ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
УДК 316.6
DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-202-208
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Тарасенко
Лариса
Викторовна
Артамонова Яна
Викторовна
Чернобровкин
Игорь
Павлович
научный сотрудник, Южнороссийский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; ассистент, Институт социологии и регионоведения ЮФУ (344022, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160]. E-mail: [email protected]
доктор социологических наук, зав. кафедрой региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения ЮФУ (344022, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160]. E-mail: [email protected]
доктор философских наук, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности, Институт социологии и регионоведения ЮФУ (344022, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношения традиции и новации в социальных практиках молодежи, проживающих на территории Ростовской области. Основываясь на результатах проведенного прикладного социологического исследования, авторы проводят анализ традиционных и инновационных установок молодежи, реализуемых в социальном поведении молодежи в условиях правового, семейно-брачного, межпоколенческого взаимодействия. В работе особый акцент делается на позитивной стороне социального опыта, обусловленного этнокультурной традицией в условиях модернизации российского общества.
Ключевые слова: традиции, этнокультурные традиции, инновации, национальная политика, ценности, ценностные установки, молодежь, социальные практики, Ростовская область.
Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтнических государств мира, где проживают представители более 200 национальностей и народностей. Современное российское общество объединено на основе историко-культурного кода, основными характеристиками которого является стремление к социальной справедливости и правде, уважение этнокультурнах традиций народов, населяющих территорию Российской Федерации и способность интеграции лучших достижений данных народов в единую российскую культуру1.
Одним из проводников этнокультурных традиций и достижений народа в единую культуру российского общества является такая социально-демографическая группа, как молодежь. Именно от того, каким образом, современная молодежь будет интерпретировать культурный код своей страны, ее традиции, ценностные ориентации, будет зависеть и развитие российского общества. То есть культура влияет на формирование социальных практик молодежи через присущие ей традиции, нормы, ценности, правила [1, p. 9549-9559].
Основными целями, обозначенными в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, принятой в 2012 г., являются «упрочнение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, а также сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России»2.
1 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и на период до 2025 г.» [Электронный документ] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (Дата обращения: 25.02.2019)
2 Там же.
Реализация данных целей особенно актуальна для регионов с разным этническим составом, к которым относится и Ростовская область. Ростовская область привлекательна для исследователей как сложным этническим составом, так и своим геополитическим положением, которое обеспечивает связь с Северным Кавказом и Закавказьем.
В современном обществе, которое характеризуется активными темпами глобализации и усилением рискогенных факторов, особенно важно проследить соотношение традиции и новации в установках сознания молодежи, реализуемых ими в повседневных социальных практиках.
Роль и место молодежи в общественном воспроизводстве является ключевой проблемой в исследованиях отечественных социологов. Рассматриваются воспроизводственные, инновационные и трансляционные функции данной социально-демографической группы как субъекта общественного воспроизводства [2, с. 38 - 41]. Ряд работ направлен на изучение отношения молодежи к семье и семейным ценностям, где показано, что доверие или недоверие оказывает влияние на традиционную или современную модель восприятия и выстраивания семейных отношений [3, с. 174 - 178; 4, с. 103 - 108]. Также ряд исследований посвящен рассмотрению структуры и социорегуляционного потенциала ценностей, которые определяют смысловое содержание жизни современной российской молодежи [5, с. 3 - 13; 6, с. 52 - 61]. Анализируются социокультурные ориентации, ценностные ориентации, миграционные установки студенческой молодёжи западных и восточных приграничных регионов России [7, с. 82 - 89].
Также следует отметить, что в научной литературе накоплен большой пласт исследований, посвященных осмыслению этнической традиции. Показано влияние идеациональной и чувственной культуры на формирование общественного сознания индивида [8]. Традиция, являясь частью этнической культуры, обеспечивает ее устойчивость и выступает механизмом сохранения, передачи культурных ценностей и смыслов [9]. Влияние этнокультурных традиций и ценностных ориентаций в полиэтничных условиях представлены в работах таких исследователей, как Ю.Г. Волков, Г.С. Денисова, А.В. Лубский, С.А. Ляушева, Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже [10; 11, с. 7 - 15].
Обзор научной литературы исследуемого предметного поля позволяет выявить многоплановость научно-исследовательских интересов ученых, но вместе с тем за рамками внимания социологической науки остаются вопросы, связанные с пониманием этнокультурных традиций и инноваций в социальных практиках молодежи в условиях Ростовской области.
Теоретическая база исследования выстраивается в рамках неоклассической модели научного исследования, базирующейся на принципе конструктивистской парадигмы (П. Бергер, Т. Лукман]. Парадигмальным основанием решения научно-исследовательских задач является теоретическая концепция структурации (Э. Гидденс] и модернизации традиционности (А.Б. Гофман].
Опираясь на концепцию структурации Э. Гидденса, в нашей работе под социальными практиками понимается воспроизводство во времени и пространстве действий, совершаемых социальными акторами в процессе повседневной жизнедеятельности [12, с. 111].
Молодые люди, конструируя свою жизнь, опираются на культурные образцы, символы, идеи и совершают осознанный выбор тех социальных ориентаций, которые в дальнейшем отражаются в их повседневных социальных практиках. Безусловно, современная социальная реальность такова, что молодежь сегодня сталкивается с выбором традиционного и инновационного в своем социальном поведении. На сегодняшний день традиции рассматриваются не только как препятствия на пути инноваций, но и как факторы, условия и средства их внедрения и принятия современным обществом [13]. Традиция и инновация в современном мире скорее не исключают, а взаимодополняют друг друга, и только в этом случае можно говорить о возможности подлинного успеха модернизации. Нельзя не согласиться с отечественными социологами - Награльян А.А. и Филюшкиной Д.В., которые утверждают, что «Сегодня во многих странах мира происходит возвращение к традиционным ценностям в ряде аспектов жизни, особенно в сфере культуры и идеологии. Это связано с тем, что само по себе современное общество, проникнутое духом технократии и прогрессизма, не несет в себе того позитивного заряда, которым обладали сформировавшиеся в традиционном обществе религии и учения, сам традиционный образ жизни» [14, с. 181 - 184]. Таким образом, традиционное сохраняет свое влияние на индивидов при реализации социальных практик.
Цель статьи - опираясь на эмпирические замеры среди населения Ростовской области, показать соотношение этнокультурных традиций и инноваций в представлениях и социальных практиках молодежи исследуемого региона.
Эмпирическую основу данной работы составили результаты прикладного социологического исследования «Межэтнические отношения и национальная политика в регионах Юга России»,
проведенного Южнороссийским филиалом ФНИСЦ РАН в 2018 году. В рамках исследования были опрошены жители Ростовской области, Ставропольского края, Республики Адыгеи и Кабардино-Балкарской Республики в возрасте от 18 до 60 лет и старше.
В Ростовской области в опросе приняли участие 746 человек, из которых 22,3% - молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. В рамках социологического исследования была использована пропорциональная стратифицированная выборка, отражающая характеристики населения региона по полу, возрасту, уровню образования, этнической принадлежности и проживанию в городской/сельской местности.
Обращаясь к результатам указанного исследования, отметим, что этнокультурные традиции не часто учитываются молодежью, проживающей на территории Ростовской области, в качестве регуляторов повседневного социального поведения. Полученные результаты (табл. 1] демонстрируют, что в большей степени молодые люди в возрасте от 18-24 лет руководствуются собственными предпочтениями (37%), второе место у них занимают обычаи семьи и круга общения (25,9%), затем идут законы страны (14,8%), а этнокультурные традиции и обычаи отмечены как важные только у 7,4% молодых людей. У возрастной категории молодых людей от 25-29 лет происходят небольшие изменения в представлениях: для данной возрастной группы важней становятся обычаи своей семьи и круга общения (31%), потом идут собственные представления (27,6%), также особую важность они видят в законах страны (20,7%), а традиции и обычаи своего народа, этноса, так же, как и у молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, занимают лишь четвертую позиции в представленной иерархии - 6,9%. Возможно, тот факт, что собственные представления, которыми они руководствуются, стоят на первом месте у самых юных, свидетельствует о большей степени индивидуализации. С течением времени данный факт немного меняется, так как молодые люди, обретают новые социальные роли: создают собственные семьи и расширяют свой круг знакомств за счет профессиональной социализации, что позволяет им переориентироваться в своих повседневных действиях.
Таблица 1
Как Вы думаете, чем в первую очередь руководствуются люди в своих повседневных действиях? Воз раст
18-24 25-29
Собственными представлениями 37,00% 27,60%
Обычаями своей семьи, своего круга общения 25,90% 31,00%
Традициями и обычаями своего народ, этноса 7,40% 6,90%
Законами страны 14,80% 20,70%
Религиозными предписаниями
Руководствуются теми нормами, которые им выгодны 11,10% 10,30%
Другое
Затрудняюсь ответить 3,70% 3,40%
Как мы уже отметили, этнокультурными традициями в повседневных социальных практиках руководствуется лишь небольшая часть молодежи Ростовской области. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что на исследуемой территории в этническом большинстве преобладает русское население1, которое в меньшей мере, чем молодежь других регионов идентифицируют себя с группой населения, сформированной по национальному признаку (табл. 2).
Рассматривая в рамках данной работы этнокультурные традиции, проявляющиеся в повседневных практиках молодежи Ростовской области, нельзя не обратить внимания на мотивы, лежащих в основе использования таких традиций в качестве регулятора своей жизнедеятельности. Полученные в ходе опроса данные фиксируют, что в повседневной жизни молодые люди следуют традициям своего народа, поскольку считают, что важно сохранить от забвения этнокультурные традиции по средствам их трансляции последующим поколениям (48,2%), но 40,4 % молодых респондентов не отрицают, что следование происходит по привычке. Таким образом, мы не можем отрицать, что сегодня многие молодые люди в Ростовской области не обладают осознанной мотивацией следования этнокультурным традициям (табл. 3).
1 Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации [Электронный документ] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-04^^ (Дата обращения: 27.02.2019)
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «О каких из перечисленных групп людей Вы можете сказать: «Это - мы»?»
Люди моей национальности Люди, соблюдающие те же традиции
В значительной степени В небольшой степени Не ощущаю близости В значительной степени В небольшой степени Не ощущаю близости
Кабардино-Балкарская Республика 66,20% 28,20% 5,60% 44,90% 42,00% 13,00%
Республика Адыгея 63,00% 4,30% 32,60% 37,20% 47,90% 14,90%
Республика Крым 57,40% 33,20% 9,40% 41,90% 46,80% 11,20%
Ростовская область 46,20% 40,10% 13,60% 24,20% 55,00% 20,80%
Ставропольский край 38,50% 39,10% 22,40% 27,30% 48,70% 24,00%
Всего 49,50% 34,40% 16,10% 31,80% 49,80% 18,40%
Таблица 3
Как Вы полагаете, почему человек в повседневной жизни следует традициям своего народа, этноса?
Ваш возраст: 18-30
Это происходит по привычке, потому что так принято 40,4 %
Это модно 15,25%
Это важно для личного духовного развития 22,4%
Важно, чтобы народные традиции и обычаи не предавались забвению, передавались следующим поколениям 48,2%
За несоблюдение традиций следует наказание, осуждение, неприятие 19,7%
Это важно для сохранения народа 30,55%
Иначе человек останется один, и не сможет рассчитывать на поддержку соплеменников 23,3%
Другое 1,7%
Затрудняюсь ответить 5,4%
Касаясь правовой сферы в сознании молодежи Ростовской области, нужно обратить внимание на то, что право, по мнению 35,8% молодых людей исследуемого региона, регулирует лишь некоторые стороны жизни людей, а вот 22,4% отдают предпочтение этническим традициям как регулятору повседневных социальных практик. Таким образом, можно сделать вывод, что в правовом поле молодежь ориентируется на общегражданские правила и институциональные нормы организации социальной жизни. Хотя по полученным данным видно, что у молодых людей нет полного доверия к системе права в государстве: об этом свидетельствует, тот факт, что меньшее количество - 27% респондентов в соотношении с 35,8% опрошенных, ответивших, что право регулирует лишь некоторые стороны жизни людей, считают, что в нашей стране право регулирует практически все сферы жизни общества. Возможно, данные показатели связаны с тем, что современные молодые люди не ориентируются на правовую поддержку государства, рассчитывая на собственные силы [15, с. 171]. Тем не менее, 46,2% молодых респондентов, предполагают, что при возникновении проблемы лучше обратиться в суд, нежели чем решать ее собственными силами (24%], а вот 9,3 % готовы прибегнуть к помощи со стороны совета старейшин клан (рода].
Право регулирует лишь некоторые стороны жизни людей
■ Жизнь общества больше регулируется наро дными (этническими) традициями, нежели правом
Рис. 1. Распределение ответов респондентов в возрасте от 18 до 30 лет на вопрос: «Как Вы думаете, какую роль играет право в повседневной жизни людей?»
Чтобы установить соотношение традиционного и инновационного в поведенческих практиках молодежи, проживающей на территории Ростовской области, также следует проанализировать приватную сферу жизнедеятельности молодежи, к которой относится сфера семейно-брачных отношений.
Анализируя приватную сферу семейных отношений молодежи, следует отметить, что 85,4% респондентов прежде всего идентифицируют себя с членами своей семьи. Таким образом, важно проследить, как выстраиваются взаимоотношения между представителями разных поколений, что является одной из характерных черт этнической культуры каждого народа. Подчеркнем, что большинство респондентов в возрасте от 18 до 30 лет считают важным следовать традициям, обычаям, нормам, которые определяют взаимоотношения между поколениями (для 43,9% это «важно», 43,6% отмечают, что это «скорее важно»). Отметим тот факт, что в Ростовской области следовать данной норме стремятся, как представители молодежи, так и старшее поколение (табл. 4).
Таблица 4
Насколько важно для Вас лично соблюдать следующие традиции и обычаи вашего народа, этноса, регулирующие отношения между поколениями
Ваш возраст:
18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70 и больше
Важно 50,00% 37,90% 25,00% 37,10% 46,30% 53,10% 28,90%
Скорее важно 38,90% 48,30% 40,00% 55,70% 43,90% 36,70% 44,40%
Скорее не важно 7,40% 6,90% 31,30% 4,30% 4,90% 8,20% 11,10%
Не важно 3,70% 6,90% 2,50% 2,90% 4,90% 2,00% 4,40%
Затрудняюсь ответить 1,30% 11,10%
Опираясь на полученные количественные данные по результатам проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что в семейных отношениях, по мнению большинства опрошенных молодых людей, традиции, обычаи и нормы выступают важным регулятором - 59,6% опрошенных выбрали вариант ответа «важно» и еще 24,25% - «скорее важно». Наблюдать проявление инновационного и традиционного компонента в семейных практиках молодежи можно с позиции их отношения к членам своей семьи: сторонниками эгалитарных отношений, которые опираются на равноправие между супругами, являются 31,2% респондентов, а вот практически половина опрошенных все-таки склоняется к патриархальному типу отношений, которые определяются или аскриптивными, или достигательными параметрами социальной позиции одного из супругов. Соблюдение традиций своего народа при вступлении в брак приемлемо для 50% респондентов молодежной среды Ростовской области.
Если сравнивать отношение молодежи к брачным отношениям с представителями другой национальности, то именно молодые люди более позитивно настроены к межнациональным бракам, чем представители старшего поколения. То есть, молодежь в меньшей степени ограничена этническими традиционными установками в сфере семейно-брачных отношений (среди молодых выше процент ориентированных на межнациональные браки - 76%).
Таким образом, на основе проанализированных данных мы видим, что традиционные этнические ценности и нормы определяют ценностные ориентации и установки молодежи, но нельзя исключать и влияние модернизационных процессов на институт семьи, которые ориентирует молодежь на эгалитаризацию семейных отношений и построение новых моделей семейной жизни (сожительство, гостевые браки, чайлдфри).
Современное российское общество является динамично развивающейся системой, которая преодолевая этапы модернизации, трансформируется при помощи социокультурных изменений, направленных на усложнение внутренних и внешних взаимосвязей. Это привносит нестабильность в жизнь населения российского общества. Особенно это актуально для молодого поколения, которое живет и развивается в условиях с меньшей предсказуемостью.
Таким образом, чтобы успешно интегрироваться в такую систему, молодежи необходимо конструировать собственную жизнь, опираясь на традиционные и инновационные типы социального порядка. Соотношение традиций и новаций в когнитивных представлениях молодежи отражается в повседневных социальных практиках. Гармонизация традиционного и инновационного в социальных практиках является одним из необходимых условий эффективности модернизации.
Проведенный социологический анализ соотношения этнокультурных традиций и инноваций в социальных практиках молодежи Ростовской области позволяет сделать вывод, что в при-
ватной сфере семейно-брачных отношений молодые люди руководствуются, как этнокультурными традициями, так и индивидуальными установками, отличными от традиционных представлений. Действия молодежи в сфере межпоколенческого взаимодействия в большей степени подвержены влиянию этнокультурных традиций. Касаясь публичной сферы отношений, отметим, что молодежь Ростовской области ориентирована на личностные установки, нежели на традиционные. Также стоит отметить тот факт, что сохранение и применение в повседневных практиках этнокультурных норм поведения у молодого поколения обусловлены желанием транслировать свои этнокультурные традиции будущим поколениям, с целью сохранения этноса.
Литература
1. Lubsky A.V., Kolesnykova E.Y., Lubsky R.A. Mental Programs and Social Behavior Patterns in Russian Society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 16. P. 9549-9559.
2. Чупров В.И. Проблема социального развития молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности // Молодежная Галактика. 2014. № 11. С. 38 - 41.
3. Заливайский Б.В., Самохвалова Е.В. Формирование семейных ценностей у молодежи в регионе // Знание. 2016. № 1-4 (30]. С. 174 - 178.
4. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к семье в изменяющейся социальной реальности // Семья в современном обществе Сер. «Демография. Социология. Экономика». Под ред. Рязанцева С.В., Ростовской Т.К. 2018. 261 c.
5. Зубок Ю. А., Чупров В.И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. Т. 4, № 3, 2018. С. 3 - 13.
6. Омельченко Е.Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст // Социс. 2013. № 10. С. 52 - 61.
7. Симонян Р.Х. Студенческая молодежь приграничных регионов России // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 82 - 89.
8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В.В. Сапо-ва. М.: Академический проект, 2017. 964 с.
9. Нехвядович Л.И. Многообразие подходов к определению понятия «этническая традиция» // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3 (68). С. 179 - 184.
10. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Воденко К.В., Войтенко В.П., Денисова Г.С. Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России. Междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности. Ростов-на-Дону, 2018. 304 с.
11. Хунагов Р.Д., Ляушева С.А., Шадже А.Ю., Жаде З.А. Современные этнополитические конфликты на Северном Кавказе. Центральная Азия и Кавказ. 2017. Т. 20. № 3. С. 7 - 15.
12. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 528 с.
13. Гофман А.Б. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ динамики и взаимодействия / Под редакцией А.Б. Гофмана. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 543 с. - (Humanitas).
14. Награльян А.А., Филюшкина Д.В. Традиционное и инновационное в социальном пространстве современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4 (9]. С. 181 - 184.
15. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. 288 с.
Artamonova Yana Viktorovna, Researcher, South Russian Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences; Assistant, Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University (160, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344022, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Tarasenko Larisa Viktorovna, Doctor of Sociology, Head of the Department of Regional Sociology and Social Process Modeling, Institute of Sociology and Regional Studies of Southern Federal University (160, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344022, Russian Federation). E-mail: [email protected] Chernobrovkin Igor Pavlovich, Doctor of Philosophy, Professor at the Department of Conflictology and National Security, Institute of Sociology and Regional Studies of Southern Federal University (160, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344022, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ETHNOCULTURAL TRADITIONS AND INNOVATIONS IN SOCIAL PRACTICIANS OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION) Abstract
This article is devoted to the problem of the relationship between tradition and innovation in the social practices of young people living in the Rostov region. Based on the results of the applied sociological research, the author analyzes the traditional and personal attitudes implemented in the social behavior of young people in the context of legal, family-marriage, intergenerational interaction. In this work, special emphasis is placed on the positive side of social experience, conditioned by the ethnocultural tradition, in the context of the modernization of Russian society.
Keywords: traditions, ethnocultural traditions, innovations, national policy, values, values, youth, social practices, Rostov region.
References
1. Lubsky A.V., Kolesnykova E.Y., Lubsky R.A. Mental Programs and Social Behavior Patterns in Russian Society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 16. P. 9549-9559.
2. CHuprov V.I. Problema social'nogo razvitiya molodezhi v usloviyah izmenyayushchejsya social'noj real'nosti // Molodezhnaya Galaktika. 2014. № 11. P. 38 - 41.
3. Zalivajskij B.V., Samohvalova E.V. Formirovanie semejnyh cennostej u molodezhi v regione // Znanie. 2016. № 1-4 (30). P. 174 - 178.
4. Zubok YU.A., CHuprov V.I. Otnoshenie molodezhi k sem'e v izmenyayushchejsya social'noj real'nosti // Sem'ya v sovremennom obshchestve Ser. «Demografiya. Sociologiya. Ekonomika». Pod red. Rya-zanceva S.V., Rostovskoj T.K. 2018. 261 p.
5. Zubok YU. A., CHuprov V.I. Smyslozhiznennye cennosti v kul'turnom prostranstve rossijskoj molodezhi // Nauchnyj rezul'tat. Sociologiya i upravlenie. T. 4, № 3, 2018. P. 3 - 13.
6. Omel'chenko E.L. Solidarnosti i kul'turnye praktiki rossijskoj molodezhi nachala HKHI veka: teoret-icheskij kontekst // Socis. 2013. № 10. P. 52 - 61.
7. Simonyan R.H. Studencheskaya molodezh' prigranichnyh regionov Rossii // Sociologicheskie issledo-vaniya. 2018. № 4. P. 82 - 89.
8. Sorokin P.A. Social'naya i kul'turnaya dinamika / Per. s angl., vstup. st. i komment V.V. Sapova. M.: Akademicheskij proekt, 2017. 964 p.
9. Nekhvyadovich L.I. Mnogoobrazie podhodov k opredeleniyu ponyatiya «etnicheskaya tradiciya» // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 4-3 (68). P. 179 - 184.
10.Volkov YU.G., Lubskij A.V., Vodenko K.V., Vojtenko V.P., Denisova G.S. Institucional'nye praktiki v me-zhetnicheskom i mezhreligioznom vzaimodejstvii na YUge Rossii. Mezhdisciplinarnyj analiz i ocenka potenciala ispol'zovaniya v ukreplenii obshcherossijskoj identichnosti. Rostov-na-Donu, 2018. 304 p.
11.Hunagov R.D., Lyausheva S.A., SHadzhe A.YU., ZHade Z.A. Sovremennye etnopoliticheskie konflikty na Severnom Kavkaze. Central'naya Aziya i Kavkaz. 2017. T. 20. № 3. P. 7 - 15.
12.Giddens E. Ustroenie obshchestva: ocherk teorii strukturacii. M.: Akademicheskij proekt, 2003. 528 p.
13.Gofman A.B. Tradicii i innovacii v sovremennoj Rossii. Sociologicheskij analiz dinamiki i vzaimodejst-viya / Pod redakciej A.B. Gofmana. M.: Rossijskaya politicheskaya enciklopediya (ROSSPEN), 2008. 543 p. - (Humanitas).
14.Nagral'yan A.A., Filyushkina D.V. Tradicionnoe i innovacionnoe v social'nom prostranstve sovremennoj Rossii // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2011. № 4 (9]. P. 181 - 184.
15.Zubok YU.A. Fenomen riska v sociologii: Opyt issledovaniya molodezhi. M.: Mysl', 2007. 288 p.