ИНФОЭКОПРОФИЛЬ - набор измеряемых параметров, которые позволят оценивать текущий статус, перспективу и динамику развития человека в комплексной ИнфоЭко среде, а так же оценку потенциала адаптации при ее изменении. В основе ИнфоЭко Профиля человека лежит данное Всемирной Организацией Здравоохранения определение «здоровья».
Использование методологии ИнфоЭко Профиля позволяет комплексно оценить состояние пациента, выделить проблемные точки и сформулировать приоритетные направления лечения, реабилитации и адаптации для узких специалистов, психологов, педагогов и родителей.
Первичные испытания были проведены на разных группах детей и взрослых, в том числе имеющих РАС и ННР.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что метод может быть использован как база для создания новых алгоритмов межсекторного и межведомственного взаимодействия, основанных на целостном восприятии человека и комплексном подходе к организации профилактических мероприятий на индивидуальном, семейном и групповом уровнях, формировании здорового образа жизни в том числе.
ЭТОС ВРАЧЕВАНИЯ И ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Е.В. Ильинцев*, С.В. Воробей**
Статья раскрывает вопросы этоса врачевания в уголовно-исполнительной системе, а также особенности подготовки студентов, предполагающих в дальнейшем работать в системе пенитенциарного здравоохранения.
Ключевые слова: этос врачевания, пенитенциарное здравоохранение, обучение студентов.
The paper discloses the ethos issues of medical treatment in the penitentiary system, and also peculiarities in the training of students contemplating to work in the system of penitentiary healthcare.
Key words: ethos of medical treatment, penitentiary healthcare, training of students.
* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва
** ФСИН России
Ильинцев Евгений Васильевич - к.м.н, ст. научный сотрудник, 8(495)916-40-12 Воробей С.В. - к.м.н., доцент, начальник управления организации медико-санитарного обеспечения, 8(495)987-60-12
Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием заключается не только в приобретении теоретических знаний и овладении практическими навыками. В процессе обучения, начиная с младших курсов студент получает целый ряд установок, выработанных в профессии за многие годы; совокупность этих установок составляет этос врачевания. Именно этос врачевания соединяет в себе подавление эмоций, возникающих в ходе проведения лечебно-профилактических мероприятий, и истинную заботу о пациенте. Этос всегда должен быть открыт для этической проверки, призванной гарантировать подлинное удовлетворение потребностей пациента (А. Кэмпбелл с соавт., 2001).
Необходимо отметить, что специальность «пенитенциарное здравоохранение» действующим законодательством не предусмотрена, а этические аспекты врачебного этоса в медицинской службе уголовно-исполнительной системе до настоящего времени не привлекали пристальное внимание исследователей. Между тем, постоянное совершенствование системы подготовки врачебных кадров для пенитенциарного здравоохранения, отвечающее требованиям Концепции развития УИС до 2020 г., подразумевает наряду с прочими мероприятиями расширение знаний врачей по вопросам медицинской этики.
Именно в медицинской службе уголовно-исполнительной системы велик соблазн процветания патернализма. В связи с тем, что по объективным причинам в пенитенциарных учреждениях наблюдается концентрация социально дезадаптированных лиц (А.М. Смирнов с соавт., 2006; А.С. Кононец, А.В. Бобрик с соавт., 2011), у врача подсознательно может сформироваться императивный тип общения с пациентом, не предусматривающий полноценного диалога с больным. Молодой врач может находиться под влиянием ранее сформированных стереотипов поведения («нельзя предоставлять заключённому всю информацию, потому что это может быть использовано им с последующими с корыстными целями») и придерживаться соответствующей манеры общения с пациентами. Между тем, правдивость - это не только передача точной информации, но и стремление установить с другим человеком открытые и взаимно уважительные отношения, без которых невозможно добиться взаимного доверия врача и пациента. Только в этих условиях возможно выстроить отношения между врачом и больным на принципе партнёрства,
предопределяющего достижение наилучшего результата от лечебно-диагностических и профилактических мероприятий (Bok S., 1980; Б.В. Петровский с соавт., 1988; В.С.Ястребов, 2012).
Также характерна для пенитенциарной системы проблема конфиденциальности. Представители других служб (оперативные работники, сотрудники подразделений режима и надзора и т.д.), руководство исправительных учреждений и следственных изоляторов порою считают своим «долгом» узнать диагноз определённого пациента, пребывая в полной уверенности необходимости обладания подобной информацией для решения служебных задач. С 2014 г. все медицинские подразделения уголовно-исполнительной системы выведены из непосредственного подчинения начальников СИЗО и исправительных учреждений, что сократило количество подобных случаев необоснованного затребования у медицинских работников конфиденциальной информации, но не могло полностью нивелировать данную проблему. Не зная особенностей взаимодействий между различными службами пенитенциарных учреждений, трудно подготовить студента к полноценному исполнению врачебного долга в уголовно-исполнительной системе.
«Гражданские» преподаватели образовательных учреждений, не знакомые разнообразными вариантами взаимоотношений «доктор-пациент» в условиях мест лишения свободы, a priory не в состоянии сформировать исчерпывающее представление у студентов о подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обращающихся за медицинской помощью.
Уникальность врачебного этоса в пенитенциарном здравоохранении, с другой стороны, заключается в том, что все пациенты вне зависимости от их социального статуса имеют равные права на оказание медицинской помощи.
Адекватное формирование врачебного этоса у будущих специалистов пенитенциарного здравоохранения невозможно без тесного взаимодействия в процессе обучения с медицинскими и научными организациями уголовно-исполнительной системы. В процессе обучения студентов, которые в дальнейшем планируют связать свою профессиональную деятельность с уголовно-исполнительной системой, следует активней привлекать практических специалистов пенитенциарного здравоохранения, а также научных сотрудников подведомственных ФСИН России научно -исследовательских организаций.
Важным шагом на пути дальнейшего совершенствования организации учебного процесса представляется подготовка учебника по пенитенциарной медицине, реализуемая в настоящее время медицинской службой УИС. Учебник «Основы пенитенциарной медицины», не имеющий аналогов в мировой практике, представляется целесообразным использовать не только в образовательном процессе медицинских вузов, но и для самоподготовки специалистов, имеющих небольшой стаж работы в пенитенциарном здравоохранении.
Литература
1. Кэмпбелл А. с соавт., 2001. Медицинская этика. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - М., «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - 396 с.
2. Актуальные вопросы пенитенциарного здравоохранения / Под ред. А.С. Кононца, А.В. Бобрика. - М.: Акварель, 2011. - 120 с.
3. Петровский Б.В. с соавт. Деонтология в медицине. - М.: Медицина, 1988. - Т. 1. -352 с.
4. Смирнов А.М. с соавт. Профилактика - основа эффективности пенитенциарного здравоохранения / Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2006. - № 3. - С. 2-5.
5. Ястребов В.С. Проблемы патернализма и партнёрства в психиатрии // Психиатрия. - 2012. - № 4 (56). - С. 7-13.
6. Bok S. Lying: Moral Choice in Public and Private Life. - London.: Quartet, 1980.
О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Е.В. Ильинцев, Е.О. Ильинцева*, С.В. Воробей**
Поднимается проблема справедливости распределения ресурсов системы здравоохранения в условиях постоянно увеличивающейся потребности населения в оказании необходимых услуг. Необходимость активного поиска новых моделей организации медицинского обеспечения как всего населения Российской Федерации, так и его отдельных групп (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы).
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственные муниципальные учреждения здравоохранения, уголовно-исполнительная система.
* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва
** ФСИН России
Ильинцев Евгений Васильевич - к.м.н, ст. научный сотрудник, 8(495)916-40-12 Ильинцева Елена Олеговна - научный сотрудник, 8(495)916-40-12 Воробей С.В. - к.м.н., доцент, начальник управления организации медико-санитарного обеспечения, 8(495)987-60-12