Научная статья на тему 'Эволюция фигуративности природных объектов'

Эволюция фигуративности природных объектов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРАТИВНОСТЬ / ПРИРОДНЫЙ МИР / ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / САМОПОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / FIGURATIVENESS / NATURAL WORLD / NATURAL OBJECTS / SELF-KNOWLEDGE / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / RATIONAL / ESTHETIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Захарова Ольга Владимировна

Исследуется феномен фигуративности как способа самопознания человека. Тема фигуративности развивается применительно к природным объектам. Изучается эволюция фигуративности природных образов, их развитие от объектов неживой природы до сложных сферических и системных объектов. Подчеркивается недостаточность их рационального освоения и необходимость применения эстетического подхода для их освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the figurativeness of natural objects

The phenomenon of the figurativeness is investigated as way of self-knowledge of a person. The subject of a figurativeness develops in relation to natural objects. It is studied the evolution of a figurativeness of natural images, their development from objects of the lifeless nature to difficult spherical and system objects. It is emphasized insufficiency of their rational development and need of application of esthetic approach for their development.

Текст научной работы на тему «Эволюция фигуративности природных объектов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340). Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 67-69.

О. В. Захарова

ЭВОЛЮЦИЯ ФИГУРАТИВНОСТИПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ1

Исследуется феномен фигуративности как способа самопознания человека. Тема фигу-ративности развивается применительно к природным объектам. Изучается эволюция фигуративности природных образов, их развитие от объектов неживой природы до сложных сферических и системных объектов. Подчеркивается недостаточность их рационального освоения и необходимость применения эстетического подхода для их освоения.

Ключевые слова: фигуративность; природный мир; природные объекты; самопознание; экологические проблемы; рациональное; эстетическое.

В предлагаемом исследовании развивается тема значения фигуративности в самопознании человека. Фигуративность изучается в эстетико-антропологическом аспекте. Предметом рассмотрения в данной статье является фигуративность природных объектов. Важной основой исследования является возможность концентрировать социальный опыт в объектах природного мира, которые приобретают черты фигуративности и сами участвуют в формировании представлений о мире и о смысле жизни. К. Льюис утверждал, что природа может показать, наглядно и просто, что значит та или иная мысль, чувство, настроение. Как это может выглядеть. Бесконечность мироздания, буйство стихий, страх, жестокость, всемогущество Бога и т. д. - все это способна показать природа2. Таким образом, мы получаем гигантский опыт самопознания, воспринимая природу, используя фигуры природного мира.

Объекты природного мира служат для «организации <...> социальных форм пространства, времени и движения»3. Созданные фигуры не только являются способом концентрации социального опыта, они «живут» в социуме, постоянно участвуют в социальном действии. Это своего рода послание о должном, которое участвует в определении направленности будущего. В этом заключается их функциональный и конструктивный характер. Согласно синергетике, направленность будущего развития подчас определяется самыми незначительными, или даже случайными факторами. В этом смысле избранная для концентрации смысла фигура может сыграть решающую роль в будущей реализации социального опыта.

В процессе исследования были сделаны следующие обобщения. Особое значение фигуры растений имели в древности, когда

эмоциональная сфера была развита слабо. Они использовались для передачи представлений об устройстве и происхождении мира или нравственных ценностях. Для примера рассматривалась фигура водяной лилии или лотоса4. Уникальность этих растений дает богатые возможности концентрации космогонических представлений, представлений о пространственно-временной организации мира, о религиозных и нравственных ценностях, о загробном мире и смысле человеческой жизни. Фигура лотоса не только оформляет, но и частично формирует социальный опыт в восточных обществах, то есть становится функциональной. Фигура лотоса используется для группировки пространства и времени. «Символы любых видов - это продукты абстрагирования, а абстрагирование включает одновременно процессы анализа и синтеза, соединения и разъединения»5. Для собирания пространства используется все: форма цветка, количество лепестков, стебель, прорезающий все стихии. На средневековом Востоке фигура лотоса сосредотачивает все больше информации о человеке, космогоническая тема перестает быть центральной. Лотос повсеместно используется для отражения духовного роста: выросший из грязи цветок остается чистым. Поэтому часто он становится символом Будды: Гаутама жил среди грязи мирской, но остался чистым в своей душе и помыслах. В духовных практиках Востока, в частности в йоге, большое значение имеет поза лотоса, которая считается наилучшей для покоя и сосредоточение. Поза лотоса до сих пор определяет социальные практики, ориентируя на путь физического и духовного совершенствования, обретения внутренней гармонии и равновесия. Поза лотоса отражает пассивность восточной культуры, ее со-

68

О. В. Захарова

зерцательный характер, ее устремленность на внутреннее.

Функции фигуративности выполняли и фигуры птиц. Птицы вообще очень сложный и притягательный образ. Фигуры птиц используются и для концентрации знаний о душе и душевной жизни.

Фигуративность проявляется в значении символа русской государственности - двуглавого орла. Орел с глубокой древности считался царем птиц, поскольку летает выше других. Это же обусловило связь орла с божественным началом и поддерживало идею божественности царской власти. Орел - солярный символ, а Солнце - царь всех планет. Однако, попав на российскую почву, фигура орла наполняется новым содержанием. Герб России концентрирует представления о державности, территориальной экспансии на Запад и Восток, стремлении контролировать огромные простран-ства6. Также двуглавость российского орла концентрирует представления и о культурной специфике России. Со времен Киевской Руси русская культура осознавала себя находящейся между Востоком и Западом.

Использование фигуры птицы как символа государственности, с одной стороны, оформляет социальные представления о божественном характере царской власти, а с другой, сама идея государственности приобретает духовное измерение: теперь не только географическое пространство оформляется в государство, пространство духа концентрируется в идее национальной самобытности. «Прорисовывание» державной фигуры происходит параллельно с процессом формирования национального государства.

Фигуры животных использовались для передачи более индивидуалистичных представлений о природе человека, о его бессознательном начале, о его качествах, черт характера, приобретенных в социальной жизни, осуждаемых или одобряемых. Наиболее наглядно это отражается в таком жанре литературы, как басни, где сам выбор животных для олицетворения тех или иных черт характера человека не случаен. Причем предпочтения зависят от особенностей национального характера, от исторических закономерностей развития национальной культуры.

Например, в басне Эзопа о губительности лести фигурируют ворон и лисица, а в русском варианте И. Крылова мы встречаем уже ворону и лисицу. Возможно, это объясняется го-

сподствующим в русской культуре «женским началом», о котором писал Н. А. Бердяев7.

Черты фигуративности имеют и объекты неживой природы: лес, воздух, ветер, огонь, земля. Это первоначала нашего мира, важнейшие элементы жизни, которые приобретали символическое значение в древних мифах. На важную роль природных образов для философского постижения мира обратил внимание Н. М. Эпштейн, подчеркивая сходство поэтического использования образов стихий и категорий в философии: «"Небо", "огонь", "вода", "свет", "воздух" - все это вполне наглядные, конкретные представления и вместе с тем предельно общие, неразделимые понятия, которыми пользуются и поэзия, и философия, тем самым через природу "природня-ясь" друг другу»8.

Выбор объектов природного мира для передачи и фигуративного оформления человеческого опыта не случаен и не является абсурдным. Каким бы далеким, благодаря развитию культуры, не казалось нам наше животное начало, она присутствует в нас постоянно. Человек никогда не был свободен от своей телесной связи с природным миром. В нем незримо присутствует и животное начало, и растительное. Даже объекты неживой природы оказываются в чем-то сродни человеческой сущности. « Так что же мы можем почерпнуть из природы минералов? Упорство, твердость, стремление осуществить свое предназначение»9. То есть жизнь минералов мы способны описать человеческими понятиями, обнаруживая в ней сходство со своей жизнью. Более того, концентрация социального опыта в природных объектах позволяет нам «не отпасть» окончательно и бесповоротно от природы, обращает наше внимание на наше участие в биосферной жизни.

С помощью придания черт фигуративно-сти объектам природы заполняется пустота окружающего мира и, в дальнейшем, пустота внутреннего. Создание системы ориентации в мире является базовой потребностью человека. «Следствием того, что человек обладает разумом и воображением, является <...> необходимость интеллектуальной ориентации в окружающем мире»10.

В процессе исследования был сделан вывод, что с XIX века под влиянием развития естественных наук и под влиянием экологического кризиса все острее потребность оформить, наполнить фигурами простран-

Эволюция фигуративности природных объектов

69

ство отношений с природным миром. И возникают новые особенные фигуры, которые носят рациональный характер, сложным образом систематизируют наши знания о мире. Это сферические и системные фигуры: гидросфера, литосфера, атмосфера, ноосфера, биоценоз, экосистема и т. д. В них человечество оформляет свой опыт, свои знания о функционировании мира и о месте человека в мире природы. Благодаря новым фигурам человек пытается с новых позиций победившей рациональности открыть себя в мире.

Это наблюдение вывело нас также на мысль о том, что в случае с фигуративностью рациональное начало должно сочетаться с эстетическим и духовно-практическим, потому что чисто рациональное знание не убеждает и не ведет к практическим переменам в нашей стратегии природопользования. Мало знать о законах развития и функционирования природного мира. «У человека есть не только ум и потребность в системе ориентации, позволяющей ему найти некоторый смысл в окружающем его мире и обустроить его; у него есть еще душа и тело, нуждающиеся в эмоциональной привязанности к миру - к человеку и к при-роде»11. Так, развив свою потребность в системе ориентации до способности к построению объективной картины мира, человек повисает в духовной пустоте, осознает оторванность от мира, от социума и в результате от себя самого. Это еще раз подчеркивает важность эстетической антропологии.

Дальнейшие перспективы исследования видятся в изучении роли искусства в процессе формирования гармоничного и уважительного отношения к природе. Поскольку в нем экологические идеи накладываются на фундаментальные потребности человека - стремление к прекрасному, к гармонии. Художники первыми научились передавать самыми выразительными средствами гармоничность, возвышенность, неповторимость природного мира. Художественное видение природного мира, фигура-тивность окружающей среды, переданная художниками, писателями, поэтами, дают толчок развитию природоохранных идей, философским и научным исследованиям природы.

Таким образом, в стремлении заполнить фигурами социальное и духовное пространство реализуется потребность человека в системе ориентации. Фигуры концентрируют представления социума, накапливают знания человечества, они участвуют в определении

направления будущего развития, тем самым выполняя конструктивную роль. Функции фигуративности могут выполнять объекты природного мира. Обращение человека к таким объектам объясняется природной основой человеческого существа, стремлением гармонизировать свои отношения с природным миром. В настоящее время для заполнения пространства отношений человека с природой используются сложные системные и сферические фигуры - гидросфера, литосфера, атмосфера, ноосфера, биоценоз, экосистема и т. д. Однако конструктивную роль они начнут выполнять только при условии духовного, эстетического освоения этих фигур, что определяет дальнейшие перспективы исследования.

Примечания

1 Исследование выполнено при поддержке средств государственного задания Миноб-рнауки 2013 г.

2 См.: Льюис, К. Любовь [Электронный ресурс]. URL : http://www.sfi.ru

3 Щербинин, М. Н. Фигуративность социальности : эстетико-антропологический поиск // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Философия. 2011. № 10. С. 6-16.

4 См.: Захарова, О. В. Фигуративность растительных объектов // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Философия. 2013. С. 77-82.

5 Авитал, Ц. Фигуративное искусство против абстрактного : уровни связности // Творчество в искусстве - искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Дж. Купчика. М. : Наука : Смысл, 2000. С. 375.

6 Кутейников, С. Двуглавый орел [Электронный ресурс]. URL : http://www.manwb.ru

7 См.: Бердяев, Н. А. Судьба России. М. : МГУ, 1990. 256 с.

8 Эпштейн, Н. М. Природа, мир, тайник вселенной : (Система пейзажных образов в русской поэзии) [Электронный ресурс]. URL : twirpx.com

9 Ливрага, Х. А. Вселенная как ответ [Электронный ресурс]. URL : http://www. symbolizm.ru

10 Фромм, Э. Здоровое общество. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006. С. 85.

11 Фромм, Э. Революция надежды // Фромм, Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. С. 268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.