ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТЕОРИИ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
УДК 316.4
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОФИЦИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ И ПРАКТИКАХ
Г. Ф. Габдрахманова
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация [email protected]
О. В. Лаукарт-Горбачева
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация [email protected]
Одним из ключевых условий успешного развития современных государств является человеческий капитал. Международный подход расчета Индекса человеческого развития, разработанный в рамках Программы развития ООН, является унифицированным и не уделяет внимание социокультурному (этническому) фактору. Для оценки его значимости авторами статьи проведен дискурсивный количественно-качественный анализ «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.» и полуформализованные интервью с экспертами. Цель статьи: выявить значимость, основания и смыслы этнокультурного компонента человеческого капитала Республики Татарстан и то, как они воплощаются на практике.
Результаты исследования выявили высокую нацеленность Татарстана на поддержку этнокультурной составляющей человеческого капитала региона. Такой компонент рассматривается как показатель качества и разнообразия культурной жизни татарстанцев. Республиканская власть нацелена развивать человеческий капитал посредством поддержки творческих инициатив, мотивирования населения к наращиванию креативных компетенций. Позиционирование республики как региона с межнациональным миром и согласием используется Татарстаном для привлечения высокоразвитого человеческого капитала из других регионов и инвесторов, стимулирующих его развитие.
© Габдрахманова Г. Ф., Лаукарт-Горбачева О.В., 2023
Ключевые слова: человеческий капитал, Республика Татарстан, этничность, культурный компонент, официальный дискурс, экспертное мнение.
Для цитирования: Габдрахманова Г.Ф., Лаукарт-Горбачева О.В. Этнокультурный компонент человеческого капитала Республики Татарстан в официальном дискурсе и практиках // Историческая этнология. 2023. Т. 8. № 2. С. 264-277. DOI: 10.22378/he.2023-8-2.264-277
Одним из важных факторов, обуславливающих благосостояние, конкурентоспособность современных территорий, является состояние человеческого капитала. Он является сложным интегральным показателем социально-экономического развития, представляющем на национальном уровне креативные высокоинтеллектуальные трудовые ресурсы, эффективную инновационную систему, дающие возможность эффективного применения и развития человеческого капитала, высокий уровень качества жизни населения.
В Российской Федерации вопросы развития человеческого капитала, наряду со сбережением населения, рассматриваются как составляющие национальных интересов страны. Значимость их решения подчеркивает «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ 2 июля 2021 г.1 Многосубъектность РФ и разнообразие социально-экономического развития, социокультурных особенностей ее субъектов актуализируют обращение к изучению человеческого капитала на локальном уровне. Различия географических, климатических, ресурсных условий отдельных территорий страны, уровня жизни их населения отражается в отличающихся показателях индекса человеческого развития (ИЧР) . Однако ИЧР, представляя собой композитный индикатор, является унифицированным, рассчитывается на основе трех составляющих (экономического, социального (образование), демографического (включающего здоровье)), что, на наш взгляд, не способно в полной мере отразить многообразие факторов, компонентов, влияющих на развитие человеческого капитала конкретного региона.
В современных исследованиях человеческого капитала нередко упоминается значение социокультурного фактора в его развитии. Исследования о дви-
1 Указ Президента РФ 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 22.10.2022).
По данным Аналитического центра при Правительстве РФ самые высокие показатели ИЧР имеют Москва (0,940), Санкт-Петербург (0,918), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (0,914), Ямало-Ненецкий автономный округ (0,902), Татарстан (0,897), Тюменская область (0,891), тогда как самые низкие зафиксированы в Республике Тыва (0,787), Еврейской автономной области (0,788) и Чеченской Республике (0,793) (Индекс человеческого развития в России: региональные различия. Аналитическая записка (декабрь 2021 г.). URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf (дата обращения: 16.03.2022).
жущей силе культуры, берущие начало с М. Вебера, сконцентрированы вокруг вопросов экономического развития государств. Большой резонанс в мировой науке произвела монография Л. Харрисона и С. Хантингтона «Культура имеет значение...» (Харрисона, Хантингтон, 2002). Руководитель проекта Л. Харри-сон, по итогам которого вышла в свет эта книга, как и другие исследователи (Р. Инглхарт (Inglehart, 1997), Г.К. Триандис (Triandis, 1995), Г. Хофстед (Hofstede, 2011)), разработали и апробировали методики определения характерных для того или иного социума норм, установок и ценностей. Результаты их использования во время масштабных международных исследований доказали влияние ценностной матрицы на социально-экономическое развитие отдельных стран.
В последние десятилетия в отечественных исследованиях человеческого капитала появился регионалистский дискурс, актуализирующий роль социокультурного фактора в его развитии. В качестве основ человеческого капитала рассматривается ментальность, проявляющаяся в этнокультурных традициях народов, их отношении к трудовой деятельности, семейным ценностям, обусловленные историческими и религиозными особенностями (Корчагин, 2011). Ученые исследуют этнические особенности отношения к здоровому образу жизни (Татарко, Лебедева, 2009), анализируют этнические факторы неравенства в контексте развития человеческого капитала российских регионов (Социальное неравенство., 2002; Валиахметов, 2020), изучают эффективные практики и потенциал регионального образования (Габдрахманова, 2010; Лаукарт-Горбачева, 2019), выявляют влияние этнических, религиозных факторов на развитие бизнеса (Грошева, Грошев, 2020), актуализируют влияние этнокультурного фактора на формирование национальной безопасности (Савельев, 2001).
По нашему мнению, наряду с образовательной, экономической и демографической составляющими, значимой компонентой человеческого капитала является этнокультурная составляющая. Актуальным видится выявление значимости, векторов конструирования и смысловых наполнений этнокультурного компонента в двух дискурсах - официальном и экспертном, определяющих стратегию накопления и развития человеческого капитала на конкретной территории. Интересным полем для изучения обозначенной проблемы является Татарстан. Республика является полиэтичной, что позволяет оценить возможное влияние этнокультурного компонента на формирование и развитие человеческого капитала региона.
Методы
Для изучения официального дискурса об этнокультурном компоненте человеческого капитала мы обратились к доктринальному документу - к «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.». Этот ключевой документ рассматривается высшим руководством региона как программа действий для республиканских органов власти и управления3. Текст Стратегии был подвергнут контент-анализу. Он выстраивался поэтапно. На первом этапе в тексте выискивалось прилагательное «человеческий» и слова, прямо или опосредованно, связанные с четырьмя составляющими человеческого капитала - «экономика, «образование», «демография, здоровье», «культура и этничность». На следующем подсчитывалась частота их использования в документе. Количественный контент-анализ дополнился содержательным анализом контекста упоминаний слов, связанных с этнокультурным компонентом человеческого капитала.
Для решения второй задачи - выяснить насколько официальный письменный дискурс о человеческом капитале реально воплощается в фактических результатах декларируемой политики - использован метод экспертного опроса (N=13). Он проведен авторами в октябре-декабре 2021 г. по специально разработанному полуформализованному вопроснику. Экспертами стали известные специалисты в области экономики, здоровья и этнокультурной сферы Республики Татарстан, обладающие достаточными компетенциями для оценки всех составляющих человеческого капитала. Отдельной темой интервью стали вопросы о влиянии пандемии СОУГО-19 на развитие человеческого капитала региона. Этот аспект представляется методологически важным, поскольку в условиях современной постиндустриальной эпохи необходимым является учет факторов риска как одно из перспективных направлений развертывания концепции человеческого капитала (Юдин, 2006: 175).
Результаты
Подсчет используемых в Стратегии слов, прямо или опосредованно связанных с человеческим капиталом, позволил выстроить рейтинг интересов ее авторов. Наибольшее число слов ассоциируется с образованием (329 слов-упоминаний) всех уровней - дошкольное, основное (общее), профессиональное среднее и высшее. На втором месте - с экономикой (228), третьем - культурой и этничностью (185), четвертом - демографией, здоровьем (133). Количество слов-упоминаний об этнокультурном компоненте человеческого капитала представлено в таблице.
3 Угаров А. Минниханов: Татарстан за год вложил 100 млрд рублей в социальную сферу по Стратегии-2030 // Татар-информ. 2022. 21 января. URL: https://www.tatar-inform.ru/ news/minnixanov-tatarstan-napravil-100-mlrd-rublei-na-socialnye-obekty-po-strategii-2030-5851389 (дата обращения: 21.01.2022).
Таблица
Распределение упоминаний в Стратегии слов, связанных с этнокультурным компонентом человеческого капитала, ед.
Единица анализа Количество упоминаний
Культура 72
Идентичность 15
Культурное наследие 14
Национальные традиции, праздники, ремесла 13
Культурно-досуговые учреждения 10
Культурная жизнь 9
Культурный туризм 4
Татарский язык 4
Культурное развитие 3
Культурная среда 3
Культурные услуги 3
Национальная культура 3
Татарский народ 3
Двуязычье 2
Культурные бренды, арт-бренды 2
Культурная деятельность 2
Культурная инфраструктура 2
Культурные проекты, площадки 2
Национальное образование 2
Национальный «стержень» 2
Национальность 2
Поликультурное образование 2
Поликультурное пространство 2
Русский язык 2
Межнациональное согласие 1
Многонациональный народ 1
Поликультурная образовательная среда 1
Поликультурность 1
Русский праздник 1
Татарская культура 1
Этническое разнообразие 1
Всего 185
Анализ контекста упоминаний слов, связанных с этнокультурным компонентом человеческого капитала, показал, что он увязывается авторами Стратегии с качеством и разнообразием культурной жизни татарстанцев. Эта идея получает развитие в предполагаемом к реализации проекте «Креативные индустрии Татарстана». Он призван подчеркнуть стремление республики к развитию человеческого капитала путем поддержки творческих инициатив и привития у населения мотивации к поиску новых культурных идей, которые потенциально способны повлиять на социальную активность. Другая, поднимая в указанном проекте тема - это создание качественной, разнообразной, доступной культурной среды, способствующей не только накоплению, но и притяжению в Татарстан высокоразвитого человеческого капитала. Это подчеркивает интерес республики как к содержанию культурных проектов, так и к их форме - к обеспечению культурной сферы с соответствующей инфраструктурой, способной привлечь в Татарстан носителей высокого человеческого капитала из-за пределов республики. Привлекательным по замыслу авторов Стратегии является по-лиэтничная, поликонфессиональная специфика региона. Для ее подчеркивания используются слова «идентичность», «национальные традиции», «праздники», «ремесла». Актуализация и сохранение этнического наследия и самобытности народов Татарстана декларируются как факторы развития человеческого капитала республики.
Особое звучание в тексте Стратегии приобретает миграция, благодаря которой Татарстан нацелен на приращение человеческого капитала путем привлечения высоковалифицированных специалистов. Ее, по мнению разработчиков документа, способен простимулировать бренд Татарстана, презентующий республику как полиэтничное и поликонфессиональное сообщество и как место с качественной, разнообразной, доступной культурной средой, активным партнером развития которой выступает население. Этничность выступает в документе в качестве фактора, влияющего на развитие человеческого капитала. Поэтому по замыслу авторов документа важно прививать этническую идентичность и интерес к этнокультурному наследию уже со школьной скамьи.
При обсуждении рейтинга Татарстана по показателям человеческого капитала эксперты-участники исследования выходили на вопросы, связанные с управленческими интересами первых лиц республики. Информанты отметили, что вопросы человеческого капитала на протяжении всей постсоветской истории республики всегда входили в повестку внутренней политики региона. «Политическое руководство республики в лице первого президентов обоих - цену, качество работы - это они всегда понимали. Они этому уделяли внимание все эти годы достаточно серьезно, потому что они видели, что предприятие где разрыв поколений есть, оно просто не способно работать. Жизнь заставляла их стимулировать развитие ресурсных центров. И это имело свою роль. Мы этого просто часто чуть-чуть пораньше начинали этот процесс и чуть-чуть активнее этим занимались» (№7). Производимые руководителями Татарстана установки неизменно проецировались на разные сферы региона. «Татарстану
посчастливилось (я говорю это абсолютно искренне), что у нас было два очень и есть мощных лидера. Это первый президент Республики Татарстан - Мин-тимер Шарипович Шаймиев, и сегодняшний, действующий президент - Рустам Нургалиевич. Это очень сильные лидеры. И это лидерство транслируется на весь аппарат Правительства, на Аппарат Президента республики и дальше транслируется в реальную жизнь, в экономику и все аспекты нашей жизни» (№5). В числе названных экспертами продуктивных идей управленческой команды республики стала ориентация татарстанского сообщества на образование. «Основная задача и основной посыл Республики Татарстан в том, что мы учимся и учимся все вместе» (№26). В тоже время эксперты сообщили о неудачных проектах. Так, республиканская программа «Алгарыш», направленная на обучение талантливой молодежи за рубежом и предполагавшая их возвращение в Татарстан, сработала лишь частично. Причиной этой ситуации стало то, что, по мнению информантов, руководство республики «...не создало избыточные условия для того, чтобы я с желанием вернулась и здесь работала» (№6).
При оценке культуры и этничности эксперты нередко ставили эти составляющие человеческого капитала в один ряд с образованием. Для таких информантов человеческий капитал - «...это не только высшая школа, это безусловно и средняя школа, и инфраструктура, связанная с культурными учреждениями, сфера культуры» (№3). По их мнению, в республике «... конечно же образованию большое уделяется внимание, культуре» (№28). Саму же культуру они воспринимают как этническую. «...самый первый глубинный фактор, который определяет качество человеческого потенциала, базовый принцип - это культура. А культура формируется как раз внутри этноса» (№5). Тем самым информанты подчеркнули значение этничности в определении семантики человеческого капитала - именно благодаря ей закладываются смыслы качеств человека, суть его мотивации. «Уважение к своему народу, гордость, что ты представитель этого народа ... - это обогащает, безусловно, понятие человеческого капитала. Без сомнения, любые грани, которые позволяют расширить понятие человеческого капитала, любые зерна полезные - они никогда не будут лишними. И, конечно, этнокультурная составляющая - она должна быть в руках умелых людей, а не каких-то националистов, которые спекулируют этими вопросами. ... Капитал - это то богатство, которое у нас есть. А как оно может формироваться богатство без традиций веков, которые формировались? Народ тем богаче, чем у него богаче история, сохраненное этим народом» (№11). Даже деятельность национально-культурных обществ, по мнению одного эксперта, нацелена на развитие человеческого капитала этнической группы. Рассуждая о Всемирном Конгрессе татар, он отметил, что «...этот центр . не просто национальная самобытность, но и интеллектуальный потенциал этноса в целом» (№1).
Одним из производимых этничностью смыслов человеческого капитала, по мнению экспертов, являются традиционные здоровьесберегающие практики. «Если говорить с точки зрения религиозной, то мы прекрасно знаем, что вред-
ные привычки осуждаются и в православии, и в мусульманстве. Такие явления как аборты, например, осуждаются как в православии, так и в мусульманстве. Поэтому с точки зрения даже религиозной здесь тоже очень много общего, и представители всех религий ратуют за здоровый образ жизни, за крепкую семью, за повышение рождаемости» (№11). В числе важных практик названа ха-ляль-индустрия, которая занимается производством продуктов и услуг без вредных препаратов, исключающая алкоголь и нацеленная на тиражирование ценностей здорового образа жизни.
Другим, обозначенным в интервью, значением культуры и этничности в преумножении человеческого капитала Татарстана является «...взаимопроникновение культур. Об этом тоже надо понимать, что живущие рядом народы они берут друг у друга какие-то интересные традиции и может быть потом развивают даже больше, чем тот народ, который поделился этой традицией» (№11). Эксперты уверены, что поскольку «у нас множество национальностей, множество этносов, которые живут в мире, дружбе и сотрудничестве, конечно, это взаимообогащает. Это наверняка тоже влияет на качество, на развитие человеческого потенциала» (№5). Некоторые из них на этот счет приводили примеры из зарубежного опыта: «. мы видим, что ведущие мировые университеты идут ровно по этой логике. Они отбирают самых талантливых, чем разные группы, абсолютно разные они представляют, тем больше и лучше результат проектной логики» (№6). Таким образом, информанты выразили уверенность в том, что полиэтничность Татарстана является важным и эффективным ресурсом развития человеческого капитала республики. По их мнению, происходившее здесь в течении многих веков взаимообогащение разных культур, привело к формированию специфической ментальности местных жителей, а подчеркивание этнокультурной специфики стимулирует социальную активность жителей республики. «Национальные особенности нашей республики таковы, что общая культура, развитие личности всегда приветствовались» (№9); «... человеческий капитал включает в себя не только профессиональные компетенции, но и духовно-нравственное, культурный компонент. Исторически моментом для этого региона можно считать, что здесь всегда было сочетание двух культур, двух религий. ...И это создавало условия для такого взаимодействия, которые не приводило к конфликтам, но приводило к взаимообогащению этих культур, и соответственно к расширению границ личности» (№3).
Эксперты указали и на то, что этничность нередко используется как средство привлечения инвесторов в различные отрасли экономики Татарстана. Это, в свою очередь, потенциально влияет на воспроизводство и реализацию человеческого капитала в республике. «Мы сейчас готовимся к форуму «Деловые партнеры Татарстана». Это представители крупного бизнеса татарского, которые содействуют, помогают нашим татарским общественным организациям в регионах страны и зарубежья. Мы их привлекаем в Татарстан для инвестиций, для общих проектов совместных. Наши татарские предпринима-
тели понимают то, что это благоприятный климат - инвестиционный, экономический, предпринимательский» (№2). Эксперты единодушно подчеркнули, что межнациональный мир и согласие в регионе являются одними из привлекательных особенностей Татарстана для мирового сообщества. Полиэтничность выступает эффективным инструментом укрепления идентичности с республикой: «Территория будет иметь тем больше преимущества, чем больше она намешана, чем больше разных взглядов совершенно этносов, тем она получается интереснее ...мы стараемся сохранять культурные особенности, мы пропагандируем язык... Это более серьезно держит территорию как некую административную единицу» (№6).
При обсуждении вопроса о возможной специфике человеческого капитала этнических групп республики эксперты единодушно отметили отсутствие во внутренней политике Татарстана преференций в отношении отдельных этнических общностей. Представитель национально-культурного общества мордовского народа подчеркнул, что «. студенты . учатся в разных университетах, финансовых, исторических, авиационный, технических. Они все перемешаны» (№8). Он отметил равенство этнических групп при открытии бизнеса. «Допустим, Иванова Мария Ивановна. Если она захотела быть бизнесменом либо там Мухаметшин там какой-то - он тоже захотел. У них одинаковая дорога перед ними, одинаково работают университеты, одинаково потом они могут в бизнес уйти. Никакой дискриминации в этом не вижу... не цвет, не язык, не национальность не влияет. Для всех нас открыты университеты, академии и разные учреждения. Зависит все только от человека» (№8).
Идея социального равенства представителей этнических общностей, живущих в Татарстане, звучала во всех интервью. Эксперты единодушно подчеркнули, что приоритетную роль в развитии человеческого капитала играют личные качества человека, его мотивация, а не принадлежность к этнической группе.
«. возможность человека получить работу, продвинуться по карьерной лестнице, открыть свой бизнес - это все зависит от профессиональной компетентности, от профессионализма, от компетентности, от трудолюбия самого человека. . у нас в республике я бы не сказала, чтобы есть какие-то ограничения по отношению к другим народам, которые хотели бы себя проявить. То есть профессиональная компетентность она очень важна. ... это зависит от профессиональной компетентности каждого индивидуума, отношение к работе - не формальное отношение к работе, а именно то душевное, когда ты полностью сдаешься в эту работу» (№2).
«Социально-экономическое развитие в равной степени для всех народов, я думаю, имеет одинаковые условия. Здесь зависит опять же не от национальной принадлежности, социально-экономического состояния того или иного народа, от конкретного трудолюбия, желания своего карьерного роста, от конкретной личности. ... Желание учиться, обучаться, ...познавать что-то новое с ранних лет позволяет тем, кто мотивирован на серьезное учение, соответ-
ственно учиться в престижных вузах, соответственно повышать свою квалификацию и соответственно карьерно развиваться независимо от национальности» (№11).
Существующие в Татарстане разграничение этнической и социально-экономической сфер объяснилось экспертами проводимой в регионе соответствующей политикой. «... в политическом руководстве республики есть глубокое понимание того, что необходима паритетность: если здесь построили храм, то там надо построить обязательно другим тоже. ...Если не будет паритетности в политике, то, естественно, все это разрушится очень быстро. . если вы посмотрите на медийное пространство республиканское, то там раньше об этом почти не говорили, ...был местечковый такой характер. Скажем, праздник в Мордовии ... сейчас пытаются это освещать, и более того, пытаются проводить их (этнокультурные мероприятия - прим. авт.) совместно. Это, я считаю, в принципе очень адекватно и правильно. Но это на республиканском уровне мало где так. ...молчаливое игнорирование инородцев -оно во многих регионах есть, и вообще пытаться ускорить процесс ассимиляции. Я думаю, не очень добросовестные такие подходы» (№7).
Оценивая пандемию как риск, эксперты признались, что в таких условиях в этнической сфере им удалось «. охватить более широкую аудиторию, используя дистанционное освещение этих (этнокультурных - прим. авт.) событий. В географическом плане тоже более широкая аудитория. ... популяризация местных праздников в широком масштабе, в масштабе всей страны, даже мира позволяет данная возможность» (№11). Тем самым они подчеркнули некоторый положительный эффект для этнокультурной деятельности. Диаметрально противоположные оценки звучали при обсуждении демографических
процессов и здоровья населения в условиях СОУГО-19.
* * *
Контент-анализ текста «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» позволил выявить высокий интерес руководства региона к этнокультурной составляющей человеческого капитала региона. Она увязывается им с качеством и разнообразием культурной жизни та-тарстанцев, стремлением республиканских властей развивать человеческий капитал посредством поддержки творческих инициатив, мотивирования населения к наращиванию креативных компетенций, способных повлиять на социокультурную сферу и повысить инновационный потенциал, социальную активность.
С целью сохранения, накопления и притяжения высокоразвитого человеческого капитала республиканскими властями разрабатываются и реализуются проекты, ориентированные на создание доступной, качественной и разнообразной культурной среды. Полиэтничная, поликонфессиональная специфика региона декларируются авторами Стратегии в качестве факторов, формирующих
привлекательный бренд республики и как средство привлечения человеческого капитала из других регионов.
Значение культуры и этничности для воспроизводства и реализации человеческого капитала в Республике Татарстан оценено экспертами с рациональной стороны. Именно этничность, по их мнению, закладывает смыслы требуемых для преумножения человеческого капитала качеств человека (например, с помощью ориентаций традиционных культур на здоровьесберегающие практики). Тиражирование таких смыслов жизненных ценностей национально-культурными обществами способствует развитию человеческого капитала конкретных этнических групп.
Прозвучавшей в интервью практикой развития человеческого капитала в этническом пространстве Татарстана является привлечение потенциальных инвесторов для развития образования и экономики региона путем позиционирования республики как региона с межнациональным миром и согласием. Тем самым подчеркнулось, что этничность используется как инструмент, стимулирующий развитие других составляющих человеческого капитала Татарстана -экономического, социального (образование) и демографического. Этническая принадлежность не влияет на возможности представителей разных национальностей республики по его накоплению.
ЛИТЕРАТУРА
Валиахметов Р.М. Этнические факторы неравенства в контексте концепции человеческого развития // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс]: материалы IV Всероссийской научно-практической онлайн конференции, посвященной 100-летию ТАССР, г. Казань, 7-8 октября 2020 г. / Под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. Электронные данные. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2020. С. 35-38. URL: http://www.tataroved.ru/publicat/books/pozitiv_opit2020.pdf (дата обращения: 10.09.2022)
Габдрахманова Г.Ф. Этнокультурные ресурсы экономического развития. Казань: Казан. ун-т, 2010.
Грошева И.А., Грошев И.Л. Роль диаспор в организации этнического бизнеса // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс]: материалы IV Всероссийской научно-практической онлайн конференции, посвященной 100-летию ТАССР, г. Казань, 7-8 октября 2020 г. / Под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. Электронные данные. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2020. С. 53-56. URL: http://www.tataroved.ru/publicat/books/pozitiv_opit2020.pdf (дата обращения: 10.09.2022)
Корчагин Ю. Человеческий капитал - интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. М.: Высшая школа экономики, 2011.
Лаукарт-Горбачева О.В. Проблемы развития системы билингвального образования Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. 2019. №3. С. 127-130.
Савельев В.В. Этнический фактор национальной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 4-5. С. 169-170.
Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Academia, 2002.
Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. М.: РУДН, 2009.
Харрисон Л., Хантингтон С. (ред.) Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. M.: Московская школа политических исследований. 2002.
Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / колл. моногр.; под общ. ред. В. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006.
Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture. 2011. (1). DOI: 10.9707/2307-0919.1014
Inglehart R. Modernization and postmodernization: Cultural, economic and political change in 43 societies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997.
TriandisH.C. Individualism and collectivism. Boulder, CO: Westview Press, 1995.
Сведения об авторах:
Габдрахманова Гульнара Фаатовна, доктор социологических наук, доцент, заведующая отделом этнологических исследований, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7 А, Казань, Российская Федерация); [email protected]
Лаукарт-Горбачева Ольга Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7 А, Казань, Российская Федерация); [email protected]
Поступила 24.11.2022 Принята к публикации 16.01.2023
ETHNO-CULTURAL COMPONENT OF THE HUMAN CAPITAL OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN OFFICIAL DISCOURSE AND PRACTICES
G.F. Gabdrakhmanova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Kazan, Russian Federation
O.V. Laukart-Gorbacheva
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Kazan, Russian Federation
One of the key conditions for the successful development of modern states is human capital. The international approach to calculating the Human Development Index, developed within the framework of the UN Development Program, is unified and does not pay attention to the socio-cultural (ethnic) factor. To assess its significance, the authors of the article carried out a discursive quantitative and qualitative analysis of the "Strategy for the socio-economic development of the Republic of Tatarstan until 2030" and semi-formalized interviews with experts. The purpose of the
article: to identify the significance, foundations and meanings of the ethno-cultural component of the human capital of the Republic of Tatarstan and how they are implemented in practice.
The results of the study revealed the high focus of Tatarstan on supporting the ethno-cultural component of the region's human capital. Such a component is considered to be an indicator of the quality and diversity of the cultural life of the people living in Tatarstan. The republican government aims to develop human capital by supporting creative initiatives, motivating the population to build up creative competencies. The positioning of the republic as a region with international peace and harmony is used by Tatarstan to attract highly developed human capital from other regions and investors to stimulate its development.
Keywords: human capital, Republic of Tatarstan, ethnicity, cultural component, official discourse, expert opinion.
For citation: Gabdrakhmanova G.F., Laukart-Gorbacheva O.V. (2023) Ethno-cultural component of the human capital of the Republic of Tatarstan in official discourse and practices. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 8. No. 2: 264-277. DOI: 10.22378/he.2023-8-2.264-277 (In Russ.)
REFERENCES
Gabdrakhmanova G.F. (2020) Ethno-cultural resources of economic development. Kazan: Kazan University Publ. (In Russ.)
Grosheva I.A., Groshev I.L. (2020) The role of diasporas in the organization of ethnic business. In: Positive experience in regulating ethno-social and ethno-cultural processes in the regions of the Russian Federation [Electronic resource]: Materials of the IV All-Russian scientific and practical online conference dedicated to the 100th anniversary of the TASSR. Gabdrakhmanova G.F., Makarova G.I., Sagitova L.V. (eds). Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences: 53-56. URL: http://www.tataroved.ru/publicat/books/pozitiv_ opit2020.pdf (accessed: 10.09.2022) (In Russ.)
Harrison L., Huntington S. (2001) Culture matters: How values shape human progress. Basic Books Publ., 2001.
Hofstede G. (2011) Dimensionalizing cultures: the Hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture. No. 1. DOI: 10.9707/2307-0919.1014
Inglehart R. (1997) Modernization and postmodernization: Cultural, economic and political change in 43 societies. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Korchagin Yu. (2011) Human capital is an intensive socio-economic factor in the development of personality, economy, society and statehood. Moscow: Higher School of Economics. (In Russ.)
Laukart-Gorbacheva O.V. (2009) Problems of development of the bilingual education system of the Republic of Tatarstan. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology]. No.3: 127-130. (In Russ.)
Savel'ev V.V. (2001) The ethnic factor of the national security of the Russian Federation. Natsional'naya bezopasnost' i geopolitika Rossii. [National Security and Geopolitics of Russia]. No. 4-5: 169-170. (In Russ.)
Social inequality of ethnic groups: ideas and reality (2002). Drobizheva L.M. (eds). Moscow: Academia Publ. (In Russ.)
Tatarko A.N., Lebedeva N.M. (2009) Social capital: theory and psychological research. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
Triandis H.C. (1995) Individualism and collectivism. Boulder, CO: Westview Press.
Valiakhmetov R.M. (2020) Ethnic factors of inequality in the context of the concept of human development. In: Positive experience in regulating ethno-social and ethno-culturalprocesses in the regions of the Russian Federation [Electronic resource]: materials of the IV All-Russian scientific and practical online conference dedicated to the 100th anniversary of the TASSR. Gabdrakhmanova G.F., Makarova G.I., Sagitova L.V. (eds). Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences: 35-38. URL: http://www.tataroved.ru/publicat/books/pozitiv_ opit2020.pdf (accessed: 10.09.2022) (In Russ.)
Yudin B.G. The concept of human potential (2006). In: Humanitarian knowledge: development trends in the 21st century. In honour of the 70th anniversary of Igor Mikhailovich Ilyinsky. Lukov V.A. (eds). Moscow: National Institute of Business. (In Russ.)
About the authors:
Gulnara F. Gabdrakhmanova, Doctor Sc. (Sociology), Associate Professor, Head of the Department of Ethnological Research, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7 A, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); [email protected]
Olga V. Laukart-Gorbacheva, Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Senior Research Fellow of the Department of Ethnological Research, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7 A, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); [email protected]
Received November 24, 2022 Accepted for publication January 16, 2023