Развитие и функционирование русского языка
ББК 811.511.1 YAK 81
H.H. ПАРФЁНОВА
N.N. PARFYONOVA
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБСТРАТНОЙ ТОПОНИМИИ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ
ETHNOCULTURAL FEATURES OF SUBSTRATE TOPONYMY OF THE MIDDLE OB
В статье речь идёт о субстратной топонимии Сургутского района. В качестве источников исследования были использованы топографические карты и беседы с информантами. Топонимы анализировались в этнокультурном аспекте.
The article deals with the substrate toponymy of Surgut district. Topographic maps and interviews with informants were used as sources of research. The toponyms were analyzed in ethno-cultural aspect.
Ключевые слова: субстратные топонимы и гидронимы, микротопонимы, мифология, тотемы.
Key words: substrate toponyms and hydronyms, microtoponyms, mythology, totems.
Этнокультурные аспекты топонимии Западной Сибири не раз становились предметом исследования в работах А.К. Матвеева, А.П. Дульзона, Н.М. Терещенко, Н.К. Фролова, Е.Л. Березович, Э.М. Рянской, В.В. Быконя и др., однако проблемы субстратных географических названий бассейна Средней Оби остаются недостаточно разработанными. Объектом исследования послужила топонимия Сургутского района.
В качестве источников были привлечены: полевые материалы (беседа с информантами - ханты, манси и русскоязычным населением п. Аган, п. Варьеган, д. Русскинская); современные топографические карты и атласы; публикации местных краеведов; заметки, статьи, монографии по истории и географии, содержащие топонимические материалы (А.А. Дунин-Горкавич, Г.Ф. Миллер, Э.М. Мурзаев).
Коренное население Ханты-Мансийского автономного округа говорит на финно-угро-самодийских (уральских) языках. Районы крайнего севера заселены ненцами и селькупами, зону тайги освоили ханты и манси.
Все языки коренного населения относятся к агглютинативному типу, для которого характерен твёрдый порядок слов в определительных сочетаниях (определение + определяемое). Поэтому имена существительные используются в качестве определений: Вортъеган - «богатырская река» (хант. ворт -«богатырь», еган - «река»).
Русским названиям предшествовала топонимия коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При формировании русской топонимической системы были использованы субстратные географические термины. Ср.: р. Малый Юган, р. Большой Юган, г. Юганск (ныне г. Нефтеюганск), р. и п. Аган < хант. ехан, еган, ёхан - «река».
Отличительной особенностью топонимии коренного населения является её мотивированность мифологией. Ср.:
озёра:
Емынглор - «Святое озеро» (хант. еманг - «святой»). У ханты есть священные озёра, из которых женщинам нельзя пить воду;
Имлор - «Женское озеро» (хант. ими - «женщина, бабушка, тётя, свекровь, золовка, свояченица»);
Пякуто - «Неспокойное озеро» (хант. пяку - «задиристый»);
Санкилор - «Всевышнего озеро» (хант. санки - «всевышний»);
Атымнепьяунлор - «Плохое речное озеро» (хант. атэм - «плохой»);
Нумто - «Небесное озеро» (хант. нум - «верх, верхний, верховный»);
реки:
Айкаеган - «Река юноши (мальчика)» (хант. айко - «юноша, молодой человек, мальчик»);
Атымъюган - «Плохая река» (хант. атым - «плохой»);
Тромъеган (Тромаган, Тром-Юган) - «Священная река» (хант. Торум -«верховный небесный бог», а также «небо, погода, природа, век»);
Ортьягун - «Богатырская река» (хант. ортики - «богатырь», «вождь», «военноначальник»);
Кутьях - «Рука народа» (хант. кот - «рука», ях - «народ»);
Лархягун - «Кольчуга река» (хант. ларх - «железная рубаха, кольчуга»);
Нинканеган - «Двух женщин река» (хант. нинкан - «две женщины»). У васюганских и ваховских хантов широко известен рассказ о приходе злого духа людоеда Сэвсики к двум женщинам, живущим с детьми в урмане;
Оккынъеган - «Река вожака» (хант. оккы - «главарь, вожак»);
Пыръях - «Избранный народ» (хант. пыръ - «избранник», ях - «народ»);
микротопонимы:
Нинканеганпугол - «Юрты у реки двух женщин» (хант. нинкан - «женщина», еган - «река»). У васюганских и ваховских хантов широко известен рассказ о приходе злого духа Сэвсики к двум женщинам, живущим с детьми в урмане;
Торумкатпугол - «Божьева дома юрты» (хант. торум - «бог», кат -«дом»). Священные места у ханты, места поклонений.
Мистический характер носят наименования водных объектов от названия птиц и зверей:
Ворсапури - «Птичьей протоки ручей» (хант. вор - «птица», сап - «протока», ури - «ручей»);
Пэхтэвоехявэн - «Чёрного зверя река» (хант. пэхтэ - «чёрный», воех -«зверь», явэн - «река»);
Орёл. Ср.: Айкуриклор - «Маленькое орла озеро» (хант. ай - «маленький», курэк - «орел»);
Курэкури - «Орла протока» (хант. курэк - «орел»);
Курактыхланглор - «Орлиного гнезда озеро» (хант. курак - «орёл», тых-ланг - «гнездо»).
Журавль. Ср.: Айтарапугол - «Малые журавлиные юрты» (хант. ай -«маленький», тара - «журавль»);
Аллетарапугол - «Большие журавлиные юрты» (хант. алле - «большой», тара - «журавль»);
п. Больше-Тархово - «Журавлиный остров» (хант. тарх - «Журавлиный остров»);
Тарапуголпай - «Журавлиные юрты духа» (хант. тара - «журавль», пугол «юрты», пай - «дух»).
Топонимы, мотивированные тотемами (предок рода). Названия, связанные с представлениями о тотемном предке-прародителе представлены этнонимами:
Медведь считался тотемным предком ханты. Сведения о почитании медведя у обских угров и связанных с ними обрядах имеются в разных источниках <...> медвежий праздник является одним из самых ярких показателей оригинальности и самобытности культуры хантов и манси [5, с. 205-206]. Ср.: Пупилохкор - «Медвежий плёс» (хант. пупи - «медведь»); Пупитор - «Медвежье озеро» (хант. пупи - «медведь»); этноним:
Момысир - «медведя род» (хант. сир - «род», момы - «медведь»). Предком фратрии Пор считается медведь.
Лось считался тотемным предком манси. Мифы повествуют о том, что лось первоначально жил на небе (созвездие Большой Медведицы манси называют созвездием Лося). Он бегал так быстро, что никто не мог его догнать. Дорога, по которой бежал Мось-хум, видна и теперь: это Млечный Путь. Ср.: Шарп - «Лося река» (хант. шорп, соруп, сорп - «лось»); Нёхрункэмсэй - «Лосиная переправа песок» (хант. нёх - «лось», рун-кэм - «переправа», сэй - «песок»);
этнонимы:
Сырях - «лосиный народ» (хант. сыр - «лось», ях - «народ»). У восточных хантов было три рода, которые назвались Лосем, Бобром и Медведем;
Нохксир - «лося род» (хант. сир - «род», нохк - «лось»). Предком фратрии Мось считается лось.
Олень. Ср.:
Валипугол - «Оленя юрты» (хант. вали - «олень»); Велитяун - «Оленя река» (хант. велит - «олень»); Велитявэн - «Оленья речка» (хант. велит - «олень»); этноним:
Веллиях - «оленя народ» (хант. вели - «олени», ях - «народ, люди»). В праздники устраивали жертвоприношение, в жертву приносили оленя. Соболь. Ср:
Айнёгусьяун - «Соболя маленькая речка» (хант. ай - «маленький», нёгусь - «соболь»);
Айнёхэсявэн «Маленького соболя река» (хант. ай - «маленький», нёхэс - «соболь»); этноним:
Негусьях - «соболя народ» (хант. негусь - «соболь», ях - «народ»); Нёхэсяхявэн - «соболиного народа река» (хант. нёхэс - «соболь», ях -«народ»).
Собака считалась тотемным предком манси. Ср.: Ампатур - «Собаки озеро» (хант. амп - «собака»).
Лягушка. У обских угров существовал культ лягушки. При разнообразии проявления культа лягушки только на Агане она признаётся хозяйкой реки, счтается покровительницей целой территориальной группы ях(ёх) [7, с. 150-151]. На старице есть омут; когда обитающая в нем лягушка гневаетс, вода кипит и бурлит, так что падают деревья. На р. Тромъегане лягушку держали «за мать-землю». Лягушка является тотемным предком народа, что отражено в этнониме лолна-явен ях «лягушки-реки народ» [7, с. 158]. Ср.: Лулнэягун - «Лягушки река» (хант. лулнэ - «лягушка»); Лолнаявен - «Лягушка-речка» (хант. лулнэ - «лягушка»); Лолнарап - «Лягушки яр» (хант. лулнэ - «лягушка»);
этноним:
Нарасмахум - «люди-лягушки» (манс. нарас - «лягушка», махум - «народ, люди»).
Бобры. Ср.:
Йингквойёхан - «Бобра река» (хант. йингк вой - «бобёр»);
этноним:
Махняхях - «люди-бобры» (хант. махнях - «бобры», ях - «народ»). Ворона. В мифах ханты и манси Ворона - прародительница, вестник весны, символ новой жизни. Символика Вороньего дня направлена на рождение детей и семейное благополучие. Ср.:
Колынгатор - «Воронье озеро» (хант. колынгат - «ворона»); Колекеган - «Воронья река» (хант. колек - «ворон»); Колекеганпугол - «Вороньей реки юрты» (хант. колек - «ворона», еган -«река»).
Привлечение топонимических данных представляет ценный источник для исследования духовной культуры коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Литература
1. Быконя, В.В. Селькупы: язык и культура (этнолингвистический очерк) : монография [Текст] / В.В. Быконя. - Томск : ТГПУ, 2011. - 236 с.
2. Дунин-Горкавич, А.А. Тобольский север : в 3 т. [Текст] / А.А. Дунин-Горка-вич. - Т. 1. - М. : Либерея, 1995. - 1-281. Приложение. - 1-78 ; Т. 2. - М. : Ли-берея, 1996. - 1-353. Приложение. - 1-57.
3. Миллер, Г.Ф. Описание Сибирского царства [Текст] / Г.Ф. Миллер. - СПб, 1787. - Кн. 1. - 384 с.
4. Мифология манси [Текст]. - Новосибирск : Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001. - 196 с.: ил. + цв. вкл. - (Энциклопедия уральских мифологий ; Т. II).
5. Мифология хантов [Текст] / В.М. Кулемзин [и др.] ; науч. ред. В.В. Наполь-ских. - Томск : Том. ун-т, 2000, 310 с. : ил., карт. - (Энциклопедия уральских мифологий ; Т. III).
6. Мурзаев, Э.М. Словарь народных географических терминов : в 2 т. [Текст] / Э.М. Мурзаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Картгеоцентр - Геоиздат, 1999.
7. Перевалова, Е.В. Река Аган и её обитатели [Текст] / Е.В. Перевалова, К.Г. Карачаров. - Екатеринбург ; Нижневартовск : УрО РАН ; Студия «ГРАФО», 2006. - 352 с.
Словари и справочники:
1. Матвеев, А.К. Географические названия Тюменского Севера : краткий топонимический словарь [Текст] / А.К. Матвеев. - Екатеринбург : Урал. ун-т, 1997. - 192 с.
2. Матвеев, А.К. Этимологический словарь субстратных топонимов русского Севера [Текст] / А.К. Матвеев. - Свердловск, 1980.
3. Матвеев, А.К. Географические названия Урала : краткий топонимический словарь [Текст] / А.К. Матвеев. - Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. - 320 с.
4. Соловар, В.Н. Хантыйско-русский словарь [Текст] / В.Н. Соловар. - СПб : Мирал, 2006. - 336 с.
5. Хантыйско-русский словарь (сургутский диалект) [Текст] / сост. В.М. Глу-шак. - Сургут : СурГУ, 2006. - 108 с.
Принятые сокращения: хант. - хантыйское манс. - мансийское г. - город п. - посёлок р. - река