Научная статья на тему 'Этнокультурный туризм как фактор устойчивого развития региона (на примере республики Хакасия)'

Этнокультурный туризм как фактор устойчивого развития региона (на примере республики Хакасия) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
190
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алахтаева Е.Е.

В статье рассматривается влияние этнокультурного туризма на развитие внутреннего и въездного туризма как одного из факторов инвестиционной привлекательности и устойчивого развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный туризм как фактор устойчивого развития региона (на примере республики Хакасия)»

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

© Алахтаева Е.Е.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В статье рассматривается влияние этнокультурного туризма на развитие внутреннего и въездного туризма как одного из факторов инвестиционной привлекательности и устойчивого развития региона.

В мировой практике развития туризма появляется большое количество новых видов, форм и методов путешествий, меняются приоритеты направлений многих компаний, работающих в индустрии туризма, среди новейших мировых тенденций развития туризма особое место занимает концепция устойчивого развития.

Понятие устойчивого развития впервые было введено в 1987 году Международной комиссией по окружающей среде и развитию. Устойчивое развитие туризма - это способность туризма в течение длительного периода времени сохранять свои количественные и качественные показатели, т.е. оправдывать ожидания резидентов и туристов, как в короткий, так и в продолжительный период, не нанося ущерба окружающей среде той территории, которая заинтересована в этом явлении [3].

В апреле 1989 года Межпарламентская конференция по туризму приняла Гаагскую декларацию. В декларации подчеркивается, что «с учетом глубокой взаимосвязи, существующей между туризмом и окружающей средой, следует: содействовать комплексному планированию туристского развития на основе концепции «устойчивого развития», которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН; стимулировать развитие альтернативных форм туризма, которые способствуют более тесному контакту и взаимопониманию между туристами и принимающим населением, сохраняют культурную самобытность и предлагают разнообразные и оригинальные туристские продукты и объекты, а также обеспечивать необходимое сотрудничество государственного и частного секторов в достижении этих целей, как на национальном, так и на международном уровне» [3].

Актуальность статьи заключается в том, что современные виды туризма не соответствуют критериям устойчивого развития, соответственно крайне необходимо научное осмысление новых принципов их функционирования в особенности на региональном уровне.

Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в Хакасии, являются исходным базисом для производства туристского продукта

* Аспирант.

при планировании приоритетных направлений. Исходя из наличия на территории региона объектов показа и наличия уникальной традиционной культуры, в качестве специализации устойчивого развития можно обозначить этнокультурный туризм.

Устойчивое развитие туризма должно «уважать своеобразные социально--культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию», данный тезис подчеркивает важность развития этнокультурного туризма на региональном уровне [4].

Волков И.А. отмечает, что важной составляющей развития этнокультурного туризма является культурный фактор, который выражается в сохранении и развитии традиционной культуры этносов, а именно национальные промыслы и ремесла. Традиционная культура народа тесно связанна с природными условиями, историческим бытием народа, способом жизни, деятельностью, характером, психологией. Она выражена в различных формах: материальной (строениях, орудиях труда, ремеслах, одежде, пище) и духовной (обычаях, обрядах, традиционных знаниях, произведениях искусства) [5, с. 116].

По мнению Л.В. Анжигановой, этническая культура любого народа представляет собой определенную целостность, позволяющую ей развиваться во времени и сохранять свою идентичность в пространстве.

Исследователь выделяет факторы, позволяющие этнической культуре, несмотря на серьезные внешние инокультурные влияния, оставаться уникальным явлением. В первую очередь, это природная среда, ставшая «колыбелью» народа. Во-вторых, сама структурная целостность культуры (единство ядра - как исторически сложившейся системы ценностей, элементы культуры, «защитный пояс» в виде традиций, обычаев, социальных норм, нравственные императивы). Наконец, менталитет народа, как устойчивый компонент общественного сознания, включающий в себя стереотипы восприятия, мышления, поведения и коммуникации. Все эти три фактора («месторазви-тие», структурная целостность этнической культуры, менталитет) - устойчивы, консервативны и определяют целостность этнической культуры [2, с. 76].

Республика Хакасия является уникальным очагом национальной культуры, где еще возможно увидеть древние обряды и обычаи хакасского народа. Особую категорию ресурсов представляют историко-культурное наследие региона, религия и этнокультурные особенности коренного населения, сохранившего вековые традиции природопользования и тесного общения с природой.

Начиная с 1990-х годов в республике, как и во многих других регионах России, наблюдается процесс возрождения историко-культурного наследия хакасского народа. Традиционная хакасская культура представлена на всех

248

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

уровнях развития региона, например, в республиканских символах власти. На гербе республики представлен хакасский сакральный символ власти -снежный барс, символ Вселенной - солярный знак, щит амазонок - нагрудное украшение хакасских женщин пого, ветви сакральной березы Пай Ха-зын [1, с. 161].

До наших ней дошли и красивые самобытные праздники наших предков. Наиболее яркими из них являются Чыл Пазы (Новый год), Тун Пайрам (праздник первого молока), встречи родов хакасского народа, представители которых съезжаются со всей России.

Практически все календарные праздники имеют сакральную природу, поэтому при их праздновании так важно проводить традиционные культовые действия, в которых должны принимать участие все празднующие. Родовые встречи проводятся на родовых землях и у родовых гор, которые также используются как «места силы». На семейном и индивидуальном уровне также проводятся ритуалы очищения, посвящения, «открытия пути» и пр.

Одной из форм сохранения и возрождения мест поклонения является организация «музеев под открытым небом» («Улуг Хуртуях тас», «Сундуки», «Ах тас» в с. Казановка, «Салбык» и пр.) Это явление позитивное и должно быть распространено как можно шире [1, с. 162].

Этнокультурный туризм - это не только бережное отношение к национальным особенностям и забота о местном населении, а также переход к устойчивому туризму, способному положить начало стабильному развитию всей территории. Реализация такой стратегии требует сохранения и развития самобытных форм культуры и традиционных способов природопользования, промыслов и ремесел.

Таким образом, устойчивое развитие этнокультурного туризма в Республике Хакасия предполагает использование уникального природного и культурного ландшафта региона. Это предполагает эффективное продвижение на отечественном и зарубежном рынках уникальных продуктов этнокультурного туризма республики, имеющих большой этнокультурный потенциал.

Список литературы:

1. Анжиганова Л.В. Историко-культурное наследие как ресурс развития этноса // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20-21 октября 2011 г., г. Абакан / Под ред. Т.А. Фоте-ковой. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2011. - С. 160-163.

2. Анжиганова Л.В. Этническая культура хакасов: сакральные основания // Хакасия в XX веке: язык, история, культура: материалы второй межрегиональной научной конференции, 28 сентября 2007 г., г Абакан / Под ред.

Л.В. Анжигановой. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - С. 76-80.

3. Новиков В. С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ini-academ.ru/statji/novikov-v.s.-harakternye-cherty-turizma-xxi-veka-ustoychivoe-i-innovatsionnoe-razvitie-3.html.

4. Петрасов И. Концепция устойчивого развития применительно к мировому туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/ books_tourism/petrasov2-1.htm.

5. Ученые записки Таврического национального университета В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». - 2009. - Т. 22 (61), № 2. -С. 111-120; Волков И.А. Этнокультурный туризм в Крыму: сущность и факторы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science.crimea. edu/zapiski/2010/econ/uch_22_2e/111-120.pdf (дата обращения: 20.01.2012).

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-КУРОРТНОЙ ИНДУСТРИИ В РСО - АЛАНИИ

© Бестаева И.М.*

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В статье раскрывается туристко-курортый потенциал республики РСО-Алании, дается характеристика современного состояния отрасли и рассматриваются перспективы ее развития.

Туристско-курортный комплекс Осетии, некогда хорошо работающий и приносивший республике немалые доходы и широкую известность в 60-80 годы 20 века, пришёл в упадок в 90-е годы, а отдельные турбазы, гостиницы и санатории были уничтожены: санаторий «Редант», «Кармадон», мотель «Дарьял», турбазы «Цей» и «Горянка», а то, что ещё уцелело за эти годы претерпело значительный моральный и физический износ и нуждается в коренной реконструкции. Часть объектов инфраструктуры туризма используется не по назначению. В настоящее время туристическая индустрия Северной Осетии представлена целым рядом предприятий и организаций различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность, как в области въездного туризма, так и в области выездного (в том числе, международного) туризма.

* Доцент кафедры «Индустрии сервиса и туризма», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.