Научная статья на тему 'Эволюция доктринальных установок реализации концепции «государства всеобщего благосостояния» в Норвегии'

Эволюция доктринальных установок реализации концепции «государства всеобщего благосостояния» в Норвегии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство всеобщего благосостояния / Норвегия / внутренняя политика / социальная политика / общественно-политический дискурс / welfare state / Norway / internal policy / social policy / socio-political discourse.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ровинская Ирина Владимировна

В статье предлагается общий обзор становления и развития в Королевстве Норвегия государства всеобщего благосостояния с 1945–2024 гг. Многие страны в своей внутренней политике всё больше руководствуются экономическими возможностями и экономической выгодой, из-за чего были вынуждены отойти от политики благосостояния в 1980–1990 гг., однако Норвегия остается одной из стран, где меры и механизмы социальной и экономической защиты еще пользуются популярностью и спросом. Цель исследования: выделить основные этапы развития государства всеобщего благосостояния в Норвегии, определить основные задачи и вызовы. Автор выделяет пять этапов, уделяя внимание эволюции социально-экономических мер и доктринальных установок. Применительно к современности, автор отмечает актуальность для норвежской системы благосостояния таких общемировых тенденций как удорожание содержания системы благосостояния при сокращении её эффективности. При этом, для Норвегии характерно сопротивление реформированию, как со стороны власти, так и общества, и, соответственно, невозможность достигнуть консенсуса по социально-экономической повестке в Стортинге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF DOCTRINAL GUIDELINES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE “WELFARE STATE” IN NORWAY

The article provides a general overview of the Norwegian welfare state, its formation and development from 1945–2024. Many states, increasingly guided by economic benefits and opportunities in their domestic policy, had to move away from welfare policy in 1980– 1990´s, but Norway remains one of the few countries were measures and mechanisms of social and economic protection are still popular and in demand. The purpose of the study is to identify the main stages of development of the welfare state in Norway, specify the main tasks and challenges. The author distinguishes five stages, paying attention to the evolution of socio-economic measures and doctrines. The author emphasises that for the current Norwegian welfare system are relevant such global trends as further expensiveness of maintaining the welfare system with its effectiveness reducing. At the same time, there are both public and governmental resistance to reform and, accordingly, the inability to reach consensus on the socio-economic agenda in the Stortinget

Текст научной работы на тему «Эволюция доктринальных установок реализации концепции «государства всеобщего благосостояния» в Норвегии»

Эволюция доктринальных установок реализации концепции «государства всеобщего благосостояния» в Норвегии

Ровинская Ирина Владимировна,

аспирант, Дипломатическая академия МИД России E-mail: irinarovinskaya97@gmail.com

В статье предлагается общий обзор становления и развития в Королевстве Норвегия государства всеобщего благосостояния с 1945-2024 гг. Многие страны в своей внутренней политике всё больше руководствуются экономическими возможностями и экономической выгодой, из-за чего были вынуждены отойти от политики благосостояния в 1980-1990 гг., однако Норвегия остается одной из стран, где меры и механизмы социальной и экономической защиты еще пользуются популярностью и спросом. Цель исследования: выделить основные этапы развития государства всеобщего благосостояния в Норвегии, определить основные задачи и вызовы. Автор выделяет пять этапов, уделяя внимание эволюции социально-экономических мер и доктринальных установок. Применительно к современности, автор отмечает актуальность для норвежской системы благосостояния таких общемировых тенденций как удорожание содержания системы благосостояния при сокращении её эффективности. При этом, для Норвегии характерно сопротивление реформированию, как со стороны власти, так и общества, и, соответственно, невозможность достигнуть консенсуса по социально-экономической повестке в Стортинге.

Ключевые слова: государство всеобщего благосостояния, Норвегия, внутренняя политика, социальная политика, общественно-политический дискурс.

Кризисы государства всеобщего благосостояния (далее ГВБ) 1970-2000-х гг. предопределили отход многих стран от основных принципов такой политики на рубеже XX-XXI вв. Социальная справедливость, перераспределение материальных благ, обеспечение социальной и экономической безопасности граждан, сокращение социально-экономических различий перестают восприниматься в качестве общественного блага. Страны в своей внутренней политике всё больше руководствуются: экономическими возможностями и экономической выгодой [6, стр.26-29].

Королевство Норвегия, является страной, где меры и механизмы социальной и экономической защиты все еще пользуются популярностью, отстаиваются рядом партий (Рабочая, Центристская, Социалистическая левая, "Красная") и рассматриваются как черта национальной идентичности.

Реализация концепции ГВБ в Норвегии способствовала превращению общества с безработицей в 33,4% (1933 г.) [18, стр. 363, Table 187] из погрязшего в экономическом, политическом и эмиграционном кризисах и пережившего оккупацию в 1940-1944 гг. в процветающее общество с сильной системой экономической и социальной защиты населения, лидера ряда индексов благосостояния.

Можно выделить несколько этапов, связанных с реализацией и развитием ГВБ в Норвегии после 1945 г.:

1. Программа "Работа для всех". Работа по созданию общества благосостояния, а именно социальной, экономической и налоговой систем, в которых государство берёт на себя ответственность за экономическое и социальное благополучие граждан "от колыбели до могилы" начинается, когда партии страны представили Стортингу совместную программу для послевоенного общества "Работа для всех" [4]. Программа определяла основы функционирования экономической, политической, налоговой, социальной и производственной систем в стране. Согласно документу, первостепенной задачей страны становилось инвестирование в человеческий капитал и социальную сферу, а конечными целями такой политики были: рост эффективности труда, общественная модернизация, закрепление новых общественных ценностей (работа и интеграция человека в общество) и экономический рост страны. Иными словами, в 1945 г. был обозначен курс на повышение уровня благосостояния и на достижение большей социальной справедливости в послевоенный период.

Законы о пенсиях и о пособиях на детей, принятые в ходе оккупации, были отменены в 1945 г. Тем не менее, оказание поддержки наиболее уязвимым группам населения, расширение сферы социального обеспечения осознавались органами власти и поддерживалась населением. Уже в 1946 г. с минимальными изменениями были заново введены пособия на детей [12], распространившиеся на все семьи с двумя и более детьми.

2. Послевоенное восстановление и роль Рабочей партии (Ap). Социально-экономическое развитие Норвегии связано с деятельностью Рабочей партии в 19451965 гг. Это время связано с проведением регулярных реформ в социальной, экономической, налоговой сфе-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u

OJ

о

CM

рах и промышленности, нацеленных на быстрое восстановление страны через «разумное управление» по плану Партии от 1945 г [3]. "Рабочая партия возрождается как политическое движение, на которое ложится ответственность за восстановление и развитие лучшего норвежского общества" [4, стр. 1].

Введение плановой экономики, ограничений свободного рынка, а также политики частичной национализации, заимствованной у немцев, обеспечили координацию государством приоритетных сфер восстановления и рост экономики страны. Преобразования 1945-1950-х гг., способствующие восстановлению, модернизации и перепрофилированию промышленности, обеспечению производств и населения дешевой гидроэнергией, а также решение жилищного вопроса сопровождались соответственно сокращением безработицы, существенным снижением социальной напряженности и укреплением политической воли и общественной готовности к дальнейшим социально-политическим преобразованиям.

В 1948 г. были приняты первые поправки в Закон о бедных, предполагающие оказание материальной помощи государства гражданам. В 1953 г. Закон был вновь расширен и закрепил ныне основной принцип политики норвежского государства благосостояния - условия помощи граждан самим себе - систему государственной поддержки, которая через государственные структуры способствует самостоятельному выходу индивида из состояния бедности и стимулирует дальнейшее развитие [1].

Ключевым замыслом Рабочей партии было обеспечение населения максимальной защитой от потери дохода [17], что стало возможным благодаря оптимизации налогового законодательства, в основу которого была поставлена прогрессивная шкала налогообложения для физических лиц и бизнеса. Налоговое бремя стало посильным для каждого, а налоги и сборы шли на дальнейшее расширение системы ГВБ, что способствовало росту занятости и доходов государства.

Соразмерно экономическому росту внимание уделялось постепенному повышению среднего уровня заработной платы, развитию систем пенсионного и социального обеспечения, повышению качества услуг здравоохранения и образования и их доступности. В 1945-1970-ее гг. количество работников этих сфер возросло в три раза. Ужесточались и требования к их компетентности.

С введением в 1964 г. Закона о социальной помощи [13] забота о пожилых, инвалидах и неспособных к самообеспечению гражданах перешла под опеку государственных служб. Государство брало на себя обеспечение их достойными жильём, пенсией, медицинской и иной помощью.

В 1945-1965 гг. были расширены системы страхования по безработице и болезни, введено комплексное страхование от несчастных случаев, полное пенсионное обеспечение по старости (1957 г.) и пенсия по инвалидности (1960 г.).

Государство в сотрудничестве с профсоюзами строго контролировало вопросы оплаты труда, проводилась политика выравнивания, касающаяся не только сокращения разницы зарплат рядовых сотрудников и начальников компаний, но и мужского и женского персонала. Так к 1970 г. разрыв зарплат начальника и подчиненного сократился соответственно в два раза, а мужчины и женщины на % [11, стр. 202-221].

Реформы обусловили рост рождаемости, и как следствие, проведение государством серьезной работы с молодежью: популяризация физической культуры, инвестиции в спорт и здоровый, организованный досуг для

послевоенного поколения, что способствовало гомогенизации общества, росту взаимоуважения и интеграции среди норвежцев [15].

Благодаря комплексному подходу Рабочей партии, государственному контролю и "умному" управлению, норвежское общество стало более однородным как с социальной, так и экономической точек зрения. Политика Рабочей партии способствовала становлению системы распределения и перераспределения экономических ресурсов, выравниванию доходов населения, сокращению разрыва в уровне жизни. В 1945-1960 гг. Рабочая партия заложила основы системы ГВБ в Норвегии.

3. Период с 1960-1990 гг. можно охарактеризовать как этап структуризации и кодификации ГВБ. Последние годы правления Рабочей партии были направлены на то, чтобы сделать систему ГВБ доступной, чего невозможно было добиться без расширения ответственности местных властей.

В этой связи, начало 1960-х гг. связано с сокращением числа муниципалитетов, с 747 до 454. Преобразование учитывало, что новое муниципальное деление должно отражать естественные границы местных сообществ, так чтобы новые коммуны стали устойчивыми административными единицами, способными с экономической и социальной точек зрения отвечать целям ГВБ, а их границы должны проходить так, чтобы облегчать управление и распределение ресурсов в коммунах [5]. Реформа была подготовкой к передаче части функций ГВБ муниципальным властям.

Одновременно, был запущен процесс кодификации принятых ранее нормативных актов, касающихся социально-экономической политики Норвегии. В 1964 г. был принят первый всеобъемлющий закон - Закон о социальной помощи [13], который включал в себя положения целого ряда актов по организации социально-экономической поддержки граждан, в том числе и разделял компетенции государственных и местных органов власти.

К середине 1960-х гг. идеи социальной и экономической поддержки стали частью программ партий Прогресса, Правой, Социалистической левой, Христианской народной и др. [20]. Консервативное правительство во главе с Правой партией (Н) в 1965 г. продолжило политику благосостояния и кодификацию законодательства ГВБ.

Закон о социальном обеспечении [9] объединил все предшествующие меры социальной политики, касающиеся пособий, пенсий, разных страховых выплат и системы налогообложения, в единую систему и обеспечил взаимосвязь программ относительно объема помощи и контроль за ее реализацией. Закон можно назвать символом норвежского государства благосостояния, так как он закреплял основной принцип системы благосостояния - универсальность. Государство брало ответственность не только за управление системой социального обеспечения, но и за то, чтобы доступ к услугам системы предоставлялся не только гражданам, но и жителям страны. Закон гарантировал: 1) финансовую безопасность; 2) содействие выравниванию доходов; 3) обеспечение условий поддержания достойного уровня жизни при любых обстоятельствах и обеспечение доступа к механизмам предоставления дополнительных социальных гарантий. Финансирование системы ГВБ стало частью государственного и муниципального бюджетов.

В 1991 г. появляется очередной всеобъемлющий нормативный акт «О социальных службах» [14]. В Законе отражены намерения способствовать равенству и равноправию, а также предотвращать социальные проблемы и противостоять новым вызовам при обеспечении

государством экономической и социальной безопасности населения.

4. Период 1992-2010 гг. можно назвать стагнацией мер политики ГВБ. Переломным моментом можно считать обращение Премьер-министра Норвегии Г.Х. Брунт-ланд, в которой она подчеркнула экономические и социальные успехи Норвегии и обратила внимание на необходимость проявлять солидарность к другим народам, сотрудничать ради повсеместного преодоления проблем: бедности, социальных бедствий, ухудшения состояния окружающей среды [19].

Вовлечение Норвегии в мировую политику ознаменовало сокращение внимания к внутриполитической повестке. Современные климатическая, энергетическая и миграционная политика проводятся таким образом, чтобы подчеркнуть, что ГВБ в стране уже достигнуто: образование и медицина бесплатные, населению гарантирована широкая социальная и экономическая поддержка, при этом экономические возможности и опыт позволяют Норвегии решать глобальные и региональные проблемы.

5. С 2011 г. по настоящее время происходит постепенное сокращение интереса элит к политике благосостояния. Необходимость реформирования системы благосостояния и отдельных ее сфер отмечается всеми партиями в программах последние 10 лет. Тем не менее, ни комплексного, ни частичного реформирования не происходит. Наиболее серьезной попыткой адаптации ГВБ была Пенсионная реформа 2011 г.[7] Однако, из-за общественного недовольства и межпартийных разногласий по отдельным пунктам законопроекта реформа оказалась поверхностной и не отодвинула границу пенсионного возраста (67 лет) при средней продолжительности жизни в 91 год для женщин и 89 лет для мужчин [8]. Основной задачей стало создание условий, при которых оставаться в трудовой жизни выгоднее, чем выходить на пенсию. Такой подход в 2010-2020-е гг. характерен для большинства социально-экономических реформ: население транслирует потребности государству, решения предлагаются партиями, но учитывая суммарно дороговизну, общественное и межпартийное несогласие, в течение более 10 лет принимаются либо поверхностные реформы, либо не происходит никах изменений.

Учреждение в 2001 г. системы нефтекомпенсаций по итогам года из средств Пенсионного фонда Норвегии позволило в 2011-2023 гг. сохранить систему ГВБ без изменений. Ежегодно компенсации составляют до 4% (до 2017 г.) и до 3% (с 2018 г.). Тем не менее, к 2024 г. очевидно, что и этих денег уже не хватает [10] (Рис. 1).

■ Фактическое заимствование

■ Лимит заимствования

__яяш. ?¥Т1П1 1

300, 200,

2003 2005 2007 2009

2013 2015 2017 2019 2021 2023

Рис. 1. Увеличение заимствования средств из Пенсионного (нефтяного) фонда в государственный бюджет Норвегии 2001-2023 гг., млрд норвежских крон. Источник: SSB.no

Таким образом, в развитии норвежского ГВБ можно выделить пять стадий:

1945 г. - программа «Работа для всех», курс на формирование новой государственной системы;

1945-1964 гг. - проведение экономических, социальных, налоговых и административной реформ, становление распределительной и перераспределительной систем;

1964-1992 гг. - кодификация законодательных актов, закрепление принципа универсальности, что обеспечило социальную и экономическую безопасность личности в Норвегии;

1992-2010 гг. - «солидарность» - девиз 90 и 00 гг., переключение внимания власти на международную повестку;

2011 г. - н.в. - отсутствие межпартийного консенсуса по вопросам реформирования, тенденция к удорожанию системы ГВБ на фоне вызовов современности.

Иными словами, можно говорить о том, что кризисы благосостояния, с которыми другие страны столкнулись в 1970-2000 гг., обрушились на Норвегию в 2020-е гг. Сохранение системы ГВБ сегодня зависит от достижения межпартийного консенсуса по социально-экономической повестке и от политической воли следующего политического руководства к реформированию системы.

Литература

1. Масолыгин А.В. Инструменты борьбы с бедностью в Норвегии в рамках ее социально-экономического развития в ХХ-ХХ1 вв. // Экономика зарубежных стран № 3-4 (60), 2022. URL: https://mirec.mgimo. ru/2022/2022-03/norway-poverty-alleviation (Дата обращения: 10.11.2023)

2. Сидорина Т.Ю. Государство всеобщего благосостояния СПб.: Нестор-История, 2018.

3. Aps Arbeidsprogram. Oslo, 1945. URL: https://res. cloudinary.com/arbeiderpartiet/image/upload/fl_attach-ment: arbeidsprogram-1945/v1 (Дата обращения: 17.02.2024)

4. Arbeid for alle. De politiske partienes fellesprogram. Oslo, 1945. URL: https://www.norgeshistorie.no/ kilder/velferdsstat-og-vestvending (Дата обращения: 12.02.2024)

5. Baldersheim H. Formannskapslovene 175 ar: skiftande vilkar for lokalt sj0lvstyre 1837-2012. Oslo, 2012. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/krd/ rapporter/rapporter_2012/formannskapslovene175aar_ nett.pdf (Дата обращения: 04.12.2023)

6. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Cambridge, UK: Polity Press, 1990.

7. Evaluering av Pensjonsreformen 2011// innmeld.no. URL: https://www.innmeldt.no/post/evaluering-av-pens-jonsreformen-2011 (Дата обращения: 20.03.2024)

8. Folkehelserapporten 2022 // Folkehelseinstituttet. URL: https://www.fhi.no/he/folkehelserapporten/samfunn/ befolkningen/?term=#videre-befolkningsutvikling (Дата обращения: 22.03.2024)

9. Folketrygdloven: (Lov om folketrygd av 17. juni 1966 nr 12), Oslo: Ad notam Gyldendal, 1995, 143 s.

10. Forbruket fra Oljefondet har 0kt i takt med det han-dlingsregelen tillater // E24. URL: https://e24.no/ norsk-oekonomi/i/APqXeE/regjeringen-oeker-planlagt-oljepengebruk-til-3726-milliarder-kroner (Дата обращения: 25.03.2024)

11. Lange E. Samling om felles mal 1935 1970. Red. Helle K. Oslo, 1998.

12. Lov om barnetrygd 1946 // Lovdata URL: https://lovdata. no/dokument/NLO/lov/1946-10-24-2 (Дата обращения: 12.02.2024)

13. Lov om sosial omsorg // Lovdata. URL: https://lovdata. no/dokument/NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosial-hjelp (accessed: 12.02.2024)

14. Lov om sosiale tjenester 1991 // Lovdata. URL: https:// lovdata.no/dokument/NLO/lov/1991-12-13-81 (Дата обращения: 16.03.2024)

сз о

er

IE

0

1

-1 У

IE CT

0

15. Olstad F. Fra l0kka til organisert idrett // Norgeshisto-rie. Institutt for arkeologi, konservering og historie ved Ui O. URL: https://www.norgeshistone.no/oljealcler-og-overflod/1956-fra-lokka-til-organisert- i drett.html (Дата обращения: 17.11.2023)

16. Overbye E. Risk and welfare: examining stability and change in "welfare" policies. Oslo: Norwegian Social Research, 1998.

17. Seip A.L. Veiene til velferdsstaten: norsk sosialpolitikk 1920-75. Oslo, 1994. URL: https://www.nb.no/items/ URN: NBN: no-nb_digibok_2014061105072 (Дата обращения: 15.11.2023)

18. Statistisk sentralbyra: Statistiske oversikter 1948 // Statistical Survey 1948, Oslo 1949. URL: http://www.ssb. no/a/histstat/hs1948.pdf P. 363, Table 187. (Дата обращения: 28.04.2024)

19. Statsminister Gro Harlem Brundtland: Nyttarstale 1.1.1992 // Официальный сайт Правительства Норвегии. URL: https://www.regjeringen.no/glo-balassets/upload/smk/vedlegg/taler-og-artikler-av-tidligere-statsministre/gro-harlem-brundtland/1992/ny-ttarstale-1992.pdf (Дата обращения: 19.03.2024)

20. Torgersen U. Velferdsstat i norsk politisk retorikk, Tidss-krift for velferdsforskning. Oslo 1998.

THE EVOLUTION OF DOCTRINAL GUIDELINES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE "WELFARE STATE" IN NORWAY

Rovinskaya I.V.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

The article provides a general overview of the Norwegian welfare state, its formation and development from 1945-2024. Many states, increasingly guided by economic benefits and opportunities in their domestic policy, had to move away from welfare policy in 1980-1990's, but Norway remains one of the few countries were measures and mechanisms of social and economic protection are still popular and in demand. The purpose of the study is to identify the main stages of development of the welfare state in Norway, specify the main tasks and challenges. The author distinguishes five stages, paying attention to the evolution of socio-economic measures and doctrines. The author emphasises that for the current Norwegian welfare system are relevant such global trends as further expen-siveness of maintaining the welfare system with its effectiveness reducing. At the same time, there are both public and governmental resistance to reform and, accordingly, the inability to reach consensus on the socio-economic agenda in the Stortinget.

Keywords: welfare state, Norway, internal policy, social policy, socio-political discourse.

References

1. Masolygin A.V. Tools to fight poverty in Norway as part of its socio-economic development in the 20th and 21st centuries. // Foreign countries' economy No. 3-4 (60), 2022. URL: https://

mirec.mgimo.ru/2022/2022-03/norway-poverty-alleviation (accessed: 10.11.2023)

2. Sidorina T. Yu. The welfare state of St. Petersburg: Nestor-Istoria, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Aps Work Program. Oslo, 1945. URL: https://res.cloudinary. com/arbeiderpartiet/image/upload/fl_attachment: arbeidspro-gram-1945/v1 (accessed:17.02.2024)

4. Work for all. The joint program of the political parties. Oslo, 1945. URL: https://www.norgeshistorie.no/kilder/velferdsstat-og-vest-vending (available: 02.12.2024)

5. Baldersheim H. Formannskapslovene 175 years: changing conditions for local self-government 1837-2012. Oslo, 2012. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/krd/rapport-er/rapporter_2012/formannskapslovene175aar_nett.pdf (accessed: 12.04.2023)

6. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Cambridge, UK: Polity Press, 1990.

7. Evaluating the Pension Reform 2011 // innmeld.no. URL: https:// www.innmeldt.no/post/evaluating-av-pensjonsreformen-2011 (accessed: 20.03.2024)

8. The Public Health Report 2022 // Institute of Public Health. URL: https://www.fhi.no/he/folkehelserapporten/samfunn/ befolkningen/?term=#videre-befolkningsutvikling (accessed: 22.03.2024)

9. Folketrygdloven: (Act on Folketrygd of 17 June 1966 no. 12), Oslo: Ad notam Gyldendal, 1995, 143 p.

10. Consumption from the Oil Fund has increased in line with what the action rule allows // E24. URL: https://e24.no/norsk-oekonomi/i/APqXeE/regjeringen-oeker-planlagt-oljepengebruk-til-3726-billionaire-kroner (accessed: 25.03.2024)

11. Lange E. Collection of common goals 1935-1970. RED. Helle K. Oslo, 1998.

12. Child Benefit Act 1946 // Act data URL: https://lovdata.no/doku-ment/NLO/lov/1946-10-24-2 (accessed: 12.02.2024)

13. Act on social care // Law data. URL: https://lovdata.no/doku-ment/NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosialhjelp (available: 2024-12-02)

14. Social Services Act 1991 // Law data. URL: https://lovdata.no/ dokument/NLO/lov/1991-12-13-81 (accessed: 16.03.2024)

15. Olstad F. From l0kka to organized sport // Norgeshistorie. Institute for archaeology, conservation and history at Ui O. URL: https://www.norgeshistorie.no/oljealder-og-overflod/1956-fra-lokka-til-organisert-idrett.html (accessed: 17.11.2023)

16. Go over E. Risk and welfare: examining stability and change in 'welfare' policies. Oslo: Norwegian Social Research, 1998.

17. Seip A.L. Veiene to the welfare state: Norwegian social policy 1920-75. Oslo, 1994. URL: https://www.nb.no/items/URN: NBN: no-nb_digibok_2014061105072 (accessed: 15.11.2023)

18. Statistics Norway: Statistisk osvrryder 1948 // Statistical survey 1948, Oslo 1949. URL: http://www.ssb.no/a/histstat/hs1948.pdf P. 363, Table 187. (accessed: 28.04.2024)

19. Prime Minister Gro Harlem Brundtland: New Year's speech 1.1.1992 // Official website for the Government of Norway. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/smk/ velegg/taler-og-artikler-av-tidligere-statsministre/gro-harlem-brundtland/1992/nyttarstale-1992.pdf (accessed: 19.03 2024)

20. Torgersen U. Welfare state in Norwegian political rhetoric, Tidsskrift for velferdsforskning. Oslo 1998.

<n ■_

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.