Научная статья на тему 'ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ КОРНИ СИРИЙСКИХ АЛАВИТОВ'

ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ КОРНИ СИРИЙСКИХ АЛАВИТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛАВИТЫ / СИРИЯ / ИРАН / РЕЛИГИЯ / АРРАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривец Елена Алексеевна

Анализируются черты алавитской религии, кратко описывается религиозная ситуация в Иране в III-IX вв. Проводится сравнительный анализ религиозно-политических течений в Иране в IX в., делается вывод о том, что прародиной алавитов были земли Кавказской Албании, или Аррана. Отмечается важность этнического фактора (политическая деятельность этносов и занимаемые ими территории в Иране), а также других, приведенных дополнительно автором, в определении точки исхода алавитских племен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNO-RELIGIOUS ROOTS OF THE SYRIAN ALAWITES

The article examines the religious features of the Alawite religion and briefly describes the religious situation in Iran in the 3rd - 9th centuries. By the comparative characteristic of religious and political currents in Iran in the 9th century the author has come to the conclusion that the ancestral home of the Alawites was the land of Caucasian Albania or Arran. The above conclusions are supported by the ethnic factor as the political activity of ethnic groups and the territories they occupy in Iran. In addition, the author considers other factors that confirm the correctness of determining the origin lands of the Alawite tribes.

Текст научной работы на тему «ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ КОРНИ СИРИЙСКИХ АЛАВИТОВ»

Серия «Политология. Религиоведение»

2022. Т. 40. С. 71-83 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

Научная статья

УДК 2-846

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.71

Этнорелигиозные корни сирийских алавитов

Е. А. Кривец*

Институт востоковедения РАН, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Анализируются черты алавитской религии, кратко описывается религиозная ситуация в Иране в III-IX вв. Проводится сравнительный анализ религиозно-политических течений в Иране в IX в., делается вывод о том, что прародиной алавитов были земли Кавказской Албании, или Аррана. Отмечается важность этнического фактора (политическая деятельность этносов и занимаемые ими территории в Иране), а также других, приведенных дополнительно автором, в определении точки исхода алавитских племен. Ключевые слова: алавиты, Сирия, Иран, религия, Арран.

Для цитирования: Кривец Е. А. Этнорелигиозные корни сирийских алавитов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2022. Т. 40. С. 71-83. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.71

Original article

The Ethno-Religious Roots of the Syrian Alawites

E. А. Krivets*

Institute of Oriental Studies RAS, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article examines the religious features of the Alawite religion and briefly describes the religious situation in Iran in the 3rd - 9th centuries. By the comparative characteristic of religious and political currents in Iran in the 9th century the author has come to the conclusion that the ancestral home of the Alawites was the land of Caucasian Albania or Arran. The above conclusions are supported by the ethnic factor as the political activity of ethnic groups and the territories they occupy in Iran. In addition, the author considers other factors that confirm the correctness of determining the origin lands of the Alawite tribes.

Keywords: religion, Syria, Iran, alawites, Arran.

For citation: Krivets Е.А. The Ethno-Religious Roots of the Syrian Alawites. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2022, vol. 40, pp. 71-83. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.71 (in Russian)

На сегодняшний день самым известным фактом об алавитах является то, что это правящая династия в Сирии. Сирийское религиозное меньшинство пришло к власти в 1971 г. В довоенное время (2011 г.) алавитов в Сирии насчитывалось около 2 млн, т. е. от 11 до 15 % всего населения страны. Места их заселения - это прежде всего районы Латакии, Тартуса, Хамы и Хомса. Не-

© Кривец Е. А., 2022

*Полные сведения об авторе см. на последней странице статьи. For complete information about the author, see the last page of the article.

сколько тысяч алавитов проживают в Ливане и на Голанских высотах, в Турции - в так называемой сирийской части страны (в районе Александретты), т. е. на территории, примыкающей к Сирии с севера, со стороны Латакии (рис. 1).

Исследование по алавитскому вопросу подразумевает рассмотрение нескольких составляющих: религиозной части - возникновение и распространение последователей Мухаммада ибн Нусайра (нусайритов-алавитов); этнического происхождения алавитских племен; расового или генного факторов. Нам известно немного, но в наших поисках прародины алавитов мы будем опираться: на особенности их религиозных воззрений; на утверждение самих алавитов, что их племена пришли из Ирана и что уже в IX в. н. э. они занимали современные территории. В данной статье мы не исследуем алавитов и шиитов Ливана, хотя Сирия и Ливан были разделены только в начале ХХ в. Но алавиты Ливана занимали сначала северный Ливан, затем были вытеснены южнее Бейрута. Представители некоторых шиитских племен южного Ливана уверяют, что они тоже пришли из Ирана2. Вполне возможно, что шииты Ливана - это те же самые алавиты, ставшие двунадесятниками, т. е. шиитами, но раньше сирийских алавитов, которые официально провозгласили присоединение к шиитам в 1973 г. после прихода к власти в Сирии.

Религиозный фактор

Течение основано Абу Шуайб Мухаммад ибн Нусайр аль-Басри ан-Ну-майри - учеником десятого имама шиитов-имамитов Али аль-Хади и одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари [20]. М. ибн Нусайр имел персидское происхождение и умер в Басре около 883 г. [13, с. 217]. Нусайр претендовал на

1 Источники карт: Сунниты, алавиты и все-все-все: религиозная карта войны в Сирии. URL: http://alex-leshy.livejoumal.com/626129.html (дата обращения: 17.03.2022); Раздел Сирии неминуем? URL: http://alex-anpilogov.livejoumal.com/140701.html (дата обращения: 17.03.2022).

2 Информация автора.

Рис. 1. Карта расселения алавитов в Сирии, Турции и Ливане1

то, чтобы быть самым близким подвижником десятого и одиннадцатого имамов. Он заявлял, что он пророк, посланный Богом [19, р. 407-408]. Однако неясность ситуации относительно преемника после смерти одиннадцатого имама привела к расколу, в результате которого Нусайр был официально изгнан из шиитской общины [17, р. 8]. Итак, течение основано в IX в. Вторым основателем нусайризма стал аль-Хусейби3, который переселился из Ирака в Дамаск, а затем в Халеб (умер между 957 и 968 гг.) [4]. Позже под руководством ат-Табарани (938-1008 гг.) центром нусайризма стала Латакия. Таким образом, второй основатель учения аль-Хусейби поселяется в Халебе (Алеппо), а позже другой руководитель нусейритов ат-Табарани обосновывается в Латакии. Город становится центром алавитов в Х в.

Религиозное алавитское учение представляет собой эклектическое смешение элементов шиизма, христианства и народных домусульманских верований. Основой нусайритского учения является положение о «божественной триаде». «По их учению Бог есть нераздельное единство трех ипостасей, именуемых Мана (араб. «смысл»), Исм (араб. «имя») и Баб (араб. «врата») [14, с. 303]. «Али - это божественный смысл, т. е. сам Бог, все сущее - от Него. Мухаммед - имя, отражение смысла. Он создал Сальмана аль-Фариси, который является вратами Аллаха, т. е. вратами в смысл через имя» [15, с. 25-28].

Такая троичность восприятия мира подобна христианской: Богу Отцу соответствует Али, Богу Сыну - Мухаммед, Святому Духу - Сальман. Нусай-риты считают, что Бог являлся на землю семь раз, воплотившись в Адаме, Нухе (Ное), Якубе (Иакове), Мусе (Моисее), Сулеймане, Исе (Христе), Мухаммеде. Алавитская религиозная система строится на одном постулате - божественности Али, и этот постулат не нужно обосновывать, так как пророк Мухаммед подтвердил святость Али: «Я из Али, а Али из меня».

Алавиты признают переселение души, подразделяются на непосвященных и избранных. Культ отправляют по ночам имамы на возвышенных местах в часовнях или обычно над могилами святых. Много заимствований взято из христианства: почитание Христа как воплощение Бога, почитание апостолов, некоторых святых и мучеников. Ведется литургия, и есть причащение вином [14, с. 303-304].

Последователи алавитов полагают, что «вначале, до сотворения Земли, люди были светящимися огнями и планетами, не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семьдесят семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку» [15, с. 25-28].

Представления о Страшном суде, Последнем дне, Втором пришествии Али и подобные алавиты интерпретируют по-своему. Они празднуют зоро-астрийский Навруз (17 марта), христианские Рождество и Пасху, шиитские праздники, связанные с Али.

3 Хусейн ибн Хамдан аль-Масри аль-Хусейби.

Вышеописанные черты религиозного учения, вполне возможно, не совпадают у всех алавитских племен, но это описание мы можем принять за основу для дальнейшего исследования. Как видно из описания, ислам в виде ала-витской интерпретации наложился на языческие и христианские основания. Именно в такой последовательности. И христианами эти племена были какой-то значительный период, чтобы они смогли сохранить христианские черты до настоящего времени. Прежде чем искать алавитов в Персии (Иране), необходимо определить границы Персии - какую территорию считать собственно персидской. Персидские империи всегда вбирали в себя соседние народы и поглощали прежние державы. Последняя персидская империя Сасанидов перед арабским нашествием включала в себя Древнюю Месопотамию на западе, Армению и часть Грузии - на северо-западе, земли современного Азербайджана и Дагестана (г. Дербент и близлежащие земли) - на севере, западный Афганистан и Пакистан - на востоке, юг Туркмении - на северо-востоке. Мы будем ориентироваться на современную территорию Ирана, прибавив земли Республики Азербайджан на севере (раньше именовались как Кавказская Албания, или Арран), которые включала в себя империя Сасанидов в течение нескольких веков. Наследница Сасанидов - арабская империя Аббасидов (просуществовала до Х в.) также включала земли Кавказской Албании и Дербент в свои пределы. Наш выбор границ Древнего Ирана обусловлен следующими размышлениями: Месопотамия, Грузия и Армения - более древние государственные образования, которые периодически являлись частью других империй. Хорасан на востоке Персии, в который входили современные земли Афганистана и Пакистана и часть Туркмении, имел единый культурный тип развития, а так как часть земель Великого Хорасана стала восточными округами современного Ирана, то в наших поисках достаточно будет ограничиться современной территорией Хорасана на землях Ирана (рис. 2).

Зороастризм

В 224 г. к власти в Персии пришла персидская династия Сасанидов, и перед новой властью встал вопрос об общегосударственной религии. Монарх склонялся к утверждению христианства в империи [3], хотя зороастризм имел более древние традиции. Однако «успехи в войнах на Западе выдвинули на первый план новую задачу - задачу иранизации завоеванных областей. Вместе с войсками шаханшаха в Антиохию, Таре, Кайсарию и вверх, до Греции, Армянской страны, Иберии... Баласакана и "Албанских ворот" шли зоро-астрийские жрецы, силой насаждая в этих областях свою религию» [9, р. 4050]. Зороастризм стал государственной религией. Несмотря на завоевание арабами Ирана в VII в. и насаждение ислама, персы не отказывались от зороастризма еще долгое время. Абу-Зейд ал-Балхи писал об области Фарс (древнем Парсе): «Нет больше другой страны, где бы зороастрийцы были бы столь многочисленны, как в Фарсе, потому что эта область является средоточием их владений, обрядов и религиозных книг» [21, р. 3-63]. Соседняя с Фарсом область Керман стала мусульманской при Саффаридах (869-903 гг.), и в конце X в. в центральных областях Ирана еще много было зороастрийцев [2, с. 11-12].

Рис. 2. Карта современного Ирана

Расселение иранцев во внутренних областях Ирана (племенной фактор), которое прослеживается на современных генных картах, обосновывается распространением в центральных областях Ирана в основном зороастризма даже в 1Х-Х вв. Смешанные учения (ереси) рождались на окраинах Ирана, в неиранских племенах. Впрочем, сами алавиты подтверждают, что они из Ирана, но не иранцы.

Христианство

В Ш-1У в. н. э. в областях, прилегающих к Междуречью, - Месене, Ху-зистане (в Сузах, Рев-Арташире), т. е. на территориях современного восточного Ирака (принадлежащих Персии в то время), распространилось христианство. Периодические гонения на христиан в Византийской империи заставляли христиан спасаться в пограничной с Византией Персии. Одним из важных религиозных направлений в то время был гностицизм - различные толкования основных христианских положений.

Как только христианство приобрело статус государственной религии в Византии в V в., персидская династия Сасанидов стала воспринимать сирийских христиан в Иране в качестве политических сторонников Рима. Сильные гонения христиане Ирана испытывали с 30-х г. IV в. до 80-х г. V в. Такое отношение к христианам длилось до принятия Сирийской церковью Персии несторианского исповедания, не признаваемого в Византии. С тех пор несто-риане и монофизиты стали иметь право на существование в Иране [8, с. 5051]. Итак, распространителями несторианского христианства были сирийцы, которые донесли его, пройдя всю Персию, до Индии. Описывая период становления и распространения христианства, отечественный востоковед Н. В. Пигулевская отмечает, что в земли провинций западного и восточного Азербайджана (северо-запад современного Ирана) ссылались христиане как в области глухие, далекие от бурной религиозной жизни центра империи.

Более подробно опишем религиозную ситуацию в соседних землях северо-запада Ирана - Кавказской Албании (Ариании), которая в культурном развитии стоит особняком от всей Персии (рис. 3).

Рис. 3. Карта Кавказской Албании

Кавказская Албания - Арран

В дохристианский период народы Албании были язычниками: поклонялись Солнцу, Зевсу и Луне, выделяя поклонение Луне [7, с. 397-398]. На территории древней Сакасены - владения скифов (саков - по-восточному) -находился албанский центр поклонения Яшу Хош, название которого происходит от утийского4 слова «хаш» («луна»). Позднее здесь разместилась кафедра епископа Албанской церкви. Распространение зороастризма в Албании относят к Ш-1У вв., и там он утвердился более основательно, чем в других странах Закавказья [6, с. 246].

Христианство в Албании получило свое распространение еще во времена апостолов. И связано это было не в последнюю очередь с существованием еврейской диаспоры, которая была на Кавказе с У1-У вв. до Р. Х. В этот апостольский период христианство несли сирийские проповедники на сирийском языке, так что исследователи-албанисты называют этот период сирофильским [10, с. 5].

4 Нескольких тысяч удинов, живущих сейчас на северо-западе Азербайджанской Республики и являющихся прямыми потомками албанов, - единственные оставшиеся во всей Албании христиане.

Второй этап распространения христианства в Албании (через Армению) пришелся на начало IV в. Царь Урнайр, который стал первым албанским правителем, принявшим ок. 370 г. крещение в Армении вместе со своими приближенным [16, р. 806-810], был верным союзником Сасанидов. Он вел борьбу с языческими и зороастрийскими культами, сохранявшимися в Албании.

Христианство в Грузии, Армении и Кавказской Албании имело примерно одинаковые условия для распространения, полагает отечественный исследователь А. П. Новосельцев. «И долгое время христианство в Закавказье было представлено единым союзом трех церквей - Армянской, Грузинской и Албанской, при известной гегемонии первой». По мнению Новосельцева, «наряду с международно-политическими причинами (ирано-византийское соперничество) именно гегемонистские устремления Армянской церкви, как самой сильной из закавказских церковных организаций, способствовали церковному расколу в начале VII в. Грузинская церковь присоединилась к византийской православной традиции, тогда как Армянская и Албанская обособились, образовав отдельную группу. Это событие явилось началом поглощения Албанской церковной организации более сильной Армянской» [11, с. 44]. К VII в., еще до перехода Албанской церкви в подчинение Армянской апостольской церкви, часть населения Кавказской Албании была уже арменизирована, и этот процесс усилился в последующие века [12, с. 12].

Ислам

В VII в. Иран был завоеван арабами. Зороастрийцев было много и в X в., но начиная с XI в. источники редко упоминают о них. Христиане и иудеи встречались в городах Ирана как более или менее значительное меньшинство [8, с. 157].

Через два столетия ислам был принят на всей территории страны, однако среди простого народа и не в городской среде ислам воспринимался не суннитский, а в форме исламских «ересей». Шииты, верующие в Али, были разных толков: имамиты5 (северо-западный Иран - провинции западного и восточного Азербайджана), зейдиты (западный Иран - династия Буидов и южное побережье Каспийского моря - Гилян, Мазендаран, Голестан), исмаилиты и кудакия, аспидджамакия (северо-восток и восток Ирана - Хорасан и Маве-раннахр (Средняя Азия)), хариджиты (юго-восток Ирана - Систан и Хузи-стан), абу-муслимия и махания (юг Ирана) [Там же].

Хуррамиты - общее имя ряда родственных религиозных сект VШ-X вв., возникших из смешения идей маздакизма6 с христианско-исламскими положениями. Движение хуррамитов возникло в 809 г. в талышских горах и вскоре перекинулось на весь Азербайджан, а также часть Аррана и Армении.

5 Имамиты, или шииты-двунадесятники, - одно из главных направлений шиизма, наиболее умеренное в религиозных взглядах. Они полагают, что двенадцатый имам исчез. Он стал называться Скрытым имамом, и они ждут его возвращения. Внутри шиитов алавиты составляют меньшинство.

6 Маздакизм - религиозно-философское учение V в., названо по имени Маздака - руководителя этого движения в Иране (хотя само учение возникло еще в конце III в. под влиянием распространявшегося манихейства). Главный постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым началом и темным началом и что эта борьба закончится (уже в «этом мире») торжеством «добра» над «злом». Маздакизм содержал распространенные в ряде сект Ирана идеи о равенстве имущества, жен и т. п.

Как и маздакиты, хуррамиты считали, что в мире существуют два начала - добро и зло, которые находятся в вечной борьбе друг с другом. Хур-рамиты полагали, что Бог воплощается в людях и такими людьми были Адам, Авраам, Моисей, Христос, Мухаммед и хуррамитские «пророки». К халифату и исламу хуррамиты относились с непримиримой ненавистью [Там же, с. 108]. Как видим, основные положения хуррамитских течений совпадают с религиозными положениями алавитов. Отметим также, что территория их распространения в большей степени относится к северо-западу Ирана и Аррана.

Доктриной Алидского государства прикаспийских областей, которая получила свое дальнейшее распространение на восток, были зейдиты. В настоящее время это направление в исламе называется зейдитской ветвью у шиитов. Несмотря на то что зейдитов относят к шиитам, во многих вопросах их учение имеет сходство с суннизмом. В противоположность остальным шиитам зей-диты не признавали учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры (такия), отвергали антропоморфизм, как и все шииты. В богословии зейдиты следуют мутазилитам [4].

От хуррамитов резко отличаются исмаилиты, так что алавиты и другие шиитские течения ведут с ними на протяжении всей истории существования непримиримую войну, хотя некоторые религиозные положения у них совпадают. «Расхождения между исмаилитами и имамитами шли гораздо дальше и глубже спора о претендентах на имамат. Исмаилиты оказались сильнейшими соперниками имамитов» [14, с. 251].

Во второй половине IX в. исмаилиты распространили свое влияние на территорию от Средней Азии до Хорасана. К концу IX в. под влиянием философии неоплатонизма7, сочетавшейся с христианским гностицизмом, сложилась доктрина исмаилитов, очень далеко отошедшая и от так называемого правоверного ислама (суннитского), и от умеренного шиитства. «Исмаилиты толковали Коран аллегорически и отрицали большую часть обрядов ислама. Они учили, что через определенные циклы времени божество воплощается в людях». Так, воплощением «Мирового Разума» является пророк, а воплощением «Мировой Души» - его помощник, комментатор его учения - асас (базис, основание). Исмаилиты создали сначала семь, потом девять степеней посвящения в свое религиозное учение. «Высших степеней достигали лишь немногие члены секты, им должны были слепо повиноваться, как орудия, лишенные воли, адепты низших степеней... Секта исмаилитов была связана железной дисциплиной» [8, с. 118].

«С середины IX в. руководство народными движениями в Иране перешло к шиитам, первоначально к зейдитам, затем к исмаилитам и карматам, позже к имамитам и «"крайним" шиитам» [14, с. 248].

7 Неоплатонизм был основан в Римской империи в III в. н. э. Опиралась эта мистическая философия на идеализм Платона (IV в. до н. э.). Физическое бытие рассматривалось как разные ступени излучения божества. Позднее неоплатонизм оказал сильное влияние на христианский и мусульманский мистицизм и на догматику исмаилитов.

Мы описали основные положения сектантских течений в исламе. Има-миты, т. е. шииты-двунадесятники, получили большее распространение в областях северо-западного Ирана и Кавказской Албании в IX в. Что касается всего Ирана, то в XVI в. он стал весь шиитским, когда власть в Иране захватил шах Исмаил ас-Сафави, который являлся шиитом-имамитом по своим взглядам. В 1502 г. шиизм-имамизм стал государственной религией Ирана. Ала-виты, или нусайриты, отделились от имамитов во второй половине IX в.

Племенной фактор

Размещенная ниже карта (рис. 4) показывает современное состояние расселения племен в Иране, но она подтверждает вышеописанное распространение религиозных течений. Итак, в центре страны жили и живут персы - последователи зороастризма в прошлом. А по краям страны - различные народы, поднимавшие в IX в. антихалифские и антиисламские восстания, которые изменили свои религиозные воззрения под воздействием ислама. Опишем некоторые из них.

Под предводительством Бабека восстание распространилось на Азербайджан (Южный, ныне Иранский) и Арран (Албанию, Северный Азербайджан). Инициатива освободительного движения народов, подвластных халифату, исходила из Аррана. Восставшие заняли огромную территорию от Двина (в 35 км к югу от современного Еревана) и Бердаа (на Карабахской равнине в 260 км от Баку, на притоке Куры - реке Тертер) до Исфахана (крупный город в центре Ирана) [9, с. 109].

Рис. 4. Карта расселения этносов в современном Иране

Хариджитское движение в Систане (юго-восток Ирана) продолжалось с конца VIII по начало IX в. Территориально оно охватило еще и весь Маверан-нахр (Средняя Азия).

Все южное побережье Каспийского моря охватывает область под современным названием Мазендаран, в IX в. она называлась Табаристан - «страна (стан) топора». Неизвестный персидский автор X в. в произведении «Худуд ал-'Алам»8 включает в Табаристан обширные области вдоль побережья Каспийского моря вплоть до Аррана - до реки Куры в современном Азербайджане.

В городах Табаристана влияние ислама, принятого лишь в 842 г., было ничтожно: местная династия сохраняла старую религию до середины IX в., а потому шиитская антиарабская пропаганда нашла в Дейлеме и Табаристане подходящую почву. В 872 г. восстание установило власть Алидских, или Ала-видских, династий, которые с К^ГУ вв. правили в северных иранских регионах Табаристане, Дейлеме и Гилане. Местные правители Зайди просуществовали в Дейлеме и Гилане до XVI в. [18, р. 198-249].

В результате этих восстаний, когда в халифате происходила смена властных династий, образуются самостоятельные и полусамостоятельные княжества. Города государства образовывались на севере от Дербента (Дагестан, прикаспийский порт) до Занджана на юге (к северо-западу от Тегерана и в 125 км от Каспийского моря), на востоке от Каспийского моря до городов Ани и Дабил на западе, расположенных неподалеку от Еревана. В эпоху правления сыновей Саджа (879-941 гг.) южные области Азербайджана были превращены в независимое государство.

И у нас есть еще одно свидетельство об алавитах другого народа - курдов, занимающих западные области Ирана - провинцию Западный Азербайджан, которые сохранили память о событиях IX в. Они полагают, что исход нескольких племен в IX в. проистекал из Хазарии.

Как мы знаем, сами алавиты называют землей исхода Иран. «Коль скоро до последних лет правления Сасанида Кавада Северный Азербайджан находился в руках хазар, среди которых большое место занимали тюрки, то очень часто эти страны вместе с Азербайджаном именовались арабами "страной Хазар"» [5, с. 155]. Поэтому Кавказская Албания, которая до IX в. периодически находилась под властью то арабов, то хазар и которая была частью Персии до арабского нашествия, привлекла наше внимание как по части религиозного положения, так и по племенному признаку.

Конечно, свидетельство курдов может быть неточным. Но мы постарались кратко описать историю и развитие религиозных течений по всему Ирану. И не нашли ни одной области, более подходящей по описанию, чем Кавказская Албания (рис. 5).

8 Полное название сочинения «Худуд ал-'Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» - «Границы мира с востока на запад». Это географический трактат 982 г. неизвестного персоязычного автора. Самый ранний образец географического трактата на персидском языке. С оригинального манускрипта в 1258 г. была снята копия, которую в 1892 г. обнаружил в Бухаре русский ориенталист капитан А. Г. Туманский (Худуд ал-'алем: рукопись Туманского / с введением и указателем В. Бартольда; Акад. наук СССР. Л. : Акад. наук СССР, 1930. 78 с.).

Рис. 5. Карта Аррана и Иранского Азербайджана в УШ-1Х вв.

Расовый признак

В конце XIX в. проводились антропологические исследования разных народностей имперской России. Удины, проживавшие от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры, имели светлый цвет кожи и карие глаза. Осуществлявший эти исследования А. Ару-тинов давал следующую характеристику антропологическому типу удин: «Удины имеют довольно высокую голову с узким лбом, резко переходящим в широкое темя и с уплощенным затылком, т. е. все типические черты резкой брахицефалии» [1, с. 63]. Русский антрополог И. Пантюхов включал удин в одну антропологическую группу с курдами, азербайджанцами, татами и кара-

9

папахами .

Современные алавиты узнают друг друга по расовому признаку (форме головы с плоским затылком), описанному русскими антропологами. Правда, у нас нет таких же исследований по другим кавказским народностям, но данные типы голов встречаются и у армян. Можно констатировать, что совпадающий расовый признак современных удин в Азербайджане и алавитов Сирии является вторичным подтверждающим фактором исхода племен именно из Кавказской Албании.

Вторая половина IX в. характеризуется укреплением позиций аббасид-ской халифатской власти на окраинах Арабской империи, в том числе и в Кавказской Албании. С этим связано усиление гонений по религиозному принципу. И албаны, претерпевшие все войны, которые прошли через их земли, не смирились с религиозным давлением.

9 Пантюхов И. И. Антропологические типы Кавказа // Кавказ : газета. 1893. № 103. URL: http://ap-snyteka.org/839-pantiuhov_i_statji.html (дата обращения: 08.02.2022).

Список литературы

1. АрутиновА. А. Удины (материалы для антропологии Кавказа). Т. 23. Труды Антропологического отдела. М. : Нобель Пресс, 2012. 126 с.

2. БойсМ. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М. : Азбука, 2003. 352 с.

3. Болотов В. В. Из истории церкви сиро-персидской // Христианское чтение, издаваемое при СПбДА. 1900. № 1. С. 65-99.

4. Большая российская энциклопедия. Энциклопедия «Всемирная история». 2022. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/nusieirity (дата обращения: 10.12.2021).

5. Буниятов З. М. Азербайджан в VII-IX вв. Баку : Акад. наук Азерб. ССР, 1965. 371 с.

6. Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М. История в зеркале паранауки : критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. М. : Изд-во Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2006. 300 с.

7. История древнего мира. Т. 3 / под ред. И. М. Дьяконова [и др.]. М. : Наука, 1989. 406 с.

8. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века / Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский, Л. В.Строева, А. М. Беленицкий. Л. : Ленингр. ун-т, 1958. 397 с.

9. Луконин В. Г. Культура Сасанидского Ирана. М. : Наука, 1969. 154 с.

10. Мамедова Ф. Христианство Кавказской Албании. Баку : ЦИКА, 2003. 818 с.

11. Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М. : Наука, 1980. 286 с.

12. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М. : Наука, 1990. 261 с.

13. Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама. A Concise Encyclopedia of Islam : пер. с англ. М. : Фаир-пресс, 2007. 372 с.

14. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л. : Ленингр. ун-т, 1966. 400 с.

15. ЩенниковВ. Алавиты // Азия и Африка сегодня. 1993. № 11. С. 25-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. ChaumontM. L. Albania // Encyclopedia Iranica. 1985. Vol. 1. P. 806-810.

17. Friedman Yaron. The Nusayri-'Alawls: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria. Leiden : Brill, 2010. 351 р.

18. Madelung W. The Minor Dynasties of Northern Iran // The Cambridge History of Iran. Vol. 4. From the Arab Invasion to the Saljuqs. Cambridge : Cambridge University Press, 1975. P. 198249.

19. MattiMoosa. Extremist Shiites: The Ghulat Sects. Syracuse University Press, 1987. 503 р.

20. Nosayr M. B. Encyclopedia Iranica. URL: https://iranicaonline.org/articles/mohammad-nosayr (date of access: 15.02.2022).

21. Nyberg H. S. Sassanid Mazdaism according to Moslem Sources // Journal of the K. R. Cama Oriental Institute. 1958. N 39. P. 3-63.

References

1. Arutinov A.A. Udiny' (мaterialy, dlya antropologii Kavkaza). [Udins (Materials for the Anthropology of the Caucasus). Vol. 23, Proc. of the Anthropological Department]. Moscow, Nobel Press Publ., 2012. 126 с. (in Russian)

2. Bojs M. Zoroastrijcy. Verovaniya i obychai [Zoroastrians. Beliefs and Customs.]. Moscow, Azbuka Publ., 2003. 352 p. (in Russian)

3. Bolotov V.V. Iz istorii cerkvi siro-persidskoj [From the history of the Syro-Persian Church] Hristianskoe chtenie, izdavaemoe pri SPbDA [Christian Reading, published at SPbDA]. Saint Petersburg, 1900, no. 1, pp. 65-69. (in Russian)

4. Bolshaya rossijskaya enciklopediya. Enciklopediya "Vsemirnaya istoriya" [Great Russian encyclopedia. Encyclopedia "World History"], 2022. Available at: https://w.histrf.ru/articles/arti-cle/show/nusieirity (date of access: 10.12.2021).

5. Buniatov Z.M. Azerbajdzhan v VII-IX vv. [Azerbaijan in 7th- 9th centuries]. Baku, Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR Publ., 1965, 371 p. (in Russian)

6. Gadzhiev M.S., Kuzneczov V.A., Chechenov I.M. Istoriya v zerkaleparanauki: Kritika sov-remennoj e'tnocentristskoj istoriografii Severnogo Kavkaza [History in the Mirror of Parascience: A Critique of Contemporary Ethnocentric Historiography of the North Caucasus], Moscow, 2006, 300 p. (in Russian)

7. Dyakonov I.M. (ed.) Istoriyadrevnegomira [History ofthe Ancient World]. Moscow, Nauka Publ., 1989, vol. 3, 406 p. (in Russian)

8. Pigulevskaya N.V., Yakubovskij A.Yu., Petrushevskij I.P., Stroeva L.V., Beleniczkij A.M. Istoriya Irana s drevnejshix vremen do koncza XVIII veka [History of Iran since ancient times to the end of the 18th century], Leningrad, Leningrad Univ. Publ., 1958, 397 p. (in Russian)

9. Lukonin V. G. KuVturaSasanidskogoIrana [The Culture of Sassanid Iran], Moscow, Nauka Publ., 1969. 154 p. (in Russian)

10. Mamedova F. Xristianstvo Kavkazskoj Albanii [Christianity of Caucasian Albania], Baku, CIKA Publ., 2003, 818 p. (in Russian)

11. Novoselcev A.P. Genezis feodalizma v stranax Zakavkaz'ya [Genesis of Feudalism in the Transcaucasian Countries], Moscow, Nauka Publ., 1980, 286 p. (in Russian)

12. Novosel'cev A.P. Xazarskoe gosudarstvo i ego roV v istorii Vostochnoj Evropy i Kavkaza [The Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and the Caucasus], Moscow, Nauka Publ., 1990, 261 p. (in Russian)

13. N'yubi G. Kratkaya e^nciklopediya islama [A Concise Encyclopedia of Islam], Moscow, Fair-press Publ., 2007, 372 p. (in Russian)

14. Petrushevskij I.P. Islam v Irane v VII-XVvekax [Islam in Iran in the 7th - 15th centuries], Leningrad, Leningr. Univ. Publ., 1966, 400 p. (in Russian)

15. Shhennikov V. Alawites [Alawites]. Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa Today], Moscow, 1993, no. 11, pp. 25-28. (in Russian)

16. Chaumont M.L. Albania. Encyclopœdia Iranica, 1985, vol. 1, pp. 806-810.

17. Friedman Yaron. The Nusayn- Alawis: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria. Leiden, Brill, 2010, 351 p.

18. Madelung, W. The Minor Dynasties of Northern Iran. The Cambridge History of Iran, vol. 4: From the Arab Invasion to the Saljuqs. Cambridge, Cambridge University Press, 1975, pp. 198-249.

19. Matti Moosa. Extremist Shiites: The Ghulat Sects. Syracuse University Press, 1987, 503 p.

20. Nosayr M. B. Encyclopedia Iranica. Available at: https://iranicaonline.org/articles/moham-mad-nosayr (date of access: 15.02.2022).

21. Nyberg H. S. Sassanid Mazdaism according to Moslem Sources. Journal of the K. R. Cama Oriental Institute, 1958, no. 39, pp. 3-63.

Сведения об авторе

Information about the author

Кривец Елена Алексеевна

кандидат исторических наук, научный

сотрудник, отдел сравнительного

культуроведения

Институт востоковедения РАН

Российская Федерация, 107031, г. Москва,

ул. Рождественка, 12

e-mail: vhelena2016@yandex.ru

Krivets Elena Älekseevna

Candidate of Sciences (History), Department

of Comparative Culturology

Institute of Oriental Studies RAS

12, Rozhdestvenka st., Moscow,

107031 Russian Federation

e-mail: vhelena2016@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2022; одобрена после рецензирования 21.03.2022; принята к публикации 01.06.2022 The article was submitted February, 26, 2022; approved after reviewing March, 21, 2022; accepted for publication June, 01, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.