Научная статья на тему 'Этюды концепции формирования национальной инновационной системы'

Этюды концепции формирования национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Борис Борисович

В статье изложены принципы построения национальной инновационной системы (НИС). Представлена модель комплексного управления инновационной деятельностью на национальном уровне. Субъектами НИС являются поставщики начального инновационного продукта и потребители конечного инновационного продукта, а также два типа инновационных структур - экзоинновационные и эндоинновационные. Первые работают на принципе самоокупаемости и занимаются поиском и реализацией быстроокупаемых проектов. Вторые обеспечивают высокоэффективный бизнес отрасли или предприятия, являясь их функциональным структурным подразделением. Отдельным разделом в статье описаны элементы этих двух типов инновационных структур. Эффективная реализация НИС может быть обеспечена за счет использования возможностей сети региональных представительств ТПП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этюды концепции формирования национальной инновационной системы»

Этюды концепции формирования национальной инновационной системы

Б. Б. Леонтьев,

к. э. н., председатель комиссии по экономике интеллектуальной собственности Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, генеральный директор Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса

В статье изложены принципы построения национальной инновационной системы (НИС). Представлена модель комплексного управления инновационной деятельностью на национальном уровне. Субъектами НИС являются поставщики начального инновационного продукта и потребители конечного инновационного продукта, а также два типа инновационных структур - экзоинновационные и эндоинновационные. Первые работают на принципе самоокупаемости и занимаются поиском и реализацией быстроокупаемых проектов. Вторые обеспечивают высокоэффективный бизнес отрасли или предприятия, являясь их функциональным структурным подразделением. Отдельным разделом в статье описаны элементы этих двух типов инновационных структур. Эффективная реализация НИС может быть обеспечена за счет использования возможностей сети региональных представительств ТПП РФ.

Сегодня в рамках Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) поставлена задача подготовки Концепции формирования Национальной инновационной системы (НИС) на базе сети ее региональных представительств. Учитывая мощный научно-технический потенциал государства, доставшийся в наследство от бывшего СССР, во многих регионах сохранилась сеть научных организаций, вузов и предприятий, развивающих российскую инноватику. Эти стихийно сложившиеся сети на базе региональных администраций и региональных представительств ТПП РФ могут сослужить добрую службу для формирования российской инновационной экономики.

Ныне разрабатываемая Концепция формирования НИС в краткой и лаконичной форме, по мнению ее авторов, должна хотя бы в сжатом изложении решить следующие системные задачи:

★ определить базовую модель формирования и развития НИС;

★ определить систему основных измерений в рамках НИС;

★ установить базовые макроэкономические регуляторы объемов, качества и скорости коммерческой реализации инноваций в отечественном бизнесе;

★ выделить структуру основных участников НИС и их функции;

★ определить систему стимулов основных участников НИС;

★ установить единую терминологию в сфере инновационной деятельности на территории РФ, которая сегодня весьма неоднозначна, и ее отсутствие тормозит все разработки нормативных документов в этой области;

★ подготовить проект основного стандарта по управлению инновационной деятельностью (бизнесом) в Российской Федерации.

Здесь перечислены лишь тактические задачи начального этапа формирования НИС. Далее на осно-

ве концепции следует формировать стандарт базовых определений элементов НИС. Базовый стандарт должен установить все исходные определения, без которых формирование НИС невозможно. Эту работу по подготовке Концепции формирования НИС и проекта такого стандарта целесообразно выполнять ограниченным кругом высококвалифицированных специалистов. Хотя альтернативных групп и альтернативных проектов по разработке концепции и стандарта может быть несколько. Дальнейшая программа действий инициаторов НИС должна сводиться к тому, чтобы решать задачи следующего уровня сложности:

★ начать системно формировать мощную информационную сеть инфраструктуры инновационного рынка, без которой немыслима масштабная, комплексная и эффективная реализация всех лучших научно-технических разработок и изобретений в отечественной экономике;

★ сформировать государственные механизмы стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в России, включая налоговые, кредитные, таможенные, инвестиционные и другие;

★ сформировать механизмы противодействия «утечке мозгов» и нарастающему массированному оттоку весьма ценных и перспективных идей из России и начать выстраивать механизмы, обеспечивающие, по возможности, их приток в Россию, ввиду ожидаемого роста экономической привлекательности для интеллектуалов других стран. Решение этих трех задач позволит уже через 3-5

лет сделать нашу экономику высокоэффективной и развивающейся наиболее высокими темпами прироста ВВП. Однако крайне важно, чтобы эти механизмы кардинально не пересматривались, как наша бухгалтерская и налоговая политика. Все западные системы льгот по инноватике сильны своей стабильностью. Тогда можно надеяться, что в итоге существенно повысится качество жизни россиян.

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

Алгоритм управления НИС

Для того чтобы схема организации управления НИС была понятной, прозрачной и, соответственно, эффективной, необходимо минимизировать число используемых в ней элементов. Примеры ряда подобных систем, которые нам пришлось видеть, страдают как раз своей громоздкостью и непрозрачностью. Используя общепринятую на уровне предприятия терминологию в сфере инновационной деятельности, чрезвычайно сложно смоделировать компактную систему на уровне государства. Микро- и макроуровни весьма сильно отличаются не только в вопросах общей экономики, но и в вопросах инноватики.

Именно поэтому, используя здесь терминологию, разработанную и применяемую в нашем институте как более пригодную для макромоделирования сложных и сверхсложных интеллектуальных технологий, изобразим модель комплексного управления инновационной деятельностью на национальном уровне (рис. 1). Изображенная здесь система, использующая обратную связь, состоит из модели инновационного процесса и трех субъектов:

★ поставляющих «интеллектуальное сырье», т. е. генерирующих начальные инновационные продукты (ИПН) для последующего их использования в инновационной деятельности;

★ потребляющих конечные продукты инновационной (ИПК) деятельности для развития на их основе собственного бизнеса;

★ производящие ИПК для потребителей и содействующие этому производству, которые имеют общеизвестное понятие — инфраструктура инновационного рынка.

Подобная модель универсальна, она применима практически на любом уровне территориальной автономии, т. е. на уровне федерального округа, региона или мегаполиса. Разница между ними будет только в содержательном наполнении и масштабе применения. При этом крайне важно то, что участники всех территориальных систем, становясь участниками национальной системы, не меняют язык общения. Терминология, все критерии измерения и принципы организации здесь едины, а стандарты и нормативные акты идентичны.

Такая унификация удобна еще и тем, что она не сдерживает развитие любого территориального участника НИС. Все они становятся независимыми от центра и где-то могут даже опережать развитие центра или соседних регионов, показывая пример лучшей организации, лучших результатов. Все округа, регионы и мегаполисы становятся сравнимы друг с другом, а их показатели с учетом на 1 или 1000 жителей становятся сопоставимыми. Вся специфика регионов здесь будет выражаться в конкретных статистических данных. Для Госкомстата РФ, отслеживающего и публикующего статистику инновационного развития, это тоже очень важно.

В такой системе любое физическое или юридическое лицо по своему выбору может стать членом региональной либо окружной, либо национальной системы. На каждом уровне должны быть свои льготы для своих членов. При такой системе организа-

Рис. 1. Модель комплексного управления инновационной деятельностью на национальном уровне, где ИПн и ИПк — инновационный продукт начальный и конечный

ции создание территориальных систем (подсистем) становится неважным. Их вовсе может не быть. Но польза от объединения всех реальных и потенциальных участников в единую НИС, дающего колоссальный выбор идей и специалистов самых разных специальностей, по-моему, ни у кого не должно вызывать сомнений. Такое объединение давно назрело.

Алгоритм функционирования НИС в соответствии с изображенной на рис. 1 моделью комплексного управления инновационной деятельностью в наиболее компактном виде описывается следующей последовательностью процедур:

★ поставщики ИПн предлагают его на инновационном рынке в соответствии с требованиями, установленными соответствующими представителями инновационной инфраструктуры. Как правило, начальным инновационным продуктом (ИПн) являются не только отчеты о научно-исследовательской или опытно-конструкторской работе, а в первую очередь, физические модели конкретных изобретений как результаты исследований и разработок, которые имеют реальные параметры, заявленные их владельцами. К ним прилагаются необходимые документы, подтверждающие состоятельность данного ИПн;

★ представители экзо- или эндоинновационной инфраструктуры проводят отбор наиболее приемлемых ИПн. Сначала отбор производится из общего числа предлагаемых на конкурс ИПн по формальным признакам. Затем проводится вторичный отбор по результатам демонстрационных испытаний. Вторично отобранные ИПн запускаются в «рост» с целью их «выращивания» и доведения до статуса ИПк, готового к продаже на рынке готового бизнеса или готового головного образца изделия и технологии его производства. Для этого сначала подыскивают соответствующих инновационных менеджеров, которые подбирают себе команду исполнителей, готовят программу «выращивания» инновации, под каждую

программу выделяется соответствующее финансирование и после поступления денег процесс «выращивания» начинается. Инновационный менеджер персонально отвечает за сроки и качество выполнения работ по программе, а также за реализацию финансовых средств;

★ готовя ИПк к продаже на рынке готового ВТ-бизнеса, сначала рекламируется, а затем через аукцион или другие формы торговли продается будущему его потребителю. Этот алгоритм в самом общем виде примерно одинаково реализуется через экзо- и эндоинновационную инфраструктуру. Однако, когда речь идет о более глубокой детализации алгоритма, изображенного на рис. 1, то два этих типа инновационной инфраструктуры по процедурам отбора ИПн, организации команды исполнителей, по процедуре организации финансирования и характеру реализации ИПк в бизнесе весьма сильно отличаются друг от друга. Участники экзоинновационной инфраструктуры работают на рынке самостоятельно, свободно и на принципе самоокупаемости. Отношения между ними строятся на договорной основе по рыночным ценам. Они привлекают, в основном, частных и иногда — государственных инвесторов. Потребность в конкретных участниках этой инфраструктуры меняется со временем в зависимости от качества их труда и умения работать с клиентом.

Участники эндоинновационной инфраструктуры находят и выращивают свои инновационные продукты внутри различных предприятий, корпораций подотраслей и даже отраслей. Организация совершенствования техники и технологии осуществляется на плановой основе силами постоянно действующего подразделения. Его задача состоит в совершенствовании конкретного производственного аппарата (технологического комплекса установок, машин и оборудования), ориентированного на конкретные экономические показатели и потребительские свойства продукции. Здесь инновационная политика какого-то производителя продукции как структурного подразделения данной организации состоит в том, чтобы грамотно, компактно и необременительно, с финансовых позиций, организовать свою локальную, эффективную и постоянно действующую эндоинно-вационную инфраструктуру со своими инновационными менеджерами, персоналом, поставщиками, экспертами, инвесторами и службами обеспечения. Например, Департамент технического развития ОАО «АВТОВАЗ» одной из своих функций имеет реализацию собственной инновационной политики на своих же предприятиях. Объединение «Росавиакосмос» имеет такую же свою эндоииновационную инфраструктуру. Объединение «Гознак» также внутри себя имеет НИИ Гознака, выполняющего, в частности, и роль эндоинновационной инфраструктуры. В Росатоме давно сформировалась своя автономная эндо-инновационная инфраструктура, куда обычно не приглашаются специалисты со стороны.

Субъекты, участвующие в общем инновационном процессе НИС, должны быть четко идентифицированы и иметь свой определенный юридический статус,

закрепленный стандартами и другими нормативными актами. В рамках данной публикации необходимо хотя бы кратко изложить примерное содержание экзоинно-вационной и эндоинновационной инфраструктур.

Элементы НИС

Элементами НИС, как было сказано в предыдущем разделе, являются инновационный процесс, имеющий собственную структуру, продукты, полупродукты и исходный сырьевой продукт, а также субъекты инновационной деятельности. Для более детального представления элементов системы имеет смысл модель управления НИС, изображенную на рис. 1, представить в более подробном изложении (рис. 2). С учетом обозначенных взаимосвязей представим основных субъектов, отображенных на модели идентификации инновационного процесса, его основных параметров и участников.

Модель идентификации инновационного процесса, его основных параметров и участников построена в развитие алгоритма функционирования НИС. Здесь более развернуто представлен инновационный процесс и два типа инновационной инфраструктуры. Поставщики изображены в роли субъектов, генерирующих начальные инновационные продукты. В роли экзогенераторов здесь изображены физические лица как более типичные сегодня. Также эндогенераторы здесь изо-

Рис. 2. Модель идентификации инновационного процесса, его основных параметров и участников Условные обозначения:

ИПн, ИПк — инновационный продукт начальный и конечный; ИПП1-ИППЛ — инновационные полупродукты по этапам НИОКТР от 1 до п; СОПЭТ — субъекты, обеспечивающие переработку, экспертизу и трансферт инновационных и интеллектуальных продуктов

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

бражены как юридические лица, но лишь более типичные сегодня. При формировании стандарта, разумеется, следует предусматривать различные варианты. В качестве потребителей экзопотребители сегодня более склонны потреблять инновации как «готовый бизнес», а эндопотребители — как собственный обновленный бизнес. При более подробном описании системы следует рассматривать различные варианты использования конечных инновационных продуктов.

Экзоинновационные структуры

К структурам этого типа относятся комплексы юридически самостоятельных организаций, которые на договорных условиях объединяются друг с другом для целей ведения инновационного бизнеса. Участниками такого комплекса могут быть самые разные организации, которые делятся на субъектов трех следующих категорий:

★ экзоинноваторы;

★ экзоинвесторы;

★ экзоСОПЭТы, обеспечивающие потребности организации первых двух категорий. Вкратце представим каждую из трех категорий. Примерами таких структур могут быть технопарки, технополисы.

Экзоинноваторы

Экзоинноватором является юридически самостоятельная организация, основной задачей которой является ведение инновационного бизнеса с целью получения прибыли. Эта организация является производителем инноваций, готовых к коммерческой реализации среди предприятий, производящих продукцию или услуги. Такими инновациями являются новые технологии, изделия или услуги, приносящие их пользователю прибыль.

Также продукцией экзоинноваторов могут быть готовые объекты бизнеса, созданные на базе новых технологий. Так называемый бизнес «под ключ», производящий продукцию или услуги гарантированного качества, за рубежом пользуется спросом как самостоятельный товар. Однако такой бизнес нуждается в его активном развитии и продвижении на рынке. К экзоинноваторам могут относиться венчурные компании, инновационные инкубаторы, инновационные центры и другие производители инноваций.

Экзоинвесторы

К ним относятся инвестиционные организации, участвующие в инновационном бизнесе либо как акционеры, имеющие свою долю в данном бизнесе, либо как кредиторы по конкретному инновационному или инвестиционному проекту, либо в роли иного инвестора. Экзоинвесторы, как правило, ориентированы на долю дохода от прибыли, которую получает экзоинноватор, реализующий на рынке либо инновации, либо готовый бизнес. Экзоинвесторы прежде чем инвестировать средства в конкретный инновационный проект, обязательно проводят тщательное его изучение и организуют свою, независимую от экзо-

инноваторов экспертизу, поскольку риск потери своих инвестиций здесь весьма велик.

ЭкзоСОПЭТы

ЭкзоСОПЭТы — это субъекты инновационного рынка, обеспечивающие переработку, экспертизу и трансферт инновационных и интеллектуальных ресурсов. К ним относятся научно-исследовательские организации, проводящие дополнительные исследования и экспертизу, оценочные, аудиторские и другие консалтинговые фирмы и компании.

Общая классификация участников экзоиннова-ционных инфраструктур может выглядеть следующим образом.

Таблица 1

Уровни экзоструктур Состав экзоинновационной инфраструктуры

Экзо- инноваторы Экзо- инвесторы ЭкзоСОПЭТы

Национальный

Окружной федеральный

Региональный

Мегаполисный

Для того чтобы эти экзоструктуры не конкурировали друг с другом, а были партнерами, необходимо распределить между ними права и обязанности в рамках единой НИС. Конкуренция должна быть внутри каждой группы, например, среди аудиторов, среди оценщиков, среди инновационных менеджеров, среди экспертов.

Эндоинновационная инфраструктура

Роль эндоинновационной инфраструктуры сводится к тому, чтобы проводить политику своевременного и качественного обновления производственного аппарата внутри экономически и технологически обособленного предприятия, корпорации или более крупного объединения, например, подотрасли, отрасли или финансово-промышленной группы. Их содержание также представлено тремя типами взаимосвязанных друг с другом, функционально значимыми подразделениями:

★ эндоинноваторами;

★ эндоинвесторами;

★ эндоСОПЭТами.

Их участие и функциональные особенности также должны быть представлены отдельно.

Эндоинноваторы

Это специализированные группы профессионалов, собираемых под конкретные инновационные проекты, обеспечивающие «выращивание» инноваций до состояния их использования в действующем производстве. Самостоятельный эндоинноватор возглавляет инновационный менеджер, который в отличие от экзоинновационного менеджера хорошо знаком со спецификой отрасли и конкретного производства. Эндоинноваторы могут быть не только самостоятельными юридическими лицами, но и находиться в ранге временной творческой бригады, финансиру-

емой руководством корпорации или отрасли по данной программе. Эндоинноваторы могут представлять собой временное подразделение, состоящее из специалистов данного предприятия, корпорации, отрасли. Все эндоинноваторы делятся на две группы: работающие временно по инновационным проектам и постоянно — по организации временных подразделений.

Эндоинвестор

В эндоинновационных структурах эндоинвесторами могут быть не только юридически самостоятельные лица, но и подразделения данного предприятия, где работают эндоинноваторы. Финансирование инновационного проекта может осуществляться в данном случае на плановой основе специализированным подразделением корпорации. Если инновационный проект или программа, реализуемые эндоинвестором, весьма значительные, то инвестором здесь может быть и внешняя независимая организация, такая как банк или инвестиционная компания, которые могут иметь свою долю акций во вновь создаваемом предприятии.

Финансово-промышленные группы создавались и создаются с целью оптимизации инвестиционной деятельности, направленной на технологическое развитие предприятий, входящих в данную группу. Все варианты эндоинвестирования следует отдельно классифицировать и нормативно описать в рамках НИС.

ЭндоСОПЭТы

В эндоинновационных структурах в роли эндо-СОПЭТов могут выступать отдельные независимые юридические лица (консалтинговые, оценочные, аудиторские и прочие фирмы), а также структурные подразделения данного предприятия или корпорации либо специально назначенные физические лица — специалисты, имеющие опыт и знания в данной области. К категории СОПЭТов могут относиться самые разнообразные юрлица, подразделения и специалисты, участие которых необходимо в данном проекте.

Таблица 2

Уровни эндоинновационных инфраструктур Состав эндоинновационной инфраструктуры

Эндо- инноваторы Эндо- инвесторы ЭндоСОПЭТы

Отраслевые

Подотраслевые

Корпоративные (ФПГ)

Производственные

Все эндоСОПЭТы так или иначе выполняют роли либо поставщиков каких-то ресурсов, либо роли экспертов по конкретным специальным заданиям, требующим высокой квалификации.

Использование возможностей сети региональных представительств ТПП РФ для реализации инновационных проектов

В рыночных условиях формирование полноценной и эффективной НИС без сети региональных

представительств ТПП РФ представляется малопродуктивным. Поэтому роль ТПП РФ в формировании НИС следует рассмотреть отдельно.

ТПП РФ — уникальная общественная структура. По вертикали она охватывает все слои российского бизнеса — малого, среднего и крупного. А по горизонтали в свою деятельность она включает все сферы предпринимательства — промышленность, торговлю — внутреннюю и внешнюю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

В систему ТПП РФ входят:

★ 169 территориальных торгово-промышленных палат;

★ 178 объединений предпринимателей и 37 коммерческих организаций федерального уровня;

★ 450 предприятий и фирм, созданных с участием торгово-промышленных палат и образующих инфраструктуру обслуживания предпринимательства на региональном уровне;

★ 15 зарубежных представительств в 14 странах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

★ 6 смешанных палат, образованных с другими странами.

В своей работе ТПП РФ опирается на активную позицию департаментов и комитетов ТПП РФ, которые ориентированы на развитие таких видов деятельности: законотворческая, выставочно-ярмарочная, оценочная, экспертная и другие. Специалисты, работающие в структурных подразделениях палаты, проводят сертификацию продукции и систем качества, оформляют сертификаты происхождения товаров, осуществляют юридическое консультирование, организуют обучение предпринимателей.

По результатам своей работы ТПП ежегодно направляет Президенту РФ, Федеральному Собранию и правительству послание с предложениями по развитию экономики и предпринимательства. Консолидированная позиция около 160 объединений предпринимателей, входящих в ТПП РФ, влияет на создание более благоприятного правового, инвестиционного и экономического климата в стране. Таким образом, ТПП РФ, обладая широкой сетью региональных представительств, самым высоким отечественным и международным авторитетом, способна решать задачу системного и планомерного формирования национальной инновационной системы (НИС).

Банальную задачу объединения всех действующих юридических и физических лиц на российском инновационном рынке могла бы решить любая общественная или коммерческая организация, например, через сеть Интернет, собрав всех отечественных ин-новационщиков «в один пучок». Но это не будет качественным решением проблемы, поскольку частные инициативные лица, начавшие работать на этом рынке, зачастую тесно не связаны с теми, кто по долгу службы решает и должен решать эти проблемы на уровне региона. Объединение участников этого рынка, по нашему глубокому убеждению, должно начинаться снизу и изначально должно произойти на местном уровне. А высший — общероссийский уровень в данной системе должен установить лишь единый язык, единые правила игры и сделать прозрачными потребности и возможности каждого региона,

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

а также отдельных организаций и специалистов. Система будет минимизировать дублирование и формировать уникальность регионов, организаций и отдельных специалистов, будет минимизировать конфликты и оптимизировать творчество.

Для каждого участника НИС, включая юридических и физических лиц, сеть региональных представительств ТПП РФ интересна, прежде всего, тем, что через нее можно более точно и обстоятельно изучить пакет возможностей и потребностей каждого из регионов по отдельности и в целом по стране и достаточно быстро найти партнеров по бизнесу. Региональные ТПП РФ, как правило, тесно контактируют и с элитой местного бизнеса, и с учеными и изобретателями, и с региональной администрацией, озабоченной нуждами развития своей региональной социально-экономической системы. Поэтому потенциальные возможности консолидировать инновационщиков и координировать их совместные партнерские отношения у ТПП РФ, пожалуй, самые предпочтительные.

Чтобы российская экономика развивалась более эффективно, желательно, чтобы регионы специализировались на своей уникальной природно-ресурсной основе, дающей потенциальное экономическое преимущество. Задача администраций регионов — не банально решать проблему занятости населения и строить предприятия, поддерживающие зарубежный бизнес, а содействовать развитию своего самостоятельного отечественного бизнеса на своих уникальных природных ресурсах, формируя своих уникальных специалистов и свои уникальные научные школы. Для этого потребуется от региональной элиты умение привлекать инвестиции из-за рубежа и из других российских регионов под задачи такого качества. А без активизации интеллектуалов, способных своими идеями возбудить инвесторов, без ученых и изобретателей, без СМИ и мощной сети региональных отделений НИС эту задачу не решить.

Мощная межрегиональная сеть, объединяющая всех участников НИС, при ее правильной реализации может решить следующие задачи:

★ существенно повысить востребованность узкоспециализированных организаций и уникальных высококвалифицированных специалистов, проживающих в разных регионах;

★ существенно повысить востребованность изобретений и инноваций, имеющих, прежде всего, многоцелевое назначение;

★ эффективнее развивать межрегиональную кооперацию и специализацию в сфере науки и предпринимательства;

★ существенно ускорить развитие и обновление в стране высокотехнологичного и инновационного бизнеса.

Генетическая основа высокотехнологичного бизнеса (ВТ-бизнеса)

Многие специалисты, занимающиеся инновационной деятельностью и обучая этому других, умудряются представить проблему интеллектуальной соб-

ственности в инновациях и в ВТ-бизнесе как незначительную, вспомогательную. Поэтому именно для этой категории инновационщиков необходимо расширить кругозор, понимая, что отечественная литература по общему и инновационному менеджменту, равно как и по микроэкономике, этого не объясняет.

Работая в сфере экономики интеллектуальной собственности, специалисты нашего института пришли к выводу о том, что интеллектуальная собственность в ВТ-бизнесе является его генетической основой, без которой шансы на его успешную реализацию близки к нулю. Профессиональные бизнесмены и инвесторы экономически развитых стран выделяют свои средства и вступают в проект лишь после того, как точно определят наличие, объемы и качество участвующей в нем интеллектуальной собственности. В противном случае риск потерять вложенные в проект средства максимальный.

Потребность в выявлении, учете и управлении интеллектуальной собственностью минимальна на начальном этапе жизненного цикла продукции и максимальна на завершающих этапах производства и коммерческой реализации продукции. Вне бизнеса интеллектуальная собственность играет незначительную роль. Все ответы на главные вопросы менеджмента ВТ-бизнеса вытекают из особенностей имеющейся в нем интеллектуальной собственности:

★ что производить, какое изделие;

★ как производить, по какой технологии;

★ в какой стране производить и в какой продавать свои изделия;

★ сколько изделий производить и сколько продавать;

★ по какой цене продавать и с какой прибылью;

★ сколько времени производить и сколько продавать;

★ кто является конкурентом и как его обыграть;

★ кто является партнером и как его привлечь;

★ насколько устойчив бизнес и когда его обновлять;

★ когда покупать и когда продавать акции данного предприятия;

★ стоит ли инвестировать крупный капитал в конкретный проект или бизнес и каковы гарантии его возврата;

★ кому, за что и сколько платить на предприятии;

★ кого продвигать по службе, куда и какими темпами;

★ как сформировать беспроигрышную и высокоприбыльную стратегию бизнеса;

★ как грамотно управлять бизнесом, как его совершенствовать и другие вопросы.

Парадокс российской экономики в том, что мы более 70 лет при Советской власти и уже 15 лет после нее пытаемся строить свое высокотехнологичное производство при массовом игнорировании интеллектуальной собственности как генетической основы современного бизнеса, как основного фактора выстраивания всей системы управления, системы гарантий, штрафов, льгот и привилегий во внутренней и внешней среде бизнеса. Знания по интеллектуальной собственности 95% российских бизнесменов и 99% профессорско-преподавательского состава экономи-

ческих вузов и факультетов страны начинаются и заканчиваются рамками знаний о патентах, ноу-хау, товарных знаках, франчайзинге и лицензиях. Представление о том, что ВТ-бизнес — это принципиально иной и намного более деликатный и тонкий бизнес, чем обычный традиционный, у них полностью отсутствует.

Это происходит в том числе и потому, что практически все переводные учебники по экономике этот фактор практически не рассматривают. На ведущих российских предприятиях топ-менеджмент на оперативные совещания нередко собирается по одному единственному вопросу: как грамотно не платить авторам изобретений. В Роспатенте уже 15 лет эту проблему игнорируют и не издали ни одного нормативного акта по авторским договорам и авторским вознаграждениям. Более того, в новой редакции Патентного закона изъято почти все, что касается отношений авторов с правообладателями и работодателем. Большинство руководителей крупных и средних российских предприятий и организаций рассматривают интеллектуальную собственность как «черную дыру», где пропадает огромное количество денег без пользы для предприятия. Тем не менее, следует разубеждать руководителей предприятий в их ошибочных и фрагментарных представлениях об интеллектуальной собственности.

Промышленная революция произошла только в тех странах, где состоялась интеллектуальная собственность как правовой институт. Отечественные экономисты этой связи не знают, потому что в советские годы это знание могло стать основанием для уничтожения ученого. В Англии, Франции, США, Германии, России и других странах промышленная революция произошла лишь после того, как состоялось и устоялось патентное законодательство, гарантирующее монополию бизнеса и тем самым гарантирующее возврат больших инвестиций в крупное производство. Любой внимательный аналитик, изучив международный процесс становления патентного законодательства, правоприменительной практики и темпов развития промышленной революции, увидит прямую связь между ними.

При этом все экономически развитые государства интеллектуальную собственность используют, прежде всего, как инструмент перетока очень крупного капитала мелкими ручейками в бюджеты своих стран и своих корпораций, продавая нам свои наукоемкие товары, где в цене этого товара более 50, а иногда и 90% приходится на стоимость интеллектуального капитала. В этих странах вся научная и прочая творческая элита содержится за счет частного капитала, государство своим финансированием регулирует лишь приоритеты.

А у нас бюджет государства для большинства ученых является единственным источником оплаты их труда. Это происходит из-за того, что правительство не в состоянии организовать полноценные условия для инновационной экономики, при которых на основе международных норм по интеллектуальной собственности российским предпринимателям было бы выгодно оплачивать все затраты на ученых и изобре-

тателей, а также затраты на воспроизводство интеллектуальной собственности, чтобы в первую очередь развивать высокотехнологичный бизнес.

К примеру, в Италии суммарная налоговая нагрузка на традиционный бизнес, где почти нет интеллектуальной собственности, составляет примерно 45%, а нагрузка на ВТ-бизнес — 26%. Сильвио Берлускони, когда баллотировался в президенты, в своей программной речи обещал налоговую нагрузку на ВТ-бизнес снизить до 25%. И почти весь крупный бизнес за него проголосовал. В США Д. Буш также в своей президентской программе обещал предпринимателям снизить суммарную налоговую нагрузку на ВТ-бизнес на 1% и довести ее до 26%. И это подействовало.

Низкая налоговая нагрузка на бизнес обеспечивает переток капитала из одних стран в другие. Для этого создаются оффшоры. Налоговая нагрузка на бизнес может сделать его привлекательным, а может сделать бессмысленным. От понимания этого фактора в правительстве зависит вопрос: состоится ли наша инновационная экономика или нет.

Тем не менее, обращаясь к предпринимателям и ученым, следует отметить, что нормы международного права по различным аспектам интеллектуальной собственности действуют более 100 лет. На них основана деятельность Всемирной организации интеллектуальной собственности и, в частности, институтов международной регистрации патентов и товарных знаков. На них основана деятельность Всемирной Торговой Организации, куда нам в ближайшее время предстоит вступить.

Анализ свойств интеллектуальной собственности, проведенный в нашем институте за последние годы, позволил выделить три пирамиды предпочтений, возникающих при реализации интеллектуальной собственности на разных этапах жизненного цикла (рис. 3).

Самая низкая роль интеллектуальной собственности, с точки зрения экономических выгод и юридических гарантий, на начальном этапе творчества, там, где работают ученые и изобретатели. В это время выгода от регистрации своих прав неощутима. Самая весомая роль интеллектуальной собственности как инструмента монополизации бизнеса и получения сверхприбыли проявляется на этапе производства и реализации продукции. Однако на этих заключительных этапах ВТ-бизнеса поздно думать о своевременно не зарегистрированных правах на интеллектуальную собственность. О ней и ее качестве изначально следует думать и оформлять права на самых ранних этапах. Этого-то не могут понять ни некоторые наши ученые, ни руководители предприятий, которые были построены еще в советский период, а сегодня начинают сводить концы с концами и всю прибыль вкладывать не в развитие и инновации, а в свои карманы. Для этого достаточно проанализировать их затраты на НИОКР в бухгалтерских отчетах, опубликованных в центральных газетах, а также стоимость их нематериальных активов, которая составляет менее 0,01% от стоимости материальных активов.

Впрочем, разработка сначала концепции, а затем проекта НИС и его реализация также является ори-

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

6) юридические в) экономические

гарантии выгоды

Монополия 1 Торговля \ Сверхприбыль

при реализации наукоемкими \ при реализации

товара товарами \ товара

Монополия ВТ— \ Рост стоимости

производства / производство \ акций

Гарантии доли Инновации \ Доля доходов

в проекте 1 \ в проекте

Патенты НИ0КТР \ Доля от фонда

и ноу-хау \ зарплаты

Объекты Свободное \ Авторские

авторского права творчество \ вознаграждения

а) предпочтения творческих вкладов

Рис. 3. Три пирамиды свойств интеллектуальной собственности: а) пирамида предпочтения творческих вкладов; б) пирамида юридических гарантий; в) пирамида экономических выгод

гинальной работой, требующей усилий конкретного авторского коллектива в течение ряда лет. Беспрецедентные примеры создания в нашей стране танковой отрасли, атомной промышленности, космической отрасли связаны с тем, что эти работы поручались и выполнялись не чиновниками, а учеными, о которых затем узнавал весь мир. Если бы этой работой изначально руководили чиновники — министры и их заместители, как это происходит сегодня и уже началось при Н. Хрущеве и Л. Брежневе, было при Б. Ельцине, то эти работы и проекты были бы и тогда провалены, как все остальные добрые начинания — пятилетка качества, управление научно-техническим прогрессом, хозрасчет, приватизация, программа «600 дней» и прочее. Там, где крупное дело было поручено чиновникам — все пошло прахом. И это не связано с российской спецификой, так устроен весь мир. Любые ответственные программы должны поручаться личностям, интеллектуалам — ученым, конструкторам, разработчикам как крупным организаторам, но не чиновникам, занятым своими конъюнктурными отношениями по службе и подготовкой «запасных аэродромов» на период после увольнения с нее. В этом также большая российская проблема.

Поэтому при определении условий выполнения работ по НИС желательно на всех этапах и во всех технологиях оставаться в русле нормальных отношений по интеллектуальной собственности, напоминая всем участникам инноваций и студентам в учебном процессе тему инноватики и ВТ-бизнеса.

Уроки прошлого

Многие специалисты по инновационному бизнесу, которые этой проблемой стали заниматься последние 5-10 лет, склонны утверждать, что вся внедренческая деятельность в сфере так называемого управления научно-техническим прогрессом советского периода и современная инновационная деятельность имеют мало общего. Как мне объяснил один из руко-

водителей инновационной деятельности одной из крупнейших отраслей отечественной экономики: «Тогда было одно, сегодня совсем другое. И здесь мало общего». По сути, этот ответ навел меня на мысль о необходимости выделения основных классификационных систем управления инновационной деятельностью. Так у нас в институте появились определения эндо- и экзоинновационной инфраструктуры. Мне стало понятно, что до 1991 года я занимался эндоинновационными системами, а после 1991 года стал активно участвовать в экзоинноваци-онных системах. А вся моя творческая тридцатилетняя биография почти что пополам разделилась условно на два периода — эндоинновационный период участия в закрытой административной экономике, где простое ксерокопирование без специального разрешения каралось, и экзоинновационный период участия в открытой экономике, где добрая половина великолепных российских идей сегодня беспрепятственно утекает за рубеж за бесценок. В обоих случаях — парадокс бесхозяйственности, порожденный системой чиновников.

Работая конструктором и предлагая разнообразные полезные технические решения, я неоднократно наблюдал, что мое руководство не нуждается в них, отвечая: «У нас своих идей предостаточно, а еще тут ваши... их невозможно переработать и тем более внедрить, на них у нас нет времени». В таком же положении были многие мои коллеги-конструктора. Стало ясно, что технических идей избыток и они, по сути, никому не нужны. А для того чтобы их и многие другие полезные идеи сделать востребованными, следует заниматься управлением НИОКР.

Опыт прошлых лет организации внедренческих и инновационных систем нам показал, что теоретические основы творческой деятельности, если их правильно идентифицировать, являются самым стабильным знанием в истории человеческой цивилизации. Платоновская теория идей до сих пор будоражит умы интеллектуалов всего мира. Интеллектуальные способности человека почти не изменились за последние несколько тысячелетий. Они были известны нашим предкам и ученым всех эпох цивилизации. Их афоризмы по этому поводу актуальны и сегодня. Технологии создания и реализации идей для нас вечны. Время лишь меняет язык и вводит новые определения, термины, позволяющие актуализировать эти знания. Не следует в то же время, чтобы понравиться читателю или слушателю, загромождать свои статьи и речи новомодными определениями, как это делают некоторые политологи и политики. Тем более, при решении такой сверхсложной задачи, как построение НИС, можно получить эффект лишь в одном случае, если суметь минимизировать ее суть, выделить основные структурные элементы и четко идентифицировать между ними связи. Чтобы решить большую коллективную проблему, для начала нужно научиться говорить на одном языке. Именно эта попытка была продемонстрирована в вышеизложенном тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.