Научная статья на тему 'Everyday religion: observing modern religious lives / ed. By Ammerman N. - Oxford University Press, 2007. - 243 p'

Everyday religion: observing modern religious lives / ed. By Ammerman N. - Oxford University Press, 2007. - 243 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Everyday religion: observing modern religious lives / ed. By Ammerman N. - Oxford University Press, 2007. - 243 p»

научного изучения, несмотря на то, что это вызывает гнев тех, кто охраняет религию от исследования. Главная причина, которая мешает сегодня научному исследованию религии - это боязнь верующих того, что их очарованность будет разрушена при детальном ее рассмотрении.

Во второй части «Эволюция религии» приводится подробная авторская концепция происхождения и развития религии. Исходя из натуралистического подхода, Деннет сопоставляет развитие религии с естественной эволюцией человечества. Возникновение религии рассматривается поэтапно, начиная от вырабатывания особого хода мысли, возникновения предрассудков, закачивания появлением веры в сверхъестественного антропоморфного субъекта и оформлением этой веры в институализированное явление. После чего формируется понятие «Вера в веру», которое, по мнению Деннета, на сегодняшний день для многих религиозных людей является более важным, чем непосредственно вера в Бога и религиозные практики.

Третья часть «Религия сегодня» рассматривает современное состояние религии. В ней Деннет высказывает свое мнению по таким вопросам как отождествление веры в сверхъестественное с моралью, толерантность, нежелание верующих участвовать в дискуссии на равных, религиозность детей и связь духовности с себялюбием. Ни в одном из этих аспектов автор не находит аргументов в пользу религии.

Деннет не ставит финальную точку своим исследованием и не считает его окончательной версией теории происхождения религии, наоборот, в последней главе книги он призывает исследователей к эмпирическому изучению явления религии с целью накопления информации для дальнейших теоретических выводов.

Учитывая твердую атеистическую позицию автора и то, и то, что местами его критика религии слишком резкая и даже необоснованная, книгу не следует рассматривать как работу, которая является полным и окончательным изложением происхождения и существования религии с точки зрения когнити-вистики, а скорее как пример одного из подходов.

Книга будет полезна всем интересующимся когнитивистикой, а так же современной западной философией и атеизмом.

Крихтова Т.М.

Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives / Ed. by Ammerman N. - Oxford University Press, 2007. - 243 p.

Книга, которой посвящена данная рецензия, несомненно, относится к теме нашего номера - белые пятна истории религии. В отечественной религиоведческой традиции область, являющаяся предметом исследования этого сборника, а именно повседневная религия (everyday religion), практически не исследуется. На Западе эта тема, под разными названиями - lived religion, religion on ground и др., активно разрабатывается многими учеными и институтами. В отечественном же религиоведении в первую очередь рассматриваются тексты, организации, история религиозных традиций; повседневная жизнь, частная религиозность остаются за пределами исследований. Поэтому знакомство со сборником под редакцией Нэнси Аммерман, профессора социологии религии из Бостона, уже являющийся классическим, представляется необходимым для отечественных исследователей религии, социологов, историков, психологов религии.

Над сборников работал коллектив автором, среди которых такой мэтр социологии как Петер Бергер, а также широко известные своими исследованиями в области социологии религии Грейс Деви из Великобритании, Миа Лёв-

хайм - исследователь киберрелигии из Швеции, Мередит Макгуайр из США, Энцо Паче из Италии.

Сборник разделен на три части:

Часть первая, «Традиция низложена, но не утеряна». В ней рассматриваются проблемы изменения традиционной религии в современном обществе: трансформация религий в киберпространстве, иудеи, не объединенные синагогами, молодежь, противостоящая традиции.

Часть вторая, «Религия не на месте». В ней собраны материалы, посвященные транснационализации религиозной жизни, присутствию религии в гражданской жизни, религиозным и нерелигиозным смыслам повседневной жизни.

Часть третья, «Создание повседневной религиозной жизни». Этот раздел является своеобразным заделом на будущее, описывая методологические проблемы и вопросы изучения повседневной религии.

Понятие «повседневная религия» восходит к введенному в 1967 году Томасом Лукманом «невидимая религия» (invisible religion). Другие ключевые теоретические основания для авторов рассматриваемого нами сборника - представление о рассеянной религиозности (diffuse religiosity), плюрализме, упадок теории секуляризации. Достаточно характерны и не лишены художественности такие термины как религиозный бриколаж (religious bricolage) и лоскутная религия (patchwork religion). Общий смысл этих выражений интуитивно понятен - здесь акцент делается на частный, индивидуальный религиозный опыт. Предметом исследования становятся религиозности, именно во множественном числе (p.6). Авторы утверждают, что в современной ситуации для исследования религии необходимо обратиться к мнению не-экспертов (хотя именно религиозные эксперты чаще всего интересуют традиционное религиоведение). Не-эксперты не менее религиозны, но они не пишут о своих религиозных идеях, часто и не размышляют на эту тему. Исследование внеорганизационной религии предполагает активное использование социологических методов, в особенности глубинных интервью. «Данная работа является вкладом в понимание парадокса - одновременного отсутствия и присутствия религии в современном мире» (p.4). Очевидно, что такой угол зрения достаточно нестандартен для российских религиоведов, но он может открыть новое поле для религиоведческих исследований.

Колкунова К.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.