ЕФРЕМОВА Ю.Е.
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы благополучия человека в обществе, расширено содержание понятия «субъективного благополучия» как одного из факторов социально-экономического развития. Выявлены цели непрерывного образования и предложены рекомендации по расширению созидательного творческого потенциала человека.
Ключевые слова: субъективное благополучие, качество жизни, творческий потенциал, позитивное мышление, экономика России.
EFREMOVA Уи.Е.
SUBJECTIVE WELFARE OF A PERSON AS A FACTOR OF SOCIAL-ECONOMICAL DEVELOPMENT OF SOCIETY
Abstract. The article discusses the problematic issues of human welfare in the society, the content of the notion of «subjective welfare» as one of the factors of social-economic development is expanded. Goals of continuous education are found and recommendations to expand the constructive creative potential of humans are suggested. Keywords: subjective welfare, quality of life, creative potential, positive thinking, economics of Russia.
Социально-экономическое развитие общества, а именно, развитие человеческого потенциала следует рассматривать не только в качестве средства, необходимого для успешного развития экономики, сколько в качестве главной цели экономики вообще, так как человек является высшей ценностью цивилизованного государства. Экономика такого государства должна быть основана на законах и закономерностях социального консенсуса, на поиске социального компромисса, на всестороннем развитии своих граждан с целью достижения всеобщего благополучия в сложном и противоречивом мире. Ощущение человеком своего благополучия — это одно из важнейших условий достижения счастливой и гармоничной жизни [1-6].
Понятие благополучия — сложное и неоднозначное. Аристотель — один из величайших философов мира, в «Никомаховой этике» [7] справедливо отмечал, что относительно благополучия все согласны только в названии этого понятия, но все различно понимают его содержание. Устанавливая категории этих воззрений, Аристотель, подобно другим греческим философам, стремился объяснить, что благополучие есть цель государства. Так как благополучие есть высшее благо само по себе и потому высшая цель человека, то и может быть достигнута только в государстве.
Благополучие в широком смысле представляет собой сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.
В словаре Ожегова под благополучием понимается спокойное и счастливое состояние. Иначе говоря, человека можно назвать благополучным, если он доволен собой и окружающей действительностью. Но ответить на вопрос, от чего же зависит удовлетворенность жизнью, не так просто, как кажется на первый взгляд.
Анализируя составные части термина «благополучие», мы видим два понятия: «благо» и «получить».
С точки зрения Аристотеля, благо человека понимается в зависимости от него самого посредством внутреннего познания относительно состояний жизни человека и посредством прозорливого отношения к взаимосвязанным способностям, которые формируют природу человека. Другими словами, благополучие состоит в обеспечении высшего блага человека. Высшее благо, по мнению Аристотеля, — это счастье, которое определяется как постоянная деятельность на основе наилучших и совершеннейших добродетелей, формирующихся посредством телесных и внешних благ, таких, как здоровье и богатство. Говоря о духовном благополучии человека, философ пишет: «Тот, кто воспользуется своим разумом и тренирует его, на наш взгляд, будет находиться в наилучшем духовном состоянии» [7].
Получается, что большая часть человеческого благополучия зависит от самих людей. Сейчас очень многие ищут новые пути собственного развития, устремлены к гармонии, задают глубокие вопросы, хотят лучше узнать себя. А для этого нужен мировоззренческий базис, система ценностей, в которой материальные ценности не стоят на первом месте, и именно в этом направлении сейчас разворачивается внимание большинства людей. Часто этот процесс проявляется как желание жить более наполненной жизнью: внутренними прекрасными радостными состояниями, дающими уверенность, умением ощущать мудрость всего происходящего в мире.
Для более детального рассмотрения понятия благополучия необходимо уделить внимание более узкому термину «субъективное благополучие». В нашей стране проблема субъективного благополучия почти не исследуется в научных работах. Практически не имеется проверенных диагностических методик для его измерения.
Делая попытку определить, что же влияет на благополучие человека, можно выделить три основных компонента благополучия. Первая составляющая — это условия страны, в которой человек родился: уровень образования и медицины, состояние экономики, климат и др. Вторая составляющая — это устойчивые характеристики личности: наследственность человека, его темперамент и характер. И последняя составляющая — это результаты выбора человека, его цели, занятия и предпочитаемый образ жизни.
Проводя анализ теоретических подходов к изучению субъективного благополучия, следует выделить:
- телеологические подходы, в соответствие с которыми благополучие возникает при достижении некоторой цели или предмета потребности;
- ассоциативные (когнитивные) подходы, которые делают попытку объяснить предрасположенность людей к переживанию субъективного благополучия с помощью памяти, мышления или других когнитивных закономерностей;
- подходы, построенные на сравнительном суждении, в соответствии с которыми предполагается, что субъективное благополучие является результатом сравнения некого стандарта и реального положения вещей.
В 1988 г. впервые была опубликована Шкала субъективного благополучия, разработанная французскими психологами Perrudent-Badox, Mendelsohn и Chiche [8]. Создание шкалы явилось результатом расширения исследований в области психологии стресса и его влияния на здоровье индивида. Изучая воздействие хронических болезней на эмоциональное состояние личности, авторы методики столкнулись с необходимостью разработки скринингового метода, отражающего оценку индивидом собственного эмоционального состояния. Шкала включает 17 пунктов, содержание которых направлено на объективное отражение эмоционального состояния, социального поведения и некоторых физических симптомов. В соответствии с оценкой аспектов эмоционального состояния, содержание пунктов может быть сформировано шестью кластерами (рис.):
Шесть кластеров шкалы субъективного благополучия
- напряженность и чувствительность (субъективное переживание тяжести выполняемой работы; необходимость взаимодействовать с другими; потребность в уединении);
- признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику (нарушения сна; субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства; чрезмерная острота реакций на незначительные препятствия и неудачи; нарастающее переживание усиления рассеянности);
- изменения настроения (ухудшение настроения; значительное снижение оптимистического способа восприятия);
- значимость социального окружения (совместное решение проблем, переживание одиночества, отношение с семьей и друзьями);
- самооценка здоровья (общее переживание здоровья, вопрос физической «формы»);
- степень удовлетворенности повседневной деятельностью (переживание скуки в повседневной деятельности, настроение по утрам, собственно удовлетворенность повседневной деятельностью).
Изучение субъективного благополучия приводит к выводу о том, что оно может иметь независимые когнитивные и эмоциональные составляющие. В связи с этим необходимо выделить некоторые виды субъективного благополучия: духовное, социальное, физическое и психологическое.
Духовное благополучие — это продвижение в понимании сущности и назначении человека, осознание и переживание смысла своей жизни. Духовный фактор является одним из самых важных факторов благополучия человека. Не воспринимая себя частью мироздания, не думая о своем предназначении, не ощущая ответственность за благополучие других людей, вряд ли человек сумеет быть благополучен сам.
Социальное благополучие проявляется в удовлетворенности достаточной для человека динамичной системой социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений, проявляющихся в форме дружбы, любви, поддержки. Уровень социального благополучия может быть высоким тогда, когда у человека есть гарантии хороших жилищных условий, достойного образования и медицинского обслуживания. Карьерный рост также может оказывать положительное влияние на благополучие человека. Работа, приносящая удовлетворение, позволяет человеку самореализоваться, обеспечивает социальные гарантии и стабильный доход.
Физическое (телесное) благополучие подразумевает отсутствие неприятных, болезненных состояний в организме, переживание ощущения свежести, бодрости, работоспособности. Взаимосвязь состояния здоровья и наследственности неоспорима, но это вовсе не означает, что человек вправе снимать с себя ответственность за собственное здоровье. Наоборот, зная свою предрасположенность к некоторым заболеваниям, человек должен вести такой образ жизни, который позволит снизить вероятность развития болезни.
Психологическое (эмоциональное) благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.
Кэрол Д. Рифф, [9] автор одной из самых известных концепций благополучия, на основании интеграции различных теорий предложил обобщенную модель психологического благополучия, включающую шесть составляющих:
- Жизненные цели и занятия.
- Позитивное отношение к себе.
- Доброжелательное отношение к другим.
- Желание и способность выполнять требования повседневной жизни.
- Ощущение потребности постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Способность сохранять собственную картину мира.
По данным составляющим благополучия можно создать портрет благополучного и неблагополучного человека (табл.).
Портрет благополучного и неблагополучного человека
Факторы Высокие показатели у человека Низкие показатели у человека
Жизненные цели и занятия Наличие цели в жизни и любимого занятия; осмысленность своего прошлого, настоящего и будущего; наличие позитивных убеждений Отсутствие чувства осмысленности жизни; человек не видит жизненных целей; недоволен своим прошлым и с опаской смотрит в будущее
Позитивное отношение к себе Осознание и принятие разных сторон своего Я, развитие положительных и уменьшение собственных отрицательных качеств Человек недоволен собой; обеспокоен определенными личностными качествами, при этом, смирившись и не желая что-либо менять в себе
Доброжелательное отношение к другим Человек получает удовольствие от доверительных отношений с другими людьми; заботится о благополучии других; проявляет эмпатию к другим; понимает необходимость идти на компромисс для сохранения хороших взаимоотношений Отношения с другими людьми лишены доверительности; отсутствие заботы о ближних; нежелание и невозможность быть открытым и доброжелательным, заботиться о других; желание отстраниться от внешнего мира
Способность сохранять собственную картину мира Человек самодостаточен и независим; не подвержен влиянию феномена группового давления; саморегулирует свое поведение; оценивает себя объективно и позитивно Человек зависим от мнения окружающих, от их оценок; отличается ведомым типом поведения, подвержен социальному давлению; нуждается в одобрении окружающих
Выполнение требований повседневной жизни Человек легко справляется с повседневными делами; контролирует события внешнего мира и безболезненно адаптируется; ощущает необходимость улучшить окружающий мир Человек не способен улучшить или изменить окружающие обстоятельства; отсутствует чувство контроля над внешним миром; плохая адаптация и невозможность осуществлять разные виды деятельности
Постоянное развитие и самосовершенствование Человек ощущает постоянную потребность узнавать что-то новое, расширять кругозор; открыт новому опыту; стремится к поиску новых путей развития; наблюдает все большее совершенствование себя Нежелание что-либо менять в жизни, консерватизм во всем; чувство скуки и незаинтересованности в жизни
Наблюдая влияние на социальное поведение человека степени его психологического благополучия, можно заметить, что счастливые люди не просто активнее общаются, их социальное взаимодействие «качественнее», они охотнее сотрудничают с другими, чаще уступают в ответ на просьбу, не стесняются сами обращаться с просьбой. Когда человек позитивнее смотрит на жизнь, по закону причинно-следственной связи у него неожиданно начинает происходить в жизни много радостных событий, он становится более экстравертированным, что, в свою очередь, делает его более благополучным. У людей, пребывающих в приподнятом настроении, окружающие вызывают большую симпатию; они вспоминают о приятных сторонах помощи окружающим, становятся альтруистичнее.
Немалую роль в позитивном настрое человека играет субъективное экономическое благополучие как базовый компонент экономического сознания, которое выражает целостное отношение человека к своему сегодняшнему, а также предполагаемому материальному благосостоянию в будущем. Его основными составляющими являются чувственно-эмоциональные и мотивационно-побудительные компоненты отношения человека к материальной сфере и самому себе, обусловленные как объективными обстоятельствами жизнедеятельности, так и личностными свойствами. Субъективное экономическое благополучие, выражая пристрастное отношение личности к материальным аспектам жизни, отражает субъектную позицию человека в сфере его материальных интересов и потребностей.
Принято считать, что экономическое благополучие положительно влияет на жизнь граждан и общества в целом. Однако тщательный анализ статистических материалов и расчеты позволили американскому экономисту и социологу, профессору Чикагского университета Г. Беккеру доказать довольно парадоксальные вещи: рост благосостояния, особенно в развитых странах, приводит не к росту, как следовало бы ожидать, а к сокращению числа детей в семьях. Наибольшей рождаемостью, как известно, отмечаются страны, слабо развитые в экономическом отношении.
Многочисленные исследования доказывают, что прямой зависимости между благополучием и богатством нет. Более того, согласно статистике, жители таких небогатых стран, как Уругвай и Венесуэла часто ощущают себя гораздо счастливее, чем обеспеченные норвежцы или японцы.
Вся многогранность человеческого существования не исчерпывается сугубо материальными потребностями. Она наделена чрезвычайно разнообразными нуждами и устремлениями, которые и делают человека человеком в высоком смысле этого слова.
Современные реалии заставляют осознать необходимость ориентирования экономики на развитие личности, достижение социального, экономического и морально-идеологического прогресса. Нашей стране необходимо приступить к социальной модернизации, в центре которой — новый социальный тип личности — «богатая индивидуальность», «многомерный человек». В общеизвестном определении модернизации (использование новых технологий, воплощенных в оборудовании и изменении методологических подходов) присутствует отстраненность от главного и единственного субъекта экономики — человека.
Для человека инновационного общества определяющими ценностями становятся [10]:
- творческий, созидательный, свободный труд;
- отношения сотрудничества, а не подчиненности во взаимоотношениях на производстве, между человеком и обществом, человеком и государством;
- свободное время — возможность реализовать различные способности и наклонности, в т. ч. в духовной сфере.
Данная система ценностей в мире глобализации определяет требования к системе образования, рассчитанной на подготовку кадров завтрашнего дня. Речь идет об обеспечении непрерывного образования каждого члена общества. Цели такого образования, подразумевающие единство обучения и воспитания, могут быть следующими:
1) приобретение знаний должно сочетаться с развитием критического мышления и аналитических способностей;
2) формирование глобального видения мира и одновременно способности оперативно решать текущие проблемы;
3) способность осознания собственных возможностей с помощью самоанализа;
4) выработка способностей к диалогу;
5) развитие психологической готовности к переменам;
6) развитие чувства ответственности за свои поступки, мысли, действия.
Для достижения высокого уровня человеческого благополучия в России важно понять необходимость развития профессионального и духовно-идеологического потенциала человека и превращения творческого труда работника в главный фактор социально-экономического и технического прогресса, что подразумевает переориентацию экономики на человека как основную движущую силу эффективной системы социально-экономических отношений и как высшую ценность цивилизованного государства.
Литература
1. Цветков, В. А., Янкаускас, К. С. Человеческий капитал и связанные с его развитием возможности и риски для модернизации и экономической безопасности России // Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 3 ; под ред. акад. Н.Я. Петракова. — М. : СПб.: Нестор-История, 2012.
2. Цветков, В. А., Зоидов, К. X. и др. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М. : ЦЭМИ РАН, 2012.
3. Зоидов, К. X. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М. : ИПР РАН, 2003.
4. Зоидов, К. X Эволюционно-институциональный подход и методология проведения антикризисных мероприятий в переходной экономике // Экономика и математические методы. 2004. Т. 40. № 3. С. 16 032.
5. Зоидов, К. X. Уроки трансформационного кризиса // Экономическая наука современной России. 2005. № 4. С. 44056.
6. Зоидов, К. X. Эволюционный подход и его значение для развития экономической науки в постсоветских странах //Экономика и математические методы. 2009. № 2. Т. 45. С. 960112.
7. Аристотель. Никомахова этика ; пер. Нины Брагинской // Философы Греции. — М. : ЗАО «Изд-во "ЭКСМО-Пресс"», 1997 (lib.ru /POEEAST/ARISTOTEL МкотакХ).
8. Соколова, М. В. Шкала субъективного благополучия. — 2-е изд. — Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996.
9. Ryff, C.D. & Keyes, C.L.M. The structure ofpsychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology, 1995.
10. Шмаков, М. В. Достойный труд — основа модернизации и экономического роста // Юбилейный съезд Вольного экономического общества России, 2010.
11. Магомедова М.М., Дохолян А.С. О перспективах развития частно-государственного партнерства в социальной сфере // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 366-370.
References
1. Tsvetkov V.A., Yankauskas K.S. Human Capital and Related to its Development Opportunities and Risks for Modernization and Economic Safety of Russia \ \ Modernization and Economic Safety of Russia: V. 3. Under the editorship of Academician N.Ya. Petrakov. M.: SPb.: Nestor-History, 2012.
2. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh. et al. The Study of Social-Economical cyclical Dynamics of Russia and the Improvement ofRegulation of the Strategy of Advanced Development - M.: TSEMI ofRAS, 2012. - 207p.
3. Zoidov K.Kh. Economic Evolution and Evolutionary Economics. - M.: IPR of RAS, 2003. - 156 p.
4. Zoidov K.Kh. Evolutionary-Institutional Approach and the Methodology of Holding Anti-Crisis Arrangements in Transformational Economics // Economics and Mathematical Methods. - 2004. - V. 40, No. 3. - P. 16 -32.
5. Zoidov K.Kh. Lessons of Transformational Crisis //Economic Science of Modern Russia. - 2005. - No. 4. -P. 44-56.
6. Zoidov K.Kh. Evolutionary Approach and its Meaning for the Development of Economic Science in PostSoviet Countries // Economics and Mathematical Methods. - 2009. - No. 2.- V. 45. - P. 96-112.
7. Aristotle. Nicomachean Ethics. Translation: Nina Braginskaya. Greek Phylosophers «EXMO-Press» Publishing» CJSC. - Moscow, 1997, lib.ru /POEEAST/ARISTOTEL /nikomah.tx.
8. Sokolova M.V. School of Subjective Welfare. 2nd edition. - Yaroslavl: «Psychodiagnostics» SPC, 1996.
9. Ryff, C.D., & Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995.
10. Shmakov M.V. Worthy Labor is the Basis of Modernization and Economic Growth. Milestone Congress of Free Economic Society of Russia, 2010.
11. Magomedov M. M, Doholjan А.С. About prospects of development of the private-state partnership in social sphere//Regional problems of transformation of economy. 2012. № 1. With. 366-370.