерово, 1999.
10. ГАКО. - Ф. П-126. - Оп. 44. - Д. 21.
II. ГАКО. - Ф. П-126. - Оп. 44. - Д. 33.
12. О введении в действие Закона РФ «О республиканском бюджете РФ на 1993 год» : Постановление ВС РФ №4968-1 от 14 мая 1993 г. // Российская газета.
- 1993. - №103.
13. О государственной целевой программе «Жилище» : Постановление Совета министров Правительства РФ №595 от 20 июня 1993 г. // Информационная система «Консультант Плюс».
14. Письмо Комитета РФ по делам молодежи №КР-19/170-6/43 от 24.02.1994 г. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.
15. Кузнецкий край. - 1996. - 26 янв.
16. О завершении строительства объектов МЖК, начатых до 01 января 1992 г. и программе «Создание механизмов решения социально-экономических проблем молодежи, строительства жилья и обеспечение занятости : Распоряжение администрации Кемеровской области №416-р от 27 мая 1996 г. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.
17. О завершении строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.92, и программе «Создание механизма решения социально-экономических проблем молодежи, строительства жилья и обеспечения занятости : Постановление администрации Новосибирской области от 10 августа 1994 г. №322 // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.
18. О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы : Указ Президента РФ №2281 от 24 декабря 1993 г. // САПП. - 1993. - №52.
- Ст. 5132.
19. Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Новосибирской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья : Постановление администрации Новосибирской области от 16.05.94 г. №172 // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.
20. Информационные материалы Министерства образования РФ. 2003 г. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.
21. Николаевская, М. Новые квартиры для нас! / М. Николаевская // Крыша. - 2005. - 15 нояб.
22. МК в Кузбассе. - 2004. - 22 сент. (№ 38).
23. Приложение №5 к постановлению администрации Новосибирской области от 10.08.1994 г. №322 «О завершении строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.92» и программе «Создание механизма решения социально-
экономических проблем молодежи, строительства жилья и обеспечения занятости» // ТА Управления по делам молодежи Новосибирской области.
24. О Фонде развития жилищного строительства Кемеровской области : Распоряжение администрации Кемеровской области от 01.04.1994 г., №269-р. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.
25. О реализации региональной программы «Жилье» : Распоряжение администрации Кемеровской области от 20.05.1994 г. №416-р. // ТА Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.
26. Пресса Кемеровской области о молодежи. - Вып. 14.
- Кемерово, 1996.
27. «Молодежь России» : Федеральная целевая программа, утв. Постановлением Правительства РФ №1279 от 25.11.1994 г. и Указом Президента РФ №716 от 15.05.1996 г. «О президентской программе «Молодежь России» // СЗ РФ. - 1994. - №22. - Ст. 2459.
28. Основные направления деятельности Союза МЖК на 2003-2005 гг. [Электронный ресурс] http://www.soyuz-mgk. ги/аЪоиШеуаи.Мт
29. Вечерний Новосибирск. - 2007. - 26 апр.