А.Ю. Яковлев кандидат политических наук, советник директора ФГУП «Московский радиотехнический институт РАН»*
Этнос и политика в Индии
Прошло относительно немного времени с момента образования независимой Индии, а страну уже причисляют к государствам, которые вскоре будут играть ключевую роль не только на региональной, но и на мировой политической арене.
Необходимо отметить, что среди важнейших внутриполитических проблем, мешающих этому государству занять свое место среди ведущих мировых держав, является рост сепаратистских настроений и террористической активности на территории страны. В их основе лежат этническая и религиозная составляющие. Причины этнополитической напряженности в стране формировались на всем протяжении индийской истории, но детонатором для них послужили процессы, протекавшие в период обретения Индией независимости.
По мнению автора, основными факторами, способствующими развитию этнополитических конфликтов в стране, являются:
•проблема самоидентификации индийского населения и отсутствие в обществе консолидирующей идеи;
•наличие множества этносов и значительных различий в их социально-экономическом и общественно-политическом положениях; •кастовое расслоение общества; •межрелигиозная рознь;
•децентрализация власти и излишняя бюрократизация государственного аппарата;
•комплекс социально-экономических проблем.
* Яковлев Александр Юрьевич, e-mail: yak_igmu@inbox.ru.
Стоит отметить, что все эти проблемы тесно связаны между собой и нередко одна порождает другую. Во многом это объясняется тем, что, как отмечал авторитетный отечественный индолог Ф.Н. Юрлов, в Индии «становление демократических институтов происходило в атмосфере политизации чрезвычайно фрагментированного общества»1.
Население разобщено по отдельным стратам не только сохранившимися в обществе пережитками кастового деления, но и множеством религиозных верований. В Индии представлены практически все мировые религии, а также присутствуют верования, существующие только в этой стране. По данным, приведенным востоковедом Б.И. Клюевым, подавляющее большинство населения (82,3%) -- индусы, т.е. индийцы, исповедующие ту или иную из многочисленных форм индуизма, мусульмане - 12,1%, христиане -2,4%, сикхи - 2%, буддисты - 0,7% и джайны (одно из течений индуизма, в последствии трансформировавшееся в самостоятельную религию) -0,5%2.
Немаловажным фактором является то, что в количественном отношении представители разных религий от более чем миллиардного населения Индии, составляя доли процента в абсолютных величинах, представляют собой миллионы. Однако главная проблема, связанная с религией, заключается не в численной разнице между конфессиями, а в существующих между ними конфликтах. Помимо этого отсутствует четкое понимание содержания термина «индуизм», в который некоторые исследователи стремятся включить все, что не относится к другим религиям, представленным в Индии. Индуистская традиция насчитывает 33 крора богов (один крор на хинди означает 10 млн.). Таким образом, тридцать три крора равны 330 млн. На первый взгляд эта гигантская цифра не реальна, но, судя по сведениям из справочников, словарей и
1 Юрлов Ф.Н. Демократия и формирование многопартийной системы в Индии // Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты. Материалы научного семинара. М., 2003, с. 168.
2 См.: Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002, с. 8.
книг об индуизме, это вполне допустимо, так как один и тот же бог может выражать как положительные явления, так и негативные, насчитывая бесчисленное множество ипостасей1.
Даже основоположник независимой Индии Джавахарлал Неру не смог ответить на вопрос: что такое индуизм? Он писал: «Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или определенно сказать, можно ли его назвать религией в обычном смысле этого слова. В своей нынешней форме, как и в прошлом, он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу»2.
Религиозное сознание, будучи в значительной степени консервативным и традиционным элементом индийского общественного сознания, существенно влияет на политические, экономические, социальные и культурные процессы в обществе.
Индия является многонациональной страной и включает в себя множество самых разных культурных групп с их неповторимыми обычаями, религией и языковыми особенностями. В индийской литературе они известны под различными названиями: араньяка (лесные люди), ванаваси (жители лесов), ваньяджати (лесные народы),
о
адиваси (первозаселенцы) и др.3. В Конституции Индии большинство из них занесено в особый список, в соответствии с которым они называются зарегистрированными племенами (scheduled tribes). Список был составлен в целях проведения среди указанной части населения социально-экономических и культурных преобразований. Основной закон предусматривает содействие наиболее слабым группам
1
См.: Гринцер П.Л. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974, Нарайан Р.К. Боги, демоны и другие. М., 1974, Индийская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980, т.1, с. 535543.
о
2 Неру Д. Открытие Индии. М., 1989, кн. 1,с. 114.
3 См.: Shrikant L.M. Classification of Tribes // Tribal Souvenir. New Delhi, [б.г.], p. 13.
населения в области образования, экономики, защиту от социальной
л
несправедливости и всех форм эксплуатации1.
Термин «зарегистрированные племена» весьма условен. До настоящего времени не определены критерии, по которым тот или иной народ следует относить к конкретной категории. Главным образом в указанный список были внесены те группы, которые в переписи 1931 г. попали под категорию отсталых классов (backward classes). В зарегистрированные племена вошли и «бывшие криминальные племена» (ex-criminal tribes), в число занятий которых входили: угон скота, кража зерна и разбой2. В отечественной этнографии для обозначения так называемых племен принят другой термин - «малые народы».
Существует примерно 600 официально признанных племен и несколько сотен мелких, говорящих более чем на 300 различных
о
языках3. К племенам в Индии относят этносы, частично или полностью не вошедшие в кастовую систему и оставшиеся до- и раннеклассовыми обществами.
Будучи автохтонным населением индийского субконтинента, племена в древности преимущественно населяли плодородные долины. Под давлением пришедших ариев они были вынуждены отступить в горные и лесные районы, которые с тех пор стали местом их проживания, что привело к географической и социальной изоляции, в особенности на северо-востоке. Благодаря этому малым народам удалось сохранить свою этническую обособленность, выражающуюся в своеобразии материальной и духовной культуры, а также сильной концентрации пережитков родоплеменных отношений. Стоит отметить, что степень изоляции племен зависела от региона Индии.
1
См.: Article 46 of The Constitution of India. Selective Comments by B.N. Bakshi. New Delhi, 2007, p. 90.
2 См.: Gorey L.K. The Adivasis of Maharashtra // Modern Review, 1962, № 5, p. 395; Sharma P.S. Indian's Criminal Tribes // Modern Review, 1962, № 1, p. 65-66.
о 1
См.: Бэйлз К. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. М., 2006, c. 205.
Племена неоднородны по своему численному составу, который варьируется от десятка человек до нескольких миллионов. Как правило, они представляли собой меньшинство среди индусов. Исключения составляют бхилы, мина, гонды и коли, доминировавшие в местах своего обитания. В средние века собственные государственные образования имели: домы, черосы и мунда в Бихаре, гонды в Мадхья Прадеше, ахолы, качары и кхаси на северо-востоке.
Находясь на более низкой ступени развития, племена постоянно испытывали давление со стороны более сложно организованного и развитого кастового общества. Оно выражалось в процессах индуизации и санскритизации их социальной жизни. Многие элементы кастовой системы вошли в жизнь племен центральной и восточной Индии. Санскритизация часто служила прелюдией трансформации племени в касту. В основном переход происходил в касту шудр, реже в касты вайшья и кшатриев. Многие низкокастовые индусы и неприкасаемые вышли из племен. Обратный процесс (десанскритизация или трайбализация) также имел место в средние века в местах, где племенное население составляло большинство.
По данным переписи 1991 г. численность племен составила 67,76 млн. человек (8,08% населения страны), из них 1,32 млн. -примитивные. Малые народы занимают 20% территории страны, на которой сконцентрировано 70% ресурсов Индии - леса, воды и полезные ископаемые. Подавляющее большинство племен проживает в трех «племенных» зонах: центрально-восточной (55%), западной (28%) и северо-восточной (10%)1.
Другой проблемой, заслуживающей пристального внимания, является кастовое расслоение общества. Дж. Неру характеризовал касту как огромное социальное зло: «Индивидуализм и кастовость превращались в настоящую тюрьму для разума нашего народа...
и
1 См.: Индия сегодня. М., 2005, а 70-71. 5
Наряду с ростом косности в кастовой системе росла и косность ума и убывала творческая энергия народа»1.
Касты представляют собой социальные структуры, возникшие в период родоплеменного строя, впоследствии приобретшие черты этноса. Это своего рода закрытая эндогамная группа реальных или потенциальных родственников, обладающих в кастовой иерархии условно-определенной статусной позицией, различающейся в зависимости от местности страны. При этом кастам присущ динамизм. Они то распадаются, то сливаются, меняют свои функции и место в иерархии. Весьма запутаны также и правила, регулирующие контакты между кастами. Перемещение из одной касты в другую практически невозможно. Представители каст живут компактно и достаточно изолированно (преимущественно неприкасаемые), имеют свои культурные и языковые особенности, а также основную сферу деятельности (например, служители культа, торговцы, строители, ремесленники и рыбаки).
Точное число каст неизвестно. Цифры, представляемые специалистами, колеблются от тысяч до десятков тысяч кастовых единиц. Отечественный индолог Л.Б. Алаев отмечал: «На вопрос о том, существует ли та или иная каста, можно ответить и «да» и «нет»2. По данным же проведенного в Индии этнографического исследования, в
о
стране выявлено 4635 каст3. Касты, в свою очередь, делятся на «подкасты» и, по некоторым оценкам, совокупное число кастовых единиц составляет 150 004. Что касается численности касты, то она значительно отличается от нескольких десятков до миллионов человек.
Главным негативным моментом кастовой системы является наличие касты неприкасаемых или хариджанов (детей бога). В Индии
НеруДж. Открытие Индии. М., 1955, c. 97.
2 Алаев Л.Б. Такой я видел Индию. М., 1971, c. 153.
3
См.: India: Human Rights and Human Development. New Delhi, 2000, p. 11.
4 См.:.Алаев Л.Б. Политическая система и политическая культура Индии // Политические системы и политические культуры Востока. М., 2007, c. 490.
численность далитов («угнетенных»), так они себя предпочитают называть, составляет примерно 160 млн. человек (более 16% всего населения страны), но сегодня в индийской прессе и научных кругах
л
нередко встречается цифра в 260 млн. далитов1.
Кастовое деление оказывает немалое влияние на политическую жизнь страны и нередко становится причиной обострения межпартийной борьбы. Политические партии вынуждены считаться с кастовым фактором и нередко использует его для достижения собственных целей. Это дало основание востоковеду Н.Р. Гусевой утверждать, что «кастовые организации бывают чрезвычайно влиятельны, объединяются одна с другой, вырабатывают общую политическую платформу и иногда становятся базой образования новой политической партии, выражающей интересы того или иного класса или общественной прослойки»2.
Что касается территориального распределения далитов, то почти 50% «угнетенных» проживает в пяти штатах хиндоязычного пояса (Уттар Прадеше, Бихаре, Мадхья Прадеше, Раджастхане и Харьяне). На юге страны они сосредоточены преимущественно в Тамилнаду и Андхра Прадеше, на востоке - в Западной Бенгалии. Наиболее высока доля «угнетенных» в населении Пенджаба (27%), Химачал Прадеша (25%), Западной Бенгалии (22%), Уттар Прадеша (21%) и Харьяны (19%)3.
Еще одним барьером на пути дальнейшего развития Индии является напряженная ситуация между тремя наиболее крупными религиозными общинами страны (индусами, мусульманами и сикхами). Конфликт подогревается имеющимися территориальными спорами, в которые вовлечены правительства Индии и Пакистана.
1 См.: Юрлова Е.С. Социально-экономическое положение далитов: достижения и проблемы // Индия: общество, власть, реформы: Памяти Г.Г. Котовского. М., 2003, а 217.
2 Гусева Н.Р. Многоликая Индия. М., 1980, а 57.
3 См.: Юрлова Е.С. Индия: от неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. М., 2003, а 24.
Основными причинами межконфессионального конфликта индусов и мусульман выступают:
•историческая память о массовых жертвах, которыми сопровождался раздел Британской Индии;
•наличие территорий с преобладанием мусульман и их концентрированное проживание;
•потворство властей Индии радикальным индуистским националистическим организациям;
•слабо поставленная работа полиции и других структур в области предупреждения конфессиональных стычек.
Стоит сразу развеять миф о том, что индо-мусульманские столкновения начались в заключительный период обретения независимости. Так, только между апрелем 1926 г. и мартом 1927 г. в стране произошло 40 крупных инцидентов, в ходе которых погибло 197 человек и было ранено 15981. Другое дело, что масштабностью межрелигиозный конфликт во многом обязан именно описанным ниже событиям.
Корни межконфессионального конфликта уходят в середину 40-х гг. ХХ в., ко времени обсуждения деталей предоставления Индии независимости. Реализация идеи двух наций (индусской и мусульманской) вела к созданию отдельных государств - индусской Индии и исламского Пакистана. В соответствии с планом передачи власти англичанами, княжествам было дано право выбора: к какому из двух новообразуемых государств присоединиться или остаться вассалами британской короны. Именно тогда возникла и самая острая в южно-азиатском регионе кашмирская проблема, остающаяся до сих пор камнем преткновения между Индией и Пакистаном.
1
CM.:Belski A.G. Hindu Communalism: Historical Sources and Ideological and Political Perspectives // Hinduism. Tradition and Contemporaneity. Calcutta, 1989, p. 212.
Среди бывших британских владений, расположенных на территории Индостана, число полусамостоятельных, формально независимых или полунезависимых, разрозненных княжеств, находившихся в прямых договорно-вассальных отношениях с британской короной, приближалось в те годы к 6001. Эти территории формально не считались частью бывшей колонии, но их площадь не уступала территории собственно Британской Индии, которая была едина в административном отношении и управлялась непосредственно колониальной властью. Напомним, что в состав Британской Индии входили не только современные Пакистан, Бангладеш и Индия, но до 1936 г. и Бирма (Мьянма).
Между ведущими политическими силами -- Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой (МЛ) -- в 40-х гг. ХХ в. возник острый спор за территорию. В июне 1946 г. прошли выборы в Учредительное собрание, где ИНК одержала убедительную победу. Руководство МЛ отказалось участвовать в формировании временного правительства Индии и объявило о начале «прямых действий» по созданию Пакистана. По территории Индии прокатилась волна религиозно-общинных погромов, центрами которых стали Пенджаб и Бенгалия. В конце февраля 1947 г. вновь вспыхнули столкновения. По призыву МЛ в Лахоре, Аттоке, Джеламе и другихкрупных городах прошли массовые антиправительственные выступления, сопровождавшиеся нападениями на государственные учреждения, поджогами жилых домов и лавок, принадлежащих индусам и сикхам. 5 марта начались погромы в Мултане. Уже в апреле 1947 г. стало ясно, что единственным выходом из тупиковой ситуации может стать раздел трех провинций - Пенджаба, Бенгалии и Ассама.
См.: Юрлов Ф.Н. Демократия и формирование многопартийной системы в Индии // Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты. Материалы научного семинара, а 171.
Крайне болезненным был раздел Пенджаба, в основу которого лег принцип преобладания мусульман или немусульман на той или иной территории. Были рассечены единые ирригационные системы, гидроэнергетические комплексы, что нарушило экономические связи между районами. К Восточному Пенджабу отошло 37% территории, где
л
проживало 43% населения и находилось 29,7% орошаемых земель1. Западный Пенджаб получил большую часть лесных угодий и минеральных ресурсов, львиную долю предприятий с замкнутым промышленным циклом, а также сохранил контроль за водами 3 из 5 рек и важными каналами.
Одним из итогов раздела Пенджаба стали многочисленные человеческие жертвы и серьезные разрушения. Резня и погромы, вспыхнувшие 14 августа 1947 г. и закончившиеся в конце года, по разным оценкам унесли от 200 тыс. до 2 млн. человеческих жизней. Британские власти называли цифру в районе 60 тыс. человек2. Английский историк А. Стефенс оценивает число погибших в 500 тыс. и
о
называет этот период гражданской войной3. К этой цифре склоняется и большинство авторов, подчеркивая, что число жертв среди мусульман и немусульман было примерно одинаково. С 15 августа 1947 г. по 15 июня 1948 г. из Западного Пенджаба в Индию перебрались 5,5 млн. индусов, сикхов и представителей других конфессий, из Восточного Пенджаба в Пакистан -- 5,8 млн. мусульман4. Массовыми были похищения женщин и детей, многие подверглись насилию и принудительному замужеству. По данным индийского ученого У. Баталия, было не менее 75-100 тыс.5 искалеченных женских судеб. Общее число переселенцев из Индии в
1 CM.:The Hindustan Times. 17.01.1948.
2 Cm.: Singh K. The Partition of the Punjab. Patiala, 1972, p. 106; Moon P. Divide and Quit. Berkeley, 1962, p. 293.
3 См.: Stephens I. Pakistan. Old Country, New Nation, 1964, p. 80.
4 Cm.: After Partition. Delhi. 1948, p. 50.
c 1
5 Cm.: Butalia U. The Other Side of Silence. Voices from Partition of India. New Delhi. 1998, p. 249.
Пакистан и наоборот превысило 15 млн. человек1. Все произошедшее прочно закрепилось в исторической памяти народов.
Трагическими последствиями поспешного раздела Пенджаба стали колоссальные межрелигиозные конфликты различных масштабов. Поводом для столкновений индусов и мусульман может послужить что угодно, включая бытовые споры и слухи (например, что некий мусульманин для питания своей семьи зарезал корову). После чего собираются группы представителей обеих общин, пытающихся «проучить» и «наказать обнаглевших» мусульман (индусов). Чаще всего столкновения ограничиваются уличными драками и небольшими погромами. Для созревания крупномасштабного конфликта требуется определенное накаливание противоречий, усиленное деятельностью радикальных религиозных организаций и фанатиков.
От того, каково соотношение численности общины на той или иной территории, зависит ее самопозиционирование и модель поведения. В Индии к областям с повышенной межконфессиональной напряженностью в основном относятся провинции, где представители «неиндуизма» составляют большинство. Так, индусы являются религиозным меньшинством в Пенджабе (на их долю приходится 36,9% населения штата), Джамму и Кашмире (32,2%), Аруначал Прадеше (29,2%), Мегхалае (18%), Нагаленде (14,4%) и Мизораме (7,1%), в свою очередь, мусульмане составляют большинство в Джамму и Кашмире (64,2%), Западной Бенгалии (21,5%) и Керале (21,2%)2.
В вопросе отнесения той или иной провинции к зоне риска, помимо общештатного соотношения численности конфессий, большое значение имеет наличие мест повышенной концентрации общин меньшинства. Например, в г. Годхре (штат Гурджарат) мусульмане составляют около половины жителей, хотя их доля в населении штата не превышает 8-
1 См.: India 1959. Delhi, 1959, p. 159.
о 1
См.: Куценков А.А. Межобщиный конфликт: природа, движущие силы, динамика // Южная Азия: конфликты и компромиссы. Материалы научной конференции. М., 2004, c. 51.
л
9%'. Конфликтность усиливается и тем, что мусульмане играют важную роль в экономической, общественной и политической жизни города. Еще более сложная в этом плане ситуация в г. Коимбаторе, также не раз становившемся ареной острых межрелигиозных столкновений. В данном населенном пункте мусульмане составляют лишь 9% горожан, но существуют районы, где их доля превышает 25%, а также улица, населенная только представителями ислама2.
Бытовая неприязнь индусов и мусульман друг к другу получила, в частности, выражение в идеологии «хиндутвы» (индуизации). Она реализуется в основном радикальными индуистскими
националистическими организациями. В последнее время ее наиболее активными проводниками выступают: Раштрия сваямсевак сангх или Союз добровольных служителей нации (РСС), Вишва хинду паришад (Всемирный совет индусов), объединение профсоюзов рабочих-индусов Бхаратия маздур сангх, молодежная организация Акхил бхаратия видьяртхи паришад и ее боевой отряд Баджранг дал (Отряд сильных), а также Бхаратия джаната парти (БДП), или Народная партия.
«Хиндутва» основана на догмах философии индуизма, ее задачей является сплочение разобщенного индийского народа для достижение им светлого будущего. То, что проблема национализма имеет важное значение для самосознания индусов, подтверждается фактом ее постановки всеми сколь-нибудь крупными мыслителями Индии ХХ в.
Так Дж. Неру писал: «Национализм в современной Индии остается неизбежным; он представляет собой естественное и здоровое явление. Это положение вполне справедливо именно в отношении Индии с ее
о
острым ощущением своей индивидуальности и своего прошлого»3. Не надо забывать, что данные слова произносились в период борьбы
См. там же, с. 51-52.
См.: Beck Brenda E.F., Joy A. Coimbator . The Spatial Distribution of Thirteen Major Castes in the Urban Area Today // Perspectives on a Regional Culture. Essays about the Coimbator Area Today. Delhi, 1980, p. 129-169.
3
Неру Дж. Открытие Индии: философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. М., 1987, с. 31.
Индии за независимость, но при этом отмечалось, что «знаменательное возрождение национализма или, вернее, новое его открытие и признание его жизненно важного значения вызвали к жизни новые проблемы, а старым проблемам придали новые черты»1.
Запутанный клубок индуизма и национализма выделял и видный индийский политик и философ Шри Ауробиндо Гхош: «Национализм -это религия, которая исходит от Бога. Если вы собираетесь принять эту религию национализма, вы должны сделать это в религиозном духе... Национализм возрождается в силе Бога и поэтому он бессмертен»2.
Яркими проявлениями «религии национализма» явились следующие межконфессиональные столкновения: 1969 г. -Ахмадабад (Гурджарат), 1984 г. - Бомбей (Махаратха), 1990 г. - Хайдарабад (Андхра), 1992 г. - Гурджарат, 1992-1993 гг. - Бомбей (Махаратха) и 2002 г. - Годхра (Гурджарат).
Одним из наиболее кровавых эпизодов в новейшей индийской истории стали события декабря 1992 г. Кампания РСС и БДП начала 90-х гг. ХХ в., базировавшаяся на идеологии хиндутвы по воссозданию индуистского храма бога Рамы в г. Айодхье штата Уттар Прадеш, привела к разрушению мечети Бабура. Она была построена, как заявляли активисты движения, «мусульманами-захватчиками» на месте уничтоженной ими еще в XIV в. индуистской святыни. Вспыхнули межконфессиональные столкновения и беспорядки. Итогами указанных событий стали массовые человеческие жертвы и разрушение уникальной мечети, но индуистский храм так и не был восстановлен. Главное то, что ликвидация мечети во многом поспособствовала победе на парламентских выборах в ряде штатов проиндуистских организаций, а также приходу к власти в стране в 1998 г. БДП во главе с одним из идеологов и лидеров кампании в г. Айодхье А.Б. Ваджпаи.
1
Там же, а 32.
2 ^ New Age, 1908, 06.06.
Деятельность сторонников «шафранизации» (шафрановый - цвет воинственного индуизма) весьма разнообразна. Индуистские радикальные организации последовательно добиваются разрушения мечетей и переписи учебников истории, прививают в школах мнение о мусульманах как о врагах индусского народа, громят галереи, где выставлены «неканонические» произведения индуистских божеств, убивают христианских миссионеров и др.
Говоря о системе государственного управления, необходимо сказать несколько слов о проблемах децентрализации власти и излишней бюрократизации государственного аппарата. Повышение правового статуса одной территории неминуемо ведет к возникновению подобных требований со стороны населения другого административно-территориального образования. Так, в 1936 г., когда была проведена административная реформа, колония насчитывала лишь 11 провинций. Их границы в какой-то степени соответствовали этническим территориям народов, но далеко не все этносы имели собственные административно-территориальные единицы. Указанную, по их мнению, несправедливость они всячески стараются исправить и нередко с оружием в руках. Сегодня в Индии 28 штатов и 7 союзных территорий, но это далеко не предел.
Административное дробление территории ухудшает экономическую ситуацию в некоторых провинциях, разрывая сложившиеся экономические связи в штате, «вырывая» промышленные мощности, залежи полезных ископаемых и транспортные артерии из компетенции одной административно-территориальной единицы в пользу другой, что порой приводит к обнищанию ранее достаточно благополучной провинции. При этом экономический рост самых «бедных» штатов в последнюю треть ХХ в. оказывался ниже среднего показателя по стране, наиболее «богатых» - наоборот существенно выше. Так, самый благополучный в экономическом плане штат Пенджаб по ВВП на душу
населения превосходит наиболее неблагополучный Бихар в 4 раза. В этой связи остро чувствуется отсутствие эффективной правительственной политики перераспределения доходов.
Немало проблем порождает и наличие большого количества политических партий как на общеиндийской политической арене, так и на уровне штатов. Авторы книги «История Индии» в качестве основных черт, характерных для индийской партийно-политической жизни, выделили «множество организаций с ограниченным влиянием в пределах одного штата, сложное переплетение. идеологии и политики,. значительная роль религиозных, кастовых и региональных моментов в возникновении и деятельности политических организаций»1.
В парламентских выборах 1999 г. в Индии участвовали 3493 кандидата от 175 политических партий, при этом почти половина из них были независимыми2. В итоге около 550 представителей 40
о
политических партий вошли в состав нижней палаты парламента3. Из года в год указанные цифры только растут.
Огромное количество политических партий связано с особенностью менталитета и политического поведения индийцев. Так, в частности, индолог Л.Б. Алаев отмечал следующую особенность отношения индийцев к философии и религии: «Почти каждый индиец -самостоятельный философ, много думающий над загадками бытия»4. В политической же сфере - каждый политик, причем любого ранга, самостоятельный теоретик. Он пытается применить теоретические выкладки, не всегда верно понятые, к конкретным условиям деятельности, при этом не допускается иное толкование данных положений, отличное от того, к которому он пришел на основании собственного опыта.
Антонова К.А. и др. История Индии. М., 1979, а 519.
2 Юрлов Ф.Н. Демократия и формирование многопартийной системы в Индии // Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты. Материалы научного семинара, а 177-178.
3 См.: Лунев С. Индийская цивилизация в глобализирующемся мире // МЭМО. 2003, №3, а 76.
4 Алаев Л.Б. Такой я видел Индию, а 164.
15
Численность чиновничьего аппарата и число государственных органов также чрезвычайно велико. Все это ведет к дублированию функций, переложению ответственности и мешает оперативному решению многих острых вопросов. Другим препятствием для нормального функционирования государственной управленческой машины является коррупция.
Несмотря на определенные успехи в экономике в стране по-прежнему существует крайне низкий уровень жизни населения. Сегодня
л
в Индии проживает 22% всех нищих мира1. Половина жителей страны никогда не училась в школе, подавляющая их часть живет в условиях натурального хозяйства на грани физического выживания (многие за этой гранью), нередко без электричества, 30% (более 300 млн. чел.) -находится ниже черты бедности, 29% -- не знакомы со СМИ, т.е. никогда не видели газет, не слушали радио и не смотрели телевизора, в частности, о ядерных испытаниях Индии в 1998 г., всколыхнувших весь мир, 46% людей, населяющих страну, ничего не знают2.
Яковлев А.Ю. Этнос и политика в Индии. Исследование посвящено влиянию этнического и религиозного факторов на внутреннюю политику Индии.
Ключевые слова: Индия, этнос, религия, касты.
Yakovlev A. Ethnos and politics in India. This thesis is about the influence of ethnic and religious factors on Indian home policy.
Key words: India, ethnos, religion, casts.
1 См.: Singh P. The Naxalite Movement in India. New Delhi, 2006, p. 228.
2 См.: Алаев Л.Б. Политическая система и политическая культура Индии // Политические системы и политические культуры Востока, с. 485.