Научная статья на тему 'Эволюционная модель развития человеческого капитала как важнейшего ресурса социально-экономической модернизации Российской экономики'

Эволюционная модель развития человеческого капитала как важнейшего ресурса социально-экономической модернизации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / EVOLUTIONARY-INSTITUTIONAL APPROACH / HUMAN CAPITAL / QUALITY OF LIFE / CREATIVE POTENTIAL / ECONOMY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефремова Юлия Евгеньевна

В данной статье рассмотрены проблемные вопросы развития человеческого капитала, расширено содержание понятия «знания» как одной из составляющих человеческого капитала. Выявлены некоторые проблемы качества жизни общества, связанные с негативным мышлением и пессимистическим отношением к будущему с позиции эволюционно-институционального подхода. Предложены рекомендации по расширению созидательного творческого потенциала человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ефремова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION MODEL OF DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS THE MOST IMPORTANT RESOURCE OF SOCIAL-ECONOMICAL MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY

This article discusses problem issues of development of human capital, expands the contents of the notion of «knowledge» as one of the components of human capital. Some issues of the quality of life of the community related to negative thinking and pessimistic attitude to future from the position of evolutionary-institutional approach have been found. Recommendations on the expansion of constructive creative human potential have been suggested.

Текст научной работы на тему «Эволюционная модель развития человеческого капитала как важнейшего ресурса социально-экономической модернизации Российской экономики»

ЕФРЕМОВА Ю.Е.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ВАЖНЕЙШЕГО РЕСУРСА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОСС ИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В данной статье рассмотрены проблемные вопросы развития человеческого капитала, расширено содержание понятия «знания» как одной из составляющих человеческого капитала. Выявлены некоторые проблемы качества жизни общества, связанные с негативным мышлением и пессимистическим отношением к будущему с позиции эволюционно-институционального подхода. Предложены рекомендации по расширению созидательного творческого потенциала человека.

Ключевые слова: эволюционно-институциональный подход, человеческий капитал, качество жизни, творческий потенциал, экономика России.

EFREMOVA Уи.Е.

THE EVOLUTION MODEL OF DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS THE MOST IMPORTANT RESOURCE OF SOCIAL-ECONOMICAL MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY

This article discusses problem issues of development of human capital, expands the contents of the notion of «knowledge» as one of the components of human capital. Some issues of the quality of life of the community related to negative thinking and pessimistic attitude to future from the position of evolutionary-institutional approach have been found. Recommendations on the expansion of constructive creative human potential have been suggested. Keywords: evolutionary-institutional approach, human capital, quality of life, creative potential, economy of Russia.

В современных условиях развитие и модернизация экономики в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Экономическая эффективность производства определяется использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и навыков, технологий и методов управления. Главной движущей силой развития постиндустриального общества становится человек. Образование, квалификация и опыт людей определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества. Уровень интеллектуального потенциала работников определяет возможность для той или иной страны занять соответствующее место в мировой экономике [1-6].

Для полной и развернутой характеристики человеческого капитала необходимо использовать функциональный подход, то есть рассматривать понятие с точки зрения его конечного целевого использования. Данный подход позволяет охарактеризовать человеческий капитал как совокупность знаний, навыков и способностей, используемых человеком в сферах общественного воспроизводства. Высокопроизводительная деятельность способствует росту доходов (заработков) работника. Данная закономерность стимулирует накопление нового запаса знаний и навыков путем вложений в образование, здоровье и т. д., чтобы в будущем вновь эффективно его применять.

Важнейшими чертами работника постиндустриального общества становятся его интеллектуальность, быстрая восприимчивость к инновациям и образовательная мобильность. Данные черты взаимозависимы и дополняют друг друга. Все большее число работников в течение своего рабочего дня заняты интеллектуальным трудом, решением задач проблемного типа, поиском и использованием необходимой информации. Кроме того, меняется и интенсивность интеллектуального труда на том же рабочем месте. Быстрая восприимчивость работника к инновациям заключается в его способности воспринимать, понимать и уметь использовать новации в экономике. Образовательная мобильность работника представляет собой потребность и способность человека к непрерывному образованию.

Данные уже устоявшиеся характеристики работника постиндустриального общества необходимо дополнить теми характеристиками, которые помогут человеку жить гармонично с собой и окружающим миром. Попробуем составить портрет человека будущего или человека, обладающего новыми, необходимыми для счастливой жизни знаниями (Человека Знания). Это светлый, доброжелательный, здоровый, уверенный в себе человек, которому интересно жить. Он творчески решает жизненные задачи, растет, развивается, пребывая в состоянии самодостаточности, всегда открыт для нового, готов меняться, гибок и оптимистично смотрит в будущее, он искренен и весел, верит себе и верит в себя, понимает свою истинную природу, любит

Ефремова Ю.Е.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ВАЖНЕЙШЕГО РЕСУРСА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ - МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ -

себя и Мир.

Важным моментом здесь является то, что развитие человека должно подразумевать возможность жить долгой, здоровой и творческой жизнью, — жизнью, наполненной духовностью и нерушимыми принципами этики по отношению к другим людям, что в конечном счете приведет к устойчивому развитию на планете.

Одной из составляющих человеческого капитала являются знания. Но какие это должны быть знания? Многие ученые предполагают, что профессиональные, которые помогут достичь материального благосостояния. Однако огромное количество проведенных исследований [6— 8] нам показывает, что конечная цель большинства людей не быть богатыми, а быть счастливыми и здоровыми, прожить долгую и полноценную жизнь. Сейчас многие люди ищут новые пути, свое предназначенье, устремлены к гармонии, задают глубокие вопросы, хотят лучше узнать себя. У таких людей появляется стремление жить более полной жизнью, наполненной чувствами, внутренними радостными состояниями, дающими уверенность; возникает умение слушать свою Душу, принимать решения Сердцем, ощущать мудрость всего происходящего в этом мире. Знания, которыми должен обладать человек постиндустриального общества, должны быть намного шире его профессиональной деятельности.

Хорошо знакомый нам физический мир — это мир следствий, и многие ошибочно ищут понимания происходящих событий умом, просто проводя логический анализ происходящего, опираясь на свой опыт. При таком подходе к жизни мы часто чувствуем, что Истина как бы ускользает из поля нашего внимания, и мы упускаем духовный смысл эволюционных уроков-событий, которые с нами происходят. Современный Человек Знания должен владеть огромным арсеналом информации о причинно-следственных связях между мыслями, переживаниями, убеждениями и событиями нашей жизни, о мощнейшей силе мысли, о духовной нравственности, о необходимости постоянного самосовершенствования.

Самосовершенствование — это работа над улучшением качества жизни, работа по управлению и сознательному контролю над всеми жизненными процессами. Это определенные усилия, направленные на совмещение потребностей и душевных предпочтений. В конечном счете это поможет человеку в духовном становлении своей личности, в определении того, что должно быть главным, а что второстепенным.

Говоря о качестве жизни общества, нужно начинать с субъективной удовлетворенности жизнью самим человеком. Для этого необходимо выработать у людей позитивное мышление, направленное на созидание, а не на разрушение, на самопознание и саморазвитие. Начинать формировать такое мышление необходимо с детства родителями, а потом учителями, расширив перечень преподаваемых предметов. В школе необходимо изучать сокровища вневременной мудрости, исследования в области человекознания и природознания, то есть знания о гармоничном существовании человека в трех мирах: физическом, душевном и духовном. Именно в школе уже нужно начинать объяснять детям, как согласовывать внешний и внутренний миры человека, как разрешать конфликт между умом и сердцем, словом и делом, желанием и долгом, запретом и свободой, чувствами и мыслями.

Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование должны стать фундаментом развития человека, источником его личных и творческих успехов. Развитие духовности же позволит сделать собственную жизнь и жизнь окружающих человека людей лучше, гармоничнее и счастливее. В данном контексте духовность — это не монашеский аскетизм, а неутомимый, приносящий удовлетворение труд среди множества людей, позволяющий открывать дух сотворчества, взаимопомощи и созидания.

У Людей Знания возникает новый вид внутренней психической энергии, который побуждает человека к развитию, к расширению своего созидательного творческого потенциала. У такого человека все желаемое происходит быстрее, легче, интереснее и при минимальных усилиях.

Результаты исследований [9] изучения качества жизни доказывают, что мир движется к признанию приоритета ценностей более важных, чем материальное благополучие. На первые места выбиваются: устойчивое развитие, здоровый образ жизни, сохранение окружающей среды, развитие личности, духовное совершенствование.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая 34 ведущие рыночные страны мира, решила попробовать провести революцию в оценке благосостояния стран. Были выделены параметры и факторы для определения благополучия человека. И самое поразительное то, что главенствующий показатель человеческого благополучия (удовлетворенность жизнью) ОЭСР поставила на последнее место:

1. Доход и богатство

2. Занятость и заработки

3. Жилье

4. Состояние здоровья

5. Работа и жизненный баланс

6. Образование и умения

7. Социальные связи

8. Гражданская активность

9. Качество окружающей среды

10. Личная безопасность

11. Субъективное благополучие (удовлетворенность жизнью, баланс оценки жизни: больше позитивных, чем негативных оценок жизненных ситуаций)

А ведь именно с субъективного благополучия и надо начинать. Парадокс современности заключается в том, что людям нравится постоянно жаловаться на жизнь, негативно оценивать множество жизненных ситуаций. И к сожалению, большинство из нас не понимают, что многое в жизни мы формируем сами: мы программируем себя на успех или болезнь, мы вовлекаем себя в конфликты, сами того не желая, хотя можно было бы по-другому решить многие вопросы, для пользы и блага самому себе и окружающим. В данной ситуации Человеку Знания просто необходимо освободиться от условностей, навязанных обществом, и страха перед будущим. Для этого надо кардинально поменять картину мира в собственном сознании, отношение к жизни и к другим людям. Ведь все события, которые с нами происходят, даны нам для того, чтобы мы справились с ними достойно. Законы нашей жизни очень интересны, жизнь похожа на математику: ставит перед нами те или иные задачи, создает для нас разные ситуации и наблюдает, как мы эти задачи решим — правильно или неправильно; как выйдем из различных ситуаций — достойно или озлобившись. Каждое событие, каждая ситуация — это возможность собственного преображения:

- Всегда думать о том, что вы говорите. Слово — это сильнейший инструмент, который может причинять вред.

- Если вас кто-то оскорбляет, это его проблема, а не ваша. Никогда не стоит оскорбляться.

- Не следует представлять себе заранее негативное развитие событий, а своим страхам и выдумкам позволять превращаться в уверенность.

Это лишь маленький список позитивных соглашений с самим собой, которые необходимо иметь каждому Человеку Знания, без них невозможно оставаться невозмутимым и сохранять жизнелюбие в нашем непростом мире. Ведь именно наше внутреннее психическое состояние формирует обстоятельства нашей внешней жизни в социуме.

На предприятиях целесообразно ввести в штат работника, который заменил бы общепринятого психолога. Это должен быть человек или в крупных компаниях даже отдел специально обученных профессионалов, которые с помощью тренингов и личных консультаций настраивали бы людей на позитивное мышление, помогали бы справляться со стрессами и легче переживать конфликты.

Такие специалисты должны принципиально отличаться от нынешних психологов. Психология в данном случае — слишком узкое понятие. Новые мастера созидательной жизни должны быть высококлассными профессионалами, которые будут учить работников творчески управлять своей жизнью через управление своим мировоззрением, формировать желаемые события, реализовывать намерения, достигать своих целей, несущих благо человеку и миру в целом. В качестве примера можно привести некоторые постулаты, с помощью которых данные специалисты будут работать:

- Человек Знания не может причинить вред другим людям;

- наши обидчики рассказывают нам о том, что мы сами в себе не видим;

- причины энергетических потерь — это отсутствие знаний о том, как работает сила времени;

- конфликт — это сопротивление происходящему, неготовность принять другие варианты, не совпадающие с мнением конкретного человека. За внешним конфликтом всегда стоит внутренний конфликт;

- куда мысль, туда и энергия. Посылаемые в мир мысли обладают огромной созидательной или разрушительной силой. Хочешь что-то поменять — поменяй мысль, начни думать по-другому, и т. д.

Главное, на что должен настраивать такой специалист, это на жизнь в ладу с собой и Миром. На то, что человек должен излучать добро и любовь, а осуждения, чувство вины, страхи, гнев, обиды бумерангом возвращаются человеку проблемами в личной жизни и проблемами со здоровьем. Если изменить свой внутренний мир, тогда по закону отражения изменится внешний мир человека.

Позитивный настрой, несомненно, будет повышать качество жизни человека. К сожалению, в современном российском обществе забыты нравственные ценности, законы этики по отношению друг к другу, люди не понимают, чего они хотят, размыты идеалы. В советские времена была прекрасная «сказка» о светлом будущем — коммунизме. «Сказку» отняли, а взамен народ ничего не получил, кроме открытого занавеса с видом на западные страны, где миром в основном правят только деньги. В результате мы почти поголовно стали рабами благо-

Ефремова Ю.Е.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ВАЖНЕЙШЕГО РЕСУРСА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ - МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ -

состояния, а невозможность быстро и легко его достичь делает нас конфликтными, озлобленными и жестокими к себе и к окружающим. У нас появляется желание найти виновных, не простить, а отомстить, желание быть значимым, потребность навязать свою точку зрения, уныние, претензии, зависимость от мнения других, от их благодарности. Основными мотивами принятия решений стали страх, желание выжить, самоутвердиться, борьба за жизнь. Не слушая свое сердце, многие из нас отказываются от мечты, работают ради денег, молчат ради карьеры, идут на сделку с совестью из чувства долга. Возникает ощущение какой-то обреченности, как будто у нас нет выбора. К сожалению, все эти моменты мешают просто жить и быть счастливыми.

Новая программа жизни должна создаваться новой Мыслью, которая содержит в себе новые высокочастотные вибрации добра, любви и процветания. Другими словами, создание новых образов, несущих позитивные, благородные цели, будит «спящее» творческое состояние человека. Такое созидательное мышление будет порождать и поддерживать в человеке творческие процессы управления своей жизнью, формировать желаемое с помощью мыслеформ, несущих добро самому человеку и обществу. Позитивные мысли позволят очистить внутренний мир, откроют способность переключить разрушительные мысли и желания. Все вселенские законы эволюционного развития универсальны, и это не ограничения, а возможности открыть человеку его силу и ресурсы. Внутри каждого из нас есть глубинное знание о том, как устроен этот мир. Это знание о духовных законах Вселенной, о естественных причинно-следственных природных связях, о закономерностях движения энергий во внешнем мире, а также об отображении законов в нашем внутреннем пространстве [3-6].

Самосовершенствование позволит человеку раскрыть его потенциал в творчестве. Проявление работниками креативности необходимо всячески поощрять в организациях, интересоваться всеми нововведениями, которые предлагают кадры. А авторы тех инноваций, которые оказались действительно рациональными, должны быть щедро вознаграждены материально.

С этой точки зрения тенденция развития «человеческого капитала» позволяет сделать важнейший вывод: ориентация на творческий труд, на возможность прожить долгую здоровую жизнь, наполненную духовностью и принципами этики по отношению друг к другу, требует системы отношений, которая названа «экономикой для человека» или экономикой человеческого благополучия.

Литература

1. Цветков В. А., Янкаускас К. С. Человеческий капитал и связанные с его развитием возможности и риски для модернизации и экономической безопасности России //Модернизация и экономическая безопасность России: Т. 3. Под ред акад. Н. Я. Петракова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — С. 35.

2. Цветков В. А., Зоидов К. Х. и др. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М.: ЦЭМИРАН, 2012. — 207 с.

3. Зоидов К. Х. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М.: ИПР РАН, 2003. — 156 с.

4. Зоидов К. Х. Эволюционно-институциональный подход и методология проведения антикризисных мероприятий в переходной экономике // Экономика и математические методы. — 2004. — Т. 40, № 3. — С. 16-32.

5. Зоидов К. Х. Уроки трансформационного кризиса // Экономическая наука современной России. — 2005. — № 4. — С. 44-56.

6. Зоидов К. Х. Эволюционный подход и его значение для развития экономической науки в постсоветских странах // Экономика и математические методы. — 2009. — № 2. — Т. 45. — С. 96-112.

7. Дохолян С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегио-на. // Экономика и предпринимательство — № 6. — 2011. — С. 14-22.

8. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона //Региональные проблемы преобразования экономики. — № 3, 2012. — С. 30-37.

9. Сайт Центра гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/human development-index/humandevelopment-index-info.

References

1. Tsvetkov V. A., Yankauskas K. S. Human Capital and Related to its Development Opportunities and Risks for Modernization and Economic Safety of Russia: V. 3. Under the editorship of Academician N. Ya. Petrakov. — M.; StP.: Nestor-History, 2012. — P. 35.

2. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh. et al. Research of Social-economic Cyclic Dynamics of Russia and Improvement of Regulation of the Strategy of Priority Development. — M.: Central Economic Mathematical Institute of Russian Academy of Sciences, 2012. — 207p.

3. Zoidov K. Kh. Economic Evolution and Evolutionary Economics. — M.: IPR of RAS, 2003. — 156p.

4. Zoidov K. Kh, Evolutionary-institutional Approach and Methodology of Having Anti-crisis arrangements in the Transformational Economy // Economics and Mathematical Methods. — 2004. — V. 40, No. 3. — P. 16-32.

5. Zoidov K. Kh. Lessons of Transformational Crisis // Economic Science of Modern Russia. — 2005. — No. 4. — P. 44-56.

6. Zoidov K. Kh. Evolutionary Approach and its Meaning for the Development of Economic Science in Post-Soviet Countries // Economics and Mathematical Methods. — 2009. — No. 2. — V. 45. — P. 96-112.

7.Dokholyan S. V. Management of Stable Development of Territorially Social-economic Systems of the Meso-region. // Economics and Entrepreneurship — No. 6. — 2011. — P. 14-22.

8. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykova A. M. Modern Problems of Innovative Socio-economic Development of the Region // Regional Problems of Economic Transformation. — No. 3, 2012. — P. 30-37.

9. Website of the Center of Humanitarian Technologies. URRL: http://gtmarket.ru/ratings/human development-index/humandevelopment-index-info.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.