Взгляд из регионов
I^i 3-е место ■ Конкурс 2005 г.
} .1 журнала «Экономическая социология» и ОИЦ «Con-text»
Мы продолжаем публиковать работы участников конкурса, проведенного нашим журналом весной 2005 г. При этом в данной рубрике мы вынуждены произвести замену. Поскольку работа коллег из Нижнего Новгорода, занявших 2-е место в нашем конкурсе, уже после объявления его результатов была опубликована в журнале «Социологические исследования», а мы воздерживаемся от размещения уже опубликованных работ, журнал представляет работу, которая не была объявлена в числе победителей, но заняла 3-е место в рейтинге по оценкам жюри.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Местникова Агата Борисовна
к.соц.н., научный сотрудник отдела изучения социально-политических процессов Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия)
Основная идея данной статьи - показать влияние этнокультурных факторов на формирование особенностей экономики и экономического поведения населения исследуемого региона. При анализе этнокультурных аспектов экономики применен социокультурный подход как наиболее отвечающий требованиям исследований подобного рода. В данном случае мы рассматриваем особенности локальной социальной реальности на культурном и социальном уровне. Как отмечает А. Мартинелли, «современный социальный мир все чаще предстает перед нами и как единая система, и как расколотый мир. Становлению мира в качестве единой социальной системы способствуют экономическая, техническая взаимозависимость и социальная взаимосвязанность. Предпосылками возникновения расколотого мира являются культурная разнородность и политический раскол»1. Как никогда прежде в последнее время становится особенно сильным влияние различия культурных традиций, религии и менталитета народов на экономику и политику.
Для наиболее полного раскрытия исследуемой проблематики мы рассмотрим следующие вопросы: 1) основополагающие положения системы верований народа саха и ее постулаты, оказывающие влияние на повседневное и хозяйственное поведение; 2) элементы традиционного экономического поведения народа саха через призму этнического фольклора (пословицы и поговорки); 3) особенности трудового поведения населения; 4) влияние этнокультурных факторов на развитие бизнеса в регионе.
1 Мартинелли А. Рынки, правительства и глобальное управление // Социологические исследования. 2002. № 12. С. 5 (http://ecsocman.edu.ru/socis).
1. Хозяйственная этика верований народа саха Система верований якутов
У современного народа саха2, со всем его изменением в ходе истории, сохранилось ценное достояние - самобытное религиозное мировосприятие. Данное качество, несомненно, имеет свое влияние на формирование характера экономической деятельности и жизни народа.
Система религиозного мировоззрения народа саха наиболее полно раскрыта в научных трудах выдающегося якутского ученого А.Е. Кулаковского, представителя якутской интеллигенции начала XX в. Кулаковский отмечает: «...я сам природный якут, рос и воспитывался среди косных якутов, верил во все то, чему верили окружающие, и все то, что предлагаю в "Материалах", я впитал в себя вместе с молоком матери»3.
В общих чертах якутская религия стройная и законченная. Представления о сложной тройственности человеческой души («сур»), строении вселенной и законах действия сил жизни и природы несут в себе глубокое философское начало.
Вселенная4, по представлениям древних якутов, трехъярусна и включает верхний, средний и нижний миры. Соединяет три мира воедино священное дерево мира (Аал Лук Мас). Верхний мир (небеса) - многоярусен, средний и нижний - являются одноярусными. Землю покрывает только нижнее небо, которое создает купол над срединными мирами, населенными людьми. Куполообразные формы небес по окружности или краям среднего мира сходятся с землей, которая также по границам постепенно поднимается вверх. За границей соприкосновения земли и небес начинается другой срединный мир. В древних сказаниях летающие по небесам не встречают подобных препятствий в виде границ миров, следовательно, землю покрывает и над ней нависает только нижнее небо. Нижний мир (преисподняя) расположен под землею. В сказках о его форме говорится следующее: «верх его суживающийся, середина расширяющаяся книзу, низ более широкий» (имеет конусообразную форму).
Сотворение мира. Легенда, повествующая о сотворении суши и жизни на Земле, как отмечает Кулаковский, очевидно, была позаимствована якутами у других народов. Согласно этой легенде, вначале мир состоял из воды, затем суша была сотворена Богом из крупицы земли, добытой со дна моря. Бог создал ее величиной с постель. Дьявол вцепился в нее когтями и хотел потопить сушу, но она только растягивалась во все стороны - и так образовалась Земля. После этого Бог стал создавать животных, растения и человека. Созданное полезным для человека - от Бога, а все вредное и бесполезное - от дьявола.
Сверхъестественные существа в якутских верованиях подразделяются на айыы (общее название высших существ, олицетворяющих собою начала добра, живут в верхнем мире), абаакы (живут во всех трех мирах, несут в себе злое начало), иччи (духи, нечто среднее между «айыы» и «абаа^1», могут делать как доброе, так и злое, в зависимости от того, как будет относиться к ним человек), уор (существо, появляющееся после смерти некоторых людей, причиняет людям зло).
1. Пантеон божеств айыы.
• Урун Аар Тойон или Урун Айыы Тойон (Айыы Тойон) - создатель вселенной и человека, глава небес и покровитель остальных богов, живущий на самом верхнем девятом небе.
2 Саха - самоназвание якутов.
3 Кулаковский А.Е. Научные труды / Подг. к печати: Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов. Якутск:
Кн. издательство, 1979. С. 8.
4 Краткое описание системы верований народа саха основано на «Материалах для изучения верования якутов» А.Е. Кулаковского. См. подробнее: Кулаковский А.Е. Научные труды. С. 7-101.
• Улуу Тойон - божество-громовержец, которое больше карает, чем делает добро, дал людям душу («сур»), огонь и шаманов.
• Куруо ДьоНогой (Дьэсэгэй) Тойон - бог-покровитель конного, рогатого скота, живущий на юго-восточном небе и дарующий людям конный скот, который может забрать обратно, если одаренный прогневит его. Одаривает отважных мужчин, ретивых коней и тяглых быков.
• ИНэгэй Иэйэхсит - богиня, живущая на северо-восточном небе и дарующая людям рогатый скот.
• Сун-хаан, Сункэн-эрили, Хомпоруун Хотой-Айыы - бог-покровитель птиц, считается отцом орла и жестоко карает человека, убившего орла.
• Сурдээх Кэптээх Сугэ Буурай Тойон - бог грома.
• Хара Сылгылаах Хара Суорун Тойон - бог с вороными лошадьми.
• Танха Хаан Тойон - бог рока и судьбы, предугадывающий и предопределяющий судьбу человека при рождении.
• Дьыл5а Хаан Тойон - бог, наделенный теми же функцями, что и предыдущий, но более компетентный в назначении срока, когда должно совершиться роковое событие в жизни человека.
• Чынгыыс Хаан и Одун Хаан - являются выразителем неизбежности какого-либо события.
• Илбис КыыНа и ОНол Уола - злые боги брани, раздоров.
• Айыысыт и Иэйэхсит - богини, более других божеств принимающие участие в жизни человека, потому более почитаемые.
2. АбааНы - бессмертны, невидимы, но при желании показываются человеку в виде огня, человеческого силуэта, могут оборачиваться кем и чем угодно. В якутских верованиях выделяются 4 категории данного разряда сверхъестественных существ:
• Древние абаа^1, существующие с начала сотворения мира (бессмертны, могущественны, имеют семейства и скот, но злы).
• Эпидемии (оспа, корь и сибирская язва).
• Мелкие злые аба^ы, населяющие средний мир (злые духи, покровители черных шаманов и др.).
• Былинные и сказочные абаа^1 из древнего предания «Олонхо».
3. Духи иччи специализируются относительно места своего постоянного пребывания и в другие области не вмешиваются. Существует свой особенный порядок общения с различными духами. Наиболее известными являются следующие духи.
• Уот иччитэ - дух-хозяин огня.
• Байанай (Тыа иичитэ) - дух леса.
• Уу иччитэ - хозяин воды.
• От-мас иччитэ (Эрэкэ-Дьэрэкэ) - духи растительности, живущие в траве.
• Дьыл о5уНа - бык - олицетворение зимы и др.
4. Уор - это, скорее всего, призрак, привидение, появляющееся после плохой смерти людей и причиняющее людям болезни и смерть.
Тотемические животные. Тотемами считаются орел и все хищные птицы, медведь, ворона, лебедь, аист и др. Характерно существование разных почитаемых животных в зависимости от места проживания (например: в Усть-Янском улусе - сова). Тотемических животных стараются не тревожить и не убивать. Наиболее почитаем медведь, так как ему приписываются наибольшие сверхъестественные качества.
Перечислим некоторые священные понятия и вещи.
• Арчы - освящение огнем для удачной охоты и промысла.
• Ымыы - амулет, талисман, отпугивающий злых духов.
• Сата - волшебный камень для вызова сильного, холодного ветра.
• Олбот Мону (Мугэ, Мунэ, Мэнэ) уута - живая вода.
• Урун Сологой - благословенный молочный продукт для поддержания жизненной силы и энергии.
• Куустээх от - волшебная трава, дарующая силу.
• Дьоллоох таас - камень счастья - прозрачно-чистый кристаллический камень с шестью или восемью гранями и одним многогранным углом (горный хрусталь) из гнезда орла, приносящий своему владельцу счастье, богатство.
Понятия Кут и Сюр относятся к сфере тонких материй и энергий. Кут (душа человека) состоит из трех элементов:
• Ийэ-кут - мать-душа (ментальный мир);
• Буор-кут - глиняная (земляная) душа (физический мир);
• Салгын-кут - воздушная душа (мир объективного знания).
Сюр - олицетворение энергии и силы воли человека. Про сильного волей и духом человека говорят «сюрдээх кики», т.е. человек с сюр. Сюр - такой же дар богов, как и кут, и дается при зачатии ребенка. Слова «кут» и «сюр» почти всегда употребляются вместе.
В религиозных воззрениях народа саха есть также большое количество поверий (в том числе запретительных), примет, обрядов, которые мы не будем подробно рассматривать в данной работе. Отметим только, что наиболее значимым культовым праздником является Ыкыах, проводимый в честь лета и солнца во второй половине июня. Во время Ыкыаха проводятся обряды кормления огня, встречи солнца и исполняется национальный круговой танец -окуохай. Во всех улусах республики этот национальный праздник проводится ежегодно и по сей день.
Попытаемся обнаружить наличие интересующих нас связей между религией и экономикой, используя метод М. Вебера. В «Протестантской этике» он прослеживает, какое влияние оказывают религиозные постулаты протестантизма на экономическую и профессиональную деятельность последователей данной веры. Одной из составляющих частей хозяйственной этики, по определению М. Вебера, являются коренящиеся в психологических и
прагматических религиозных связях практические импульсы к действию5. О неписаных постулатах и законах, которыми человек руководствовался в жизнедеятельности, свидетельствуют также многочисленные меткие пословицы и поговорки, отражающие жизненный опыт народа. В условиях сурового климата и в ходе исторических процессов у народа саха сложилась богатая и своеобразная система верований и взаимоотношений человека с окружающим миром, которая проявляется в жизненных установках и деятельности. Как соотносятся языческие воззрения народа саха с его поведением в повседневной и трудовой жизни? Какие могли быть предпосылки для формирования особых качеств в религиозном мировоззрении?
Особенности восприятия социального мира в якутских верованиях
В религиозно-философском представлении древних якутов о строении вселенной есть четкое разделение на три мира: верхний, средний и нижний. Если верхний и нижний мир населены сверхъестественными добрыми и злыми существами, то средний мир - это мир людей, т.е. общественный (социальный) мир. Наиболее интересны суждения о существовании различных средних миров, имеющих свои границы. На границах миров людей небо и земля как бы соприкасаются друг с другом: небеса нависают к земле, а земля поднимается вверх. Если пройти такую границу, обнаруживается другой мир. В этом представлении о существовании разных срединных миров прослеживается четкое понимание древними якутами границ «своего» мира и существования «других» миров, в которых якуты и до сих пор чувствуют себя не очень уютно. В другом мире и солнце, и луна - другие, то есть действуют другие законы, обычаи и культура. Насколько такое восприятие наложило отпечаток на современные взгляды якутов об устройстве вселенной?
По мнению автора, одним из ярких примеров влияния данного тезиса якутской религии на современных якутов является следующий: якуты в большинстве своем оседлый народ, мигрирующий преимущественно в рамках республики. Выезд за ее пределы для смены постоянного места жительства происходит среди коренного населения достаточно редко и переносится очень болезненно. Хотя родители охотно отправляли на учебу своих детей в центральные города России в 1990-е гг., в последнее время данная тенденция идет на спад. Повлияло и то, что половина студентов возвращалась обратно, так и не доучившись (в силу разных причин), и то, что увеличилась угроза терактов в крупных городах России. На фоне неизведанных «других» социальных миров «свой» мир ближе и дружелюбнее.
Влияние рассматриваемого положения на экономическое поведение народа заключается в следующем: якуты практически не занимаются выездным бизнесом, не организовывают частную торговлю за пределами «своего» мира. Народы Кавказа, например, с легкостью основывают свое дело в различных городах, вдали от места рождения. Торгуют по всему миру и китайцы, вьетнамцы, корейцы, образовывая сеть торговых диаспор. Истоки следует искать в особенностях восприятия устройства мира и его законов, обычаях и традициях, соблюдавшихся издревле.
Подтверждает вывод автора о том, что якуты предпочитают жить и работать локально, якутские пословицы и поговорки о «своей» и «чужой» среде:
• Заяц, укрывающийся в роще, - затылком играет; человек, находящийся в своей среде, -голенями играет. (Ойуурдаах куобах кэтэ5инэн оонньуур, дьоннох киhи сототунан оонньуур.) Смысл: Человек в своей среде имеет защиту и не подвергается опасностям,
5 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
6 Цит. по: Кулаковский А.Е. Научные труды. С. 106-213.
поэтому он беспечен и игрив. Варианты: 1) Заяц в роще не легко падет, человек в своей среде никогда не пропадет. (Ойуурдаах куобах охтон биэрбэт, дьонноох киhи олон биэрбэт.) 2) Лиса, укрывающаяся в роще - хвостом играет. (Ойуурдаах с^ыл кутуругунан оонньуур.)
• Чужая сторона - опасна, а своя - обидчива. (Омук сирэ одурууннаах, оhук сирэ оhургэстээх.)
• Рыба в воде не вымирает, человек в своей среде не терпит нужду, и заяц, живущий в роще, не гибнет. (Уулаах балык быстыбат, дьонноох киhи тутайбат, ойуурдаах куобах охтубат.)
Якутам легче и безопаснее в «своем» социальном мире в силу того, что он буквально пронизан социальными связями. Без подобной поддерживающей социальной сети якут чувствует себя незащищенно. До сих пор в Саха-Якутии повсеместно сильно влияние социальных сетей и родственных уз. По мнению якутов, человек силен родственниками и друзьями, поэтому родственные, земляческие связи всячески поддерживаются. Это свойство наиболее характерно для сельских жителей, выходцев из улусов, которые, переезжая на постоянное место жительство в столицу республики, образуют улусные землячества, поддерживая и продвигая друг друга. Ведущая роль социальных сетей наблюдается и в современной экономике региона, более подробно данный вопрос мы рассмотрим в подпараграфе о влиянии этнокультурных факторов на развитие бизнеса в регионе.
Элементы материализма и рациональности в якутских верованиях
Характерной чертой якутской религии является материалистическая точка зрения. Довольно ярко выражена двойственность сил природы, борьба добра и зла. Как отмечает А. Е. Кулаковский, якутская религия развивалась по общему ходу развития естественных религий, и если бы ее развитие не было прервано христианством, то оно бы приняло еще более устойчивые и законченные формы7. Материалистическую основу можно обнаружить в сильной ориентированности основных положений на гармоничную жизнь человека в сотрудничестве с силами природы. Положения о загробной жизни в якутских верованиях не столь разработаны. Как уже отмечалось ранее, судьба человека предопределялась при рождении божествами Танха Хаан Тойон и Дьыл5а Хаан Тойон. В.Л. Серошевский, исследуя религию народа саха, отмечал, что «якуты любят жизнь и высоко ценят сегодняшний день, но завтра, особенно то, что наступит после смерти, не особенно их занимает. Никаких особенных ужасов, но вместе с тем никаких надежд и упований, связанных со смертью нет,
8 л
все по ту сторону могилы гадко и скверно» . В человеке прежде всего ценились такие качества, как трудолюбие, прилежность, смекалка, готовность к трудностям, уверенность, решительность - необходимые в мирской деятельности. Уважения заслуживал тот, кто благодаря своему уму, находчивости и настойчивости достигал успехов в делах; тот, кто не зазнаваясь и проявляя мастерство обретал доброе имя. В пословицах и поговорках
9
говорилось о следующих положительных качествах человека .
• Сделался эластично растяжимым, как ровдужная плетка. (Сарыы тимэх курдук тэнийэн биэрдэ.) Говорят о тех, кто в трудные минуты жизни выказывают упорство и приспособляемость.
7 Кулаковский А.Е. Научные труды. С. 9.
8 См.: Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. М.: РОССПЭН, 1993. С. 594.
9 Цит. по: Кулаковский А.Е. Научные труды. С. 106-213.
• Трудолюбивый человек без дела не сидит. (Сурэхтээх киhи сугун буолбат.)
• Не отступающий перед мерзлым, не останавливающийся перед талым. (Тонтон толлубат, ириэнэхтэн иннибэт.) Говорят про смелого и решительного человека. Здесь под словами «тон» и «ириэнэх» можно понимать «чужих» и «своих» людей, т.к. человек, говорящий по-якутски, называется «ириэнэх», а не говорящий - «тон».
• Богатый - умен, портной - одет, запасливый - хлебосолен. (Уптээх - ойдоох, танастаах -уус, астаах - бэринньэх.)
• Бог сказал, что он будет миловать через посредство добрых людей. (Танара «утуо киhинэн сирэйдэнэн абырыам» диэбитэ).
Рациональное начало присутствует в системе взаимоотношений якутов с природной средой. По представлению якутов, душой обладают огонь, леса, горы, а также предметы носящие на себе следы человеческой деятельности. Духи природы («иччи») могли приносить зло или добро, в зависимости от того, как будет относиться к ним человек. Следовательно, человек, ожидая добра и блага, старался не причинять зла природе. Наделение всего окружающего душой, будь то живое или неживое, благоприятствовало очень бережному отношению к природе и к хозяйству в целом. Таким образом, человек поступал в соответствии с моральными установками и ориентирами, которые берут свое начало в религиозных представлениях народа. Сложившаяся система взаимоотношений с окружающей средой была способна обеспечить соэволюцию Природы и Человека. Существование народа саха в гармонии с окружающим миром выражалось в искусстве, культуре, изделиях умельцев. Красота природы подчеркивалась и воспевалась в поэзии, песнях, танцах, рукоделии.
Таким образом, моральные и этические ценности сформировались в глубокой древности в рамках религиозно-мифологического мировоззрения. Тип отношения к действительности и хозяйственная культура народа саха формировались на основе религиозных представлений, выполняющих роль моральных регуляторов поведения человека. Исторически сложившиеся ценности находят свое отражение в экономическом поведении народа саха. Национальный характер якутов сложился в вековой борьбе с суровой природой, и под ее влиянием в них сформировались такие черты, как сметливость, присутствие торгового духа, гостеприимство, честность и искренность в отношениях с соседями. В профессиональной деятельности якуты больше ориентированы на умственный труд, например, в сфере управления, науки, культуры. И в то же время, как уже отмечалось, для якутов характерна меньшая степень занятости в достаточно монотонном индустриальном труде.
Огромную роль в прорыве экономики азиатских стран (Корея, Япония, Сингапур и др.) сыграли культурные традиции народов региона, в том числе уникальная трудовая этика, а также приверженность общинно-корпоративным принципам, которая имела большое значение для социального партнерства труда и капитала10. Своеобразный менталитет народа саха, неутомимая тяга к красоте, к обогащению духовного мира человека способствуют «интеллектуализму» и особой форме хозяйственной этики. И на современном этапе развития Якутии становится особенно важным: во-первых, не утратить традиционные ценности народа (трудолюбие, предприимчивость), способствующие развитию предпринимательства и самозанятости в новых условиях рыночной экономики; во-вторых, способствовать их передаче следующим поколениям путем приобщения к богатой национальной культуре; в-третьих, расширять границы профессиональной деятельности якутского народа для повышения конкурентоспособности в новых реалиях и с учетом требований, выдвигаемых мировым хозяйством.
10 Постиндустриальный мир и Россия / Институт мировой экономики и международных отношений РАН; Отв. ред. В.Г. Хорос и др. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 358.
2. Элементы традиционного экономического поведения народа саха через призму этнического фольклора (пословицы и поговорки)
Устное народное творчество является хранилищем народной мудрости, образцов поведения, законов и правил хозяйственной деятельности. В.И. Верховин и В.И. Зубков отмечают, что рассматривая фольклорное наследие, «... можно привести многочисленные примеры и доказательства наличия так называемых экономических стереотипов народного сознания и поведения, в которых заложены традиционные технологии "оптимизации" социальных
действий»11.
Жанр пословиц якутского народа возник как свод обычаев, правил поведения, как своего рода неписаный закон, отражающий жизненный опыт народа. Про силу слова, пословицы, общественного мнения древние якуты говорили12:
• Человеческое слово жжется сильней огня. (Киhи тыла уоттаа5ар абытай.)
• Человеческое слово метко, как стрела. (Киhи тыла ох.)
• Речь (голос, говор) имеет звук (резонанс), а пословица - украшение (аллитерацию). (Сана дор5оонноох, ос хоhооно киэргэллээх.)
• Глаза многих людей - божьи глаза, мнения многих людей - божье мнение. (Угус киhи хара5а - танара хара5а, угус киhи санаата - танара санаата.)
В якутском поэтическом языке принято использовать различные аллегорические повторения одной и той же мысли. Такая особенность отразилась и в пословицах: зачастую они состоят из нескольких частей и получаются длинными. Пословиц исторических, мифологических и религиозных - очень мало, преобладают житейско-бытовые13. Дословный перевод зачастую невозможен ввиду сильного филологического и морфологического различия между якутским и русским языками, принадлежащих к разным языковым семьям. Для анализа традиционных основ экономического мышления и поведения народа саха были отобраны те пословицы и поговорки, которые затрагивают социально-экономическую проблематику. Рассматривая пословицы и поговорки, описывающие элементы традиционного экономического поведения народа саха, автор подразделил их на отдельные смысловые группы: деньги, богатство и бедность, собственность, хозяйство, качества человека, сделки и др.
Деньги
• Звонкая монета - сильна, крепкий конь - надежен. (Комус харчы куустээх, эттээх ат эрэмньилээх.)
• Вода задерживается там, где она и раньше задерживалась. (Уу хонор сиригэр уу хонор.) Говорят в том смысле, что к деньги идут к деньгам, прибыль приумножается у богатых.
• Тысячу рублей у глупца разносит ветром. (Мэник тьйыынчатын тыал ьЛар.)
• Из-за спора деньги летят. (Моккуор иннигэр моhоок барар.)
Примитивные представления о деньгах, зафиксированные в фольклоре, отражают наиболее значимые знания, необходимые при обращении с деньгами. Так, отмечается сила,
11 Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 429.
12 Здесь и далее якутские пословицы и поговорки цит. по: Кулаковский А.Е. Научные труды. С. 106-213.
13 Там же. С. 103.
значимость денег, монета сравнивается с крепким конем - главным помощником сельской семьи. Понимание силы, заключенной в монетах, - это прежде всего понимание универсальности, многофункциональности денег, являющихся всеобщим эквивалентом. В пословице «Вода (деньги) задерживается там, где она и раньше задерживалась» - очень метко отмечена главная особенность наращивания капитала: деньги делают деньги. В каждом якутском селении были богачи-тойоны, на которых работал бедный люд. До прихода Советской власти в Якутской области конца XIX - начала ХХ в. богатые становились все богаче, а бедные, сколько бы ни работали - беднее. Это не смогло укрыться от меткого народного глаза: деньги идут к деньгам и приумножаются. Обращение с деньгами не терпит глупости, необдуманности, поэтому у глупца деньги часто «разносит ветром». Также деньги уходят из-за спора (в данном случае речь, скорее всего, идет о спорах на деньги). Таким образом, народная мудрость отмечала силу, присущую деньгам, их свойство приумножения и необходимость обдуманного распоряжении ими.
Богатство и бедность, бедные и богатые
• Не гордись, что ты богат, не унывай, что ты беден. (Баайбын диэн ба5ыдыйыма, дьаданыбын диэн сэнэнимэ.)
• Доброе имя лучше богатства. (Утуо аат - суол баайдаа5ар ордук.)
• Богатый не жалеет бедняка, бедняк не жалеет богача. (Баай дьаданыны аЬыммат, дьаданы баайы аЬыммат.)
• Черт этот тем и считается за человека, что имеет пищу и капитал. (Астаа5ынан эрэ абаа^1, уптээ5инэн эрэ уодэн.) Про богатого, но плохого человека.
• Богачу и баловню - небо по горло и море по колено. (Баай мэник иккигэ халлаан хабар5атынан, муора тобугунан.)
• Дети богатых родителей - своевольны, дети сытых родителей - строптивы. (Баай о5ото бардам, тот о5ото дохсун.)
• Птенец орла - орел, птенец вороны - ворона. (Тойон о5ото - тойон, тураах о5ото - турах.) Здесь приводится мысль о наследственной переимчивости в широком смысле.
• Помыслы и стремления богача сильны, как текучая вода. (Баай санаата уу кууhун курдук.)
• Богатого не переспоришь, быстрого не догонишь. (Баайы кытта моккуhумэ, бьйыйы кытта сыссыма.)
• Бедняк спит под тремя заячьими одеялами, а богач спит на остриях иголок. (Дьаданы киhи ус хос куобах суор5анна буруллэн утуйар, баай киhи иннэ-бургэс урдугэр утуйар.) Смысл: бедняк, не имея забот на завтрашний день, спит спокойно, словно обернутый теплым покрывалом, а богач, имеющий массу дел с раннего утра, спит тревожно и чутко, словно на угольях, боясь проспать нужное время.
• Что скупой богач, что жирная собака - одно и то же. (Кэччэгэй баай икки, ыт эм^э икки син биир.) Ни от кого из них нет пользы другим.
• Прочное не рвется, плотное не ломается. (Халын хайдыбат, суон тостубат.) Говорят о непобедимости сильного и богатого. Вариант: Богатство не иссякает. (Баай бараммат.)
• Нуждающийся находчив, бедствующий беззастенчив. (Муннаах булугас, эрэйдээх этигэс.)
Про богатство и бедность якутами сказано очень многое. Главной причиной этого явилось существование сильного расслоения на богатых и бедных в Якутской области в
дореволюционное время. К богатству было двоякое отношение: отмечались как положительные (сила, энергия, ум), так и отрицательные качества богачей (жадность, скупость, безжалостность). Пословицы и поговорки о богачах и бедняках, скорее всего, были привнесены в жизнь бедняками, рассуждавшими о несправедливости в распределении доходов. Интересна часть пословиц, посвященная детям богачей. По наблюдениям народа, чаще таковые перенимали худшие качества родителей и становились своевольным и строптивыми баловнями судьбы. Наследование социального статуса отражено в поговорке «Птенец орла - орел, птенец вороны - ворона», т.е. дети богачей от рождения имели высокий статус и потому больше возможностей, а дети бедняков, как и родители, бедствовали на протяжении всей жизни. Отсюда следует вывод о сильной закрытости социальных групп того времени, вертикальная мобильность почти исключалась. В народе прежде всего ценилось доброе имя человека, а не его богатство: «Доброе имя лучше богатства». Нуждающиеся проявляли в сложных ситуациях такие качества, как находчивость, оптимизм.
Таким образом, якутские пословицы и поговорки несли информацию об отрицательных и положительных свойствах как бедности, так и богатства. Народная мудрость предлагала человеку не унывать из-за бедности и не терять голову из-за богатства.
Про настойчивость, оптимизм, предприимчивость
• Не истощай последних сил своих слезами - остатки средств к существованию всегда с тобой. (Была5ын быЛа ытаама.)
• Бывающий-ездящий питается жиром, лежащий-спящий питается водой. (Сылдьыбыт сыа ыйылыктаах, утуйбут уу а^шыктаах.) Аналогично пословице «Под лежачий камень и вода не течет».
• Смекалка - богатырь. (Субэ бухатыыр.) Варианты: 1) Где не возьмет топор, там возьмет смекалка. (Сугэ кыайбата5ын субэ кыайар.) 2) Смекалка даже ток воды останавливает. (Субэ сууругу тутар.)
• Добрый молодец силен своей смелостью (трудолюбием), собака - зубами. (Эр сурэ5инэн, ыт ти^инэн.)
• Великие горы имеют проходы, мать-земля - дороги, синяя вода имеет брод, дремучий лес - проходимые места. (Улуу дойду оспуостаах, аан дайды аартыктаах, куох далай оломноох, хара тыа ыллыктаах.) Говорится в том смысле, что где-нибудь да можно пробиться через природные и жизненные препятствия.
• У доброго молодца десять телес и десять шкур. (Уол о5о уон эттээх-тириилээх.) То есть он может многое вытерпеть и вынести.
• Это такое дело, в котором узнается степень закаленности человека. (Уйан-хатан биллэр суола.)
В якутских пословицах особенно восхваляются такие качества человека, как настойчивость, оптимизм, предприимчивость. В суровых климатических условиях именно эти свойства человеческого характера дают возможность преодолевать трудности и тяготы жизни. Еще с древних времен в пример ставились те, кто в трудных ситуациях проявлял стойкость духа и смекалку. Не уважали тех, кто истощал свои последние силы слезами и лежал, ничего не предпринимая. Смелость, трудолюбие - важные черты национального характера саха.
О бережливости
• Что имеется - то еще пригодится (даже если оно казалось ни на что не годным). (Баар хаалбат, мал холлубат.)
• Остатки съестного и ветоши не кончаются. (Была быстыбат, холто бараммат.)
Оптимистический смысл этой поговорки в том, что пока человек жив, у него всегда найдется то, на что можно существовать.
• В море и капля нужна. (Далайга таммах даа хаалбат.) Намек на то, что богачи не пренебрегают и малым.
• Собирая по ягодинке - наполнишь посудинку. (Отонноотоххо о5оойу туолар.)
• Поступившее извне, хоть каплю, а пригодится. (Та^ггтан киирбит таммах даа са5а холлубат.)
• Намереваясь переехать, не истощай запаса воды, думая уйти, не изводи запаса дров. (Уларыйыам диэн уугун бараама, барыам диэн маскын бараама.) Смысл: никогда не полагайся на рассчитываемое и имей всегда запас про черный день.
Наряду с вышеуказанными качествами ценилось бережливое отношение человека к окружающей природной и хозяйственной среде. Бережливость была присуща якутам, в первую очередь, из-за длительности зимнего периода и скоротечности летнего -благоприятного для сбора ягод, грибов, сенокоса. Именно при бережном расходовании запасов можно было продержаться до наступления летней поры. Бережное отношение к природе поддерживалось также и многочисленными ограничительными поверьями. Таким образом, сложилась хозяйственная культура, позволившая сохранить первозданную красоту природы. Традиции народа нацелены на сохранение экологии и соблюдение принципа разумной бережливости в хозяйственных делах.
Про собственность, хозяйственные дела
• Дочка - чужая собственность. (Кыыс о5о омук анала.)
• Не пожелай чужого - своего лишишься. (Киhи киэнигэр ба5арыма - бэйэн киэниттэн матыан.)
• Заботы по хозяйству многочисленны, начиная с проруби. (Ыал кыЛал5ата ойбонтон ыла баар.) Прорубь приводится в качестве примера, так как очень трудно ее прорубить из-за толщины льда.
• Осенний человек - смеющийся, а весенний - облизывающийся. (Куhунну киhи кулбутунэн, сааскы киhи салбаммытынан.) Осенью у якута много запасов после лета, потому он сыт и весел; но к весне эти запасы истощаются.
Брак у якутов раньше был сильно связан с экономическими и социальными регуляторами. Так, более желанным ребенком был мальчик, нежели девочка, ввиду того, что дочь, выйдя замуж, уходила в другую семью, не являлась продолжателем отцовской фамилии. Отсюда возникла пословица «Дочка - чужая собственность». В данном случае якуты считали, что дочь, которую вырастили родители, просто уходила из семьи, в то время как сын -продолжал род. Главным помощниками родителей считались сыновья, которые приводили в дом невест, выплачивая родителям невесты своеобразный выкуп в виде дара живностью, мехами и пр. Неравные браки между бедняками и богачами были почти невозможны. С приходом советской власти многие народные обычаи были утеряны и забыты, в том числе и свадебный обряд внесения выкупа за невесту.
Желать чужого (добра, имущества и др.) считалось грешно, так как это могло повлечь за собой лишения и утрату своего добра. Заботы по хозяйству, как уже было сказано выше, сильно зависели от времени года: после летних трудов по пополнению хозяйственных и продовольственных запасов осенью наступало изобилие, и ближе к весне приходилось потуже затягивать пояса, что отражено в пословице «Осенний человек - смеющийся, а весенний - облизывающийся». Вообще работы по хозяйству было очень много, к примеру, питьевая вода добывалась зимой следующим образом: вырубались большие кубы чистого льда на реках и доставлялись к местам проживания, что требовало больших физических усилий.
Про данное слово, о сделках
• Одно единственное слово крепко как закон, аттестат и присяга. (Со5отох тыл сокуон, анардас тыл ачастаат, биир тыл бирисээгэ.) Аналогична пословице «Давши слово держись, не давши крепись».
• Его слова верны (правдивы) как огонь. (Уот этэрин курдук.) Этой поговоркой якуты выражают доверие к словам того, о ком идет речь.
• Доброму коню достаточно одного понукания кнутом (за весь день езды), а хороший человек держится только одного слова - данного. (Утуо ат биир кымньыылаах, утуо киhи биир тыллаах.)
• Надрежь - только жир, черпни - одно масло. (Быс даа - сыа, бас даа - арыы.) В холодных климатических условиях якуты признают жирную пищу в качестве хорошей и полезной. Шутливая поговорка о хорошей пище или о выгодном деле.
• Подобно тому, как обменять жир на гнилую рыбу. (Сыаны сымы5ы биэрбиккэ дылы.) О невыгодной сделке.
• Не будь уверен в разжеванном, а будь уверен в проглоченном. (Ыстаабыккын эрэнимэ -ыйырбыккын эрэн.)
При совершении сделок ценилась верность данному слову, так как только оно выступало гарантом устного договора (юридические документы в те времена еще не использовались). Договор заключался только на доверии сторон друг другу, поэтому честность и верность слову была главным критерием при совершении торговых и других сделок. Про выгодное дело говорили: «Надрежь - только жир, черпни - одно масло». Если сделка оказывалась невыгодной, говорилось: «Подобно тому, как обменять жир на гнилую рыбу». В делах предпочитали верить исходу дела, а не обещаниям («Не будь уверен в разжеванном, а будь уверен в проглоченном»).
3. Особенности трудового поведения населения
Этнокультурный фактор играет большую роль в формировании профессиональных ориентаций населения Якутии. Исследования, проведенные отечественными этносоциологами в Узбекистане, Таджикистане, Эстонии, Бурятии, Якутии, на Украине, выявили, что наряду с общими закономерностями существуют специфические особенности складывания профессиональных ориентаций, обусловленные экономическими и демографическими факторами развития регионов14. Эти исследования подтвердили
14 См.: Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Отв. ред. Л.М. Дробижева; Институт этнологии и антропологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
необходимость учета национальных особенностей при анализе экономики конкретного региона, на которую оказывает влияние не только уровень развития производительных сил, но и исторически сложившиеся нормы и традиции проживающих народов.
В России существует общая закономерность в изменении социально-профессионального состава коренных национальностей республик, а именно то, что промышленные отрасли, особенно связанные с индустриальными и постиндустриальными технологиями, «осваивались» в основном представителями славянских народов: русскими, украинцами, белорусами. Активно участвовали в этом процессе в союзных республиках также евреи и татары. Титульные этносы республик составляли большинство в сельскохозяйственных отраслях. В городах же они концентрировались в управлении, культуре, науке, а также в сфере обслуживания. Степень диспропорции национального состава занятых в различных отраслях заметно варьировалась по республикам. Проблема подготовки кадров из коренного населения для работы в промышленности, на транспорте и в сфере связи существует не только в РС(Я), но и во многих других республиках Российской Федерации.
Проблема низкой степени вовлеченности коренного населения в промышленность не раз становилась объектом пристального изучения современных якутских социологов. Так, Р.А. Кузьмина выделяет три основных этапа в попытках вовлечь якутов и представителей малочисленных народностей Севера РС(Я) в индустриальные виды труда15. Первый этап связан со становлением золотодобывающей промышленности республики (1930-е годы). Основные черты этапа: низкий образовательный уровень коренного населения, отсутствие профессиональных навыков для труда на машинах и механизмах. Наиболее распространенными были методы морального призыва и принудительной мобилизации местного населения, которое более охотно осваивало профессии учителей, врачей, воспитателей, писателей, художников и др. Крайне тяжелая адаптация якутов к новым для них промышленным условиям труда, а также государственная политика того времени, выдвинувшая приоритетом использование труда рабочих из-за пределов республики, в основном заключенных, надолго отодвинула перспективы вовлечения местного населения в промышленность.
Второй этап (1970-е годы) характеризовался большей активностью и был связан с решением всесоюзной задачи по ускорению социального развития, стирания социально-профессиональных различий между разными слоями населения, подъемом уровня образования и культуры коренных народов, формированием национального отряда индустриальных рабочих. В этот период в республике появились профессионально-технические училища, вечерние школы, что повлекло за собой изменения в социально-профессиональной структуре населения Якутии, в эти годы среди якутов наблюдаются самые высокие темпы роста занятых машинизированным трудом. Но и на данном этапе, несмотря на высокий уровень образования и технической подготовки коренного населения, приток мигрантов все еще оставался ведущим фактором в формировании трудовых ресурсов республики. Потребность в рабочей силе на 60%, а в иные годы и на 70% обеспечивалась за счет привлечения кадров из-за пределов Якутии16. Анализируя социальное развитие населения Якутии за годы советской власти, Р. А. Кузьмина приходит к выводу, что у представителей коренных национальностей не было возможности реализовать себя в нетрадиционных видах труда.
15 См. подробнее: Кузьмина Р.А. Занятость якутов и русских в индустриальных видах труда в Саха (Якутии): опыт и перспективы взаимодействия // Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России.
16 Игошин Н., Васильев Я. Кто займет рабочее место // Социалистическая Якутия. 1988. 27 декабря.
Третий этап начался в 1990-е годы и характеризуется заинтересованностью республики в отходе от сырьевой направленности к развитию перерабатывающих отраслей хозяйства. Приоритетным направлением становится добыча и обработка алмазов. Надежду на успех алмазообрабатывающей промышленности в Саха (Якутии) специалистам вселяют традиционные навыки якутов, связанные с резьбой по меди, серебру, кости, с кузнечным
17
делом . Данный этап вовлечения коренного населения в промышленность впервые позволил сделать реальные шаги на пути к решению данной проблемы.
Современная картина занятости населения республики демонстрирует, что коренное население активно вливается в новые сферы приложения труда. И если ранее исследователи были склонны к мысли, что якуты могут реализовать себя только в сельском хозяйстве и традиционных промыслах, то сейчас эти границы раздвинулись. В историческом изменении профессиональных предпочтений якутского народа виден переход от занятий скотоводством, охотой, ювелирным делом к деятельности в сфере торговли, юриспруденции, медицины, педагогики и, наконец, современная статистика показывает, что якутов больше занято в сфере культуры, просвещения, науки, здравоохранения и управления. Социолог И. И. Подойницына, выдвинувшая гипотетическую теорию этнокультурного разделения труда, приходит к выводу, что прогрессивными являются как возрождение традиционных промыслов, так и дальнейшая индустриализация, проводимая с учетом этнических особенностей18.
Здесь необходимо упомянуть один из основных терминов этносоциологии и этнопсихологии - этностереотип. Этностереотипы дают общую характеристику норм поведения и ценностей народа. Они помогают в современном обществе человеку, который оказался в постоянном потоке информации, упорядочивать и систематизировать ее19. В нашем случае можно говорить о существовании профессионального этностереотипа, согласно которому якуты и другие представители коренного населения могут успешно трудиться лишь в сельском хозяйстве или сфере образования, культуры, управления, науки и т.д. и совершенно не приспособлены для работы в нетрадиционных для них индустриальных видах труда. Следствием действия данного стереотипа и стала существующая и по сей день проблема вовлечения в промышленное производство местных национальных кадров.
Современная ситуация показывает, что в промышленности до сих пор наблюдается преобладание русскоязычного населения и приезжих из-за пределов республики, что явилось итогом многолетнего развития данной отрасли с использованием труда некоренного населения. В ситуации, когда существует нехватка рабочих промышленных и строительных специальностей - рабочие места внутри республики заполняются приезжей рабочей силой, а среди коренного населения наблюдается рост безработицы. Целенаправленное вовлечение коренного населения в промышленность, строительство, транспорт, несомненно, поможет укрепить экономику республики. В то же время мы не можем отрицать существование особой национальной предрасположенности якутов к неиндустриальным видам труда, которая может сыграть позитивную роль в развитии новых сфер приложения труда и, особенно, предпринимательства и сферы услуг.
17 Яковлев Г. «Туймада Даймонд»: взгляд в будущее // Человек и труд. 1995. № 1. С. 81.
18 См.: Подойницына И.И. Этнокультурные стереотипы трудового поведения в сфере производства: на примере Республики Саха (Якутия). Новосибирск: Наука, 1995.
19 Сикевич З.В. О соотношении этнического и социального // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 1. С. 4 (http://ecsocman.edu.ru/jssa).
4. Влияние этнокультурных факторов на развитие бизнеса
Еще в начале ХХ в. исследователи В.Л. Серошевский, А.Ф. Миддендорф отмечали способности якутов к торговле, наклонности к самым разнообразным ремеслам и рукодельным работам, а также инициативу и этническую коммуникабельность. «Этот народ, - писал А.Ф. Миддендорф, - обладает необыкновенной способностью приноравливаться к естественным условиям и к обычаям других стран и других народов»20. Исследователи указывали на присущую якутам предприимчивость. Современная наука все больше пытается понять сущность врожденных качеств [natural property], возможности навыков [skills] и то, как происходит торговля ими21. Наряду с существованием врожденных предрасположенностей разных народов к определенному виду труда и торговли, ученые отмечают наличие своеобразных ««миров производств»22.
В становлении уникальной системы экономических, хозяйственных отношений важную роль играет социально-культурный контекст, фон экономики. Особый тип экономических отношений и возможностей формируется под сильным влиянием традиций и в ходе становления и развития хозяйственной культуры региона. «Почему французы производят духи и занимаются высокой модой, немцы - машиностроением, швейцарцы -международным банковским делом?»23 В чем особенность якутской региональной экономики? Как отмечает Н. Биггарт, современный американский социолог, работающий в области сравнительных исследований хозяйственных организаций, «... важно посмотреть, как в действительности исторические факторы, институты и образцы отношений, складывающиеся в различных обществах, в конечном итоге превращаются в институционализированные наборы возможностей и институциональные структуры, обеспечивающие данному обществу преимущества на уровне мировой экономики»24.
На основе наблюдений и сравнения с другими национальными экономиками автор приходит к выводу, что национальной социокультурной модели рынка Якутии свойственны следующие черты: ведущая роль социальных, родственных сетей; сильная приверженность сельской экономики традиционному укладу; идеализация государственной власти и строгая вертикальная иерархия; относительная доступность и открытость управленческого звена. Как данные культурно-исторические стереотипы влияют на развитие бизнеса в регионе?
Социальные и родственные сети. По мнению отечественных исследователей этнической экономики, в экономической жизни социальные сети открывают доступ финансам, рабочим местам, информации25. Как уже было отмечено, в Якутии важную роль играют социальные и родственные сети, социальный капитал человека. В частности, добиться решения какого-либо вопроса легче через линии знакомых, родственников, и почти невозможно, не имея таковых. В сфере бизнеса дела предпочитают иметь с хорошо знакомыми людьми, либо с теми, у кого есть рекомендация, поручительство. В этом отношении экономика Якутии
20 Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа. Новосибирск, 1985. С. 65.
21 Интервью с Уолтером Пауэллом // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 6-12 (http://ecsoc.msses.ru).
22 См.: Storper M., Salais R. Worlds of Production: The Action Frameworks of the Economy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997.
23 Интервью с Николь Биггарт // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 6-11 (http://ecsoc.msses.ru).
24 Там же.
25 См.: Бредникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 74-81 (http://ecsoc.msses.ru).
показывает некоторое сходство с характерными чертами японского рынка: в Японии трудно начать новое дело, если тебя никто не знает (даже при наличии хорошей идеи); японские фирмы предпочитают покупать у компаний, которые они знают и с которыми могут выстраивать долгосрочные отношения26. Вместе с тем есть существенное различие между двумя рассматриваемыми рынками: если на японском рынке аутсайдеру трудно встроиться в сети экономических взаимоотношений, то на якутском рынке такое вполне возможно, но - с единственной оговоркой - при правильном построении стратегии и механизма внедрения на рынок. Дело в том, что Якутия не так мононациональна, как Япония, где более 90% населения - это японцы. Многонациональность населения накладывает свой отпечаток на экономику республики: она не так закрыта и достаточна гибка. В качестве примера хотелось бы привести историю успешного вхождения в систему якутского рынка аутсайдера без социальных связей. В середине 1990-х гг. свое дело в Якутске открыл индиец, потомственный бизнесмен в сфере алмазогранильной промышленности. Сперва ему пришлось столкнуться с трудностями, связанными с тем, что с ним неохотно заключали договора поставщики, банковские, промышленные предприятия и прочие акторы местного рынка. Основная причина заключалась в том, что его никто не знал и у него не было того уровня социальных и родственных сетей, который необходим для ведения успешного бизнеса в Якутии. Индиец не собирался легко расставаться со своей идеей и предпринял следующие действия, нацеленные на завоевание местного рынка: во-первых, активное освещал свою деятельность в средствах массовой информации; во-вторых, налаживал деловые и личные контакты с политической и бизнес-элитой республики; в-третьих, произвел грамотный подбор высшего звена менеджеров из числа знатоков якутского алмазного рынка; в-четвертых, оказывал меценатскую и спонсорскую помощь. Мероприятия по созданию имиджа дали значительные результаты, сейчас данный предприниматель прочно закрепился на местном рынке и дела его идут достаточно успешно. Таким образом, родственный, унаследованный (либо приобретенный) социальный капитал - главные стартовые условия для успешного ведения бизнеса в регионе.
Сильная приверженность сельской экономики традиционному укладу. Законы городского и сельского рынка в Якутии существенно различаются. Если первый ориентирован на инновации, то второй - более консервативен. Основная причина - в различии городского и сельского типов мышления (менталитета), укладов жизни. Понятие «менталитет» (от лат. mens, mentis - ум, мышление, образ мысли) означает психический склад ума, характер мышления, свойственный отдельным индивидуумам и социальным группам . Уклад жжизни обобщающая характеристика условий, образа, стиля жизни.
Основные различия городского и сельского менталитетов - в различных парадигмах мировосприятия. Сельский менталитет базируется на традиционном мировосприятии и демонстрирует приверженность к якутским народным традициям. Как отмечает Э. Гидденс, «традиционным культурам свойственно почитание прошлого, и символы ценятся потому, что содержат и увековечивают опыт поколений»28. Жизнь на селе ближе к общинным принципам и отличается неформализованностью общения и контактов. Городской менталитет далек от традиций, жизнь горожанина основывается на общественных принципах, общение между индивидами более формализовано и дистанцировано. Как уже отмечалось ранее, потребительское поведение городских жителей близко к стереотипу
26 Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 49-58 (http://ecsoc.msses.ru).
27 См.: Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте РС(Я), 1995. С. 3.
28 Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 101-122.
потребительского поведения члена «общества потребления», которое возникает вследствие всеобщей глобализации, универсализации символов потребления. Потребительские предпочтения сельских жителей ближе к традициям и более аскетичны.
Доказательством приверженности сельских жителей традиционному образу жизни является и то, что сельчане, как основные носители национальной культуры, в повседневном и деловом общении предпочитают использовать родной язык. Горожане в лучшем случае знают только основы разговорного якутского языка и в деловом общении чаще используют русский язык.
В улусной экономике ведущую роль играет аграрный сектор: в традиционных сельскохозяйственных улусах деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств является основой экономики. Экономика городов базируется в основном на промышленности. Городское и сельское предпринимательство также имеют ряд различий, более подробные характеристики особенностей предпринимательства в городе и на селе будут рассмотрены в следующей главе. Таким образом, сельской экономике Якутии свойственна низкая степень ориентированности на введение инноваций, что влечет за собой замедление темпов развития улусной экономики.
Идеализация государственной власти, сильная политизированность экономики и строгая вертикальная иерархия. Еще с начала XX в. в социальном составе якутского населения в особую когорту выделялись «тойоны» - богачи, начальники. В современной Якутии также весьма высок престиж политиков, управленцев, публичных людей. Принадлежность к органам государственной власти открывает доступ к реальным и скрытым рычагам влияния на политические и экономические процессы в регионе. Наиболее влиятельные люди - это политики высшего звена руководства республики, руководители крупных национальных промышленных предприятий. Влиятельность чиновника определяется прежде всего его положением в иерархии органов власти. В то время как в Германии, США и Сингапуре статус начальника базируется, в первую очередь, на высоком качестве его труда. Главенство власти характерно также и для японского социального порядка29.
Принцип строгой вертикальной иерархии, свойственный якутской политике и экономике, является следствием идеализации государственной власти. Распоряжения спускаются от верхнего уровня к нижним, так как считается, что «начальству виднее». Как показывает практика, следование данному принципу не всегда дает продуктивные результаты (например: республиканские социальные программы «2000 добрых дел» и «Здоровый образ жизни»).
Социально-экономические и политические преобразования в постсоветском пространстве в конце XX в. повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. За достаточно короткий период в российском обществе возникли совершенно новые социальные группы, увеличился разрыв между богатыми и бедными, изменилось представление о престижности профессий, появились новые возможности и пути повышения социального статуса, совершения вертикальной мобильности. Наибольший научно-исследовательский интерес в последнее время направлен на изучение новых групп в социальной структуре общества: элиты, предпринимателей, маргиналов. В данном параграфе особое внимание хотелось бы уделить вопросам формирования региональной политической и экономической элиты, так как основные экономические и политические рычаги влияния в республике принадлежат именно представителям этих групп. В результате реализации экспертного интервьюирования «Политическая и бизнес-элита Якутии» были получены интересные выводы об особенностях формирования и составе республиканской элиты. Исследование было проведено в г. Якутске в мае 2002 г. с целью выявления основных представителей республиканской политической и
29 Макаренко В. Экономическая аксиология: опыт исследования экономических культур // Общество и экономика. 2002. № 6. С. 163.
бизнес-элиты и определения степени их влиятельности в сфере политики и бизнеса. Была использована методика экспертных оценок, которая позволила получить наиболее полную информацию от компетентных лиц. В экспертную группу было включено 23 человека. Среди опрошенных экспертов: руководящие сотрудники исполнительных органов власти (8,7%), руководители промышленных и финансовых организаций (21,7%), депутаты различного уровня, представители политических партий (8,7%), бизнесмены (30,4%), ученые, руководители средств массовой информации (30,5%).
В исследовании применялась методика экспертных оценок уровня влиятельности представителей политической и экономической элиты по 11 заданным критериям. При оценке уровня влиятельности применялась десятибалльная шкала (10 - максимальная оценка, 1 - минимальная). Выявление среднего балла позволило составить рейтинговый список как по уровню влиятельности политиков или бизнесменов в целом, так и по отдельным критериям.
Определение понятия «политическая элита». Экспертный опрос позволил создать обобщенный образ политика, принадлежащего к политический элите. По мнению экспертов, это прежде всего профессионал, имеющий специальную подготовку, опыт политической деятельности. Это тот политик, который, по словам главного редактора одной из газет, «...хотя бы раз прошел через горнила выборов». Профессионализм проявляется в том, чтобы четко представлять перспективы развития общества и уметь доводить эту информацию до населения. Политики, принадлежащие к элите, в своих взглядах, суждениях и действиях должны выходить за границы общественного устройства одного субъекта государства. Депутат Городского собрания отметил, что «...общество в настоящий момент живет в век глобализации, политическая элита должна в своих действиях исходить из международных отношений России и других государств, чтобы формировать внутреннюю политику региона».
В целом, политическая элита, по мнению экспертов, состоит из людей, обладающих реальной властью, влияющих не только на политический, но и на другие социальные институты общества. Это своего рода «клан», который складывается на демократической основе, имеет твердые принципы и способен взрастить следующее поколение публичных политиков.
Высказанные мнения подтверждают научное определение понятия «политическая элита»: «Политическая элита - это социальная группа с референтным легитимно привилегированным статусом, характеризующаяся высокой степенью доступа к актуальным ресурсам власти». Все респонденты высказали мнение, что в Республике Саха (Якутия) такой слой существует, и предположили, что в политическую элиту может входить президент и руководители правительства, депутаты, главы городских и улусных администраций, лидеры политических партий, руководители общественных организаций и крупных республиканских средств массовой информации.
Определение понятия «бизнес-элита». Республиканский бизнес, как и любое сообщество, имеет свою иерархию. Фундамент «пирамиды иерархии» республиканского бизнеса составляют скорее всего так называемые «челноки», занимающиеся перепродажей товаров, а на верхушке находятся наиболее влиятельные, крупные предприниматели. Если на вопрос о существовании в республике политической элиты все эксперты дали положительный вопрос, то вопрос о наличии бизнес-элиты некоторых опрашиваемых поставил в затруднительное положение. Был выявлен следующий спорный момент: можно ли считать, что бизнес-элита в республике существует, если основу ее составляют руководители крупных государственных предприятий, не являющиеся собственниками-владельцами?
Наиболее частотными определяющими категориями понятия «бизнес-элита», по мнению экспертов, являются:
- влияние на общее государственное устройство и экономические процессы;
- влияние на мнение политической элиты;
- профессионализм, исходящий из приблизительно десятилетнего опыта ведения бизнеса (это срок, который соответствует постперестроечному периоду и условиям трансформирующегося общества);
- доступ к материальным ресурсам государства;
- экономическая и политическая независимость.
К бизнес-элите эксперты относят лиц, прогрессивно мыслящих в области новых технологий, представляющих перспективы развития не только своего предприятия, но и всего экономического устройства региона и государства, ориентированных не только на личные интересы, а способных выступать в качестве меценатов и учредителей.
26,1% от общего числа экспертов отметили, что в Республике Саха (Якутия) нет бизнес-элиты, так как нет крупного частного бизнеса, отвечающего данным требованиям. Оставшиеся считают, что на настоящий момент такой слой начинает формироваться или уже сформировался. По мнению экспертов, основу республиканской бизнес-элиты составляют руководители основных бюджетообразующих отраслей, управляющие крупными компаниями регионального либо российского уровня. Эксперты отмечают, что бизнес-элита зачастую оказывает влияние на политику республики, и приводят в качестве примера такие организации, как «АЛРОСА», «Якутскэнерго», «Саханефтегаз», «Якутуголь», «Якутия» и др.
Эксперты упомянули небольшое количество частных предпринимателей-собственников, которых можно отнести к бизнес-элите. Частный предприниматель с 10-летним опытом работы в бизнесе отметил одно интересное личностное качество, которым, по его мнению, должен обладать бизнесмен, принадлежащий к элите, - «интеллигентное происхождение»: «...сын рабочего никогда не сможет войти в какой-либо слой элиты». Однако это утверждение можно считать спорным, так как постперестроечный период «дикого капитализма» позволил многим предпринимателям подняться на одну и несколько ступеней выше по социальной лестнице.
Итак, можно сделать вывод, что республиканская бизнес-элита на данный момент представлена в большей степени руководителями государственных и полугосударственных промышленных организаций, а также акционерных обществ.
Основной целью исследования было выявление круга лиц, относящихся к республиканской политической и бизнес-элите. Экспертам было предложено назвать политиков и бизнесменов, которых они относят к представителям политической и бизнес-элиты. По результатам экспертного опроса был составлен список политиков и бизнесменов, относящихся, по мнению экспертов, к региональной политической и бизнес-элите.
Региональная политическая элита. Полученный список республиканской политической элиты можно разбить на 3 условные группы.
1. «Ядро» (менее 8 человек). По количеству упоминаний лидируют нынешний и экс-президент РС(Я). На 3-й позиции находится вице-президент РС(Я). В ядро элиты также включены наиболее активные и значимые депутаты Ил Тумэн. На «верхушке» политической элиты - представители исполнительной и законодательной власти.
2. «Внутренняя группа» (10 человек). Глава администрации г. Якутска, депутаты Ил Тумэн.
3. «Внешняя группа» (более 10 человек). Политики всех ветвей власти. Можно выделить следующие характеристики якутской политической элиты:
- малочисленность и закрытость «ядра» элиты;
- увеличение численности групп по направлению от «ядра» к внешнему кругу;
- разделение политической элиты на несколько конкурирующих элит;
- достаточно высокая степень корпоративной солидарности внутри конкурирующих элит.
Региональная бизнес-элита. По сравнению с политической элитой, границы принадлежности к республиканской бизнес-элите не столь жестко очерчены, эксперты привели много имен, наблюдалось большое разнообразие ответов. Следует отметить, что более половины бизнесменов были названы по одному разу. Среди наиболее часто прозвучавших имен - руководители следующих предприятий: ООО «Виктория», «Якутэнерго», «СахаИнвест», «АЛРОСА», ФАПК «Якутия», «Саханефтегаз», ТЗК «ЯКОЛ», «Якутгазпром», «Якутуголь», Банк «СИР», ТОО «Вести», «Алмазэргиэнбанк», «Сахабулт», «Якутцемент» и др.
Итоговый анализ позволил прийти к выводу, что в республике сложилась бизнес-элита, которая несколько отличается от первоначального, традиционного понятия. Основные характерные черты якутской бизнес-элиты следующие.
1. Основу республиканской бизнес-элиты составляют представители «государственного бизнеса», не являющиеся собственниками предприятий.
2. Руководитель крупного государственного акционерного предприятия чаще всего назначается на должность правящей политической элитой, поэтому на руководящей должности не всегда бывает «руководитель-предприниматель», достаточно часто встречается «руководитель-политик».
3. Если крупный государственный бизнес представлен достаточно широко, то частный бизнес ограничивается узким кругом предпринимателей, что выталкивает «предпринимателей-собственников» на периферию бизнес-элиты и делает затруднительным «уравнивание» и сравнение этих двух групп.
4. В силу перечисленных факторов республиканский бизнес весьма политизирован.
Таким образом, главенство и влиятельность государственной политической власти распространяется и на сферу экономики, предпринимательства. Соблюдается строгая вертикальная иерархия в решении экономических вопросов, наибольшая политизированность наблюдается в отраслях добывающей промышленности. На вершине промышленной иерархии находится алмазодобывающая отрасль во главе с главным бюджетообразующим предприятием республики - АК «АЛРОСА». Современный частный бизнес имеет интересы, которые могут быть реализованы только через механизм государственной власти. В сфере предпринимательства заметно в увеличение числа бизнесменов, входящих в число политиков, депутатов республиканского и городского уровня, что говорит о стремлении к лоббированию интересов предпринимательских кругов при принятии ключевых экономических законопроектов.
Относительная доступность и открытость управленческого звена. Как уже отмечалось, восточному типу управления свойствен общинно-корпоративный принцип. В Японии, например, руководители и подчиненные связаны сильными эмоциональными обязанностями, подчиненные рассчитывают на доверие и любовь руководителей, система управления аналогична связи старшего и младшего брата30. В Якутии придерживаются больше восточного общинного типа отношений, что делает управленческое звено более доступным и открытым для рядового работника. Одной из причин является малонаселенность городов республики. По данным Росстата, на 1 января 2002 г. в самом крупном городе Якутии -
Макаренко В. Экономическая аксиология: опыт исследования экономических культур. С. 165.
г. Якутске проживает 232,73 тыс. человек31. Из-за небольшой численности и плотности населения большое внимание уделяется личному кругу знакомств, связям, происхождению человека, т.е. зачастую эти факторы оказывают решающее влияние при приеме на работу и продвижении. Вопрос о происхождении - это первый вопрос, который задают при знакомстве с незнакомым человеком и по ответу на который можно получить достаточно исчерпывающую информацию. Культурные различия и характерные черты, свойственные выходцам из различных улусов, за многие годы выработались в своеобразные стереотипы восприятия. Выходцы из вилюйской группы улусов, например, считаются более активными в достижении намеченных целей, также им приписывается большая степень приверженности к клановости и взаимоподдержке. Внутри вилюйской группы улусов есть подразделение на сунтарских, нюрбинских, верхневилюйских и вилюйских якутов, причем каждой подгруппе приписываются отдельные стереотипы характера.
В организации сильна роль человеческого недистанцированного общения. Личная беседа с человеком может дать более плодотворные результаты, и главное - это добиться такой встречи с интересующим представителем управленческого звена. Нередки случаи, когда на работу устраивались, «зайдя с улицы» и поговорив в начальством. Таким образом, демографические, исторические и культурные факторы сформировали в Якутии близкий к восточному общинный тип управления.
Резюмируя, следует отметить, что устоявшаяся на данный момент в регионе система этнокультурного разделения труда, характеризующаяся склонностью коренного населения к неиндустриальным видам труда, и самобытная хозяйственная этика народа саха, берущая начало в религиозно-мировоззренческом комплексе ценностей, являются предпосылками развития в Якутии особенного вида малого предпринимательства, связанного прежде всего с непроизводственными видами труда, со сферой услуг и традиционным сельским хозяйством.
31 Социальное положение и уровень жизни населения РС(Я): Статистический сборник // Госкомстат РС(Я). Якутск, 2002. С. 41.