Научная статья на тему 'Эволюционные концепции в классической, неклассической и постнеклассической философии'

Эволюционные концепции в классической, неклассической и постнеклассической философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1451
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Н. Н., Ильин А. А.

Выполнен философский анализ основных эволюционных концепций в классической, неклассической и постнеклассической философии. Предложены основные направления формированияпостнеклассического универсализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptions in Classical, Nonclassical and Postnonclassical Philosophy

The article gives a philosophical analysis of main evolutional conceptions resulted in forming the main tendencies of postnonclassical universalism.

Текст научной работы на тему «Эволюционные концепции в классической, неклассической и постнеклассической философии»

□ □

УДК 330.38

Н.Н. Кожевников, А.А. Ильин

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ В КЛАССИЧЕСКОЙ, НЕКЛАССИЧЕСКОЙ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Выполнен философский анализ основных эволюционных концепций в классической, неклассической и постнеклассической философии. Предложены основные направления формирования постнеклассического универсализма.

Современная философия, развивая представления об эволюции, уделяет большое внимание концепции глобального эволюционизма. Нам представляется необходимым развивать систему идей, направленную на онтологизацию основных эволюционных понятий и концепций, сводящуюся к выявлению сфер, структур и сеток, связывающих эволюционные репрезентации с различного рода реальностью. Будем исходить из того, что механизмы эволюции в различных онтологических сферах различны. Выделим четыре онтологические сферы, выделяемые Н. Гартманом: неживое, живое, душевное, духовное. Рассмотрим особенности эволюции в классической, неклассической и постнеклассической философии. Рассмотрим три типа систем: малые (простые), большие саморегулирующиеся, саморазвивающиеся (согласно концепции Г.Н. Поварова) [1]. Подчеркнем, что в рамках этой концепции малые системы включают порядка 103 элементов, большие саморегулирующиеся - 106 элементов, саморазвивающиеся - 1010-1014 элементов.

Классическая философия имела дело с простыми системами, для описания которых достаточно полагать, что «суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне целого обладает одними и теми же свойствами, связи меж -ду элементами подчиняются лапласовской причинности, пространство и время предстают как нечто внешнее по отношению к таким системам, состояния их движения никак не влияют на характеристики пространства и времени» [1, с. 42].

«Все эти категориальные смыслы составляли своеобразную матрицу описания механических систем. Именно они выступали образцами малых (простых систем). Показательно, что образ часов - простой механической системы был доминирующим в науке ХУП-ХУШ вв. и даже первой половины XIX столетия. Мир устроен, как часы, которые однажды завел Бог, а дальше они идут по законам механики. Как простую механическую систему рассматривали не только физические, но и биологические, а также социальные объекты. Здесь достаточно напомнить о концепциях человека и общества П. Гольбаха, о стремлении К. Сен-Симона и Ф. Фурье отыскать закон

тяготения по страстям, аналогичный ньютоновскому закону всемирного тяготения, о первых попытках О. Конта построить теорию общества в форме социологии как социальную механику» [1, с. 43].

В первой половине XIX в. естествознание активно разрабатывало идеи эволюции, но описание исторически развивающихся систем ограничивалось, по сути, феноменологическим подходом. «В биологии такие системы описывались, скорее, феноменологически, нежели структурно (это относится и к теории Дарвина). Гегель предложил категориальную сетку, характеризующую сложные развивающиеся системы на основе саморазвития представлений о саморазвитии абсолютной идеи. Сама процедура порождения новых уровней организации в этой системе представлена им следующим образом: нечто (прежнее целое) порождает свое иное, вступает с ним в рефлексивную связь, перестраивается под воздействием «своего иного» и затем этот процесс повторяется на новой основе. Важнейшим моментом этого процесса является «погружение в основание», изменение предшествующих состояний (обогащение смыслов категорий) под воздействием новых» [1, с. 48-49]. В классической философии эволюция, рассматриваемая в онтологической сфере неживого, живого и душевного является пассивной, так что в рамках классической механики могут быть даны ответы на все возникающие вопросы.

В классической и доклассической философии наиболее полный и глубокий анализ эволюционных понятий и идей сделан в даосизме, в философской системе Г. Гегеля и в работах Г. Спенсера. Даосизм является фундаментальной философской системой, опирающейся на эволюционные идеи, а «Дао» является первоначалом, основной движущей силой, источником развития. Если природа, человек, общество обретают «Дао» они находят свой путь гармонического развития, достигают вселенской гармонии. «Человек следует велениям Земли, Земля следует велениям Неба, Небо следует велениям Дао, Дао следует само по себе» [2, с. 52].

Все грандиозная гегелевская система представляет собой развертывание, то есть развитие понятия логической идеи из её собственного начального (в логическом

смысле) состояния в абсолютно полное и завершенное, совпадающее в конечном счете с начальным. В процессе развития идеи - познании объективной мысли самой себя реализуются три ступени развития: «логика», «природа», «дух». Развитие идеи понимается Г. Гегелем в чисто логическом смысле, совершаясь вне времени и пространства. Г. Гегель исследует бытие в целом - Абсолют, который, по его мнению, обладает творческой активностью, развертыванием. Помимо Абсолюта ничего не случается, все есть мысль, все существующее есть не что иное, как момент Идеи и её развития. Идея неотделима от реального и действительного бытия, причем реальное и действительное есть само развитие Идеи, и наоборот, а Абсолют может быть представлен Идеями, развивающимися в различных сферах. Основные законы диалектики (перехода количества в качество, диалектической противоречивости, диалектического синтеза) являются компонентами единого процесса развития. Законы диалектики по Г. Гегелю реализуются в процессе эволюции окружающего мира, например, в сменяющих друг друга формах живых организмов, имеющих общие свойства, но в то же время отрицающих друг друга.

Г. Спенсер [3] первым в 1857 г. употребил термин «эволюция», так как каждый предмет или агрегат предметов испытывает какое-либо изменение. Закон общего изменения и есть закон эволюции. Эволюция Вселенной, по Г. Спенсеру, начинается с нестабильной гомогенности, однако во всех возможных случаях наблюдается прогрессивное движение к равновесному состоянию. Для синтеза всякого знания явлений необходимо найти универсальный закон взаимосвязи материи и движения, изменения степени организованности материи. Такой закон должен выводиться из постоянства существующей в мире силы, он и будет общим законом эволюции. Г. Спенсер формулирует его следующим образом: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее этому рассеивание движения, в процессе чего материя переходит из состояния относительной неопределенности, несвязанной однородности - к относительно определенной согласованной разнородности; и при этом сохранившееся движение испытывает предельную трансформацию» [3, с. 343]. Г. Спенсер исследовал преимущественно вопросы органической эволюции, в этических вопросах использовал биологонатуралистический подход, полагая, что обществу присущи те же особенности развития, что и животному миру. Он считает, что для человека эволюция может закончиться с установлением величайшего совершенства и полнейшего счастья. Таким образом, можно утверждать, что Вселенная прогрессирует, развивается в сторону улучшения.

Недостатками исследования эволюции философскими методами в пределах классического её этапа является односторонность, субстанциональность, связанная с поисками субстратов, экстраполяция законов, полученных для одной из сфер, на все явления природы, общества, человека. Эволюционные концепции этого этапа необхо-

димы для развития представлений об эволюции в целом, но не могут быть использованы для исследования уровней сложности, окружающих человека в современном мире.

Неклассической философии пришлось иметь дело уже с большими саморегулирующимися системами, имеющими целый ряд новых характеристических признаков. «Они дифференцируются на относительно автономные подсистемы, в которых происходит массовое стохастическое взаимодействие элементов. Целостность системы предполагает наличие в ней особого блока управления, прямые и обратные связи между ним и подсистемами. Большие системы гомеостатичны. В них обязательно имеется программа функционирования, которая определяет управляющие команды и корректирует поведение системы на основе обратных связей. В живой природе и обществе - это организмы, популяции, биогеоценозы, социальные объекты, рассмотренные как устойчиво воспроизводящиеся организованности.

Категории части и целого применительно к сложным саморегулирующимся системам обретают новые характеристики. Целое уже не исчерпывается свойствами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне его обладает разными свойствами. Причинность в больших, саморегулирующихся системах уже не может быть сведена к лапласовскому детерминизму и дополняется идеями «вероятностной» и «целевой причинности». Первая характеризует поведение системы с учетом стохастического характера взаимодействий в подсистемах, вторая - действие программы саморегуляции как цели, обеспечивающей воспроизводство системы. В ряде ситуаций требуется наряду с представлениями о «внешнем времени» вводить понятие «внутреннего времени» (биологические часы и биологическое время, социальное время). «Сложные саморегулирующие системы можно рассматривать как устойчивые состояния еще более сложной целостности - саморазвивающихся систем» [1, с. 45].

В современных условиях мы имеем сложное опосредованное динамическое равновесие, установившееся между мирами культуры и жизни. Среди философских подходов, развиваемых неклассической философией, на наш взгляд, следует, прежде всего, выделить эволюцию «объективного знания» К. Поппера и «универсальный эволюционизм» [4].

К. Поппер ввел понятие о «третьем мире» - мире объективного знания, который эволюционирует по своим собственным законам, философский анализ которых рассмотрен в одной из наших работ [4, с. 56]. Глобальный эволюционизм развивает представления о целостном эволюционном процессе, в ходе которого последовательно порождаются и развиваются первоначально объекты неорганического мира, затем органического мира и, наконец, мира социальных систем.

Перспективы развития глобального эволюционизма в российском варианте связываются с последовательной

конкретизацией следующих идей. 1) Глобальный эволюционизм ориентирован на теоретическое воспроизведение, прежде всего, «исторической» составляющей космогенеза, связанной с порождением все большего разнообразия объектов, с возникновением все более сложных форм. 2) В качестве исходных объектов анализа вводятся «эволюционы» - сложные системы с эволюционной са-модетерминацией (ноосфера, биосфера, гидролитоатмос-фера, тесно взаимосвязанные между собой, в том числе и преемственностью), а глобальная эволюция рассматривается как последовательное порождение все новых эволю-ционов. 3) Историческое развитие эволюционов рассматривается как коэволюционный процесс, происходящий в пределах более масштабных систем и существенно предопределенный ограничениями и особенностями этой среды. 4) В ходе глобальной эволюции особое внимание привлекают этапы, смена которых может происходить скачкообразным и очень неоднозначным образом [5, с. 266-267].

В Глобальном эволюционизме Вселенная, человек, общество рассматривались на основе философских и естественно-научных концепций середины XX столетия. При этом широко использовались методы системного и логического анализа, естественно-научные основания социологических подходов, астрономические концепции в значительной степени развивали последовательный ряд идей Н. Коперника, И. Кеплера, И. Ньютона, А. Эйнштейна, что позволяло рассматривать Вселенную в качестве единой суперсистемы. В современной науке, астрономия снова, как в XVII веке, сформулировала комплекс идей, который может стать основанием новой научной парадигмы, которая станет парадигмой саморазвития, парадигмой нового постнеклассического универсализма.

Саморазвивающиеся системы изучаются постнеклассической философией и характеризуются развитием, в ходе которого происходит переход от одного типа саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. Причем каждый такой уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую целостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы. Вместе с тем перестраивается блок управления, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей.

Сложные саморазвивающиеся системы характеризуются открытостью, обменом веществ, энергией и информацией с внешней средой. В таких системах формируются особые информационные структуры, фиксирующие важные для целостности системы особенности её взаимодействия со средой («опыт» предшествующих взаимодействий), эти структуры выступают в функции программы поведения системы.

К сложным саморазвивающимся системам относятся биологические объекты, рассматриваемые не только в аспекте их функционирования, но и в аспекте развития; объекты современных биотехнологий и прежде всего генетической инженерии, системы современного проектирования, когда берется не только та или иная технико-технологическая система, но еще более сложный развивающийся комплекс - человек-технико-технологическая система, плюс экологическая система, плюс культурная среда, принимающая новую технологию. К саморазвивающимся системам относятся современные сложные компьютерные сети, предполагающие диалог человек-компьютер, глобальная паутина - ЮТБКЫБТ. Наконец, все социальные объекты, рассмотренные с учетом их исторического развития, принадлежат к типу сложных самораз-вивающихся систем. Идея эволюционных объектов активно разрабатывается в рамках термодинамики неравновесных процессов и синергетики.

Здесь уже необходимо, но недостаточно зафиксировать наличие системного качества целого, а следует дополнить это понимание идеей изменения видов системной целостности по мере развития системы. Появляются представления, что вещи возникают в результате определенных взаимодействий. Вещь-система предстает в качестве процесса постоянного обмена веществом, энергией и информацией с внешней средой, как своеобразный инвариант в варьируемых взаимодействиях со средой. А усложнение системы в ходе развития, связанное с появлением новых уровней организации, выступает как смена одного инварианта другим, как процесс перехода от одного типа саморегуляции к другому, Процессуальность объекта (системы) появляется здесь в двух аспектах: и как саморегуляция, и как саморазвитие.

Освоение саморазвивающихся систем предполагает новое расширение смыслов категории «причинность», которая связывается с представлениями о превращении возможности в действительность. Случайные флуктуации в фазе перестройки системы (в точках бифуркации) формируют аттракторы, которые в качестве своего рода программ-целей ведут систему к некоторому новому состоя -нию и изменяют возможности (вероятности) возникновения других её состояний. Спектр направлений эволюции системы после возникновения аттракторов трансформируется, некоторые, ранее возможные направления становятся закрытыми. Возникновение нового уровня организации как следствия предшествующих причинных связей оказывает на них обратное воздействие, при котором следствие функционирует уже как причина изменения предшествующих связей (кольцевая причинность). В процессе дифференциации системы и формирования в ней новых уровней возникают своеобразные «пространственно-временные окна», фиксирующие границы устойчивости каждого из уровней и горизонты прогнозирования их изменений» [1].

В современных условиях сложное опосредованное

динамическое равновесие установилось между мирами культуры и жизни. Человек может оказывать воздействие на многие виды текущей деятельности человечества, направлять их определенным образом. Это будет способствовать интеграции естественно-научного и гуманитарного знания, сформирует общие для науки и культуры подходы. Постнеклассическая философия позволяет в настоящее время обосновать универсально-синтетический подход к обоснованию философских концепций эволюции.

Современные концепции эволюции как механизмы формирования постнеклассического универсализма

Система идей, направленная на онтологизацию основных эволюционных понятий и концепций, позволяет использовать наиболее перспективные подходы, выявленные в рамках отмеченных выше этапов развития философии, благодаря сравнению друг с другом соответствую -щих им идей. Выделим три структурно-временных образования, характеризующих процессы развития и коррелирующие с эволюцией: 1) История развития, рассматриваемая в виде временной последовательности развития событий, где развитие каждого этапа протекало в зависимости от конкретных, часто случайных факторов. 2) Непосредственно эволюция, представляющая собой общую схему структурных изменений. 3) Совокупность функционально-структурных характеристик, в которой нет связи с реальным ходом происходящих событий.

В этой схеме эволюция оказывается посредине между непосредственно историей развития и совокупностью функционально-структурных характеристик всех этих процессов. Подходы, развиваемые в постнеклассической философии, способны учесть взаимодействие всех этих видов процессов, так же как и все три уровня структурновременного образования. Для этого необходимо совместить системно-синергетический и конструктивистский [6] подходы.

Синергетика - это междисциплинарный подход, занимающийся проблемами самоорганизации сложных открытых систем. Под самоорганизацией принято понимать усложнение временной, пространственной или функциональной внутренней структуры подобной системы в процессе эволюции, протекающее по правилам внутренней функциональной среды, присутствующим в системе, без специфического, навязываемого извне воздействия. Синергетику таким образом можно рассматривать как теорию возникновения новых качеств на микро- и макроуровне и сделать вывод, что эволюция невозможна без процессов самоорганизации. Но в то же время эволюция -это не только самоорганизация. Эволюционными могут быть и регрессивные, и навязанные извне изменения. Особенности систем, способных к самоорганизации, можно распространить и на критерии эволюционирующих систем. Одно из условий устойчивого эволюционного

процесса - наличие прогрессивных изменений и возникновение принципиально новых свойств системы.

Важнейшим направлением современной синергетики является формулировка эволюционных правил запрета, что способствует значительному сужению возможных направлений развития и соответствующих им направлений научного поиска. Условием способности к эволюционированию является способность обмениваться с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Любой эволюционный процесс выражается цепью сменяющихся противоположных качеств - состояний порядка и хаоса, соединенных фазами перехода от порядка к хаосу (разрушения) и от хаоса к порядку (самоорганизации). Фаза становления связана с понятием бифурка-

ции или катастрофы - скачкообразном изменении состояния системы. Точки бифуркации связаны между собой стадиями стабильного развития (порядка) [7].

В исследовании процессов самоорганизации важную роль играет явление эволюционного катализа. Катализ -явление, характерное для отдельных самоорганизующихся систем. В основе эволюционного катализа лежит концепция элементарных открытых каталитических систем. Она не только выделяет особые неравновесные объекты, способные к самоорганизации, динамическому обмену веществ и химической эволюции, но и вскрывает движущие силы, причины самоорганизации, устанавливает количественные меры самоорганизации и прогресса. На материале катализа удалось установить связь явлений самоорганизации и саморазвития, увидеть управляющие ими законы, общие для всех уровней развития материи [8].

Важное понятие в синергетике - поле путей развития. Сложные системы обладают богатым спектром направлений эволюции. Следствие этого - неоднозначность будущего, существование неустойчивости, связанной с выбором пути развития. Социальные системы так же, как и любые другие, имеют несколько альтернативных путей эволюции. Количество путей в поле развития велико, но не бесконечно. Спектр аттракторов не является сплошным. Не все состояния системы являются достижимыми в процессе эволюции.

Эволюция, согласно синергетике, имеет дискретную природу. В поле эволюции выделяется конечное число аттракторов - элементарных единиц развития системы в синергетике. Выделяются различные ярусы природного атомизма - носители физической, генетической биологической, космической эволюции. Элементарные единицы

- это элементарные частицы, атомы, молекулы на физическом ярусе; нуклеотиды и гены на генетическом ярусе; клетки, организмы, популяции на биологическом ярусе, звездные и планетарные системы на космическом уровне. Атомом социальной эволюции можно назвать личность отдельного человека. На различных уровнях организации объектом эволюции являются различные «атомы». При помощи атомистики выделяются общие закономерности

атомистики на разных уровнях организации, например, -общие принципы физики и генетики [9].

Человеческая интеллектуальная активность понимается как природный механизм, появляющийся в результате естественной природной эволюции в качестве эффективного средства ее самоосуществления. Интеллект можно назвать инструментом самоорганизации природы [10]. В процессе эволюции биологических систем действует культурно-генетический фактор, направляющий и интегрирующий развитие. Возникновение, формирование и функционирование индивидуальных представителей биологических систем происходит в прямой или опосредованной связи с популяцией и предполагает неединичность особи. При этом действия каждой отдельной особи становятся значимыми, целесообразными для выживания, характеризующими организм как самоорганизующуюся систему. Качество среды, осуществляющее взаимосвязь с популяцией, имеет значение только при наличии объекта воздействия - индивидуальной особи. В социальной эволюции эту функцию выполняет явление культуры [11].

Детерминация процессов эволюции из будущего. Ход процессов развития зависит более от будущего, чем от прошлого. Развитие направляется структурой аттракторов эволюции. Спектр аттракторов определяет поле возможных путей эволюции. Синергетика изучает принципы управления, экономии и управления эволюцией. Один из важных выводов синергетики заключается в том, что слепой отбор - не единственный возможный механизм в эволюции сложных систем. Известно, что живая природа научилась сокращать пути эволюции путем матричного копирования ДНК. Подобный механизм для открытых нелинейных систем называется резонансным возбуждением.

При помощи синергетики можно выявлять законы объединения сложных структур. Сложные, разновозрастные структуры, развивающиеся в различном темпе, согласно этим законам могут коэволюционировать. Объединение и коэволюция возможны не для любых структур. Существует ограниченный набор способов объединения эволюционного целого [12].

Синергетика может служить в качестве нетрадиционной методики прогнозирования результатов процесса эволюции. С этих позиций открывается взгляд на открытое, достижимое будущее. Точное предсказание результатов эволюции невозможно, но в то же время они не являются произвольными. Для всякой сложной системы существует дискретный спектр аттракторов ее эволюции. Аттракторы - это возможные устойчивые состояния эволюционирующей системы в будущем. Этот спектр определяется свойствами системы и окружающей среды. Факторы эволюции влияют на вероятность выбора определенного направления развития. Из-за наличия неизбежных элементов хаоса, флуктуаций, странных аттракторов глубина возможного прогнозирования будущего ограничена по времени [13].

Большие перспективы среди современных эволюционных концепций имеет синергетическая модель социокультурной эволюции, последовательно исследующая изменения в религиях, идеологиях, сфере нравственности; эволюцию фундаментальной науки; смену технологических укладов; циклы геополитической обстановки [14]; динамику художественной жизни [15]. Все эти циклы и последовательные изменения требуют более гибких и многосторонних подходов, по сравнению с предлагаемыми в глобальном эволюционизме. Современное состояние различных культур, система их взаимодействий, так же как и состояние человечества в целом, характеризуются нестабильностью порожденной глобальной бифуркацией охватившей все эти процессы. Поэтому следует ориентироваться на ростки нового универсализма, который будет определять эволюцию человечества через двадцать-тридцать лет.

Одной из основных составляющих современного эволюционизма будет одновременность биологической и технологической эволюций, обстоятельное философское исследование которого было проведено С. Лемом [16]. Главные закономерности в той и в другой эволюциях изобилуют поразительными совпадениями, развитие которых породило концепцию коэволюции. Однако последняя содержала в себе слишком много недостатков, чтобы вписаться в современный универсализм. Временные масштабы двух этих эволюций различаются на много порядков, так же как и определяющие их основные механизмы. Поэтому понятие коэволюции будет нами рассматриваться в более сложном контексте, опирающемся на взаимодействующую систему планетарно-цивилизационных оболочек, так что две отмеченные выше эволюции будут вза -имодействовать друг с другом опосредованно, через достаточно сложную конструкцию промежуточных систем.

Важнейшей эволюционной тенденцией является также развитие наших когнитивных способностей. Когнитивная информация создается на основе сигналов, извлекаемых из окружающей среды и внутренних структур организмов, и перерабатывается когнитивной системой живых существ. Когнитивные программы представляют собой логические устройства, управляющие только логическими свойствами физических устройств или материальных процессов, протекающих в нейронных сетях нервной системы живых существ на молекулярном, генетическом, нейронном (клеточном) и т.д. уровнях. По своей природе эти логические свойства являются эмерджентными по отношению к физическим свойствам сконструированных людьми искусственных интеллектуальных устройств или физико-химическим, нейробиологическим и нейрофизиологическим свойствам живых биологических систем, нервных тканей мозга [17]. Наша дальнейшая эволюция будет опираться на когнитивные способности отдельных личностей и человечества в целом, которые будут незаменимыми при формировании общепланетарных культурных, социальных, политических сетей, обеспечении их

взаимодействия с планетарно-цивилизационными земными оболочками.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие основные идеи эволюции в современных условиях.

1. Самоорганизационно-конструктивистский подход, предполагающий рассмотрение эволюционных процессов на Земле, одновременно происходящих в двух противоположных направлениях и с различной интенсивностью процессов сборки и распада (разрушения). На каждой стадии эволюции осуществлялась сборка принципиально новых видов систем, которые затем являлись «строительным материалом» для формирования новой стадии эволюции. Самоорганизационно-конструктивистский подход рассматривает эволюционный процесс как конвергентный и скачкообразный, зависящий от «строительного материала», окружающей среды, продолжительности сборки. На каждом новом этапе возникают виды, характеризующиеся большими сложностью, устойчивостью, более совершенными механизмами управления. Это тем более важно, что большинство концепций существующих в настоящее время имеет дивергентный и скачкообразный характер. Самоорганизационно-конструктивистский подход допускает параллельное развитие, одновременную самосборку по нескольким направлением.

Параллельная самосборка систем на различных иерерхических уровнях значительно ускоряет эволюционные процессы, что и наблюдается в природе и может быть использовано в развитии общества. Классический пример здесь: для появления эукариотических клеток понадобилось 2 миллиарда лет, тогда как для появления рода Homo sapiens - всего 1 миллиард. Особое значение параллельная самосборка приобретает для согласования биологической и техногенной эволюции, что может быть осуществлено через согласование ритмов развития, различных природных и общественных систем, впервые осознанное в даосизме. Если будет найдено подобное согласование ритмов, то человечество сумеет гармонизовать свое развитие, если нет - то его ожидает деградация и гибель.

2. Гармонизация развития представляет собой гораздо более широкую и глубокую проблему, чем параллельная самосборка или когерентное согласование ритмов. Здесь открывается наиболее плодотворное поле деятельности для развития апофатического подхода. Вместо ясных и четких схем планетарно-галактического устройства Вселенной современная астрономия переносит основное внимание на «темную материю», которую на современном этапе развития науки можно исследовать только через присущие ей ритмы и косвенные признаки. Большое значение приобретает экологическая гармонизация - оптимизирующая связи систем с окружающей их средой, что должно стать фундаментальным принципом развития техногенного мира.

3. Катализация общественного развития и связанная

с совершенствованием человека. Катализ, ферментация были фундаментальным свойством эволюционного развития в мире живого и неживого. В современных условиях катализация становится основным принципом духовного развития, формирования диалога между отдельными личностями и культурами. Не существует иных способов выравнивания темпов развития, согласования процессов на различных уровнях развития личности, общества и культуры. Основанием подобной катализации становятся сети, формирующиеся на основе планетарно-цивилизационных оболочек. Подобные сети и будут направлять все остальное развитие, обеспечивать переплетение и взаимное дополнение процессов, формировать недостающие ресурсы, перераспределять ресурсы имеющиеся.

Литература

1. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы: стратегии познания и деятельности // В трудах Ш Российского философского конгресса: Пленарные доклады. Ростов-на-Дону, 2003. С. 42-65.

2. Лао цзы Дао дэ цзин (Книга о пути и силе). Новосибирск, 1995. 153 с.

3. Spencer H. First Principles. N.Y., 1880. 373 p.

4. Ильин A.A., Кожевников Н.Н. Философский анализ основных аспектов эволюции // Вестник ЯГУ. 2005. Т. 2. № 1. С. 52-59.

5. Крушанов А.А. Глобальный эволюционизм // Глобалистика: Энциклопедия. М.: Радуга, 2003. С. 266-267.

6. Франчук В.И. Универсальные механизмы эволюции // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 167-176.

7. Буданов В.Г. Междисциплинарные технологии и принципы синергетики: проблемы и коррективы // Синергетика. Труды семинара. Выпуск 1. М.: МГУ, 1998. С. 5.

8. Руденко А.П. Роль эволюционного катализа в решении проблемы самоорганизации и синергетики, в установлении количественной меры самоорганизации и прогрессивности эволюции // Синергетика. Труды семинара. Том 4. Естественнонаучные и гуманитарные аспекты. М.: МГУ, 2001. С. 19.

9. Захидов С.Т. Генетическая атомистика или квантовая природа самоорганизации органического мира // Синергетика. Труды семинара. Выпуск 1. М.: МГУ, 1998. С. 136.

10. Суворов В.В. Эмерджентная экспликация - реальный феномен и принцип // Синергетика. Труды семинара. Том 4. Естественно-научные и гуманитарные аспекты. М.: МГУ, 2001. С. 226.

11. Суворов В.В. Культурная среда как фактор формирования самоорганизующихся систем с интеллектом // Синергетика. Труды семинара. Выпуск 1. М.: МГУ, 1998. С. 224.

12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Будущее и его горизонты: синергетическая методология в прогнозировании // Синергетика. Труды семинара. Том 4. Естественно-научные и гуманитарные аспекты. М.: МГУ, 2001. С. 5.

13. КнязеваЕ.Н, Курдюмов С.П. Синергетика об условиях развития сложных систем // Синергетика. Труды семинара. Выпуск 1. М.: МГУ, 1998. С. 37.

14. Лесков Л.В. Синергетика культуры // Вестник МГУ. 16. Лем С. Сумма технологии / Пер. с польского. М.: «Изд.

«Философия». 2004. № 4. С. З5-57. АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002. 668 c.

15. Лесков Л.В. Синергетика культуры (продолжение) // 17. Меркулов И.П. Эволюционируют ли наши когнитив-

Вестник МГУ. «Философия». 2004. № 5. С. 14-З5. ные способности? // Вопросы философии. 2005. № З. С. 92-102.

N.N. Kozhevnikov, A.A. Ilyin

Evolutional Conceptions in Classical, Nonclassical and Postnonclassical Philosophy

The article gives a philosophical analysis of main evolutional conceptions resulted in forming the main tendencies of postnonclassical universalism.

■4ННГ

УДК 911.10

Г.Н. Максимов

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СЕВЕРНЫХ ПРОБЛЕМ

В аспекте глобализации рассматриваются вопросы экономики (горная промышленность, морской промысел, энергетика, транспорт, туризм) коренных народов северной полярной области Земли.

Под глобальными проблемами подразумеваются проблемы, имеющие решающее значение для судеб человечества. Появление их во второй половине XX столетия связано с:

- научно-техническим прогрессом (в частности, развитием наукоемких технологий), который привел к взрывообразному развитию промышленности, что, в свою очередь, привело к расширению использования природных ресурсов, включая возможности исчерпания их;

- демографическим взрывом, что привело к скачку урбанизации, увеличению производства потребления продовольствия и других продуктов жизнеобеспечения до кризисных размеров;

- качественным и количественным ростом вооружения, что привело к возможности уничтожения всего человечества;

- ростом мобильности населения и информатизацией, что явилось угрозой уменьшения разнообразия (в том числе исчезновения культур и даже языков) как фактора устойчивости цивилизации;

- превышением загрязнения окружающей среды над всеми возможно допустимыми нормами, приведшим к угрозе самого существования живого.

Все эти, возможно и другие, здесь не названные новые условия бытия человечества стали вовлекать в сферу глобализации все новые явления. Начавшись только с угрозы мировой ядерной войны, экологии и продовольствия, глобализация охватывает все новые и новые стороны жизни людей нашей маленькой планеты.

Поэтому появляется возможность рассмотреть воп-

рос о глобализации проблем Арктики и северных территорий вообще (циркумполярных территорий). Раньше “макушка” Земли рассматривалась в глобальном аспекте только с точки зрения природных балансов. Северная полярная область является глобальным “холодильником” в межширотном обмене теплом. В этом смысле она является планетарной “кухней” погоды и климата, составляя одно из звеньев общей циркуляции атмосферы. Таким же образом Северный Ледовитый океан является составной частью мировой циркуляции гидросферы в системе океанических течений и речного стока. Мировое значение в балансе воды имеет и лед Арктики - 8,8 млн кв. км морского и около 3 млн кв. км континентального и горного льда. Значение имеет и животный мир полярной области как область гнездования многочисленных перелетных птиц, как область обитания животных моря и суши, морских, пресноводных и полупроходных рыб, составляющих определенную биомассу планеты и генофонд живых организмов.

Целью настоящего материала является попытка вскрытия отдельных сторон общественного бытия человека в запредельных (экстремальных) и краевых (маргинальных) условиях Севера как части глобальной стратегии нашей общечеловеческой цивилизации.

Поиск путей развития «северов» после краха индустриальной модели их развития, которая была скопирована с “материка”, является важнейшим направлением исследований для стран, имеющих северные территории. Об этом крахе на основе солидных и верифицированных официальной статистикой материалов пишет А.Н. Пет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.