Научная статья на тему 'О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России'

О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ / ПРАВОСЛАВНЫЕ НАРОДЫ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩНОСТЬ / ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ СТРУКТУРА / ETHNOS / NATIONALITY / RELIGIOUS BELONGING / ETHNIC STRUCTURE / ISLAMIC NATIONS / ORTHODOX NATIONS / RELIGIOUS FACTOR / ETHNORELIGIOUS STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилов Юрий Андреевич, Шевченко Александр Георгиевич

В статье проведён анализ статистических данных по материалам переписей населения Российской Федерации, начиная с 1970 г. Прослежена динамика численности этносов православно-христианской и мусульманской культуры. Выявлены основные тенденции изменения этнорелигиозной структуры населения. На этой основе поставлены задачи гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гаврилов Юрий Андреевич, Шевченко Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России»

D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и

Тема номера: Религия в современном мире: ракурсы проблемы

О некоторых тенденцияхизменения этнорелигиозной структур Ы1 населения России

Гаврилов Юрий Андреевич - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН

E-mail: krista8888@yandex.ru

Шевченко Александр Георгиевич - старший научный сотрудник Института социологии РАН

E-mail: krista8888@yandex.ru

№4, май 2012

ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi

1 »EV- I ПРИ IV Социологи и

О некоторых тенденциях изменения этнорелигиознойспруктуры НаСвЛвНИЯ России

ОЛЮЧЄВЬІС PbOBa:эuнol(laциlHlлы^пcть,pellгиlзнaяlplнaдлежнoсть, ияничсская ст^гтура, мтсуііманскиииіходьі,пррісніиввьіенароды, религиозный фактор, этнорелигиозная общность, этнорелигиозная структура

Keywords: ethnos, nationality, religious belonging, ethnic structure, Islamic Мс^Ііс^т^иіт)р^І^(^<Єохі^'Ь^с^і^^,^^І^^^с^иs fictccellnoreliaioii slruiHure

Этнорелигиозная статистика: задачи ипроблемы изслодованаа

Исследование этнорелигиозных отношений в совре-меннойЭоссииарздполаааее аомпмд ссегопрочегоналичие ардежнор и дгсчоверной фактоирафичесиойбаиы,сфодмиро-ванной в результате анализа статистических данных. Только опислоад насчкуюбабщ, дреяятёвясеасозосможным выявить реальную картину того, в какой мере тенденции и закономерности взаимодействия между этнорелигиозными общностями,

Аннотация

В статье проведён анализ статистических данных поматериалам переписрйнаселенияРоссийской Федерации,и ачинаяс1ере г.ерослежепадипа -мика численности этносов православно-христи-анскос ис^с^(^аеьпрспиик^.ниа\^|:^1^а ныослены (сс:чои!и1с^б;^б^и^а^ипе^|.^о1нсириаеао^т^с^|:^^.^|^|^иосн ой структуры населения. На этой основе поставлены за дгавгдрмовиаа^п ллри^пиитнс^1^хсе^^>^|^^ли-гюозныаттн ншиаи^са^ис.

Abotoact

Thei artidecnntdiusaoafyate of ctati^icsoo the basis of All-Russia census data in the Russian Federation since 1970.lttnkes into foccissria nhonge inehon ursber ot believarc be^r^r^o^ngrSst°e RudsienOrt hodox and Muslim culture. The article explores on the main trends in^n °opvlatis>n ethrnn-religioes on urtbre.Ttannthors cegaadc^mpddta rrtthetask of bringing harmony into vthhicannroligiouNtelatiobsnincmaheco untry on the bctitsf thementionedt:reeas.

Несмотря на отмену в российском паспорте нового образца графы «национальность», жители РФ не стремятся рассматривать себя как вненациональную общность «россиян». Этническая идентичность по-прежнему имеет в их жизни большое значение, причём религия в процессе сохранения этнической идентичности играет чрезвычайно важную роль, а в ряде случаев даже оказывается решающей.

гч

т-Н

О

гч

го

§

сложившиесяв процессе историческогоформирования российской цивилизации, находят своё проявление на современном этапе её раавитио.

Поэтоыувпероуюочередь воаиикаео настоятнльная неебxрдимыотьпpoинaлиеиpoвaточиcлинныйоocтaвикoлич е-ственные ироымарор1этнорилигиозных ыбщноаввйcввива[ровено российского суперэтноса, их сравнительную динамику и про-цонсиое cooднoпиениe,вно чло слидуио н-ратиться ап реауиы-0вpммпвцйeиуиxйсpиаиецу и^с^^^€^и^^д и®. В связи с тем, что мoтeoтплыпаиeпиcн20е0гс находятсяв ебдинаoбдaботки ииыпyблиеaциыищИвйциeди,мыиppиpшим мaшaнфеиипepe -мррйю20ыу е.BдaльнгйшеФпдидпвлaгсмвоыпроанализировать мечпеотатыпоеледней чздеписидллтого,отобыоапосвнвить ир ыиыnоxеe н выФвиымo нп»боящeйcтагpц.

Первая постсоветская перепись 2002 г. выявила о счетапе нынепенеоо нагмеааоаи;[[ РФ более 1ZC0 этцннецуиц пли-ницсамоыорачночб разного уровня (этносов, субэтнических, oтпocpефиoввкви,этлакxнфeеcиoнpиьныx индупИ, вогда как вровыдущаянорепнеь 1989 г.збфиксировала лишь около C30етнpнeoпиxьдинпц.Hгимцoдаcт эаничьcнвгopaснpюHpaзия pоесиpнкoгoнaceюeнияzпpoиеxoдящийкaкзцoчёo п^я^лмия тгвых этнических групп, так и в связи с изменением этниче-OKOПOOMOЮ0OHTИфИKаЦHИлMИ[ЫГИXЖЦеeЛCЙесpИHЫ.

Heымвфpянapвмeни п овсчпйском паспорте нового обрпзцч чрафы аи а^вниио нвобь»,житьлиPФнцcтремятся рассматривать себя как вненациональную (термин «нацио-еаоиплне» в xoн]оxм слунас иапиньpyитcя как е^(рж>мм.^,грапр[и>сй понятию «этническое») общность «россиян». Этническая иден-PЫHHBCTЬПP-УHИЖУЬMpИMИeBBИX жыеаи Польшое ^^^и^ение, пpмйпмpeлугиявпpвйeгcе сохранения этнической идентич-чвзьипеоант чcpевычaйp0сaжyиюд0йы,a в ряиослучаен дсже андзывавтсярешающей.

Слмдеин cpдцyвтмeтyыь,итсycyвнвзвоpиyс н^иных пере-8yиеpyaceлeнцявццляx ыеcлeдввacyнcввпeмeyмыx эвиоре-ыцоyвзyыp отношений цaо,алкивaeтcя ндс»рьиеуаиетрудуо-сти. В отличие от первой Всероссийской переписи населения аи$97ен опе yмeyyвдилyгyoиндй ypннвцлeжyвеpeявцялась ФЫУУMУзИaзФPв>xyappмонуoвннётaжатeнинMpеcyуцуан умпе-внп>тогда сар ьрбcтвexнoецйичecкиe характеристики играли пвпнумеууум мвыьIзaдaвaлcялpпць eеиыonoна)Дxом нпыкеИ пввeтcкpеyиаиннcyуeкacaциег ^ии гыгейв-мypeeвззpeныe-ской ориентации опрашиваемых. Исключение составила лишь ппн-тсвь сРон »,, ио её pойyceавlаыдo ы[eуьвyeги opрмeyyбыли отoоавeрьeыиepьуы.

Byepeлycyыxлиcадx ыeуовлyвcтcввpвcнoЙyepеписи кдceлeыуиPФвoнpвpepeлиeыoзнгИ уОуирдлежности также отсутствовал. Вот почему делать выводы о количественных параметрах и динамике основных религиозных общностей

Как свидетельствует опыт этнической истории, в основе единства любого этноса помимо общности языка, территории и исторической судьбы всегда лежит определённая система ценностной регуляции, укоренённая в соответствующей религиозной традиции. В этом плане акт «выбора веры» обретает характер одного из ключевых моментов этнической истории.

гч

т-Н

о

гч

го

§

совремвшиойВовоиомяжиооишьна основедаеных об этнической структуре её населения, исходя из того значения, кото-эое peлцгмввнaяпpынaфI;лeжнocтьимeетсxоpефыдниpоыaния а есxpaнeниы цвммчecкпй eогнтичнватн. Heнмнeoзныйком-нници ва(ныyнaоooкaчecтвoвдто»o из^зоныикомионентов стнoьeневр, ин;одцpцйфпроцеcceндаиpурpофcтeпнни[y:ц сивте-мообразующую роль.

Последнее дц случайнен Кок еыnдeыeлJ>гоыyью впые фтнм-ринкойистфики, и сcнаnxвуани,авaлюBвеoэтноса помимо общ-ыooeлтсыкп,тepчиoвоииддецваилeекыйьyдьбывceгдa л ежит ФяИедзяHцнейeыитемa цонноевной рирцныдиИм нкоренёниоя ыcopвoeoевоxющeM pen:иpуфенвмтдapицид.B этом плане акт ^^^]^б(^лa^^е^ые(^]^p^^^>^а^з xapaктциoлнoгoизключeвыxоюмен-Фoo этpичсeувд истории>

Причём воздействие религиозных верований и институ-oыв ни Mчамиpцвдллe огнцовр аои воционьнп-кхльтурной общ-нoеоцииоыдлвнoокб многоступенчатый характер. Уже само по oeCcпpппяooeгpyппойлюнеЛвымии» ииoновоpoиопoведания ерозв внери ткoc)тдeляen ихот даже этнически родственных лторенрниосныо oбщцoеpгФ, вцнавлeмeнно с6лужсясиноиы-PДXHЫMД eДЦH0BCЦЦaMИИе0енaBHД цемоачым 1^(5п(^1^3^^ные тредпосылки для возникновения нового этноса.

TaюcюиapФинймажлoнaблюдaтЬ] счасеноити1 овпри-мepeмcлaмиаnииф нpнвнeтюдмcлвгтэнноса волжско-камских Оулсяд в]Х-ХвВ(, отoгoмкoсвцвЛстaлoMыи[ммдвoцние особой северной (тюркско-ханифийской) ветви исламской цивилиза-цпи. Иелaмицинooцннвe аслoшинcтвб бyлгaдeком »зничeекcй общности составило основу этногенеза целого ряда современ-ны>xтюикcpо-ыйoyльмькьииxнoдxрФoKаеc8и>пдeждeвceго -кaзaигциxтaоФД[ о виже время меньшая её часть - племя cчзаз,oллнз авшеегр лдpиxсoиcлaмиевxоoнившeeгввндoин -рдмскив ондивани я,оПвложила начало самостоятельному чуотшокомеэтпосу, в cлeдeeoьoдoцoвMVI-ДVШ во. распро-88дaнилocьпиncвенnoиe(им.с[C]0> 4С[).

с> ещц Ддцдшей мгио cвoвpиolитcяккдиниоиюпрвво-славного христианства Древней Русью в 1Х-Х вв. В результате аoopвеoбыыиxцoд:июeeкиддйцopвй;нaяcнaoянв-нодмцннц-yнро-фынcкаяэтлoпoнeоичpcмнxoбм;нopиаиурвмвyиpоcдуцео вкаче-Ствeпpaв0cн0ай0г0,а;йрвнepyccквe0этн0са - общей этнической 8cнчвыцeJшлopмeедoгo, xцйaиннмвео я Ыелopнccквьoньpыиво (сж.: [О, и1 1оа-17С]].

Однако роль религиозного фактора этногенеза этим данеко не лзч»pпыеaeцйя. По ммгнуро сонременавао ираво-олoод:вeo фы1иливслн В. Mзсcдникoва, на следующей ступени етлo8eнeедвcтyивси н оeмоьoмeЬoлeeолoжлыймеаaнизм -лaпoнлеуигпepвичнвсxйлeмeнтын нгие илмриал ьным содержанием конкретного «культурно-исторического типа» (локальной цивилизации). К тому же, как отмечает мыслитель, любая

Этнорелигиозная связка «русский - православный», равно как и «татарин - мусульманин», «бурят - буддист» или «еврей - иудаист» есть не только обращённая в прошлое идентичность, но и конкретная реалия сегодняшнего дня.

сч

тН

о

сч

го

§

^^^£^^^ишитя^1^^и^о^ияр^ит^ор^1^:^ои^иф^(^^о^(^бной лишь при наличии своего духовного ядра, каковым выступает тот или эыой pёяяеовеньшиымпмьнo:I<Cлeцификсвoxкoйп];овплииеции pпpсйнляeтьитииамoциoпoния,коьoивIЙ]евHcввенно>мпop ож-нн1т1тниивилннацию, oпoзoмпочдepмивPlcоИlPтюидeнвич-ноето и нтничиеoтдpyгилцивийнеoиий.TинoиьPввния-гно базис, на котором вырастает надстройка, т. е. тип общества (по Дплoннаcкoмy( екильтypно-иeтoричecкий нип]’М- Дс1, с. л-^^—с-и^Р.

Приипионосськ этому ]эенигивейвму комплексу через Ы0ЛбЛT0еTHПе00 »Я1^^Д^.0^^^С^С^^ «КДИР^Т^]ЗН(^-^(^С^^РМН^кому пциы»,гфoемпpывaашeмл диxoвныйoблцоэтнoca,мoжьo ощу-ыщть я ле^инеивевош человек.Пв нятвию В. Тростникова, <<фПбзo“pycокий- енaчитпpaooглaвмеpй”бндeтвopнa, если —Оц “Ы0BCOHЛОBHBJM]’ ПOHKMaПЬHeTBHP( МТО—ОНВВеДОГСВПо-стольскую веру и является прихожанином православного ozсaмol а ьoиы, Iсаo й^парлопит од прдвоелавной циволмет-Oии(Этвыcyдв0окeе определённый и чёткий критерий, чем лoнфeеcнoнoнвный. Mиосиeлипaжe из оси цусских, кто лгпoeнлеcчитaоoьнBя враввслввными, могут объяснить текст Hтнеo-ЦнoeсpaдcибгоCымвoлвBopоI? Hыввинмыlниzннвcтвa а нсйлупки oвмceовмясдcкaзывaюбlл, очстс нессозноыно, тгискажённым духом Евангелия» [4].

Paюcо[оитси(пoцнагоcoвпйоeнояoбъёмaпoнытpд стни-plькоoo фpeняилoынвнвнe0вpвooт. о»оставе русского, укра-^тсссяго т бeлвьмecлвевнвьeноннянвмимвнoлигиoиного большинства, принадлежащего к Русской Православной Церкви, цмиюиеи »ыволвно мнoовчиcлlнны(ь ириппы loaннвГрядкcв (до 2 млн), тоже считающих себя православными, а также лЫOнepжeнpыppнииpныи ^-^(^^^с^г^э^ноини}] 80нфecелмIBaпти-ггы.aдвeнтнcоJO, пятиииоятники) и старого русского сектант-^т^оат^'^^с^^с^а^^» м^лпрыс Kномeьoев,внпниолённaячacть оо^З^с^ФО^^^^^г^иш;»»^ виоРонно белорусов придерживается яaтоцнкиымaф см-гоН, м мир). о^^^с^и^с^с^^н,;^г^1^^^с^^ки пред-CTaBЛйЮЩЦИeДИHЫЙИФapBЫ]BЫoOHЯKKeЯo0еcyOеOCBцOHИГИ-ыесые г^ишни ц мрвнцы, н^имущиотооннн пpaвooлывные, и дигорцы - мусульмане-сунниты (см.: [6, с. 65-69]).

ToкымoOpaзcц,нeсeиипoанйю нcойяоpоднolпepяoo -ос-eыйcпиxэбнoepв,paзyмeонlЯ]Cлeдpйаyxиоывдтp.Teмноменее, OBРHИCBГфИдИПеЯИIЫMИ нвцйaвкaми, вполне корректно гово-дион ырвмтлидyющтйнвиитоoo мн^^с^с^]^^]^^.^^н^с^^^р^оо мвм-плeиьo ажизн— сюнвнр,ВионнвйсвяеМ1 oчacвпecoe[ ееыв-религиозная связка «русский - православный», равно как 8«нoтанил о ы(^оыли>мpccи]оc, «Олряс см ..уднисти шю «овр«Н -нудоито» eыыбpь ^o.op^oн^]^£llышкaя в прошлое идентичность, ао икбнкpeтлaяpсaлни еогвывишненв иия(смн Г7Ic. 527]). Hолгннывиeетаиo,нaceмaициooыдфнaмикyэтнической структуры российского населения на основе данных переписей,

І№4, май 2012

определяющих своегородаверхний предолхисденности этнорелигиозных общностей, можно сделать важные выводы и отно-сительноизмененияегорелигиозногосостава(см.:[8,с.11]).

с^;^ес^і>пг^,до]ил^(^,гь]3]^ид^Є,^-леДУюи^,^(ї,0беі^ор^т^€^ль^ство. В еиеі^ї^гз]^їгД^[^]^]аь^]^(^:елго^з[«куг^і^н^]^і^о^г^(^тгаеи^з^е^ие^с^з^г]ь^ипо -легальной цивигсиелции иєжрщми в г° ог^1^,^^(]]ьз^и^о^ггозмый комплекс может выступать как системообразующий элемент сфесу несколлких, аідїізтмзіо зарасигю орнинєвки неромсрвгннвіх оароднв^тоновяов свягоелазнвр ,лцнь^^о^(оГ основой суперэтни-чeкккйеллнгиoзнo-:кyльтнpнойгбщногосI. Иак, з ХІУ-ХX вв. рг upьгоавocтвeCeвepнoйEвoозии,свг.oшзй госторазвитисм чосцнйскои циоилизapиы,cлc:)жилacьпpовocлавно-христиан-чкае cнпeрлтнечecкaяoбщнocть,яppoмиoотнoйявилcявзлико-рраы^ие сс^иосш] Нс°куу з йoьcьцeннымивoеopчоccмцoяpвиими этносами украинцев и белорусов, эта общность объединила °елеій р»р,е; вреохтокныь yгнеефиоекиx, тыфкеквх и рругих этываь^,]^акучу^.р^нных народов Сибири, Севера и Дальнего Вестере, аоакжедлоcпoнынaирдноближpeгoидaлооeго зару-Лежья,дисеерснопроживающихна российской территории.

0дноеpeмeкнoмoжнoсoвopитьoбaнoлoеиилoмcyпз0l CPИOЧeеMOMKOMIIЛЗCCГЛapTCOBMИOИЛЬMПBHKПЙ клпнтуры усоставе автохтонных тюркских и северокавказских этно-оовуэрнкдислеронылуиоспор рыхода^ юз Срв.ісйАкии иЗaяoвкaзcЯ] Менее мнрзoчиглнуну,йoтя и достаточно пред-отувптелун^буадгшекая мyлоoиpнo-иcрвoичecкaиoбщность, состоящая из монгольских (буряты, калмыки) и тюркского (лзеиниы) ыapoдоoI о такж— 00кс0чн0PеиP0скиx дикссоу раи-личного этнического происхождения.

П0MИM0HИXBCTPЦГMCHO0ЙP0еCИИM0ЖИ0 0CTИeTИTЬ мнoкрpиcлeнныздмазпopы народов, принадлежавших к дру-ГПHУЙЛЛHГЛеHЫMГyиeИCTЛИЧеCKИMKyЛPЛHPHO-;03ЛИеИOЗHЫM оTщвозтцм:еaплдnpдаиcтигаcкой (немцы, поляки, финны, питувдр1,лотыши,эсмоицы- нcoааичeсииироoликии проте-ТПаНТЫо ИMOЧPВиЗИTCKO-HeCTM0ИOHCKKЙ(У0ЙЯOГ, овСІфиОДЬі),

г такжз ^осое^єсзусєшгс^ нaцмооaльноIxилoйилооыц іргеигий (евреи, караимы).

Всвягис овішлисложенньїм, єсвзии ядиоaмлкеэтчгре-чиеиoзнoгoкоеодевpaceленияPФ,цPлеccюTpaзквпpооддл изи-уовотьoaннoсeчсаырёxпзрзлисeйCеp70, 1979, 1989 и 2002 гг.) под учгзм зоeныоиьмвнeнлд цислергогти иoцвaнlыxoбщ-ьoeтeй,иeоaяocorый аииeнанppгоcльoдтдxдepлoй лвeсco-ветской переписи 2002 г. Выбор этих переписей обусловлен прзжрг всснн вданий методикои изг прове[с;енл;з[ чтв гблегчает зpйPИисгноиыЙPкскизс;aйкыx.Hpoме того, именно в 1970-е гг. Ленут слеёноиаломне>еиг зрцoемeкныеевнoневоеаифилеские оpopcегыиoeнцм:оиии, динлмикакоторых0ыло зафиксирована и отражена в соответствующих переписных документах.

1№4, май 2012

Динамика численности этносов православно-христианской культуры

Анализ матери-ловперскиу-й поквлывает, что в 1989-2002 гг. произошло резкое изменение динамики чис-ллннвсти ростийсьуса населелияаттлнонуегу умреашолия. Еслит ТеВС^--Л^7а н ВЛ79е1ЛН9гс. лсст^т^в1ие России система-^1^^^е^1^и^о^^аес^^(в(с^о1^с^лвлнескс^о нн5,6%и7Д%),сн затем амгcтaлoеткннщaтьcя,оocнaвив Ве^<Л^2^.У^4Рпл^е^]^В^<3 вДныс. релесек. уно н^с^,свг меуншр,ч^л1 В-ССТлУ.

Вместестемрассмонресиедаоамуниконнфстныссупе-НВСН1С0НСН1-2Н КВ—11:>е,^]еНО.;|веЛО^]^^О31^1^1ССС^с^^Н<еег^(^01 раёт меодно-значную картину. Так, прежде всего весьма отчётливо про-^^С^Н — ВГН тен-енцие ОС^^]^)^]Л^е^С^^(^С^ВС^З^ПЛС^1- в—ске—носси ^£^{)г^д(^^^Оав^л^]е^о-христианской культуры, которая по дан-^а1м е^^тс^^,^^^1^^по^1^ин^1С нмвлаустойчиеуюположитель-ювюврнамиг— ^]злссвев^^^ нс 5,3% и 6,2% соответственно). В1ТВ9-ЕЮ0а ^]п.о^1^е1Тс^1^^,^]^.лнес^оС)-^.тн ^Н.Л,с^]^н.у^(?^а^е^,

ЛЛЛ ]В^^С^(Уо.^О)е^(^ВЛе уВН]^ЛН^^е^^ЛН^^.1У^Л^(^В^^. ^ЛМДОТУие

ктог о её удельный вес, в течение предыдущих десятилетий осттмавшийлястаОлвьным, аннтилнялс9,с% уагн,7%]Тем самым можно констатировать, что сокращение численности в-семемня ефоисхо°инн алтснст он,эьтссы но «сссЗс народов православно-христианского большинства.

Доирлмительнсю сраниеннумимииструссуво! ктево-ммвено-крисдюакскойобщности ооскрывтеоессналиг в этно-^н^с^н виети ческом иэльньолиьивеокомаспсктах. Т нтлолинг-^1^^тьвооа^с^^ гнсреьсвна включает в себя более 60 народов, мринадсвж ащис м ондонвн°пе йс:ье^С9В,7(Во),£^л^(^^сиой (с,0%), е сснжекаеказскт^северокавказской, уральской, муатлтке-ртм—авсиоКрЭскамосскн-алеутнсой опалс-азиатской С сасс^^с^]пло^с^-^ис^.аво(-^;^е^^^с^рс^]с[^(с^1^ее^.

Обрнзующснабсолюское большинство православно-хри-ееемнскдсоОщностииндоле—амойсктя семнн ^I^лю^с^отс себя кеежще веугoнaoгoысaaвнвокoЙрpyюяыCOO,3%)В снеских, HОнaинцсa,Взлopyтвв,бoлоap,сepбаB(aтнлыeиpaнслсЛ (осе-,ГИИЫ). ДОМНеОКОЙОмОЛДаваНТ^уМЫны) и греческой (греки) срзшп, р еооонунностисоставлсющ—в ^ л%,Можнатекио

оВуНЗОМ Г0й!0]^^3с0Л^0^:^0МС^31^^е^^^]^0МС^^^ес^^]Н^(^^ ееЩОО-

сти народов РФ, в составе которого абсолютно доминируют суснкас. в то еесс тромя,— врстнснин с перепстою г90сг., ^^Д^юнвсно51^<^^^;е^сь^^ обсмйчисленности этого ядра на СмлнеЭСныс. лтлнеeк)инлвн Н,6Мо. Пpгэтoмслоскиx стало вснвшeюaB,B%,yлpaвнцте — ноЗH,Г%(бслopyсов - на 33,0%.

І№4, май 2012

Ляольоч сое сокрдщврхнхюсленногхдостава русских было ещё более значительным, поскольку уменьшение укра-счсной о: Bзлopyecкoйдиaепвy иоoигнтaилoт сснoонoмзecчёт ин oцеимиллыкиpyccкимчapoнoм.Пyигтмм убыльоусекого восoиcоия 0^(^еии негмocлacущocвoгнчо втеиолниво яаже сзо мигцнивн во свнaнслижuгвoзapyeeжьл,ичредеивчoмpo-текавшая в течение всех 1990-х гг. В состав славянского ядра пдaoвелaкнoИ цeнлpeлигиознoй гзИгроогрр оходяе точжг нероле-шив грнодиспеисчыегроппыболгарисербов, причём числен-чннкнуooлeднлиp[гжнyорpмяпeоeпигяа[ивыоозчa0онe е чем о2,5 ьовОв

0пиоврзмечнвр оир^оо^і^ип и^тозлавных народов чудoккpoрoйcкoйceмьиoтмeчaeтeяииoлгнныйpрзт, ншиМолєє инагнп%тлo наoсслoтнmи р осьтинср8%,хотяосамцом млучае следует иметь в виду присутствие в составе осетинского народа мйй[7ле>,лp-еслpй ео^ны). Зеріеьнси иротоелрозой эоничгской здылицз%яннуюдcй также молдаване вместе с этнически близ-оймукнимоамыноии (романская орв-шаНИи о^ооичество, лнaхит6лтятвыpoсш66в ьприыа 1970-1979 гг., затем практи-oecнлcрpбиливнгювдлocь. Пpoпзyшлoтaкжeдoеличeниeчлг-нсилoетиpоccийrклдгaглoo ]на 0,8%).

Исторически исповедующие православие народы алтай-OKOЙHЙЫKP0<IЙeeMЬИПpИДO0eелeЛЫ ЄВНОСаМИфИНиртлГОр-екой] аюpиcкoйитчнеyсв-моuчжyуcнpй групп, причём более мюлвппны CCH%ПC0ИTa0ЛНЮ0HapTлЫф%ЛUT-НBBHЦK0Й группы (52,8%). Практически все они, включая и наиболее крупные, лл перицо СЭНЮ-тМ0 е^усзочо симєтно сокнотили ксою чии-ленность: вепсов стало меньше на 32,2%, карелов - на 25,3%, мордвы - иaOO,4%) , номы-нс рмоков-нп15%, иомн - на C2,8Жo,ырт]НPЗ’оДкноOO,9 %, марийцев - на 6,1%.

Пки етyм,зaин%нюпениeы в^(^pa^ыи нарелов,все лозввиоысэтногы дpЬ9ЬЯс.имели устойчивую положитель-ПyЮДHйaMOKyKOЛCMeCИBeHHTCOДOевa.PядфЛЦHT-yГ орских этнoеooк2CЮ2з.poычичыизвоюккoрeннoeоь: манли л на °о,0%, хитаті ц- на 2a,0%,cоaмы р нaсз,e%т.Oряaмoтвиду их крайне незначительного числа они не смогли переломить yцнaзнциюlбщeгorнижeниячизлcннoвтиеяддпыфлннoсЧгор-eИИXПCaB0CЛaBДЫXЭTHBе00]K0T0ПЦПC0aД0 ментшеназо,1%.

Aналoцичнoы оcиpeнцкндaблюдалась среди православ-пью нчророо тюaне%oкгpyпявICаe,H% вeпpaвoцларныдцopo-довалти^кв4 нзыкcвoиcннpи),нoздeгьccкpaщлние цроте-кало менее значительными темпами: в сравнении с 1989 г. их теолы нвяошн ooзгo нзЗсо%. Так. ниеленный вчитав ионбооее оіногочислеичоголарана чквгшей уменьшился на 7,7%, шор-цекп ча ll,4%сxoкаетр — I^^^,TCГ) ,aлтнЛцeо-нaT,а% .

Одноороменно щяп пругинтюшкоинхэтносов заметно увеличил свою численность: среди них, в частности, такой крупный, как якуты (на 16,8%), а также гагаузы (на 20,8%)

І№4, май 2012

и долганюі(на ^|^,^^>).Л^с^Врсл(^х^^оеыд^^чи^]ь такой аспект, как расширение числа народов, учтённых первой постсовет-скоО пeоопиcвм:oцaгвничecкиxeдин%ц,иттoлыеpрнвгpас-нмаoциoaл%зo с ио^с^^ыве eнaг,cцичecкиxиэтноне%игиосных мруииа цогтнвз Boцoекpyпкыxeтйoooo,теимдo еOOУИ0ЧИ^Ы-лотося кок caмocтoнcдчоныeгаиocаI.

Прежде всего это относится к таким крупным пра-нделданым тю.IкoязІDІxнв-в- иолоpaм, ссаи кз-яшен]сі и кчгай-Oаки.Bкaчecттeцoмocтoяоcньнып ссдовов они последний раз былиучтлныпopoIшзыoнaceлeнииl9a0г.-0Деyыc.кpяшен иЗГ тые-нoдaИбcкoв. Bдapвкзйшeм,ваыдyцeлеpaпaдeлeн-чоoo игнoдниoвaниявcoвeтcкиeгoпыденызиозного фактора бтуогекезр,нх этниизcкoяеомoеoоятилoнocтьнeпpизнaвнлась: иришбны ц нагчйбакм дддoыaьцивaлиеьвкaчeccвeoтнмдeли-гиозных групп татар Волго-Уральского региона. Тем не менее, 0OДHePHЯOTPC> Пдляcтнвителeй энин оооодов осс это вдемя рвовй-дивoыояaбннуoдaooитое этническое самосознание, резко отде-^ЯЯМ^б^ 00ЬaTЬH-АycyHPM0HHaааЧ0BeЗ0PeKПдИ0CДЖеHH0CTИ

лнaьocлaвнтмчxд%етиaнcтвн-

ВЮОО-цгц ндooпнeaелигиoзнoгoвoздoждснияoтмг-нaиoцо нсизгниeнлoцeгcaиxеcнимзcкoHcaмoинcнтыфпкачии, у^ичём учёные-этнологи также считают тех и других само-^^с^ня^л^і>]^к^мс нр^дами . ПeaвoнaлоиьнO]Пaeрpзмoнaелнге пoacиpмeич aIpяиИc стисртрэе ноя cгни и антропологии РАН, oывeпoниокдяшвниaкгемoстаятeльнoгрнaлтoовпe реписном списке не было осуществлено. Однако 24,7 тыс. человек всё же лазвали аеСот кь-ошенами.

По данным же полевых этнографических исследований вкошєно нaе,гoящсlвaeмo нрслитывается дo 200 выc]чело-сесо. %днoвaемeннoногaнаaками назвали себя 9,6 тыс. человек (cн.:[О, c.68,УГЗ])[Изпayoиxпдaвoслaвнын тюаок,учмённых oкaыecтвeеомогтoяpзльныxэтнoсов, можно назвать телеутов, ococнeиpoб, чрлвімцсми coкoоoр,кoтoaoIдaaнсе внлюлали при пеаописяхв чpмнoaлтaйcee,xaкозoкйPУ0иacкпцвyтлД[

TЗоц>oo;I>- тyнгyса-мaнмжддг%ойгдyппoIcocтaмлuют не более 1,4% всех православных народов алтайской семьи. УцaвднIмя0дзpoмянлдчeдcтaвлeны м^ВIачиcлeндымлэопoсaми aбиaвccойчаeвиPФ, иoт))дыcмlждyдвyмд ооследними пере-мигоминассления симєвчв црєничрли свой количественный ^онтаб: свсниовгоало Малошзна ЗH,B%).энснoo -нaЗ1сe%. нaчо%о;нв дну Ю^с^В дззyлpвнаcoбщaocoвoкyимлcвопрaбo-славных тунгусо-манчжурских народов выросла на 11,1%. О°нако ял нричине орлей мпнучислорррєов тост народаї не змoсииp%aбaтнaамeтpрepаыилpия на общую динамику сокра-шкроя днзcиИcиркpxавocиорpoйстколeлиеpoзpайoбы;ности.

Из яяyгмнэoничеcкииeряницpоccийской православно-христианской этнорелигиозной общности более всего заметны грузины (картвельская группа кавказской языко-

Сокращение общей численности российской православно-христианской этнорелигиозной общности происходило в первую очередь за счёт её славянского, главным образом русского, ядра. Значительный рост ряда других православных народов не был способен изменить эту неблагоприятную тенденцию ввиду незначительности их удельного веса во всей православно-христианской общности.

вой семьи),численность которыхросла стабильно высокими темпами: по сравнению с 1989 г. их стало больше на 51,4%, а с 1970 г. - болеечемвЗраза.На58,3%увеличилосьчисло абхазов Оабхазо-адыгекая срргшаоевбзокавказбкойязыковой семеа).НабЛ,б% етсрс.ольшеаародовсамо.мйской чруапы абчльккой языковвйссмха(ненцз1, чхлькупЫ6 Ивавасавы, энцы), на 14% - чукотско-камчатской (чукчи, коряки, ительменом СЗГВЗИЦЗч КеМЧаИВКВ1). .ТМСвГМ аЛОЖы OИoеДCЛЗДBЫIЙ у^(^^Г^ир^(^1^ну^о(^арг^^^а малысасовиных северных этносов нсиаиоеска-клеуааксй )эскамосо1( алеуты) дивизоазаатской скытзлЗеомей,

Тазам асразор. 1зхс^]^оз^б^^ла8е вычод, что сокраще-ныеаЬщейааслеввсвтароссаРской врахосиавас-хачслаан-скекс атааролагаоовош бещносас а. саородакс в нз.вую хче-редь за счёт её славянского, главным образом русского, ядра. Зеалательньызс рхтт ]гякн дсуосх пpавoйбaвчPIX вэдссех из 35ыл ^пз^^с^К)€^Ы1а^^еоаа1> эту неблагоприятную тенденцию ввиду зеешшчсеелзнсстаах yаохааoгoвьсааoвceЛоаае8cиавно-хри-^^аа^с^кз:8 хбысиргол.

Ватвошалаоааезчомразсззе аТсзлю таоеОоазшлвство аосааолавло-храссаарлчеа тодорелагаозисй аЗищесса (МЬ,Н %) доставляют свыше 50 этносов, относящихся к числу автохтон-зыаньаоууоРФ.Изнах йалеев0 эаиесох в^доссычяэомала-ласлснвсеоасслесао рассайскаиеСеаар а, Сибири и Дальнего зостааа(0,с% твеехтавдыа рсосаИскахвхтсвев). Народы республик бывшего СССР (около 7 этносов) составляют всего

а,И% атад обзцньста, а вйсдссавчхоаа лслхвсга ааск3ежся (4 этноса) - лишь 0,1%.

ГЫча охамчаыленаезвхазтохвздныпжатейвЧРоссии с^теаксксасдг^. зааратакась на 3,4%. Ещё более значитель-аоьсоквыцлссеонмлйепосредхнародзрближнигозалдСежья: ухлсслрмоввшгваСНЗШомОдвако здесь ситуация далеко не адкозааана.НаЫскв оштдзвио^орход^^и^л^э^с^^о^моньшения пзлтчтсвееус^ахсцеви ^нср^св ^^^чшткывей ты^^ааряда ДОИВТХ OВBePCНPBaЧKOCВBBC BЫpCK,ЗаЗГCMeЖBeвaЗBaTB, аре-жде всего, грузин, а также молдаван, гагаузов и абхазов. Отмичассыч лакжесаререлтмраяеевдевцрд ира сту члвлевно-стагряввв1 вавсвылаалыхваисдoвдaдуизco з^м^^С^^см)^^, хотя шикврчмсааескарккак ысвлаяства общую динамику.

2

1

0

2

Дянаотиса численности пспрнвослнвных ористипнсиих этнссилыв

а

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,

ОІ

Чеак^^^^^l^тл xивлмихaчacкeвнаевaнамаиooнзвраво-олавсыххрыгоаавзкмл о°щно6тєи,дляиото°ых характерно этнодисперсное расселение на территории РФ, то у восточнохристианских и западнохристианских народов наблюдались

В целом численность российских народов христианской культуры в 1989— 2002 гг сократилась на 4,3%. Можно говорить о наметившейся тенденции сокращения не только православно-христианской этнорелигиозной общности, но и всего христианского населения РФ.

Все переписи населения, начиная с 1970 г., систематически фиксировали довольно высокие и растущие темпы увеличения численности народов мусульманской культуры: к 1979 г. - на 10,9%, к 1989 г. - на 17,3%, к 2002 г. - на 21,5%. Соответственно их доля в общем количественном составе российского населения постоянно повышалась, достигнув к 2002 г. почти 10%.

гч

т-Н

0 гч

ЭХ

ГО

§

4,

01

пвьмо проачаопоннжчысотнрыиции.Ихобщий численный рост к 2002 г. (на 16,1% по отношению к 1989 г. и на 42,2% -а 1190 г.т в .о зерьчатечегоих дoвдвcocтcаepocскЫзкого ноделвлия вонрослас0,Я% до еЗМОобчспесило аcзличeние оидрдуностих арорет,истор иче ска п риче^.Л(^:^аседхо,очсс^дим аосточным (ааытлквронскам)цтрквам.

алсжде всего, здесь следует указать на многократ-зеeыьeсучтниоaнмянcкoйдиaептазJ(о2,lpaca-кl9ве н. ивт,ораза-кЗе70 в,). Дpысиз аeпpрсoславные восточнохристианские этносы в нашей стране немногочисленны, но с ыч жоры мсжаpдвyмяпсынcднилипepзииcями сыселеноя наметнс аocаocвIo:рыoиpнйцевзcaиабoлcшc на 42,7%, уди-нов-ьЩ,4еаса.

Mтoж8вpeмякoлимехтязвнош cаеттcзaпаднo-йoксcмaн-скрк(аaгoлмнecкиxи гфеаастантских) народов, проживающих зеа%peмаснайН%тcий, г Ст8Н-р002 г% 8нв:зилсо де28,5%. ЛHаЛHЫMO0ыаЗMMCPKaЯCИTyaЦИЯCHеЖИИ8KOBCMг;вMaсеыаOГ о отъезда в Германию российских немцев, численность которых змшнынилзснна саД%.

Представителей других западнохристианских этносов токаве чтазо ;зныси1,ерс^но моно(C][з. В дансом ьлудас cеынсли ост роль как естественная ассимиляция, так и отъезд на ^^гге%^^^^уою pеoннy:иoлйкoаcтaеoмeнашeлa22,8%Cфин-лоо х кра7,8%),ваpoвцоы-нaЬШ)0%o, латышей - на 39,1%, зсосацел-сл 0Т,4%o] HPУгеcзaпаднoxpи8змтиoкил народы, 0aИCKЛЮЧ8HеCMеPCBCM0Т иннгсичкн, кpзаоесoивны в России ^]^^%ье нecнcекpeнрнымигйy-пaмн.

Hцeнсн жечиcлcннocтcpoccикскин рсаосоьхоесаи-еньeoйон%ьовpыв Зг89-200Сге. тснрсоиносс на-,0%. Тем очслю ыажнoеааааитаoнaм8оизшевочтeндeаю;ииcoнаащения сeтoлькoпаaыocрaвнo-xкистианской этнорелигиозной общно-ееи,оон вцeсскcнетйaноа;аза ноcтлeнннMЫ)Pccтчионсинoго cccтaвaмар;оиьныxгфааoc%аокыx (грузин, осетин, якутов, ряда аакодев Cнйepa)идвнгйxвocтoчаcрхиcеианэаменapoдов кар-%ие-тлJ>нo нх менявн еис.соции.

Дфннмикачиоянлтюитиэчтюсов

BЛyCфЛ3CHaHXH0ЯKнеlЬTyС>ЬI

Длямycyльмуиеиайэтнoaeлиеcoгo:oйcTы;нглти]нaчбo-ров. хоооктерна ярко выраженная тенденция противополож-посмхаляпнерa.BceпPлcциcинacдлeннн, нaчиианг Г970 г., cыcмeмaтичecкификcипooвyлдoeолoнр чыглкceиaaooyщие тeo[пыyвeличeнилчиенeйнвcли народов мусульманской куль-еуны: севч9 Д)Hнal0,9%,кl0a9 г. ^в-7,3%. к вд02 г. -па21.с%. р^орос^с^^тог^]^іє^ц,с,^^^вв^іх^ом нчличественном составе российского населения постоянно повышалась, достигнув к 2002 г. почти 10%.

1№4, май 2012

Муеочьхмисноятьнкотлрыихенанобщибьть представлена более 50 этносами, принадлежащими к тюркской группе алтай-акой яlыкoвoйcемьи(06,C%),йaxcкc-дагeеcaнекoйвaбxазо-аоыезкoагоyппcнcзoopямoркacзнойвзмьиIЗC,5%I,иаaнcкой сc8P^^^нча^иo(^eн8^г^)CР^^I)^(el%) с оападна-семнсской ииуно- афooзийcкoн зсвcи(0,г% ).Tpнэ8нoсае;оннoHoбынкo-сти насчитывают свыше 1 млн человек - это татары, башкиры д чноинду-. Наибрнее мнсгочислехным мс^олосманскоем илродым РФпо-прежнемуяаляются 8aыoуы:aoминирующие в составе нькьюркн койыруппы( ЧС,2%),тай иc[yoyлнc[енoнoйаCщности

oцзл ом^в^а

гсвньад ииcлeннс стьсюркскн хнародов в 1989-2002 гг. ныкаcнщчнlH%Iac ccалнpрниcе970 г. -<вх C-,0Hc. При

сТОХ аИСЛеННЗОЙ рОСТ 8OTPeTKЯГOHaCBЛOPИЯПOCЛeе9й0C.8Ыл весьма незначителен, составив всего 0,6%. Казахи, которых з еа'70)Ыа8 0 гг. втало ^нысв н) соде с но авзмзно влеаующе й иечыоисиа вьшичсни свой численный состав лишь на 2,8%.

Нез^т^^нвза хиэлcклpгиоoв,овыжм8о,yoбeкoв, кара-неангков м крымонив тетар.Отновременно наблюдались

ЗОВСнЫНО BЗIеOKаCTe%PЫЛpиpOCTa BTOHCЗPПOBCPИЧИHЗMyсyЫH-

эонекoгoэвкc>caсбaшкииCТ0,0%),aеcкжeаoоaакeс )С2,н%), осрачаевцев (28,3%), балкарцев (38,4%), кумыков (52,4%) зос%боeнуаозеpбaйе;ж-нйeт(85,0%).

ГopаодoЫooeeвыo-жиeнoы%ыеаcта наблюдаются среди зоpoе;еекaвкaзcкoйceмрн, иcеа08аоныаыамнaxcкх-дагестанской (84%) и абхазо-адыгской (16%) группами. Их общая чис-аeн%ьoте в 33).3)0-^0(()) др. -6врнчилнзо на 50,Э>ХО , о с ьрввнешси с 1970 г. - в 2,3 раза. При этом народов нахско-дагестанской онулпы зтaJIoбельшeнa56,2%.

Haдooывcзмоь,чвс за период между двумя последними аеьсоквяминсксненйя анеленао вначитeньнр рыcкoзон охк иуупныз,тaк нмaнoчнc%закыe нахско-дагестанские этносы. CpeоинeНйыв сиех^^т тпзвcа%oчоаеуc назвата аеченцев, %oттаыe,yвeoкоивеoхйон8нeнлыйуаco%знa51,3%,оошли н числа pаcеиНcрнч ноурaoc-милниoнзрсo.Памнмoниxазcьма значительно возросло количество ингушей (на 92%), лезгин )на59,9%)Пaвapныо(нa 49,7%Cлекцeс(нa47,4%), aaвзмнцев сна 44,4%)итaBaыPкaнoв(o8 аУ-8%аИзчынеекрупнссх этно-7oвиaxcкc-иатзотoкснайыo-yппаcнaитольший прирост отмечен %агyлoвицтxypoc(пc60%)).|-такжeyHyэанбMов(5Т,3%).

KoЛИЧeCTBBCHЫЙуOCTC0ЛaРа-C0ЫЗCKnH ИЛpOаааMCoаB-нении с нахско-дагестанскими был вдвое меньшим, но тоже %авлоенo з;эмз6ным: их зcaвo зc-I>ше на ср,6% з .хсс на34,С% coеотcлсчиeоoа8баpaиннов, нт 19,1% - черкесов, на 14,8% -нбоз%pов,нaT,Э%)-aаыгтнцeIP

Пзpyльтaеoм тaаoгooпepeжoющcзopocта северокавказских народов стало заметное увеличение их удельного веса в составе российской мусульманской этнорелигиозной общ-

1№4, май 2012

ноььи- с 22,7%в Л07Чг.ао32,5%л 0002 б. Соответственно доля тюркских народов в этой общности за тот же период сни-зиланя с ГГCC,0Co %о66,3%:

Hоpоычcинcйэтмoвингриcтиoззкoй иринхоизжности ссостаоз чолсийекир o[opyнь ]оенпокасоссо8Ряюоневоль-исс-ы хвличин^ховр ссльзн нт oвoзтитc ывзopeммвeуынoш рост, в сравнении с 1989 г. Так, численность этносов иран-эсхИ ордппы инвнeвpoпвйыкoн немон ос перссо- мзж-у дсумя уocлeднимвнcаeпиcями мовыынлacьв2,4 раза, а по сравне-ншао00Н0к]Ыo 7раз .Первосте йенн-юиольсотолилоцессе ссы-ало оыжхкраео теувеличение оoлжкрвпcйниacпoы ы.

Moжнooтмввывoтaкыезнaoитeлыcoeвозрастание про-жокаищихе Poьзнивoаoдиpпьрсных трупа длугихи—алоких всooдао (- oфсaно;оч рб оос«э^ члм с ре pо^^C>^^мм0oв ^^4^^.эа.за), персов (на 46,2%). В то же время численность живущих з Длсссынно ecзот(одинсеoваpo(e сдеди автохвонныв роззий-вкихныдедьш осаульмане-шииты) за этот период времени зеофшорлазь вoнcьней ноьн,слкpaьнo[Изчи(:ыоаoдcиo мусуль-нсаскиxэтнocoвв4 внзаувенитилось количество арабов, зо^^^Ц^о^гз^1%^1с^ сaпчлнo-оьмитcкаHcаyниo аЫразийсной эоыковсИ с^м^т^.

В этнополитическом разрезе мусульманская этноре-зогиoонaповщаorре зcopемeннcиPoccии нулдсоавлэаакак аcоoуooннeIминa0e0aмиЫФ,чaи породами республик быв-шоссщССРи от^й т;альиеео за^^жья. Здеськадо отметить, что такое этнополитическое деление весьма условно, аоваьлтку зое00a0зooьмные ерани—ы далона ее cвeодд освыа-дают с этническими. Так, например, казахское население очнлeдeлыноIxзKJlзааьранoм зоссиПькихоВласжоПвполне дoпyоooмocчыoазе аcвoxтонным российским народом. То же cелномoыцoскaзаoь иаб азepCойажaнихаИ0жнрырДaгeвоoна хиинвoкмoирxCcaаpoнo%oокcвo края, компактно проживаю-щмов Tyн4мснсиoхoaйoнь[Teм немснвевкачестсорабочего еакто т;ер:знис .ид г;oквopoьoавиввипeeч%зoaнaлнысоцeлом —ожзо быть инм-ятo.

Абсолютное большинство мусульманской этнорелигиоз--oйcЛщныз,гиPФысооаоляюoooвooтoнныopocвийьказ нмpoды, наллeнвеpтькoтывoIлcЬ980-Ы0еТ!гг. аыуовла ох 00,3%, %cвоачнcним зl9o0г. -на0Ioа%[ В их составе можно выде-аита нор 06гианaлонысгoдупы -лароды Ыо%зo-Уыaлозпoьо мСи^рсксвы^виоосо инт^o^p-e^^]лкчгн 0аcкaзо.

Выше уже говорилось о высоких темпах роста числен-аовто нн%здовезвзрокаоказской з^з^гэи.пьси^:8]. они xapaкcвpны 0лкнoссомycнаонaнcаoeьнaвeтeн ия данного региона, в том pиолepepвpoйaни8бcкиxтюpoп-кЛHoIKoы,нoгaйцeв,иaрача-звцео п оам-сарнив. Bpeзyмooатe с^^ниoиеpeнность народов Волго-Уральского региона и Сибири выросла в 1989-2002 гг. на 5,4%, то народов Северного Кавказа - на 48,3%. Довольно

Высокие темпы роста наблюдались среди российских буддийских и других восточноазиатских этносов. К 2002 г численность данной этнорелигиозной общности возросла на 16% в сравнении с 1989 г и на 42,3% - с 1970 г. При этом численный рост российских народов монгольской группы не был столь значительным: бурят стало больше на 6,7%, а калмыков - на 4,9%. Вместе с тем количественный состав второго по величине буддийского народа России - тувинцев, относящихся к тюркской группе, увеличился на 18%.

знаьит-лвный -рвлоаттщ—офзкоиввлааиипщедыдущие переписи. Как следствие этого - в сравнении с 1970 г. удельный

зес севаротсввкааских наоорoз% тpннпeаcроxтбнныxpы—сий-эини oвноcоычозpoвз29,4% до43,1%,0 -оля вoлco-cн8Льcких оcибхooкиxлooтoeнcтoснpo c%озанacеc00,6% до0-,--3^

Пвинocтчиcлзoвoьcинaаo0cвpecпyбыик0ывшвсoЫ0CР был более высоким, чем в группе автохтонных российских этнаоьв, сзставив ОГтС% ы сравненин с 19с0 3е. -с 0[0 -аза-c НЫ70г. ПвнуЬм еамьгв мыcoыивпoкaгooтли были отмечены ннаaлcм;lC7аыl950 гг.,пocлeчвзo оннснизились-очтивдвое. HaибoлeeЫHaваeeлаHB oыaoеыччиcлэнкoвзc ваджинсвиазед)-^вджннцев. %с0 ввoпaивcлoквoмн,чвcдoля народов быв-^о^^и^(^О)е 0OCBaвeмyеXЛOMaHCKOЙЭBHOаeЛИГИOBHoЛcЛщно-сви с э9°% с1. аoс[cыc.ом с 7,а(T) яо11,l%,ooгдaаамno4аеовный состав автохтонных российских народов снизился с 92,4% до ЛЗ.,5%.

IЫyeyн%мoаeкие народы дальнего зарубежья составляют cpе7;шpoеcзHcкагомйcyльмaлoкoоолрoвыcнвыкнoйнe незначи-нельныЛ yуьльныйoвc(0, 4%)И<^д^нако, как уже было отмечено зышн, поазедшмeпppеимcлoаMнкcийoвaлимнбвoкл8блчвх сели-ЛОНИз ЛHДaHИaCПCB,0aнeе H0Ь0CBaBЛeHУЫXCCЬеCОBC жиьнлей одссии лишь небольшими этнодисперсными группами. В их зисаш- апсры, сваии, издйынрфе соЫ.Г^э^^т этот

°ыл аызoaн aaзличнымиынахпнимо,атастности, десятикрат-;ccм^ч^ниг^^г%ткаИдиавиcлыcBыяынязcтхпoлитической эмиграцией, связанной с приходом к власти в Афганистане ос^е^иг. paдикольмooоэкcтйeмисocно90н8нжсния«тaлм0аыо.

ДЗинагыз'.к^ ыссс-семноос-^-в ЩЛH0MНЛЦXpИXHИaИHMИXЭTЫOCOH

2

1

0

2

а

§

4,

Длн4аoвнвикмлелтьаoCолниoпаиcвcoиаанныe динами-аго осохол.эсс^сх изxaиoва8РCких над-одоа с7-з- . «С чаевикны вы-ыoимзввмпы сюсиа нкОивгдались среди российских буддийских нчеЛгoкшзcовчнooзарвcкинэтнoзoз.K 0Ч^2г.^^с^с^(^]^^ость иoннoйэвнoa6лнтысваopoбщнocвивcоaocлунal8%вcaoв не-сал о и лир40,а%нcl970 з.Паиcвoc[ численный рост

шcccилcниxнаoог;ooмoныoнмoиoйгayппы не был столь значи-eeааным:pyйяccв8аoC9Иcшcнa6,B%[ЫкaэмынoвJ- нв4,3%: ^м^^о^е с тем количественный состав второго по вели-аинeОвддиЛвкeвзнoaoдaPoзoии-тyвиннсвCoтнooя щихся лвюaкыпoйeaнпльIлвeaны%аcхнaH0%;E(к0 0оaьсв8мeвны й Xoерoтмeчeнв9H%ппьaаcонйвттx корейцев: их стало больше paЗа,Р%.Oйнаиoнаибoльшиeвeмпыхвeличeнииуивленно-cвинaбapдaюcзнcaькадимзвoавыxoдцccиpcтран Восточной Азии: например, число живущих в России китайцев возросло в 6,7 раз.

1№4, май 2012

Изо°с5—йснихнь-одоз,5%тнличес5п ссповедующих национальные и локальные религии, традиционно называют заревв. Bетcмаeнaчитeльнcзвoкйaщcниeихчлeнaнихгo состава ннбoлoдниeдecявилoтмяoрнacти вс-занос аccнмиляцией, ^,^^оно изшaющлмзтcMoиpoосмсныpичг;мaжхндвyмпнccнед-инзгыс азвсПИСЯМИСТаЛ8 ЫХСССзОХ ^ПатриаЦИасИгрынНЬ. В результате восточноевропейских евреев, составляющих псь%оюонос Волыниисвос eвxcйeкoгc гсгос^л^на^я )CCC] п 2000 а. ) оыс^г^^(^н^^ь Ь98бг]cтaломeнынeнa57,2%, а с 1970 г. -ннаи %.Дсусыо eтми-ecкнeгнаппoIИвoocвЛлизки

с ычллoмyизвceнocзмию- вкынc ]^^0^(^]ы^и^]^Р^^Г5^м^^ь^ив^с^с5ь нЗ,Зраза, ) б^арскихие^евсмкин иболее чем в 10 раз.

Ооковныеныводо!

Подлодяетог и общего анализа данных этнорелигиоз-логс ^с^о^^^^,в^^.вн%^^]оэ^23 6 нoдeнoaJIBoниxнсхeииceй, можно вк0за0JаH00 ыoиpaщвние численности российского населения ЗроаСЦОДнЗО СЛOOПOI%oбpХCOMЗаЗЧёTHЧpC0Oб,ОXOДЯ]В;ИЛOЫЧ-эо8бпнaвoвлacыс-ахpccиaнcкойэ9нopeиигаoонcм сбщнонти. Причём в первую очередь речь идёт о русском народе (вели-зоросиах), коооюш зыхтуйатс -5 каоесавеидоа нсычлаисэтой общности, но и всей российской (евразийской) цивилизации.

Kpомевoвгoпдcаcoшнoдaмeoнoe П0^^^г^)ввб^ие числен-pсеeоаcаaвayкpомнцecиTeлoнocoо, acoнжc сглогорысо вpyгиxнaooг;чвпpaвccнaвнoй ил^ь^т^^вы) и(^с^oх^^^отеыс^ая-^^ьши^ас^ь^^сохв^Зпе хуииким йaнcчрм Л9ceиpинпвших от извл ^гы^^()эаь1аз^(^^1ср^^'^^чв^сзово^сДинз^о-^аеореиид ^])^з^рдва, д0сий—ы,удмур00-,крм и, карелы) и тюркских (чуваши, ^Ль^^^^1,ЫР%С5(^Сн

б)днoввзмeннepсзкocoкp7тилась численность западно-аpиooа5ннкиxнapoдooй ас—веано- до%ввв. Причныесли для аоеладнин р вшающую-олс ессгралп (миграция, ]co ((чecн ое, ыoи з лхрвослв0иоз кeoвнcнмe в целом, уменьшается главным абчcзьolвcлcоcввиeвыooдoйcмepзнooти и инокос аожуоемо-з0Л.Мигрчцих0уысаихи нooo;cвooитeлeйpххaдpyвнxпвoво-cлaвлм-xнaоoдocIывxзиИ]MoлхaвaнCкc cввaнближнoeозaрубе-жcяаeeмoелапеoьвcмиыooбщyмртв ицательную тенденцию. %рот жтнcаиoдсаcчCвмлчвхкнxынoэовocтaaвмянcкcи

яГ0^С)10]СЭсС РHЫЧИTeCЬHOBO30OеBЛЧИCHРHHOCTЬИBПKOBOCЛOOBЫЛ

eoетoчквшзлcви5нcииxчмpoдoм•дoйякчвoоынвcocоаoз россий-апсш^ыс(^лэ^ь^^0^,н^е][1Х^^лы^^^втсч иoднoмyаaоцeнтy.Oунако и етoтнpoцepcозамaаа ениссоортщения христианского боль-рс^г^пр^^ cyщecэ9eннoaoыначзниянолмeл.

Во тлиниеcтпвaвмзвoпхьcХыMycyломанские народы

«-» «-» т~>

постоянно наращивают свой количественный состав. В результате можно констатировать устойчивую тенденцию к измене-

Можно констатировать устойчивую тенденцию к изменению этнорелигиозной структуры населения РФ, связанную с заметным увеличением удельного веса мусульманской этнорелигиозной общности, что последовательно фиксировали все последние переписи.

2

1

0

2

а

§

4,

ниыэ—нo%олиг—нзнoйcи—октзк5IH%cалeн7яPФ, связанную с заметным увеличением удельного веса мусульманской этно-]эелиеиовной o0щнocтк[чтoнocйerl;cчaтeльнoфилcилoвaли все носизнние аынeпиcи)

C^]с^^тoмo^с^E^J^^нах^eо^шco^а^ыапз^вa]^^^c^(^(^ь^) заую-ьан-

ИЫЙ ПьЮMеЖHBЫK0ЛCMCHИДeM0HCTpиpyП.THe0ДИH0Л0PЫе cымпы

положительной динамики своего численного роста, вследствие леса нропскодяо оиу^зные веы(емeнJ>г да внуы—ением уссро--ccoы мycрпoмaнcкoйэтooрeлиыаoзнoи зретавляющей россий-пкьаьoоoeаeкия. Хав, cнexeжаo%ит свмпасповышснля чис-неынocoo[ыимoнeтpнoyюoccoычoкooлaыc—из нпpoлPг,oeаCcнаo ПХИНВХЛежаЩИе И ЫаХРИО-даТССТаНЭКОЙГруппе - чеченцы, иогуши,чвсрр0с, хаувиав;ыилссгйны. Одновременлолисло вxoхн и еамово миогьрнoлcннoсoмycyиoмaкeмoccнop44oоашей страны - выросло незначительно. При сохранении данной тснлссщии ь [5лижa^сшeм 0уерщем ^ссзмссзно доминирование с cocтaвeыyршлo%57 ского сообщества российского государства змснноееоеосоавказскихмуанаьман.

Пчичш^yзаиoтрнoлeжинoям ожно видеть в следующем. Зоснычиеот ноуoо oспpaвocлacнoйкннрoа pыrpeлиcихзвoмy иомплвнеу г^(^,^(^^1^^2со-^г^^^с^-5(^ио1с^^з^с^ох6щп1^скс^с6 нневос-о^Д1нимый ущерб, в жизни российских мусульман, несмотря зодонгн е соб;ыaвeиcтичecиoeoдикбаo8,peлигивыpoнонжaoт лepaоoмвeомaвaжнyю яыкo.Oрoaoнна показательны в этом злaнеcycyльмонc вeceчнoeoыoвказa.Hычcр8мдaнн ого региона в гораздо большей мере удалось сохранить укоренённый в с^нулимои-кви рссс^вий^но.сх веч000ниян орауиционнысй семейно-бытовой уклад, а также исламские бытовые тради-дии, спосоЭеоеующин Cолoшeйпxoлoлжнeeимнo4Bп осизни, дчастнксти, Ы0ту0евсиепьянства и почтительное отношение аитаошим.

б)тмвхcпнyюатнoeшцию б изменению этнорелигиозной еcкРпсypын8нoс;oнaвелeнняPocеиин8иBoлeeнаoлядно иллю-eTчИЛyeTCчa0HCИИeП0K030CелeЛTMeчаЧ7>C0И и^а^д^в^мости а бpаяициoинo -усских 0Слбсвях г нреoBмapaнивм0yccкoго населения и мусульманских автономиях Северного Кавказа.

Д^лерзыхвао aкcзoнoмнoгoкo8онo в нpвoышвн ие cыхчтнoзpинaх ЫPжpaeмoeтcю.Txх, ^%у51]зсхо^(^С^ласти ш 200° е^однлось^Ы oыз.нтнавeк, а умерло - 22,3 тыс.; а CмoмeнeйcH-cooтвеocвoзннл 8,0тыи. л 2ы.7 оокс., ВНООСО.ОДСКО0 — %.оТ0СС. OC0,0pЫC]] 0ПтK0CTK0ЙпВ.аTЫC.

и 16,5 тыс., в Ивановской - 8,9 тыс. и 23,0 тыс., то есть число амелших о два-зрсз д-азо превосходнт кяиичесо0о аоуившихся. % -)0ccны2cпcp мс^си^он^ал^ь^с^^с^омолностью противоположную рартину:вИйгушезиинаВД выc.нooившинcончихcpилось

0,7 тыс.о мexкmх•aвДaзecтaах наЗ С,0тыб. родившихся -14,3 тыс. умерших. Данные по этим республикам наиболее

Легко спрогнозировать, что уже в ближайшие десятилетия в этнорелигиозной структуре населения к востоку от Урала всё более заметную роль будет играть буддийско-восточноазиатский компонент.

2

1

0

2

а

§

4,

мыза-елнос:, —оснольль Ингзш55н%ллeн50ящее время практически моноэтнична, а в Дагестане удельный вес русских запоoвняеc менеео%(

ДЯуеымваюнеКшпмфакоопом лзмеиеиин тонодоли-

сПОеНОГОбалаИСа Й83еHTРИЯ оШ-В ПОПЬВд МусуИ-МОНоКих НХчЫДОВ (ГТПЛ выеок^^оосньмио^ции. Основную. ыосоь миграционного прироста обеспечивают представители мусуль-иснепио носсодов нз отдои Ы)Нсг, йсобенно пзснTыПaжaнпы со ты--жлки,авпослевпиегоаы- ыcмсxoхиы из государств даль-пооаоoкyбежcы-5paBы, в^^ис^,^^э^£^^с^ыИ11Э)з^^^мг^^ит^ствие воынелнихи с0^^^сз васьиKыпcгoнаыeитнпяетaнooирзчвcё

ПОЛЗв СШлСОНЫМ.

AнчнсгpпнoявeнcтхкРИ, вотй к о неоколопо МСИлШих lнвсштaбaы[ а оасожс ре ссолх сaмeтнлхooиayгoJжзao меоcшей численности данных народов, прослеживается и в буддийско-00Tа0BHЫ53ИЫ0eM0Й C0H0ПCЛПТИ0НH9П иОщНОСТИ РоССИИ. ПрИЧСМ ^.дсыоныи^о^^и^!^^ -[ост демонстрируют диаспоры представите-зейсорае зальнвет зтpyбeжoя,тьвдoкыиyaввoxтoнных буд-ОиеоооРоссиы нбурхвикамыооб - темпы роста численности Toлевyмeзенныc.M—oчaция мтгтcкаopcттЮгo-Bocтoвнoй Асиил Aзимпcыо-0иxoo%заиeоocоpсcхoн aпрcMJ^I^I^c^пном одовне пока сравнительно невелика. Однако, как было отме-зeнсьышe,по(];oннымпeйeниcи 2002 e.кopхйеыoя.китaй-внaЯ(Bьcтаомеыoвиa8ИIeинaиИскoаe7 нодисперсные группы 0 0CCCCCex0CXKИТKTeOHOCeяeHИЯMHCTOKpaTH0yвeЛKЧ ились.

Если принять во внимание, с одной стороны, провеса оeкp8щeнихнaceлeнийaзнавcкой части РФ си дчёт .эус-ских жителей при одновременном росте численности корен-лосх 0xыЧиИeниxэтнocoвCи0иpи,aваpyJ%Я р —4лoec8Льное дeмаexaфнчeыаcз давлвние соседних государств Азиатско-CиоooкoaIЫкoсopсеиoна (наплимесх повепениеоднойпригро-уихнoйкиваИзкoх нpooишпииXэйлунцзян, причём далеко не самоП ]Pнпг4люниoк,пйeвыш8eтCЯа млнчнпотзк, оогда как eceГoДxнаиeBOCTOЧHОГOфeчeoaЛ0ИCГeакpyCOCOCTaBЛCOTРИ шь я,с млн), со нзопо eяp0eвeCПхeвaT0,ЧТCyшeBТЛИЖaЙЫие десятилетия в этнорелигиозной структуре населения к востоку он ЯуллaыcCбoлeыоомepныeсpoль0yдeтнсаaвcByддийcма-oос-тпчнoмeиaтокиИкымпалтхo.

в^и^сПя^сом, ыожнососортть о частичном замещении аpaаocнмpоcгo аoceийeкceoнаceлcнхяныcиэeннмииныхпcни-сиoзнo-ннльы-пвыxтpaб;и цо^Кол^тзыванс c^^вг^coтпх А. Солженицын, «При нынешнем вымирании русского народа, аонлоЕто. сньвперспыкоива хоменй нсссной куловсфы напр о-тткяйттос Поoэиие;xyeишиxoооeиями и культурами (в том ^:ис5.^^к^гг^с1сй-^й1.-Пвд сорькнИапиваспродесс^носн совер-300000] »)9Г)П-шиeблозoxxавпxoмыoзоxтxp событий всё это может создать реальные предпосылки для выпадения тех или иных регионов РФ из единого российского цивилизацион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1№4, май 2012

И^ОП—е%^Т^7 ^ ^н^^^]^С^-[ГТС^^(7^]^1^^^0е^Н^ тяьужению территории российского государства до границ Московской Руси ХПК-ХУ1вС.

Teндeнцмииcмeнснинэтнаpeлиoиoзнхй сору соту рынасе-ктн—нB>occии, тaфийeмяocонныoааcлeднамнпeяeIшзпмИ(eта-тсго садани гармопиза^имежэтничзоинх ымзеoлвиз^J^и^ыных отношений, в числе которых можно выделить следующие:

1.Пpeдoтвpaщвниeвxзыoшcниаpпл скоюопсоооннхвв ооо ыйxaмнoтoхaанснaльнc>copocтиИoиoзoнарода посредством пигфиолен елэтнадлою г]э^^ис^^то ой титуациисуззиона х, со-стывляющих ^сн'гу иетарической ]%онеисе.

2.Укяопнсние ас^^иг^^8:тг-ай1^:аз^о1^ис^(поС^с^(^^пП^ого аеыoма,имлющeeыo[нoгoвeкoяoаиетcяичтeмнйcпы4миянoго coсyаыхтooвaннвp нлаоеенивным большинством в составе од-

3.Фьюмоеавание толерантных добрососедских отноше-лийможеу эоиоческймиинелнеиьтлымыеоебществами во имя Веп1снияобщихзадач,стоаьокопгред российским обществом зоссвыЧистодм.

4. Упорядочение миграционных потоков из стран СНГ здссьни ге^^оубсжап, о^^зос^с^зп^номсняснл^]^^ cтыoc- элненез-лошбалтне вны-срегноновПФ.

P%%ытoгpaфpчecвиЮcииcoв

C.5^^с^ии^стo]^J^и пxcныoсoра-eиляпcлaв[eкoйнивилизации. Том3.М.:МОКСПЯН,0002.

2. Логинов А. В. Власть и вера: Государственные и религиоз-010 ицсоивнты а оэоо%ии со сссязо^1^с^ньс,о:р.(Ы^[. Большая нoтcиИвкaяэУI:шинoпсдих,2005.

3. Тпосоникос в. H] Правой н^ро^^^10в^^йы^с^о^ция: Иecоpичecкизкopнииьмипчиoеooнытчepты•M.[2008.

0.Тяотвникоа В.Н. мусткие - кто мы? // Десятина. М., 200M..0C16.

П] Iтзc-oгс:,)Il^[ нруоысо соврсмонноИ B>oecпи• Слооаао. Сю изд. М() РоснМшика, 20ул.

6.Bcpм]Этйoc.Haция: Мснигиозныйкомпоненв е^инхезиозо восналия.МхКоньтус-оанлеоопюцня, П0ХВ.

^Россий ская цивилизация: Этнокультурные

идвооьныeacпeкoы:Эпцикйoпeчиаecкий еосоарь. М.: Рссытубника, 0С01.

^5.ст^л(овп^^.з %. А. ыслaо в современной России: %нщ Рклойедин.Мл.Алторпвм, ьвлсб

9. Солженицын А. И. Сбережение народа - высшая изо всех государственных задач // Московские новости. 28 апреля

4 мая 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.