Научная статья на тему 'Эволюция дизайна полиграфической продукции на рубеже эпох'

Эволюция дизайна полиграфической продукции на рубеже эпох Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
663
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧАТИ / ДИЗАЙН ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция дизайна полиграфической продукции на рубеже эпох»

Пакшина И.А.

Cоискатель кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, зав. редакционно-издательским отделом Научного центра соцально-экономического мониторинга Республики

Мордовия (г.Саранск)

ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА

РУБЕЖЕ ЭПОХ

Ключевые слова:

Повседневная культура, технология печати, дизайн полиграфической продукции.

Специфической особенностью России на рубеже эпох является бурное развитие дизайна. Формирование дизайна как явления культуры в XX в. в России происходило неравномерно. Всплеск творческой дизайнерской мысли в 1920-х гг. сменился забвением в середине века и бурным повальным увлечением в конце XX в. Это особенно характерно для дизайна полиграфической продукции, основной функцией которого является сохранение и передача социокультурного опыта человека с помощью фиксации и тиражирования информации.

Дизайн полиграфической продукции имеет глубокие исторические корни. Его возникновение, как правило, связывают с промышленным книгопечатанием и развитием печатных технологий. В древности для изготовления рукописных книг требовался труд многочисленных переписчиков. Только благодаря появлению книгопечатания стало технически

возможным тиражирование текстов, поэтому оно является одним из важных достижений средневековья.

Книгопечатание начинается с использования деревянных досок, на которых гравировались текст и рисунки [4, 53]. Такая ксилографическая доска покрывалась краской с помощью специальных подушечек, после чего на нее накладывалась бумага и раскатывалась кожаными вальцами. Этот способ был непригоден для получения объемных изданий, так как для каждой страницы требовалось вручную изготовить ксилографическую доску. В период зарождения полиграфической промышленности процесс изготовления текстовых и иллюстрационных печатных форм был сосредоточен в руках одного человека, который вырезал на доске или на металле текст, иллюстрации и другие элементы оформления страницы печатной продукции.

Следующим шагом на пути прогресса типографского дела стало изобретение отдельных литер, получаемых путем отливки из легкоплавкого материала, с помощью которых можно было набирать слова [2, 366]. Это явилось первым шагом в автоматизации переработки текста для печатных изданий.

В начале XIX в. появляется литография, благодаря которой графика смогла стать иллюстративной спутницей повседневных событий. Литография принесла возможность иллюстрирования изданий. Следующим эпохальным шагом стало возникновение фотографии, которая, по мнению Беньямина, «...впервые освободила руку в процессе художественной репродукции от важнейших творческих обязанностей, которые отныне перешли к устремленному в объектив глазу. Поскольку глаз схватывает быстрее, чем рисует рука, процесс репродукции получил такое мощное ускорение, что уже мог поспевать за устной речью» [1, 18].

Период конца XIX — начала XX в. стал переломным в развитии дизайна в России. Рост промышленного производства, бурное развитие частного предпринимательства, возросшая грамотность населения совпали с

прогрессом в полиграфии и новым веянием в искусстве — модерном [5, 58]. По мнению Беньямина, «...на рубеже XIX и XX вв. средства технической репродукции достигли такого уровня, что заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности» [1, 18].

Полиграфия, графика, книжный дизайн, графический дизайн в целом оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Рассматривая историю дизайна этого периода Лаврентьев А.Н. отмечает, что «именно издательское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства». Дизайнеры создавали обложку книги как маленький призывный плакат. Шрифт занимал почти все поле изображения, оставляя лишь небольшие просветы фона. Часто повторялись элементы, акцентировавшие внимание: стрелки, восклицательные знаки, сверхкрупные заглавные буквы, прямоугольные полосы под текстом [3, 171].

Потребовалась почти половина века для объединения текстовой и изобразительной информации при подготовке издания к печати. Допечатная стадия разделилась на два звена: репродукционное — подготовка иллюстраций и наборное — подготовка текста. На протяжении нескольких столетий эти стадии подготовки издания к печати осуществлялись специалистами различного профиля с применением разных технических средств. При этом совершенствовались оборудование, расширялись возможности, повышалась квалификация персонала, углублялась его специализация. Появились такие профессии, как наборщик ручного набора, линотипист, монотипист, корректор, метранпаж, стереотипер, верстальщик, коплист, травильщик, фотограф, ретушер, оператор фотонабора, оператор цветоделителя-цветокорректора, художник-иллюстратор, художник-шрифтовик, дизайнер [6, 22].

Примерно до середины XX в. наблюдалась тенденция к укрупнению полиграфических предприятий. На смену мелким типографиям приходили крупные полиграфические предприятия, выпускавшие продукцию миллионными тиражами [2, 369].

С конца XX в. наблюдается тенденция к сокращению тиража при одновременном росте количества изданий. Широко используется полноцветная печать, возрастают требования к качеству бумаги и видам послепечатной обработки (лакировка, высечка, тиснение и др.).

На протяжении XX в. единственным способом получения тиража была печать в типографии. В последние годы появилось оборудование, позволяющее дешево и оперативно выпускать малые и средние тиражи полноцветной печатной продукции, по качеству не уступающие типографским. Это лазерные принтеры (в том числе цветные), а также ризографы и ксерокопировальное оборудование. Издание книг или брошюр небольшими тиражами стало выгоднее выполнять с помощью ризографа с оригинала, распечатанного на принтере.

Многие предприятия и организации стали создавать собственные издательские группы и отделы для подготовки рекламной и внутрифирменной печатной продукции. Это отразилось на состоянии повседневной культуры современной России.

С одной стороны, развитие дизайна стимулирует креативную активность людей. В распоряжении дизайнеров и верстальщиков появились инструменты, при помощи которых можно реализовать практически любой замысел. Стало возможным быстро получить необходимую печатную продукцию, не обращаясь в специализированные компании.

С другой стороны, в полиграфию пришло огромное число людей, не имеющих специального образования, не знакомых с традиционной типографикой, что привело к большому количеству проблем и высокому проценту брака. Большинство технологий допечатной подготовки текстов

было разработано за последние 10—15 лет, поэтому опытных специалистов в области цифровой допечатной подготовки пока еще не достаточно.

В течение последних двух десятилетий XX в. и в начале XXI в. в полиграфии произошли революционные процессы, коснувшиеся интеграции допечатных, печатных и послепечатных технологий. Начало XXI в. — период цифровых технологий. Цифровые методы информационного обеспечения полиграфических процессов активно внедряются в технологический процесс. В настоящее время дизайнер сам набирает, подбирает изображения для иллюстраций и проводит их подготовку к печати, верстает страницы издания, выводит фотоформы (пленки) или печатные формы. Стали неважными способ и технология печати, важны лишь только качество печати и производительность. Развитие современных цифровых технологий достигло такого уровня, что цифровая печатная машина является лишь устройством вывода. Дизайнер может отправлять файлы по каналам связи и печатать тираж или единичные экземпляры издания в любой точке земного шара, где имеется цифровая печатная машина. Как отмечает С.Стефанов, «...диалектический круг эволюционного развития полиграфических технологий в наши дни замкнулся. Отдельные независимые технологии объединились в единое целое, создавая систему процессов допечатной подготовки, печати, послепечатной обработки и даже реализации печатной продукции» [6, 23].

Таким образом, конец XX — начало XXI в. стали переломными в эволюции дизайна полиграфической продукции в России, что обусловлено стремительным развитием не только цифровых технологий компьютерной верстки, допечатной подготовки, но и цифровой печатной техники. На наш взгляд, появление и эволюция дизайна печатной продукции стали реакцией культуры на бурное развитие информационных и полиграфических технологий.

Литература

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе / Пер. с нем. С. Ромашко. М.: Медиум, 1996.

2. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. СПб.: Диалектика, 2006. 736 с.

3. Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учеб. пособие. М.: Гардарики,

2007. 303 с.

4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники: Учеб. пособие. В 2 кн. М.: Архитектура-С, 2006. Кн. 1. 368 с.

5. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: М3 Пресс; Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005. 368 с.

6. Стефанов С. Печатное оборудование и наше завтра // КомпьюАрт.

2008. № 12. С. 20—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.