Научная статья на тему 'Этнорелигиозная динамика и структура населения РФ (по данным переписи 2010 г. )'

Этнорелигиозная динамика и структура населения РФ (по данным переписи 2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI В / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕРЕПИСЬ 2010 Г / ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ СТРУКТУРА / ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ ДИНАМИКА / RUSSIA IN THE EARLY 21 ST CENTURY / DEMOGRAPHIC SITUATION / 2010 CENSUS / ETHNO-RELIGIOUS STRUCTURE / ETHNO-RELIGIOUS DYNAMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилов Юрий Андреевич, Шевченко Александр Георгиевич

Анализ последней переписи населения РФ в целом подтвердил тенденцию сокращения численности православно-христианской общности народов при одновременном росте численного состава мусульманских народов. Вместе с тем новые данные показывают, что последний процесс уже не протекал столь активно, как в предыдущие годы, причем рост наиболее крупных автохтонных мусульманских этносов даже замедлился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ethnic and Religious Dynamics and the RF Population Structure (the 2010 Census)

The analysis of the latest population census in Russia on the whole confirmed the decreasing trend in the number of Orthodox Christian community of peoples with the simultaneous numerical growth of the Moslem peoples. At the same time the new data shows that the latter process did not reflect itself as actively as in the preceding years, while the growth of the largest Moslem ethnic communities even slowed down.

Текст научной работы на тему «Этнорелигиозная динамика и структура населения РФ (по данным переписи 2010 г. )»

Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко

ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ ДИНАМИКА И СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ РФ

(по данным переписи 2010 г.)

Гаврилов Юрий Андреевич - кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник Института социологии РАН.

Шевченко Александр Георгиевич - старший научный сотрудник

Института социологии РАН.

Проблемы исследования этнорелигиозной статистики

Последняя перепись населения РФ, проведенная в конце 2010 г., вызвала немало нареканий как в организационном, так и в методическом плане. Отмечалось, что ее результаты не в полной мере адекватны реальной демографической ситуации страны. Это, в частности, касается количественных показателей этнорелигиозного характера. Разумеется, общим недостатком и данной, и предыдущих переписей является отсутствие в переписном листе вопросов, касающихся религиозно-мировоззренческой самоидентификации жителей современной России. Однако и данные относительно этнической структуры населения не могут считаться полными. Так, число лиц, этническая принадлежность которых фактически оказалась неучтенной, по сравнению с 2002 г. увеличилось почти в 4 раза.

Вместе с тем даже при всей своей неполноте данные переписи населения, касающиеся его этнорелигиозной структуры и динамики, позволяют сделать весьма важные выводы. Хотя отсутствие сведений о мировоззренческой и религиозной ориентации опрошенных не позволяет провести исследование собственно религиозной динамики и структуры российского населения, определенные результаты в данном отношении могут быть получены после анализа его этнической структуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что ни в одном этническом сообществе полного совпадения этнической и религиозной принадлежности быть не мо-

жет. Любой этнос, как правило, является полирелигиозным, причем религиозная гетерогенность этноса прямо связана с его численностью и величиной ареала распространения. К тому же в условиях секуляризации внутри каждого этноса всегда присутствует заметное число лиц внерелигиозной и вневе-роисповедной мировоззренческой ориентации. Это, однако, не противоречит правомерности выводов о религиозной структуре населения на основе анализа его этнической структуры. Правомерность такого подхода неоднократно отмечалась в трудах В. Чесноковой [5-8], а также А. Панарина [3] и В. Трост-никова [4].

В данном аспекте методологически плодотворным является концепция этнической доминанты, представленная в трудах русского мыслителя и этнолога Л. Гумилёва. Под ней он подразумевает «явление или комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой и т.п.), который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие» [2, с. 192]. Этническую доминанту Гумилёв рассматривает как высшее проявление этнической комплиментарности, возвышающее ощущения неосознанной симпатии до сознательного целеполагания.

Это находит свое выражение в общности образа мысли, идеалов, духовных устремлений членов данного этнического коллектива, воплощающихся в этническом стереотипе поведения. Последний обретает в данном случае не только хозяйственно-практическое и бытовое, но и более глубокое духовное измерение, что придает ему гораздо большую устойчивость. Сама этническая традиция, формирующаяся на базе такого поведенческого стереотипа, выступает как традиция этнорелигиозная.

По мнению Гумилёва, две крупнейшие мировые религии - христианство и ислам - явились доминантами на всех ступенях этнической иерархии для суперэтнических общностей, ставших ведущими субъектами истории России -православно-христианской и мусульманской. Причем в данном контексте целесообразно говорить не о народах, исповедующих ту или иную религию, а о народах, принадлежащих к определенной культурной традиции, системообразующим элементом которой выступает та или иная религия.

Исходя из этого, мы выделяем в общем населении России народы православно-христианской и мусульманской культуры, западно-христианской культуры (вероисповедные значения между католицизмом и протестантизмом в данном случае для нас не имеют значения, поскольку оба названных вероисповедания исторически сформировались в русле единой западно-христианской культурной традиции), неправославные восточно-христианские этносы, а также представителей восточноазиатской (буддийской, конфуцианской, индуистской) и иудейской культур.

Для анализа православно-христианской и мусульманской суперэтнических общностей как наиболее многочисленных нами взят, помимо чисто эт-

нического аспекта, также этнолингвистический (принадлежность к языковым семьям и группам).

Динамика этнорелигиозной структуры населения РФ

Как свидетельствуют данные переписи 2010 г., общая численность населения РФ продолжает снижаться: в среднем страна за период между двумя переписями теряла почти 300 тыс. человек ежегодно. При этом темпы сокращения народов православно-христианской общности были в несколько раз выше, составив более 800 тыс. человек в год. Таким образом, сокращение численности населения, как и в предыдущие годы, происходило исключительно за счет православных народов. В результате удельный вес данной общности в составе российского населения снизился на 3,3%.

Сокращение коснулось и ряда других этнорелигиозных общностей. Так, численность народов западно-христианской и иудейской культуры уменьшилась на треть, однако ввиду их малочисленности данная тенденция на общее изменение этнорелигиозной структуры заметно не повлияла. Прирост же населения наблюдался по мусульманской, неправославной восточно-христианской и восточноазиатской общностям, причем общая численность народов мусульманской культуры ежегодно увеличивалась на 60 тыс. человек. В результате можно наблюдать некоторое увеличение их удельного веса в составе российского населения.

Динамика численности православно-христианских этносов

Народы православно-христианской культуры в составе населения РФ, несмотря на отмеченную тенденцию к сокращению численности и снижению удельного веса, продолжают доминировать: на долю других этнорелигиозных общностей приходится не более 16,7% жителей страны. В свою очередь, в составе православной общности абсолютно доминируют русские (великороссы) - 93,3%, составляя своего рода ее мощное этническое ядро. К нему примыкают еще 65 этносов, которые, однако, в целом не составляют значительной величины. Лишь два из них имеют численность более 1 млн. человек (украинцы, чуваши), еще пять насчитывают более 500 тыс. человек каждый (мордва, удмурты, марийцы, осетины, белорусы), два народа - свыше 200 тыс. (якуты, коми), еще два - более 100 тыс. (грузины, молдаване). Численность других этносов значительно ниже. При этом 40 этносов сократили свою численность, а 19 - увеличили.

В этнолингвистическом аспекте данная общность включает народы 15 языковых групп, объединенные в десять языковых семей. Абсолютная доминирующая роль среди них принадлежит народам индоевропейской языковой семьи, тогда как на долю других языковых семей приходится в совокупности 152

не более 4%. В ее составе доминируют этносы славянской группы, к которой, помимо русских, украинцев и белорусов, можно отнести небольшие диаспоры югославянских народов (болгары, сербы, черногорцы).

На долю исповедующих православие представителей остальных языковых групп индоевропейской семьи - иранской (осетины), романской (молдаване, румыны), греческой - приходится менее 1%. Из других языковых семей православно-христианской общности самые заметные - алтайская и уральская, однако удельный вес каждой из них не более 2%. В составе уральской семьи явно доминирует финно-угорская группа, тогда как на долю самодийской приходится только 2,1%. В составе алтайской семьи такое же положение занимает тюркская группа, а тунгусо-маньчжурская составляет 3,6%. На православные народы, принадлежащие к другим языковым семьям, приходится лишь несколько долей процента анализируемой общности.

Как отмечалось выше, общая численность народов православной этнорелигиозной общности продолжала снижаться. Причем происходило это за счет ее славянского ядра и прежде всего - русского населения: между двумя переписями русских в РФ стало меньше почти на 5 млн. человек, причем ежегодные потери составляли около 600 тыс. Следует отметить, что в период между последней советской (1989) и первой постсоветской (2002) переписями населения русский народ потерял около 4 млн. человек, теперь же за более короткий период потери стали еще большими. Тем самым можно констатировать, что этнодемографическая тенденция постсоветского периода, связанная с убыванием численности русского этноса, продолжает активно набирать темпы. В результате доля русского населения за период 2002-2010 гг. снизилась с 79,8 до 77,7%.

Реальное же сокращение русского населения было еще более значительным, поскольку в тот же период наблюдалось стремительное - более чем на треть - уменьшение численности живущих в стране представителей двух близкородственных русскому православных народов - украинцев и белорусов. Нет никаких оснований считать, что естественная убыль в этих этнических группах была намного выше, чем у русских. Одновременно не отмечалось их массовое стремление к возвращению на историческую родину -абсолютное большинство из них живет в России уже несколько поколений. Поэтому вполне обоснованно предположить: столь резкое сокращение численности российских украинцев и белорусов происходило главным образом за счет того, что их младшие возрастные категории все в большей степени идентифицируют себя в качестве русских.

В связи с этим целесообразно представить общую суммарную динамику численности русского, украинского и белорусского народов: за указанный период она сократилась на 6173,8 тыс. человек, или на 5,2%, а их доля в составе российского населения снизилась с 82,5 до 79,4%. Из всех православ-

ных индоевропейских народов возросла лишь численность принадлежащих к иранской группе осетин, однако этот рост был весьма незначителен и на общую динамику влияния не оказал.

Сокращение численности коснулось и других народов православно-христианской общности. Особенно заметно данная тенденция проявилась у представителей финно-угорской группы. Из наиболее многочисленных народов более всего уменьшилось число карел (свыше чем на треть), а также коми-пермяков, коми (более чем на 20%), удмуртов и мордвы, (более чем на 10%). В сокращении численности названных этносов значительную роль также играет смена самоидентификации: тенденция к ассимиляции русскими, отмечавшаяся по результатам предыдущих переписей, проявляется все более отчетливо. Это, в свою очередь, предопределило общее снижение численности народов уральской языковой семьи, хотя входящая в ее состав немногочисленная самодийская группа, включающая количественно увеличившихся ненцев, несколько выросла.

Аналогичную тенденцию можно наблюдать по алтайской языковой семье. Однако здесь она была выражена в несколько меньшей мере, поскольку численность ряда этносов увеличилась. Особенно заметно возросла тунгусо-маньчжурская группа вследствие увеличения числа эвенков и эвенов. Возросла численность и некоторых этносов тюркской группы, в том числе такого крупного, как якуты. Вместе с тем одновременное уменьшение численности чувашей - третьего по величине православного этноса РФ - предопределило отрицательную динамику всей тюркской группы и алтайской семьи в целом.

Обращает на себя внимание весьма значительный (более чем на 40%) рост численности кряшен. Здесь следует иметь в виду, что в советское время лишь самая ранняя перепись 1926 г. фиксировала их в качестве самостоятельного этноса. Далее, вплоть до 2002 г., кряшены официально рассматривались как специфическая этнорелигиозная группа волжских татар. Относительно их этнического статуса единого мнения по-прежнему нет, что, вероятно, и находит отражение в колебаниях численности тех, кто в ходе переписей идентифицирует себя в качестве кряшен, а не татар.

В последнее время преобладающей становится точка зрения, в соответствии с которой кряшены являют собой не потомков татар-мусульман, обращенных в православие миссионерами в ХУ1-ХУШ вв., а гораздо более древний самостоятельный тюркский этнос, чей этногенез изначально был связан с принятием православного христианства. Такую позицию разделяют и сами активисты кряшенского национального движения, оценивающие реальную численность своего народа в 250-350 тыс. человек. Можно прогнозировать, что переписная численность кряшен и дальше будет возрастать вследствие смены их этнической самоидентификации. Примечательно, что численность близкой кряшенам группы нагайбаков, также получившей статус самостоя-154

тельного этноса, за тот же период несколько сократилась, что свидетельствует о незавершенности процесса этнической самоидентификации его представителей в постсоветское время.

Динамика численности западно-христианских этносов

В отличие от православно-христианской этнорелигиозной общности, народы, исторически принадлежащие к неправославной христианской традиции, в этнорелигиозной структуре населения современной России являют собой весьма небольшую группу, на долю которой приходится около 1,2% жителей страны. Народы западно-христианской культуры РФ к 2010 г. насчитывали немногим более полумиллиона человек. Около 73% данной этнорелигиозной общности приходится на долю российских немцев; еще 25% составляют представители народов, ранее входивших в состав Российской империи (поляки, финны), а также Российской империи и СССР (литовцы, латыши, эстонцы). Около 1% представляют выходцы из центрально-европейских стран бывшего «социалистического лагеря» (венгры, чехи, словаки, хорваты) и столько же насчитывают живущие на территории РФ западноевропейцы и американцы.

Практически для всех этносов, входящих в данную общность, характерно резкое уменьшение их численного состава, причем наиболее отчетливо эта тенденция проявляется у народов, исторически связанных с Россией. Фактом стала массовая эмиграция российских немцев, численность которых за исследуемый период сократилась на треть. То же самое можно сказать о финнах и прибалтийских народах, чья убыль в связи с эмиграцией составила от 30 до 40%. Столь масштабная эмиграция представителей народов, поколения которых жили в России на протяжении нескольких столетий, вызвана постоянно действующими на всем постсоветском пространстве социально-экономическими и политическими факторами, в том числе связанными с наследием советского прошлого и обретением собственной государственности.

Динамика численности восточно-христианских этносов

Народы неправославной восточно-христианской традиции в современной России представлены преимущественно армянами, исторически принадлежащими к монофизитской Армянской апостольской церкви. Другие аналогичные этносы (ассирийцы, удины) ввиду их малочисленности особой роли не играют. Здесь следует отметить, что исторически на территории Российской империи существовали и динамично развивались армянские этнокультурные очаги, сыгравшие важную роль в этнической истории армянского народа (Северный Кавказ, Юг России, Нижнее Поволжье).

Острый межэтнический кризис в Закавказье, связанный с армяно-азербайджанским конфликтом и вызвавший массовую эмиграцию армян со своей исторической родины, привел к тому, что за постсоветские годы в России сформировалась довольно внушительная армянская общность. По своей численности она уже стала сопоставима с населением независимой Армении (3 млн. человек). Как свидетельствуют результаты переписи, численность армян России продолжает расти, хотя уже далеко не столь высокими темпами: если в 1989-2002 гг. она увеличилась вдвое, то к 2010 г. - всего на 4,5%. Можно сделать вывод об определенной численной стабилизации данной этнической группы, как и всей общности неправославных восточно-христианских народов в России.

Динамика численности мусульманских этносов

Вторая по численности и значению после православно-христианской -мусульманская этнорелигиозная общность. Она объединяет в своем составе 47 учтенных переписью этносов, в совокупности составляющих десятую часть населения современной России.

Наиболее значительным из них являются татары. Они учитывались как единый этнос, хотя наблюдается тенденция рассматривать субэтнические единицы внутри татарского народа (казанские, астраханские, касимовские, сибирские, мишари) в качестве самостоятельных этносов. Это второй по численности, после русских, этнос РФ, составляющий почти 4% всего населения страны и 35,5% мусульманской общности. Свыше 1 млн. человек по отдельности насчитывают также башкиры и чеченцы, вплотную к которым по своей численности приближаются аварцы (свыше 900 тыс.), более полумиллиона -казахи, азербайджанцы, даргинцы, кабардинцы и кумыки. Еще 12 этносов имеют численность от 100 до 500 тыс. человек.

В отличие от православно-христианской мусульманская этнорелигиозная общность продолжала увеличивать свою численность, хотя темпы ее роста в сравнении с предыдущим периодом существенно замедлились (в 19892002 гг. этот рост составил 21,5%). Положительную динамику показали 26 этносов, в том числе такие крупные, как чеченцы, аварцы, кумыки, даргинцы, лезгины, лакцы, ногайцы и черкесы. Вместе с тем численность двух наиболее многочисленных мусульманских народов - татар и башкир - за тот же период сократилась.

Как видим, динамике численности различных этнических единиц в составе мусульманской этнорелигиозной общности свойственны разные, порой противоречивые тенденции. Рассмотрим ее в этнолингвистическом аспекте.

Мусульманская общность представлена народами тюркской группы алтайской языковой семьи, нахско-дагестанской и абхазо-адыгской групп северокавказской семьи, а также иранской группы индоевропейской семьи. Численность представителей других индоевропейских народов, равно как и относящихся к иным языковым семьям, крайне незначительна. При этом народы тюркской группы в составе данной общности доминируют, составляя около двух третей.

Сравнение динамики языковых семей и групп показывает, что если тюркская группа в целом сохраняла стабильную величину, то для нахско-дагестанской характерен активный рост, что определило общее увеличение численности северокавказской семьи (другая ее группа - абхазо-адыгская, увеличилась в сравнении с ней незначительно). Именно к этой группе принадлежит ряд быстро растущих мусульманских народов современной России -аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасараны, агулы, цахуры.

Соответственно, можно наблюдать некоторое, пока еще незначительное, перераспределение этнолингвистической структуры в пользу северокавказских народов. Самый же стремительный рост (в связи с резким увеличением числа таджиков) наблюдался в иранской группе индоевропейской семьи. Однако он лишь в незначительной степени сказался на увеличении ее доли в составе мусульманской общности (ввиду небольшой численности данной группы).

Таким образом, можно констатировать хотя и медленную, но уверенную тенденцию постепенного изменения этнолингвистической структуры мусульманской общности в пользу народов северокавказской языковой семьи. Это явление в этнорелигиозной динамике населения РФ следует считать принципиально новым. В предыдущей переписи ситуация была иной: если число татар тогда возросло лишь на 0,6%, то второй по численности российский мусульманский народ - башкиры, вырос на 24,4%, что обусловило общий рост волго-уральских и сибирских мусульман на 5,4%. Теперь же отмечается диаметрально противоположная тенденция, причем темпы сокращения двух наиболее многочисленных мусульманских народов сопоставимы с аналогичной отрицательной динамикой русского населения.

В отличие от них численность коренных народов Северного Кавказа, напротив, возросла почти на 10%. Причем эта тенденция была характерной не только для нахско-дагестанских, но и коренных тюркских народов Северного Кавказа - кумыков, карачаевцев, ногайцев, балкарцев. Соответственно, если ранее именно волго-уральские и сибирские народы (татары и башкиры) составляли уверенное большинство среди коренных этнических мусульман РФ, то теперь картина меняется в пользу северокавказских народов, процентные показатели удельного веса тех и других все более сближаются.

Динамика численности буддийских

и других восточноазиатских этносов

В Российской Федерации свыше 1 млн. человек насчитывают народы, принадлежащие к буддийской и другим восточноазиатским культурам. Для краткости назовем их буддийской этнорелигиозной общностью, которая делится на две неравнозначные по численности группы этносов. Первая из них, составляющая более 80%, представлена коренными российскими народами, которые имеют исторически сложившиеся компактные зоны расселения и получили конституционное оформление в виде автономных государственных образований: буряты, тувинцы и калмыки.

Вторую группу составляют дисперсно живущие на территории РФ этнические диаспоры выходцев из стран Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, наиболее заметными из которых являются китайская и вьетнамская. Промежуточное положение между этими группами занимают корейцы. Они не имеют этнического очага компактного расселения в РФ, однако ввиду их давней укорененности в пределах исторической России могут быть отнесены к числу ее коренных народов.

Совокупная численность буддийской этнорелигиозной общности в 20022010 гг. увеличилась на 3% (за предыдущий период ее рост составил 16%), причем обе группы демонстрировали диаметрально противоположную динамику. Этносы первой группы уверенно наращивали свою численность, прибавляя ежегодно по 1,5-2 тыс. человек, причем лидирующее положение среди трех народов занимали тувинцы. Аналогичным образом увеличивалось число корейцев, тогда как численность других представителей второй группы -китайской и вьетнамской диаспор - заметно сократилась. Таким образом, можно констатировать тенденцию дальнейшего роста буддийской общности за счет увеличения численности автохтонных российских народов.

Динамика численности иудейских этносов

Исторически существующие на территории РФ этнические группы евреев -восточно-европейские, горские, грузинские, среднеазиатские и евреи-крымчаки на основе единства их религиозного происхождения составляют иудейскую этнорелигиозную общность.

Начавшаяся еще в первые постсоветские годы активная эмиграция и процесс ассимиляции привели к тому, что эта, еще не столь давно многочисленная этнорелигиозная общность, ныне являет собой стремительно убывающую величину: за период между двумя переписями она сократилась на треть. При этом этнические колонии локального характера (такие как горские евреи) и вовсе сходят на нет. При сохранении данной тенденции иудейская

общность в составе населения РФ может быть сведена на уровень незначительного этнического фрагмента.

* * *

Повторим кратко основные выводы анализа динамики этнорелигиозной структуры населения РФ. Отметим еще раз углубление наметившейся в предыдущий период тенденции численного убывания российского населения за счет народов православно-христианской этнорелигиозной общности. В первую очередь это происходило из-за сокращения ее славянского ядра, представленного русскими, украинцами и белорусами.

В отличие от православной мусульманская этнорелигиозная общность по-прежнему демонстрировала рост, хотя уже далеко не столь значительный, как в предшествующий период. При этом наметилось сокращение численности двух наиболее значительных мусульманских народов РФ - татар и башкир - на фоне продолжающегося роста большинства северокавказских этносов.

Продолжается, хотя также более медленный, количественный рост представителей буддийской и других восточноазиатских культур. Причем в данном случае положительную динамику проявляют как раз автохтонные российские народы - тувинцы, калмыки и буряты, тогда как численность восточноазиатских диаспор (китайской, вьетнамской), в отличие от предыдущего периода, сократилась.

Существующая ситуация создает объективные предпосылки замещения убывающего православного и автохтонного мусульманского российского населения за счет миграционных потоков из стран ближнего и дальнего зарубежья.

По данным последней переписи такая тенденция пока не слишком заметна: численный рост среднеазиатских этнических диаспор, хотя и оставался весьма интенсивным, уступал показателям прошлых лет. К тому же данные переписей позволяют увидеть лишь самые общие тенденции этнорелигиозной динамики населения страны, а в ряде аспектов, особенно связанных с миграцией, эти данные лишь весьма приблизительно отражают реальное положение дел. Следует иметь в виду и неполноту учета этнического состава: в отличие от предыдущих переписей, этническая принадлежность 4% жителей РФ (5,7 млн. человек) оказалась неучтенной.

Более диверсифицированная картина этнорелигиозной динамики и структуры населения, столь важная для такой огромной страны, как Россия, может быть получена посредством анализа проблемы на уровне отдельных субъектов Федерации и федеральных округов.

Литература

1. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Эксмо, 2008.

3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Алгоритм, 2004.

4. Тростников В.Н. Православная цивилизация: Исторические корни и отличительные черты. - М.: Сибирский цирюльник, 2004.

5. Чеснокова В.Ф. Вера. Этнос. Нация: Религиозный компонент этнического сознания. -М.: Культурная революция, 2007.

6. Чеснокова В.Ф. Религия в самосознании народа. (Религиозный фактор в идентификационных процессах.) - М.: Институт социологии РАН, 2008.

7. Чеснокова В.Ф. Россия в современном диалоге цивилизаций. - М.: Культурная революция, 2008.

8. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.