Научная статья на тему 'Этнокультурные связи между этническими группами астраханских ногайцев в рамках дельтовой культуры Нижнего Поволжья'

Этнокультурные связи между этническими группами астраханских ногайцев в рамках дельтовой культуры Нижнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / НЕМЦЫ / ПОЛЯКИ / ЕВРЕИ / СНИЖЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ДЕЛЬТОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ АСТРАХАНСКИХ НОГАЙЦЕВ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ / НОГАЙЦЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / DELTA CULTURE / ETHNIC GROUPS OF ASTRAKHAN NOGAYS / ETHNIC CULTURE / ARTISTIC CULTURE / CULTURAL ADOPTION / NORTHERN CAUCASUS NOGAYS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харламов Валерий Валерьевич

Астраханская область является одним из регионов Российской Федерации, на территории которого проживают представители этноса ногайцев одного из наиболее распространённых в Южном федеральном округе и Поволжье. Здесь компактно расселены четыре этнические группы ногайцев. Одна из них карагаши является уникальной с точки зрения этнои художественной культуры. Некоторые этнические группы астраханских ногайцев заимствовали культурные элементы соседствующих этносов, таких как татары, казахи и др. Некоторые впитали элементы культуры ногайцев Северного Кавказа, которые, в свою очередь, многое заимствовали у кавказских народов. Библиогр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL CONTACTS BETWEEN ETHNIC GROUPS OF ASTRAKHAN NOGAYS AS A PART OF THE DELTA CULTURE OF THE LOW VOLGA

The Astrakhan region is one of the regions in the Russian Federation where representatives of Nogay ethnos live. Nogays is one of the most spread nations in the South Federal Region and Volga region. Four ethnic groups of nogays permanently live here, and one of them is karagash. From the point of view of ethnic culture and art it is rather unique. Some of the ethnic groups of Astrakhan nogays adopted cultural elements of neighboring nations, such as Kazakhs, Tatars, etc. Some groups took cultural elements of Northern Caucasus nogays, who, in their turn, adopted a great deal of elements from Caucasian nations.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные связи между этническими группами астраханских ногайцев в рамках дельтовой культуры Нижнего Поволжья»

ББК 63.5-3 (2Рос-4Аст)

В. В. Харламов

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ связи МЕЖДУ ЭТНИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ АСТРАХАНСКИХ НОГАЙЦЕВ В РАМКАХ ДЕЛЬТОВОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Культура народов, проживающих в дельтах рек, является объектом исследований культурологов, историков, этнографов, филологов с античных времён. Впервые о роли рек как культурообразующих систем заговорил Корнелий Тацит в работе «О происхождении германцев и местоположении Германии» [1], в которой он определил решающую роль рек Рейна и Дуная в формировании великого германского этноса.

Говоря об определяющей роли дельтового ландшафта в формировании суперэтноса, нельзя не упомянуть цивилизации древней Месопотамии и Египта, где весь культурно-исторический быт зависел от рек, а в произведениях материальной и духовной культуры находили своё отражение образы природных культурообразующих систем. Образы рек становятся ведущими в искусстве: в мифологии и поэзии всё чаще встречается антропоморфная трактовка реки. Именно на территории Месопотамии впервые появляется прообраз дельтовой культуры.

Дельтовая культура являет собой совокупность историко-культурных традиций и традиций художественной культуры, отражающих специфику дельтового ландшафта. В рамках дельтовой культуры формируются самобытные и уникальные культурные традиции и образы, связанные с дельтовым ландшафтом.

В рамках культуры России можно выделить целый ряд речных и дельтовых культурообразующих систем, таких как фольклорно-мифологические образы рек, межэтнические и межкуль-турные связи, имевшие место на данной территории в ходе исторического процесса, и т. д. Многообразие подобных культурообразующих систем объясняется рядом факторов. Во-первых, необходимо учитывать фактор территориальный. Территория России занимает весьма обширное географическое, а следовательно, и культурно-историческое пространство. Во-вторых, это обусловлено этническим фактором. На протяжении всей своей истории Россия была и остаётся полиэтническим и поликонфессиональным государством, что сказалось на самобытности её культуры.

Астраханская область - регионов Российской Федерации с огромным разнообразием этносов и конфессий. Этническая культура Астраханского края представляет собой одну из наиболее изученных и вместе с тем наиболее дискуссионных страниц в культурологическом краеведении Нижнего Поволжья.

Основным содержанием дельтовой культуры Нижнего Поволжья является не только разнообразие этнических общностей, но и взаимопроникновение элементов национальных культур. Культурное заимствование в рамках дельтовой культуры происходит в нескольких аспектах: в диалектах, топонимике, промыслах, архитектуре, одежде, элементах обрядовой деятельности, кулинарном искусстве и др.

Поволжский регион, как один из наиболее культурно-контактных в культурологическом и этнографическом плане, представляет собой очень интересную сферу для исследований. Территориально р. Волга занимает очень большое пространство, что обусловливает наличие в Поволжском регионе исторических межкультурных и межконфессиональных контактов. Проблемами в области культурно-исторических процессов в Поволжье занималось большое количество исследователей. Внимание большинства учёных - культурологов, историков, антропологов, этнографов, филологов привлекают, как правило, культуры отдельных этносов, проживающих в том или ином районе Поволжья. Среди исследователей можно выделить А. С. Башкирова [2], изучавшего влияние культуры Волжской Булгарии на культуру татар, Н. И. Воробьёва, П. М. Дульского [3, 4] - исследователей материальной культуры казанских татар.

Но помимо межэтнических контактов в рамках дельтовой культуры имеют место контакты между этническими группами одного отдельно взятого этноса.

Одним из многочисленных по количеству этнических групп этносов Астраханской области является этнос ногайцев.

Согласно исследованиям Р. А. Агеевой, ногайский народ являет собой результат слияния тюркоязычных племён канглов, кыпчаков, булгар и туркмен с монголоязычными племенами найманов и мангытов [5].

В России культурогенез ногайцев определён связями с другими народами, населяющими её обширную территорию: русскими, татарами, казахами, туркменами, кумыками, черкесами, чеченцами, калмыками и др.

Складывание субэтнических общностей собственно астраханских ногайцев проходило в течение нескольких веков. После присоединения Нижнего Поволжья к Российскому государству в середине XVI в. здесь появляются первые группы ногайцев. Об этом сообщает, в частности, английский путешественник А. Дженкинсон: «Во время моего пребывания в Астрахани население страдало от голода и мора; в особенности они свирепствовали среди ногайцев, которые в это самое время пришли сюда в большом числе, вся страна их была опустошена» [6].

Появление ногайцев в Астрахани совпало с первичным распадом Ногайской Орды. На территории Нижнего Поволжья расселились четыре группы ногайцев: юртовцы, карагаши, утары, кундровцы.

От названия поселения «юрт» ранние группы астраханских ногайцев получили название «юртовцы» или, по другим источникам, «юртовские». В начале XVII в., во время калмыцкого нашествия, к юртовцам присоединились едисанские ногайцы, которые впоследствии слились с ними.

Имея раннее поселение в Астраханском крае, юртовцы расположились вокруг города, а первоначальная основа хозяйственной деятельности у них значительно изменилась - со скотоводства на земледелие в форме овощеводства и садоводства. Будучи активно втянутыми в социальноэкономические процессы региона, юртовцы издавна находились в контакте со многими народами Астраханского края. Но особое влияние на них оказали средневолжские татары, в результате совместного проживания и системы духовно-светского образования, которая была на татарском языке.

Другая многочисленная группа астраханских ногайцев - карагаши (в письменных источниках обозначались как кундровские татары, а название карагаши - «чернолесцы» получили от названия местности, где раньше кочевали - на Кавказе вблизи Пятигорска), потомки Кубанской Малой Ногайской Орды, дольше сохраняли кочевой уклад. Поселившись на территории Красноярского уезда Астраханской губернии в конце XVIII в., они получили статус осёдлого этноса только во времена коллективизации. Наиболее частыми этнокультурными связями ногайцев внутри региональной культуры были связи с туркменами и казахами, оказавшие влияние на культурный и антропологический тип астраханских ногайцев.

По мнению Л. Ш. Арсланова, к карагашам можно отнести группу ногайцев, населяющих в настоящее время территорию села Лапас Харабалинского района; сел Сеитовка, Айсакай, Ку-янлы, Лангык, Белячное, Джанай, Хожетай, Малый Арал Красноярского района Астраханской области, а также посёлков Кыркиле, Свободный, входящих в состав г. Астрахани [7].

Этническая группа утар возникла в конце XVIII в. в результате административного объединения кочевых юртовских ногайцев, части казахов, туркмен, а в середине ХК в. к ним присоединились еще 25 семей кочевых узбеков [7, с. 12]

Поселившись на территории Красноярского уезда Астраханской губернии во второй половине XVIII в., к 1770 г. они уже имели численность в 1 000 кибиток. Наиболее частыми этнокультурными связями ногайцев внутри региональной культуры были связи с туркменами, казахами и татарами, оказавшие влияние на культурный и антропологический тип астраханских ногайцев. Это влияние сказалось, во-первых, на внешнем облике карагашей. Так называемые «карагаши городской среды» имеют светлый цвет кожи и близкий к европейскому разрез глаз. Подобный антропологический тип сформировался в результате смешения карагашей со средневолжскими татарами. «Сельские» кара-гаши по своему внешнему облику близки к кавказскому антропологическому типу, что является результатом смешения с кавказскими народами и астраханскими туркменами.

Анализ произведений материальной и духовной культуры астраханских ногайцев обнаруживает тесные связи карагашей с другими тюркоязычными народами. В первую очередь это проявляется в типах поселений.

Характерный тип поселений ногайцев - кочевые аулы: весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав). Зимники (у кубанских ногайцев со 2-й половины XVIII в., у остальных ногайцев - с середины XIX в.) превращались в оседлые постоянные поселения

(юрт, аул, шахар, къала). Традиционные жилища - кибитка (юрта) и дом (уй), которые приспособлены соответственно к кочевому и оседлому образу жизни; более древним жилищем ногайцев следует считать юрты.

Ногайская юрта - большая (термэ) и малая, переносная (отав) - представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы. Оседлые ногайцы жили в полуземлянках (ерме къазы) и наземных тузлучных и саманных домах с пологой двускатной крышей.

Карагаши, проживающие на территории села Тулугановка, подобные виды жилища не сохранили. Они проживают в основном в деревянных и кирпичных домах, построенных по образцу татарских.

Среди традиционно ногайских форм художественной культуры прежде всего надо упомянуть войлочное искусство.

Зарождение войлочного искусства у ногайцев уходит своими корнями в глубокую древность, когда их предки - разные племена и роды вели кочевой образ жизни. У кочевников, в силу потребностей, было хорошо развито войлочное производство, традиции которого сохранились у ряда народов и до настоящего времени. Первоначально это было производство одноцветных, а затем и многоцветных валяных войлоков. Этот вид народного промысла у ногайцев вплоть до недавнего времени являлся наиболее массовым, им занимались женщины почти в каждом ауле.

При рассмотрении произведений войлочного искусства ногайцев Кавказа и Нижней Волги, хранящихся в краеведческих музеях Дагестана и г. Астрахани, можно выявить некоторые сходные черты. Виды войлочных изделий очень разнообразны. Наиболее распространённые - «ала кий-гиз» - пёстрая кошма, «тигис кийгиз» - нашивной войлок, «оюв кийгиз» - аппликативный войлок.

При всем многообразии узоров ногайских ковров они составлены главным образом из элементов тела животных. Самый популярный в ногайской орнаментике мотив - «кошкар муьийз» - бараний рог. Именно мощные спирали «рогатого» узора, по-разному скомпонованные, спаренные, придают характерную динамику ногайскому орнаменту. Мотив, связанный с животным миром, в ногайском орнаменте доминирует. Элементом орнамента обычно становится изображение части тела животного или его следа. Например, «туье мойын» - верблюжья шея, «туье оьркеш» - верблюжий горб, «коян кулак» - заячье ухо, «бузав тис» - телячий зуб, «кулын кулак» - уши жеребенка, «муьийз» - рога, «каз аяк» - лапа гуся, «бака коьз» - глаз лягушки, «тавык тырнак» - куриный ноготь, «ат туяк» - копыто лошади, «боьри коьз» - волчий глаз, «тавык» - курица, «кыйшык» - кривоногий, «кыйсык аяк» - косолапый, «ийт куйрык» -хвост собаки, «кораз» - петух, «шыбын канат» - крыло мухи, «мысык ыз» - кошачий след и т. д. Все эти узоры представляют собой исторически сложившиеся комплексы образов, отражающие в ходе своего развития художественные взгляды народа.

Зооморфные тенденции в войлочном искусстве астраханских ногайцев как носителей дельтовой культуры связывают его с традициями художественной культуры степных народов. Отсюда можно заключить, что дельтовая культура Нижнего Поволжья заимствовала некоторые элементы из степной культуры Средней Азии.

На протяжении всей своей истории астраханские ногайцы поддерживали этнокультурные связи с другими этническими группами ногайцев, проживающими на территории Российской Федерации, в частности с группами на Северном Кавказе.

Тесные связи астраханских ногайцев с этническими группами ногайцев других регионов привели к доминированию общеногайских культурных традиций в художественной культуре астраханских ногайцев.

Несмотря на то, что астраханские ногайцы являются лишь частью ногайского этноса, на протяжении своей истории они сформировали собственные традиции в художественной культуре. Если поискать компоненты культуры, которые отличают современных карагашей, можно назвать песенный жанр «Озын ногай джыр», представляющий собой речетативное мужское пение на различные темы без музыкального сопровождения. Данный жанр художественной культуры характерен только для астраханских ногайцев. Однако в силу тесных связей астраханских ногайцев с ногайцами Северного Кавказа и другими этносами, проживающими на территории Астраханской области, в настоящее время он является практически забытым. Доминирующими аспектами в художественной культуре астраханских ногайцев являются элементы культуры ногайцев Северного Кавказа, которые, в свою очередь, испытали сильное влияние

культуры народов Кавказа (черкесы, дагестанцы, кабардинцы и т. д.). Это выразилось в том, что в танцевальной культуре ногайцев доминирующим жанром стала лезгинка. Здесь мы имеем дело с таким противоречивым элементом дельтовой культуры, как взаимопроникновение отдельных жанровых характеристик в художественную культуру различных этносов. С одной стороны, культуры этносов обогащаются за счёт контактов с другими культурами, с другой -(как в случае с песенным жанром «Озын ногай джыр»), некоторые элементы исчезают.

Межрегиональные связи между этническими группами ногайцев, в частности с ногайцами Северного Кавказа, осуществляются за счёт совместных мероприятий по сохранению культуры и языка. Это и разнообразные традиционные праздники, и культурные события, например, так называемые «Джанибековские чтения», посвящённые известному ногайскому поэту Джанибеку.

Проблема культурной консолидации и самоидентификации ногайского этноса усложняется тем, что этнические группы юртовцев и утар ассимилировались с этническими группами астраханских татар и постепенно становятся, скорее, носителями татарских культурных традиций и языка, нежели языка и культуры ногайского этноса.

Но, как можно заключить из вышесказанного, наиболее остро в регионе стоит проблема сохранения культурных традиций собственно этнокультуры и художественной культуры астраханских ногайцев.

Таким образом, в качестве ведущего аспекта в решении проблемы сохранения этнокуль-туры и художественной культуры астраханских ногайцев можно назвать укрепление этнокультурных связей между этническими группами данного этноса и возрождение традиций художественной культуры в рамках дельтовой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корнелий Тацит. Соч.: В 2 т. Т. 1. Анналы. Малые произведения. - Л.: Наука, 1969. - 702 с.

2. Башкиров А. С. Памятники булгаро-татарской культуры на Волге. - Казань: Татгосиздат, 1928. - 192 с.

3. Воробьёв Н. И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода. - Казань: Татгосиздат, 1955. - 383 с.

4. Дульский П. М. Искусство казанских татар. - М., 1925. - 247 с.

5. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: словарь-справочник / Отд-ние литературы и языка РАН. - М.: Academia 2000. - 247 с.

6. Кидирниязов Д. С. Ногайцы в известиях русских, западноевропейских и восточных авторов XVI-XVIII вв. - Махачкала: Элоха, 1999. - С. 118.

7. Арсланов Л. Ш. Язык карагашей - ногайцев Красноярского и Харабалинского районов Астраханской области: Грамматический очерк. Тексты и переводы. Словарь. - Набережные Челны; КАМАЗ, 1992. - 296 с.

Статья поступила в редакцию 24.03.2008

ETHNO-CULTURAL CONTACTS BETWEEN ETHNIC GROUPS OF ASTRAKHAN NOGAYS AS A PART OF THE DELTA CULTURE OF THE LOW VOLGA

V. V. Kharlamov

The Astrakhan region is one of the regions in the Russian Federation where representatives of Nogay ethnos live. Nogays is one of the most spread nations in the South Federal Region and Volga region. Four ethnic groups of nogays permanently live here, and one of them is karagash. From the point of view of ethnic culture and art it is rather unique. Some of the ethnic groups of Astrakhan nogays adopted cultural elements of neighboring nations, such as Kazakhs, T atars, etc. Some groups took cultural elements of Northern Caucasus nogays, who, in their turn, adopted a great deal of elements from Caucasian nations.

Key words: delta culture; ethnic groups of Astrakhan nogays; ethnic culture; artistic culture; cultural adoption; Northern Caucasus nogays.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.