Научная статья на тему 'Этноним «хоро»'

Этноним «хоро» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
556
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЕ ХОРОЛОРЫ / ЭТНОНИМ "ХОРО" / ТЮРКОЯЗЫЧНОСТЬ / "KHORO" ETHNONYM / YAKUT KHOROLORS / TURKIC LANGUAGE SPEAKING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимова Лидия Петровна

Статья посвящена изучению монгольского состава якутского этноса. Впервые этноним «хоро» рассматривается в контексте всех тюрко-монгольских народов, охватывает весь фольклорный материал якутов. Выявлены характерные особенности легенд и преданий хоролоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

„Khoro ethnonym

The paper is devoted to studying of the Mongol components in the Yakut ethnos. For the first time the ethnonym "khoro" is considered in the context of all Turkic-Mongolian nations and covers the whole folklore material of the Yakuts. The characteristic features of legends and stories of the Khorolors are revealed.

Текст научной работы на тему «Этноним «хоро»»

Л. П. Герасимова

ЭТНОНИМ «ХОРО»

Работа представлена кафедрой фольклора и национальной культуры Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор В. В. Илларионов

Статья посвящена изучению монгольского состава якутского этноса. Впервые этноним «хоро» рассматривается в контексте всех тюрко-монгольских народов, охватывает весь фольклорный материал якутов. Выявлены характерные особенности легенд и преданий хоролоров.

Ключевые слова: якутские хоролоры, этноним «хоро», тюркоязычность.

L. Gerasimova

„KHORO"ETHNONYM

The paper is devoted to studying of the Mongol components in the Yakut ethnos. For the first time the ethnonym "khoro" is considered in the context of all Turkic-Mongolian nations and covers the whole folklore material of the Yakuts. The characteristic features of legends and stories of the Khorolors are revealed.

Key words: Yakut Khorolors, "khoro" ethnonym, Turkic language speaking.

К XVII в., когда огромный регион Центральной Якутии вошел в сферу влияния Российского государства, в основном, завершились процессы этногенетического характера. В ходе длительных и сложных этнических стадиальных видоизменений, протекавших на всем протяжении позднего средневековья на территории Якутии появились тюркоязычные Саха (якуты) и тунгусоязычные эвены и эвенки.

На сегодняшний день наиболее ранним свидетельством проникновения тюркоязычных групп на р. Лену является «самая северная древнетюркская надпись, найденная у с. Петровского, всего лишь в 200 км от г. Якутска». А. П. Окладников предполагал, что надпись была оставлена неким лесным тюркским народом в долине р. Лены, являвшимся ветвью курыканов [4, с. 338]. Развивая предположения А. П. Окладникова и подкрепляя ее материалами Н. В. Кюнера, другой исследователь отмечал, что «территория Якутии не была для тюркоязычных народов верхней Лены и района Байкала незнакомой территорий» [6, с. 50].

Якутский этнограф Ф. Ф. Васильев считает, что наиболее ранним тюркоязычным этническим пластом являются родоплеменные образования кыргыз, хоро и тумат. Во всех исторических преданиях эти племена упоминаются как первоприбывшие на р. Лену. Он считает, что наиболее известны современные бурят-монгольские этнонимы - общему наименованию древнемонгольских племен хор [7, с. 121-128]. В Якутии до настоящего времени сохранились населенные пункты под названием Хоро и Хоринцы в Олекминском и Сунтарском улусах сельсоветы в Усть-Алдан-ском, Сунтарском, Олекминском и Верхневи-люйском улусах. По мнению большинства, якутские хоролоры имеют монгольское происхождение. Исторические предания о племени хоро были в свое времени обстоятельно рассмотрены А. П. Окладниковым. Одним из основных моментов, будто бы доказывающих монголоязычность, хоролоров, является поговорка «Хоролуу санарыма, сахалыы са-нар» - не говори по-хорински, а говори по-якутски. Не достаточно убедительна и версия об «акающих говорах», призванная доказать

монголоязычность далеких предков носителей этих диалектов.

Устная традиция, бытующая в центральных улусах Якутии, предания северных народов, где упоминаются хоролоры, при всем разнообразии сюжетов, подчеркивает один общий момент - хоринцы представляются наиболее ранними поселенцами той или иной местности. Легендарный старик Улуу Хоро, предводитель хоринских родов, обязательно восседает на быстроногом быке - это уже существенная энтоуказующая деталь, ибо бык, как принято считать, объект поколения монголоязычных народов. Для нас немаловажна еще одна черта легендарных хоро - воинственность. Как бы в подтверждение этому два полных комплекта защитного вооружения были обнаружены на территории Усть-Алданских хоринцев.

Нет сомнений только в одном - этноним «хоро» является одним из самых древних в Сибири и Центральной Азии. Предположение о первоначальной тюркоязычности предков хоро, впоследствии целиком омонголивших-ся, было высказано сперва С. А. Токаревым, а затем поддержано Б. А. Долгих и А. П. Окладниковым [3, с. 38-43; 8, 4, с. 359]. Кроме бурятов и якутов, этноним «хоро» в форме «хор» встречается у современных удэгейцев. Причину столь широкого распространения древних этнонимов у самых разных современных народов следует искать в исторических перипетиях средневековья время от времени приводивших в движение все населения евразийских степных и лесостепных просторов.

Существует немало литературы на разных языках о древней монгольской истории. Бесспорно, основным источником являются китайские летописи. Хори - древнее имя монголов. Об этом не раз упоминает и утверждает Б. Б. Дашибалов. По его словам, при чтении китайских летописей надо помнить, что авторы этих исторических хроник написали государственную историю китайских династий. Поэтому они возвышали самих китайцев, а весь окружающий Поднебесную империю мир в их описании был варварским. В китайских летописях предки монголов выглядят

Этноним «хоро»

только варварами-кочевниками, хотя данные монгольского языка, фольклора и последние археологические открытия позволяют говорить о древнейшей оседлой и земледельческой жизни монголов.

Выдающийся китайский историк Сыма Цянь (145?—87 гг. до н. э.) описал в официальной истории соседние народы, в том числе и дунху. Под этим именем скрывается целая группа родственных народов. Первое упоминание о дунху относится 307 г. до н. э. В одной из летописей указывалось, что они живут на восточных пределах страны и проявляют агрессию. В другом источнике говорится, что дунху обитают севернее государства Янь, т. е. возле Ляодуна. Вошедшие в мировую историю знаменитые хунну были родственны дунху, но впоследствии разделились и стали враждовать друг с другом.

Хуннов китайцы называли ху, т. е. варвары, поэтому дунху означают восточные ху, так как «дун» на китайском языке значит «восток». Некоторые исследователи считают, что дунху и хунну на ранних этапах составляли один народ, самоназванием их было имя ху. На наш взгляд, более близок к истине тибетский ученый Минчжул Хутухта, который полагал, что самоназвание народа было хор. Впоследствии под влиянием китайского языка превратилось в ху. С этим был согласен и один из основателей российского китаеведения В. П. Васильев. Он писал, что хор - название, издавна служившее в Китае для обозначения монгольских племен. Выяснением сложения этнонима «хор» занимался Г. Е. Грум-Гржимайло. Он поддержал мнение японского исследователя К. Сиратори, утверждавшего, что дунху есть восточные ху. Близок к истине был и Ю. Н. Рерих, когда сопоставлял китайское ху с тибетским хор. Он писал: «Тибетское племенное название хор - не что иное, как тибетская транскрипция китайского ху - названия, которым обозначались центральноазиатские племена иранского и тюрко-монгольских корней». Эту традицию поддержал и Л. Н. Гумилев, также сопоставляя дунху и хор.

Таким образом, мы видим, что многие ученые склонялись к тому, что самоназвание дунху и хунну было имя хор. Кто же были по

языку эти древние хори? По этому вопросу не было высказано однозначного мнения. Все исследователи приходили к выводу, что это был смешанный народ, не исключено его иранское происхождение, а впоследствии он стал предком тюрков и монголов. Из монгольских языков этноним «хори» не объясняется. Тогда с какими народами он мог быть связан? Достаточно распространено явление, когда этноним происходит из другого языка. Например, славяне болгары получили имя от одноименных тюрков или Китай (в России) называется по имени монголов - киданей. Близкие по звучанию к «хор» наименования имеются в Средней Азии и Европе. Назовем, например, Хорасан, что значит земля солнца и Хорватия. По мнению языковедов, этноним «хорваты» имеет иранское происхождение. Он зародился в среде, где славяне вплотную соприкасались с ираноязычным населением. Предпринимались попытки сопоставления английского названия коня hors с именем славянского божества Солнца - Хорс. Отметим, что в мифологии образы солнца и коня взаимосвязаны.

Не исключено, что имя древних монголов - хори, также могли иметь иранские корни. Древние монголы - хори, также могли иметь иранские корни. Древние монголы - хори сложились как народ на границе евразийской степи и восточных равнин. Кочевничество в данный регион, вероятнее всего, было занесено древними индоевропейцами иранского происхождения, с которыми могло быть связано название «хоро».

Когда мы касаемся сяньбийской истории хори, то они уже давно были моноголоязыч-ными. Думается, прав был Г. Н. Румянцев, когда писал: «Хор, вероятно было общим наименованием большой группы древних протомонгольских племен». В пользу такого предположения говорят сохранившиеся древние выражения, связанные с этим именем. Венгерский монголовед Д. Кара в монографии «Книга монгольских кочевников» отметил, что «хор-йиг» значит «монгольские буквы». Ю. Н. Рерих выражение «хор ту» называет монгольский счет. Академик Ц. Дамдусурен писал, что у монголов встречается выражение

«ор монгол хэлэ», что означает «коренной, настоящий» монгольский язык. Он же отмечал, что слово «ор» в древности могло звучать как «хор». Добавим к этому, что якуты монголов называют хор, хоро, а буряты монголов, которые жили до их прихода, называли хори-монголы.

Таким образом, имеющийся материал позволяет говорить о том, что древним именем монголов было хори. Н. Бичурин, внесший неоценимый вклад в понимание древней монгольской истории, писал: «Итак, происхождение монгольского народа и Дома Монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи, совершенно различные между собою. Начало монгольского народа уходит за двадцать пять веков до Рождества Христова, Дом Монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове».

Теперь рассмотрим этимологию слова «хоро» в интерпретации Е. В. Павлова. Примечательно, у якутов при болезнях, якобы вызванных гневом духов огня, высекателем огня мог быть человек только их хоринского племени (якутские хоры). У С. В. Ястремского находим текст обращения к божеству огня со следующим содержанием:

Khoro tordo, Khoro tordo! Uot itche, kurul tusumet, kurul tusumet!

Перевод:

Родоначальник хоринцев, Родоначальник хоринцев, Властитель огня почтенный и важный!

То есть хоринцы (у якутов и бурят) считались людьми, наделенными сакральностью (харизмой), имеющей огненную/солнечную природу.

Соответствующая интерпретация позволяет подойти к интерпретации этнонима «хори». По мнению В. Б. Цыремпилова, хори связано с лексемой «хор», этимология которого неясна [1, с. 27-32]. Учитывая выводы по семантическому анализу хороинского этно-гонического мифа, можно предположить, что он восходит к древнеиранскому термину hvar

(«фран») - солнце. Диалектно он может звучать как сур/хур - «солнце»: в индоарийских языках (Сурья - божество солнца в ведийской мифологии, с другой стороны, сур джавхалан -сакральность предка у монголов): как хур (хир) в иранском языке [5]. В связи с этим нельзя не вспомнить названия родов предбайкаль-ских бурят хурдут/ хордут, хурдут, а также курыкан - раннесредневековых насельников предбайкалья, а также упоминаемых у Рашид-ад-Дина курканов. В свою очередь древнеи-ран. Khors, перс. Horsed - «солнце», название древней арийской страны Хорезм - «страна солнца» [2], а также солярное божество Хорс в языческом пантеоне восточных славян, заимствованное из иранской религиозно-мифологической традиции [2], позволяют считать, что лексема «хур» диалектно могла произносится как хор. В этой связи, небезынтересно отметить. Что древние ираноязычные группы приняли участие в этногенезе ряда славянских народов, о чем как считается, свидетельствуют иранские по происхождению этнонимы хорват, словенцы, хорутане. Кстати, этимология этих слов (обладающие «фарном/хором») совпадает сохранившимся представлением о сакральной связи хоринцев с огнем.

Якутский этнограф Ф. Ф. Васильев обращает внимание на работу исследователей по этимологии слова «курыкан». Своеобразная интерпретация Г. Н. Румянцева, вызванная доказать монголоязычность курыкан, приобретает определенный смысл, поддерживающий его версию.

Построение Г. Н. Румянцева «курыкан (укри или фурии) - хори, хорлос, хорчин, хуурумша - «хор» достаточно близко к словосочетанию «хоро-хаан». В данном случае хоро, известное нам слово «хаан» - суффикс, обозначающий принадлежность к конкретной кровно-родственной группе, показывающей единство многих родственных племен и родов. В этом значении слово «хаан» объяснимо только исходя из тюркских языков. Еще раз обращаем внимание на Б. Б. Дашибалова, пищу-щего о том, что якутские хоролоры являются выходцами из племени хори, отличавшегося своим языком от якутского.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бонгард-Левин, Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983.

2. Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск, 1995.

3. Долгих Б. О. Некоторые вопросы древней истории западных// КСЭ, 1953.

4. Константинов И. В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1986.

5. Кузнецов Б. И. Древний Иран и Тибет. Истории религии Бон. СПб., 1998.

6. Румянцев Г. Н. Происхождения хоринских бурят. Улан-Уде, 1962.

7. Токарев С. А. О происхождении бурятского народа// СА 1953. № 2.

8. Цыремпилов В. П. Об этимологии этнонимов «монгол», «хори», «бурят»// Актуальные вопросы истории Бурятии. Улан-Уде, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.