с
N
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Этос науки и этика ученого
И.А. БАНДУРИНА, аспирант Ростовский государственный университет путей сообщения
Глобализационные процессы требуют от научного сообщества переосмысления идеалов и норм научной деятельности. Автор рассматривает основные нормы, ценности и принципы научной деятельности, которые должны быть присущи современному учёному.
Ключевые слова: этос науки, типы нравственных отношений в науке, нравственные установки в науке, этические нормы, ценности, идеалы и принципы науки, этический кодекс научного работника.
Наука стала мощным фактором роста благосостояния общества, а потому ареной социальной, экономической, а иногда и политической борьбы. При этом процессы коммерциализации в науке, постепенная трансформация ученых из людей «чистого разума» в активных предпринимателей, соревнование отдельных научных коллективов за получение финансирования и маркетинговую конкурентоспособность продуктов своих научных исследований не могли не отразиться на ее нравственном состоянии [1-3].
Тот факт, что наука занимает особое положение по отношению к обществу в целом и к участникам научно-исследовательской деятельности в частности, определяет уникальный характер этического компонента научного сознания. Представляется целесообразным вести речь о двух сторонах морального регулирования в науке: этосе науки и профессиональной этике ученого. Этос науки является важной характеристикой институционального понимания науки [4, с. 560]. Он включает в себя комплекс познавательных и моральных регуля-тивов научной деятельности, в основе которых лежат отношения между наукой и обществом, в то время как профессиональную этику определяют отношения между учёными. Эти отношения, как и объединение учёных в научное сообщество, складываются на основе принятия ими определённого этоса науки. К такому выводу незави-
симо друг от друга пришли исследователи М. Полани и Р. Мертон [5, с. 30-58].
Считается, что в западной социологии постановка проблемы научного этоса приходится на 40-50-е гг. XX в., в отечественной же философии эта проблема получила развитие только в конце 70-х гг. [6, с. 123]. Как отмечается в научно-аналитическом обзоре ИНИОН, профессиональная этика учёного в качестве объекта исследования начинает изучаться несколько позже - с начала 80-х гг. ХХ в. [7, с. 7-8].
Большинство исследователей считают, что основными компонентами этики науки являются такие темы, как нравственные отношения и установки, этические нормы, ценности, принципы и идеалы.
Можно выделить следующие три уровня (типа) нравственных отношений в науке.
1. Нравственные ценности, которые выражают позицию субъекта познания по отношению к объекту исследования (субъ-ект-объектные отношения), - следование Истине как императив деятельности ученого. Данный тип нравственных отношений составляет предмет этики научного исследования.
2. Субъект-субъектные отношения («учёный - учёный» или «учёный - научное сообщество »). Этот тип нравственных отношений отражает специфику научного общения (цитирование, плагиат, нормы ведения научной дискуссии и т.д.).
3. Третий типнравственныхотноше-
162
Высшее образование в России • № 5, 2010
ний в науке возникает по поводу управления и контроля в науке [8, с. 83-84].
Фундаментальная попытка определить этические нормы науки была предпринята в 40-х гг. ХХ в. американским социологом Р.К. Мертоном. С его точки зрения, в науке существуют четыре основные нормы, которые оформляются вокруг четырёх ценностей: 1) универсализм, 2) общность, или коллективизм, 3) бескорыстность и 4) организованный скептицизм [9].
Суть универсализма заключается в том, что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета и званий тех исследователей, которые их формулируют. Смысл нормы общности, или коллективизма, состоит в том, что научное знание должно становиться общим достоянием. Норма бескорыстности подразумевает, что основным стимулом деятельности учёного является поиск истины, а не денежное вознаграждение или слава. Скептицизм предполагает критический анализ исследований, в том числе и тех, которые проводили коллеги, а также публичную критику любой ошибки [8, с. 319-320].
Наряду с вышеперечисленными нормами Р.К. Мертон фактически вводит ещё две, которые поддерживаются системой вознаграждения, существующей в науке. К ним относятся «оригинальность» и «смирение». Норма оригинальности заключается в стремлении учёного получить существенно новые результаты, а не просто воспроизвести уже имеющиеся. Норма смирения означает отказ учёного от чрезмерных притязаний, другими словами, это интеллектуальная скромность. Эта норма ограничивает стремление к получению оригинальных результатов, ослабляет конкуренцию среди учёных и приоритетные декларации, порождая колебания между желанием удостоверить своё первенство и опасением оказаться в сомнительной в этическом отношении ситуации [7, с. 27-28].
В настоящее время можно говорить об одновременном существовании нескольких
систем этических ценностей в глобальном масштабе, особенно если речь идет о моральных традициях регулирования науки в отдельныхкультурах. Считается, что научные нормы и ценности имеют некоторые инварианты, но так как этические нормы социальны по своей природе, они все же изменяются в зависимости от культуры каждой эпохи и конкретно-исторического периода времени [10, с. 320]. Нарушение норм науки грозит отлучением исследователя от научного сообщества. Этот процесс называется «деградацией статуса», что в настоящее время, когда преобладает коллективная научная деятельность, делает невозможной дальнейшую научную работу учёного [7, с. 29].
В большинстве случаев идеалы и нормы научного познания обусловливаются принципами, которыми руководствуется научное сообщество. К ним относятся:
1) требование научной объективности, что предполагает честный и объективный подход ученого к объекту исследования;
2) добросовестность, заключающаяся в скрупулёзности и проверке каждого шага научного исследования, в присутствии сомнения учёного в правильности полученных результатов;
3) требование доказательности, означающее, что любое научное утверждение должно быть получено, обосновано и всесторонне доказано методами и средствами, взятыми из арсенала самой науки;
4) высокая требовательность ученого к себе, проявляющаяся в скромности и самокритичности, в трезвой оценке своих достижений и возможностей, в умении отказаться от ошибочных взглядов;
5) требование уважения к оппоненту, которое побуждает ученого к мысленному прочувствованию точки зрения оппонента и учит эффективному поведению в науке, позволяя использовать разногласия в целях развития научного знания [11, с. 74-78].
В последние годы в ряде европейских документов и научных трудах появились и другие принципы, регулирующие этичес-
Научный дебют
163
кую сторону научной деятельности. Так, в Рекомендации ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников », принятой в Париже в 1974 г. на 18-й сессии Г ене-ральной конференции ЮНЕСКО, среди важнейших этических и гражданских принципов, которых должны придерживаться научные работники, называются такие, как интеллектуальная свобода искать и защищать этику науки; участие в определении целей программ, которые реализуют ученые; участие в определении методов, которые следует использовать, исходя из гуманистических, экономических или социальных аспектов проектов, а также свобода выхода из них [12].
Можно выделить три основных источника правил, которыми должны руководствоваться исследователи: во-первых, это модель идеального этического поведения ученых, которая принимает форму кодекса профессиональной этики научного работника (примерами таких кодексов могут служить «Нравственный кодекс научного работника», авторами которого являются философы М.Г. Лазар и И.И. Лей-ман [11, с. 85-86], а также нормы научной этики, принятые Обществом Макса Планка 24 ноября 2000 г. [13]). Во-вторых, это различные способы формирования личных убеждений ученых и, наконец, в-третьих, это формы государственного регулирования и правила научно-исследовательского учреждения, направленные на выявление и предупреждение фактов неэтичного поведения учёных, действий, несовместимых с идеями «чистой науки». Среди факторов, провоцирующими учёных на неэтичное поведение в современных социально-экономических условиях, называются следующие: жёсткая конкуренция на мировом рынке труда; слишком большое значение, придаваемое количеству публикаций безотносительно к их качеству; коммерчес-ки-ориентированный рост связей между учёными и предпринимателями, который выражается в нежелании учёных давать полную информацию о проводимых иссле-
дованиях; увеличение объёма и числа исследовательских программ при снижении качества контроля за работой каждого исполнителя, что ведет к ослаблению контактов с молодыми учёными, необходимых для передачи им ролевых моделей поведения, и др. [7, с. 30-31].
Мы считаем, что и в эпоху глобализации именно этические ориентиры учёного должны стать той неизменной величиной, которая будет сопровождать его на протяжении всей его профессиональной деятельности.
Литература
1. Порус В. Этика науки в структуре филосо-
фии науки // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 137-147.
2. Вебер М. Наука как признание и профес-
сия // Избранные произведения / Сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.
3. Юдин Б.Г. Этическое измерение современ-
ной науки // Отечественные записки. 2002. № 7.
4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Б, Матяш
Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 608 с.
5. Миронова Н.Б. Этика научного сообще-
ства: курс лекций. М.: МИФИ, 1994. 104 с.
6. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Про-
блемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. С. 111-168.
7. Виноградова Т.В. Этические проблемы творчества учёного: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1993. 48 с.
8. Лазар М.Г. Этика науки. Философско-со-
циологические аспекты соотношения науки и морали / Под ред. И.А. Майзеля. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1985. 128 с.
9. Мирская Е.З. Мертон и его концепция со-
циологии науки // Социология науки: учеб. пособие. URL: www.courier-edu.ru
10. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: НОР-МА-ИНФРА, 1998. 672 с.
11. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 304 с.
12. Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников ». URL: http:// www.spbravo.ru/ abro.php
164
Высшее образование в России • № 5, 2010
13. Нормы научной этики (приняты Сенатом // Наука в Сибири. URL: http://www-
Общества Макса Планка 24 ноября 2000 г.) sbras.nsc.ru/HBC/2002/n04-05/f17.html
BANDURINA I. THE SCIENCE ETHICS PROBLEM
The article touches upon a topical question of ethics of science. The processes of globalization demand from scientific community the rethinking of ideals and norms of scientific activities. The author adduces the main norms, values and principles of scientific activity, which the modern scientist should possess.
Keywords: science, ethics of science, types of ethical relationships in science, ethical aims in science, ethical norms, values ideals and principles of science, scientist’s code of ethics.
А.А. ВОРОНЦОВА,
ст. преподаватель Орловская региональная академия государственной службы (Тульский филиал)
О развитии профессионального самосознания студента
В статье проведен анализ подходов к изучению проблемы развития профессионального самосознания в вузе, рассмотрено строение профессионального самосознания.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональное становление, формирующий подход.
Профессиональное образование должно быть направлено на формирование ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, т.е. на выработку у выпускника вуза соответствующего типа самосознания.
В современной психологии выделяют три направления в изучении профессионального самосознания и его развития: ак-меология (А.К. Маркова, А.А Деркач), про-фессиоведение (Е.А. Климов), психология труда (Н.С. Пряжников).
В рамках акмеологического подхода профессиональное самосознание определяется как «комплекс представлений человека о себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу» [1]. Е.А. Климов выделяет основные психические регуляторы труда: образ объекта труда, образ субъекта труда (Я как представитель профессиональной общности, профессии), образ субъект-объектных и субъект-субъектных
отношений. «Профессионал - это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя копределен-ной общности трудящихся» [2]. Н.С. Пряжников трактует профессиональное самосознание как самосознание человека, участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающего себя в качестве полноценного члена данного общества [3].
Вслед за учеными мы считаем, что профессиональное самосознание формируется на протяжении всего жизненного пути человека. Фактором развития профессионального самосознания служит его взаимодействие с окружающими людьми, игровая, учебно-профессиональная и профессиональная деятельность. Формирование профессионального самосознания происходит путем включения приобретенного социального опыта в «профессиональное Я» личности.
Студенческий период является объективно сензитивным для развития профес-