т 4 / / л* ЧЛЕМДАЧА ІЯІ!”
-цкитинпЕ, - ал ^ ^ V АЛ 1 40
СРОЧШ
,РЦ| і ищіятніїТі копія
И іТКЯПТРОС ММЙ»
—^-—
Эвакуация детей в ТАССР
в годы Великой
Отечественной войны
" ' 11 ^ ТдЗЫЕ.ЕИИЛ І
аЕН^ГР^сі^ и* л №ОНЛ,ро
?Ги срь.вдтя ...........
.. „гите іАСВЕРЄНК^ тпи-т. т Р Е
Прошло более 70 лет с начала Ве- военный период в ТАССР из Ленингра-ликой Отечественной войны, а в да, Москвы, Воронежа, Витебска, Хер-Национальный архив Республи- сона, Минска, Бреста, Гомеля, Полтавы, ки Татарстан продолжают поступать за- Одессы, Могилева, Каунаса и других го-просы об эвакуации населения, детей в родов.
«В начале Великой Отечественной войны в 1941 г. я (Сорочан Марк) с детским садом, проживая в г. Минске, находился за городом. Мне в то время было примерно 4 года. Как известно, г. Минск был взят 29 июня 1941 г. Помню, подошли три грузовые машины, с водителем и бойцом с винтовкой в каждой машине. Нас, детей, посадили человек, наверное, 50 вместе с обслуживающими нас людьми, и мы целые сутки ехали на восток, где на какой-то железнодорожной станции посадили в переполненный пассажирский поезд. Наконец, оказались мы на железнодорожной станции “Юдино” Казанской железной дороги в 14 км от г. Казани.
Татарстан я считаю второй родиной, где в детских домах находился до октября 1951 г.
Родители мои все погибли в Минском гетто.
Свидетельство о рождении получил в детском доме г. Чистополя, т[ак] к[ак] все мои документы остались в г. Минске.
Отчество я себе придумал и день рождения — 10 июня».
С началом войны спасение советских людей от физического уничтожения являлось одной из главных задач, стоявшей перед правительством страны. В первую очередь эвакуировали детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. Эвакуация осуществлялась из районов, оказавшихся в зоне военных действий — Прибалтики, западных областей Украины, Молдавии, Белоруссии, Москвы и Ленинграда.
Территория ТАССР стала местом размещения многих детских учреждений. В республике была развернута широкая сеть детских домов, детских садов и интернатов для детей.
На 1 сентября 1941 г. было размещено 25 эвакуированных детских учреждений с 3 848 детьми, к январю 1942 г. их было уже соответственно 101 и 15 2641.
Детские учреждения были сосредоточены в Буденновском, Набережно-челнинском, Апастовском, Тетюшском, Большетарханском, Буинском, Атнин-ском, Калининском, Мензелинском, Красноборском, Мамадышском, Лаи-шевском, Рыбно-Слободском, Чистопольском, Верхнеуслонском, Елабуж-ском, Бондюжском, Кзыл-Юлдузском, Ютазинском, Бугульминском, Шереметьевском и Юдинском районах2.
Основными проблемами, с которыми пришлось столкнуться эвакуированным детским учреждениям, были отсутствие полноценного питания, детской одежды и обуви, антисанитария предоставляемых помещений, несвоевременная медицинская помощь и многое другое.
Предлагаемая читателям подборка архивных документов свидетельствует о хаотичной эвакуации детей, повседневной жизни эвакуированных детских домов, а письма с запросами родителей, потерявших своих детей, еще раз подтверждает трагизм и драматичность судеб детей, юность и детство которых выпало на период Великой Отечественной войны.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 2940, л. 45.
2. Там же, л. 310.
№ 1. Докладная записка заместителя председателя Атнинского исполкома райсовета депутатов трудящихся Тухватуллина заместителю председателя Совета народных комиссаров ТАССР Тинчурину
29 июля 1941 г.
В Атнинский район путем эвакуации прибыло всего 2 382 человек*, в т[ом] ч[исле] из прифронтовой полосы 718 человек, из коих 271 дети из пионерских лагерей (Литов[ской] СССР). Эти дети совершенно не имеют ни одежды, ни постельных принадлежностей. Исполком райсовета депутатов трудящихся Атнинского района просит Вас выделить
* Здесь и далее выделения чертой соответствуют выделениям в документе (подстрочные примечания автора вступительной статьи).
А
средства для оказания помощи прибывшим из фронтовой полосы для создания необходи-
мых условий детям, прибывшим из пионерских лагерей (приобрести матрас[ы], одежд[у] и т. д.).
Прошу срочно разрешить затронутые нами вопросы и дать ответ.
Зам[еститель] председателя исполкома Атнинского райсовета Тухватуллин.
Резолюция: Тов[арищу] Брискину. Поручить т[оварищу] [...]* срочно выяснить количество дет[ей] нуждающихся в одежде, обуви и определить требуемую сумму. Тинчурин.
30 июля [19]41 г.
Резолюция на обороте документа: Т[оварищу] Тинчурину. По этой докладной [...]** возможным разрешить Переселенческому отделу при С[овете] н[ародных] к[омиссаров] Тат[арской] АССР произвести перевод в сумме одной тысячи пятьсот (1500) руб[лей] на 718 чел[овек] эвакуированных из прифронтовой полосы. В распоряжение пред[седателя] исп[олкома] Атнинского райсовета для выдачи единовременного пособия за счет 100 т[ысяч] р[ублей] выделенных из союзного бюджета. В прошлом перевод*** Атнинскому р[айону] не было.
Подпись.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 884, л. 5.
№ 2. Запрос А. И. Маленко в отдел детских садов и детских домов Народного комиссариата просвещения ТАССР
5 ноября 1941 г.
Прошу сообщить местонахождение моих детей. Они находились в яслях № 12 швейной фабрики «Октябрь» г. Минска, вывезенные на дачу в «Дрозды».
Малейко Жанна Анатольевна 3 г[ода] 10 мес[яцев].
Малейко Анатолий Анатольевич 2 г [ода] 6 м[есяцев].
Я писал во многие города, но ответы все поступают отрицательные. Считаю, что детей при эвакуации из гор[ода] Минска или быть может по дороге, перемешали с др[угими] детучреждениями, быть может, даже с детучреждениями других городов. Были случаи, что детей теряли [...] в дороге, часто дети в дороге заболевали, их сдавали в больницу. Исходя на все возможные случаи мною указанные, прошу Вас, очень убедительно [...] проверить очень тщательно все списки всех детей, имеющихся у Вас, т[ак] к[ак] после полученных вторичных отрицательных ответов буду считать их погибшими.
Адрес: гор[од] Саратов, з[аво]д зуборезных станков.
Малейко А. И.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 880, л. 44.
№ 3. Справка начальника отдела детских домов Народного комиссариата просвещения ТАССР Акберова на запрос А. И. Малейко
6 декабря 1941 г.
Отдел детдомов Нар[одного] ком[иссариата] прос[вещения] ТАССР сообщает, что ясли № 12 швейной фабрики «Октябрь» гор[ода] Минска на территории Татарской республики не числятся... По спискам детдомов дети Малейко также не значатся. Рекомендуем Вам обращаться с запросами по розыску Ваших детей по линии Нар[одного] ком[иссариата] здрав [оохранения].
Начальник отдела дет[ских] домов Акберов (подпись).
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 880, л. 45.
* Фамилия неразборчива.
** Слово неразборчиво.
*** Скорее всего, имеется в виду «переводов». Л
ЭВАКУАЦИЯ ДЕТЕЙ В ТАССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
№ 4. Запрос майора А. И. Махнова в Народный комиссариат просвещения ТАССР
Не позднее 23 декабря 1941 г.*
Прошу Вас проверить в детдомах Вашей области, не находится ли мой сын — Геннадий Александрович Махнов, 11 лет, а также прошу проверить на областном эвакопункте, возможно эвакуировался одиночным порядком.
Семья моя была оставлена в г. Валуйки, Курской области, а я уехал на фронт. Мать моего сына умерла в августе месяце с[его] г[ода].
Прошу если в Вашей области находится мой сын, прошу сообщить о нем дедушке, по адресу: г. Омск, Омская жел[езная] дор[ога], ст[анция] Карасук, д. Озерно-Титово — Михаилу Ивановичу Семенову.
Дедушка выедет за ним и заберет его к себе.
Убедительно прошу, если не окажется его в детдомах и на эвакопункте, прошу объявить по радио или через областную газету, о розыске мальчика — 11 лет, Геннадия Александровича Махнова, ищет отец — Махнов Александр Иванович. Я сейчас ранен, нахожусь в Омске, адрес: Омск-центр, п[очтовый] я[щик] № 52. По-моему адресу прошу не сообщать, так как я скоро выхожу из госпиталя, а сообщить, как указано выше — дедушке.
С приветом, командир части — майор Махнов.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 880, л. 108.
№ 5. Из докладной записки директора детского дома № 51 г. Москвы Н. А. Соловьевой Народному комиссариату советского контроля ТАССР
о работе детского дома
23 мая 1942 г.
Детдом № 51 (теперь № 25) был эвакуирован из Москвы 25 августа 1941 г. и размещен в дер. Николаевка Мензелинского района в 27-30 км от города.
Детдом занимает в настоящее время два класса в каменном здании школы (спальня I гр[уппы] и столовая); 3 класса в деревянном здании школы (3 спальни II, III и IV гр[упп]), деревянный дом из двух комнат (помещается бельевая и прачечная) и кроме того под кухню в каменном здании (бывш[его] клуба) комната и сени.
Помещение недостаточное даже для спален, так как в 3-х небольших комнатах помещается 45 человек. При доме нет изолятора, нет комнат для занятий и отдыха, нет бани. Всю зиму детей мыли в спальнях.
Из занимаемых помещений теплое для зимы является только один дом—деревян[ная] школа (бывший поповский дом), но этот дом требует капитального ремонта: вставки новых рам (наружные рамы совершенно сгнили и рассыпаются), перекладки печей, перестилки потолка и пола в одной из спален.
Два класса занимаемые в каменном здании школы очень холодные, так как печи вделаны в стены и поэтому не прогревают комнаты. Особенно холодно в столовой, так как из столовой прямо на улицу (есть маленький тамбур).
Разбросанность помещений очень осложняет жизнь детдома. В любую погоду (дождь, бурю и сильные морозы) детям приходилось ежедневно 6 раз пробегать из спален в столовую (три раза туда и три раза обратно), причем, в сильные морозы некоторые дети, пробежав расстояние от спальни до столовой отмораживали себе лицо, руки или ноги (у кого не было валенок).
Пищу из кухни в любую погоду приходится носить в столовую 30-40 метров, в сильную бурю это очень трудно, так как наметают огромные сугробы и перелезать с баком горячего супа через них очень рискованно. (Был случай, когда повар несший суп, перелезая через сугроб, поскользнулась и упала и только случайно не обварила себе лицо и руки).
К тому же, пища, пока ее донесут до столовой, остывает. [.]
2.** Бытовые условия
Детдом выехал из Москвы 25 августа. Вывезли с собой только мягкий инвентарь, т[о] е[сть] обмундирование. Из хозяйственных предметов имеются только кастрюли эмалиро-
* Датировано по содержанию ранних доументов.
** Нумерация соответствует нумерации в документе.
Л
ванные, многие из них прохудились, а запаивать их нельзя в местных условиях. В доме нет ведер, нет топора, пилы, колуна и др[угих] необходимых предметов. Это чрезвычайно затрудняет жизнь — иногда надо потерять 3-4 часа, чтобы найти, достать пилу и топор.
Всю зиму дом освещался коптилками (лампы без стекол), при таком тусклом свете готовились уроки и вел[ись] занятия, кружок чтения. Эти же коптилки остаются и сейчас ночью. Стены помещения поэтому очень закопченные, а белить их нечем — нет мела.
Посудой чайной и столовой детсад в настоящее время не обеспечен, нет чашек, недостает тарелок, и то, и другое [мы]* заменяем глиняными кружками и мисками, ложек достать не могли ни дер[евянных], ни металлических и вот уже месяц, как дети и сотрудники превратились в собак или кошек, т[о] е[сть] лакают суп прямо из мисок. Даже больных детей приходится кормить, черпая суп из тарелки блюдцем. За все время жизни в деревне удалось выпросить только 60 дер[евянных] ложек, но они сначала потрескались, а затем поломались.
В доме нет ведер, поэтому достать воду из колодца нечем, а соседи не дают, так как колодец глубокий и ведро разбивается о воду.
Все эти мелкие хозяйственные недостатки настолько затрудняют жизнь и выматывают силы, что на большие дела уже не приходится обращать внимания. [.]
4. Обмундирование**
Обувь при выезде из Москвы детдом имел на каждого воспитанника по 1 паре новых ботинок, 22 пары старых галош и 39 пар совершенно изношен[ных] и изъеденных молью валенок. Осенью большая часть ботинок пришла в негодность, т[ак] к[ак] приходилось ежедневно ходить по колено в грязи. Чинить же обувь негде и нечем. Никаких материалов для починки обуви в Казань не были высланы, а на месте таких материалов нет.
В самые сильные морозы детдом получил 25 пар новых валенок, каковыми и обслуживались 62 чел[овека] детей.
В настоящее время у некоторых детей совершенно нет обуви — дети ходят босые. [.]
5. Учебные пособия
Учебными пособиями на [19]42/[19]43 год детдом совершенно не обеспечен. Необходимы учебники [...], тетради, ручки, карандаши, перья, резинки, карты и т. п.
Дом совершенно не имеет библиотеки, а имеющиеся в школь[ной] б[иблиоте]ке с. Николаевки книги детьми не прочитаны, необходима библиотека в 200-300 книг.
8. Условия педагогической работы***
[...] Одним словом, нет самых элементарных условий для привития детям трудовых навыков и организации их жизни — затруднительно, даже невозможно участие ребят в работах по дому (нельзя носить воду без ведер, рубить дрова без топора, чистить снег без лопат, вскапывать грядки без мотыг, поливать огород без леек и т[ак] д[алее] и т[ому] п[одобное]).
Затруднительно организовать без элементарного оборудования отдых детей — нет мячей, веревок для любимых ими скакалок, нет каких либо других игр для летних и зимних развлечений. Нет бумаги и красок для рисования, бумаги для выпуска стенгазет (достать невозможно).
При таких условиях построить нормальное воспитание детей, безусловно, очень трудно. Коллектив работников детдома поэтому ставит вопрос о переводе детдома в более подходящие природные и климатические условия и создания в детдоме нормальных условий для жизни и работы детей. [.]
Для более детального доклада о работе и жизни детдома необходим вызов директора Нар[одным] комиссариатом] прос[вещения] ТАССР в Казань. Неоднократные попытки директора выехать в Казань были отклонены р[айонным] о[тделом] н[ародного] о[бразования].
Директор дет[ского] дома № 51 Н. [А.] Соловьева (подпись).
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 893, л. 74-74 об., 75-75 об.
* Вычеркнуто черными чернилами.
** Опущен параграф 3 — «Снабжение продуктами».
*** Опущены параграф 6 — «Детский коллектив», параграф 7 — «Коллектив работников детдома».
ЭВАКУАЦИЯ ДЕТЕЙ В ТАССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
№ 6. Высшая правительственная телеграмма воспитанникам Зубцовского детского дома Тетюшского района ТАССР
20 мая 1943 г. г. Москва.
Поручить начальнику конторы связи.
О вручении уведомить.
Воспитанникам Розиной Алле, Стенченко Майе, Усачевой Мане и Назарову Павлу. Передайте воспитанникам Зубцовкого детдома собравшим средства в фонд Красной Армии благодарность Красной Армии* и мои пожелания им здоровья и успехов в учебе и общественной работе.
И. Сталин.
Пр[иняла]. 20 мая [19]43 г. 10:40. Ерастова
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 896, л. 79.
№ 7. Письмо воспитанников и воспитателей Зубцовского детского дома Тетюшского района ТАССР И. В. Сталину
Не ранее 20 мая 1943 г.**
Любимый дорогой наш отец, Иосиф Виссарионович!
Ваша благодарность вдохновляет нас на новые успехи. За летние работы 1942 года Зубцовский детдом получил Почетную грамоту от ЦК ВЛКСМ, четвертую четверть 1942/43 учебного года закончили со 100 % успеваемостью.
Обещаем сдать испытания только на хорошо и отлично. Год закончить с полной успеваемостью и летом 1943 года обработать 13 га своего подсобного хозяйства, оказать помощь колхозу им. Калинина и им. Ильича и заработать 11 тыс[яч] трудодней.
В одежде солдата,
С умом полководца И сердцем поэта, простой человек.
Ты выучил нас И любить, и бороться,
Мечтать,
Создавая невиданный век!
Слава Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, желаем Вам долгой, счастливой жизни. По поручению митинга воспитанников и воспитателей детского дома секретарь комитета ВЛКСМ Грищенко Павел.
Начальник штаба пионерской дружины № 1 Стенченко Майя.
Председатель детского совета Уткин Шура.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 896, л. 80-80 об.
Фото на с. 81: Телеграммы с просьбой об оказании помощи эвакуированным детям. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1 л, д. 884, л. 21; д. 893, л. 6, 113.
Публикацию подготовила Ольга Шафигуллина, начальник отдела планирования и организационно-методической работы НА РТ
* Так в документе.
** Датировано по содержанию ранних документов.