Научная статья на тему 'Этнорегиональные условия успешной деятельности учителя технологии в процессе изучения народных традиций и декоративно-прикладного искусства'

Этнорегиональные условия успешной деятельности учителя технологии в процессе изучения народных традиций и декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / учитель технологии / народные традиции / декоративно-прикладное искусство / этнорегиональный подход

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эсеккуев К. В.

В статье рассмотрен этнорегиональный подход к содержанию обучения, который является важнейшим условием становления и эффективной деятельности учителя технологии. Систематизированы положения, относящиеся к содержанию программного материала по декоративно-прикладному искусству. Определены требования к проектируемому педагогическому процессу становления учителя технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эсеккуев К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article develops the idea of ethnoregional approach towards the design and technology education contents which allows achieving the most effective teaching results. The author makes an attempt to systematize the principal issues of the arts and crafts study program and describes the requirements for the didactic process conducted by a professional design and technology teacher.

Текст научной работы на тему «Этнорегиональные условия успешной деятельности учителя технологии в процессе изучения народных традиций и декоративно-прикладного искусства»

К. В. Эсеккуев

ЭТНОРЕГИОНАЛЪНЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Тарасюк

В статье рассмотрен этнорегиональнып подход к содержанию обучения, который является важнейшим условием становления и эффективной деятельности учителя технологии. Систематизированы положения, относящиеся к содержанию программного материала по декоративно-прикладному искусству. Определены требования к проектируемому педагогическому процессу становления учителя технологии.

The article develops the idea of ethnoregional approach towards the design and technology education contents which allows achieving the most effective teaching results. The author makes an attempt to systematize the principal issues of the arts and crafts study program and describes the requirements for the didactic process conducted by a professional design and technology teacher.

В психолого-педагогических исследованиях в области теории педагогической деятельности (Е. П. Белозерцев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) обращается самое пристальное внимание на необходимость не только профессиональной компетенции учителя, но и на важность развития

1 и

его личностных качеств . Не вызывает сомнений и утвердившееся в последнее десятилетие единое мнение о значимости этно-региональной готовности учителя. Это относится не только к учителям гуманитарных предметов, но и к представителям естественнонаучных и технических областей знания, в том числе и к учителю технологии.

Становление будущего учителя технологии при изучении народных традиций и декоративно-прикладного искусства - это профессиональная основа личности. Она характеризуется последовательным приобретением личностью полной совокупности профессионально необходимых качеств на уровне их достаточной выраженности: профессиональных, нравственных, социальных,

этнорегиональных, творческих, наличие которых свидетельствует о готовности успешного выполнения выбранного вида трудовой деятельности, педагогической рефлексии, сформированным ценностным отношением к профессии, культуре, в том числе к народному искусству.

Образование - часть культуры, а народные традиции являются фундаментом этой культуры. Воспитание и обучение на основе народных традиций - есть воспитание, основанное на культурно-историческом опыте народа, закрепленное в произведениях различных видов народного искусства, несущих воспитательный потенциал. Это пословицы и поговорки, сказки и былины, песни и частушки, фольклор и изделия народного декоративно-прикладного творчества, заключающие в себе внутренний заряд, смысловую и нравственную основу. Для того чтобы выстраивать свою образовательную деятельность, будущему учителю необходимо умение глубоко проникать в основы народных традиций, понимать и

переосмысливать педагогические возможности своих народных традиций и декоративно-прикладного искусства, что дает возможность самоорганизации своего педаго-

2

гического менталитета (Б. С. Гершунский) .

Перед системой вузовской подготовки, ориентированной на гуманистические цели и ценности, общество ставит задачу подготовить такого учителя технологии, который мог бы помочь учащимся творчески раскрыться, помог бы научить понимать и сопереживать, помогать и сочувствовать, используя воспитательные возможности народных традиций и декоративно-прикладного искусства. На это обращает наше

внимание в своем исследовании Н. С. Ки-

3

риченко .

Анализ существующей ситуации показывает, что содержание обучения в вузе быстро меняется, так как именно его разработке уделяют большое внимание специалисты. Однако система средств обучения и методов обеспечения деятельности в вузе разрабатывается значительно слабее и медленнее. При этом обращает на себя внимание малая разработанность теории и практики обеспечения как деятельности преподавателей, так и методической обеспеченности учебной деятельности студентов. Методическое обеспечение предмета, в частности курса «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом», зависит от содержания программного материала, включающего региональный компонент. При этом важна дидактическая обоснованность каждого компонента, входящего в комплекс. Изучение опыта создания методического обеспечения по различным вузовским дисциплинам художественно-графического факультета дает нам возможность сформулировать следующие положения, относящиеся не только к комплексу в целом, но и к каждому его компоненту:

• формирование и развитие всех компонентов учебной деятельности студентов при условии полноценного усвоения ими программы;

• наличие средств обучения и правильная последовательность их использования в зависимости от этапов и методов обучения и форм организации работы со студентами;

• учет особенностей восприятия и уровня сформированности профессиональных навыков студентов на каждом году обучения;

• возможность организации и управления учебной деятельностью студентов со стороны преподавателя.

Комплекс должен включать в себя: программу курса как федерального,так и этно-регионального характера (тематический план, учебники, учебные пособия для студентов и преподавателей); лабораторный практикум (пособие по методике преподавания спецкурса, справочники для сообщения дополнительных сведений по предмету, аннотированный справочник литературы); дидактический материал (учебные таблицы, плакаты, тесты контроля и самоконтроля, технологические карты поэтапного выполнения изделий декоративно-прикладного искусства и др.). Особое значение для этнорегиональной готовности учителя технологии имеют образцы изделий по художественной обработке металла (гоппан аякъ - декоративные чаши, сахан табакъ -декоративные блюда, выполненные в технике чеканки или насечки, ювелирные филигранные изделия и др.), коллекции материалов, словари технологических терминов, аудиовизуальные средства обучения.

Учет развития вузовского образования на современном этапе, наш личный опыт и результаты эксперимента позволяют нам определить требования к проектируемому педагогическому процессу становления будущего учителя технологии:

• наличие цели педагогического процесса -воспитание целостной творческой личности будущего учителя, в котором гармонично сочетаются профессиональные, личностные, в том числе и этнорегиональные, качества;

• обусловленность содержания комплексом научных, исторических, этнических и природных факторов, в котором национальные традиции становятся средством усвоения общечеловеческой культуры;

• опора на новые технологии и интерактивные методы, в основе которых лежит культурно-рефлексивная деятельность студентов, позитивно взаимовлияющая на преподавателя и студента, обеспечивающая успех в профессиональном и этнорегио-нальном становлении и саморазвитии и преподавателей и студентов.

Следовательно, содержанием формирования личности современного учителя технологии как человека культуры является:

• освоение общечеловеческих ценностей на основе национальных традиций;

• наполнение педагогической деятельности поиском творческих решений и личностным этнорегиональным смыслом;

• опора на профессиональное самосознание, включающая как общечеловеческие, так и этнорегиональные ценности.

Культура народных традиций для будущего педагога должна являться и средством, и целью одновременно, потому что именно в культуре народных традиций лежит потенциал развития духовности и нравственности. Доказательству вышеперечисленных положений была посвящена наша опытно-экспериментальная работа.

Освоение воспитательного воздействия различных видов народных традиций и декоративно-прикладного искусства, в том числе карачаевского, положено в основу личностно-профессиональной подготовки будущего учителя технологии в формате курса «Основы теории ДПИ с практикумом», потому что народные традиции, неся в себе огромный воспитательный потенциал, проверенный многовековым опытом народа, становятся средством сохранения, приумножения национальных ценностей, средством воспитания подрастающего поколения, средством освоения и вхождения

в общечеловеческую культуру на основе диалога и понимания внутренних смыслов элементов культуры. В связи с этим мы полагаем, что включение регионального компонента в программу курса будет способствовать формированию духовно-нравственной и эстетической культуры личности.

Изучение на занятиях курса металлических элементов украшений и принадлежностей мужской и женской национальной одежды, чеканной, гравированной и литой металлической посуды с характерным и свойственным для региона национальным орнаментом, в сочетании с беседами об аланской культуре (по сей день карачаевцы обращаются друг к другу - Алан), нарт-ском эпосе и феодальной истории своего народа, используя элементы музыкального фольклора и устного народного творчества, соответствующие тематике занятия, будут способствовать формированию духовной культуры студента, развитию способности полноценно осваивать произведения искусства, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего. Мелодии старинных песен, под напевы которых изготавливались предметы быта, игра национальной гармоники усилят эмоциональное восприятие материала, позволят ближе ощутить дух того времени, будут пробуждать и воспитывать любовь к своей культуре, к своим традициям, своему народу, своей Родине, а также понимание того, что это частица общечеловеческих культурных ценностей.

Мы солидарны сТ. Я. Шпикаловой, которая пишет, что «при разработке инновационных проектов - моделей развития системы этнохудожественного образования учитывается ведущая цель - воспитание человека - патриота родной земли, наследующего лучшие традиции народной педагогики, основанные на высоких принципах морали и этики; формирование духовнонравственных основ личности через духовные и культурные ценности и традиции на-

рода; воспитание чувства родства со своим

прошлым, чувства своей истории, чувства

4

связи с прошлым и грядущим» .

Как показал предшествующий материал, действительно народность и этнореги-ональный подход выступают важнейшим социальным условием эффективной деятельности учителя-профессионала, занима-

ющегося проблемами преподавания технологии, но наряду с этим условием, как показал эксперимент, необходимо учитывать эмоционально-деятельностное состояние компетенции учителя технологии, а также положительную мотивационную направленность самого учителя на народные основы декоративно-прикладного искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. М., 1967; Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1978.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 2002.

Кириченко Н. С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного

искусства у подростков на уроках технологии: Дис. на соис. учен, степени канд. пед. наук. Карача-

евск, 2002.

4

Шпикалова 71 Я. Моделирование в условиях системы образовательных учреждений - эффективное средство развития инновационных процессов этнохудожественного образования //Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития: Сб. науч. стат. и мат. Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала, 2006. С. 481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.