218
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
УДК 364.42 / 44(470.34)
ЭВОЛЮЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в
Е.А. Шамрина
Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета e-mail: [email protected]
В статье рассматривается практика внутрисемейного регулирования рождаемости под влиянием демографического перехода.
Ключевые слова: демография, рождаемость, семья.
Демографические процессы ХХ в. обусловили смещение вектора социального контроля над семейным поведением: контроль над личностью со стороны государства, церкви или сельской общины постепенно уступает место самоконтролю, тем самым резко расширяется свобода индивидуального выбора человека во всем, что касается его личной жизни. Результатом данного процесса стали кризисные явления старой системы норм и отношений1.
Зачастую основными причинами резкого падения рождаемости в начале 1990-х гг. называют экономический и политический кризисы. Однако, следует отметить, что помимо указанных факторов, снижение рождаемости является продолжением объективного процесса ее эволюции, однако, на данном историческом этапе интенсивность процесса сильно ускорена современными кризисами. Речь идет об изменениях в демографическом поведении ее населения. На смену традиционному типу репродуктивного поведения, не допускавшему массового распространения внутрисемейного регулирования деторождения, пришел современный тип, для которого практика внутрисемейного регулирования стала всеобщей и превратились в неотъемлемую часть жизни населения. В данной связи, с особой остротой встает необходимость обращения к историческому опыту внутрисемейного регулирования в нашей стране, что позволит современным органам управления выработать новые подходы к этим проблемам в условиях реформирования общества.
Переход к практике внутрисемейного регулирования рождаемости относится к 20-м годам ХХ в . Данная практика в предшествующие периоды не получила распространения в связи с господством традиционного типа рождаемости. Характерной чертой последнего является господство отношений, которые исключают возможность существования внутрисемейного регулирования деторождения как общественного явления. В основе репродуктивного поведения людей лежат исторически установленные правила, отражающие объективные условия существования людей. В подобных условиях рождение детей выступает скорее следствием соблюдения определенных правил и традиций. С начала 1920-х гг. внутрисемейное регулирование становится все более заметным явлением, 1 2
1 Захаров В.С. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 56-82.
2 Демографическая модернизация России 1900-2000 / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: «Новое издательство», 2006. С. 234.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
219
что естественным образом привлекает внимание исследователей. Среди исследователей не сложилось единого мнения в отношении данных процессов и явлений.
Отдельные исследователи уже в 20-30-е годы подчеркивали прогрессивный характер наблюдавшихся сдвигов. «Мы должны признать, - писал в 1923 г. С. А. Томилин, - что наблюдаемое повсюду уменьшение числа зачатий есть не что иное, как впервые наблюдаемый в истории человечества факт рационализации воспроизводства населения, совершаемый чисто стихийным путем и вызванный в большей своей части развитием интеллекта среди эксплуатируемых классов общества»3.
Об этом же писал и А. П. Хоменко. «У пролетариата, несмотря на в целом высокую еще рождаемость, происходит тот же процесс «рационализации» деторождения, который далеко ушел в среде служащих и ныне начал охватывать крестьянство... Мы не беремся определить наперед перспективы дальнейшего распространения или углубления этого явления, по должны все-таки признать, что оно придает процессу воспроизводства населения специфический характер сознательного регулирования»4.
Упомянутая «рационализация», была связана прежде всего со значительным снижением детской смертности в этот период. При этом следует отметить две сложившихся в этот период тенденции: с одной стороны снижалось количество детей от одной женщины, с другой росла доля выживающих из общего числа родившихся (табл. 1.)5.
Таблица 1.
Изменение коэффициента суммарной рождаемости в СССР с учетом динамики
уровня смертности
Годы Коэффициент суммарной рождаемости Вероятность дожития до 30 лет для новорожденных
1986 - 1897 (50 губерний Европейской России ) 7,060 0,472
1926 - 1927 (европейская част! СССР) 5,383 0,627
Однако устойчивость тенденции к снижению рождаемости как следствия ее намеренного ограничения, побуждало исследователей к поискам более глубокого объяснения происходивших в области рождаемости процессов. Проведенное в 1934 г. обследование рождаемости, выявило наличие обратной связи между рождаемостью и благосостоянием семей6.
Но должных выводов из этого наблюдения сделано не было, и снижение рождаемости еще долго продолжали связывать не с объективными и закономерным процессом перехода к новому типу рождаемости, а с действием временных факторов7. Необходимо отметить, что аборт первоначально являлся основным средством внутрисемейного регулирования рождаемости. На смену полному запрету аборта пришло его полное разрешение в 1920 г. Но правительственное постановление, разрешающее аборт, было неоднозначным. Альтернативы аборта не рассматривалась. С другой стороны,
3 Томилин С А. Демография и социальная гигиена / С.А. Томилин. М.: Статистика, 1973. С. 184.
4 Хоменко А.П. Семья и воспроизводство населения / А.П. Хоменко. М., 1980. С. 56.
5 Борисов В.А. Актуальные проблемы воспроизводства населения СССР в свете решений XXVI съезда КПСС / В.А. Борисов, Г.П. Киселева // Проблемы воспроизводства миграции населения. М., 1981. С. 12.
6 Курман М В Несколько замечании к статье «Задачи социальной статистики в реконструктивный период» / М.В. Курман. Статистический бюллетень Ленгубисполкома. 1930. № 27. С.143.
7 Курс демографии / Под ред. А. Я. Боярского. М.: Финансы и статистика, 1974. С.359-360.
220
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
постановление объявляло аборт «злом для коллектива», объясняло «моральными пережитками прошлого и тяжелыми экономическими условиями настоящего» и предсказывало его постепенное исчезновение». Однако, несмотря на это аборт как средство внутрисемейного регулирования рождаемости получил широкое распространение. В Ленинграде, например, с 1924 по 1928 г. годовое число абортов на тысячу жителей
увеличилось с 5,5 до 31,5, в то время как число родов сократилось с 26,4 до 22,9. Схожая
8
ситуация отмечена и в других городах и районах страны .
Опасения властей дальнейшего распространения абортов и еще большего снижения рождаемости обусловили принятие запретительного законодательства в отношении абортов. Угроза жизни или тяжелый ущерб здоровью беременной женщины могли стать обстоятельствами, разрещами аборт. Сразу после ограничения абортов, отметилась тенденция к росту рождаемости - уже в 1936 г., общий коэффициент рождаемости оказался на 12,8% выше, чем в 1935 г. В следующем 1937 г. указанный коэффициент поднялся еще на 20% по сравнению с предшествующим годом. При этом следует отметить, что после 1937 года число зарегистрированных прерываний беременности стало возрастать* 9. В СССР в целом в 1937 году было учтено 568 тыс. абортов, в 1939 году - 723 тыс., в 1940-м - 807 тыс. Доля абортов среди всех беременностей в 1939 году составила в РСФСР 10,8%, в том числе 22% в городах и 3% в сельской местности. В 1939 году в городах России уровень абортов, по расчетам Е. Садвокасовой, достигал 36,5 на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет, а в Москве - 34,7
Возрастает и смертность от искусственного аборта и его последствий: если в 1935 году в городах России (по сельской местности такая статистика не велась) был зафиксирован 451 случай смерти от этой причины, то в 1936-м - уже 910 случаев. После 1936 года заметен рост абсолютного числа как убийств младенцев, так и неестественных смертей в возрасте до года вообще. В 1935 году в городах было учтено 194 убийств младенцев, в 1936-м - 307, а в 1937-м - уже 367. В 1940 году от неестественных причин, включая также травмы и насильственные смерти неустановленного характера, погибли 1,4 тыс. детей в возрасте до 1 года.
При этом следует учитывать, что подобный кратковременный эффект противоабортных правовых мер на рождаемость не является исключительно российской особенностью. Принятие подобных мер в других странах также сопровождалось подобными последствиями. Так, в Румынии после принятия в 1966 г. декрета об ограничении права на аборт уровень рождаемости резко повысился - с 14,3% в 1966 г. до 27,4% в 1967 г., что еще раз подтверждает некоторую зависимость уровня рождаемости от распространения абортов.
Новый тип репродуктивного поведения населения, нормой для которого практика внутрисемейного регулирования, становился все более распространенным. Запрет аборта не смог существенным образом изменить сложившуюся ситуацию. Изменению подверглись не просто количество рождений у каждой женщины последующего поколения, но и сам календарь рождений. Характерной тенденцией стало снижение возраста, в котором женщина заканчивала рождение детей - с 32,3 года у женщин, родившихся до 1885 г., до 28,3 года у женщин 1910-1914 гг. рождения10.
Обследование мнений женщин из семей рабочих и служащих о числе детей в семье, проведенное в 1969 г., выявило, что большинство семей формирует мнение об
Паевский В. В. Вопросы демографической и медицинской статистики / В.В. Паевский. М.: Финансы и статистика, 1970. С. 340.
9 Демографическая модернизация России 1900-2000 / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: «Новое издательство», 2006. С. 234.
10 Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР / Р.И. Сифман. М.: Статистика, 1974. С. 108.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
221
идеальном количестве детей в семье без учета конкретной жизненной обстановки, о числе детей, которое они предпочли бы иметь в своей семье, исходя из собственных склонностей (желаемое число детей), и о числе детей, которое они намерены иметь в своей семье с учетом конкретной жизненной ситуации и своих предпочтений (ожидаемое число детей). Так, в РСФСР лишь 3,2 % из опрошенных женщин не смогли дать определенного ответа на вопрос об идеальном числе детей в семье, 5% - на вопрос об ожидаемом числе детей, и лишь одна из десяти женщин не смогла ответить определенно на вопрос о числе детей, желаемых мужем. Таким образом, для семьи являлось обычным не просто планирование общего количества детей в семье, но и время их появления. Обследование показало, что идеальные представления о количестве детей в семье расходится с реальной практикой. Так, в Российской Федерации около 45% женщин назвали идеальной вообще семью с двумя и 37% с тремя детьми, но в собственной семье склонны были ограничиться меньшим числом детей. Более половины женщин собирались иметь только двоих детей и около 73% одного и двоих (табл. 2).
Таблица 2.
Распределение замужних женщин в возрасте 18-40 лет по идеальному и ожидаемому
числу детей (данные обследования мнений женщин о числе детей, 1969 г. по РСФСР.
Число детей Доля женщин (%), назвавших число детей Среднее
0 1 2 3 4 5 6 и более
Идеальное 0,5 1,7 45,5 36,9 9,2 2,5 1,0 2,65
Ожидаемое 1,0 17,7 55,0 18,6 4,4 2,1 1,2 2,21
Таким образом, к концу 60-х годов репродуктивный контроль стал характерным для поведения подавляющего большинства семей. Как следствие - распространение перехода к двухдетной семье. Демографический переход в России, в том числе и переход к новому, близкому к европейскому, типу репродуктивного поведения, в основных чертах был завершен. Меры же государственной поддержки семьи с детьми, предпринятые в начале 1980-х гг. и направленные на стимулирование рождаемости имели конечным итогом изменение темпов формирования семей и изменение календаря рождения.11. Плавный процесс перехода к малодетной семье был нарушен в брачных когортах, сформировавшихся в 1985-1989 гг. и 1990-1993 гг. В распределении женщин по числу ожидаемых детей произошли очень существенные изменения: при резком увеличении количества женщин планирующих 1 (с 200 до 333 на 1000 женщин), резко сократилась доля намеревающихся иметь троих и более детей (со 187 до 107 ). А в брачной когорте 1990-1993 гг. доля женщин, ожидающих в своей семье одного ребенка, впервые превысила долю ожидающих двоих детей (48% против 43%), а доля ожидающих троих и более детей составила всего лишь 5%11 12.
Таким образом, во второй половине ХХ в. произошли значительные изменения в уровне рождаемости, отразившие переход к новому типу рождаемости и репродуктивного поведения населения. Последнее выступило следствием трансформации семейных отношений и репродуктивной функции семьи, что в свою очередь является следствием длительного исторического и экономического и социо-культурного развития России.
11 Население России 1996. Четвертый ежегодный демографический доклад. М., 1997. С. 84.
12 Т ам же.
222
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
Список литературы
1. Борисов В.А. Актуальные проблемы воспроизводства населения СССР в свете решений XXVI съезда КПСС. М., 1981. - 489 с.
2. Демографическая модернизация России 1900-2000. М.: «Новое издательство», 2006. - 584 с.
3. Захаров В.С. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - С. 56-82.
4. Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине ХХ века: Историко-демографические очерки. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. - 289 с.
5. Курман М.В. Несколько замечании к статье «Задачи социальной статистики в реконструктивный период». Статистический бюллетень Ленгубисполкома. 1930. - № 27. - С.143.
6. Курс демографии. М.: Финансы и статистика, 1974. - 512 с.
7. Население России 1996. Четвертый ежегодный демографический доклад. М., 1997. - 347 с.
8. Паевский В.В. Вопросы демографической и медицинской статистики. М.: Финансы и статистика, 1970. - 479 с.
9. Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР. М.: Статистика, 1974. - 241 с.
10. Томилин С А. Демография и социальная гигиена. М.: Статистика, 1973. - 149 с.
11. Хоменко А.П. Семья и воспроизводство населения. М., 1980. - 261 с.
THE EVOLUTION OF THE DEMOGRAPHIC BEHAVIOR OF THE POPULATION OF THE USSR IN THE FIRST HALF OF THE
TWENTIETH CENTURY
E.A. Tshamrina
Starooskolsky branch of the Belgorod state national research university
e-mail: [email protected]
The article discusses the practice of intra-birth control under the influence of demographic transition Keywords: demography, fertility, family.