Научная статья на тему 'Этнокультурное образование в условиях современного социума'

Этнокультурное образование в условиях современного социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
805
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ETHNO CULTURAL FORMATION / NATIONAL PEDAGOGIES / TRADITIONAL RUSSIAN CULTURE / STATE NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Л. Г.

Статья является результатом теоретического осмысления проблем этнокультурного образования. Рассмотрены вопросы наполнения содержания этнокультурного образования и его воспитательное влияние на подрастающее поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO CULTURAL FORMATION IN THE CONTEXT OF THE MODERN SOCIETY

The article is the result of theoretical judgments of problems of ethno cultural formation. Questions of the maintenance of ethno cultural formation and its influence on the new generation are described.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование в условиях современного социума»

УДК 008:39; 008:351.858

Л. Г. Тимошенко

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Статья является результатом теоретического осмысления проблем этнокультурного образования. Рассмотрены вопросы наполнения содержания этнокультурного образования и его воспитательное влияние на подрастающее поколение.

Ключевые слова: этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура, образовательная политика государства.

История возникновения и развития теории этнокультурного воспитания и образования в России свидетельствует о том, что его решению во все времена уделялось и уделяется особое внимание. Следует отметить и то, что проводимая государством политика в области образования определила основные его принципы, среди которых - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине. Реализация этих принципов неразрывно связана с высоким уровнем духовной культуры, эстетическим развитием человека, с его способностью воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации [1-3] определены цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, а также ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Данный документ, опираясь на современные представления о природе этничности и объективных тенденций ее развития сегодня, помогает определить приоритеты национальной образовательной политики Российской Федерации. Национальное воспитание в этом документе рассматривается как целостный процесс, создающий предпосылки для всестороннего и многогранного учебно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающий формирование, развитие и воспитание у подрастающего поколения качеств, которые дают возможность жить и трудиться в новых социально-экономических условиях. Исходя из этого, можно предположить, что этнокультурное образование и воспитание, призванное удерживать национальную традицию и реализующее принцип защиты и развития национальных культур, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с национальной культурой и историей.

Историко-педагогический анализ этнокультурного воспитания показал, что в процессе получения образования обучающиеся осваивают культурные ценности, и, следовательно, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека, являясь одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

В разное время к проблеме этнокультурного воспитания и образования обращались такие исследователи, как Б. Т. Лихачев [4], Т. А. Костюкова [5], Т. В. Поштарева [6], Г. Н. Волков [7], А. С. Каргин [8], С. М. Малиновская [9], рассматривающие этнокультурное образование как помощь школьникам в овладении культурой своего народа и во взаимодействии с представителями других национальностей.

Основываясь на том, что этнокультурное образование направлено на сохранение и возрождение национальной культуры и традиций своего народа, в качестве примера обратим внимание на традиционную русскую культуру. Формируясь на протяжении веков в экстремальных условиях, русский народ выработал уникальную материальную и духовную культуру. В ходе многовековой воспитательной практики у русского народа сложилась и своя система

воспитания. Народная педагогика стремилась научить детей чувствовать красоту окружающих предметов, видеть и различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое в поведении людей и героев произведений устного художественного творчества и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Русский народ создавал и сохранял богатое словесное, музыкальное, хореографическое и декоративно-прикладное искусство. Его жанры интуитивно были основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп и способствовали привитию навыков поведения в детском коллективе, а также приобщению каждого нового поколения к национальной традиции.

Анализ средств традиционной русской культуры позволил выявить потенциальные воспитательно-образовательные возможности традиционной русской культуры, которые и сегодня можно с успехом применять в гражданско-патриотическом, эстетическом, трудовом и нравственном воспитании подрастающего поколения.

Одно из первых мест в гражданском воспитании детей занимали былины - эпические песни о славном героическом прошлом русского народа. В них в поэтической форме отражалась защита русскими людьми родной земли, и прежде всего борьба с печенегами, половцами, татарами. Приукрашенные гиперболизацией монументальные образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Самсона Самойловича и других богатырей воспринимались детьми как нравственно-эстетический идеал, как модель гражданского поведения. В подвигах богатырей подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств, веры в силу народа, в торжество красоты и справедливости.

Сказки также составляли важную часть народной педагогической культуры. В них всегда изображался красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. Сказки помогали верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

В сказках дети знакомились также с пословицами и поговорками, загадками и вопросами на смекалку. Педагогическое значение пословиц и поговорок было огромно. Они несли познавательную, эмоциональную и эстетическую функции. Их популярность среди детей заключалась в присущей им особенности эстетического отражения действительности, в вымысле, в том, что они подавались и принимались слушателями прежде всего как поэтический вымысел, как игра фантазии. В этом заключалась их эстетическая функция. Пословицы, поговорки и сказки имели определенную дидактическую направленность. Они всегда были обращены к действительности, обобщали народный житейский опыт, пропагандировали добро, справедливость, правду. Своеобразные поэтические обороты речи в сказках и пословицах усиливали эстетическое воздействие на детей, а увлекательность сюжета, образность и забавность являлись такими особенностями сказок, которые усиливали их эффективность как средства эстетического воспитания.

Одним из самых популярных средств формирования музыкальной культуры детей были русские народные песни. С раннего возраста дети слушали песни: пела мать, укачивая ребенка в колыбели, пела сестра, убирая помещение, пела бабушка, скручивая пряжу, тихо напевал отец за какой-либо работой. Песни были призваны скрашивать долгую и утомительно-монотонную работу, снимать усталость и в известной степени развлекать работающих. В них всегда присутствовало эстетическое начало, а реализация утилитарного назначения была связана с эстетической действенностью песни: чем художественно совершеннее произведение, тем успешнее оно облегчало труд, снимало усталость. Дети, находясь под воздействием большого

песенного богатства, подражая старшим, исполняли нетрудные песни или пели свои детские песни. Раннее приобщение детей к народному песенному творчеству прививало им любовь к родным мелодиям, способствовало росту музыкальной культуры.

Русские народные танцы тоже играли важную роль в воспитании подрастающего поколения. Взрослые всячески стимулировали стремление детей научиться танцевать, так как в танцах выражались нравственные и эстетические идеалы, эмоциональные впечатления от окружающего мира, о взаимоотношениях людей. В танце раскрывалось уважение к женщине, предельное внимание к ней и учтивость. Впечатления, получаемые в процессе восприятия красивых и точных движений, не проходили бесследно для чувств и разума детей, они развивали и обогащали их духовный мир, укрепляли физически и являлись важным средством воспитания, средством передачи от поколения к поколению художественного опыта, который накапливался столетиями.

Важными средствами образования и воспитания, с помощью которых народная педагогика давала детям знание родного языка, были пестушки, потешки и прибаутки, считалки и небольшие песенки, которые исполнялись ими во время игр. Служа средством информации об окружающем мире, подобные стихи меткими словами, метафорами передавали красоту изучаемых явлений, формировали эстетическое отношение детей к этим явлениям, прививали любовь к культуре родного языка.

Загадки - своеобразный диагностический инструментарий для определения умственных способностей детей, развивая в ребенке догадливость и сообразительность, заставляли размышлять о связях между явлениями и предметами окружающего мира и, следовательно, их эстетической ценности. Кроме того, дети посредством загадок открывали для себя поэзию окружающего мира. Образы самых прозаических вещей и предметов в загадках были красочны, звучны: «Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес» (сорока). Действительность представлена в загадках в изменениях, в смене состояний: «На дворе горой, а в избе водой» (снег). Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы были занимательны для детей всех возрастов.

Трудовое воспитание в народной педагогике всегда было взаимосвязано с эстетическим воспитанием. Эстетические начала выступали не как сопутствующие, а как необходимые характеристики трудового воспитания. Поэтому цель и смысл трудового воспитания детей и молодежи народная педагогика видела в формировании убежденности в необходимости труда как источника человеческой жизни, в том, чтобы научить их трудиться, превратить труд в насущную необходимость для них. Народная педагогика воспитывала возвышенное отношение к трудовой деятельности человека, ставя ее выше какой-либо другой деятельности. Это делалось с помощью бесед, рассказов, сказок в которых люди труда характеризовались как самые гуманные, добрые, преданные интересам общества, верные своему слову. Внесение эстетических элементов в организацию трудовой деятельности, в условия ее осуществления и, главное, в результат - продукт труда - имело большое значение в трудовом воспитании подрастающего поколения. Этой же задаче служили и народные трудовые праздники, посвященные весенним полевым работам, сбору урожая и т.д.

Русская народная педагогика много внимания уделяла формированию эстетического отношения к человеческим взаимоотношениям и поступкам. Народ учил детей оценивать человеческие поступки не только с точки зрения их нравственной ценности, но и эстетической. Поэтому для русского народа вежливость и тактичность были важнейшими нормами культурного поведения. Согласно правилам Домостроя вежливость проявлялась у человека во всем: в словах, в интонации голоса, в приветливой улыбке и выражении лица, в характере выражения эмоций и внимании к человеку. Вежливость и тактичность облегчали взаимное общение,

помогали людям быстрее и лучше понять друг друга, делали совместную жизнь и деятельность приятнее, интереснее, результативнее.

Требование вежливости подразумевало не только знание человеком определенных норм и внешних форм их выражения. Вежливость, по нравственным и эстетическим представлениям в народе, - это гармоничное сочетание внутренней культуры человека с внешними формами ее проявления.

Важным средством воспитания в народной педагогике был быт семьи. Сюда входила предметная обстановка в повседневной жизни, а также одежда и пища. Первые впечатления, которые ребенок получал в самом раннем возрасте, исходили из мира вещей, который был сотворен самим человеком для себя и окружал его. Предметная обстановка, окружающая ребенка, отвечала не только таким качествам вещей, как польза, прочность, экономичность, но и эстетическим требованиям. Она должна была быть красивой, радующей глаз человека и вместе с тем способной создавать особый психологический климат, помогающий человеку легко и радостно исполнять все свои практические дела в окружении и с помощью этих вещей. Дети рано начинали принимать участие в изготовлении различных предметов и украшений дома. Их учили шить, вышивать, плести узоры, плести корзинки, изготавливать простейшие предметы быта. Красивые девичьи наряды, женская и мужская одежда производили сильное впечатление на воображение детей. Все это содействовало зарождению и развитию у них чувства прекрасного и стремления к созданию красоты вокруг себя с самого раннего возраста.

Одной из важнейших задач воспитания в русской народной педагогике было воспитание любви и бережного отношения к природе, т.е. ее эстетическое освоение. Г. Н. Волков [7], автор многих работ по этнопедагогике, отмечал, что на самой примитивной ступени развития человечества красота природы была первой и единственной красотой, пробудившей первое, самое простейшее эстетическое чувство древнего человека.

Согласно народному мировосприятию, мир един. Растения, животные, люди - это создания природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому для народной педагогики было естественным абсолютное неприятие негативных действий к природе. Красота природы для человека состояла не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в этих явлениях положительного человеческого содержания. Благодаря очеловечиванию природы, превращению ее в человеческую действительность стало возможным ее духовное, в том числе и эстетическое, освоение.

Важным средством социальной организации, передачи и закрепления в традиции правил и норм поведения являлись обряды, церемонии и ритуалы. Особое значение придавалось присутствию детей и молодежи на коллективных трапезах, где они могли ознакомиться со сложной техникой поведения за столом, с содержанием тостов, песен, преданий, легенд. Затем все увиденное и услышанное на этих собраниях воспроизводилось в детских играх.

Игра была важным средством всестороннего развития ребенка, способом познания окружающего мира, и в то же время она укрепляла физические силы ребенка. Игровые переживания способствовали формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни, в игре воспитывалось уважение к труду взрослых, проявлялись и развивались творческое воображение, способность к замыслу, вырабатывалась эстетика поведения. Детские игры были чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. Во всех играх дети сами выбирали тему игры, развивали ее сюжет, распределяли между собой роли, подбирали нужные игрушки. Все это происходило в условиях правильного руководства со стороны взрослых в целях возбуждения инициативы, активности детей, развития их творческой фантазии. Игры являлись своеобразным импровизированным детским театром, где каждый

«артист», подражая взрослым, старался проявить свои самые лучшие качества, развивал способности, вырабатывал и закалял характер, учился жить в семье, в коллективе, в обществе.

В народной педагогике целенаправленно формировались знания об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях. Детей знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, об уважении предков и др.). Чувство связи с героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей становились неотъемлемыми элементами мировоззрения и национального самосознания. В таком заочном диалоге с прошлым дети приобретали чувство взаимной связанности с другими людьми, «солидарность поколений», у них формировалось чувство национального самосознания.

На основании проведенного анализа можно заключить, что разумное использование педагогического и культурно-исторического потенциала традиционной русской культуры на современном этапе развития общества за счет комплексного воздействия на эмоционально-чувственную сферу обучающихся через устное народное творчество, декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды русского народа, народные игры, русский народный костюм позволяет формировать ценностное отношение к русской культуре и истории, интерес к художественно-творческой деятельности и развивать художественно-творческие способности обучающихся.

Использование произведений различных жанров фольклора в качестве художественных эталонов позволяет ребенку структурировать фольклорное пространство, выделять опорные характеристики, в результате сравнения с которыми вновь услышанного материала происходит его узнавание и усвоение.

Изучение традиционной русской культуры целесообразно осуществлять через комплексный подход восприятия произведений фольклора, пение, народную хореографию, игру на музыкальных инструментах, театрализацию. Комплексный подход, суть которого видится в возможности выражения различными средствами единого содержания, занимает все более существенные позиции в изучении традиционной русской культуры. Данный подход позволяет осуществлять включение детей в художественно-образную систему народной культуры и с целью овладения ее нормативно-ценностными категориями посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально-фольклорных занятий; организации народных праздников на традиционной основе; использования семейно-групповых форм освоения традиции: посиделки, чаепития, встречи для игр, гостевания и др.

Ожидаемый результат заключается в том, что у обучающихся через познание своей традиционной культуры в процессе художественно-творческой деятельности воспитывается:

- чувство национального самосознания и толерантное отношение к культуре других народов;

- формируется интерес к художественно-творческой деятельности и потребность в этнокультурной рефлексии;

- формируется потребность к самосовершенствованию и самореализации;

- формируется ценностное отношение к истории и культуре своего народа.

Таким образом, учет свойств традиционной русской культуры (традиционность, устность, вариативность), а также современное понимание сущности народных традиций, к которым относятся уклад жизни, отношение к окружающей среде и ее природным богатствам, обрядово-праздничные традиции, память о предках, уважение к старшим, сохранение семейных реликвий, духовно-нравственные идеалы позволяют с успехом использовать их в содержании этнокультурного образования подрастающего поколения.

Список литературы

1. Громыко Ю. В., Алексеев Г. Н., Бабух Л. В. и др. Национальная доктрина развития российского образования // Учительская газета. 1996. 2-8 апреля.

2. Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. 60 с.

3. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Российское образование. 2007. № 1. С. 4959.

4. Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 2007. № 9. С. 60-65.

5. Костюкова Т. А. Региональный компонент содержания образования: традиции и перспективы // Региональный компонент содержания образования в сельской школе / под ред. В. М. Белоусова, Е. Е. Сартаковой, Н. А. Шумиловой. Томск, 2000. Т. 1. С. 5-12.

6. Поштарева Т. В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 10. С. 9-11.

7. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.

8. Каргин А. С. Прагматика фольклористики: сборник статей, докладов, эссе. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. 384 с.

9. Малиновская С. М. Особенности воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного пространства // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7. С. 8487.

Тимошенко Л. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: Timss@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 20.12.2012. L. G. Timoshenko

ETHNO CULTURAL FORMATION IN THE CONTEXT OF THE MODERN SOCIETY

The article is the result of theoretical judgments of problems of ethno cultural formation. Questions of the maintenance of ethno cultural formation and its influence on the new generation are described.

Key words: ethno cultural formation, national pedagogies, traditional Russian culture, state national policy.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: Timss@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.