Научная статья на тему 'Это было, это было в те года. . . '

Это было, это было в те года. . . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.В. ЯЦЕНКО / ЮБИЛЕЙ / 59-Я МОСКОВСКАЯ ШКОЛА / ДОВОЕННАЯ МОСКВА / I.V. YATSENKO / ANNIVERSARY / 59TH MOSCOW SCHOOL / PRE-WAR MOSCOW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шелов-коведяев Фёдор Вадимович

Статья посвящена 95-летнему юбилею Ирины Владимировны Яценко. Автор, основываясь на личных воспоминаниях и семейных преданиях, рассказывает о школьных годах И.В. Яценко, о ее окружении, о своих встречах с Ириной Владимировной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the 95th anniversary of Irina Vladimirovna Yatsenko. The author, basing on personal memories and family stories, tells about the school years of I.V. Yatsenko, about her circle of friends, about his meetings with I.V. Yatsenko.

Текст научной работы на тему «Это было, это было в те года. . . »

Шелов-Коведяев Ф.В. *

Это было, это было в те года...1

Аннотация: Статья посвящена 95-летнему юбилею Ирины Владимировны Яценко. Автор, основываясь на личных воспоминаниях и семейных преданиях, рассказывает о школьных годах И.В. Яценко, о ее окружении, о своих встречах с Ириной Владимировной.

Ключевые слова: И.В. Яценко, юбилей, 59-я московская школа, довоенная Москва УДК 929+902.2

Abstract: The article is devoted to the 95th anniversary of Irina Vladimirovna Yatsenko. The author, basing on personal memories and family stories, tells about the school years of I.V. Yatsenko, about her circle of friends, about his meetings with I.V. Yatsenko.

Key words: I.V. Yatsenko, anniversary, 59th Moscow school, pre-war Moscow

Ирина Владимировна Яценко была для меня одним из последних свидетелей ушедшей эпохи. Таких людей теперь почти что не осталось. Из известных мне - только моя мама, ей сейчас 93 года.

Ирина Владимировна - сама старомосковская история. Она ходила в один класс с моей тётушкой, ставшей прекрасным акварелистом, гравёром и иллюстратором Т.Б. Коведяевой-Шеловой, в ту же 59-ю школу в Староконюшенном переулке, которую ещё в бытность её Медведниковской гимназией окончил мой дед по матери Г.Ф. Сакович, и где в 1920-1930-е годы двумя классами старше Ирины Владимировны учился мой дядя Д.Б. Шелов, а позже - Н.Я. Мерперт, В.Б. Шелов-Коведяев -мой отец, впоследствии заслуженный художник России, и его младший брат А.Б. Коведяев-Шелов, моя сестра Алёна и сын Д.Б. Шелова Сергей Шелов2. Историю Шелову, Яценко и Мерперту преподавал В.Д. Блаватский. Он же руководил школьным драматическим театром, где ставились, в том числе, и произведения античных авторов.

Мои родные обитали сначала в Староконюшенном (на этом месте сейчас стоит дом жёлтого кирпича, построенный в 1989 г. для сотрудников аппарата ЦК КПСС), а потом по Плотникову (б. Никольскому) переулку в доме № 13, т.н. «доме Е.Н. Орловой» (правнучки фаворита Екатерины II

* Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович - к.и.н., руководитель исследований Фонда «Российский общественно-политический центр» (e-mail: [email protected])

1 Из стихотворения Николая Гумилёва «Лес» (1919).

2 См.: Шелов В. Семья на фоне эпохи. М. Союз литераторов России. 2017. С. 9 слл., а также с. 21, прим. 4 и др.

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

Григория Орлова и праправнучки М.В. Ломоносова), бывшей замужем за известным историком С.А. Котляревским. Там же располагалось и семейство Гершензонов. Их дочь вышла замуж за Андрея Чегодаева и стала, как и её муж, весьма тонким искусствоведом Натальей Гершензон-Чегодаевой.

И это родовое гнездо разрушили в 1980-е, выстроив вместо него, напротив бывшей главной «цековской» гостиницы «Октябрьской», «элитную», как бы нынче сказали, шестиэтажку для московской резиденции первых секретарей ЦК компартий союзных республик - Рашидова, Шеварднадзе и проч. В том же Плотниковом, но в номере четвёртом (знаменитом, «с рельефами», о которых старожилы упорно судачили, что они выполнены по эскизам Врубеля), на углу с Малым Могильцевским, квартировал Б.Н. Граков, преподававший в те поры в легендарном Московском институте истории, философии и литературы (в обиходе - ИФЛИ).

В общем, это было время, когда все - Яценко, Орловы, Гершензоны, Кривцовы, Граковы, Постниковы, Рыжовы, Гольденвейзеры, Блаватские, Лосевы, Випперы, Реформатские, Герасимовы, Шпеты, Уфимцевы, Погребовы, все трое Кукрыниксов, Бруни, Шеловы-Коведяевы, Губеры, Раевские, Фаворские, Гиндины, Шервинские, Сергеевы, Млодзиевские, Благие, Бруновы, Чегодаевы, Дружинины, Котляревские, Утёсовы, Саковичи, Мерперты, Алпатовы, Шмидты, Соболевские, Толстовы, Готье, Дживелеговы, Златковские, Тучковы ... - ещё жили по соседству, большей частью в арбатских («дворянских») переулках, и дети их, как правило, появлялись на свет в знаменитом роддоме Грауэрмана на Собачьей площадке (теперь это начало Нового Арбата, через одно здание за рестораном «Прага», и помещение сначала выкупил Межпромбанк, а после его банкротства какой-то другой бизнес). Пусть семьи нередко ютились в «коммуналках», зато буквально рядом, как сейчас говорят, в шаговой доступности. А многие, к тому же, учились и работали вместе. И могли быстро попадать друг к другу в гости, чем непременно и часто пользовались.

Кажется, именно так, в своё единственное (в возрасте 5-6 лет, в начале 1960-х) посещение жилища Гракова, я впервые встретил Ирину Владимировну. Как бы то ни было, когда я позднее увидел её в нашем доме (жили мы тогда вместе с бабушкой), она уже была мне знакома. Она часто приходила к моей тёте: обе были незамужними, что их дополнительно сплачивало. Жила она вдалеке (так это тогда воспринималось) от Арбата - аж на площади Восстания (ныне - Кудринской), но расстояние не мешало общению. И оно всегда было исключительно душевным.

Было и ещё одно обстоятельство, которое сближало наши семьи. Отец Ирины Владимировны был красным авиатором и выдающимся по этой части советским деятелем. Любимый же брат же моей бабушки Е.Д. Шеловой-Коведяевой, Георгий (Юрий) Дмитриевич, тоже лётчик, закончил Гражданскую офицером штаба Главнокомандующего Русской армией генерала барона П.Н. Врангеля. Насколько я теперь понимаю, в совсем трудные для моего двоюродного деда годы Владимир Панфилович Яценко сыграл важную роль в его судьбе. Во всяком случае, моя бабка всегда питала особое чувство к семье Яценко.

Ко мне Ирина Владимировна, как и ко всем шеловским детям, относилась с особенной нежностью. Помню, встретив меня, школьника девятого класса, на подводившей итоги полевого сезона научной сессии в Институте археологии, она молвила: «Боже, как ты вырос!». А когда я единственный раз работал в экспедиции на Чайке, она, проследив мои действия, сказала руководителю раскопа, который был в чём-то с ними не согласен: «Не трогайте Федю, - шеловская школа». И, вообще, И.В. Яценко была ко всем благожелательна, с трепетным вниманием относилась к работе своих молодых сотрудников и довольно удачно сглаживала неизбежно иногда возникавшие между ними противоречия.

Моего же дядю она иначе, чем «Димочка», и не называла никогда. Её ученики вспоминают, что она их наставляла: учите источники. Д.Б. Шелов тоже сказал мне: «Хочешь заниматься древней историей? Что читать и как прочитанное оценивать я тебе, для начала, расскажу, а потом и сам научишься разбираться. А вот древние языки учи: наши учителя их знают, а мы - нет, и это очень плохо». Какая общность понимания сути вещей! Вечная память!

Библиография:

Шелов В. Семья на фоне эпохи. М. Союз литераторов России. 2017.

Bibliography:

Shelov V. Sem'ya na fone epohi. M. Soyuz literatorov Rossii. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.