Научная статья на тему 'Этноцензовые отношения в республике Марий Эл: факторы конфликтности'

Этноцензовые отношения в республике Марий Эл: факторы конфликтности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / ЭТНОЦЕНЗОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / REPUBLIC OF MARI EL / RELATIONS OF ETHNIC VALUES / ETHNIC TENSIONS / NATIONAL PRIDE / RELIGIOSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьев Виктор Степанович, Шабыков Виталий Иванович

Доказывается, что в качестве фактора этноконфликтной напряженности в обществе могут выступать национальная гордость и религиозность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соловьев Виктор Степанович, Шабыков Виталий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations of Ethnical Values in the Republic of Mari El: Conflict Factors

The article proves that national pride and religiosity can be the factors of ethnic conflicts and tension in society.

Текст научной работы на тему «Этноцензовые отношения в республике Марий Эл: факторы конфликтности»

ЭТНОЦЕНЗОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: ФАКТОРЫ КОНФЛИКТНОСТИ

В. С. СОЛОВЬЕВ,

доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ФГБОУВПО «Марийский государственный университет», директор Малой академии государственного управления в Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола, РФ)

В. И. ШАБЫКОВ,

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии ФГБУН «Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева» (г. Йошкар-Ола, РФ)

Доказывается, что в качестве фактора этноконфликтной напряженности в обществе могут выступать национальная гордость и религиозность.

• Республика Марий Эл; этноцензовые отношения; межэтническая напряженность; национальная гордость; религиозность

Под конфликтом социологи подразумевают «столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий», противостояние «между индивидами, социальными группами, классами» [3, 141]. Его предметом, как правило, является материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает спор между сторонами, стремящимися к обладанию или пользованию ею. Под национальным (или этническим) конфликтом следует понимать «конфликт между представителями разных наций, возникший в результате социально-политического неравенства, ущемления их прав, связанных с государственным устройством» [3, 142]. Предвестником этнического конфликта принято считать аккумулирование (накопление) эт-ноконфликтной напряженности, когда группы людей с противоречивыми интересами начинают расходиться (поляризоваться) по этническому признаку. Этноконфликтная напряженность является составной частью (а порой и следствием) социального напряжения. Последнее, как определено в социологической энциклопедии, - это «состояние © Соловьев В. С., Шабыков В. И., 2012

группы, общности или общества, характеризующееся назреванием конфликтов и дезинтеграции, выражающееся в различных формах социального недовольства и протеста, не достигшее стадии институционального конфликта» [3, 192].

В современных условиях развития мира источники этноконфликтной напряженности присутствуют в любой социальной, общественно-политической системе, ибо люди придерживаются разных ценностей. Наиболее явными источники становятся, когда начинают выдвигаться требования, связанные с повышением или достижением равного статуса, доступа к власти, ресурсам. Напряженность между этноцензовыми группами усиливается, когда они начинают сталкиваться с препятствиями в реализации своих требований, когда их запросы не удовлетворяются, а надежды не сбываются. Все это в конечном счете ведет к нарушению гармонии и целостности социоэтниче-ского союза в полиэтническом обществе.

Истоки, характер и формы проявления межэтнической напряженности можно изучать с помощью таких показателей, как сте-

пень ориентированности человека на межнациональное общение; отношение к языку и национальным традициям других народов; уровень этнической самоидентификации и рефлексия на оскорбление национального достоинства; общая оценка состояния межнациональных отношений в республике.

В статье использованы материалы репрезентативного социологического исследования «Этнокультурная интеграция и межнациональные отношения в Республике Марий Эл», осуществленного весной 2006 г. учеными Марийского государственного университета и Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева по заказу Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. В ходе исследования был опрошен 1 521 житель республики в возрасте 15 лет и старше. Опрос проводился методом случайной бесповторной квотной выборки в трех городах (Йошкар-Ола, Волжск, Козь-модемьянск), шести поселках городского типа (Вятский, Куженер, Краснооктябрь-ский, Мари-Турек, Морки, Сернур) и восьми сельских районах (всего в республике 14 районов) с охватом в каждом из них по два сельских Совета. Расчет квотной выборки респондентов производился по полу, национальности, шести возрастным группам и по территориальным объектам. Для сбора социологической информации был использован метод формально-стандартизированного интервью. Все вышеобозначенное обеспечило необходимую степень репрезентативности исследования.

Выявим факторы этноконфликтной напряженности в Республике Марий Эл (далее - РМЭ) на примере анализа ответов респондентов на нижеследующие группы вопросов.

Первая группа вопросов связана с определением ориентации респондентов на межнациональное общение: «Имеет ли для Вас значение национальная принадлежность человека при общении с людьми?», «Испытываете ли Вы затруднения при общении с людьми других национальностей?», «В коллективе какого национального состава Вы предпочли бы работать (учиться)?»

Вторая группа вопросов - поведение респондента как свидетеля в ситуации, когда оскорбляется национальное достоинство или задеваются национальные чувства: «Как бы Вы поступили, если бы стали свидетелем поступка, оскорбляющего национальное достоинство или задевающего национальные чувства человека Вашей национальности или человека другой национальности?»

Напряженность между этноцензовыми группами усиливается, когда они начинают сталкиваться с препятствиями в реализации своих требований, когда их запросы не удовлетворяются, а надежды не сбываются.

С точки зрения проблемы этнической напряженности и этнического конфликта наибольший интерес представляет группа респондентов с высокой этнической самооценкой, с высоким уровнем проявления национальной гордости. Национальная гордость, в эпохи культурно-экономического подъема воспринимающаяся исключительно как позитивное и стимулирующее развитие общества явление, в сложные исторические эпохи (переходные, кризисные и т. д.) может порождать негативные «вещи». Такие эпохи открыты для гордости, направленной на утверждение своего превосходства над окружающими народами, для горделивости, имеющей отрицательную энергетическую силовую направленность. Горделивость, как известно, всегда жаждет утвердить свое превосходство [1, 95]. Значение слова «гордость» в разговорном его употреблении, как указано в словаре Т. Ф. Ефремовой, - это «преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим» [4]. В словаре А. П. Евгеньевой как одно из трех основных значений слова «гордость» (уже вне указания на сферу его употребления) представлена сема «чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие» [2, 332].

Горделивость, как подтверждает жизненная практика, соседствует с обиженно-стью, они не существуют друг без друга. По данным социологического исследования именно респонденты, гордящиеся своей национальностью, более всего испытывали ущемление собственных прав и свобод в республике (14,5 %), среди безразличных и просто довольных своей национальностью таковых было значительно меньше (6,6 %). Таким образом, гордость не может не создавать напряженности в обществе. Это обстоятельство усугубляется и тем, что существует определенная взаимосвязь между национальной гордостью и национализмом, сепаратизмом.

Национальная гордость, в эпохи культурно-экономического подъема воспринимающаяся исключительно как позитивное и стимулирующее развитие общества явление, в сложные исторические эпохи (переходные, кризисные и т. д.) может порождать негативные «вещи».

В целом, по данным социологического исследования 2006 г., 40,2 % респондентов отметили, что гордятся своей национальной принадлежностью. Для 75,7 % респондентов данной группы эта гордость значима как этническая принадлежность своему народу. Заметим попутно: среди другой группы респондентов - довольных своей национальностью - таковых меньше (66,3 %), а среди высказавших безразличие к собственной национальности их всего лишь 8 %.

Гордятся своей национальностью в РМЭ в большей мере татары (56,4 %), далее - марийцы Горномарийского района (49,3) и русские (41,3 %); ниже всего процент гордящихся своей национальной принадлежностью среди марийцев всех других, кроме Горномарийского района, административных территорий республики (36,1 %). Численность мужчин с подобной самоидентификацией (44,8 %) заметно превышает (на 8,4 %) аналогичную

численность женщин. Полярное распределение респондентов, которые гордятся своей национальностью, по возрастному признаку, выглядит следующим образом: самые молодые, 15-19 лет, составляют 44,7 %, пожилые люди, старше 60 лет, -43,6 % (для сравнения: во всех остальных возрастных группах этот показатель имел значение около 39 %).

Максимальное число гордящихся своей национальностью наблюдается в среде материально обеспеченных людей, которые, как правило, более собранны, целеустремленны и требовательны к себе в достижении жизненных целей, соответственно они имеют от жизни больше, чем бедная часть населения, у них высокая самооценка и удовлетворенность собой и жизнью. Например, в 2006 г. среди респондентов с доходом на одного члена семьи свыше 7 000 руб. гордых за свою национальность было 57,7 %, с доходом 4 0007 000 руб. - 45,0, ниже 4 000 руб. - около 40, 0 % (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос «В какой степени для Вас значима Ваша национальная принадлежность?» в зависимости от дохода на одного члена семьи,

% от числа опрошенных

Отношение к своей национальности Доход на одного члена семьи, руб.

менее 1 000 1 000 -2 000 2 000 -4 000 4 000 -7 000 свыше 7 000

Горжусь этим 39,9 40,2 38,3 45,0 57,7

Доволен этим 34,0 42,0 38,8 31,0 34,8

Безразличен к этому 15,7 11,8 17,2 18,8 5,0

Не очень доволен этим 2,4 1,2 0,6 0,0 0,0

Недоволен этим 0,9 0,4 0,4 0,0 0,0

Затруднились ответить 7,1 4,4 4,7 5,2 2,5

Первое место по доле респондентов, которые гордятся своей национальностью, занимают руководители организаций и учреждений (директора, министры, консультанты министерств, главы и заместители глав администраций муниципальных образований), работники силовых структур (военные, работники МВД, ФСБ, налоговой полиции) - 56,4 %; второе -работники коммерческих структур, фермеры, банковские работники, предприниматели - 54,7; третье место - служащие со средним специальным образованием - 44,7, учащиеся и студенты - 44,5 %. Меньше всего гордятся своей национальной принадлежностью работники сферы обслуживания - 34,0 %, а также инвалиды до-пенсионного возраста - 33,9 %.

Как видим, гордость своей национальностью наиболее сильно выражена в среде, наиболее подверженной тщеславию, что позволяет говорить о гордости не только как о положительном явлении (заставляет людей активно действовать, достигать успехи), но и как о факторе риска (она направлена на удовлетворение чувства своего превосходства перед другими людьми). Гордость, связанная с целью достичь власти, войти в элитную группу (руководителей, работников силовых структур), получить большее материальное вознаграждение, иметь доступ к привилегиям и ресурсам, может ограничивать ориентацию индивида в сфере межэтнического взаимодействия, провоцировать напряженность и конфликтность в социальной коммуникации.

14,6 % респондентов, гордящихся своей национальной принадлежностью, в 2006 г.

Религиозные люди, в силу сосредоточенности на своей вере, священных обрядах, праздниках и из-за придания большого внимания своей национальной принадлежности (специфика национальной культуры почти всегда определяется характером религии народа), склонны не только к религиозной, но и к этнической замкнутости.

предпочитали общаться с представителями своей этнической группы (для сравнения: среди довольных своей национальной принадлежностью таковых было 9,3 %, среди безразличных к ней - 2,6 %); предпочтение работе в коллективе с людьми именно своей национальности отдали 22,9 % опрошенных. Не обращали внимания на этнический состав своего коллектива 42,0 %. Заметим, что среди безразличных к своей этнической принадлежности этот процент был выше в 1,7 раза (72,6 %) (табл. 2).

Среди ответивших «горжусь своей национальностью» 35,7 % испытывали затруднения при общении с представителями других этнических групп (среди безразличных к своей этнической принадлежности таковых 28,6 %).

В последние два десятилетия четко обозначилась связь между этнонапряженно-стью и ростом религиозности. При этом просматривается детерминированная зависимость от уровня религиозности выше затронутого нами явления «гордость». Как известно, верующие люди более горды и консервативны, ограничены в восприятии окружающей действительности. Именно

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «В коллективе какого национального состава Вы предпочли бы работать (учиться)?» в зависимости от отношения к своей национальности,

% от числа опрошенных

Предпочтения относительно национального состава коллектива Отношение к своей национальности

горжусь доволен безразличен недоволен

В многонациональном 28,8 27,8 17,5 9,4

Желательно с людьми своей национальности 22,9 15,6 6,7 9,4

Не хотелось бы работать с представителями своей национально сти 0,5 0,7 0,0 13,2

Национальный состав не имеет значения 42,0 51,3 72,6 59,1

среди верующих и строго соблюдающих все религиозные обряды, как свидетельствуют результаты исследования, больше всего людей, гордящихся своей национальной принадлежностью (64,2 %), среди неверующих их в 2,3 раза меньше (28,2 %). Доля таких респондентов уменьшается по мере снижения уровня религиозности (соблюдения религиозных обрядов) (табл. 3).

Вышеприведенную зависимость подтверждают и ответы респондентов на вопрос «В какой степени для Вас значима Ваша национальная принадлежность?». 67,0 % верующих, соблюдающих религиозные обряды, ответили, что для них значима национальная принадлежность, в то время как в числе верующих, не соблюдающих никаких обрядов, и неверующих таких соответственно 57,9 и 46,1 % (табл. 4). Еще сильнее выражена разница (24,7 %) между верующими и неверующими (соответственно 38,4 и 13,7 %) среди респондентов, отмечающих высокую значимость («очень значима») своей национальной принадлежности.

Итоги социологического исследования подводят нас к выводу о том, что существует прямая зависимость между религиозностью и этничностью, характером веры и отношением к инонациональному. Религиозные люди, в силу сосредоточенности на своей вере, священных обрядах, праздниках и из-за придания большого внимания своей национальной принадлежности (специфика национальной культуры почти всегда определяется характером религии народа), склонны не только к религиозной, но и к этнической замкнутости. Они ориентированы на значительные ограничения инонациональных контактов. Так, по социологическим данным 2006 г., 39,7 % верующих РМЭ считали нежелательными межнациональные браки, в то время как среди неверующих и колеблющихся между верой и неверием данный показатель был соответственно 4,2 % и 7,1 %. Религиозность, таким образом, замедляет интеграционные процессы в регионе и стране, способствует сохранению

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос «Каково Ваше отношение к тому, что Вы являетесь представителем своей национальности?» в зависимости от отношения к религии,

% по строке от числа опрошенных

Отношение к религии Отношение к своей национальности

горжусь доволен безразличен недоволен

Верующие и строго соблюдающие все религиозные обряды 64,2 22,5 8,2 0,0

Верующие и соблюдающие религиозные обряды нестрого 44,3 39,7 11,7 1,3

Верующие, но никаких обрядов не соблюдающие 37,2 43,6 13,5 1,0

Колеблющиеся 37,9 36,5 18,1 2,4

Неверующие 28,2 37,3 24,7 2,6

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос «В какой степени для Вас значима Ваша национальная принадлежность?» в зависимости от отношения к религии,

% по строке от числа опрошенных

Отношение к религии Значимость национальной принадлежности

очень значима и значима малозначима совсем незначима затруднились ответить

Верующие и соблюдающие религиозные обряды 67,0 16,7 9,3 7,0

Верующие, но никаких обрядов не соблюдающие 57,9 22,9 10,8 8,4

Колеблющиеся 49,6 23,8 15,5 11,1

Неверующие 46,1 25,8 19,9 8,1

и созданию условий для этноконфликтной напряженности.

Данный вывод подтверждается и анализом ответов респондентов еще на ряд вопросов, например: «В коллективе какого национального состава Вы бы предпочли работать (учиться)?». 67,2 % неверующих в общей совокупности по значимости собственной национальности (придающих и не придающих ему значения, затрудняющихся с ответом) отметили, что национальный состав не имеет значения для совместной работы. Среди верующих, строго соблюдающих все религиозные обряды, данный показатель в 2 раза ниже (32,4 %). 12,0 % неверующих предпочитают работать в коллективе с людьми своей национальности, среди верующих таковых почти в 2 раза больше (21,1 %), что тоже является признаком потенциальной этнической напряженности.

Вопрос анкеты «Имеет ли для Вас значение национальная принадлежность человека при общении с людьми?» выявил, что верующие люди больше, чем неверующие, ориентированы на общение с людьми своей национальности. На такую ориентацию указали 23,2 % верующих респондентов, строго соблюдающих все религиозные обряды. Среди неверующих она свойственна только 6,6 %, т. е. в этой группе респондентов степень этнической замкнутости ниже примерно в 3,5 раза и

Обязанность государства -создавать на всех уровнях и во всех сферах функционирования общества условия, возможности как для полноценного осуществления процесса свободной этнической самоидентификации групп людей и отдельного человека, так и для формирования оптимального, уважительного отношения их к иноэтническому.

соответственно ниже фактор риска в плане этнической напряженности.

Мощным индикатором, характеризующим влияние гордости на создание (или сохранение) напряженности в межэтнических отношениях в республике, может выступать реакция человека на оскорбление чьего-либо национального достоинства. Ответы на сопряженные по смыслу вопросы анкеты «Как бы Вы поступили, если бы стали свидетелем поступка, оскорбляющего национальное достоинство или задевающего национальные чувства человека Вашей национальности или человека другой национальности?» (табл. 5) свидетельствуют о том, что население РМЭ в большинстве своем готово активно реагировать на факты оскорбления национального чувства и достоинства человека.

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопросы «Как бы Вы поступили, если бы стали свидетелем поступка, оскорбляющего национальное достоинство или задевающего национальные чувства человека...» в зависимости от отношения к своей национальности,

% от числа опрошенных

Реакция Отношение к своей национальности

на поступок горжусь доволен безразличен недоволен

Человека Вашей национальности

активно вмешались бы 56,8 35,5 26,8 50,3

не стали бы вмешиваться 13,5 22,1 17,3 26,5

Человека другой национальности

активно вмешались бы 38,2 22,0 22,3 22,6

не стали бы вмешиваться 22,3 30,2 21,4 35,9

Особенно сильно готовность вмешаться выражена у респондентов, которые небезразличны к своей национальной принадлежности (гордятся и довольны ею). Так, 56,8 % респондентов, гордящихся своей национальностью, отреагировали бы на оскорбление национального достоинства своего соплеменника; среди безразличных к своему этническому происхождению таковых примерно в 2 раза меньше (26,8 %). Что касается готовности выступить в защиту человека другой национальности, то таковых среди респондентов, отметивших «горжусь национальностью», уже значительно меньше (примерно в 1,5 раза) чем тех, кто готов защитить своего соплеменника (38,2 %). Столь значимая разница в отношении к «своим» и «чужим» говорит о скрытом существовании в общественном сознании избирательного (разнохарактерного) подхода к людям, что тоже в определенных условиях может стать фактором этнокон-фликности.

Гордость, связанная с целью достичь власти, войти в элитную группу (руководителей, работников силовых структур), получить большее материальное вознаграждение, иметь доступ к привилегиям и ресурсам, может ограничивать ориентацию индивида в сфере межэтнического взаимодействия, провоцировать напряженность и конфликтность в социальной коммуникации.

В современных условиях развития мира источники этноконфликтной напряженности присутствуют в любой социальной, общественно-политической системе.

объединительных, партнерских усилий. При этом под межэтнической интеграцией имеется в виду вовсе не отказ от национальной культуры, самобытности, традиций. Речь идет о перенаправлении (перераспределении) акцентов от более частных (узкоэкономических, конкретно-политических, этнокультурных, национальных) на общечеловеческие (человеческие права, ценности, коллективный баланс интересов) и о налаживании доброжелательного взаимодействия на этой общезначимой почве. Обязанность государства - создавать на всех уровнях и во всех сферах функционирования общества условия, возможности как для полноценного осуществления процесса свободной этнической самоидентификации групп людей и отдельного человека, так и для формирования оптимального, уважительного отношения их к иноэтниче-скому. От того, насколько благоприятны и всеохватны эти условия, во многом зависят состояние и характер межэтнических отношений в регионе.

По ступила 22.11.2012

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

Итак, анализ результатов социологического исследования показывает, что в РМЭ в начале нового тысячелетия продолжает сохраняться некоторая степень напряженности между этносоциальными группами и общностями. Это обстоятельство актуализирует важность системного социологического мониторинга, направленного на выявление причин этноконфликтности, научное прогнозирование возможных путей ее преодоления и усиления интегративных,

1. Виилма, Л. Боль в твоем сердце / Л. Виил-ма ; пер. с эст. И. Рююдья. - Екатеринбург : У-Фактория, 2001. - 352 с.

2. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Русский язык, 1981. - Т. 1. - 698 с.

3. Социологический энциклопедический словарь : на рус., англ., нем., фр. и чеш. языках. - М. : Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. - 488 с.

4. Толковый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.slovoblog.ru/ efremova. - Дата обращения: 10.12.2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.