это исключительная возможность заявить о себе, собственных научных проектах и идеях, расширить круг научных контактов. Так, в разделе украинских религиоведческих центров западного региона не хватает информации о Институте истории Церкви Украинского Католического Университета и Магистерской программе экуменических наук Львовского национального университета имени Ивана Франко. Они, хоть и частично конфессионально обусловлены, однако давно методично работают в русле академического религиоведческого дискурса. Куда-то исчезла информация о Отделении межконфессиональных исследований Института социогуманитарных проблем человека Западно-украинского научного центра НАН Украины. Во-вторых, было бы чрезвычайно удобно составить дополнительные таблицы, содержащие сведенную унифицированную информацию о том, какой проблематикой занимаются религиоведы. Это существенно упростило бы поиск научных контактов. В-третьих, молодым ученым, их руководителям также было бы полезно увидеть информацию о защищенных в последние годы диссертациях по религиоведению, наиболее перспективных и приоритетных в диссертабельном плане направлениях исследований.
Надеемся, что эти рекомендации будут полезными при подготовке следующих выпусков издания, смогут сделать его более информационно насыщенным.
Васькив А., Васькив Л.
Dennett D.C. Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon. - Penguin books, 2006. - 448 p.
Книга американского философа Даниэля Климента Деннета «Разрушая чары. Религия как естественное явление» («Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon»), вышедшая в 2006 году представляет собой подробно изложенную концепцию автора относительно происхождения, развития и сегодняшнего состояния религии. Кроме того, в книге приводится доказательство того, что религию следует изучать научными методами, потому что она является важным социально-политическим феноменом и его понимание необходимо сегодня обществу в связи с большим числом религиозных противоречий и конфликтов, а все существующие сегодня табу на исследование, должны быть сняты. Своей книгой Деннет утверждает что «Если нас хотят убедить в своей правоте, следует нам дать разобраться в деталях». И при помощи этого анализа он пытается разрушить два выделенных им вида чар: запрет на изучение религии и саму религию. Причем, он отмечает, что в сегодняшней ситуации второе заблуждение получает надежную защиту от первого.
Исследование, приведенное в книге, основывается на личных наблюдениях автора, проведенных им опросов и анализе прессы. Так же приводится большое число кратких изложений концепций современных ученых относительно происхождения религии и когнитивной психологии личности.
Для упрощения восприятия информации Деннет приводит очень много сравнений и параллелей, что действитель делает некоторые моменты книги понятнее, особенно для читателя, который раньше не сталкивался с подобными текстами. Например, на протяжении книги, он сравнивает религию с музыкой, табаком, болезнью и т.д.
Книга состоит из трех частей, каждая из которых поднимает определенный вопрос, но при этом они постоянно перекликаются друг с другом.
Первая часть «Открытие ящика Пандоры» представляет собой обоснование возможности и необходимости научного изучения религии. Деннет приводит множество примеров сегодняшней ситуации, в которой религия находится не только под защитой верующих, но и является чем-то вроде запретной темы для некоторых ученых. По его мнению, религия должна быть объектом
научного изучения, несмотря на то, что это вызывает гнев тех, кто охраняет религию от исследования. Главная причина, которая мешает сегодня научному исследованию религии - это боязнь верующих того, что их очарованность будет разрушена при детальном ее рассмотрении.
Во второй части «Эволюция религии» приводится подробная авторская концепция происхождения и развития религии. Исходя из натуралистического подхода, Деннет сопоставляет развитие религии с естественной эволюцией человечества. Возникновение религии рассматривается поэтапно, начиная от вырабатывания особого хода мысли, возникновения предрассудков, закачивания появлением веры в сверхъестественного антропоморфного субъекта и оформлением этой веры в институализированное явление. После чего формируется понятие «Вера в веру», которое, по мнению Деннета, на сегодняшний день для многих религиозных людей является более важным, чем непосредственно вера в Бога и религиозные практики.
Третья часть «Религия сегодня» рассматривает современное состояние религии. В ней Деннет высказывает свое мнению по таким вопросам как отождествление веры в сверхъестественное с моралью, толерантность, нежелание верующих участвовать в дискуссии на равных, религиозность детей и связь духовности с себялюбием. Ни в одном из этих аспектов автор не находит аргументов в пользу религии.
Деннет не ставит финальную точку своим исследованием и не считает его окончательной версией теории происхождения религии, наоборот, в последней главе книги он призывает исследователей к эмпирическому изучению явления религии с целью накопления информации для дальнейших теоретических выводов.
Учитывая твердую атеистическую позицию автора и то, и то, что местами его критика религии слишком резкая и даже необоснованная, книгу не следует рассматривать как работу, которая является полным и окончательным изложением происхождения и существования религии с точки зрения когнити-вистики, а скорее как пример одного из подходов.
Книга будет полезна всем интересующимся когнитивистикой, а так же современной западной философией и атеизмом.
Крихтова Т.М.
Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives / Ed. by Ammerman N. - Oxford University Press, 2007. - 243 p.
Книга, которой посвящена данная рецензия, несомненно, относится к теме нашего номера - белые пятна истории религии. В отечественной религиоведческой традиции область, являющаяся предметом исследования этого сборника, а именно повседневная религия (everyday religion), практически не исследуется. На Западе эта тема, под разными названиями - lived religion, religion on ground и др., активно разрабатывается многими учеными и институтами. В отечественном же религиоведении в первую очередь рассматриваются тексты, организации, история религиозных традиций; повседневная жизнь, частная религиозность остаются за пределами исследований. Поэтому знакомство со сборником под редакцией Нэнси Аммерман, профессора социологии религии из Бостона, уже являющийся классическим, представляется необходимым для отечественных исследователей религии, социологов, историков, психологов религии.
Над сборников работал коллектив автором, среди которых такой мэтр социологии как Петер Бергер, а также широко известные своими исследованиями в области социологии религии Грейс Деви из Великобритании, Миа Лёв-