Научная статья на тему 'Этнокультурный потенциал региона как фактор интеграции в единое социально-культурное пространство (на примере Краснодарского края)'

Этнокультурный потенциал региона как фактор интеграции в единое социально-культурное пространство (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
387
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / REGION / ETHNOCULTURAL POTENTIAL / NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колинько Ирина Васильевна

Краснодарский край как полиэтнический регион может стать моделью по реализации политики межэтнического диалога, выступить полигоном проектирования и быть лидером в Российской Федерации по реализации национальных проектов. В статье характеризуется культурно-историческое своеобразие Краснодарского края через полиэтническое многообразие, которое образует единое социально-культурное пространство, описаны этапы разработки политики в данной области, направленные на сплачивание межэтнического общества путем более эффективного учета реальностей и возможностей, предоставляемых культурным плюрализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Колинько Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional ethnocultural potential as factor of integration into single social-cultural area (exemplified by the Krasnodar Region)

The Krasnodar Region as a poly-ethnic region can be a model of inter-ethnic dialogue realization policy, a ground for project making and a leader in the Russian Federation on national project realization. In the article the cultural and historical peculiarity of the Krasnodar Region is characterized by poly-ethnic variety that forms single social-cultural area. Stages of policy development in this area are described, and they are directed to inter-ethnic society unification by more effective account of practicability and possibility that are presented by cultural pluralism.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный потенциал региона как фактор интеграции в единое социально-культурное пространство (на примере Краснодарского края)»

лей доступных им видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми.

Следовательно, для младших школьников патриотическое поведение может проявляться в участии в соответствующих их возрасту патриотических действиях, организованных чаще всего учителями. Все это позволяет включить в группу поведенческих критериев патриотического воспитания

младших школьников сформированность навыков патриотического поведения в видах деятельности, соответствующих их возрасту.

Предложенные критерии патриотического воспитания младших школьников не противоречат друг другу, они взаимосвязаны и во многом взаимообусловлены, что, на наш взгляд, является отражением системного характера патриотизма. На начальном этапе патриотического воспитания школьников общий уровень развития патриотизма в значительной степени зависит от сформирован-ности когнитивной подсистемы патриотизма, на основе которой впоследствии развиваются эмотивная и поведенческая подсистемы патриотизма.

1. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. М., 2004.

2. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. 2006. № 8. С. 67-76.

3. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. № 11. С. 390-391.

4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. М., 2000. Т. 1.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. М., 1998.

6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 1999. Кн. 1.

Поступила в редакцию 2.05.2008 г.

Manina L.I. Diagnostics of patriotic education of younger schoolchildren: problem of criteria development. Criteria are considered as standards, a degree of approach to which defines the rating of pedagogical activity. According to the structure of patriotism as an element of moralpolitical culture of a person three groups of criteria are developed. The content of the criteria is revealed taking into consideration the age peculiarities of young pupils.

Key words: patriotism, moral-political culture, upbringing of young pupils.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

И.В. Колинько

Краснодарский край как полиэтнический регион может стать моделью по реализации политики межэтнического диалога, выступить полигоном проектирования и быть лидером в Российской Федерации по реализации национальных проектов. В статье характеризуется культурно-историческое своеобразие Краснодарского края через полиэтническое многообразие, которое образует единое социально-культурное пространство, описаны этапы разработки политики в данной области, направленные на сплачивание межэтнического общества путем более эффективного учета реальностей и возможностей, предоставляемых культурным плюрализмом.

Ключевые слова: регион, этнокультурный потенциал, национально-культурные объединения.

Обострение глобальных проблем современности, нарастание универсализации информационного общества обусловливают процессы интеграции. Одновременно с активным развитием этнокультурных связей и межэтнических контактов, характерным для процессов глобализации, все больше возрастает интерес к богатству и своеобразию на-

циональной культуры. Сегодня остро встал вопрос о восстановлении реального этнокультурного пространства, реконструкции его национальных моделей.

Происходящие в мире и России социально-культурные изменения свидетельствуют о возрастании роли регионов, их самостоятельного общественного и культурного раз-

вития. Возрастающая роль этнокультурного фактора приводит к необходимости изучения региона как самостоятельной социальнокультурной единицы. Подобным регионом является Краснодарский край как полиэтнический регион, который может стать моделью по реализации политики межэтнического диалога. Каждый из российских регионов уникален и имеет свои культурные особенности, индивидуальную траекторию развития. Территория Краснодарского края вполне могла бы выступить полигоном проектирования и стать лидером в Российской Федерации по реализации национальных проектов.

Культурно-историческое своеобразие

Краснодарского края через полиэтническое многообразие образует единое социальнокультурное пространство. Оно недостаточно изучено и его исследование сегодня, как никогда важно. Это пространство реально существует, подтверждением чего является эмпирически фиксируемое этнокультурное многообразие. Именно оно должно стать тем фундаментом, на основе которого на Кубани будут осуществляться и реализовываться формы и способы устойчивого развития региона, ненасильственного разрешения существующих этнополитических противоречий в других регионах. Эту мысль особенно важно подчеркнуть, поскольку Кубань является пограничным регионом Кавказа, в котором есть большие различия между составляющими его этнокультурными и межэтническими образованиями, но нет единства и объединяющей их социально-культурной целостности. Поэтому более адекватное представление о Краснодарском крае, его этнокультурном потенциале как модели социально-культурного проектирования развития региона должно стать, на наш взгляд, основой формирования социально-культурного пространства регионов России, моделирование (сохранение и модернизация) которого стало задачей первостепенной важности.

Краснодарский край граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой. По части периметра Краснодарского края проходит государственная граница Российской Федерации с Турецкой Республикой, Украиной и Грузией общей протяженностью более 1000 км.

Население Краснодарского края составляет более 5130000 человек. Его отличает высокая степень этнокультурного многообразия, здесь проживают представители более 120 этнических общностей. Средняя плотность населения - 66 человек на 1 кв. км, что в 8 раз превышает среднюю плотность по России, подтверждая уникальность полиэтнического региона.

В настоящее время возросла роль Краснодарского края в решении важнейших государственных задач по обеспечению национальной безопасности страны, защите жизненных интересов России.

Прозрачность границ с государствами СНГ, близость Краснодарского края к очагам межнациональных конфликтов на Северном Кавказе дестабилизируют социально-политическую обстановку, оказывают существенное влияние на криминогенную ситуацию. Террористические акты, рост преступности, контрабанда оружия, наркотиков, похищение людей, религиозный и политический экстремизм, массовые перемещения людей в результате вооруженных конфликтов стали реальностью сегодняшнего дня на Северном Кавказе, частью которого является Краснодарский край.

Краснодарский край продолжает оставаться регионом с наиболее высоким уровнем полиэтничности. Индекс этнической мозаичности, характеризующий теоретически возможную частоту общения представителей различных этносов, составляет более 0,3, что является достаточно высоким показателем (в среднем по России он составляет 0,0030,004). Вследствие интенсивности миграционных процессов с 90-х гг. XX в. наблюдается изменение соотношений численности основных этносов в пользу диаспор.

Межнациональные отношения на территории края можно охарактеризовать как относительно стабильные. Этнических конфликтов, возникших на почве национальной ненависти, в 2006-2007 гг. зафиксировано не было. Вместе с тем имели место правонарушения, которые при определенных условиях приобретали этническое значение и оказывали влияние на уровень напряженности этнических отношений.

В Краснодарском крае проживают представители более 120 этнических общностей, которые в результате длительного историче-

ского взаимодействия в рамках единого государства обладают общностью многих культурных черт и демонстрируют достаточно высокую степень толерантности и гражданского согласия. Однако при этом в нашем многонациональном обществе сохраняется высокая вероятность возникновения этнических конфликтов, сформировавшаяся за последние 10-15 лет в силу ряда объективных и субъективных факторов, породивших различного рода этнофобии. Экспертные заключения свидетельствуют, что за последние годы потенциал конфликтов, сохраняя свой в целом высокий уровень, изменил конфигурацию: конфликты становятся все более локальными (протекающими на ограниченной территории, как правило, в границах небольшого населенного пункта или даже части поселения средней и большой численности населения) и уникальными (отличающимися от других этнических конфликтов по причинам возникновения и динамике). Подобное изменение конфигурации конфликтного потенциала определило необходимость новых методов исследования, мониторинга и профилактики этнических конфликтов.

В настоящее время развитие межнациональных отношений в Российской Федерации характеризуется, с одной стороны, усилением международной роли этнокультурного фактора, активизацией международного партнерства в реализации мер по улучшению положения национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, диалога между религиями, с другой стороны, попыткой политизации рядом международных организаций этнокультурного фактора, стремлением использовать некоторые общественные объединения для дестабилизации российского общества.

Отсутствие культуры переговорного процесса в случае возникновения конфликта на уровне местного сообщества, устойчивых традиций толерантного поведения во многом способствует росту межэтнической напряженности. Для укрепления стабильности межнациональных отношений требуется политическая воля, создание специализированных общественных структур для реализации политики межэтнического диалога. Активизация межэтнического диалога и диалога диаспор в лице национально-культурных объединений с органами государственной власти

Краснодарского края и органами местного самоуправления позволит повысить влияние власти на этнополитическую ситуацию и снизить воздействие на нее различных международных и зарубежных организаций.

Влияние этнических общин на социально-политическую жизнь края в настоящее время достаточно велико. В силу этого правильно организованное взаимодействие с представителями этнических элит края позволит сформировать систему вовлечения диаспор Краснодарского края в решение общекраевых проблем, в частности, проблемы стабильности межэтнических отношений. В свою очередь, невмешательство государства в национальную жизнь своих граждан наносит непоправимый вред в сфере национального развития, межнациональных отношений.

Уровень информированности сотрудников органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления, правоохранительных органов и населения края об этническом разнообразии края и нормах толерантного поведения в сфере этнических отношений чрезвычайно низок.

До настоящего времени не определен правовой статус некоторых представителей диаспор, проживающих на территории края с конца 80-х гг. XX в., что создает почву для коррупции и препятствует снижению уровня социальной напряженности в населенных пунктах с высоким присутствием таких диаспор.

Нерешенность ряда проблем сферы этнических отношений в крае может оказать влияние на уровень его инвестиционной привлекательности и, таким образом, на темпы решения социально-экономических проблем.

В этих условиях необходима эффективная реализация комплексной программы гармонизации межнациональных отношений на территории края, направленной на снижение конфликтного потенциала в обществе, посредством консолидации национальнокультурных объединений на конструктивной основе, привлечения их к участию в реализации программ социально-экономического развития Краснодарского края, активизации взаимодействия национально-культурных

объединений, органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.

Реализация краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае способствовует снижению конфликтной ситуации в обществе, развитию самодеятельных национальных культур народов, проживающих в крае.

За два года число активных участников мероприятий программы возросло с 500 до 3000 человек. Существенно расширилась география реализации мероприятий программы. Если в первый (2005) год работы программы мероприятия проводились в основном в г. Краснодаре, Туапсинском районе и Лазаревском районе г. Сочи, то уже в 2006 г. в мероприятиях, предусмотренных программой, участвовали практически все регионы края.

Вместе с тем еще не удалось создать необходимые условия, обеспечивающие необратимость достигнутых результатов. В связи с этим необходимо продолжить работу в данном направлении, привлекая к участию в ее реализации все большее число национально-культурных общественных объединений края.

Краевая целевая программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае представляет собой систему мер по формированию нормативно-правовой базы, оказанию финансовой поддержки национально-культурным объединениям, созданию благоприятных условий и возможностей для осуществления эффективной государственной политики в сфере этнических отношений.

Принятая программа направлена на обеспечение стабильности межнациональных отношений и предотвращение этнических конфликтов в Краснодарском крае.

Необходимо отметить, что основными факторами, оказывающими негативное воздействие на состояние межнациональных отношений в крае, являются: продолжающаяся незаконная миграция в край; использование отдельными средствами массовой информации, представителями органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления, казачьими, национальными и правозащитными организациями «языка вражды»; недостаточная информированность представителей органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления, нацио-

нально-культурных объединений об этническом разнообразии региона, существующих проблемах в сфере этнических отношений и путях их преодоления; слабая активность взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления с диаспорами в лице национально-культурных объединений.

В целях координации и повышения уровня деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края осуществляется постоянное взаимодействие администрации Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований края. Это позволяет прогнозировать развитие ситуации, использовать адекватные меры реагирования и действовать на опережение, а не по факту возникновения этнических конфликтов.

Продолжается и совершенствуется практика планового (ежеквартального) сбора и анализа администрацией Краснодарского края информации органов местного самоуправления о состоянии этнических отношений в муниципальных образованиях края.

Особое внимание уделяется оперативному взаимодействию органов государственной власти Краснодарского края с правоохранительными органами. Между администрацией Краснодарского края, управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, прокуратурой края и главным управлением внутренних дел Краснодарского края происходит постоянный обмен информацией о состоянии дел в сфере этнических отношений. Представители данных органов совместно участвуют в заседаниях краевых национально-культурных объединений, проводят совместные совещания, рабочие встречи с лидерами этнических групп, направленные на профилактику межнациональных конфликтов и противоправных действий.

С целью изучения международного опыта взаимодействия органов управления и полиции представители администрации Краснодарского края, правоохранительных органов, лидеры национально-культурных объединений края посещают зарубежные страны.

Более тесным стало сотрудничество администрации Краснодарского края с краевыми национально-культурными объединениями. В Краснодарском крае с 1992 г. функцио-

нирует общественная организация «Краснодарский Центр национальных культур» и муниципальное учреждение «Центр национальных культур Лазаревского района г. Сочи». Аналогичные образования существуют с 1999 г. в г. Сочи и Новороссийске. Деятельность Краснодарского ЦНК, объединяющего более 30 краевых национально-культурных объединений, активно поддерживается администрацией Краснодарского края.

В условиях глобальных изменений содержание этнокультурного диалога должно определяться рядом требований, которые следует соблюдать в любой стране, необходимо найти такие способы освоения нового, при которых можно было бы опираться на уже имеющийся культурный опыт, выработать новую систему ценностей для достижения цивилизационного синтеза при сохранении культурного плюрализма и, руководствуясь известными динамическими закономерностями развития мирового социально-культурного пространства, разрабатывать эффективную социально-культурную политику.

Разработка политики в этой области должна быть направлена на сплачивание

межэтнического общества путем более эффективного учета реальностей и возможностей, предоставляемых культурным плюрализмом. Необходимы новые стратегии развития человеческого потенциала, развитие гуманистических и культурных ценностей, формирование составляющих ценностных установок.

Поступила в редакцию 2.05.2008 г.

Kolinko I.V. Regional ethnocultural potential as factor of integration into single social-cultural area (exemplified by the Krasnodar Region). The Krasnodar Region as a poly-ethnic region can be a model of inter-ethnic dialogue realization policy, a ground for project making and a leader in the Russian Federation on national project realization. In the article the cultural and historical peculiarity of the Krasnodar Region is characterized by poly-ethnic variety that forms single social-cultural area. Stages of policy development in this area are described, and they are directed to inter-ethnic society unification by more effective account of practicability and possibility that are presented by cultural pluralism.

Key words: region, ethnocultural potential, national-cultural associations.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА КОМПАНИИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Я.С. Босык

В статье проводится анализ понятия психотехнология, методологические принципы социальнопсихологических технологий. Рассматриваются основные средства и приемы социально-психологических технологий формирования бренда компании.

Ключевые слова: технология, бренд компнии, психотехнология, имидж, мотивация, коммуникативные навыки.

Психологические аспекты проблемы формирования бренда компании находятся в области коммуникации, которая является основой отношений между потребителем и производителем, а также коммуникации, которая имеет место быть между потребителем и различного рода общественными группами.

Устойчивые отношения между потребителем и производителем (продавцом) обязательно требуют реализации и коррекции в двух направлениях. Первое направление -социально-психологическое, отражающее

различного рода ориентации личности на группу и в связи с группой. Второе - связано с мотивацией самоутверждения, достижений, идентификации, следования требуемым

стандартам поведения и самопредставленно-сти различным группам, в которые добивается быть включенным человек или группа.

Поскольку бренд является психологическим образованием, затрагивает комплекс психологических явлений, наиболее эффективными будут те технологии формирования бренда компании, которые основаны на пси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.