Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 40-44. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 11. P. 40-44.
Научная статья УДК 316.72:373
https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.5
Этнокультура в школьном образовании сквозь призму цифровизации Светлана Александровна Мадюкова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (ИФПР СО РАН), Новосибирск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3295-1778
Аннотация. В статье анализируются специфика этнокультурного образования и влияние цифрови-зационных процессов на сохранение и трансляцию этнических культур. Изучена роль социального института образования в трансляции этнокультурного знания посредством публичных каналов. Зафиксировано, что культурная трансмиссия в современном обществе диверсифицирована, поскольку приватные (в первую очередь семейные) каналы оказались неспособны ответить на современный запрос на этнокультурное знание, что привело к смене акторов трансляции этнокультуры (от старшего поколения в семье - к публичным людям: политикам, ученым, педагогам и т. д.). Современная молодежь зачастую получает знания об этнокультурных традициях посредством публичных каналов, таких как Интернет, средства массовой информации, система образования. Анализ особенностей курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на портале «Российская электронная школа» позволил выявить содержательные перекосы в объеме информации по тематическим блокам курса: около трети всего курса посвящено специфике православия, что можно интерпретировать в смысловой связке с тенденциями к культурной гомогенизации общества и популяризацией ценностей русской этнической культуры как государствообразующей.
Ключевые слова: этническая культура, этничность, неотрадиционализм, образование, социальный институт, цифровизация, Российская электронная школа
Для цитирования: Мадюкова С.А. Этнокультура в школьном образовании сквозь призму цифровизации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 40-44. https://doi.org/10.24158/spp.2022.115.
Original article
Ethnoculture in School Education through the Prism of Digitalization Svetlana A. Madyukova
Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IPL SB RAS), Novosibirsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3295-1778
Abstract. The article analyzes the specifics of ethnocultural education and the impact of digitalization processes on the preservation and translation of ethnic cultures. The role of the social institution of education in the translation of ethnocultural knowledge through public channels is studied. Fixed that cultural transmission in modern society is diversified, because private (primarily family) channels were unable to respond to the modern demand for ethnocultural knowledge, which led to a change of actors of ethnic culture transmission (from the older generation in the family - to public people: politicians, scientists, educators, etc.). Modern youth often acquire knowledge about ethnocultural traditions through public channels such as the Internet, the media, and the educational system. Analysis of the course "The Essentials of Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" on the Russian E-School portal revealed content bias in the amount of information on the thematic blocks of the course: about a third of the course is devoted to the specifics of Orthodoxy, which can be interpreted in a semantic connection with the trend towards cultural homogenization of society and popularization of values of Russian ethnic culture as the state-forming.
Keywords: ethnic culture, ethnicity, neotraditionalism, education, social institution, digitalization, Russian e-school
For citation: Madyukova, S.A. (2022) Ethnoculture in School Education through the Prism of Digitalization. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 40-44. Available from: doi:10.24158/spp.2022.11.5 (In Russian).
Введение. Современное общество обладает рядом специфических характеристик, таких, например, как общий динамический тип развития, лавинообразное ускорение темпов обмена информацией, повышение уровня мобильности населения и изменение векторов миграционных волн, а также особенности процесса глобализации и формирования нового постглобального мироустройства с унифицирующими тенденциями с одной стороны и усилением форм фрагментации с другой. Одним из оснований для такого рода фрагментации стало обращение к этническим культурам, увеличение запроса на этнокультурное знание, возрастание значимости этнической
© Мадюкова С.А., 2022
идентичности и воспроизводства этничности. Исследование механизмов сохранения и трансляции этнокультур в рамках неотрадиционалистской парадигмы выступает одним из трендовых направлений отечественного социогуманитарного знания в XXI в. (см., например: Анжиганова, 2013: 181-182; Мадюкова, Попков, 2011; Попков, Тюгашев, 2020, а также проект «Российские модели архаизации и неотрадиционализма»1).
Этнокультурный неотрадиционализм и образование. Не ставя перед собой задачу описать в данной работе весь комплекс специфических характеристик неотрадиционализма, отметим, что в рамках неотрадиционалистской теории анализируются формы трансформации и адаптации этнокультурных традиций к условиям современности, а также способы и каналы их трансляции. Одной из особенностей этнокультурного неотрадиционализма является трансформация механизмов такой трансляции со смещением уровней значимости публичных и приватных каналов передачи социокультурного опыта, когда приватные (в первую очередь семейные) каналы оказались неспособны ответить на современный запрос на этнокультурное знание, что привело к смене акторов трансляции этнокультуры (от старшего поколения в семье - к публичным людям: политикам, ученым, педагогам и т. д.). Сегодняшняя молодежь зачастую получает знания об этнокультурных традициях посредством публичных каналов, таких как Интернет, средства массовой информации и, разумеется, система образования, что привело к содержательной трансформации смысловой связки «образование - этнокультура» от взаимоисключающего понимания (либо образованный, либо живущий по этнокультурным традициям) к взаимоопределяющему (получение знаний об этнокультуре осуществляется преимущественно в системе образования). Также в наших исследованиях, которые были проведены в регионах южной Сибири (Алтай, Тува, Хакасия) в конце 2000-х гг., респонденты - представители учащейся молодежи - выделяли систему образования как существенно значимый в современных условиях канал получения знаний о традициях и обрядах своего народа (Мадюкова, Попков, 2011: 114). Таким образом, этнокультурное образование в школе является важным актуальным механизмом сохранения этнического, языкового и культурного многообразия и может включать изучение языка, литературы, истории, музыки, хореографии, изобразительного искусства конкретного народа, способствуя формированию и развитию этнокультурной идентичности посредством приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры (Жиркова, 2015: 234).
Важно понимать, что на территории современной России проживают представители более 180 этносов и этнических групп, традиции которых не автономны в своей социальной практике, а взаимосвязаны, служа фундаментом для формирования единого социокультурного поля, оказывающего влияние на интегративные процессы российского социума. Сегодня в России сохранение многонациональности осознается как необходимая компонента общественного развития, что закреплено в таких важных государственных документах, как Конституция РФ (ст. 3)2, Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. (п. «б» ст. 5)3. Вместе с тем в Стратегии неоднократно указывается на необходимость «сохранения русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения», сохранения «русской культурной доминанты», «объединяющей роли русского народа», «этнокультурного развития русского народа» как значимых стратегических ориентиров государственной национальной политики, что подчас позволяет региональными элитам национальных республик трактовать «национальную политику федеральных властей как ассимиляционную» (Юсупова, Озерова, 2021: 158). В данной работе мы не будем подробно останавливаться на возможности исследования этнокультуры как социального института (подробнее см.: Мадюкова, 2022), однако отметим, что многоаспектное взаимодействие институтов образования и этнокультуры дополнительно усложняется в процессе координации политическим институтом: в Федеральном законе «Об образовании в РФ» зафиксировано, что цели и задачи этнокультурного образования определяют государство и региональные органы власти4.
1 Ламажаа Ч.К. Сибирский федеральный округ [Электронный ресурс] // Российские модели архаизации и неотрадиционализма : науч.-исслед. база данных. 2014. URL: http://www.neoregion.ru/sfo.html (дата обращения: 16.11.2022).
2 Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения: 16.11.2022).
3 Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : с изм. на 6 дек. 2018 г. Доступ из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов «Консорциум Кодекс».
4 Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 : с изм. на 7 окт. 2022 г. Ст. 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ. Особенности получения теологического и религиозного образования // Там же. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 16.11.2022).
В рамках данного исследования мы обратимся к анализу курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), учебной дисциплины, введенной Министерством образования в школьную программу с 2015 г. в целях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, которая, сообразно положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1 на период до 2025 г., определяет приоритетным «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Коновалова, Подберезная, 2021: 151).
Отметим, что значительная часть научных публикаций, посвященных курсам ОДНКНР и «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), носят методический характер (см., например: Макшанова, 2018; Якимчук, 2019; и др.), а в некоторых подобных работах такие курсы понимаются как курсы по православию: «сегодня вхождение православной культуры в школу -объективная реальность» (Иванищева, Мелехова, 2021: 369); «работа по преподаванию предметов православного цикла <курсив наш. - С. М.> в школе интересная и разнообразная, а методы, формы и приемы работы на уроках и во внеурочной деятельности направлены на то, чтобы раскрыть ребятам бескрайний и красочный мир Православия» (Иванищева, Мелехова, 2021: 374). Научная новизна нашего исследования заключается в социально-философском осмыслении взаимосвязи и взаимовлияния таких социальных институтов, как образование, этнокультура и политика, а также цифровизационном фокусе анализа.
Влияние цифровизации на этнокультурный неотрадиционализм. Цифровизацион-ные процессы в последние годы, особенно в период пандемии коронавируса, охватили практически все сферы социального бытия, даже такие неочевидные, на первый взгляд, как межэтнические взаимодействия и этнокультурное развитие. При этом необходимость интеграции современных цифровых технологий в деятельность по сохранению и трансляции этнокультурного наследия осознается на государственном уровне и обсуждалась, например, на Международном форуме пространственного развития, прошедшем в Санкт-Петербурге в 2019 г.2 Нивелирование границ физического пространства, утрата специфики центра и периферии, привязки к типу локальности (город/село, полиэтничный/моноэтничный населенный пункт) являются принципиально новыми характеристиками взаимодействий (включая внутри- и межэтнические) в цифровом пространстве. В спектре публичных каналов трансляции этнокультурного знания значимое место начинают занимать социальные сети, чаты в мессенджерах, а также цифровые образовательные платформы, такие как «Учи.ру», «Якласс», «Яндекс-учебник» и др.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на платформе Resh.edu. В данной работе проведен контент-анализ курса ОДНКНР на платформе «Российская электронная школа»3. Курс включает 34 урока (тексты лекций и видео), сгруппированных в 11 тем. Основанием тематического разделения является религия. Из 34 уроков 12 посвящены христианству (из них 9 - православию), 5 - исламу, 3 - иудаизму, 3 - буддизму, 3 - славянским языческим богам, 1 - католичеству, 0 - верованиям народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На 2 уроках рассматривается светское общество. Важно отметить, что еще 3 урока посвящены русским народным праздникам, сказкам, былинам, частушкам и т. д. Соответственно, несмотря на то что в первых 3 вводных лекциях рассказывается о многонациональном составе России, понятиях «патриотизм», «нравственные и духовные ценности», теориях происхождения человечества, мы видим содержательные перекосы, отражающие тенденции политизации этничности через повышение роли русской культуры и русского языка без учета региональных специфик в практике нациестроительства.
Следовательно, у современной молодежи как основной целевой аудитории потребителей цифрового образовательного контента формируется не только общее представление о полиэт-ничном и поликонфессиональном сообществе россиян, но и отражение «стратегии сегодняшней легитимации власти через обращение к патриотизму, наделенному этнокультурным содержанием» (Юсупова, Озерова, 2021: 152), где декларируется значение русской культуры и русского народа как системообразующего звена единения народов РФ4. При этом в курсе, как уже отмечено, предпочтение отдается содержательному раскрытию особенностей православного течения
1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 23 с. (Серия «Стандарты второго поколения»)
2 Сохранить историческое наследие в городах поможет бизнес [Электронный ресурс] // Сайт фонда «Центр стратегических разработок». 2019. 19 апр. URL: https://www.csr.ru/ru/news/sohranit-istoricheskoe-nasledie-v-gorodah-pomozhet-biznes (дата обращения: 16.11.2022).
3 Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс] // Российская электронная школа. URL: https://resh.edu.ru/special-course/1 (дата обращения: 16.11.2022).
4 Стратегия государственной национальной политики... Ст. 11.
христианства. Как представляется, выделение религии хотя и служит значимой базой структуризации основ духовно-нравственной культуры народов России, но все же не ограничивается им, хотя исследователи и отмечают, что православие является российской «цивилизационной основой, поэтому восстановление традиций, уклада жизни и форм национального опыта, духовное обогащение общества невозможно без обращения к православной традиции» (Иванищева, Мелехова, 2021: 369). Отчасти это представляется справедливым, но в то же время делает невозможным получение определенного объема информации о культуре и религии своего народа для представителей тех этнических групп, которые не позиционируют себя как приверженцы мировых религий (в том числе христианства), а являются, например, язычниками (в данном обучающем курсе есть только урок о языческих богах древних славян). Полагаем, что в данном курсе должна быть в большей степени реализована культурологическая парадигма, способствующая «развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России именно в их целостном единстве, ведь наша страна - уникальное геополитическое образование, созданное совместным историческим творчеством населяющих ее этносов» (Углов, 2020: 53). Таким образом, в курс ОДНКНР на платформе Resh.edu заложена, с нашей точки зрения, задача формирования патриотизма федерального масштаба, с фиксацией значимой роли русского этноса и православной веры в этом процессе, тогда как веер основ культур других этносов, населяющих нашу страну, представлен в существенно меньшем объеме.
Заключение. Результаты анализа позволяют сделать вывод о диверсификации культурной трансмиссии и возрастании значимости публичных каналов трансляции этнокультурного знания, важное место среди которых занимает институт образования. Влияние цифровизационных процессов на данный канал проявляется в повышении популярности цифровых образовательных платформ, где в рамках курсов по основам духовно-нравственной культуры народов России находит отражение государственная национальная политика, проявляющаяся в стремлении к сохранению русской культурной доминанты и ценностей русской этнической группы как государ-ствообразующей.
Список источников:
Анжиганова Л.В. Этническая культура в условиях глобализации: неотрадиционалистский дискурс // Debaty artes liberales. T. VII. Пограничья Евро-Азии / под ред. З. Морохоевой. Варшава, 2013. С. 169-192.
Жиркова З.С. Формирование этнической идентичности учащихся средствами образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 9. С. 233-235.
Иванищева О.А., Мелехова В.Ю. Методический аспект преподавания предметной области ОДНКНР // Будущее науки -2021 : сб. науч. ст. 9-й Междунар. молодежной науч. конф. В 6 т. Т. 3 / отв. ред. А.А. Горохов. Курск, 2021. С. 369-374.
Коновалова Н.Т., Подберезная В.С. Творческий подход в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2021. № 2. С. 151-154.
Мадюкова С.А. Является ли этническая культура социальным институтом? // Respublica Literaria. 2022. Т. 3, № 2. С. 80-92. https://doi.org/10.47850/RL.2022.3.2.80-92.
Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб., 2011. 132 с.
Макшанова А.А. Мифы как один из способов формирования духовных ценностей на дисциплинах ОДНКНР и ОРКСЭ // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике : сб. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа, 2018. С. 126-128.
Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Этнокультурный неотрадиционализм и идентичность в современных социокультурных трансформациях. Новосибирск, 2020. 255 с.
Углов Д.В. О реализации принципов холистического (целостного) подхода в преподавании предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР // Региональное образование: современные тенденции. 2020. № 1 (40). С. 50-54.
Юсупова Г.Н., Озерова К.А. Культурные этнические инициативы и (де)политизация этничности в России // Социология власти. 2021. Т. 33, № 2. С. 147-167. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-2-147-167.
Якимчук И.В. Методическое сопровождение преподавания предметной области ОДНКНР в городе Мурманске // Методист. 2019. № 10. С. 23-26.
References:
Anzhiganova, L.V. (2013) Ethnic culture in the conditions of globalization: neo-traditional discourse. In: Morokhoeva, Z. (ed.) Debaty artes liberales. Vol. VII. Borderlands of Euro-Asia. Warsaw, Artes Liberales, 169-192. (In Russian)
Ivanishcheva, O.A. & Melekhova, V.Yu. (2021) Methodical Aspect of Teaching the Subject Area "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia". In: Gorokhov, A.A. (ed.) Future of Science - 2021: Proceedings of the 9th International Youth Scientific Conference. 9th International Youth Scientific Conf. in 6 Vols. Vol. 3. Kursk, Yugo-Zapadnyi Gosudarstvennyi Universitet, 369-374. (In Russian)
Konovalova, N.T. & Podbereznaya, V.S. (2021) Creative teaching of religious culture, secular ethics and spiritual heritage of Russia's people. Tul'skoe Obrazovatel'noe Prostranstvo. (2), 151-154. (In Russian)
Madyukova, S.A. & Popkov, Yu.V. (2011) The Phenomenon of Sociocultural Neotraditionalism. Saint Petersburg, Aletheya. (In Russian)
Madyukova, S.A. (2022) Is ethnic culture a social institution? Respublica Literaria. 3 (2), 80-92. Available from: doi:10.47850/RL.2022.3.2.80-92. (In Russian)
Makshanova, A.A. (2018) Myths as One of the Ways to Form Spiritual Values in the Disciplines "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia and "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics". In: Sukiasyan, A.A. (ed.) The Problem of Self-Development and Self-Organization Processes in Psychology and Pedagogy: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference. Ufa, Agentstvo Mezhdunarodnykh Issledovanii, 126-128. (In Russian)
Popkov, Yu.V. & Tyugashev, E.A. (2020) Ethnocultural neotraditionalism and identity in contemporary sociocultural transformations. Novosibirsk, NGTU. (In Russian)
Uglov, D.V. (2020) On the implementation of the principles of the cholistic (integral) approach in the teaching of two subjects: Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics and Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia. Regional'noe Obrazovanie: Sovremennye Tendentsii. (1), 50-54. (In Russian)
Yakimchuk, I.V. (2019) Methodological Support for the Teaching of the "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" in the city of Murmansk. Methodist. (10), 23-26. (In Russian)
Yusupova, G.N. & Ozerova, K.A. (2021) Cultural ethnic initiatives and the (de)politicization of ethnicity in Russia. Sociology of Power. 33 (2), 147-167. Available from: doi:10.22394/2074-0492-2021-2-147-167. (In Russian)
Zhirkova, Z.S. (2015) Forming Students' Ethnic Identity through Education. Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences. (9), 233-235. (In Russian)
Информация об авторе С.А. Мадюкова - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=52169
Information about the author S.A. Madyukova - PhD, Senior Research Fellow, Department of Social and Legal Research, Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=52169
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 22.11.2022.