Научная статья на тему 'Этнокультурная ситуация в Нижнем Поволжье в IV В. До Н. Э'

Этнокультурная ситуация в Нижнем Поволжье в IV В. До Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САВРОМАТСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАННЕСАРМАТСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИНКРЕТИЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ХРОНОЛОГИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / SAUROMATIAN ARCHEOLOGICAL CULTURE / EARLY SARMATIAN ARCHEOLOGICAL CULTURE / SYNCRETIC COMPLEXES / CHRONOLOGY / PERIODIZATION / LOWER VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Павел Михайлович

Анализируется этнокультурная ситуация в Нижнем Поволжье в IV в. до нашей эры. Выделяется три группы погребений в этом регионе в IV в. до н. э.: погребения савроматской археологической культуры, раннесарматские погребения и синкретичные комплексы. Приводится обоснование такого деления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concentrates on the ethnic and cultural situation in the Lower Volga region in IV c. B. C. The author investigates three groups of burials in this region, belonging to sauromatian archeological culture, early sarmatian archeological culture and syncretic complexes. The author gives sound arguments for his classification.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная ситуация в Нижнем Поволжье в IV В. До Н. Э»

© П.М. Соколов, 2009

УДК 930.26(470+571) ББК 63.48(2)

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

В IV в. ДО н. э.

П.М. Соколов

Анализируется этнокультурная ситуация в Нижнем Поволжье в IV в. до нашей эры. Выделяется три группы погребений в этом регионе в IV в. до н. э.: погребения савроматской археологической культуры, раннесарматские погребения и синкретичные комплексы. Приводится обоснование такого деления.

Ключевые слова: савроматская археологическая культура, раннесарматская археологическая культура, синкретичные комплексы, хронология, периодизация, Нижнее Поволжье.

В истории существования савроматской археологической культуры Нижнего Поволжья на IV - первую четверть III в. до н. э. приходится очень сложный период. В это время в степях Нижнего Поволжья начинает изменяться этнокультурная ситуация, что нашло отражение в инвентаре и обряде археологических комплексов. В IV в. до н. э. здесь существовали и взаимодействовали две археологические культуры (см. рис. 1). Поэтому статья разделена на две части. Одна будет посвящена анализу комплексов, относимых к савроматской археологической культуре, а другая - синкретичным комплексам (то есть погребениям, в обряде и инвентаре которых сочетаются как савроматские, так и раннесарматские черты).

ПОГРЕБЕНИЯ САВРОМАТСКОЙ

АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

IV в. ДО н. э.

Для савроматских погребений, датируемых IV в. до н. э., наиболее характерны следующие категории погребального инвентаря (см. рис. 2):

1. Сочетание в одном колчанном наборе бронзовых втульчатых трехлопастных, трехгран-но-трехлопастных и трехгранных наконечников

стрел со сводчатыми головками и выступающими втулками, сводчатыми головками и обрезанными втулками и наконечников стрел с треугольными головками вытянутых пропорций.

2. Преобладание в колчанных наборах бронзовых втульчатых наконечников стрел над железными втульчатыми.

3. Мечи с брусковидным навершием и узким бабочковидным перекрестием, а также мечи с простым антенным навершием и узким бабочковидным перекрестием.

4. Глиняные лепные сосуды, максимальный диаметр тулова которых находится в средней части, горло отогнутое - дно выделенное, горло отогнутое - дно не выделенное, горло прямое - дно выделенное.

5. Глиняные лепные сосуды, максимальный диаметр тулова которых находится в нижней части, горло отогнутое наружу - дно не выделенное.

Погребения, которые содержали указанные типы категорий погребального инвентаря, были датированы IV в. до н. э. и отнесены к савроматской археологической культуре.

Погребения савроматской археологической культуры IV в. до н. э. встречаются лишь в междуречье Волги и Дона (см. рис. 1). В основном они происходят из тех могильников, которые использовались во второй половине VI -

V в. до нашей эры. Количество могильников с савроматскими погребениями в этот период сокращается. Вероятно, это связано с появлением новых кочевых групп и перераспределением территорий кочевания.

А

I________I________I________I

могильник, где встречены погребения всех периодов савроматской культуры, а также синкретичные комплексы;

- могильник, где встречены погребения 1-го и 2-го периодов савроматской культуры и синкретичные комплексы;

(_.) - могильник, где встречены погребения 2-го и 3-го периодов савроматской культуры и синкретичные комплексы;

Л - могильник, где встречены погребения 2-го периода савроматской культуры и синкретичные комплексы;

- могильник, где встречены только погребения савроматской культуры 3-го периода;

- могильник, где встречены только синкретичные комплексы.

Рис. 1. Археологические памятники савроматской культуры (IV в. до н. э.) и синкретичные погребения (IV до н. э.) в междуречье Волги и Дона и в Заволжье:

1 - Первомайский; 2 - Кривая Лука; 3 - Жутово; 4 - Элистинский; 5 - Аксеновский; 6 - Цаган-Усн;

7 - Соленое Займище; 8 - Сайхин; 9 - Торгунское; 10 - Эльтон; 11 - Шебалино; 12 - Зунда-Толга;

13 - Березовка; 14 - Кондраши

Рис. 2. Погребения савроматской археологической культуры IV - 70-х гг. III в. до н. э.:

1 - Соленое Займище 3/1; 2 - Элистинский 37/2; 3 - Кривая Лука XIV 33/1; 4 - Аксеновский II 14/1;

5 - Аксеновский II 16/1; 6 - Аксеновский II 20/1; 7 - Цаган-Усн VIII 1/8; 8 - Аксеновский I 3/1;

9 - Аксеновский I 9/1; 10 - Аксеновский I 12/1; 11 - Кондраши 1/1; 12 - Цаган-Усн IX 1/1; 13 - Кривая Лука VI 1/14

Погребения савроматской археологической культуры IV в. до н. э. чаще всего являются основными в курганах (76 % комплексов). При этом насыпь этих курганов состоит как из земли (53 %), так и из земли с включениями камней (47 %). Такое процентное соотношение значительно отличает эту группу комплексов от более ранних погребений савроматской археологической культуры.

В IV в. до н. э. все савроматские погребения совершались в подпрямоугольных и обширных подквадратных ямах (см. рис. 2), причем погребения в прямоугольных ямах преобладают (61 против 39 %). Погребений в насыпи и в камерных могилах не зафиксировано. Эта черта обряда отличает данные комплексы от группы синкретичных погребений.

В IV в. до н.э. в этой группе комплексов каких-либо следов огня и деревянных конструкций в могилах не зафиксировано.

Такая черта обрядности, как ориентировка погребенного может быть признана культурообразующей. В IV в. до н.э. по-прежнему преобладает западная ориентировка, хотя количество погребений с отклонениями от западного направления увеличивается по сравнению с VI и V вв. до нашей эры. Количество комплексов с восточной ориентировкой погребенного уменьшается. Западную ориентировку погребенного можно признать господствующей на всех этапах развития савроматской археологической культуры. Количество погребений с восточной ориентировкой не превышает 35 %.

Состав напутственной пищи в погребениях савроматской археологической культуры IV в. до н. э. претерпевает некоторые изменения, по сравнению с VI и V вв. до нашей эры. Увеличилось количество погребений, где были обнаружены кости крупного рогатого скота, но уменьшилось число комплексов с костями лошади. Количество погребений с костями мелкого рогатого скота осталось практически неизменным. В ряде комплексов были обнаружены кости собаки. Состав напутственной пищи по-прежнему остается разнообразным, в могилу помещали различные части туши. Их количество и состав зависели от социаль-

ного положения погребенного. Для савроматской археологической культуры на всех этапах ее существования был характерен именно разнообразный не стандартизированный набор заупокойной пищи.

Очевидно, некоторая часть савроматско-го населения в Нижнем Поволжье доживает до 70-х гг. III в. до нашей эры. Это подтверждается датой комплекса Кривая Лука VI 1/14. В этом погребении была обнаружена гераклей-ская амфора с клеймом фабриканта Дионисия, которая датируется 70-ми гг. III в. до нашей эры [5, с. 139] (см. рис. 2, 13).

СИНКРЕТИЧНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ IV в. ДО н. э.

Для синкретичных комплексов IV в. до н. э. наиболее характерны следующие категории погребального инвентаря (см. рис. 3):

1. Преобладание в колчанных наборах бронзовых втульчатых трехгранных, трехлопастных и трехгранно-трехлопастных наконечников стрел с головкой треугольной формы и вытянутых пропорций над наконечниками со сводчатой головкой.

2. Увеличение количества железных втульчатых наконечников стрел, изменение в пользу железных их соотношения с бронзовыми.

3. Мечи без навершия с сердцевидным перекрестием, коротким брусковидным на-вершием и дуговидным перекрестием, дуговидным навершием и дуговидным перекрестием.

4. Наконечники копий, среди которых преобладает форма с листовидным пером без ребра, длина пера превышает длину втулки.

5. Колчанные крючки различных форм.

6. Лепные глиняные горшки с максимальным диаметром тулова в верхней части, дно не выделенное, горло прямое.

7. Лепные горшки с максимальным диаметром тулова в средней части, выделенным дном и прямым горлом.

8. Курильницы.

9. Зеркало в виде диска с валиком по краю.

10. Костяные ложечки, изготовленные из лопаток барана.

11. Представительные наборы бус.

Рис. 3. Синкретичные погребения IV в. до н. э.:

1 - Аксеновский I 5/1; 2 - Эльтон 10/9; 3 - Элистинский 21/1; 4 - Кривая Лука I 1/1; З - Кривая Лука XIV 1б/5; б - Кривая Лука XIV 1б/5; 7 - Кривая Лука XIV 1 б/б; S - Кривая Лука XVI 1/S; 9 - Кривая Лука XVI б/5;

10 - Могута S/3; 11 - Цаган-Усн VIII 1/2; 12 - Зунда-Толга 1/3; 13 - Кривая Лука XIV 1б/7

Погребения, которые содержали указанные типы категорий погребального инвентаря, были датированы IV в. до н. э. и обозначены как синкретичные комплексы.

Применительно к ситуации с археологическими памятниками Нижнего Поволжья в IV в. до н. э., синкретизм - это слитность, нерасчлененность черт погребального обряда двух археологических культур, характерная для начальных стадий их взаимодействия. Она проявляется в сочетании разнокультурных элементов как погребального обряда, так и инвентаря в одном археологическом комплексе (погребении). В случае с синкретичными комплексами IV в. до н. э. из Нижнего Поволжья под синкретизмом, вероятнее всего, нужно понимать влияние пришлого с востока населения на местных кочевников-савроматов, которое проявилось в появлении ряда погребений со смешенными чертами.

Определенную информацию несет наблюдение за распространением синкретичных комплексов в Нижнем Поволжье. Обращает на себя внимание тот факт, что в IV в. до н. э. в Заволжье появляются новые могильники, содержащие только синкретичные погребения (Сайхин, Торгунское, Эльтон, Березовка) (рис. 1, 8-10, 13). В то же время могильники с комплексами савроматской культуры на этой территории исчезают. Это может свидетельствовать о постепенном вытеснении кочевников -носителей савроматской археологической культуры из Заволжья. Также синкретичные комплексы встречаются до Маныча (Зунда-Толга).

В вопрос о взаимодействии носителей савроматской археологической культуры с племенами, оставившими синкретичные погребения, некоторую ясность вносит тот факт, что многие синкретичные комплексы встречаются в могильниках совместно с савромат-скими погребениями IV в. до нашей эры Некоторые могильники содержат погребения сав-роматской культуры, которые датируются второй половиной VI - V в. до н. э., а в IV в. до н. э. в них появляются синкретичные комплексы (Первомайский, Жутово) (рис. 1, 1, 3). Все это отражает сложный характер взаимодействия савроматских племен с иноэтничным пришлым населением.

В отличие от савроматских погребений IV в. до н. э., синкретичные погребения чаще всего являются впускными. Восприятие принесенных с востока новаций местным савро-матским населением подтверждается тем, что, например, синкретичные погребения появляются и в Аксеновских могильниках (рис.

1, 5). Для группы кочевников-савроматов, оставивших эти курганы, было характерно использование камня при сооружении насыпей. Все синкретичные погребения Аксеновских могильников также располагались под индивидуальными насыпями, сложенными с использованием камня.

В группе синкретичных погребений наиболее распространены погребения в простых прямоугольных ямах (38 %), чуть реже встречаются большие подквадратные ямы (28 %), 23 % погребений было совершено в насыпях курганов и в 11 % случаев зафиксированы камерные могилы. Во всех случаях умерший располагался вытянуто на спине.

Синкретичные погребения резко отличает от единовременных им комплексов савро-матской культуры использование огня в погребальном обряде (14 % при отсутствии этой черты обряда в единовременных савроматс-ких погребениях) и применение дерева в могильных конструкциях (14 % также при полном отсутствии этой черты обряда в савро-матских погребениях IV в. до н. э.).

По своей ориентировке синкретичные погребения существенно отличаются от единовременных им комплексов савроматской культуры. В частности, в этой группе гораздо реже встречается ориентировка погребенного строго в западный сектор. Большое распространение получает юго-восточная ориентировка костяка. Следует отметить, что погребения с ориентировкой в южный сектор в этой группе значительно преобладают. При этом строго южная ориентировка не получила широкого распространения.

Также достаточно сильные различия между синкретичными и савроматскими погребениями фиксируются при анализе состава напутственной пищи. Кости животных были обнаружены в 42 % синкретичных погребений (в единовременных савроматских комплексах этот показатель составил 62 %). В синкретичных комплексах абсолютно преобладают ко-

сти мелкого рогатого скота. Значительно реже, чем в савроматских комплексах, встречаются кости лошади и чуть чаще кости крупного рогатого скота. При этом состав напутственной пищи также не стандартизован. В могилы помещаются различные части туш животных. Но все чаще встречаются кости ноги и лопатки барана.

Опираясь на приведенное выше описание погребального обряда и инвентаря синкретичных комплексов IV в. до н. э. из Нижнего Поволжья, можно выделить ряд признаков синкретичности:

- Сочетание диагонального положения костяка, южной ориентировки и разнообразной напутственной пищи.

- Сочетание западной ориентировки костяка и подбойной могилы.

- Сочетание широтной ориентировки могильной ямы с раннесарматским погребальным инвентарем (курильницы, зеркала с валиком по краю диска, колчанные крючки, мечи с изогнутым наверши-ем и перекрестием и пр.).

Для того чтобы логика выделения синкретичных погребений была более наглядной, следует привести ряд примеров. В погребении 9 кургана 10 могильника Эльтон костяк погребенного располагался по диагонали большой подпрямоугольной ямы и был ориентирован головой на ЮЮВ (рис. 3, 2). В этом погребении был найден меч с изогнутым навер-шием и перекрестием, набор втульчатых железных и бронзовых наконечников стрел, глиняный сосуд, наконечник копья и кости крупного и мелкого рогатого скота в качестве напутственной пищи. В этом комплексе сочетаются раннесарматская южная ориентировка и диагональное положение погребенного с сав-роматской традицией помещения в могилу разнообразной напутственной пищи.

В погребении 3 кургана 8 могильника у лимана Могута костяк погребенного был ориентирован головой на запад и помещен в подбойной камере (рис. 3, 10). Инвентарь этого погребения представлен набором бронзовых втульчатых наконечников стрел, мечом, форма навершия и перекрестия которого не восстанавливаются, наконечником копья, ворвор-ками, трубчатой костью и альчиком барана, а также ребрами лошади. В данном комплексе

савроматская ориентировка погребенного и традиция помещать в могилу разнообразную напутственную пищу сочетается с новой формой могильной ямы - подбоем, характерной для Южного Приуралья.

В погребении 1 кургана 21 могильника Элистинский костяк погребенного был ориентирован головой на запад, располагался вытянуто. При нем был обнаружен набор железных и бронзовых втульчатых наконечников стрел, колчанный крючок, меч с прямым на-вершием и изогнутым перекрестием и глиняный сосуд с округлым приплюснутым туло-вом и высоким прямым горлом (см. рис. 3, 3). В данном комплексе сочетаются савро-матский погребальный обряд и ряд новых, раннесарматских, категорий инвентаря: колчанный крючок, меч с изогнутым перекрестием.

Так как синкретизм является проявлением восприятия местным поволжским сав-роматским населением черт обряда и инвентаря пришедших с востока кочевников, необходимо в общих чертах рассмотреть примеры этих восточных комплексов.

В археологической литературе в качестве региона - источника миграции в Нижнее Поволжье IV в. до н. э. принято видеть Южное Приуралье [2, с. 125-127]. Демографическая ситуация в этом регионе обострилась в связи с переселением туда кочевников из Южного Зауралья, что добавило новые черты в формирующуюся там раннесарматскую культуру [2, с. 128]. Южное Зауралье и Южное Приуралье стали теми регионами, где сформировались такие черты раннесарматской культуры, как южная ориентировка, подбойные захоронения, помещение в могилу в качестве напутственной пищи передней ноги и лопатки барана. Эти черты фиксируются в Южном Зауралье и Южном Приуралье во второй половине V - IV в. до н. э., что соответствует стадии С, или раннепрохоровскому этапу зауральского варианта прохоровской культуры по А.Д. Таирову [6, с. 3-8, рис. 4, 5, 7-9]. В это же время в этих регионах распространяются мечи с изогнутым навершием и перекрестием, зеркала с валиком по краю диска, костяные ложечки из лопаток баранов и пр. [6, рис. 7 и 9]. Таким образом, можно признать, что миграция племен - носителей раннесарматских традиций происходила с востока из

Южного Приуралья, подпитываемая переселениями туда кочевников из Южного Зауралья.

Доказательством наличия этой миграции является появление в Нижнем Поволжье целого ряда погребений, совершенных по раннесарматскому обряду. К этой группе можно отнести целую серию комплексов из Новоузен-ского могильника, комплексы Сайхин 1/1, Капитанский 7/1, Жутово 34/4, 5, 6, Березовка 4/ 1, Торгунское 1/1, Новая Квасниковка, погр. 1, Лятошинка 5/10, Новоникольское 3/3, Вертячий 6/3 и пр. В указанных погребениях были зафиксированы такие черты погребального обряда, как южная и ортогональная ориентировка, могилы с камерами (подбойные и дро-мосные). В этих комплексах были обнаружены мечи с изогнутым навершием и перекрестием, костяные ложечки из лопаток барана, круглодонная керамика с примесью талька в тесте, зеркала с валиком по краю диска [3, рис. 4-9]. Эти раннесарматские комплексы восточного происхождения распространяются не только в Заволжье и Нижнем Поволжье. Целый ряд таких погребений встречается на Нижнем Дону [1, с. 61-63, рис. 1]. В.П. Глебов приводит достаточно узкие даты для некоторых комплексов Нижнего Дона восточного происхождения: Азов 3/2 - конец IV - начало III в. до н. э., Ясырев I 1/2 - середина -вторая половина IV в. до н. э., Житков II 3/2 -вторая половина IV - начало III в. до н. э., Сладковский курган 4 - 20-е гг. IV в. до н. э., Сладковский курган 25 - IV в. до н. э. [1, с. 62], погребение в г. Новочеркасске - ^-Ш вв. до н. э. [4, с. 156-160]. То есть узко датированные комплексы относятся в основном ко второй половине IV - началу III в. до нашей эры. Раннесарматская миграция в Нижнее Поволжье началась в IV в. до н. э., и лишь ко второй его половине новые кочевые племена достигли Нижнего Дона.

Таким образом, IV в. до н. э. в Нижнем Поволжье датируются:

1. Савроматские погребения.

2. Целый ряд синкретичных комплексов.

3. Погребения восточного южноприуральского происхождения.

При этом и те, и другие, и третьи могут встречаться в одних и тех же могильниках. Но имеется несколько чисто савроматских

могильников IV в. до н. э. (Соленое Займище, Кондраши), целый ряд новых могильников, содержащих только синкретичные погребения (Сайхин, Эльтон, Зунда-Толга), и несколько могильников, содержащих только раннесарматские комплексы (Березовка, Новоузенск, Лятошинка, Новоникольское, Новая Квасни-ковка, Капитанский).

В обряде и инвентаре как синкретичных комплексов, так и савроматских погребений IV в. до н. э. (в первых более, во вторых менее) прослеживается приуральское влияние: южная ориентировка, деревянные конструкции, курильницы, обкладки деревянных сосудов, костяные ложечки, колчанные крючки и пр. Появление синкретичных комплексов в IV в. до н. э. в Нижнем Поволжье связано с переселением сюда каких-то групп кочевого населения из Южного Приуралья. С этими миграциями и связаны новации в обряде и инвентаре.

Тот факт, что синкретичные комплексы встречаются в старых савроматских могильниках, свидетельствует о восприятии частью местного населения как обрядовых традиций и религиозных представлений, так и некоторых категорий инвентаря пришельцев.

Приведенные выше факты говорят о том, что в процессе формирования новой раннесарматской культуры в Нижнем Поволжье приняли участие как мигранты, так и часть местного савроматского населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глебов, В. П. Специфика становления раннесарматской культуры на Нижнем Дону / В. П. Глебов // Региональные особенности раннесарматской культуры : материалы семинара Центра изучения истории и культуры сарматов. - Вып. II. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2007. - С. 59-83.

2. Клепиков, В. М. Сарматы Нижнего Поволжья в ГУ-Ш вв. до н. э. / В. М. Клепиков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2002. - 216 с.

3. Клепиков, В. М. Формирование раннесарматской культуры в Нижнем Поволжье / В. М. Клепиков // Региональные особенности раннесарматской культуры : материалы семинара Центра изучения истории и культуры сарматов. - Вып. II. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 37-59.

4. Максименко, В. Е. Раннесарматское погребение в Новочеркасске / В. Е. Максименко, Е. И. Савченко // Смирнов, К. Ф. Сарматы и утвер-

ждение их политического господства в Скифии / К. Ф. Смирнов. - М. : Наука, 1984. - С. 156-161.

5. Монахов, С. Ю. Греческие амфоры в Причерноморье. Типология амфор ведущих центров-экспортеров товаров в керамической таре : каталог-определитель / С. Ю. Монахов. - М. ; Саратов : Киммерида, 2003. - 352 с.

6. Таиров, А. Д. Периодизация памятников ранних кочевников Южного Зауралья VII - II вв. до н. э. / А. Д. Таиров // Сарматские культуры Евразии: проблемы региональной хронологии : доклады к V Международной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории». - Краснодар, 2004. - С. 3-21.

ETHNIC AND CULTURAL SITUATION IN THE LOWER VOLGA REGION IN IV c. B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P.M. Sokolov

The article concentrates on the ethnic and cultural situation in the Lower Volga region in IV c. B. C. The author investigates three groups of burials in this region, belonging to sauromatian archeological culture, early sarmatian archeological culture and syncretic complexes. The author gives sound arguments for his classification.

Key words: sauromatian archeological culture, early sarmatian archeological culture, syncretic complexes, chronology, periodization, Lower Volga region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.