Научная статья на тему 'Этнокультурные особенности космогонических воззрений коренных народов Амура'

Этнокультурные особенности космогонических воззрений коренных народов Амура Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / АМУРСКИЙ БАССЕЙН / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРЫ / ПАЛЕОАЗИАТЫ / КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / FAR EAST / KHABAROVSK KRAI / AMUR BASIN / INDIGENOUS PEOPLES / PALEOASIATIC / COSMOGONICAL VIEWS / THE TUNGUS-MANCHURIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титова Екатерина Валерьевна

Коренные народы Амура (нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, уйльта, ульчи, эвенки) сохранили в своей культуре архаические пласты мифологии, представления об окружающем мире, этапах и компонентах его возникновения и развития. Основными сюжетами являются воззрения о существовании в мифологическое время нескольких солнц, когда была невозможной нормальная жизнь и вход её в привычное русло в результате деятельности мифического стрелка, убившего из лука лишние светила; возникновение земли или отдельных участков местности из частей тела мифических животных: оленя, лося, лисы, других сверхъестественных существ, в результате деятельности культурных героев. На некоторые сюжеты наслоились синкретические воззрения соседних этносов Восточной Азии, христианские представления, принесённые славянскими переселенцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL PECULIARITIES OF THE COSMOGONIC BELIEFS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE AMUR RIVER

Indigenous peoples of the Amur river (Nanais, Negidals, Nivkhs, Orochis, Udege, Uilta, Ulchis, Evenks) preserved in their culture archaic layers of mythology, ideas about the world, stages and components of its origin and development. The main subjects are the views of the existence in the mythological time of several suns, when it was impossible to normal life and its entry into the usual course as a result of the mythical arrow that killed the extra light from the bow; the emergence of the earth or parts of the area of the body parts of mythical animals: deer, moose, Fox, other supernatural beings, as a result of the activities of cultural heroes. On some plots syncretic views of the neighboring ethnic groups of East Asia, the Christian representations brought by Slavic immigrants were stratified.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные особенности космогонических воззрений коренных народов Амура»

УДК: 39/394.91/394.942/398 Е. В. Титова

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОСМОГОНИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АМУРА

Коренные народы Амура (нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, уйльта, ульчи, эвенки) сохранили в своей культуре архаические пласты мифологии, представления об окружающем мире, этапах и компонентах его возникновения и развития. Основными сюжетами являются воззрения о существовании в мифологическое время нескольких солнц, когда была невозможной нормальная жизнь и вход её в привычное русло в результате деятельности мифического стрелка, убившего из лука лишние светила; возникновение земли или отдельных участков местности из частей тела мифических животных: оленя, лося, лисы, других сверхъестественных существ, в результате деятельности культурных героев. На некоторые сюжеты наслоились синкретические воззрения соседних этносов Восточной Азии, христианские представления, принесённые славянскими переселенцами.

Ключевые слова: Дальний Восток, Хабаровский край, амурский бассейн, коренные народы, тунгусо-маньчжуры, палеоазиаты, космогонические представления.

Каждый этнос в своей культуре прошёл определённые этапы развития, с характерными для них представлениями об окружающем мире, его структуре. Мифологическое сознание и освоение действительности по-прежнему играют важную роль в культуре амурских этносов. Их культура может быть охарактеризована как культура традиционного типа, ориентированная на сохранение изначальных способов установления связей с природой, на постижение универсальных законов микро-и макрокосмоса. В немалой степени это связано с особенностями мировосприятия этноса, с мифологическими основами этнического мышления, которые сохраняются у коренных народов до наших дней и проявляются во всех сферах: в комплексе ритуалов, традициях природопользования, фольклоре, декоративном искусстве и т. д. Особенности традиционного осмысления мира коренными народами амурского бассейна, самобытные и всеобщие мировоззренческие категории выявляются при анализе представлений о происхождении вселенной и человека, о строении мира и функциях населяющих его существ, о характере их влияния на человеческое общество. По данной проблеме сформирова-

Титова Екатерина Валерьевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, архивоведения и правовых учений (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: efimovaekaterina91@yandex.ru.

© Титова Е. В., 2019

97

лась обширная историографическая база [2; 1; 3; 4; 5; 6; 7; 13; 9; 11; 8; 10; 12; 14; 17; 15; 16; 24; 21; 23; 26; 27; 28; 29; 30].

У эвенков, эвенов, орочей имеется общий сюжет о земле в виде мифических животных: мамонта, лося, оленя [20; 19; 25; 18; 1]. Части тел этих животных соответствовали участкам реальной местности: спинной хребет являлся горами, шерсть — тайгой, вши — зверями, комары, мошка, гнус — птицами. По воззрениям сахалинских нивхов, их остров — это огромная кета, которую они угощали и просили удачи на промысле [17]. Орочи и удэгейцы представляли землю живым человеком с головой на северо-востоке, ногами на юге и руками на востоке и западе [4]. Древним сюжетом является вариант о происхождении земли, объектов и живых существ из частей тела божеств. В китайской мифологии из посмертного вздоха перво-человека Паньгу появился ветер, из левого глаза — солнце, из правого — луна, плоть стала почвой, кровь — реками, а паразиты — людьми [31]. В фольклоре сахалинских негидальцев, эвенков и уйльта есть сюжет о лисе, которую птицы в наказание за убийство их птенцов отнесли на необитаемый остров. Лиса поёт песню о том, что после смерти её глаза и зубы станут морскими камнями, шерсть — травой, а рёбра — плавником [17].

Очень интересной информацией из мифологии и фольклора удэгейцев и малоисследованным сюжетом является рассказ о сверхъестественном великане Сэумо. Легенды о нём: «Великан Сэумо» и «Болотная кочка» — записал известный российский путешественник, первопроходец, этнограф и писатель В. К. Арсеньев [3].

Сюжет заключается в том, что удэгейский охотник Егда выдал свою сестру замуж за великана Сэумо, который не являлся ни человеком, ни зверем. Огромное существо чёрного цвета, покрытое грязью, с жёлтыми волосами. Сэумо мог шаманить, и с помощью этого искусства ему удалось очаровать сестру Егды, сделать её сумасшедшей и своей женой. Разговаривать Сэумо не умел, а только что-то бормотал и ворчал неразборчиво. Сестра Егды очень не любила своего мужа и желала ему смерти, несмотря на то, что родила от Сэумо дочь. Но великана невозможно было убить ни топором, ни стрелой, ни копьём. Наконец она придумала план и уговорила Егду привести его в исполнение. Сэумо всегда спал снаружи юрты у входа. Чтобы его разбудить, сестра даже поцарапала ножом свою спящую дочь, которая громко закричала. Егда находился в засаде. Но Сэумо очень крепко спал и ничего не слышал. Тогда Егда взял клин и большим деревянным молотом вогнал его в заднепроходное отверстие Сэумо, отчего последний, наконец, проснулся. Увидев, что жена скоблит шкуры у амбара, Сэумо стал качать колыбель, чтобы девочка успокоилась. Тогда его хитрая жена попросила Сэумо рассказать о своей жизни, о том, где находится его смерть. Девочка заслушается этим рассказом и уснёт. Сэумо стал рассказывать и дошёл в своем повествовании до места своей смерти: «Надо идти северной тропой. Найдёшь семь высоких елей, потом найдёшь хайк-та хайланку очень длинную, дальше будет в болоте багульник. Надо идти

98

этим болотом через лиственничный лес до речки с красной водой. Там есть земляная лодка. Переправившись в лодке на другую сторону, и найдёшь юрту. В юрте два человека с мехами и молотками, которые замерли в неподвижной позе во время ковки. В стене есть медная коробка, а в ней семь яиц: шесть белых и одно зелёное. В зелёном и заключается моя жизнь. Если его разбить — я сразу умру» [3, с. 237 — 238]. Егда всё это услышал, хорошо запомнил и легко нашёл в тайге это место. Онемевших кузнецов он убил и сжёг их жилище. Затем достал из медной коробки и разбил шесть белых яиц. Зелёное яйцо взял с собой и пошёл обратно в своё стойбище. Сэумо почувствовал опасность и бросился навстречу Егде. Они повстречались и стали драться. Долго они бились, и Егда почувствовал, что сил его не хватает. На помощь к нему прибежала сестра, вооружённая кроильной доской, на которой они вырезали узоры удэхи. Она ударила доской и разбила зелёное яйцо. В тот же миг Сэумо упал мёртвым на землю. Его ребёнка люди выбросили в тайгу. Егда вырезал глаза у мёртвого Сэумо и бросил их высоко на небо. Так возникло созвездие худакта, а прибрежные удэгейцы называют его хуяета. «Две большие красные звезды Антарес, Весы это и есть глаза Сэумо хуактани» [3, с. 265 — 266]. Затем Егда выбил у Сэумо зубы и разбросал их по земле. И они превратились в молочно-белый кварц, в речную гальку, в кремень, который даёт искры бу Сэумо бууни. «Получил кварц — получилось созвездие Сэумо иктэни — Сэумо бунгини — „созвездие человеческих яиц". Голову Сэумо Егда бросил в болото и из неё возникли человекообразные болотные кочки сёмухто дэлинь — вейник, это были раньше волосы» [3, с. 265 — 266]. Сестра сказала, что она теперь не может жить с людьми, потому что была женой чёрта.

Таким образом, традиционный комплекс космогонических верований народов амурского региона наполнен определённым количеством древних мировоззренческих категорий. Вполне возможно, что некоторые из них могли прийти из архаической культуры и сохраниться. Записанное В. К. Арсеньевым удэгейское предание о сверхъестественном существе хуакта-сэумо показывает, что некоторые его характеристики сходны с образом великана Кадзяму, известного у многих народов, проживающих в горно-таёжной области. Жизненная сила обоих существ заключается в мошонке, они огромного роста, покрыты шерстью и не говорят на человеческом языке. Однако в предании о сэумо имеются более древние космологические моменты — о создании созвездий и отдельных участков земли, великан имеет черты культурного героя, наделённого шаманским даром. Наиболее интересный компонент сюжета связан с образом яйца как жизненной субстанции, так как подобные верования характерны для культуры практически всех народов мира. Вполне возможно, что этот древний сюжет удэгейского предания о сохранении жизненной субстанции существа в яйце может иметь аборигенные корни. Кроме того, на подобный вывод наталкивает древний, имеющий широко распространённый характер сюжет о превращении

99

частей тела существа (уже в качестве демиурга, создателя космических

объектов) в природные объекты.

Список литературы

1. Аврорин В. А., Козьминский И. И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображённые на «карте» / / Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 324 —331.

2. Анисимов А. Ф. Представления эвенков о шингкэнах и проблема происхождения первобытной религии / / Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 12. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 160—194.

3. Арсеньев В. К. Путевой дневник 1. 1914—1925 гг. // Архив ПЦРГО-ОИАК (Архив Приморского центра Русского географического общества — общество изучения Амурского края). Фонд В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 27.

4. Арсеньев В. К. Путевой дневник 2. Юбилейная экспедиция 1908 — 1909 гг. в память присоединения Приамурского края к России в 1860 г. // Архив ПЦРГО-ОИАК (Архив Приморского центра Русского географического общества — общество изучения Амурского края). Фонд В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 11.

5. Арсеньев В. К. Шаманство у сибирских инородцев и их анимистические воззрения на природу / / Вестник Азии. Журнал Общества русских ориенталистов, 1916. № 38—39 (Кн. 2—3). С. 335 — 340.

6. Березницкий С. В. Влияние мировых религий на мировоззрение аборигенов Дальнего Востока / / Россия и АТР. 1996. № 4. С. 53 — 62.

7. Березницкий С. В. Духовная и материальная культура иманских и бикинских удэгейцев. Этнографическая наука в Китае. Этнографические исследования 1999 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 434. 116 л.

8. Березницкий С. В. Жертвенное животное орочей - собака / / Культура Дальнего Востока Х1Х — ХХ вв.: сборник научных трудов / отв. ред. Л. Е. Фетисова. Владивосток: ДВО РАН, 1992. С. 122—128.

9. Березницкий С. В. Классификация культовой атрибутики коренных народов Дальнего Востока России / / Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России (материалы к историко-этнографическому атласу). Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 190 — 220.

10. Березницкий С. В. Материалы по культуре бикинских и хорских удэгейцев. Этнографические исследования 2002 г. // Архив ИИАЭНДВ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 522. 401 л.

11. Березницкий С. В. Материалы по культуре народов Восточной и Северовосточной Азии. Этнографические исследования 2000 — 2001 гг. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 450. 311 л.

12. Березницкий С. В. О роли смеха в ритуалах и преданиях народов Дальнего Востока России // Смех: истоки и функции / под ред. А. Г. Козинцева. СПб: Наука, 2002. С. 104—119.

13. Березницкий С. В. Природные культовые объекты коренных народов Нижнего Амура // Вестник ДВО РАН. 1998. № 3. С. 118 — 125.

14. Березницкий С. В. Семейная обрядность коренных народов Нижнего Амура и Сахалина // Россия и АТР. 2000. № 4. С. 23 — 32.

100

15. Березницкий С. В. Социально-экономическое и культурное развитие народов Нижнего Амура (нанайцев, негидальцев, ульчей, орочей). Этнографические исследования 1990, 1991 гг. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., ар-хеол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 364. 443 л.

16. Березницкий С. В. Этнокультурные контакты, этническая история и духовная культура коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Этнографические исследования 1997 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 415. 182 л.

17. Березницкий С. В. Этнокультурные контакты, этническая история и духовная культура коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Этнографические исследования 1998 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 416. 711 л.

18. Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов (материалы к мифологии урало-алтайских племён в Северной Азии) / / Очерки по изучению Якутского края. Вып. II. Ч. 1. Иркутск: Изд. якутской секции ВСОРГО, 1928. С. 1 — 77.

19. Мазин А. И. Таёжные писаницы Приамурья. Новосибирск: Наука, 1986. 260 с.

20. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX — начало XX вв.). Новосибирск: Наука, 1984. 200 с.

21. Подмаскин В. В. Духовная культура удэгейцев Х1Х — ХХ вв. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991. 160 с.

22. Подмаскин В. В. Космография тунгусо-маньчжуров и нивхов // Вестник ДВО РАН. 2004. № 1. С. 94—105.

23. Подмаскин В. В. Народные знания удэгейцев. Владивосток: ДВО РАН, 1998. 272 с.

24. Подмаскин В. В. Обряды, обычаи, шаманство // История и культура удэгейцев / под общ. ред. А. И. Крушанова. Л.: Наука, 1989. С. 72 — 83.

25. Роббек В. А., Дуткин Х. И. Миф о происхождении земли и человека в эвенском фольклоре / / Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: материалы Всесоюзной конференции фольклористов. Якутск: ЯГУ, 1978. С. 156—158.

26. Сем Т. Ю. Модель мира / / История и культура нанайцев / отв. ред. В. А. Тураев. СПб.: Наука, 2003. С. 162 — 167.

27. Скоринов С. Н. Мифология и обрядовая культура нивхов. Хабаровск: Дальне-вост. гос. науч. б-ка, 2004. 416 с.

28. Таксами Ч. М. Общие черты в духовной культуре народов Приамурья и Сахалина / / Этнокультурные контакты народов Сибири / отв. ред. Ч. М. Таксами. Л.: Наука, 1984. С. 74—84.

29. Таксами Ч. М. Проблема взаимосвязи природы и общества (по материалам этнографии коренного населения Тихоокеанского побережья СССР) / / Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ (по этнографическим данным): сборник научных трудов / отв. ред. В. Н. Боряз, Л. П. Потапов. Л.: Наука, 1984. С. 167 — 181.

30. Шишло Б. П. Тунгусский миф о творении и его культурное пространство / / Реконструкция древних верований: источники, метод, цель: сборник научных трудов / отв. ред. В. А. Хршановский. Л.: Изд. ГМИРа, 1991. С. 192 — 204.

31. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.: Наука, 1965. 496 с.

■к -к -к

101

Titova Ekaterina V.

ETHNO-CULTURAL PECULIARITIES OF THE COSMOGONIC BELIEFS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE AMUR RIVER

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

Indigenous peoples of the Amur river (Nanais, Negidals, Nivkhs, Orochis, Udege, Uilta, Ulchis, Evenks) preserved in their culture archaic layers of mythology, ideas about the world, stages and components of its origin and development. The main subjects are the views of the existence in the mythological time of several suns, when it was impossible to normal life and its entry into the usual course as a result of the mythical arrow that killed the extra light from the bow; the emergence of the earth or parts of the area of the body parts of mythical animals: deer, moose, Fox, other supernatural beings, as a result of the activities of cultural heroes. On some plots syncretic views of the neighboring ethnic groups of East Asia, the Christian representations brought by Slavic immigrants were stratified.

Keywords: Far East, Khabarovsk Krai, Amur basin, indigenous peoples: the Tungus-manchurians, Paleoasiatic, cosmogonical views.

References

1. Avrorin V. A., Koz'minskij I. I. Submission to the Oroch of the universe, of the transmigration of souls and the journeys of shamans, depicted on the map [Predstavleniya orochej o vselennoj, o pereselenii dush i puteshestviyah shamanov, izobrazhennye na «karte»], Sbornik Muzeya antropologii i etnografii, 1949, vol. 11, pp. 324 — 331.

2. Anisimov A. F. Presentation of the Evenks on sengkang and the problem of the origin of primitive religion [Predstavleniya Vevenkov o shingkvenah i problema proishozhdeniya pervobytnoj religii], Sbornik Muzeya antropologii i etnografii, 1949, vol. 12, pp. 160 — 194.

3. Arsen'ev V. K. Putevoy dnevnik 1. 1914 — 1925 gg. (Travel diary 1. 1914 — 1925), Arkhiv Primorskogo tsentra Russkogo geograficheskogo obshchestva — obshchestvo izucheniya Amurskogo kraya (Archive of the Primorsky Center of the Russian Geographical Society — Society for the Study of the Amur Territory). Foundation V. K. Arseniev. Op. 1. D. 27.

4. Arsen'ev V. K. Putevoy dnevnik 2. Yubilejnaya vekspediciya 1908 — 1909 gg. v pamyat' prisoedineniya Priamurskogo kraya k Rossii v 1860 g. (Travel diary 2. The jubilee expedition of 1908 — 1909 in the memory of the annexation of the Amur territory to Russia in 1860), Arkhiv Primorskogo tsentra Russkogo geograficheskogo obshchestva — obshchestvo izucheniya Amurskogo kraya (Archive of the Primorsky Center of the Russian Geographical Society — Society for the Study of the Amur Territory). Foundation V. K. Arseniev. Op. 1. D. 11.

5. Arsen'ev V. K. Shamanism in Siberian foreigners and their animistic views of nature [Shamanstvo u sibirskih inorodcev i ih animisticheskie vozzreniya na prirodu], Vestnik Azii, 1916, no. 38—39, vol. 2 — 3, pp. 335 — 340.

6. Bereznitsky S. V. The influence of world religions on the worldview of the aborigines of the Far East [Vliyanie mirovyh religij na mirovozzrenie aborigenov Dal'nego Vostoka], Rossiya i ATR, 1996, no. 4, pp. 53—62.

7. Bereznitsky S. V. Spiritual and material culture of Iman and Bikin Udege. Ethnographic science in China. Ethnographic research 1999 [Dukhovnaya i materialjnaya kuljtura imanskikh i bikinskikh udehgeyjcev. Ehtnograficheskaya nauka v Kitae. Ehtnograficheskie issledovaniya 1999 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 434. 116 l.

102

8. Bereznitsky S. V. Sacrificial animal of Orochi-dog [Zhertvennoe zhivotnoe orocheyj — sobaka], Kuljtura Daljnego Vostoka XIX — XX vv. (Culture of the Far East of the XIX — XX centuries), collection of scientific articles, Vladivostok, 1992, pp. 122 — 128.

9. Bereznitsky S. V. Classification of cult attributes of indigenous peoples of the Far East of Russia [Klassifikaciya kuljtovoyj atributiki korennihkh narodov Daljnego Vostoka Rossii], Tipologiya kuljturih korennihkh narodov Daljnego Vostoka Rossii: materialy k istoriko-ehtnograficheskomu atlasu (Typology of the culture of the indigenous peoples of the Far East of Russia: materials for the historical and ethnographic atlas), Vladivostok, Daljnauka Publ., 2003, pp. 190 — 220.

10. Bereznitsky S. V. Materials on the culture of the Bikin Udege and Horsky. Ethnographic studies 2002 [Materialih po kuljture bikinskikh i khorskikh udehgeyjcev. Ehtnograficheskie issledovaniya 2002 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 522. 401 l.

11. Bereznitsky S. V. Materials on the culture of the peoples of East and North-East Asia. Ethnographic studies 2000 — 2001 [Materialy po kul'ture narodov Vostochnoj i Severo-vostochnoj Azii. "Etnograficheskie issledovaniya 2000-2001 gg.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 450. 311 l.

12. Bereznickij S. V. On the role of laughter in the rituals and traditions of the peoples of the Far East of Russia [O roli smeha v ritualah i predaniyah narodov Dal'nego Vostoka Rossii], Smeh: istoki i funkcii, St. Petersburg, Nauka Publ., 2002, pp. 104—119.

13. Bereznitsky S. V. Natural cult objects of the indigenous peoples of the Lower Amur [Prirodnye kul'tovye ob"ekty korennyh narodov Nizhnego Amura], Vestnik DVO RAN, 1998, no. 3, pp. 118—125.

14. Bereznitsky S. V. Family ritual of the indigenous peoples of the Lower Amur and Sakhalin [Semeyjnaya obryadnostj korennihkh narodov Nizhnego Amura i Sakhalina], Rossiya i ATR, 2000, no. 4, pp. 23 — 32.

15. Bereznitsky S. V. Socio-economic and cultural development of the peoples of The lower Amur (Nanais, Negidals, Ulchis, Orochis). Ethnographic studies 1990, 1991 [Socialjno-ehkonomicheskoe i kuljturnoe razvitie narodov Nizhnego Amura (nanayjcev, negidaljcev, uljcheyj, orocheyj) Ehtnograficheskie issledovaniya 1990, 1991 gg.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 364. 443 l.

16. Bereznitsky S. V. Ethnic and Cultural contacts, ethnic history and spiritual culture of the indigenous peoples of The lower Amur and Sakhalin. Ethnographic studies 1997 [Ehtnokuljturnihe kontaktih, ehtnicheskaya istoriya i dukhovnaya kuljtura korennihkh narodov Nizhnego Amura i Sakhalina. Ehtnograficheskie issledovaniya 1997 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 415. 182 l.

17. Bereznitsky S. V. Ethnic and Cultural contacts, ethnic history and spiritual culture of the indigenous peoples of The lower Amur and Sakhalin. Ethnographic studies 1998

103

[Etnokul'turnye kontakty, etnicheskaya istoriya i duhovnaya kul'tura korennyh narodov Nizhnego Amura i Sahalina. Etnograficheskie issledovaniya 1998 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 416. 711 l.

18. Ksenofontov G. V. Legends and stories about shamans of the Yakuts, Buryats and Tungus (the materials for the mythology of the Turanian tribes of Northern Asia) [Legendy i rasskazy o shamanah u yakutov, buryat i tungusov (materialy k mifologii uralo-altajskih plemen v Severnoj Azii)], Ocherki po izucheniyu Yakutskogo kraya, issue II, part 1, Irkutsk, 1928, pp. 1— 77.

19. Mazin A. I. Tradicionnye verovaniya i obryady vevenkov-orochonov (konec XIX — nachalo XX vv.) (Traditional beliefs and rituals of the Evenki-oroqens (end of XIX — beginning of XX centuries)), Novosibirsk, Nauka Publ., 1984. 200 p.

20. Mazin A. I. Taezhnye pisanicy Priamur'ya (Taiga writings of the Amur region), Novosibirsk, Nauka Publ., 1986. 260 p.

21. Podmaskin V. V. Duhovnaya kul'tura ud^egejcev XIX —XX vv. (Spiritual culture of the Udege people of the XIX —XX centuries), Vladivostok, 1991. 160 p.

22. Podmaskin V. V. Cosmography of the Tungus-Manchurian and Nivkh [Kosmografiya tunguso-man'chzhurov i nivhov], Vestnik DVO RAN, 2004, no. 1, pp. 94—105.

23. Podmaskin V. V. Narodnye znaniya ud^egejcev (People's knowledge of the Udege), Vladivostok, 1998. 272 p.

24. Podmaskin V. V. Rituals, customs, shamanism [Obryady, obychai, shamanstvo], Istoriya i kul'tura ud^egejcev, Leningrad, Nauka Publ., 1989, pp. 72—83.

25. Robbek V. A., Dutkin H. I. Myth about the origin of the earth and man in the even folklore [Mif o proishozhdenii zemli i cheloveka v Vevenskom fol'klore], Epicheskoe tvorchestvo narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka: materialy Vsesoyuznoy konferentsii fol'kloristov (Epic work of the peoples of Siberia and the Far East: proceedings of the All-Union Conference of Folklorists), Yakutsk, 1978, pp. 156 — 158.

26. Sem T. Yu. A model of the world [Model' mira], Istoriya i kul'tura nanajcev, St. Petersburg, Nauka Publ., 2003, pp. 162 — 167.

27. Skorinov S. N. Mifologiya i obryadovaya kul'tura nivhov (Mythology and ritual culture of the Nivkhs). Habarovsk, 2004. 416 p.

28. Taksami Ch. M. Common features in the spiritual culture of the peoples of the Amur region and Sakhalin [Obschie cherty v duhovnoj kul'ture narodov Priamur'ya i Sahalina], vEtnokul'turnye kontakty narodov Sibiri, Leningrad, 1984, pp. 74—84.

29. Taksami Ch. M. The relationship of nature and society (on materials of the Ethnography of the indigenous population of the Pacific coast of the USSR) [Problema vzaimosvyazi prirody i obschestva (po materialam "etnografii korennogo naseleniya Tihookeanskogo poberezh'ya SSSR)], Rol' geograficheskogo faktora v istorii dokapitalisticheskih obschestv (po vetnografcheskim dannym), Leningrad, 1984, pp. 167—181.

30. Shishlo B. P. Tunguskiy myth about creation and its cultural space [Tungusskij mif o tvorenii i ego kul'turnoe prostranstvo], Rekonstrukciya drevnih verovanij: istochniki, metod, cel', Leningrad, 1991, pp. 192 — 204.

31. Yuan' K"e. Mify Drevnego Kitaya (Myths Of Ancient China), Moscow, 1965. 496 p.

* * *

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.