Научная статья на тему 'Этнокультурная компетентность в структуре профессионально значимых качеств специалиста социальной сферы'

Этнокультурная компетентность в структуре профессионально значимых качеств специалиста социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швецов М. Ю., Жиляева М. С.

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития этнокультурной компетентности и раскрывается ее место в структуре профессионально значимых качеств специалиста социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF SIGNIFICANT QUALITIES OF THE SPECIALISTS OF SOCIAL AREA

The article examines actual problems of ethnocultural competence’s development and shows its place in the structure of professionally important qualities of a specialist in social area.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная компетентность в структуре профессионально значимых качеств специалиста социальной сферы»

УДК 364.044

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

М.Ю. ШВЕЦОВ, М.С. ЖИЛЯЕВА

Читинский государственный университет, институт социально-политических систем,

г. Чита, Российская Федерация

Введение. Одной из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях, является развитие и место этнокультурной компетентности в структуре профессионально значимых качеств специалистов социальной сферы [1, с. 58]. Значимость данной проблемы определяется тем, что вследствие включения психологической науки в социальную практику и необходимости осуществления профессиональной деятельности в различной, в том числе и многонациональной среде, ставит перед специалистом социальной сферы, оказывающим социально-психологическую помощь населению в виде психологического консультирования, задачу развития этнокультурной компетентности.

Основная часть. Этнокультурная компетентность определяется нами как умение понимать и взаимодействовать с клиентами из другой этнокультурной среды [2, с. 34]. В условиях понятийного плюрализма, свидетельствующего о сложности и многоаспектности рассматриваемой проблемы, подобное толкование представляется вариативным при рассмотрении научной проблематики определения системообразующих признаков компетентности молодого специалиста - выпускника вуза, а также сущностном определении данной ключевой категории в научной литературе [3-7].

Этнокультурная компетентность представляется особенно значимой в многонациональных регионах, так как специалисту социальной сферы приходится работать с клиентами, происходящими из другой этнической среды, которая может отличаться от этнической среды консультанта. В подобной ситуации этнокультурная компетентность специалиста проявляется в осознании собственного мировоззрения, личностных особенностей, в понимании собственных этнопсихологических особенностей и этнической толерантности, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения, особенностей других профессионалов и клиентов, в индивидуальной и культурной эм-патии, уровне социальной приемлемости и социальной экспансивности [7, с. 18].

Исследование этнокультурной компетентности в структуре профессионально значимых качеств специалиста социальной сферы при подготовке к психологическому консультированию в многонациональном регионе проводилось поэтапно на базе Читинского государственного университета, института социально-политических систем, социально-психологического факультета в период с 2005 по 2009 гг. Объем экспериментальной выборки составил 140 студентов, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа» (русские - 112 - 80%, буряты - 20 - 14%, другие национальности - 8 - 6%) из них 98 девушек - 70% и 42 юноши - 30%; контрольная группа - студенты специальности «Социальная работа» - 40 чел (русские - 32 - 80%, буряты - 5 - 12.5 %, другие национальности - 3 - 7.5%) из них 12 юноши - 30% и 28 девушек - 70 %; всего 180 человек.

На первом этапе нами были исследованы показатели выраженности профессионально значимых качеств на уровне характерологических особенностей и социально-психологических качеств личности.

В основе профессионально значимых качеств специалиста лежат индивидуальные психологические характеристики, которые выступают важнейшими предпосылками успешности его деятельности. Выраженность этих характеристик в большой степени определяет специальные способности к данному виду профессиональной деятельности. Поскольку профессия социального работника имеет ярко выраженный социальный аспект, то и индивидуально-психологические характеристики специалистов этого вида деятельности должны быть социально направленными. В результате исследования характерологических особенностей социальных работников по тесту Р. Кеттелла нами было выделено, контрольная и экспериментальная группы отличаются по факту наличия корреляции индивидуального профиля испытуемых с усредненным типовым профилем

профессиональной группы, который был составлен на основе экспертной оценки ведущих специалистов социальной сферы Забайкальского края и описанным Р. Кеттеллом.

Сравнительный анализ полученных данных позволил выявить статистически значимую степень достоверности различий между показателями контрольной и экспериментальной групп по факторам В, С, I, L,M,N, О, Q1, Q4, и факторами второго порядка QП, QШ, QIV.

В первую группу вошли студенты специальности «Социальная работа», чей индивидуальный профиль коррелирует с типовым профессиональным профилем, отличает наличие следующих характерологических особенностей: развитое логическое мышление, сообразительность, эмоциональная устойчивость, зрелость, спокойствие, рациональность, самостоятельность, коммуникабельность, тактичность, уверенность в себе, невозмутимость. Эти характеристики во многом определяют профессионально значимые качества специалиста социальной сферы. Так как у экспериментальной группы их выраженность оказалась выше, чем у контрольной, то следует, что у студентов специальности «Социальная работа» первой группы профессионально значимые качества развиты в большей степени.

Для проверки уровня осознанности своих личностных качеств и способностей, а также для оценки выраженности степени ответственности за результаты практической деятельности нами использован опросник УСК (уровень субъективного контроля). Анализ достоверности различий показателей двух групп выявил наличие высокой степени различий по четырем шкалам: общей интернальности, интернальности в области достижений, интернальности в области производственных отношений и интернальности в области межличностных отношений. Значение показателей по этим шкалам у экспериментальной группы также оказались выше, чем у контрольной группы. Социальные работники экспериментальной группы, чьи индивидуальные профили коррелируют с типовым профессиональным профилем, обнаружила более выраженные личностные и социально-психологические характеристики, определяющие профессионально-значимые качества социального работника. Им, как правило, свойственны коммуникативная компетентность, более высокий уровень познавательной активности, индивидуальная и культурная эмпатия, самокритичность, интенциональность, альтруизм.

Мы полагаем, что указанные различия между двумя группами будущих специалистов социальной сферы могут быть объяснены разницей в продолжительности обучения по данной специальности: у контрольной группы - 0.8 года, у экспериментальной группы - 4.4 года (р = 0.0001). Проведенный корреляционный анализ подтвердил взаимосвязь показателей продолжительности обучения с отдельными факторами Р.Б. Кеттелла.

Таким образом, есть основания утверждать, что развитие профессионально значимых качеств социального работника происходит в процессе обучения в вузе.

На втором этапе, с целью выявления структуры этнокультурной компетентности были определены основные критерии: личностно-коммуникативный критерий - способность к культурной эмпатии, этническая толерантность, социальная приемлемость, социальная экспансивность, эмоциональная стабильность; деятельностный критерий включал профессиональную компетентность, рационализм, интенциональность, коммуникативную компетентность, альтруизм, познавательную активность, а также способность применить полученные знания в ходе прохождения практики. Исследования, проведенные при помощи методики исследования уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова, методики исследования уровня социальной дистанции по шкалам Э. Бодгаруса, О.Л. Романовой, В.Н. Павленко и С.А. Талгина, Л.Г. Почебут и анализ успеваемости студентов специальности «социальная работа» по учебным дисциплинам «Основы психологического консультирования», «Этнопсихология» и результаты прохождения учебной и производственных практик, показали динамику развития этнокультурной компетентности будущих социальных работников в процессе подготовки к психологическому консультированию в многонациональном регионе до проведения тренинга этнокультурной компетентности - 4 курс и после проведения тренинга этнокультурной компетентности - 5 курс, а также сопоставление данных с контрольной группой - 1, 2 курс, где данный тренинг не проводился.

Рассмотрены особенности этнической идентичности населения Забайкальского края на примере студентов специальности 040101.65 - «Социальная работа» с точки зрения этнофункционально-го подхода, такие, как декларируемая национальная принадлежность, возраст и способ осознания национальной принадлежности, которые показали, что структура декларируемой национальной принадлежности, возраст, способ осознания испытуемых говорит о развитости когнитивного и эмоционально-оценочного компонента этнической самоидентификации (91.2%), а следовательно, вовлеченности в социальную жизнь и культурную практику этнической группы.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблематика развития и определения места этнокультурной компетентности в структуре подготовки будущих специалистов социальной сферы является значимой, что обусловливается как затребованностью достижений и методических разработок психологической науки в социальной практике, так и самой сущностью реализуемой профессиональной деятельности социальных работников в полиэтнической среде. Осуществленное научное исследование позволило выявить динамику процесса развития этнокультурной компетентности студентов в ходе их обучения. Определяемая статистически значимая связь компонентов этнокультурной компетентности и профессионально значимых качеств студентов - будущих специалистов социальной сферы указывает на то, что этнокультурная компетентность занимает центральное место в системной структуре этих качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Практикум. / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 208 с.

2. Стефанеко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999. - 320 с.

3. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. -Кемерово: КемГУ, 1999.

4. Тарас, А.Е. Психология национальной нетерпимости / А.Е. Тарас. - Минск: Харвест, 1998. - 560 с.

5. Тимохин, В.В. Методика выявления этнофункциональных рассогласований и нарушений психического онтогенеза / В.В. Тимохин // Журнал прикладной психологии. - 2002, № 3. - С. 12 - 21.

6. Яницкий, М.С. Техники психологического консультирования: Методические указания / М.С. Яницкий.

- Кемерово: КемГУ. - 1997. - с. 49.

7. Domino, G. Primary process thinking in dream reports as related to creative achievement / G. Domino // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1976. - № 44. - P. 929 - 932.

8. Sullivan, H.S. The interpersonal theory of psychiatry / H.S. Sullivan. - New York: W.W.Norton & Company.

- 1953. - p. 345.

ETHNOCULTURAL COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF SIGNIFICANT QUALITIES OF THE SPECIALISTS OF SOCIAL AREA

M.U. SHVETSOV, M.S. ZHILYAEVA

Summary

The article examines actual problems of ethno- cultural competence's development and shows its place in the structure of professionally important qualities of a specialist in social area.

© Швецов М.Ю., Жиляева М.С.

Поступила в редакцию 20 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.