Научная статья на тему 'Это наша Страна! Это наш Путь! Это наша История! (доклад на Торжественном собрании преподавателей, сотрудников и студентов, посвященном 758летию Московского гуманитарного университета, 5 декабря 2019 г.)'

Это наша Страна! Это наш Путь! Это наша История! (доклад на Торжественном собрании преподавателей, сотрудников и студентов, посвященном 758летию Московского гуманитарного университета, 5 декабря 2019 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная комсомольская школа / Высшая комсомольская школа / Институт молодежи / Московская гуманитарно'социальная академия / Московский гума' нитарный университет / комсомол / высшее образование / молодежная политика / Central School of Komsomol / Higher School of Komsomol / Institute of Youth / Moscow Humanitarian and Social Academy / Moscow University for the Humanities / Komsomol / higher education / youth policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильинский Игорь Михайлович

В тексте доклада известного социального философа ректора Московского гуманитар' ного университета И. М. Ильинского, посвященного 75'летию университета, кратко представлена история становления и развития этого негосударственного вуза. Показа' но, что нынешний МосГУ является наследником двух элитных учебных заведений, соз' данных еще в СССР, — Центральной комсомольской школы и Высшей комсомольской школы. Как утверждает И. М. Ильинский, без идейного и материального наследия этих двух учебных заведений не было бы сегодняшнего университета. Кратко проанализиро' вана история вуза в постсоветский период — показано, как преодолевались трудности и разруха 1990'х гг., как происходило развитие в 2000'х и 2010'х гг. В это время вуз трижды менял свое название: Институт молодежи, Московская гуманитарно'социаль' ная академия, Московский гуманитарный университет. За 30 лет постсоветского разви' тия вуз проделал большой путь от института до университета, развивался, преодоле' вал трудности, при этом активно участвовал в научной и образовательной жизни страны (деятельность Научно'исследовательского центра, обучение тысяч отечественных и за' рубежных студентов). Еще в советское время вуз стал инициатором разработки государ' ственной молодежной политики, принятия Закона о молодежи, в Научно'исследователь' ском центре был подготовлен доклад о молодежи мира для Генерального секретаря ООН. На протяжении более чем двух десятилетий на базе вуза проводит свои заседания Русский интеллектуальный клуб, была учреждена престижная литературная Бунинская премия, ежегодно проходит единственная в России научная конференция «Высшее об' разование для XXI века». Вуз и его руководство традиционно выступают за проведение активной, направленной на развитие человека и сохранение культурного наследия госу' дарственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THIS IS OUR COUNTRY! THIS IS OUR WAY! THIS IS OUR HISTORY! (REPORT AT THE GALA ASSEMBLY OF LECTURERS, EMPLOYEES AND STUDENTS, DEDICATED TO THE 75th ANNIVERSARY OF MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES ON DECEMBER 5th, 2019)

In the text of the report by the prominent social philosopher, rector of Moscow University for the Humanities I. M. Ilinsky, dedicated to the 75th anniversary of the university, the background of this non/government university is briefly presented. The author demonstrates that MosGU, as it is today, is the heir of two elite educational institutions established back in the USSR — the Central School of Komsomol and the Higher School of Komsomol. According to Ilinsky, today’s universi/ ty would not exist without the ideological and material heritage of those two educational institu/ tions. The history of the university in the post/Soviet period is briefly analysed, demonstrating how the challenges and ravages of the 1990s were being overcome, and how the development proceed/ ed in the 2000s and 2010s. During that period, the university was renamed three times: Institute of Youth, Moscow Humanitarian and Social Academy, Moscow University for the Humanities. Over the 30 years of post/Soviet development, the university has come a long way from an institute to a university, evolved, overcome difficulties, while actively participating in scientific and academic life of the country (the activity of the Research Centre, education of hundreds of Russian and foreign students). Back in the Soviet period, the university initiated the development of public youth poli/ cy, the adoption of the Law on Youth; the Research Centre provided a report on the world’s youth to the UN Secretary/General. Over more than two decades, sittings of the Russian Intellectual Club have been held at the university; the prestigious Bunun Literary Award was established; the scien/ tific conference “Higher Education for the 21st Century” — unique in Russia — takes place an/ nually. The university and its administration traditionally advocate active public policy aimed at human development and preservation of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Это наша Страна! Это наш Путь! Это наша История! (доклад на Торжественном собрании преподавателей, сотрудников и студентов, посвященном 758летию Московского гуманитарного университета, 5 декабря 2019 г.)»

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В XXI ВЕКЕ

йО!: 10.17805^ри.2023.3.1

Это наша Страна! Это наш Путь! Это наша История!

(доклад на Торжественном собрании преподавателей, сотрудников и студентов, посвященном 75-летию Московского гуманитарного университета, 5 декабря 2019 г.)

И. М. Ильинский

Московский гуманитарный университет

В тексте доклада известного социального философа ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского, посвященного 75-летию университета, кратко представлена история становления и развития этого негосударственного вуза. Показано, что нынешний МосГУ является наследником двух элитных учебных заведений, созданных еще в СССР, — Центральной комсомольской школы и Высшей комсомольской школы. Как утверждает И. М. Ильинский, без идейного и материального наследия этих двух учебных заведений не было бы сегодняшнего университета. Кратко проанализирована история вуза в постсоветский период — показано, как преодолевались трудности и разруха 1990-х гг., как происходило развитие в 2000-х и 2010-х гг. В это время вуз трижды менял свое название: Институт молодежи, Московская гуманитарно-социальная академия, Московский гуманитарный университет. За 30 лет постсоветского развития вуз проделал большой путь от института до университета, развивался, преодолевал трудности, при этом активно участвовал в научной и образовательной жизни страны (деятельность Научно-исследовательского центра, обучение тысяч отечественных и зарубежных студентов). Еще в советское время вуз стал инициатором разработки государственной молодежной политики, принятия Закона о молодежи, в Научно-исследовательском центре был подготовлен доклад о молодежи мира для Генерального секретаря ООН. На протяжении более чем двух десятилетий на базе вуза проводит свои заседания Русский интеллектуальный клуб, была учреждена престижная литературная Бунинская премия, ежегодно проходит единственная в России научная конференция «Высшее образование для XXI века». Вуз и его руководство традиционно выступают за проведение активной, направленной на развитие человека и сохранение культурного наследия государственной политики.

Ключевые слова: Центральная комсомольская школа; Высшая комсомольская школа; Институт молодежи; Московская гуманитарно-социальная академия; Московский гуманитарный университет; комсомол; высшее образование; молодежная политика

Дорогие друзья!

Уважаемые гости!

История нашего вуза в ее полном объеме начинается в эпоху советской власти, в последние месяцы Великой Отечественной войны, когда ненавистный враг бежал и наша победа над нацистской Германией была несомненной.

I. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА

Руководство страны готовилось к восстановлению сотен разрушенных городов, многих тысяч колхозов и совхозов, заводов и фабрик, школ и вузов. Огромную роль в решении этой задачи должен был сыграть комсомол — могучая молодежная организация, в трудах и боях доказавшая свои неисчерпаемые мобилизационные возможности. Сотни тысяч комсомольских работников и активистов погибли на фронте. Надо было срочно пополнить кадровый состав руководящего звена комсомола.

11 октября 1944 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о создании Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ.

По своему статусу ЦКШ представляла собой учительский институт, выпускавший из своих стен специалистов с незаконченным высшим образованием.

16 февраля 1945 г. в аудиториях ЦКШ за парты сели 264 первых слушателя, среди них 82 фронтовика. Демобилизованные из армии после тяжелых ранений, одетые в гимнастерки с боевыми орденами и медалями, они с огромным энтузиазмом приступили к занятиям.

За 25 лет ЦКШ окончили свыше 15 тыс. человек, в том числе более 4 тыс. работников молодежных организаций зарубежных стран.

Одним словом, изначально ЦКШ представляла собой высшее учебное заведение, что и дает нам полное основание считать октябрь 1944 г. исторической датой создания на базе ЦКШ последующих учебных заведений, включая ныне действующий Московский гуманитарный университет.

11 марта 1946 г. Исполком Моссовета принял решение о передаче ЦКШ в бессрочное и безвозмездное пользование земельного участка площадью 74 гектара в поселке «Вешняки» Московской области с правом осуществлять на нем капитальное строительство.

За 5 лет ЦК комсомола на собственные средства построил учебный корпус, общежитие для слушателей, книгохранилище, котельную, насосную станцию и другие сооружения, установил ограду по границам участка.

Таким образом, уже в период становления ЦКШ были юридически решены фундаментальные вопросы не только дальнейшего развития самой Школы, но и ее наследников, первым из которых стала Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ.

II. ВЫСШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА

В июне 1968 г. первым секретарем ЦК комсомола был избран Евгений Михайлович Тяжельников. Именно он выдвинул идею создания ВКШ при ЦК ВЛКСМ как высшего учебного заведения первой категории.

19 августа 1969 г. ЦК КПСС принял постановление «О создании Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ».

Была поставлена задача: отобрать в состав первого набора слушателей «цвет советской молодежи». На рассмотрение мандатной комиссии, которую возглавлял секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов, из обкомов, крайкомов и ЦК ЛКСМ союзных республик было представлено более 2 тыс. человек. В итоге к конкурсным экзаменам были допущены 722 кандидатуры.

Первый набор слушателей ВКШ по качественному составу можно назвать уникальным.

Уникальными также были учебные планы и программы ВКШ, техническое оснащение учебного процесса.

Уникальным был педагогический состав ВКШ, который подбирался мною как первым заместителем Отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ «поштучно».

Это был элитный вуз. Если в государственных вузах соотношение количества преподавателей на одного студента составляло 1:12, то в ВКШ — 1:6, а для иностранцев — 1:4, т. е. обучение было более индивидуализированным и, следовательно, более качественным.

За первые 10 лет существования ВКШ на средства ЦК ВЛКСМ построены 2 общежития на 1200 мест, главный учебный корпус, спорткомплекс; 3 четырнадцатиэтажных жилых дома для преподавателей и сотрудников. Началось строительство хозяйственной зоны.

За 21 год существования ВКШ окончили около 6 тыс. отечественных и 10 тыс. зарубежных слушателей. Около 14 тыс. прошли курсовую переподготовку.

Буквально через два-три года с начала работы ВКШ слава о ней разнеслась по всему Советскому Союзу и многим странам мира.

Подводя краткий итог этой части доклада, следует сделать главный вывод: создание в 1944 г. ЦКШ и ее деятельность; создание в 1969 г. ВКШ и ее деятельность имели определяющее значение для всей дальнейшей истории развития нашего вуза с его новыми статусами, видами и названиями. Не было бы этих Школ — не было бы ныне и нашего университета.

Безусловно, наибольшую роль в истории ЦКШ сыграли первые секретари ЦК комсомола разных лет: Николай Александрович Михайлов, Александр Николаевич Шелепин, Владимир Ефимович Семичастный, Сергей Павлович Павлов. Каждый из них внес в развитие ЦКШ свою лепту.

Вспомним их имена!

Вспомним имя выдающегося первого ректора ВКШ — Николая Владимировича Трущенко, который руководил Школой 17 лет, ректора ВКШ и Института молодежи Геннадия Семеновича Головачева.

Вспомним всех, кто честно работал на благо ЦКШ, ВКШ, Института молодежи, МГСА, МосГУ и кого уже нет с нами.

С огромной благодарностью вспомним о Людмиле Ивановне Швецовой — секретаре ЦК ВЛКСМ, первом заместителе мэра Москвы в Правительстве Москвы. Многие годы она активно помогала нашему вузу.

Почтим их память минутой молчания.

Высшей комсомольской школы нет уже почти 30 лет, но образ ВКШ еще жив в памяти многих людей старшего и среднего поколений не только России, но и 110 стран мира, члены союзов молодежи которых обучались в ВКШ.

Скажем сегодня великое спасибо присутствующему среди нас Евгению Михайловичу Тяжельникову — первому секретарю ЦК ВЛКСМ. Это Евгений Михайло-

вич открывал ВКШ 2 ноября 1969 г., это он вручал коллективу Школы Знамя ВКШ1.

Скажем слова глубокой благодарности Борису Николаевичу Пастухову — второму, а затем первому секретарю ЦК ВЛКСМ, внесшему выдающийся вклад в развитие ЦКШ и ВКШ2.

Выразим огромную признательность Виктору Максимовичу Мишину — первому секретарю ЦК ВЛКСМ, сделавшему многое для развития ВКШ.

III. ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ

Еще в годы советской власти, в июне 1990 г., было принято решение о создании Института молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР на базе ВКШ при ЦК ВЛКСМ.

В сентябре 1991 г. Институту молодежи был предоставлен правовой статус самоуправляемого (автономного) негосударственного образовательного учреждения. Таким образом, Институт молодежи — первый негосударственный вуз еще в СССР и, естественно, в Российской Федерации.

Обретя свободу действий, Институт молодежи в то же время утратил финансирование со стороны ЦК, был вынужден перейти на полный хозрасчет, начал создавать различные структуры, способные приносить доход.

Однако из 10 Центров только 3 вместе с 2 новыми факультетами и различными курсами приносили всего 40% общих доходов. В сумме эти доходы покрывали лишь третью часть средств, необходимых для нормальной работы вуза.

В надежде на успех руководство института организовало несколько совместных предприятий, щедро делясь с соучредителями свободными от учебных занятий помещениями. Но и тут ничего не получалось.

Между тем здания и инженерные коммуникации Института молодежи находились в катастрофическом состоянии. Нормативные сроки службы практически всех зданий и сооружений во многих случаях истекли 20 и более лет назад. Корпус №1 и корпус «Б» были полностью разрушены, уже 8 лет стояли без крыш и межэтажных перекрытий, без окон и дверей. 4 общежития превратились в обветшалые «общаги».

В начале 1993/94 учебного года в Институте молодежи на пяти курсах продолжали обучение всего 700 студентов. На 3 факультетах и 14 кафедрах числилось 120 штатных преподавателей, однако половина из них уже покинули вуз. Зарплата в институте была мизерной, люди подавлены морально и психологически.

Кризис экономический, финансовый, морально-психологический, плюс — главное! — кризис управления — это системный кризис. Институт находился в шаге от гибели.

7 февраля 1994 г. Ученый совет Института молодежи единогласно рекомендовал учредителям назначить директора Научно-исследовательского центра И. М. Ильинского ректором Института молодежи, а 11 февраля учредители приняли решение о назначении.

Уже в первый рабочий день выяснилось много новых неприятностей. Оказалось, что Институт молодежи имел тянувшиеся с 1993 г. неоплаченные долги государству по налогам и коммунальным услугам, а также различным организациям. По состоянию на май 1994 г. они составили 200 млн руб. Из-за этого расчетный счет института был практически постоянно закрыт. Это значит, что любые зарабо-

танные институтом средства тут же снимались с его счета в погашение долгов государству.

Было немало и других, не менее ошеломляющих «новостей». Но не буду нагнетать обстановку — у нас сегодня праздник. В конце концов все самые опасные угрозы не сразу, но были устранены.

Парадокс ситуации состоял в том, что мы были «нищими богачами». Ведь институт имел в руках огромное богатство — здания общей площадью почти 80 тыс. кв. м. Однако основная часть помещений была отдана в аренду, не использовалась по назначению.

Пришли в общем-то к простому выводу: если откажемся от арендаторов и участия в совместных предприятиях, т. е. вернем себе занятые ими квадратные метры площади, откроем рыночные образовательные программы и специальности, станем вести обучение на платной основе, то это принесет нужные средства.

Общий подход к разрешению кризиса формулировался парадоксальным образом: несмотря на безденежье, мы выживем, если будем развиваться. В самом деле: как развиваться без денег? Парадокс! «Выживание через развитие» — такой была формула нашего будущего успеха.

В 1995 г. открыли юридический факультет, факультет менеджмента и совместно с Российской ассоциацией рекламных агентств — первый в России факультет рекламы. Создали факультеты международных отношений, иностранных языков и туризма.

На подготовительных курсах обучалось более 1000 человек. До 800 человек возросло число аспирантов, резко увеличился набор на заочное и вечернее отделения.

Все новшества не назвать, их было много.

Для полноты картины происходившего скажу, что вытеснение с территории Института молодежи некоторых арендаторов, по сути дела бандитских структур, торговавших наркотиками и оружием, создавало серьезные конфликты. Угрозы по телефону. Приезжали «люберецкие», «перовские» и даже «солнцевские». Меня дважды «заказывали». Спасли наши тесные связи с ФСБ, РУБОП, органами МВД. В зале присутствуют наши друзья из этих структур...

Криминально-детективные сюжеты нашей жизни в те годы могли бы занять много страниц. Иногда мне даже не верится, что все это было на самом деле. Но — было...

Несмотря на сложнейшие обстоятельства, институт довольно быстро вставал на ноги.

Мы выдвинули цель — стать признанным лидером в системе негосударственного образования и одним из лучших вузов России.

Своим примером мы хотели показать обществу, что негосударственный вуз может быть не хуже, но и лучше, чем государственный. В достижении этой амбициозной цели мы видели свою Миссию.

Обосновали образовательный идеал нашего вуза, заявив, что хотим образовать человека не только знающего, но и понимающего; не только обученного, но и воспитанного. Провозгласили, что будем готовить человека не только к работе, но и к долгой жизни.

Провозгласили Кодекс чести студента, Кодекс чести преподавателя и сотрудника нашего вуза.

На мои стихи композитор Марк Минков сочинил музыку Гимна университета «Наша Звезда». На Всесоюзном конкурсе в номинации «Гимны вузов» наш гимн занял первое место.

Миссия, стратегия и образовательный идеал определили нашу образовательную политику, которая укладывалась в одно слово — «качество».

IV. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Еще в 1976 г. в ВКШ начал работу Научно-исследовательский центр. Я руководил им 15 лет: почти 5 — как заместитель директора, когда эта ставка была вакантной, а затем с февраля 1994 г. 10 лет был директором.

За годы моего руководства численный состав ученых увеличился в 5 раз. В конце 1990 г. Центр состоял из 13 отделов и 4 лабораторий, в которых трудились около 220 сотрудников, в подавляющем большинстве — доктора и кандидаты наук. Мы стали изучать молодежь как объект исследования в полном объеме, а не только комсомол и историю международного молодежного движения, как это было прежде.

Появились публикации по запретным темам о девиантном поведении молодежи (алкоголизм, наркомания, проституция), о неформальных объединениях молодежи по интересам, об идеалах и ценностных ориентациях советской молодежи.

Именно в нашем Центре в эти годы сформировалась первая признанная в СССР и во многих странах мира научная школа по социологии молодежи.

В 1986 г. мы оказались в центре внимания комсомола и всего советского общества. 29 октября на научной сессии НИЦ я выступил с докладом, в котором обосновал необходимость реализации в СССР государственной молодежной политики.

Это была «идея-бомба», которая взорвала настроения в комсомоле и обществе. Однако у нее обнаружились не только сторонники, но и противники.

Борьба за идею государственной молодежной политики и принятие Закона о молодежи с помощью ЦК комсомола и СМИ длилась четыре с лишним года. В конце концов, Верховный Совет СССР 16 апреля 1991 г. принял Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

Это была победа. По мнению наших зарубежных коллег, мы создали лучший в мире закон о молодежной политике. Пятеро из разработчиков проекта Закона о молодежи были удостоены премии Ленинского комсомола.

Центр стал единственной в СССР научной организацией, способной проводить комплексные и междисциплинарные исследования молодежи и комсомола.

Еще один факт. В начале сентября 1991 г. из Венского Центра ООН поступило предложение подготовить Доклад для Генерального секретаря ООН «Глобальное положение молодежи мира: тенденции и перспективы». Эта сложная работа была нами выполнена. ООН опубликовал доклад и разослал во все страны мира.

Вдумайтесь: самая важная международная организация обращается в коммунистическую страну, в комсомольский вуз за научной экспертизой и прогнозами. В те времена такое казалось немыслимым. Это еще раз говорит о том, что не только в СССР, но и в мире такого сильного исследовательского центра по проблемам молодежи, как наш, не существовало!..

И последний факт. В 1992 г. из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» из школ и вузов изъяли воспитание, без которого понятие «образование» исчезало, оставалось «обучение».

Наш Центр отверг такой подход. Мы подготовили Доклад Правительству РФ под названием «О воспитании жизнеспособных поколений». Доклад обсуждался на очном заседании Правительства РФ под председательством В. С. Черномырдина и был отвергнут и запрещен к рассылке в регионы: «Молодежь у нас хорошая!..»

Но мы продолжали бороться. Состоялась встреча с министром образования РФ В. М. Филипповым. Его приказом воспитание было восстановлено в своих правах. Однако новый министр А. А. Фурсенко отменил этот приказ.

В 2012 г. на встрече доверенных лиц Президента РФ В. В. Путина (а я был одним из них) мне удалось вкратце поговорить с Президентом на эту тему. Воспитание восстановили в школах.

Ныне в России борцов «за воспитание» множество. Но никто из них не может сказать, что их доклад обсуждало Правительство РФ; что они имели по поводу воспитания беседу с Президентом России. Мы начали действовать еще в 1993 г., мы были первыми и поныне продолжаем борьбу за восстановление воспитания теперь уже в вузах.

У. МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Институт молодежи в ноябре 2000 г. обрел новый статус и новое название — Московская гуманитарно-социальная академия, которая сразу вошла в десятку лучших из 143 академий России.

Вуз бурно развивался.

Мы хотели оставаться классическим учебным заведением, внедряющим современные формы и методы образования.

Создали единую локальную сеть, соединившую все учебные и административные корпуса, организовали Службу маркетинга и рекламы, открыли специальность «Финансы и кредит» и др. В 2001 г. в структуре академии появился колледж.

В 2003 г. в академии обучалось уже 10 400 человек. Общий рост по сравнению с кризисным 1994 г. — почти в 15 раз!

Ежегодное увеличение бюджета позволяло нам ускоренно бороться с разрухой.

В 2001 г. завершили капитальный ремонт корпуса «В». В нем разместился факультет международных отношений.

В 2003 г. начали капитальный ремонт корпуса №11, а закончив его, получили для учебных целей еще 10 тыс. кв. м. Здесь поселился колледж, в котором сейчас обучается около 1300 студентов. Отремонтировали столовую, кафе «Юность», открыли десяток новых кафе в корпусах.

Чтобы не возвращаться к строительной теме, скажу, что, начиная с 1996 г. и далее, мы осуществили капитальный ремонт всех учебных и административных корпусов, двух общежитий, а также всех подземных и наружных сооружений общей протяженностью более 14 километров.

Подчеркну: на эти цели вуз затратил свыше миллиарда рублей исключительно собственных средств. Мы никогда не брали кредитов, не имели денег от государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще раз отмечу, что вся материально-техническая база, которой пользуется ныне университет, создана в годы ЦКШ и ВКШ на средства комсомола. В 1990-е гг. мы не дали никому растащить ее, привели в порядок, содержим в должном со-

стоянии. Ни один квадратный метр не приватизирован, ни одна половица не уплыла в частные руки, хотя согласно Закону «Об образовании» 2012 г. все негосударственные вузы вдруг объявлены частными. Вся собственность — АНО ВО «МосГУ».

Итак, с разрухой мы покончили еще в 2003 г. И начали творить Красоту!..

Вот, например, актовый зал главного учебного корпуса, в котором мы сейчас находимся. До ремонта он выглядел убого. Мы покрыли стены звукоизоляционной плиткой, заменили все кресла, перестроили сцену, изготовили новый занавес, улучшили освещение, звук... Привели в порядок фойе, оборудовали его как конференц-зал...

Красота — могучее воспитательное средство. Красота возвышает, облагораживает. Надо быть варваром, чтобы жить посреди красоты и творить безобразие.

Думаю, именно красотой мы победили студенческий вандализм, который в 90-е существовал в нашем вузе.

VI. МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Все у нас ладилось, но мы, как говорится, вошли в раж и через два с половиной года решили досрочно, а не через 5 лет, поменять статус «академия» на высший — «университет». Хотя для этого предстояло пройти новую госаккредитацию по 22 показателям и 60 критериям. Большая головная боль!

Чем же это закончилось?

При аккредитации вуза существует интегральный показатель — степень соответствия статусу, на который он претендует. Предельное значение этого показателя равно единице. Ни один университет России в то время такой степени соответствия не имел. Некоторые госуниверситеты не дотягивали и до 60%.

По итогам аккредитации наша академия соответствовала статусу «университет» на 85%. Прекрасный показатель!

1 ноября 2004 г. в связи с юбилеем МосГУ Председатель Правительства РФ Михаил Ефимович Фрадков направил в адрес университета поздравительное письмо, в котором было сказано: «Московский гуманитарный университет — флагман негосударственного высшего профессионального образования России».

За прошедшие с той поры 15 лет мы достигли многого из задуманного. Поведать обо всем даже вкратце не представляется возможным.

Чтобы вы, уважаемые гости, товарищи и друзья, прослушав сказанное, не подумали, будто я представляю собранию историю нашего вуза с 1994 г. как сплошной парад бесконечных и легких побед, позвольте мне несколькими фразами показать внешние, объективные условия нашей жизни.

Да, все сказанное — истинная правда. Но правда и в том, что все эти долгие годы и даже в лучшую пору наш вуз находился в состоянии постоянной борьбы за выживание. И с каждым годом ситуация все более усложнялась и усложняется.

Самым суровым испытанием для системы российского образования, и прежде всего негосударственных вузов, стал 2009 г. В этом году в одной временн 6й точке сошлись четыре внешних, объективных фактора.

Это экономический кризис, начавшийся в 2008 г., который резко понизил возможности родителей оплачивать обучение детей.

Это демографическая яма, в которую Россия уже тогда начала погружаться, и этот процесс продолжается.

Это переход на двухуровневую подготовку кадров (бакалавр, магистр), который не воспринимался значительным большинством образовательного сообщества, работодателями и родителями.

Это тотальное введение с 2009 г. Единого государственного экзамена и новых правил приема в вузы.

Все это происходило на фоне заявлений министра образования и других значительных фигурантов российской внутренней политики о том, что в России «много образования», «много науки», «много вузов», что в стране перепроизводство юристов и менеджеров, что «качественное образование в России дают не более 15% вузов», что их общее количество (всего в России в тот момент было около 600 государственных и 460 негосударственных вузов) надо сократить до 150-200 вузов, т. е. в 6-8 раз.

В 2015 г. Правительство РФ приняло Концепцию развития образования в России на 2016-2020 гг., согласно которой за эти годы следовало закрыть 40% головных вузов и 80% их филиалов. По отношению к негосударственным вузам позиция была еще более жесткой. По данным госстатистики, в 2018 г. в России действуют 120, а в Москве — 35 негосударственных вузов.

На этом долгом отрезке жизни университет держался с честью и достоинством, добивался успехов там, где большинство других вузов потерпели и терпят крушение.

В 2019 г. университет успешно прошел строгую плановую проверку Рособрнад-зора. И тут же, без перерыва, находясь в жестком цейтноте, прошел очередную ак-кредитационную экспертизу и получил госаккредитацию до 14 апреля 2025 г.

За 75 лет деятельности, начиная с ЦКШ, наш вуз выпустил из своих стен более 60 тыс. специалистов разных профилей.

Начиная с ВКШ, в вузе быстро развивались аспирантура и докторантура, численность которой достигала 1000 человек в год. В ВКШ работали 2 диссертационных совета, а в академии и университете уже 7, причем — докторские. За все годы в наших советах около 3000 человек защитили кандидатские диссертации и 127 человек — докторские.

Многие из выпускников стали крупными политическими, государственными и общественными деятелями в СССР, России и зарубежных странах.

Из сотен достойных отечественных выпускников ВКШ назову имена нескольких, окончивших различные факультеты и аспирантуру.

Щербаков Владимир Иванович — председатель Госкомитета СССР по труду, первый заместитель премьер-министра СССР во второй половине 1990-х гг.

Катульский Евгений Данилович — первый заместитель министра труда и социального развития РФ. Доктор экономических наук, профессор; заслуженный деятель науки РФ.

Пономарёв Александр Сергеевич — генеральный директор телеканалов «ТВ-6», «Культура», «ТВ Центр». С 2012 г. — первый заместитель генерального директора «Общественного телевидения России».

Чепурных Елена Евгеньевна — депутат Госдумы РФ, заместитель министра образования РФ.

Калашников Леонид Иванович — депутат ГД РФ трех созывов, председатель Комитета ГД РФ по делам СНГ.

Кононов Владимир Михайлович — депутат Госдумы РФ VI и VII созывов, первый заместитель Председателя Госдумы по науке и наукоемким технологиям, доктор политических наук.

Плаксий Сергей Иванович — ректор Национального института бизнеса, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Мы гордимся выпускниками нашего университета, добившимися выдающихся успехов и в других сферах деятельности.

Ревин Сергей Николаевич — Герой России, космонавт-испытатель, кандидат педагогических наук, выпускник аспирантуры.

Ирина Гражданова — выпускница колледжа, чемпионка Паралимпийских игр по плаванию.

Александра Федорива — выпускница университета, олимпийская чемпионка в эстафетном беге 4 х100 м.

Иван Кожухарь — выпускник университета, чемпион Европы в беге на 800 м.

Мария Сидорова — выпускница Института молодежи, серебряный призер Олимпийских игр по гандболу (спасли гандбольную команду РФ).

Многие выпускники ЦКШ и ВКШ зарубежных союзов молодежи также заняли высокие должности в своих странах.

Выпускник ЦКШ Цянь Ци Чень — министр иностранных дел КНР, первый заместитель Председателя Госсовета КНР.

Выпускник ВКШ Чимэдийн Сайханбилэг — Председатель Правительства МНР.

Выпускник ВКШ Ностэ Паэс Альберт Хуан — министр иностранных дел Республики Кубы.

Выпускник ВКШ Августйн Чисар — Чрезвычайный и Полномочный посол Словакии в России.

Это далеко не полный перечень!

Что же представляет собой ныне наш родной МосГУ?

Это 6 факультетов: рекламы, журналистики и дизайна; международных отношений и туризма; психологии, педагогики и социологии; культуры и искусства; экономики и управления; юридический.

Это 26 кафедр, колледж, Институт фундаментальных и прикладных исследований, аспирантура, докторантура, диссертационный совет.

Это Центр довузовского образования, Институт дополнительного образования, издательство и редакции трех научных журналов.

В университете по 47 специальностям высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет), 7 специальностям СПО обучаются свыше 5 тыс. студентов, 108 аспирантов, плюс более 1000 — в системе дополнительного образования.

На кафедрах МосГУ трудятся 377 преподавателей, из них 73 доктора и 173 кандидата наук, плюс 68 преподавателей колледжа.

Университет имеет более 200 учебных аудиторий и лекционных залов, 40 компьютерных классов, библиотеку, в том числе электронную, — в общем 10 тыс. посадочных мест; актовые залы на 750 и 400 мест, видео- и телестудию, студию звукозаписи, Культурный центр.

В распоряжении студентов и сотрудников столовая на 300 мест, кафе и пять буфетов, Медицинский центр.

Научный потенциал МосГУ составляет сообщество известных ученых — академиков РАН, докторов и кандидатов наук.

В Топ-100 самых продуктивных и цитируемых российских ученых входят 8 исследователей университета. По главному наукометрическому показателю — Хир-

ша — Московский гуманитарный университет занимает 71-е место среди 764 вузов России, 27-е место среди 151 вуза г. Москвы, 1-е место среди негосударственных вузов.

Прекрасные показатели!

Наши студенты — победители Международного фестиваля рекламы в Каннах, неоднократные финалисты и обладатели кубков Московского фестиваля студенческого творчества.

Студенческое научное общество МосГУ заняло 3-е место на Всероссийском конкурсе среди 75 ведущих университетов страны. Активный участник в жизни университета — студенческий совет университета и его многочисленный актив.

В МосГУ с 1999 г. действует единственный в вузах России Русский интеллектуальный клуб, объединивший десятки выдающихся интеллектуалов России, таких как академик РАН, математик Ю. И. Журавлев, политический деятель Ю. Ю. Болдырев, мыслителей мирового масштаба, таких как Н. Н. Моисеев, А. А. Зиновьев, и им подобных.

Русский интеллектуальный клуб стал площадкой обсуждения острейших российских и всемирных проблем современности. За 20 лет проведено 32 заседания, изданы 9 томов стенограмм этих заседаний. В производстве — 10-й том о Фонде Горбачева.

МосГУ (единственный вуз России) учредил в 2004 г. литературную Бунинскую

премию. Не в погоне за модой учредительства разного рода премий, а с целью борьбы против порчи русского языка, засилья англицизмов и американизмов. За 15 лет эта премия обрела статус одной из самых престижных. Лауреатами и дипломантами Бунинской премии в разные годы стали более 62 российских и зарубежных литераторов.

В МосГУ с 2004 г. проводится (единственная в России) ежегодная Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», ставшая нашим ответом на призыв ЮНЕСКО к мировому сообществу коренным образом изменить систему высшего образования, призванного сыграть спасительную роль в истории человечества. За 15 лет в этой конференции приняли участие около 7500 ученых России и из 35 стран мира.

За свои достижения в 2004, 2005, 2009, 2012 и 2015 гг. по итогам Всероссийского конкурса «100 лучших вузов России», проводившегося Комитетом по образованию и науке Совета Федерации, Комитетом по образованию и науке Госдумы РФ, в номинации «Лучший негосударственный вуз России» МосГУ занимал первые места.

Во Всероссийском рейтинге 2016 г. среди 264 негосударственных вузов наш университет занял 1-е место.

В ноябре 2019 г. по представлению префектуры Восточного административного округа города Москвы МосГУ занесен на Всероссийскую Доску почета.

Естественно возникает вопрос: почему же, несмотря на все объективные трудности, наш вуз развивался и развивается, добивается успехов, в то время как другие вузы стагнируют и погибают?

Ответ многозначен.

У нас есть история наших предков, история ЦКШ, как история людей, мечтавших о подвигах и совершавших их многократно в труде и на поле брани. История как наука побеждать.

У нас есть история и слава ВКШ, которая живет в сердцах тысяч и тысяч граждан России и многих стран мира.

Одним словом, нам есть кому подражать, нам есть откуда черпать силу духа и силу воли в трудные дни.

У нас много замечательных друзей, которые не раз приходили нам на помощь и, уверен, вновь придут, если это потребуется. Многие из них сегодня участвуют в нашем общем торжестве.

Друзьями нашего вуза с давних пор были выдающиеся композиторы и певцы, писатели и поэты, которых знала и знает, любила и любит вся страна. Некоторых вы увидите и услышите сегодня.

Спасибо вам, огромное спасибо, дорогие друзья!

Мы добивались и добиваемся успеха потому, что год за годом накапливаем человеческий и интеллектуальный капитал вуза. Из 604 преподавателей и сотрудников Московского гуманитарного университета почти 200 человек работают в нашем вузе от 15 до 40 и более лет. Это наша Гвардия, это наша гордость.

Прекрасные и заслуженные работники есть во всех сферах деятельности нашего университета: воспитания, управления персоналом, экономической, финансовой, международной, хозяйственной, охраны и безопасности, издательской, среднего профессионального и дополнительного образования.

Прошу прощения, что не имею возможности высказать добрые слова каждому из них.

Поэтому давайте разом поблагодарим всех, кто вложил свой ум, свои знания, душу, силы и волю в развитие нашего вуза.

Доклад о Прошлом принято завершать взглядом в Будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что касается жизни университета в текущем учебном году, то наши задачи определены 29 августа с. г. на ежегодном совещании преподавателей и сотрудников с участием представителей обучающихся. Они предельно конкретизированы по всем направлениям деятельности вуза в плане работы на год и будут, несомненно, выполнены. Университет продолжит свое развитие.

Рассуждать всерьез о будущем университета в долгосрочном плане можно только в контексте развития системы российского образования, а это в данный момент крайне затруднительно.

Всего несколько общих суждений по этому поводу.

В затяжном кризисе экономика. Нарастает кризис духовный и нравственный, и как результат — социальная напряженность. Все сильнее ощущается какое-то тревожное ожидание Грядущего, страх перед его неотвратимостью.

Современный мир невообразимо сложен и драматичен, парадоксален и абсурден. Техническая мощь и новые изобретения только умножают эти характеристики нашей эпохи.

Мы знаем уже гораздо больше, чем можем понять. Мы понимаем намного больше, чем можем претворить в реальность.

И на этом фоне, в том числе в системе образования, растут дефекты людской натуры: отторжение от необходимости понимать нарастающие сложности нынешнего миропорядка, увеличивающийся объем обыденного, упрощенного мышления, усечение тяги и способностей к рассуждениям и размышлениям.

Каково общество — таково и образование. Каково образование — таково и общество. Человек и общество никогда не поднимутся выше, если не знают, куда идут.

Порой так и хочется крикнуть на весь мир: «Не разрушайте Существующее ради Нового с неведомыми последствиями! Подумайте, прежде всего — о Человеке!»

Будем размышлять о Будущем, обдумывая Прошлое, познавая суть Происходящего!

Будем учиться управлять Грядущим, наполняя пустоту под названием «Будущее», новыми духовными смыслами, новыми гуманистическими идеями, новыми гуманитарными проектами.

В битве за Человека объединимся с гуманитарными вузами России в создании несокрушимого гуманитарного щита на пути фанатично неистовых кассандр в образах грефов, чубайсов и иже с ними.

Лучшее Будущее — это тщательно обезвреженное Настоящее.

Сегодня принято говорить, что любое дело начинается с денег. В какой-то мере это так. Но далеко-далеко не в полной. Война и мир, поражения и победы рождаются в головах людей. Все начинается с Мечты!.. Об этом свидетельствует вся история человечества. И пример нашего университета — тоже.

В 1994 г. посреди безденежья, разрухи и всеобщего уныния мы мечтали стать лучшими, верили в это. И наша Мечта исполнилась. «Вера горами ворочает.»

Будем мечтать, размышлять и действовать, познавая и понимая сущность Происходящего!

В заключение позвольте прочитать когда-то написанные мною стихи, которые, кажется, пригожи для нашего торжества и нынешнего тревожного времени:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы все смогли!.. Не поступились Честью, Не струсили. Отцов не позабыли. И просто потому, что были Вместе, Работали, надеялись, любили. Мы — Пахари. И Сеятели тоже. Мы — Кузнецы, Строители, Поэты. Мы — Правдолюбы. Мы в конфликте с Ложью, В союзе с Жизнью и в бою со Смертью. Мы сможем все, коль Клятвы не нарушим. Мы все невзгоды вновь преодолеем, Пока трудиться будут наши Души, И станем мы не злее, а умнее. Вперед, друзья! Наш путь тернист и долог. Веди, Звезда, дорогой светлой Нови! Да охранит нас Божьей воли полог В сени Надежды, Веры и Любови.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Е. М. Тяжельников умер 15 декабря 2020 г. Похоронен на Кунцевском кладбище (уч. №10).

2 Б. Н. Пастухов скончался 19 января 2021 г. Похоронен на Троекуровском кладбище (уч. №8).

Дата поступления: 10.09.2023 г.

THIS IS OUR COUNTRY! THIS IS OUR WAY! THIS IS OUR HISTORY!

(REPORT AT THE GALA ASSEMBLY OF LECTURERS, EMPLOYEES AND STUDENTS, DEDICATED TO THE 75th ANNIVERSARY OF MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES ON DECEMBER 5th, 2019) I. M. Ilinsky Moscow University for the Humanities

In the text of the report by the prominent social philosopher, rector of Moscow University for the Humanities I. M. Ilinsky, dedicated to the 75th anniversary of the university, the background of this non-government university is briefly presented. The author demonstrates that MosGU, as it is today, is the heir of two elite educational institutions established back in the USSR — the Central School of Komsomol and the Higher School of Komsomol. According to Ilinsky, today's university would not exist without the ideological and material heritage of those two educational institutions. The history of the university in the post-Soviet period is briefly analysed, demonstrating how the challenges and ravages of the 1990s were being overcome, and how the development proceeded in the 2000s and 2010s. During that period, the university was renamed three times: Institute of Youth, Moscow Humanitarian and Social Academy, Moscow University for the Humanities. Over the 30 years of post-Soviet development, the university has come a long way from an institute to a university, evolved, overcome difficulties, while actively participating in scientific and academic life of the country (the activity of the Research Centre, education of hundreds of Russian and foreign students). Back in the Soviet period, the university initiated the development of public youth policy, the adoption of the Law on Youth; the Research Centre provided a report on the world's youth to the UN Secretary-General. Over more than two decades, sittings ofthe Russian Intellectual Club have been held at the university; the prestigious Bunun Literary Award was established; the scientific conference "Higher Education for the 21st Century" — unique in Russia — takes place annually. The university and its administration traditionally advocate active public policy aimed at human development and preservation of cultural heritage.

Keywords: Central School of Komsomol; Higher School of Komsomol; Institute of Youth; Moscow Humanitarian and Social Academy; Moscow University for the Humanities; Komsomol; higher education; youth policy

Submission date: 10.09.2023.

Ильинский Игорь Михайлович — доктор философских наук, профессор, ректор Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-78-78. Эл. адрес: iilinskiy@mosgu.ru

Ilinsky Igor Mikhailovich, Doctor ofPhilosophy, Professor, Rector, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-78-78. E-mail: iilinskiy@mosgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.