УДК 008:304.2 + 366.1 Вольф Дарья Владимировна
аспирант кафедры теории и истории культуры Гуманитарного института телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина
ЭВОЛЮЦИЯ DIY-ПРАКТИК В СЕРЕДИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Volf Darya Vladimirovna
PhD student, Theory and History of Culture Department, Humanities Institute of Television and Radio Broadcasting
THE EVOLUTION OF DIY PRACTICES IN THE MIDDLE OF THE XX - EARLY XXI CENTURIES
Аннотация:
Статья посвящена культурологическому осмыслению эволюции социокультурных практик DIY, которые являются значимым феноменом мировой культуры конца XX - начала XXI вв. В XX в. актуализировались различные виды DIY-практик, которые условно можно разделить на материальные (изготовление предметов) и медийные (создание образов). Автор приходит к выводу, что эволюция социокультурных практик DIY протекала от доминирования экономической необходимости в середине XX в. к преобладанию мотивов творческой самореализации и развития независимой и социально значимой личности в начале XXI в.
Ключевые слова:
принцип DIY, сделай сам, do it yourself, практики сделай сам, DIY-практики, handmade, фотолюбительство, кинолюбительство, селфи, хардкор-панк, медийный DIY.
Summary:
The article considers the stages of the DIY socio-cultural practices development from the middle of XX until the early XXI centuries. The DIY-practices became relevant in the middle of the XX century; they can be divided into material practices (production of objects) and media practices (production of images). The author concludes that the DIY socio-cultural practices evolved from the domination of economic motives in the middle of the XX century to the predominance of creative self-actualization and identity enhancement at the early XXI century.
Keywords:
DIY principle, do it yourself, DIY practices, handmade, amateur photographers, amateur videographers, selfie, hardcore punk, media DIY.
Феномен DIY (от англ. Do It Yourself - «сделай это сам») впервые возник в 1940-1950-е гг. в экономике США, стран Западной и Восточной Европы, а также в СССР в период послевоенного восстановления, когда резко уменьшились объемы промышленного производства товаров народного потребления и платежеспособность населения, что привело к всплеску популярности работы по дому, самостоятельного ремонта своего жилища и личных вещей.
Аббревиатура DIY вошла в обиход (стандартный английский язык) к 1950-м гг. [1], хотя, по некоторым данным, термин «do-it-yourself» употреблялся по отношению к покупателям по крайней мере с 1912 г. в сфере ремонта и техобслуживания в домашних условиях [2].
В современном словаре Merriam-Webster дано следующее определение «do-it-yourself»: «Деятельность по изготовлению или созданию чего-либо (обработка древесины или ремонт дома) без профессиональной подготовки и без помощи профессионалов; шире: деятельность, в которой некто делает что-то сам или по своей собственной инициативе» [3]. На наш взгляд, DIY может быть определен как самостоятельная деятельность любителя или непрофессионала в тех сферах, в которых существуют соответствующие профессиональные практики.
Одним из первых на социокультурное содержание феномена DIY обратил внимание американский философ и футуролог Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» (1980). Для Тоф-флера феномен «сделай сам» связан с появлением новых технологий (телеграфы, самообслуживание на бензоколонках, автоматические банкоматы), которые вносят изменения в повседневную жизнь людей. Он писал о «экстернализации стоимости труда», когда потребитель в ряде операций заменяет производителя и становится «производителем для себя» («prosumer») [4, c. 436-437]. Слово «prosumer» образовано путем слияния слов «producer» (производитель) и «consumer» («потребитель) и означает пользователя, который активно участвует в разработке и производстве товара, с тем чтобы придать товару желаемые индивидуальные характеристики.
У производителя для себя есть два основных способа достижения уникальности: 1) благодаря демонстрации чего-то нового и созданию вещей ручной работы, 2) через личностные акценты, которые придаются за счет персонализации обычных продуктов путем индивидуального дизайна [5, р. 50-66]. В первом случае человек все делает сам от начала и до конца (назовем это DIY полного цикла), во втором - видоизменяет купленные предметы.
Исследователи М. Вольф (Marco Wolf) и Ш. Маккуити (Shaun McQuitty) в качестве причин распространения DIY кроме первоначальной экономической целесообразности выделяют личностный рост (identity enchancement), который включает повышение социального статуса через повышение компетентности (empowerment), отождествление себя с мастером или группой энтузиастов, подчеркивание своей индивидуальности [6, р. 154-170].
Культура DIY действительно переросла первоначальную экономическую обусловленность и приобрела более широкое значение, включив в себя диапазон самых различных практик, а со временем стала особым стилем жизни, направленным на преодоление отчуждения в обществе потребления [7]. Так, принцип DIY стал основой новой молодежной субкультуры хардкор-панк, сформировавшейся в 1980-е гг. как протест против коммерциализации панк-музыки [8]. Хардкор-панк отличается формированием открытых креативных сообществ, члены которых проходят совместную социализацию, участвуют в одних и тех же мероприятиях, обмениваются мнениями, занимаются совместной творческой деятельностью в разных сферах: от выпуска самиздатовских панк-журналов, оформления музыкальных дисков до самой музыки или социального активизма. В субкультуре хардкор-панка имеется дистро (англ. distro) - собственная андеграундная система распространения различной DIY-продукции в сообществе: аудио- и видеозаписей групп, печатных изданий и атрибутики. Кроме того, издание всех релизов на независимых рекорд-лейблах производится за счет самих музыкантов и распространяется по довольно низким ценам. Организацией самих концертов в хардкор-парке занимаются непосредственно музыканты панк- / хардкор-групп и наиболее активные участники сообщества за собственные деньги, из принципа взимая предельно низкую плату за вход. Представители хардкор-панка манифестируют своеобразный способ социально-политического сопротивления системе: музыканты сами держат творческий процесс под контролем, не испытывая влияния со стороны коммерческих структур; они могут говорить, сочинять и петь абсолютно обо всем, что их волнует. Хардкор-панк стал самым идеологичным направлением в культуре DIY, и его принципы по-прежнему используют многие музыкальные сообщества.
Во всем мире феномен DIY интегрировался в культуру в самых различных сферах. Ярким примером современного выражения культуры DlY в Европе и США является отрасль DIY&Household, представленная строительными и мебельными магазинами формата DIY, такими как IKEA, Leroy Merlin, Castorama, OBI и т. д. Покупателю предлагается широкий выбор строительного инструмента для ремонта и строительства и «конструкторов» для самостоятельной сборки мебели и создания интерьера из готовых деталей. В определенном смысле такие практики представляют собой бриколаж (от фр. bricolage), то есть создание нового предмета из подручных элементов природной или социокультурной среды.
Своеобразное развитие практики DIY XX в. получили в СССР, где товарный дефицит долгое время способствовал самостоятельному изготовлению одежды и мебели, ремонту электроприборов и автомобилей и т. д. Именно в СССР была распространена культура DIY «полного цикла», в отличие от бриколажа, который доминировал на Западе. Если у западного человека, как правило, имелся какой-то набор деталей и инструкция для самостоятельной сборки, придуманные и просчитанные кем-то другим, то советский человек готов был найти необработанные доски, отшлифовать, придумать конструкцию и сам воплотить свою задумку в жизнь. Так, многие мужчины в СССР были «мастерами на все руки», то есть могли выполнять широкий диапазон «мужской» работы по дому, а большинство женщин занимались рукоделием. Характерным признаком «DlY-щика» в СССР была выраженная техническая и креативная автономность.
Социолог Ронан Кастелье из французской компании OpinionWay отмечает, что потребность что-то создавать, собирать, строить своими руками объясняется первичной связью с материальным миром вещей: «Неосознанное стремление к самостоятельному творчеству становится спасительной ценностью в современное кризисное время» [9]. Люди ищут какие-то новые способы, решения, стили потребления и при этом хотят быть активными творческими участниками (акторами) социокультурных процессов.
Современные общества в развитых странах уже не испытывают дефицита в товарах и услугах, отличаются высоким уровнем развития технологий и достаточно высоким уровнем жизни, особенно в городах. Однако в постиндустриальную эпоху дегуманизация коснулась не только физического, но и умственного, интеллектуального труда. Реакцией на сопутствующее отчуждение человека от предмета его труда стал возврат от производства «для других» к производству «для себя».
DIY в XXI в. - это в первую очередь способ преодоления отчуждения, способ борьбы с обществом потребления и потребительской идеологией. В любительских практиках человек сам участвует во всех этапах изготовления материального или медийного продукта - сам изготавливает, сам пользуется или распространяет. Сегодня ценной считается вещь, изготовленная в единственном экземпляре или небольшим тиражом, вещь, которая является неповторимой и
уникальной, поскольку она сделана вручную. И неровный крой игрушки, сшитой или связанной вручную, теперь больше не является признаком брака, а, наоборот, приобретает символическую ценность предмета традиционной культуры [10], дарующего причастность к личностному началу нефабричной вещи, тактильное ощущение «человеческого тепла». Изготовление вещей своими руками теперь не связывается напрямую с бедностью, а все чаще становится способом самореализации. В XXI в. это не только строительство, рукоделие, сборка и ремонт технических устройств, в том числе компьютерный моддинг, фотография или любительский театр, но и самостоятельное создание сайтов, блоггинг, подкастинг и т. д.
Действительно, медийная DIY-культура - любительская фотография, любительское кино / видео, «компьютерное» и «цифровое» творчество - стала популярным направлением практик «сделай сам». Исторически началом визуальной медийной культуры стало искусство фотографии: развитие технологии и массовое производство фототехники послужили импульсом для появления многочисленных фотолюбителей. В отличие от профессиональных фотографов, приоритетом любителя стала не задача, поставленная заказчиком, а собственные творческие поиски сюжетов и кадров. На протяжении почти всего XX в. фотоаппаратура была достаточно сложна в эксплуатации, требовала особой сборки и настройки, а изготовление одного кадра было длительным процессом, включающим экспонирование, проявление и фиксирование. Как следствие, фотографирование требовало от любителя серьезной квалификации.
Съемка любительского кино, так же как и фотографирование, была непростым процессом, который предполагал овладение специальными навыками и знаниями и составлял много этапов (операторское искусство, монтаж, озвучение и т. д.). В СССР многие кинолюбители были членами специальных кружков и любительских киностудий, а сами любительские кинофильмы выполняли культурно-просветительские, общественно-политические и научные задачи. Кинолюбители активно использовали такие сюжеты, как первомайская демонстрация, вручение лучшему цеху переходящего красного знамени, районная партийная конференция, жизнь и труд рабочих, фильмы о жизни и повадках животных и т. д. С появлением первых кассетных видеокамер образуется новый жанр видео, отличающийся от полнометражного фильма, - короткометражный видеоролик. И практически сразу любительская видеосъемка стала массовым хобби. Снимали не только значимые события, что традиционно для визуальной культуры (свадьбы, праздники, семейные уик-энды), но также и просто интересные, забавные и нелепые случаи из жизни. Популярная передача «Сам себе режиссер», которая появилась на российском телевидении в 1992 г., демонстрировала многочисленные любительские видео.
В связи с появлением высокотехнологичных фотоаппаратов и цифровых видеокамер с заранее заданными параметрами и развитием технологий сетевого Интернета любительские фотографии и видеоролики стали способны не только «отражать» обыденную реальность, но и формировать новую - виртуальную. Примерами виртуального пространства, созданного любителями, служат видеоблоггерство (электронный дневник, в котором автор общается с аудиторией не в привычной текстовой форме, а с помощью видеообращений), самостоятельное создание сайтов, подкастинг (теле-, радиовещание в Сети), блоггинг, создание компьютерных инди-игр («независимые компьютерные игры») и т. д. Одним из новейших фотографических жанров стал жанр «селфи», или фотографический автопортрет, сделанный с помощью цифрового устройства с камерой и опубликованный в социальных сетях в Интернете. При изготовлении селфи человек творчески преобразует уже не материальную среду, а виртуальную - конструирует медиареаль-ность и самостоятельно создает свой медийный образ. Селфи - один из способов современного выражения культуры DIY, который реализуется как изготовление медиаобразов своими руками (в данном случае - образов себя).
Подводя итог, отметим, что социокультурные практики DIY - значимый феномен мировой культуры конца XX - начала XXI вв., который возник в экономике западных стран в середине 1950-х гг. Вплоть до конца 1980-х гг. DIY-поведение определялось в первую очередь экономическими факторами (товарным дефицитом и низкой платежеспособностью населения), в последующем на первый план вышли мотивы, связанные с творческой самореализацией и развитием независимой и социально значимой личности. В конце XX - начале XXI вв. DIY включает в себя практики создания как материальных, так и виртуальных культурных продуктов. Актуальность практик «материального DIY» в конце XX - начале XXI вв. связана с дегуманизацией и деперсо-нификацией, вызванной отчуждением человека от предметов его труда и от его собственного творческого начала вследствие стандартизации массовой культуры, автоматизированных технологий производства и виртуализации реальности.
Ссылки:
1. McKellar S., Sparke P. Interior Design and Identity. Manchester [UK] ; New York, 2004.
2. Gelber S.M. Do-It-Yourself: Construction, Repairing and Maintaining Domestic Masculinity // American Quarterly. 1997. Vol. 49. № 1. P. 66-112.
3. Do-it-yourself [Электронный ресурс] // Merriam-Webster Online: Dictionary and Thesaurus. URL: http://www.merriam-web-ster.com/dictionary/do-it-yourself (дата обращения: 21.01.2015).
4. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
5. Tian K., Bearden W.O., Hunter G.L. Consumers' Need for uniqueness: scale development and validation // Journal of Consumer Research. 2001. № 28 (1). Р. 50-66.
6. Wolf M., McQuitty S. Understanding the do-it-yourself consumer: DIY motivations and outcomes // AMS Review. 2011. № 1 (3-4). P. 154-170.
7. McKay G. DIY culture: Notes towards an intro // DIY cultures: Party and Protest in Nineties Britain / ed. by G. McKay. London, 1998.
8. О'Хара К. Философия панка: больше чем шум. М., 2003.
9. Belhadi S. Le «do-it-yourself» (DIY): simple phénomène ou nouvelle manière de consommer? [Электронный ресурс]. 2014. 24 марта. URL: http://www.france5.fr/emissions/la-quotidienne/a-la-une/le-do-it-yourself-diy-simple-phenomene-ou-nouvelle-maniere-de-consommer (дата обращения: 21.01.2015).
10. Николаева Е.В. Неотрадиционализм в культуре повседневности: Российская версия конца XX века : автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2004.