Научная статья на тему 'Этнокультурные особенности субстратной топонимии среднего Приобья'

Этнокультурные особенности субстратной топонимии среднего Приобья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСТРАТНЫЕ ТОПОНИМЫ И ГИДРОНИМЫ / SUBSTRATE TOPONYMS AND HYDRONYMS / МИКРОТОПОНИМЫ / MICROTOPONYMS / МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY / ТОТЕМЫ / TOTEMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Парфёнова Нина Никифоровна

В статье речь идёт о субстратной топонимии Сургутского района. В качестве источников исследования были использованы топографические карты и беседы с информантами. Топонимы анализировались в этнокультурном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL FEATURES OF SUBSTRATE TOPONYMY OF THE MIDDLE OB

The article deals with the substrate toponymy of Surgut district. Topographic maps and interviews with informants were used as sources of research. The toponyms were analyzed in ethno-cultural aspect.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные особенности субстратной топонимии среднего Приобья»

Развитие и функционирование русского языка

ББК 811.511.1 YAK 81

H.H. ПАРФЁНОВА

N.N. PARFYONOVA

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБСТРАТНОЙ ТОПОНИМИИ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ

ETHNOCULTURAL FEATURES OF SUBSTRATE TOPONYMY OF THE MIDDLE OB

В статье речь идёт о субстратной топонимии Сургутского района. В качестве источников исследования были использованы топографические карты и беседы с информантами. Топонимы анализировались в этнокультурном аспекте.

The article deals with the substrate toponymy of Surgut district. Topographic maps and interviews with informants were used as sources of research. The toponyms were analyzed in ethno-cultural aspect.

Ключевые слова: субстратные топонимы и гидронимы, микротопонимы, мифология, тотемы.

Key words: substrate toponyms and hydronyms, microtoponyms, mythology, totems.

Этнокультурные аспекты топонимии Западной Сибири не раз становились предметом исследования в работах А.К. Матвеева, А.П. Дульзона, Н.М. Терещенко, Н.К. Фролова, Е.Л. Березович, Э.М. Рянской, В.В. Быконя и др., однако проблемы субстратных географических названий бассейна Средней Оби остаются недостаточно разработанными. Объектом исследования послужила топонимия Сургутского района.

В качестве источников были привлечены: полевые материалы (беседа с информантами - ханты, манси и русскоязычным населением п. Аган, п. Варьеган, д. Русскинская); современные топографические карты и атласы; публикации местных краеведов; заметки, статьи, монографии по истории и географии, содержащие топонимические материалы (А.А. Дунин-Горкавич, Г.Ф. Миллер, Э.М. Мурзаев).

Коренное население Ханты-Мансийского автономного округа говорит на финно-угро-самодийских (уральских) языках. Районы крайнего севера заселены ненцами и селькупами, зону тайги освоили ханты и манси.

Все языки коренного населения относятся к агглютинативному типу, для которого характерен твёрдый порядок слов в определительных сочетаниях (определение + определяемое). Поэтому имена существительные используются в качестве определений: Вортъеган - «богатырская река» (хант. ворт -«богатырь», еган - «река»).

Русским названиям предшествовала топонимия коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При формировании русской топонимической системы были использованы субстратные географические термины. Ср.: р. Малый Юган, р. Большой Юган, г. Юганск (ныне г. Нефтеюганск), р. и п. Аган < хант. ехан, еган, ёхан - «река».

Отличительной особенностью топонимии коренного населения является её мотивированность мифологией. Ср.:

озёра:

Емынглор - «Святое озеро» (хант. еманг - «святой»). У ханты есть священные озёра, из которых женщинам нельзя пить воду;

Имлор - «Женское озеро» (хант. ими - «женщина, бабушка, тётя, свекровь, золовка, свояченица»);

Пякуто - «Неспокойное озеро» (хант. пяку - «задиристый»);

Санкилор - «Всевышнего озеро» (хант. санки - «всевышний»);

Атымнепьяунлор - «Плохое речное озеро» (хант. атэм - «плохой»);

Нумто - «Небесное озеро» (хант. нум - «верх, верхний, верховный»);

реки:

Айкаеган - «Река юноши (мальчика)» (хант. айко - «юноша, молодой человек, мальчик»);

Атымъюган - «Плохая река» (хант. атым - «плохой»);

Тромъеган (Тромаган, Тром-Юган) - «Священная река» (хант. Торум -«верховный небесный бог», а также «небо, погода, природа, век»);

Ортьягун - «Богатырская река» (хант. ортики - «богатырь», «вождь», «военноначальник»);

Кутьях - «Рука народа» (хант. кот - «рука», ях - «народ»);

Лархягун - «Кольчуга река» (хант. ларх - «железная рубаха, кольчуга»);

Нинканеган - «Двух женщин река» (хант. нинкан - «две женщины»). У васюганских и ваховских хантов широко известен рассказ о приходе злого духа людоеда Сэвсики к двум женщинам, живущим с детьми в урмане;

Оккынъеган - «Река вожака» (хант. оккы - «главарь, вожак»);

Пыръях - «Избранный народ» (хант. пыръ - «избранник», ях - «народ»);

микротопонимы:

Нинканеганпугол - «Юрты у реки двух женщин» (хант. нинкан - «женщина», еган - «река»). У васюганских и ваховских хантов широко известен рассказ о приходе злого духа Сэвсики к двум женщинам, живущим с детьми в урмане;

Торумкатпугол - «Божьева дома юрты» (хант. торум - «бог», кат -«дом»). Священные места у ханты, места поклонений.

Мистический характер носят наименования водных объектов от названия птиц и зверей:

Ворсапури - «Птичьей протоки ручей» (хант. вор - «птица», сап - «протока», ури - «ручей»);

Пэхтэвоехявэн - «Чёрного зверя река» (хант. пэхтэ - «чёрный», воех -«зверь», явэн - «река»);

Орёл. Ср.: Айкуриклор - «Маленькое орла озеро» (хант. ай - «маленький», курэк - «орел»);

Курэкури - «Орла протока» (хант. курэк - «орел»);

Курактыхланглор - «Орлиного гнезда озеро» (хант. курак - «орёл», тых-ланг - «гнездо»).

Журавль. Ср.: Айтарапугол - «Малые журавлиные юрты» (хант. ай -«маленький», тара - «журавль»);

Аллетарапугол - «Большие журавлиные юрты» (хант. алле - «большой», тара - «журавль»);

п. Больше-Тархово - «Журавлиный остров» (хант. тарх - «Журавлиный остров»);

Тарапуголпай - «Журавлиные юрты духа» (хант. тара - «журавль», пугол «юрты», пай - «дух»).

Топонимы, мотивированные тотемами (предок рода). Названия, связанные с представлениями о тотемном предке-прародителе представлены этнонимами:

Медведь считался тотемным предком ханты. Сведения о почитании медведя у обских угров и связанных с ними обрядах имеются в разных источниках <...> медвежий праздник является одним из самых ярких показателей оригинальности и самобытности культуры хантов и манси [5, с. 205-206]. Ср.: Пупилохкор - «Медвежий плёс» (хант. пупи - «медведь»); Пупитор - «Медвежье озеро» (хант. пупи - «медведь»); этноним:

Момысир - «медведя род» (хант. сир - «род», момы - «медведь»). Предком фратрии Пор считается медведь.

Лось считался тотемным предком манси. Мифы повествуют о том, что лось первоначально жил на небе (созвездие Большой Медведицы манси называют созвездием Лося). Он бегал так быстро, что никто не мог его догнать. Дорога, по которой бежал Мось-хум, видна и теперь: это Млечный Путь. Ср.: Шарп - «Лося река» (хант. шорп, соруп, сорп - «лось»); Нёхрункэмсэй - «Лосиная переправа песок» (хант. нёх - «лось», рун-кэм - «переправа», сэй - «песок»);

этнонимы:

Сырях - «лосиный народ» (хант. сыр - «лось», ях - «народ»). У восточных хантов было три рода, которые назвались Лосем, Бобром и Медведем;

Нохксир - «лося род» (хант. сир - «род», нохк - «лось»). Предком фратрии Мось считается лось.

Олень. Ср.:

Валипугол - «Оленя юрты» (хант. вали - «олень»); Велитяун - «Оленя река» (хант. велит - «олень»); Велитявэн - «Оленья речка» (хант. велит - «олень»); этноним:

Веллиях - «оленя народ» (хант. вели - «олени», ях - «народ, люди»). В праздники устраивали жертвоприношение, в жертву приносили оленя. Соболь. Ср:

Айнёгусьяун - «Соболя маленькая речка» (хант. ай - «маленький», нёгусь - «соболь»);

Айнёхэсявэн «Маленького соболя река» (хант. ай - «маленький», нёхэс - «соболь»); этноним:

Негусьях - «соболя народ» (хант. негусь - «соболь», ях - «народ»); Нёхэсяхявэн - «соболиного народа река» (хант. нёхэс - «соболь», ях -«народ»).

Собака считалась тотемным предком манси. Ср.: Ампатур - «Собаки озеро» (хант. амп - «собака»).

Лягушка. У обских угров существовал культ лягушки. При разнообразии проявления культа лягушки только на Агане она признаётся хозяйкой реки, счтается покровительницей целой территориальной группы ях(ёх) [7, с. 150-151]. На старице есть омут; когда обитающая в нем лягушка гневаетс, вода кипит и бурлит, так что падают деревья. На р. Тромъегане лягушку держали «за мать-землю». Лягушка является тотемным предком народа, что отражено в этнониме лолна-явен ях «лягушки-реки народ» [7, с. 158]. Ср.: Лулнэягун - «Лягушки река» (хант. лулнэ - «лягушка»); Лолнаявен - «Лягушка-речка» (хант. лулнэ - «лягушка»); Лолнарап - «Лягушки яр» (хант. лулнэ - «лягушка»);

этноним:

Нарасмахум - «люди-лягушки» (манс. нарас - «лягушка», махум - «народ, люди»).

Бобры. Ср.:

Йингквойёхан - «Бобра река» (хант. йингк вой - «бобёр»);

этноним:

Махняхях - «люди-бобры» (хант. махнях - «бобры», ях - «народ»). Ворона. В мифах ханты и манси Ворона - прародительница, вестник весны, символ новой жизни. Символика Вороньего дня направлена на рождение детей и семейное благополучие. Ср.:

Колынгатор - «Воронье озеро» (хант. колынгат - «ворона»); Колекеган - «Воронья река» (хант. колек - «ворон»); Колекеганпугол - «Вороньей реки юрты» (хант. колек - «ворона», еган -«река»).

Привлечение топонимических данных представляет ценный источник для исследования духовной культуры коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Литература

1. Быконя, В.В. Селькупы: язык и культура (этнолингвистический очерк) : монография [Текст] / В.В. Быконя. - Томск : ТГПУ, 2011. - 236 с.

2. Дунин-Горкавич, А.А. Тобольский север : в 3 т. [Текст] / А.А. Дунин-Горка-вич. - Т. 1. - М. : Либерея, 1995. - 1-281. Приложение. - 1-78 ; Т. 2. - М. : Ли-берея, 1996. - 1-353. Приложение. - 1-57.

3. Миллер, Г.Ф. Описание Сибирского царства [Текст] / Г.Ф. Миллер. - СПб, 1787. - Кн. 1. - 384 с.

4. Мифология манси [Текст]. - Новосибирск : Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001. - 196 с.: ил. + цв. вкл. - (Энциклопедия уральских мифологий ; Т. II).

5. Мифология хантов [Текст] / В.М. Кулемзин [и др.] ; науч. ред. В.В. Наполь-ских. - Томск : Том. ун-т, 2000, 310 с. : ил., карт. - (Энциклопедия уральских мифологий ; Т. III).

6. Мурзаев, Э.М. Словарь народных географических терминов : в 2 т. [Текст] / Э.М. Мурзаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Картгеоцентр - Геоиздат, 1999.

7. Перевалова, Е.В. Река Аган и её обитатели [Текст] / Е.В. Перевалова, К.Г. Карачаров. - Екатеринбург ; Нижневартовск : УрО РАН ; Студия «ГРАФО», 2006. - 352 с.

Словари и справочники:

1. Матвеев, А.К. Географические названия Тюменского Севера : краткий топонимический словарь [Текст] / А.К. Матвеев. - Екатеринбург : Урал. ун-т, 1997. - 192 с.

2. Матвеев, А.К. Этимологический словарь субстратных топонимов русского Севера [Текст] / А.К. Матвеев. - Свердловск, 1980.

3. Матвеев, А.К. Географические названия Урала : краткий топонимический словарь [Текст] / А.К. Матвеев. - Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. - 320 с.

4. Соловар, В.Н. Хантыйско-русский словарь [Текст] / В.Н. Соловар. - СПб : Мирал, 2006. - 336 с.

5. Хантыйско-русский словарь (сургутский диалект) [Текст] / сост. В.М. Глу-шак. - Сургут : СурГУ, 2006. - 108 с.

Принятые сокращения: хант. - хантыйское манс. - мансийское г. - город п. - посёлок р. - река

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.