Научная статья на тему 'Этнокультурный туризм как механизм брендинга территории муниципального образования'

Этнокультурный туризм как механизм брендинга территории муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
417
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNOCULTURAL TOURISM / BRANDING TERRITORY / MUNICIPAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Идрисов Э.Ш.

В статье рассматривается роль этнокультурного потенциала муниципального образования в конструировании брендинга территории. Оценены возможности брендирования территории Приволжского района Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL TOURISM SUCH AS MECHANISM OF BRANDING TERRITORY OF MUNICIPAL FORMATION

The paper refers to the role of ethnocultural potential of municipal education in designing a brand of territory. Evaluated possibilities of branding the territory Privolzhsky area Astrakhan region.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный туризм как механизм брендинга территории муниципального образования»

УДК 383.483.12

Идрисов Э.Ш.1

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕХАНИЗМ БРЕНДИНГА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается роль этнокультурного потенциала муниципального образования в конструировании брендинга территории. Оценены возможности брендирования территории Приволжского района Астраханской области.

Ключевые слова: этнокультурный туризм, брендинг территории, муниципальное образование.

Idrisov Е. Sh.

ETHNOCULTURAL TOURISM SUCH AS MECHANISM OF BRANDING TERRITORY OF MUNICIPAL FORMATION

Abstract. The paper refers to the rôle of ethnocultural potential of municipal éducation in designing a brand of territory. Evaluated possibilities of branding the territory Privolzhsky area Astrakhan région.

Keywords: ethnocultural tourism, branding territory, municipal éducation.

В сфере развития местного сообщества сегодня часто говорят о брендинге территории. Не последнюю роль в этом направлении отводят этнокультурному туризму. Практически любое сельское поселение России обладает достаточным потенциалом развития туристических услуг, с опорой на народные традиции. Показательным в этом отношении является Астраханская область, на территории которой проживет более 150 национальностей, около 20 из которых имеют компактное проживание.

Этнокультурный туризм - одно из направлений культурно-познавательного туризма, которое представляет собой совокупность различных форм туристической активности, обусловленных стремлением к познанию многообразия феноменов этнокультурной сферы. К объектам этнокультурного туризма можно отнести этнографические деревни и парки, этнографические, краеведческие, историко-краеведческие и архитектурно - исторические музеи, а также сохранившие выраженный этнокультурный колорит сельские поселения, городские кварталы и отдельные строения [1].

Основной целью такого туризма является знакомство с культурой, традициями, обрядами, обычаями отдельного народа или группы народов, в зависимости от туристического продукта, маршрута, который был сформирован. Стоит отметить, что по прогнозам экспертов, путешествия с этнокультурной мотивацией станут во второй четверти нынешнего столетия одним из самых динамичных видов международного туризма, уже сейчас возросла популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье [1].

Как отмечает в своем исследовании А.Г. Бутузов, к общим предпосылкам развития этнокультурного туризма в России следует отнести:

- высокую степень этнического разнообразия населения на различных уровнях: от национального и регионального до локального и местного; - сложившиеся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, а также кавказского и монгольского; - необходимость активной пропаганды идеи гармонизации межкультурных отношений с учетом напряженной и серьезно осложнившейся за

1 Идрисов Эльдар Шамигуллович, канд. полит, наук, доц. каф. ГМУ Астраханский филиал РАНХиГС

Idrisov Eldar, Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of State and municipal administration

AfRANEPA

последние десятилетия в ряде регионов ситуаций в межэтнической сфере; - деструктивное влияние урбанизации, интернационализации и глобализации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны; - необходимость более эффективного продвижения на отечественных и зарубежных туристических рынках регионов России, в особенности, с низким рейтингом туристических предпочтений туристов [1].

В Астраханской области реализуется стратегия социально-экономического развития до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является формирование на территории региона креативного кластера «Культура Астраханской области». Наиболее перспективным звеном в нем является развитие системы оказания услуг в сфере культурного туризма.

На сегодняшний день по данным статистических наблюдений Министерства культуры и туризма Астраханской области туристический поток составляет порядка 2,5 миллионов человек в год, из них 3-5% туристов приезжают с целью знакомства с историей и культурой региона [2].

Для выявления проблем развития этнокультурного туризма Астраханской области нами был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие различные специалисты, связанные как с туристической сферой, так и с музейным сообществом. Как отметил П. Лымарев, руководитель Астраханского центра туристической информации: «На увеличение потока туристов в регионе скажется низкобюджетная ценовая политика Авиакомпании «Победа». Если раньше в Астраханскую область, приезжали москвичи с доходом выше среднего, то сейчас посетить регион могут позволить себе гораздо большее количество людей, с целью провести выходные, познакомиться с историей и культурой».

При оценке туристического потенциала Астраханской области, одной из сильных сторон были выделены многонациональные культурно-исторические традиции, а также развитие народных промыслов и ремесел, что является основной предпосылкой развития этнокультурного туризма в области [9].

По мнению A.A. Курапова, заместителя директора Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника: «Развитие познавательного туризма имеет ряд преимуществ, одним из которых, является то, что культура является относительно неисчерпаемым ресурсом, по сравнению с такими видами как рыбалка, охота, и меньшее влияние фактора сезонности на данное направление туризма. А значение этнокультурного направления определяется тем, что Астраханская область уникальна своей многонациональность, также известно, что наш регион находится на границе нескольких культурных зон, таких как Средняя Азия, Кавказ и Европейская часть России.

Кроме этого, стоит отметить, о существовании региональных этноспецифических групп, которые в условиях астраханского межнационального котла, приобрели свои черты».

В Астраханской области имеется опыт реализации проектов в сфере этнокультурного туризма, не смотря на то, что направление начало развиваться сравнительно недавно. В нашем регионе существует несколько разных по организационной форме туристических проектов этнокультурной направленности: - государственный (Центр казахской культуры им. Курмангазы); - муниципальный («Добродея» Центра культуры с. Евпраксино, «Казачья вольница» Центра культуры с. Копановка, «Сабантуй» Центра культуры с. Татарская Башмаковка, «Огонь невесты» Центра культуры с. Тулугановка); - муниципально-общественный («Ногайское подворье» Центра культуры с. Растопуловка совместно с Астраханской общественной организацией Молодежный центр ногайской культуры «Эдиге»); - частный («Дорогой кочевника» Красноярского района, «Наследники великой степи» Красноярского района).

Самым удачным проектом в этнокультурном направлении, по мнению экспертов, является программа Регионального культурного центра имени Курмангазы, расположенного в с. Ал-тынжар. На благоустроенной территории, рядом с мавзолеем исполнителя народной музыки и композитора Курмангазы Сагырбаева, расположились гостинца с концертным и административным помещениями, музей, площадка для летних концертов. В рамках информационного наполнения проекта собраны материалы о жизни и творчестве Курмангазы, а также жизни казахов Букеевской орды, в виде документов, предметов быта, музыкальных инструментов [5].

Целью деятельности Центра им. Курмангазы является изучение, сохранение, пропаганда и популяризация казахской истории и культуры, а также культур народов, живущих в регионе. Для посетителей Центра проводятся экскурсии «Жизнь и творчество Курмангазы», «Жизнь и быт Букеевской орды», «Народы Прикаспия 19-20 веков», концертная программа с показом казахских обрядов, а также организуется питание на основе национальных блюд. Центр имеет преимущества за счет развитой инфраструктуры, а также за счет того, что находится на балансе регионального министерства культуры и туризма [6].

Из муниципальных проектов можно выделить программу Енотаевского района. В одном из старейших на территории Астраханской области казачьих станиц - с. Копановка, в Центре культуры организуется программа «Казачья вольница». Участникам тура предлагается побывать в национальной избе, познакомиться с бытом астраханских казаков, попробовать их блюда, принять участие в обрядах, например, пройти для мужчин обряд посвящения в казаков, прокатиться верхом на лошади и многое другое [8].

Среди частных туристических продуктов можно отметить недавно появившийся проект «Наследники Великой степи». В ходе познавательной программы предлагается ознакомиться с историей и культурой казахского и ногайского народов. На собственные средства фирма «Караван-тур» соорудила небольшой комплекс из юрт, который располагается недалеко от мавзолеев Сеид Бабы и Букей хана села Малый Арал. После посещения объектов и ознакомления с культурно-бытовыми особенностями туристам предлагается отведать прямо в юрте национальные блюда кочевников, а потом совершить катания на верблюдах.

В Астраханской области в региональной программе министерства культуры и туризма есть серия этнокультурных мероприятий, которые с некоторой информационной доработкой, можно отнести к разновидности событийного туризма. Речь идет о совместном проведении с национальными обществами традиционных праздников. Например, с успехом можно было представлять для иногородних туристов русскую «Масленицу», калмыцкий «Цаган-Сар», восточный праздник «Навруз» и татарский «Сабантуй». Например, на праздник весны и восточного Нового года - «Навруз» в городском парке «Аркадия» устанавливаются юрты и палатки около 15 национальных обществ, которые представляют свою культуру во всех направлениях: быт, одежда, кухня, музыкальная и хореографическое мастерство. Мероприятие за день посещает несколько тысяч человек и имеет хорошее освещение.

В рамках нашего исследования особо уделяется внимание на возможности развития этнокультурного туризма как технологии брендинга территории в Приволжском районе Астраханской области. Это муниципальное образование обладает многонациональным колоритом.

У данного муниципального образования есть свои преимущества и потенциальные возможности. Во-первых, это многонациональный район с проживанием нескольких этноспеци-фических групп, таких как юртовские татары, ногайцы-карагаши, туркмены, есть также компактные поселения русских и казахов. По Всероссийской переписи населения 2010 года при численности населения 46 506 чел., в нем проживают русские - 38,72%, татары - 30,48%, казахи - 16,29%, туркмены - 4,13%, ногайцы - 2,62%, цыгане - 2,52%, азербайджанцы - 0,73%, армяне - 0,60% и другие - 2,99%. Во-вторых, это близкое расположение к городу, что создает хорошие условия для транспортировки туристов. В-третьих, в поселениях района уже имеются сложившиеся туристические программы, которые успешно развиваются.

На базе Евпраксинского сельсовета более 10 лет действует Центр славянской культуры «Добродея», который в яркой игровой форме представляет нижневолжскую русскую традицию. Выражает одобрение живое исполнение русских народных песен и запевок, которыми встречаются гости. Кроме этого внутри помещения клуба есть реконструкция традиционного жилища русских с этнографическими предметами, о которых идет отдельный рассказ. В программе принимает участие директор Центра культуры «Евпраксия» и участники ансамбля «Старинушка» [7].

На базе Центра культуры «Кызан» с. Татарская Башмаковка 5 лет назад была создана ту-

ристическая программа «Сабантуй». Работники учреждения культуры разыгрывают перед гостями основные элементы этого татарского праздника. Заставляют зрителей состязаться и танцевать под народные мелодии. На сцене также есть экспозиция старинных предметов, собранная у старожил села. В программе участвуют Ф. Вайсова, руководитель фольклорного клуба «Байрам», Махмудов Н., работник клуба «Кызан», Карпов Р., аккомпаниатор клуба, а также солисты вокально-хореографической школы искусства «Мирас-Очарование» [3].

В рамках реализации районной программы поддержки некоммерческих организаций в 2013 году Молодежным центром ногайской культуры «Эдиге» совместно с Центром культуры с. Растопуловка и школой им. А. Джанибекова, при поддержке местной администрации, был создан музейный проект «Ногайское подворье». Представление ногайской культуры происходит в активной форме. Это не только экспозиция этнографических предметов собранных учителями и учениками, это еще живая реконструкция национальных обрядом и обычаев. За основу взят свадебный обычай «джин-той», в ходе которого участники действа демонстрируют свой певческие способности. Некоторым дополнением программы является национальное состязание «табан тирес», в котором можно помериться силой для юношей. Данный проект несколько раз представлялся в рамках областных Джанибековских чтений и районных Дней ногайской культуры [4].

В рамках районных программа были заявлены интегрированные туристические маршруты. В 2012-2013 гг. администрация района стала моделировать проект «От Хаджи-Тархана до Евпраксии» включающее посещение г. Астрахани и трех сел: Осыпной Бугор, Фунтово и Евпраксино. В 2014 г. по инициативе Центра этнокультурных коммуникаций «Этномикс» при Аф РАНХиГС был запущен интегрированный маршрут «В глубину веков», в рамках которого туристы знакомятся с культурами юртовских татар, русских и ногайцев-карагашей, посещая соответственно Татарскую Башмаковку, Евпраксино и Растопуловку.

Несмотря на некоторые трудности транспортного характера, дальнейшее моделирование такого вида туристического продукта выглядит перспективным. Здесь можно отметить, прежде всего, познавательное значение и представление программ для подрастающего поколения. Кроме этого их можно развивать в рамках событийного направления, приурочивая функционирование к знаменательным датам и праздникам.

По качеству и информационному наполнению проектов нами сделаны выводы о направленности этнокультурных процессов в среде местных сообществ. Так, в рамках одних проектов прослеживается явная контаминация местных традиций с традициями культурного влияния. Отсюда возникает проблема аутентичности. Другой пример, когда возникновение и развитие туристической программы служит новой формой бытования прошлой традиции. В этой связи ставится задача совмещения научно-исследовательской деятельности с практической работой сценического направления.

Нами в марте-апреле 2015 года среди жителей района проводился социологический опрос на тему: «Брендинг территории Приволжского района», цель которого было определить особенности и уникальные черты данного муниципального образования выраженные в представлениях жителях.

В исследовании приняли участие 500 респондентов, что составляет примерно 1,07% проживающего в районе населения. Средний возраст респондента составил 35 лет, при этом самому младшему участнику опроса 12 лет, самому старшему - 75 лет.

В исследовании приняли участие люди различных занятий и профессий - учащиеся, студенты, рабочее население, пенсионеры и др.

В ответе на вопрос «Опишите Приволжский район тремя прилагательными» самыми популярными были прилагательные: многонациональный - 11,2%, спортивный - 7,5 %, первый - 7%, яркий -5,2%, дружный - 4,5%, красивый и развитый - 3,8%, также были предложены такие варианты как, активный, гостеприимный, любимый, чистый, процветающий, богатый. Стоит отметить, что 95,5 % прилагательных носят положительный или нейтральный характер, 49

это позволяет утверждать, что Приволжский район не относится к числу депрессивных территорий.

Второй вопрос анкеты звучал «Чем славится Приволжский район?». При ответе на данный вопрос 26,6% ответили - сельское хозяйство, 16,5 - спортивные достижения, 12% - культурными мероприятиями, среди которых были выделены: Сабантуй, День села, Масленица и другие, 7,5% - жителями, 5,5% - творческими коллективами. Другие ответы были выделены в единично, например яблоневый сад, трубо-прокатный завод, кадетская школа, кирпичный завод и др.

На следующий вопрос «Черты уникальности Приволжского района» большинство респондентов ответили следующим образом 27,4% - многонациональность, 11,2% - местоположение, дружелюбие. На вопрос: «Какие традиции характерны для жителей Приволжского района», в этом случае респонденты были наиболее однозначны, т.к. самыми частыми ответами были национальные и народные праздники: «Сабантуй» - 21,2%, День села - 15%, «Масленица» - 12%, «Наурыз» - 9%, «Пасха» - 6,06%, «Ураза Байрам» - 4,04%, День района - 3,03%.

Анализируя результаты социологического исследования можно сделать следующие выводы: - большинство приволжан любят свой многонациональный район; - показатели развития сельского хозяйства и спортивные достижения - два основных повода для гордости среди приволжан; - многонациональность и местоположение (пригородный район) - главные уникальные черты района. По мнению большинства приволжан, именно этим район отличается от других; - празднование «Масленицы», «Сабантуя» и дней села являются основными традициями приволжан.

Оценивая выводы исследования можно заявить о том, что жители Приволжского района идентифицируют себя с позиции дружного, многонационального сообщества, уважающего и чтущего свои национальные традиции. Все вышесказанное является основой для создания бренда Приволжского района, как центра этнокультурного взаимодействия разных народов. И одним из направлений формирования бренда является развитие этнокультурного туризма в Приволжском районе, что позволит с одной стороны, повысить узнаваемость территории, с другой стороны будет способствовать сохранению традиций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие. - М., 2013. - С. 83.

2. Данные маркетинговые исследования Министерства культуры и туризма за 2014 год.

3. Официальный сайт муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области // [Электронный ресурс] - URL: http://mo-priv.m/node/1719?language=ru

4. Официальный сайт муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области // [Электронный ресурс] - URL: http://mo-priv.ru/node/985

5. Официальный сайт Региональный культурный центр имени «Курмангазы» // [Электронный ресурс] URL: http://kurmangazy.rn/article/article/view/13393

6. Официальный сайт Региональный культурный центр имени «Курмангазы» // [Электронный ресурс] - URL: http://kurmangazy.ru/article/article/view/13395

7. Официальный сайт Туристическое агентство «Цезар» // [Электронный ресурс] URL: http:// ze sar. ru / arti cl d arti cl e/vi ew/13508

8. Официальный сайт Туристическое агентство «Цезар» // [Электронный ресурс] - URL: http://zesar.ru/article/article/view/13766

9. Стратегия развития культурного туризма на территории Астраханской области до 2020 года. Астрахань, утв. постановлением Правительства Астраханской области от 24 февраля 2010 г. № 54-П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.